Что такое основы законодательства в строительстве

Трудовое законодательство — это свод законов, содержащих нормы трудового права и регулирующее трудовые отношения.

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты (НПА);
  • коллективный договор между работниками и работодателем.

Что мы получаем в результате действия трудового законодательства:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • право на труд;
  • благоприятные условия труда (безопасность, соблюдение гигиены);
  • право на отдых, выходные и нерабочие дни, обеденный перерыв;
  • предоставление ежедневного обеденного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • четко прописанное каждое действие: устройство на работу, увольнение, повышение квалификации, трудовые споры, охрана труда и так далее.

За что отвечает Трудовой кодекс России

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) — кодифицированный законодательный акт о труде, утвержденный Федеральным законом №197 от 30 декабря 2001 года. Он действует на территории России с 1 февраля 2002 года и принят вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Основные противоречия пожарного законодательства в строительстве и способы их устранения

Ежегодно Кодекс пополняется. Если возникают новые требования трудовой жизни, вносятся изменения и дополнения. Кодекс содержит 424 статьи, 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Это самый главный документ о труде в РФ.

За что отвечает:

  1. Трудовой кодекс устанавливает основные права и обязанности работодателя и работника.
  2. Регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, трудоустройства, социального партнерства и другие.
  3. В нем закреплены правила оплаты и нормирования труда, описан порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан.
  4. Гарантирует работникам право на защиту здоровья, своего достоинства, на социальное страхование, судебную защиту прав и свобод, возмещение вреда, причиненного во время трудовой деятельности.

Общие положения Трудового кодекса

Общие положения прописаны в первом разделе документа и включают в себя 22 статьи. В каждой из них подробно прописаны основы трудового законодательства и трудовые отношения. Главное — предмет рассмотрения права и обязанностей работника и работодателя.

Трудовой Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями на 2022 год можно посмотреть здесь.

Нормативные правовые акты

Основы ТК

Этот раздел формулирует цели и задачи трудового законодательства. В нем изложены основные принципы трудовых отношений.

Например, статья 3 говорит о запрещении дискриминации в сфере труда, статья 4 — о том, что у нас в стране запрещен принудительный труд. Статья 8 посвящена локальным нормативным актам, которые имеет право принимать работодатель.

«Изменения законодательства о контрактной системе в сфере строительства в 2020 году».

Таким образом, этот раздел посвящен порядку действия ТК.

Трудовые отношения

Трудовые отношения возникают, когда заключен трудовой договор. Они включают в себя непосредственно саму работу, оплату труда, соблюдение условий труда, выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

В этой главе описаны все основания, по которым наступают трудовые отношения. Чаще — это трудовой договор. Кроме того, это происходит при избрании на должность, назначении на должность, судебном решении и т.д.

Статья 21 содержит основные права и обязанности работника, статья 22 — обязанности работодателя.

Социальное партнерство

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами власти и местного самоуправления.

Оно нужно для того, чтобы при необходимости можно было вести коллективные переговоры, проводить консультации, создавать комиссии и решать возникающие трудовые вопросы и споры, тем самым повышая уровень эффективности.

Самый яркий пример социального партнерства — это коллективный договор, который заключается между тремя или двумя перечисленными сторонами. Этот документ разрабатывается в процессе переговоров и принимается на общем собрании коллектива.

Читайте также:  Отказ в разрешении на строительство судебная практика

Цель социального партнерства — принятие решений, которые обеспечивают эффективность работы организации и создают систему гарантии трудовых прав работника.

Трудовой договор

Этот документ подробно описан в Трудовом кодексе. Это главный документ, который подписывается работником и работодателем при приеме на работу.

По сути, это двухстороннее соглашение, в котором четко прописано, какую работу будет выполнять работник, сколько ему будет за эту работу платить работодатель.

При этом, обязательным пунктом считается выплата зарплаты не реже двух раз в месяц в определенные дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка.

Очень важны сроки трудового договора: неопределенный и определенный. Надо понимать, если срок в договоре не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В разделе подробно описывается порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Отдельная глава (14) посвящена защите персональных данных работника.

Рабочее время

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности.

В нашей стране законодательно установлена продолжительность рабочего времени. Она не должна быть больше 40 часов в неделю.

Кодекс предусматривает также сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий населения. Например, для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов в неделю. От шестнадцати до восемнадцати лет рабочий день должен составлять не более 35 часов в неделю. Это условие в обязательном порядке прописывается в Трудовом договоре.

В Кодексе установлены нормы работы в ночное время, порядок сверхурочной работы. Также даются понятия о том, что такое ненормированный рабочий день, сменная работа и т.д.

Время отдыха

Это время, которое работник использует по своему усмотрению, т.е не работает. Почему тогда это понятие включено в ТК?

Это право закреплено в статье 37 Конституции РФ, а Трудовой кодекс обеспечивает реализацию этой гарантии.

В ТК перечислены все виды отдыха при осуществлении трудовых обязанностей:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Продолжительность такого отдыха устанавливается отдельными нормативными документами. Например, еженедельные выходные дни должны длиться не менее 42 часов.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику согласно Конституции РФ. Срок отпуска составляет 28 календарных дней. Это минимальный отпуск.

Удлиненный отпуск определяется нормативными документами и предоставляется работниками со специфическими условиями труда, здоровья, возраста. Например, работникам моложе 18 лет отпуск предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня. Работодатель обеспечивает в период отпуска сохранение за работником рабочего места.

Значение Трудового кодекса для общества и государства

Трудовой кодекс — это защита и помощник для каждого из нас. Законы, из которых он состоит, помогают нам достойно отстаивать свои права и соблюдать все нормы и правила.

Если человек, вступая в трудовые отношения, знает и понимает свои права, обязанности, это помогает ему правильно выстраивать отношения на работе и, как результат, способствует успешности его работы.

Руководитель, принимающий человека на работу, обеспечивает все права работника, требует с него работу в рамках трудового договора и оценивает его деятельность по достоинству.

Все вместе это помогает избегать конфликтов, обеспечивает стабильность в обществе.

Источник: wiki.fenix.help

Строительное законодательство

Строительное законодательство — это система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по организации и непосредственного осуществления капитального строительства.

Система нормативно-правовых актов о капитальном строительстве:

Хозяйственный кодекс Украины, в частности гл. 33 «Капитальное строительство» (статьи 317-323 посвящены договора подряда на капитальное строительство, а ст. 324 — договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ) и ст. 331 «Договор на создание и передачу научно-технической продукции», которая включена в главы 34 «Правовое регулирование инновационной деятельности»;

Гражданский кодекс Украины: глава 61 «Подряд», глава62 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»;

Кодекс законов об административных правонарушениях, в частности: гл. 8 — об ответственности за административные правонарушения в сфере строительства, гл. 13 — административных правонарушениях в области стандартизации, качества продукции;

Читайте также:  Коэффициенты при ремонте с технологическими процессами в новом строительстве

Земельный кодекс, в частности правил использования земельных участков под застройку и др.

II. Законы Украины:

• от 18.09.1991 г. «. Об инвестиционной деятельности», который определяет правовые и экономические основы капитального строительства в Украине, а именно:

дает понятие капитальных вложений (ст. 1), определяет их источники (ст. 10);

определяет основные фонды как объекты инвестирования (ст. 4);

определяет субъектов инвестиционной деятельности (ст. 5), их права (ст. 7) и обязанности (ст. S);

определяет договор как правовую форму взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности (ст. 9);

закрепляет правовые формы государственного регулирования в сфере инвестирования (ст. 12);

устанавливает порядок принятия решений по общероссийских инвестиций (которые осуществляются из государственного бюджета) — ст. С;

определяет принципы госзаказа на капитальное строительство (ст. 14);

закрепляет основные принципы государственной экспертизы инвестиционных проектов (ст. 15);

принципы ценообразования в области капитального строительства (ч. 2 ст. 17);

• от 16.11.1992 г. «. Об основах градостроительства», который определяет основные принципы градостроительства как сложной (комплексной) деятельности, включая: планирование, застройку территорий и другое использование территорий; разработку и реализацию градостроительной документации и инвестиционных программ развития населенных пунктов и территорий; определение территорий, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд; осуществление архитектурной деятельности; размещения объектов строительства различного назначения (жилищно-гражданского, производственного, социально-оздоровительного и другого назначения); создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий и населенных пунктов; разработку правовых актов, государственных стандартов, норм и правил, связанных с градостроительством; контроль за соблюдением градостроительной документации и др. (ст. 2), определяет объекты (ст. 3) и субъекты градостроительства (ст. 4), основные требования к градостроительной документации (ст. 5), основные основополагающую сфере градостроительства (статьи 7-15), понятие градостроительной документации и основные требования к ее разработке и реализации (статьи 17-18) и др .;

от 13.12.1991 г. «. О научной и научно-технической деятельности», согласно которому выполнение проектных и изыскательских работ относится к научно-технической деятельности (ст. 1);

от 14.10.1994 г. «. Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства»; устанавливает ответственность за нарушение требований специального строительного законодательства как исполнителями (по договору подряда или инвестором-застройщиком, осуществляющим строительство хозяйственным способом), так и заказчиком по договору подряда на капитальное строительство;

от 10.02.1995 г. «. О научной и научно-технической экспертизе» (определяет основные принципы проведения научно-технической экспертизы, включая экспертизу инвестиционных программ и проектов строительства);

от 20.05.1999 г. «. Об архитектурной деятельности», согласно которому объекты строительства должны соответствовать установленным архитектурным требованиям, при выборе исполнителей могут организовываться конкурсы, осуществление контроля за соблюдением установленных архитектурных требований и инвестиционного проекта может осуществляться при участии архитектора как разработчика проекта и др.;

от 20.04.2000 г. «. О планировании и застройке территорий» устанавливает требования к строительной площадке, инвестиционного проекта строительства на соответствие его утвержденному плану застройки соответствующего населенного пункта, обязанность застройщика (инвестора или уполномоченного им лица) получить необходимый для проектирования разрешение на строительство объектов градостроительства в соответствии с установленным порядком (ст. 24), а также разрешение на выполнение строительных работ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружений (ст. 29);

от 22 декабря 2006 года «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда»;

III. Нормативно-правовые акты Президента Украины, в частности: указы Президента Украины от 03.03.2006 г.. № 185/2006 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья и стабилизации ситуации на первичном рынке жилья», от 10.04.2006 г. «. О план первоочередных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности «и др.

IV Постановления Кабинета Министров Украины;

Положение о государственном архитектурно-строительный контроль, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 1993 Хе 225;

от 25.11.1999 г.. № 2 137 «Об утверждении Порядка проведения архитектурных и градостроительных конкурсов»;

Читайте также:  С чем можно сравнить строительство

от 6 сентября 2000 № 1 401 «Об утверждении Типового положения об управлении капитального строительства областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации»;

от 27 декабря 2001 № +1764 «Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства»;

от 18 января 2003 № 56 «О делегировании полномочий по стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов»;

от 22 сентября 2004 № 1243 «О Порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов»;

Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 01.09.2005 г.. № 668;

от 18.10.2006 г.. № 1434 «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции»;

Положение о Государственной архитектурно-строительной инспекции, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 18 октября 2006 № 1434;

Положения о Министерстве регионального розпитку и строительства Украины, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 16 мая 2007 № 750

Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 31 октября 2007 № 1269

V. Ведомственные нормативно-правовые акты:

приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины № 112/182 от 13.09.2001 г. «. Об утверждении Лицензионных условий осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей) «;

приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 24.02.2003 г.. № 27/12 «Об утверждении Порядка издания и распространения нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов»;

приказ Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 16.07.2003 г.. № 112 «Об утверждении Порядка рассмотрения Госстроем Украины инвестиционных программ и проектов строительства, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины»;

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию средств противопожарной защиты и систем отопления, оценки противопожарного состояния объектов, утв. приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций 01.09.2004 № 99/33; и др.

В системе строительного законодательства большой удельный вес принадлежит технико-экономическим нормам, содержащимся в строительных нормах и правилах (государственных, ведомственных, региональных), стандартах (государственных, ведомственных), технических условиях:

Государственные строительные нормы (ДБН) — разрабатываются на продукцию, процессы и услуги в области градостроительства (изыскания, проектирование, строительство, реконструкции, планировки и застройки населенных пунктов и территорий), а также в области организации, технологии, управление и экономики строительства; утверждаются Минрегионстроем Украины.

Ведомственные строительные нормы (ВБИ) — разрабатываются заинтересованными ведомствами по согласованию с Минрегионстроем Украины, при отсутствии ДБН, а также необходимости установления требований, превышающих или дополняют требования ДБН, с учетом специфики деятельности организаций и предприятий этого ведомства.

Региональные строительные нормы (РСН) — содержат региональные правила застройки населенных пунктов и территорий; разрабатываются местными государственными администрациями по согласованию с Минрегионстроем Украины.

Государственные стандарты (ГОСТ) устанавливают организационно-методические и общетехнические требования к объектам инвестирования, в том числе строительства и промышленности продукции строительного назначения, обеспечивая их разработку, производство (изготовление) и эксплуатацию (использование) утверждаются соответствующим хозяйственным ведомством, а в сфере строительства — Минрегионстрой Украины.

Технические условия (ТУ) устанавливают требования к конкретным видам промышленной продукции строительного и другого назначения, ее использования, упаковки, маркировки, приемки, контроля и испытания, транспортировки и хранения; утверждаются заинтересованными организациями по согласованию с Минрегионстроем Украины.

Значительную роль играют и рекомендательные акты, ориентируют участников отношений на оптимальную и желаемую для общества поведение в сфере капитального строительства. Примером таких актов является, в частности, Положение о подрядных контрактах в строительстве Украины, утвержденное научно-техническим советом Минстройархитектуры Украины (протокол от 15.12.1993 г.. № 9), содержащий положения о порядке заключения, содержания и выполнения таких договоров.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
Загрузка ...