Все элементы (структурные подразделения) органа внутренних дел связаны между собой и с системой в целом. Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий орган внутренних дел, либо его структурное подразделение (например, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу или УМВД России по Кировскому району города). Воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления.
Информационное воздействие — это форма взаимосвязи не соподчиненных структурных элементов одного органа внутренних дел либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления. Примером такой взаимосвязи являются отношения между отделом участковых уполномоченных полиции и отделом по исполнению административного законодательства одного отдела полиции территориального органа МВД России.
Одновременно каждый орган внутренних дел, как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы ГИБДД, отделы охраны общественного порядка, строевые подразделения патрульно-постовой службы (ППСП), дежурные части и другие подразделения территориального органа МВД России имеют свои задачи и функции. Однако лишь территориальный орган как целостная система способен решить задачи, возложенные на полицию, в полном объеме.
Информация ОВД
Таким образом, каждый орган внутренних дел любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, и является управляющей системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых он создается.
Все органы внутренних дел, являясь управляемыми социальными системами, выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом органы внутренних дел, входящие в единую систему МВД России, испытывают управляющее воздействие «сверху».
Так, по отношению к Правительству Российской Федерации МВД России является управляемой системой. В то же время оно само осуществляет управление входящими в его структуру элементами (или системами более низкого порядка) — территориальными министерствами внутренних дел, для которых выступает в качестве субъекта управления.
Система управления органами внутренних дел обладает свойством иерархичности, которое появляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Это свойство отчетливо проявляется в отношениях между органами внутренних дел, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где они наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.
Иерархичность систем управления наблюдается и в отношениях между различными органами, занимающими равное положение в структуре одного системного образования. При отсутствии официальной соподчиненное™ вопрос о субъекте управления решается исходя из характера осуществляемых мероприятий.
Строительство ОВД началось
Субординация и единоначалие в органах внутренних дел обусловливают жесткую систему прямых связей субъекта с объектами управления. Это выражается в том, что управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений поступает по каналам прямой связи от субъекта управления к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. В исключительных случаях, диктуемых необходимостью принятия срочных мер или возникновением особых обстоятельств, допускается прохождение управляющих команд, минуя некоторые уровни управления. Например, в особых случаях (стихийное бедствие, межнациональный конфликт, крупная катастрофа и т. п.). МВД России или республики может принять на себя непосредственное управление конкретными территориальными органами.
Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, является, в отличие от системы прямых связей, более гибкой и подвижной.
Органы внутренних дел в целом и каждый в отдельности представляют собой социальную систему, специально созданную для осуществления задач внешнего управления (оказания управляющего воздействия на внешнюю среду). Под внешней средой здесь следует понимать иные социальные системы, выходящие за рамки МВД России, а также различные объективные условия и факторы в которых протекает деятельность органов внутренних дел, либо те, которые оказывают существенное влияние на эту деятельность (климатические, экономические, демографические, криминологические и др.).
Между органами внутренних дел и внешней средой также существуют каналы прямой и обратной связи. По каналам прямой связи органы внутренних дел оказывают информационное воздействие на предприятия, учреждения, организации, а при необходимости — на граждан и должностных лиц. В свою очередь по каналам обратной связи в органы внутренних дел поступает осведомительная информация о состоянии внешней среды, позволяющая придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.
Как система управления орган внутренних дел должен отвечать пяти минимальным требованиям, предъявляемым к организации управляемых систем, которые сформулированы кибернетикой и являются всеобщими и минимально необходимыми.
- 1. Детерминированность элементов системы предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента органа внутренних дел отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом, поэтому все подразделения должны быть взаимно детерминированными.
- 2. Динамичность системы, которая предполагает возможность противостоять дезорганизующим воздействиям, сохранить свои свойства и полноценно осуществлять свои функции. В этих целях субъектам управления необходимо принимать своевременные меры по совершенствованию организации и деятельности и вносить изменения в организационно-штатную структуру, а также осуществлять перераспределение функций и повышать интенсивность работы.
- 3. Наличие управляющего параметра, т. е. способности субъекта управления выступать в отведенной ему роли. Этому препятствуют отсутствие у него необходимых прав и властных полномочий, а также недостаточные кадровые или материально-технические возможности и отсутствие времени, требуемого для решения задач. Кроме того, существенное значение имеют субъективные качества личности руководителя, обусловливающие его неспособность исполнять свои обязанности (низкая квалификация, слабоволие, безынициативность и т. п.).
Для обеспечения требования о наличии управляющего параметра каждый вышестоящий руководитель, давая задания, обязан предоставлять нижестоящим субъектам управления необходимые права и полномочия и создавать реальные возможности для их деятельности в этой роли.
- 4. Наличие усилительного свойства, которое усиливает управляющие воздействия (сигналы, команды) на пути от субъекта управления к объектам. Это объясняется существованием в каналах связи барьеров (географических, ведомственных, психологических, смысловых, организационных), затрудняющих прохождение информации. Руководитель органа внутренних дел должен не только правильно воспринимать команды вышестоящего руководителя, но и усиливать и доводить их до подчиненных путем разъяснения, конкретизации команд, соответствующей воспитательной работы с личным составом и т. д.
- 5. Наличие обратных связей, которые функционируют в процессе обмена информацией. Он невозможен без осведомительной информации, поступающей от объекта к субъекту управления по каналам обратной связи. Осведомительная информация необходима для выработки управленческих решений. Если от объекта не поступает сигнала о его реакции на команду субъекта управления, то фактически управления не будет или оно будет мнимым, поскольку желаемой цели субъект так и не достигнет.
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются президентом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенций, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.
Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, в которых устанавливаются обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями президента РФ, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Существенную роль имеют нормативные правовые акты МВД России, положения о соответствующих службах органов внутренних дел.
Цели органов внутренних дел сформулированы и закреплены в действующем законодательстве. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции») последняя предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
В качестве цели органов внутренних дел (полиции) следует рассматривать охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (например, безопасности дорожного движения), что получило свое закрепление в ряде подзаконных нормативных актов.
Эти и другие цели органов внутренних дел (полиции) детализируются до такого уровня, на котором каждая конкретная цель выступает как непосредственная цель управленческой деятельности — направление (задача). Под направлениями (задачами) необходимо понимать реальные частные цели.
Детализация целей полиции находит свое выражение в основных направлениях ее деятельности: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения и т. д.
Каждая из функций, возложенная на орган внутренних дел, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации, вплоть до определения функциональных обязанностей (должностных регламентов) отдельных сотрудников. Любая задача предполагает осуществление собственного набора функций. Так, безопасность дорожного движения обеспечивается посредством выполнения органами внутренних дел ряда функций. К их числу относятся: разработка и пропаганда правил дорожного движения; прием экзаменов на право управления определенными видами транспортных средств и выдача соответствующих удостоверений; надзор за состоянием автодорог и пригодностью их к эксплуатации; регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов.
В заключение имеет смысл подчеркнуть ряд принципиальных моментов.
Организационная структура управления — это совокупность подразделений, составляющих орган управления, порядок их соподчиненное™, а также формы распределения между ними функций.
Элементами организационной структуры выступают службы, подразделения конкретного органа внутренних дел, а также должности — первичная неделимая структурная единица в организации, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделенным должностными полномочиями.
К элементам организационной структуры относятся также связи (организационные, информационные) между подразделениями и должностями; эти связи могут носить горизонтальный (между равными в организационном отношении подразделениями) и вертикальный характер, обусловленный отношениями субординации, подчинения.
Прямые и обратные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям по всем вопросам управления. Функциональные связи имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.
Соответственно характеру этих связей различают несколько видов организационных структур управления.
Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: вышестоящий руководитель — руководитель — исполнители. Такой способ наиболее прост и логичен. Вместе с тем при его использовании на основного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы подчиненных. Чем разнообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление.
Функциональный тип основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управлениям, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций. У исполнителей появляется несколько функциональных руководителей. При функциональном построении организационных структур управления каждый руководитель, концентрируя внимание лишь на одном участке работы, располагает большими возможностями для эффективного управления.
Линейно-штабной тип позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов, занимающихся анализом управленческой информации и выработкой на его основе необходимых рекомендаций и предложений, в специализированные штабные подразделения. Этому типу организации управления присущ следующий недостаток: штабные подразделения имеют тенденцию к постоянному увеличению своего состава, что влечет их отрыв от решения актуальных практических проблем.
При рассмотрении организационной системы управления органами внутренних дел следует иметь в виду также следующее.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, его территориальные органы, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации, окружные управления материально-технического снабжения, загранаппарат, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Территориальными органами МВД РФ являются:
- а) на окружном уровне — главные управления МВД России по федеральным округам (например. ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу), управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
- б) на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения, линейные управления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- в) на региональном уровне — МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
- г) на районном уровне — управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».
Подчиненность территориальных органов определяется министром внутренних дел Российской Федерации.
Источник: studme.org
Что такое МВД?
Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.
Общие положения об МВД России
Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Основные принципы деятельности
Деятельность системы ОВД построена на принципах:
- Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
- Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
- Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
- Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
- Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
- Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
- Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Важно! Характерными особенностями МВД являются правоохранительная направленность деятельности Министерства, ее публичность и эффективность.
Задачи, поставленные перед МВД России
Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:
- Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- Управление ОВД РФ;
- Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
- Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
- Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
- Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.
Полномочия, которыми наделено МВД России
Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:
- проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел;
- совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения;
- проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
- охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации;
- разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений;
- участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом;
- контрольные мероприятия в отношении оборота оружия;
- осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- миграционного учета и контроля;
- формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.
Что представляют собой органы внутренних дел?
Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.
Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.
По каким направлениям организована деятельность ОВД
Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:
- защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
- осуществление криминалистических экспертиз;
- обеспечение безопасного движения на дорогах;
- борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
- охрана порядка в публичных местах;
- поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
- расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
- защита подлежащих охране лиц;
- участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).
Оперативные подразделения в структуре МВД России
Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:
- уголовного розыска;
- оперативного поиска преступников;
- по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
- по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотиков;
- по противодействию экстремизму;
- по охране лиц, подлежащих государственной защите;
- межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
- оперативно-розыскной информации;
- по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.
Структура управления ОВД
Руководство
Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.
Структура Центрального аппарата
В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.
В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.
Главные управления как территориальные подразделения МВД
Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.
Подразделения, входящие в ГУ МВД
- Начальник и его заместители;
- Штаб;
- Управления по различным вопросам;
- Кинологическая служба;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Информационный и правовой отделы;
- Дежурная часть;
- Медико-санитарная часть.
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Городские и районные подразделения системы МВД
Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).
Различия в статусе структурных элементов
В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.
К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.
Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.
Практические направления деятельности
- Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
- Розыск украденных вещей и пропавших людей;
- Проведение криминалистических экспертиз;
- Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- Охрана объектов общегосударственного значения и пр.
Вспомогательные функции
Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:
- Обеспечение ОВД спецтехникой;
- Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
- Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
- Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.
Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).
Источник: omon-mvd.ru
Органы внутренних дел РФ: система, структурные части, задачи и служба
В разностороннем функционале государства важнейшее место занимает реализация задачи по обеспечению порядка в обществе и безопасности для граждан страны. Государство должно также создать безопасные условия и для собственного функционирования. Очевидно, что для выполнения указанных задач должны были быть созданы специальные органы, имеющие соответствующие полномочия. Структура этих органов разветвленная, подразумевает множество разноплановых направлений деятельности, но к ней можно применить общее название – государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Одним из элементов общей системы этих органов являются Органы Внутренних Дел Российской Федерации (ОВД РФ).
Общие сведения об органах внутренних дел
ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.
Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.
Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:
- средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
- среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).
Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.
Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.
Министерство Внутренних дел РФ
Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.
Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.
В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.
Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.
Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:
- подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
- регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
- охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
- обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
- противодействие преступности;
- управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
- реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
- социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.
Структура органов внутренних дел РФ
- Составными частями общей системы ОВД РФ, которую возглавляет МВД, являются:
- органы внутренних дел, в том числе, полиция;
- внутренние войска;
- прочие подразделения, уполномоченные выполнять задачи, поставленные перед МВД.
- центральным аппаратом МВД;
- территориальными органами МВД;
- образовательными учреждениями соответствующей направленности;
- подразделения, чья деятельность связана с научными исследованиями;
- организациями, в чьем ведомстве находятся вопросы медико-санитарного и санаторно-курортного обслуживания МВД;
- окружными управлениями материально-техническим снабжением;
- представительствами МВД РФ в других государствах;
- иные подразделениями, призванными выполнять задачи, поставленные перед ОВД.
- Главное командование внутренних войск;
- Главное управление вневедомственной охраны;
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
- Главное управление на транспорте;
- Главное управление собственной безопасности;
- Главное управление по противодействию экстремизму;
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
- Главное управление уголовного розыска;
- Следственный департамент;
- Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
- Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
- Организационно-аналитический департамент;
- Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
- Оперативное управление;
- Управление оперативно-розыскной информации;
- Управление по организации дознания;
- Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
- Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
Территориальные органы МВД
Территориальные органы МВД классифицируются по признаку территориально-административного деления:
- Органы МВД районного уровня: подразделения по муниципальным образованиям (районам, городам и пр.), подразделения на особо важных, режимных объектах и на закрытых территориально-административных образованиях, линейные отделы на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, Управление на комплексе «Байконур».
- Органы МВД регионального уровня: МВД республик и иных субъектов РФ, главные управления.
- Органы МВД межрегионального уровня: линейные управления на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, оперативные бюро, центры спецназначения.
- Органы МВД окружного уровня: Главное управление МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте по федеральным округам.
Территориальные органы МВД уполномочены реализовывать следующие функции:
- охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России, лиц, не имеющих гражданства;
- обеспечение общественного порядка, безопасности;
- противодействие преступности;
- реализация мер по социальной и правовой защите работников ОВД, государственных гражданских служащих МВД, членов их семей; лиц, уволенных со службы в ОВД или военной службы во внутренних войсках МВД.
Полномочиями, которыми наделены территориальные органы МВД для реализации указанных выше функций, являются:
- осуществление мер, направленных на внедрение политики государства в области внутренних дел на территории субъектов страны;
- анализ и прогноз показателей преступности, уровня общественной безопасности и общественного порядка, показателей процессов миграции на территории субъекта;
- разработка и вынесение на рассмотрение на основании данных анализа предложений по укреплению правопорядка, совершенствованию защиты граждан, общества и государства;
- вынесение на рассмотрение предложений относительно законодательства РФ и ее субъектов, нормативно-правовых актов МВД;
- участие в подготовке и внедрении программ регионального и межрегионального уровня, законов субъектов относительно защиты общественной безопасности и порядка;
- осуществление мер профилактического характера относительно преступных деяний и административных правонарушений, в том числе, выявление и нивелирование условий, которые способствуют их свершению;
- участие в обеспечении безопасности граждан в общественных местах, в том числе, во время массовых мероприятий;
- организация оперативно-розыскной деятельности;
- производство дознания и предварительного следствия по делам уголовного характера;
- реализация мер, направленных на выявление, предупреждение и ликвидацию экстремизма;
- организация деятельности подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск в общем комплексе мер по противодействию терроризму; охране объектов и мест массового скопления граждан, которые потенциально могут быть подвержены террористическому посягательству; экспертной оценке защищенности граждан и объектов с точки зрения угрозы терроризма;
- контроль над оборотом оружия на территории подведомственного субъекта, над детективной, охранной и сыскной деятельностью частного характера, над деятельностью ведомственной охраны;
- участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на поддержание безопасности дорожного движения и профилактику ДТП; координация действий органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения;
- организация защиты особо важных, режимных, закрытых объектов, специальных грузов, объектов, охрана которых возложена на ОВД; защита собственности граждан и юридических лиц;
- обеспечение совместно с ФСБ защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иных государств, расположенных на территории субъекта;
- обеспечение государственной охраны должностных лиц органов, осуществляющих правоохранительную и контролирующую деятельность, судей, всех участников уголовного процесса, членов их семей;
- организация делопроизводства по административным правонарушениям, входящим в область компетенции рассматриваемых органов;
- обеспечение участия подчиненных органов в реализации надзорных и контролирующих функций относительно граждан, освобожденных из мест лишения свободы, соблюдения ими установленных судом запретов и ограничений, соблюдения иных предписаний осужденными;
- обеспечение защиты и конвоирования задержанных и/или заключенных под стражу граждан, а также лиц, пребывающих в изоляторах временного содержания, подвергнутых административному аресту;
- регистрация дактилоскопической и государственной геномной экспертизы;
- участие в контролирующей деятельности относительно соблюдения установленной законодательством процедуры регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ всеми возможными участниками процесса (физическими и должностными лицами); соблюдения установленного порядка временного пребывания в РФ иностранными гражданами; въезда, выезда и транзитного проезда через территорию страны;
- проведение анализа оперативной ситуации на территории подведомственного субъекта РФ, и на основании аналитических данных – разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение показателей эффективности применения сил и средств;
- обеспечение реализации мер гражданской обороны подчиненными органами, поддержание стабильности их работы, а также работы внутренних войск как в военное время, так и в мирное, в условиях чрезвычайных ситуаций;
- открытое информирование граждан, СМИ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений общественного характера о результатах своей деятельности; формирование отчета по результатам деятельности для предоставления законодательному органу государственной власти подведомственного субъекта РФ;
- мониторинг мнения общественности о функционировании территориального органа, его подчиненных органов;
- формирование и ведение информационных баз данных, содержащих сведения справочного, розыскного, правового, криминалистического, статистического и пр. характера; предоставление этих данных заинтересованным физическим и должностным лицам.
Органы следствия
Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.
Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.
Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:
- централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
- сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
- сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
- координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
- качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.
Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.
Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:
- принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
- улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
- управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
- в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
- производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
- налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
- участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.
Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:
- Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- управлений на транспорте по федеральным округам;
- министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
- отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
- Управления МВД комплекса «Байконур».
Внутренние войска МВД
Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.
Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.
Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)
Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:
- реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
- в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
- защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
- в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
- содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)
В систему внутренних войск входят следующие подразделения:
- управленческие органы войск;
- соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
- морские, авиационные воинские части;
- высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
- подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
- части специального назначения;
- учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
- подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.
Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)
Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.
Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.
Условия поступления на службу в ОВД
Особая важность задач, решение которых возложено на органы внутренних дел РФ, задает высокий уровень требований, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Эти требования закреплены законодательно Законом о службе в ОВД и Законом о полиции.
Статья 17 Закона о службе в ОВД определяет, что служить в органах внутренних дел имеет право гражданин, чьи личные и профессиональные характеристики соответствуют следующим условиям:
- возраст – не менее 18 лет, любых: пола, происхождения, расы, национальности, общественного статуса, религиозных убеждений, имущественного состояния, места жительства, принадлежности к законным общественным объединениям;
- владение государственным языком;
- владение необходимой, установленной законом квалификации;
- обладание подходящими личными и деловыми характеристиками и навыками;
- надлежащее состояние здоровья и физическая подготовка.
Поступлением на службу в органы внутренних дел является момент зачисления гражданина в качестве курсанта (слушателя) в высшее учебное заведение МВД, позволяющее получить профильное образование в очной форме. Возрастной порог поступления в высшие учебные заведения МВД – не более 25 лет. Замещать должности в органах внутренних дел могут лица в возрасте не старше 35 лет.
Также указанные выше законы устанавливают случаи, когда гражданину будет отказано в поступлении на службу в органы внутренних дел:
- гражданин признан недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность, при этом данный факт подтвержден официально соответствующим законным решением суда, получившим силу;
- гражданин имеет статус подозреваемого или обвиняемого по рассматриваемому уголовному делу;
- гражданин был осужден за совершенное преступное деяние согласно законному решению суда, получившему силу;
- гражданин имеет судимости, включая снятые или погашенные;
- относительно гражданина было прекращено уголовное преследования в связи: с превышением срока давности, мирового соглашения сторон, в результате амнистии или деятельного раскаяния;
- гражданин отказался от участия в оформлении на него допуска к секретным, охраняемым законом сведениям (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с использованием такой информации);
- физическое состояние, здоровье гражданина не соответствует требованиям, определенным МВД для представителей ОВД;
- гражданин находится в любого вида родстве или близости с сотрудником полиции (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с прямым подчинением или руководством одного родственника другому);
- гражданин вышел из гражданства РФ;
- гражданин имеет гражданство (подданство) иных государств;
- гражданин при оформлении поступления на службу в органы внутренних дел сообщил о себе заведомо ложные данные и/или представил поддельные документы;
- гражданин обладает видом на жительство или другим документом аналогичного свойства, дающим право на постоянное проживание на территории иных государств;
- относительно гражданина неоднократно (на протяжении года до момента поступления на службу в органы внутренних дел) выносились судебные решения, связанные с совершением им намеренных административных нарушений;
- гражданин выражает свое несогласие с необходимостью соблюдать ограничивающие нормы, запреты, определенные законом для сотрудников ОВД, исполнять соответствующие обязанности и меры ответственности.
Лица, которые поступают на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должны проходить определенный перечень обследований, результат которых подтвердит или, напротив, опровергнет возможность этих лиц служить в ОВД. Сюда, в том числе, относятся исследование психики и физиологии, тестирование, позволяющее выявить случаи употребления/злоупотребления наркотическими, психотропными веществами, алкоголем и прочими токсическими веществами.
Регламент процедуры военно-врачебной экспертизы и психологического отбора сотрудников для службы в ОВД установлен Правительством РФ, в частности, Положением о военно-врачебной экспертизе № 565 (04.07.2013 г.) и Правилами профессионального психологического отбора на службу в ОВД России (Постановление Правительства № 1259, 06.12.2012 г.)
МВД также устанавливает перечень должностей, которые предполагают наличие личного поручительства за гражданина, назначаемого на одну из этих должностей.
Личное поручительство представляет собой письменный документ от лица сотрудника ОВД со стажем работы от 3 лет, в котором он ручается за принимаемое на определенную должность лицо, за соблюдение этим лицом установленных законом порядков, запретов и ограничений.
Неоднократно уже упомянутые запреты и ограничения, накладываемые на сотрудников ОВД, закрепляются законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17,18,20), исключая те ограничения и обязанности, которые могут воспрепятствовать выполнению сотрудником действий оперативно-розыскного характера.
К запретам, налагаемым на сотрудников ОВД, относятся:
- запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
- запрет на использование полномочий занимаемой должности для удовлетворения интересов политических партий, религиозных объединений и прочих общественных организаций;
- запрет в рамках исполнения должностных обязанностей принимать от граждан и/или юридических лиц любого рода вознаграждения (услуги, денежные вознаграждения, подарки и пр.).
Закон о службе в ОВД России содержит требования квалификационного характера. В общем виде это требования: к стажу/опыту работы соответствующей профессиональной направленности, определенному уровню профессиональных компетенций и знаний, непосредственно образованию, состоянию здоровья.
- для граждан, занимающих должности рядового состава и младшего руководящего состава обязательно наличие среднего (полного) общего образования;
- для лиц, кто занимает должности среднего руководящего состава, требуется минимально наличие среднего профильного профессионального образования;
- лица, занимающие должности старшего и высшего руководящего состава, обязаны иметь высшее профильное профессиональное образование.
Для лиц, занимающих должности среднего, старшего и высшего руководящего состава, служба которых связана с производством расследования уголовных преступлений, административных расследований, антикоррупционных или правовых экспертиз, обязательно также наличие высшего юридического образования. Однако это правило имеет и исключения, когда на службу в статусе указанных должностей принимаются специалисты с иным высшим профессиональным образованием, но имеющие необходимый профессиональный опыт, дающий возможность эффективно исполнять должностные обязанности.
Что касается требований, устанавливаемых МВД к сотрудникам ОВД относительно состояния здоровья и физической подготовки – они формируются в зависимости от конкретной должности, специфики исполнения обязанностей на каждой из них.
Например, приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» №521 (18.05.2012 г.) закрепляет требования к уровню физической подготовки. В частности, лицом, вступившим на должность сотрудника уголовного розыска, может быть мужчина, в возрасте не более 25 лет, умеющий подтягиваться на перекладине более 13 раз.
Источник: zaochnik.com
Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов внутренних дел
Соколова, А. А. Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов внутренних дел / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83861/ (дата обращения: 15.10.2022).
Штабное подразделение (штаб) на протяжении нескольких десятков лет неизменно вносит весомый вклад в практическое развитие системы МВД. Однако, многие часто недооценивают и не понимают значение штабной службы, поскольку сотрудники не занимаются расследованием дел, не выезжают на оперативные задания и не обезвреживают преступников. Вследствие этого необходимо определить роль штабных подразделений (штабов) в системе внутренних дел.
В статье описывается понятие штабного подразделения (штаба) как важной структурной единицы в системе органов внутренних дел, а именно перечисляются предпосылки (обстоятельства) создания органа, определяется роль, анализируются функции, которые выполняет штаб в системе МВД.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, штаб.
Ежегодно, начиная с 7 октября 1918 года, в Российской Федерации официально празднуется день штабных подразделений. Советский военачальник Борис Михайлович Шапошников за время проведения своего исследования отечественных и зарубежных штабных подразделений (штабов) определил данный орган как «мозг армии».
Штаб — это орган межотраслевого управления, подготавливающий по поручению начальника проекты управленческих решений, документы аналитического характера, а также осуществляющий информационное обеспечение. В целом деятельность штаба направлена на содействие органам внутренних дел реализации защиты прав и свобод человека и гражданина, что является высшей ценностью государства [1].
Законодательную основу деятельности штаба составляют: Конституция Российской Федерации, признанные в обществе принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты МВД России, правовые акты территориального органа МВД России, а также положение о штабе.
Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел.
Штаб возглавляет начальник штабного подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Начальник штаба- сотрудник органов внутренних дел, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в соответствующей должности, которому присвоено специальное звание [3].
1) координирует работу инспекторов информационного обеспечения штабного подразделения, которые находятся у него в непосредственном подчинении;
2) несет личную ответственность за эффективность работы и основные показатели деятельности штабного подразделения;
3) разрабатывает положение о штабе и предоставляет его начальнику территориального органа МВД России для одобрения и согласования;
4) ставит задачи и дает задания инспекторам информационного обеспечения, которые находятся в его подчинении;
5) осуществляет контроль за выполнением инспекторами информационного обеспечения поставленных задач;
6) анализирует текущую информацию об эффективности деятельности отдела и прогнозирует ее перспективы развития;
7) в пределах своих полномочий участвует в профессиональном становлении граждан, пришедших на должности инспекторов информационного обеспечения;
8) вносит предложения начальнику отдела о повышении квалификации инспекторов информационного обеспечения;
9) в рамках своей компетенции занимается подготовкой инспекторов информационного обеспечения, которые направляются в служебные командировки;
10) в пределах своих полномочий занимается рассмотрением кандидатов для назначения начальников штабов нижестоящих уровней органов МВД;
11) в рамках своих полномочий реализует условия социальной направленности для подчиненных инспекторов информационного обеспечения;
12) в целях сохранения здоровья при выполнении своих трудовых функций сотрудниками МВД, является участником мероприятий по охране труда;
13) имеет доступ к секретной информации и несет ответственность за ее неразглашение;
14) представляет в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
15) придерживается соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, а также пользуется своими правами, которые предусмотрены действующей законодательной системой Российской Федерации;
16) выполняет другие обязанности на основании действующего законодательства России [4].
Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами:
- Органы МВД стоят на страже охраны правопорядка и участвуют в реализации принципа неотвратимости наказания что является трудновыполнимыми задачами без наличия специализированных централизованных и координационных структур, которыми и являются штабы.
- Многоуровневая структура системы государственных органов РФ, требует согласованной и слаженной работы при достижении закрепленных в Конституции основных принципов функционирования российского общества.
- Многоэлементная структура органов МВД подразумевает наличие сложных информационных данных, с которыми необходимо проводить аналитическую работу для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования.
- Для отслеживания эффективности деятельности органов МВД и определения проблемных показателей, нуждающихся в корректировке, необходимо наличие контролирующего органа, в роли которого выступает штаб.
- Функционирование органов МВД предполагает разработку планов: определение значений показателей, которых необходимо реализовать в плановом периоде, и последовательность мероприятий по их достижению.
- При осуществлении своей деятельности, органы внутренних дел часто сталкиваются с различного рода трудностями, которые необходимо незамедлительно устранять. В данном случае, штаб принимает непосредственное участие в этом процессе [2].
Штабные подразделения (штабов) как структурные единицы органов МВД:
1) принимают участие в организации незамедлительного реагирования сотрудников органов МВД к выполнению приказов и распоряжений;
2) осуществляют постоянную аналитическую работу по мониторингу действующей обстановки среди населения для предотвращения появления трудностей функционирования органов МВД;
3) участвуют в разработке планов и организуют согласованную работу подразделений, входящих в состав органов МВД;
4) организуют функционирование органа МВД и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций;
5) осуществляют подготовку управленческих решений начальника органа внутренних дел;
6) обеспечивают информационно-аналитическое и организационное составляющие управленческих решений начальника органа внутренних дел;
7) занимаются подготовкой проектов и организуют реализацию комплексных программ, планов и других управленческих решений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всех подразделений и служб и обеспечения взаимодействия между ними;
8) своевременно распространяют информацию о поставленных задачах, приказах и распоряжениях до соответствующих подразделений и служб;
9) в пределах своих полномочий содействуют достижению поставленных целей и контролируют работу подразделений органов МВД;
10) обеспечивают налаживание различных информационных каналов посредством электронно-вычислительных машин и других средств связи;
11) занимаются исследованием практической деятельности иных органов МВД и в частности штабов для выявления и использования успешного опыта;
12) подготавливают выступление перед штабом вышестоящего уровня в виде статистических данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа МВД решений;
13) занимаются распространением информации среди начальников и штабов нижестоящих уровней, взаимодействующих и соседних органов МВД, об изменении значений показателей, характеризующих состояние окружающей обстановки;
14) участвуют в формировании правовой основы функционирования органов МВД;
15) принимают участие в обеспечении взаимодействия органов МВД разных уровней;
16) обеспечивают реализацию организационно-методической составляющей штабов нижестоящих уровней;
17) занимаются организацией и совершенствованием системы управления органами внутренних дел, а также способствуют ее отлаженному функционированию;
18) исследуют мнение населения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел [5].
Таким образом, процесс возникновения и становления штабной функции в системе МВД является крайне важным элементом, обеспечивающий эффективную и бесперебойную работу органов внутренних дел. Роль штабной функции заключается в оптимизации управленческого процесса. Сотрудники штабных подразделений (штабов) непосредственно не расследуют уголовных дел, не раскрывают напрямую преступления, но при этом, они незримо участвуют в каждом этапе расследования преступлений и сохранении общественного правопорядка. Функционирование отделов внутренних дел становилась более многопрофильной. И вследствие этого для обеспечения реализации всех направлений деятельности были сформированы штабные структуры, как органы, призванные обеспечить слаженную работу всех подразделений.
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог: функции, которые выполняет штабное подразделение (штаб) являются неотъемлемой составной частью системы управления органов внутренних дел. Они направлены на обеспечение взаимодействия между службами и подразделениями, планирование и реализацию управленческих решений, совершенствование форм и методов работы, координацию деятельности всех служб.
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]: сайт / Консультант плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ: [принят Государственной думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года]: сайт / Консультант плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения 29.08.2021). — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 342-ФЗ: [принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года]: официальный сайт / Министерство внутренних дел Российской Федерации. — URL: https://мвд.рф/Deljatelnost work/laws/polozhenie (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
- Указ президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «об утверждении положения о Министерстве внутренних дел и типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»: сайт / Гарант: информационно-правовое обеспечение. — URL: https://base.garant.ru/71572244/ (дата обращения 29.08.2021). — Текст: электронный.
- Приказ МВД России от 26 октября 2017 года № 808 «Об утверждении типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации»: сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/555733840 (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное обеспечение, дело, штабное подразделение, Российская Федерация, штаб, орган, подразделение, управленческое решение начальника органа, аналитическая работа, имущественный характер.
Источник: moluch.ru