Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это установленная законом процедура, одним из результатов которой может стать отказ от строительства МСЗ. Поэтому на всех этапах ОВОС принципиально важно участие общественности.
В материалах ОВОС даётся экологическое обоснование выбора конкретной технологии, оценка текущего состояния окружающей среды в районе строительства МСЗ и определяется, какой ущерб будет ей нанесён при эксплуатации завода. Также в материалах ОВОС анализируются возможные альтернативы МСЗ и содержится мнение граждан относительно намечаемой деятельности. Материалы ОВОС — обязательная часть проектной документации предприятия. Её направляют на экологическую экспертизу, после чего принимается окончательное решение о строительстве/отказе от строительства МСЗ.
Основные этапы ОВОС
На первом этапе инициатор строительства МСЗ уведомляет общественность о своих намерениях, проводит предварительную оценку воздействия завода на окружающую среду и составляет техническое задание на проведение ОВОС.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Далее в соответствии с техническим заданием проводится детальная оценка воздействия МСЗ на окружающую среду и готовится проект ОВОС.
На третьем этапе организуются общественные обсуждения и готовится финальный вариант ОВОС, который вместе со всеми замечаниями и предложениями отправляется на экологическую экспертизу.
Как стать участником ОВОС?
Любой человек может принять участие в подготовке и обсуждении документов по строительству МСЗ на всех этапах ОВОС. По закону инициатор строительства МСЗ обязан обеспечить доступ общественности к документам ОВОС, проводить консультации с населением, а также принимать и документировать замечания и предложения граждан при составлении технического задания и других материалов ОВОС. Эксперты, граждане и общественные организации могут также обратиться к инициатору строительства МСЗ и властям с просьбой включить их в состав участников ОВОС. В этом случае компания-инициатор будет обязана напрямую уведомлять конкретных участников о месте и сроках размещения материалов ОВОС, а также учитывать замечания к их содержанию.
Уведомление о проведении ОВОС
Общественность информируют о проведении ОВОС через официальные издания (СМИ) федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
В публикации должны быть сведения о конкретном месте строительства МСЗ, контакты компании-инициатора проекта, сроки проведения ОВОС, дата и место размещения технического задания (ТЗ), а также информация об органе власти, ответственном за организацию общественных обсуждений.
Чтобы не пропустить эту важную публикацию, необходимо заранее найти официальные издания и следить за новостями.
На этом этапе компания может нарушить процедуру и опубликовать информацию в СМИ, которые не относятся к официальным изданиям, или выпустить специальные «сокращённые» тиражи. В таких случаях необходимо обратиться в прокуратуру, потребовать провести проверку и обеспечить соблюдение требований законодательства при первоначальном информировании граждан. Прокуратуру нужно попросить «внести представление об устранении нарушений закона» в адрес компании. Именно такую формулировку рекомендуем вам использовать, когда будете составлять письмо в надзорный орган.
Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза.
Техническое задание на проведение ОВОС
Что такое проект ОВОС
На основании технического задания проводится оценка воздействия МСЗ на окружающую среду. В том числе определяется вред, который будет нанесён разным её компонентам (воздуху, воде, растительности и так далее) и детально прорабатываются альтернативные варианты обращения с отходами (включая «нулевой вариант» — отказ от строительства МСЗ) и альтернативные места размещения предприятия. Результаты исследования ложатся в основу проекта ОВОС — многостраничного документа, содержащего множество технических терминов, таблиц и графиков. При этом проект ОВОС должен включать краткое изложение для неспециалистов.
Доступ к проекту ОВОС
По закону инициатор строительства МСЗ обязан обеспечить общественности доступ к проекту ОВОС в течение 30 дней. Причём компания может обнародовать проект за 30 дней до окончания общественных обсуждений (опубликовать в интернете или выставить тома в районной администрации), и в таком случае доступ к документу закроется сразу после их окончания.
А может — за две недели до конца обсуждений (но не позже). Тогда проект должен лежать в открытом доступе ещё две недели после обсуждений. Любой гражданин имеет право ознакомиться с проектом ОВОС и направить к нему свои замечания. Информация о сроках и месте размещения проекта ОВОС должна быть опубликована инициатором строительства МСЗ не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений.
Как читать проект ОВОС
Начать чтение ОВОС рекомендуем с конца, то есть с резюме, где кратко изложены основные положения.
Если у вас появились дополнительные вопросы, ознакомьтесь с оглавлением ОВОС и попытайтесь найти интересующую вас тему.
Читая ОВОС, оцените, насколько правдиво, полно и объективно представлена информация об МСЗ в документе.
Отметьте положения и тезисы, которые, по вашему мнению, представлены в документе некорректно либо отсутствуют вовсе.
Обязательно зафиксируйте свои замечания в письменном виде, направьте их инициатору строительства МСЗ и потребуйте включить в материалы ОВОС.
Что должен содержать проект ОВОС
— Детальное описание характеристик МСЗ (технология, мощность, выбросы, сбросы, отходы и прочее);
— Рассмотрение альтернативных технологий обращения с отходами, альтернативных площадок для строительства МСЗ и «нулевой вариант» (отказ от строительства МСЗ);
— Обоснование причины выбора МСЗ с экологической точки зрения;
— Анализ текущего состояния окружающей среды в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка воздействия МСЗ на разные компоненты окружающей среды (воздух, воду, почвы, растительность и так далее) в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка риска экологического загрязнения от МСЗ и масштаба его распространения с последствиями для здоровья населения;
— Предложения по экологическому контролю за МСЗ по всем возможным выбросам и сбросам опасных веществ.
Если указанных положений нет в проекте ОВОС или у вас возникли дополнительные замечания к документу, обязательно направьте их инициатору строительства МСЗ в письменном виде и потребуйте включить в материалы ОВОС
Зачем оставлять комментарии к ОВОС
В своих комментариях к проекту ОВОС вы можете выступить против строительства опасного предприятия. Замечания в проект ОВОС принимаются с момента его публикации, а также в течение 30 дней после проведения общественных обсуждений. Чтобы оставить комментарии, не нужно быть специалистом в вопросах обращения с отходами.
Достаточно просто понимать, что мусор надо перерабатывать в новую полезную продукцию, а не сжигать или отправлять на свалки. Мы собрали аргументацию против МСЗ на одной странице, и вы можете ей пользоваться при составлении комментариев к ОВОС. По закону все ваши замечания должны быть задокументированы инициатором строительства МСЗ и отражены в материалах ОВОС. Комментарии к ОВОС целесообразно вносить на всех этапах, начиная с момента публикации технического задания и проекта ОВОС, а также во время общественных обсуждений и после их окончания.
Что такое общественные обсуждения
Общественные обсуждения — очень важное мероприятие, которое призвано показать отношение граждан к строительству МСЗ. Общественные обсуждения могут проходить в разных форматах: слушания, референдум, опрос. Вне зависимости от выбранной формы инициатор строительства МСЗ обязан публично проинформировать общественность о том, какой именно завод планируется построить, каково будет его воздействие на окружающую среду, а также перечислить альтернативные варианты.
Что такое общественные слушания?
Обычно для общественных обсуждений выбирают форму слушаний. На слушаниях происходит обсуждение проекта ОВОС. Граждане имеют право задать вопросы и высказать свои замечания к проекту, которые должны быть рассмотрены и учтены в финальной версии ОВОС. Если какое-то замечание не учитывается, требуйте у организаторов мотивированное объяснение.
Кто может участвовать в общественных слушаниях
В слушаниях может участвовать любой гражданин или общественная организация. Никаких ограничений по месту жительства или месту нахождения нет.
Информация о дате и месте проведения общественных слушаний (как и других форм общественных обсуждений) должна быть опубликована в официальных источниках не позднее чем за 30 дней до их проведения.
Общественные слушания ведёт представитель власти или компании-инициатора строительства МСЗ либо другое уполномоченное лицо. Слушания начинаются с презентации проекта МСЗ. В ней поясняется, почему выбраны конкретные технология и место строительства, рассказывается об уже существующем загрязнении и о том, какой ущерб окружающей среде будет нанесён при строительстве и эксплуатации завода. После презентации общественные организации и граждане могут задать свои вопросы.
На слушаниях составляется протокол, в котором чётко фиксируются основные вопросы обсуждения и выступления участников. Если во время слушаний выявляется проблема, по которой невозможно прийти к согласию, или обнаруживаются грубые нарушения закона, необходимо составить лист разногласий и тоже приложить его к протоколу.
Протокол подписывается тремя сторонами: компанией-инициатором, представителями власти и общественности. Затем он вместе с остальной документацией подаётся на экологическую экспертизу.
На что влияют слушания
Важно понимать, что на слушаниях не принимаются никакие решения. Основная задача слушаний – проинформировать граждан о проекте и принять у них замечания и предложения. При этом на слушания необходимо обязательно прийти. Инициаторы строительства МСЗ очень боятся мнения людей. Именно поэтому власти, как правило, назначают слушания в неудобное для людей время в труднодоступном месте и стараются свести к минимуму информирование о мероприятии.
Что делать на слушаниях
Сам факт вашего присутствия на слушаниях – уже большое дело. Это покажет, что общественность контролирует действия властей и не позволит им незаметно навязать населению грязную технологию мусоросжигания. На слушаниях советуем вести аудио- и видеозапись всего происходящего. Крайне важно выступить на слушаниях лично и высказать свои замечания к проекту.
Замечания лучше иметь при себе в письменном виде и после выступления передать их ведущему слушаний, чтобы он приложил их к протоколу. Перед подписанием протокола необходимо добиваться, чтобы ваши выступления были отражены в документе, а письменные замечания – приобщены к протоколу как приложения.
Также рекомендуем вам заранее найти единомышленников, позвать на слушания соседей, друзей. Если вы будете выражать свой протест группой, это даст больший эффект. Одному человеку сложнее отстоять свою позицию (хотя идти одному, конечно, тоже нужно), особенно на фоне «проплаченной» и «заинтересованной» массовки.
Свой протест вы можете выразить не только выступлением – сделайте плакат с надписью «Я против МСЗ» или другой ёмкой фразой, выражающей ваше отношение к проекту. Поднимите её, когда инициатор строительства завода или чиновники будут рассказывать о преимуществах и безопасности сжигания отходов. Ей же можно поддержать выступающих против завода.
Нет никаких запретов на проявление своей позиции на слушаниях. Главное – держаться в рамках приличий. Соблюдайте закон, но будьте креативны.
Нарушения на общественных слушаниях
Организаторы слушаний могут нарушить правила их проведения разными способами: не допускать пришедших в зал, целенаправленно перебивать граждан и экспертов, отказать в выступлении, не разрешать участвовать в подписании протокола. Также они могут пригласить на слушания подставных экспертов и провокаторов.
Если происходят такие нарушения, вызовите полицию. После слушаний у вас есть все основания подать в прокуратуру или суд заявление о признании действий по организации и проведению общественных слушаний незаконными, протокола общественных слушаний — недействительным, а общественных слушаний — несостоявшимися.
В некоторых случаях можно требовать признания общественных слушаний несостоявшимися прямо в зале их проведения. Если к началу слушаний уже очевидно, что подготовка к ним велась с грубыми нарушениями: не вовремя или не в официальных СМИ опубликовали сообщения об ОВОС и слушаниях, проект ОВОС не был обнародован или был неполным, не всех пустили в зал — нужно объявить об этом вслух прямо на слушаниях, а затем потребовать у организаторов признать слушания несостоявшимися и занести это в протокол. Есть успешные примеры, когда такие действия граждан давали эффект (особенно в случаях, когда заявление поддерживается большинством участников слушаний).
Что делать, если на слушаниях будут провокации
По опыту известно, что часто власти или инициатор строительства МСЗ организуют на слушаниях провокации: привозят оплаченную массовку, которая активно поддерживает строительство МСЗ, выставляют подставных экспертов или нанимают актёров, изображающих представителей известных общественных организаций. Единственный способ противостоять этому – прийти на слушания и показать, что нас, ответственных граждан, больше. Главное – ни при каких обстоятельствах не проявляйте агрессии к оппонентам. Будьте спокойны, открыты и приветливы. Помните, что в ваших силах остановить проект строительства опасного завода.
Подача дополнительных комментариев к ОВОС
На общественных слушаниях высказаться успеют не все. Однако по закону в течение ещё 30 дней после их окончания вы можете подать письменные замечания и предложения. Помните, что выражать свою позицию нужно на всех этапах ОВОС.
Окончательный вариант ОВОС
Все замечания и предложения общественности, а также протокол слушаний должны быть включены в финальный вариант ОВОС. Именно он направляется затем на экологическую экспертизу в Росприроднадзор, где принимается окончательное решение о судьбе проекта МСЗ.
Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги
Источник: greenpeace.ru
Разработка проекта ОВОС [этапы, стоимость, порядок]
Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Специалисты компании ЕЦЭС КВОЛИТИ помогут вам!
Важным условием функционирования любого предприятия является проведение оценки воздействия на окружающую среду. Данный комплекс мероприятий осуществляется с целью определения влияния объекта хозяйственной деятельности на здоровье населения и существующие природные условия. При этом оценивается интенсивность и характер вышеуказанного воздействия, а также выявляется уровень его опасности по отношению к людям и природным условиям.
Как правило, разработка раздела ОВОС предполагает анализ влияния предприятия на водную и воздушную среду, а также на другие природные условия, включая процесс создания отходов и шумообразование. В наиболее сложных ситуациях при определении структуры ОВОС учитываются специфические особенности каждого хозяйствующего объекта.
Поскольку разработка раздела ОВОС является ответственным и сложным процессом, заниматься подобной деятельностью должны квалифицированные специалисты. В другом случае, при отсутствии указанного проекта или обнаружении ошибок при его составлении на юридическое лицо могут налагаться крупные административные взыскания.
В компании ООО «ЕЦЭС КВОЛИТИ» осуществляют свою деятельность сотрудники, которые обладают многолетним рабочим стажем и глубокими профессиональными знаниями в сфере экологической безопасности. Мы готовы оказать грамотную помощь при решении любых вопросов, связанных с разработкой ОВОС и оформлением необходимых нормативных документов. Обратившись к нам, вы сможете в кратчайшие сроки пройти все основные этапы ОВОС, включая утверждение проекта в уполномоченных государственных органах и получение соответствующего разрешения. Все методы проведения ОВОС реализуются нами при четком соблюдении существующих законодательных норм.
Источник: certru.ru