Мини-краны, как и многие другие малые машины, родились в Японии, где любят миниатюрную технику и она широко применяется в тесных условиях перенаселенных городов. Мы будем рассматривать лишь мобильные мини-краны строительного назначения.
Серия материалов о мини-кранах:
«Паук» – насекомое строительное – cтроительные краны-пауки
«Поднимаю – и несу» – грузонесущие компактные краны
Всё по-взрослому – телескопические и прочие компактные подъемные краны
Названия и точная классификация различных видов малых кранов пока еще не устоялись. Мини-краны могут иметь гусеничный или колесный ход (известны даже примеры изготовления по индивидуальным заказам мини-кранов на рельсовом ходу), также они могут быть стационарными. Краны могут иметь сиденье для оператора, в том числе с кабиной, или могут управляться оператором, идущим рядом с краном. Некоторые специалисты относят в этот разряд все краны г/п до 8, 10 или даже 12 т.
Укусил паук
Тем не менее на сегодняшний день можно выделить несколько типов мини-кранов: краны-пауки (spider cranes, англ.), имеющие коленчатые аутригеры-«ноги», и компактные грузонесущие краны (pick-and-carry, англ.), то есть способные транспортировать груз, поднятый на стреле. Верхний сегмент класса мини-кранов составляют компактные версии больших гусеничных кранов с телескопическими стрелами, оборудованных кабинами. Грузоподъемность (г/п) этих машин составляет от 3 до 12 т. Как правило, они обладают способностью транспортировать груз на стреле. Некоторые из этих машин оснащаются аутригерами, чтобы обеспечить высокую грузоподъемность при минимальной массе и ширине гусеничной тележки.
Особенно выгодно использовать мини-кран в условиях ограниченного пространства: под землей, в зданиях, в том числе и на крыше. Здесь он намного эффективнее автокрана, а то и просто незаменим. По мощности и грузовысотным характеристикам современные мини-краны не уступают кранам других типов. Кроме того, мини-техника проще в транспортировке. Гусеничный мини-кран легко въезжает своим ходом на прицеп по аппарелям под наклоном до 20–35°.
Строительные мини-краны разных типов – нишевые узкоспециализированные продукты, число производителей, поставляющих этот продукт на рынок, невелико, а большая часть их продаж в Европе приходится на компании, сдающие оборудование в аренду.
Кроме Японии мини-краны долгое время не пользовались популярностью в мире не потому, что имели плохие рабочие характеристики, а по причине неосведомленности и недоверия людей к «взрослым» возможностям этих малюток. Однако, несмотря на нестабильность в экономике, специалисты отмечают неспешный, но постоянный рост продаж мини-кранов и уверенно называют это долговременной перспективой. С другой стороны, продвижение концептуально нового продукта всегда сопряжено с трудностями независимо от состояния экономики, поэтому взрывного роста их рынка ожидать не приходится.
Лабиринтовый паук и интересные факты о нем
Краны-пауки
Одни из самых малых представителей строительной «фауны» – краны-пауки – пока мало применяются в России. Они в отличие от кранов многих других типов существуют только в классе «мини». «Пауков» больших типоразмеров не существует. Познакомимся подробнее с этим миниатюрным, но обладающим немалыми достоинствами и преимуществами гидравлическим подъемно-транспортным оборудованием.
Как уже говорилось, краны-пауки получили свое название за коленчатые опоры, напоминающие ноги паука. Аутригеры такой конструкции делают краны исключительно универсальными, давая им возможность надежно располагаться в местах, казалось бы, абсолютно непригодных для установки крана: на склонах, ступеньках, в узких коридорах и даже над траншеями и провалами – в местах, где невозможно установить краны других типов, лишь бы оператор смог расположиться где-то рядом.
Точного определения, что такое «краны-пауки», не существует. Многие специалисты считают, что кроме «паучьих ног» отличительной чертой крана-паука является гусеничный ход. Действительно, подавляющее большинство кранов-пауков оснащены гусеничной базой, за очень незначительным исключением. Гусеницы могут быть стальными, резиновыми (даже белого цвета, чтобы не пачкать полы!) либо стальными с резиновыми накладками.
Можно выделить две разновидности «пауков»: краны специальной конструкции, разработанные «с нуля» как «пауки», и обычные серийные КМУ, установленные на специальные узкие шасси с аутригерами коленчатого типа. Выпускают серийные модели «пауков» и оригинальные – по индивидуальным техническим требованиям клиентов.
Подъемно-транспортные работы в помещении всегда вызывали трудности у строителей из-за сложности доставки грузоподъемной техники, недостаточной прочности межэтажных перекрытий, отработавших газов двигателей, отравляющих воздух в помещении, и т. д. Краны-пауки способны проехать в помещение через стандартный дверной проем, двигаться не повреждая мраморных полов, они достаточно легки и могут быть доставлены большим краном на верхние этажи – прямо на место работы. Для машин этого типа характерны изначально заложенная конструкторами универсальность применения и возможность работы в помещении и на открытом пространстве благодаря гибридному приводу (двигатель внутреннего сгорания (ДВС) на жидком топливе или газе плюс электромотор).
Кроме того, просто опасно доставлять бензин в многоэтажное здание, и строители всеми силами стремятся этого избежать. Сильно пересеченная, горная или лесная местность также не препятствие для их работы. Благодаря малой нагрузке «пауки» работают на слабом грунте.
Мини-краны могут максимально близко располагаться рядом с объектом, поэтому для выполнения данной работы потребуется мини-кран с меньшей, чем у мобильного крана, длиной стрелы. Некоторые модели способны работать в грузонесущем режиме. Во многих случаях краны-пауки используются потому, что это единственные подъемные машины, которые могут проникнуть в данное место, но при этом обладающие достаточно большой грузоподъемностью. Конструкция кранов-пауков постоянно совершенствуется, например разработаны удлиняющие стрелы-гуськи.
По цене приобретения краны-пауки значительно дешевле небольших мобильных кранов и проще в управлении. Для обучения оператора обычно достаточно пары дней. По европейским данным, окупаемость кранов-пауков гораздо выше, чем небольших мобильных кранов.
Главным фактором роста популярности этих кранов является все большее распространение среди потребителей информации об их неординарных возможностях. Краны-пауки произвели революционный переворот в строительных технологиях – они «перехватывают» работу больших мобильных кранов, а также могут заменять бригаду грузчиков с цепными подъемными талями или блоками, лебедками или просто мускульной силой, к тому же использование людей все больше осложняется правилами охраны труда, поскольку травмоопасно.
Наиболее распространенные сферы применения мини-кранов – работа в стесненных условиях (арки, тоннели, реконструкция внутри зданий), в труднодоступных местах (дворы-колодцы, плотная малоэтажная застройка), на перекрытиях строящихся зданий. Также можно выделить работу по остеклению зданий. При этих работах большим преимуществом являются вакуумные захваты, которых разработано множество видов и которые могут устанавливаться на мини-краны. В связи с этим спрос на такие манипуляторы растет очень быстро, и специалисты прогнозируют, что эта тенденция в данной небольшой нише продлится долгое время.
Краны-пауки обычно выходят на рынок той или иной страны как оборудование для установки стекол в многоэтажных зданиях, и лишь затем строители убеждаются, что эти небольшие машины способны выполнять еще и множество других работ: монтаж деревянных зданий, посадку деревьев, установку могильных плит, газовых и ассенизационных цистерн на задних дворах коттеджей, установку эскалаторов и другого оборудования внутри зданий и т. п.
И все же несмотря на 10-летнее присутствие в Европе краны-пауки для большинства отечественных строителей пока еще экзотическая новинка. Не способствует их популяризации и тот факт, что краны-пауки обычно работают в помещениях и поэтому не попадаются на глаза.
Краны-пауки – нишевый продукт, имеющий определенную сферу применения вследствие своих конструктивных особенностей. Поэтому строительной компании обычно выгодно не приобретать их, а брать в аренду для выполнения определенных работ. По этой причине в Европе возникают и успешно развиваются арендные компании, предоставляющие мини-краны.
Так, по мнению дистрибьюторов фирмы Maeda, почти 90% ее продаж в Европе приходится на компании, предоставляющие оборудование в аренду. С другой стороны, строительные компании, взяв несколько раз краны-пауки в аренду и убедившись в их широких возможностях, порой приобретают их в собственность. Для популяризации кранов-пауков компании, сдающие их в аренду, должны проводить «просветительскую работу» среди потенциальных клиентов, рассказывая о новых технологиях строительства с применением «пауков».
Обзор рынка
На рынке мини-кранов доминируют три крупных производителя: Maeda, Unic и Jekko, на их долю приходится почти весь объем продаж.
Лидер рынка мини-кранов – компания Maeda Seisakusho Co., Ltd (60% японского рынка) заявляет, что ее доля на мировом рынке составляет свыше 70%. Краны-пауки Maeda первыми появились в Европе. Производственная линейка сейчас включает в себя 5 моделей кранов-пауков: MC104, МС174, MC285, MC305 и MC405; г/п – от 995 до 3830 кг и 3 модели мини-кранов LC383, LC785, LC1385; г/п – от 3930 до 6000 кг.
Эксплуатационная масса кранов – от 1050 до 15 850 кг, высота подъема – от 5,1 до 22 м, габаритная ширина – от 590 до 2490 мм. Глубина опускания крюка – от 32 до 103 м. Стрела вращается на 360°. Все машины имеют гусеничный ход с гидростатическим приводом с бесступенчатым изменением скорости. Оснащаются бензиновыми и дизельными двигателями Mitsubishi, Yanmar и Komatsu мощностью от 5,5 до 68,4 кВт.
Предлагается гибридный привод, состоящий из ДВС и электромотора. Самые большие модели развивают скорость до 5,1 км/ч. Машины способны преодолевать подъем в 20–34°. Модели серии MC оснащены проводным дистанционным управлением, по заказу предлагаются радиоуправление и газобаллонное оборудование для работы на сжиженном газе.
Модели имеют очень компактные размеры и малую по сравнению с грузоподъемностью массу. Оснащены регистратором данных («черным ящиком»).
В середине 2011 г. Maeda выпустила новую усовершенствованную версию Dash 2 крана МС285С (г/п 2,82 т) – с новыми запирающими клапанами, быстрее работающей лебедкой, новым ограничителем нагрузки, новым двигателем Yanmar, соответствующим нормам Euro 4, и т. д. Кран МС285С-2 имеет габаритную ширину всего 750 мм и массу 2120 кг, при этом поднимает груз 550 кг на высоту 8,7 м.
Краны Maeda оснащаются сменным навесным оборудованием: гуськом, крюком-захватом, вакуумными подъемными устройствами для монтажа сэндвич-панелей и стекла, платформой-люлькой.
В настоящее время краны Maeda являются абсолютным лидером по количеству продаж мини-кранов в России.
Furucawa Unic Corporation (25% японского рынка), выпускающая широко известную в нашей стране крановую технику под брендом Unic, предлагает линейку кранов-пауков, состоящую из 7 моделей: URW-094, URW-095, URW-295, URW-376, URW-506, URW-547, URW-706 и URW-1006. Диапазон грузоподъемности первых шести моделей линейки – от 0,995 т/ 1,5 м до 6,0 т/ 3,0 м, высота подъема – от 5,49 до 19,5 м, эксплуатационная масса – от 1000 до 7920 кг, габаритная ширина машин – от 595 до 1600 мм. Машины имеют гусеничный ход, оснащаются бензиновыми (опция – газ) и дизельными двигателями мощностью от 5,5 до 23,5 кВт, в качестве опции предлагаются электропривод (в том числе от аккумулятора) и гибридный дизель-электрический привод.
Новейшая модель URW-1006 г/п 10 т – самый большой мини-кран в мире. Высота подъема – 30,7 м, стрела 6-секционная, телескопическая. Габаритная ширина машины в рабочем положении – 2 м. В комплектацию входит наклоняемый гусек с возможностью изменения угла наклона. Силовая установка – дизель и электродвигатель. Это первый из кранов Unic, который можно применять в грузонесущем режиме: он способен перемещать поднятый груз массой до 1,5 т.
Рост рынка и успех японских кранов-пауков привлекли в этот сектор многих европейских производителей, главным образом из Италии и Германии. Крупнейшим из европейских производителей является Imai S.r.L., которая в 2010 г. совместно с фирмой Ormet образовала Ormet Group S.p.A. (80% рынка Европы и Северной Америки).
C 2007 г. Imai выпускает семейство гусеничных манипуляторов-пауков под брендом Jekko. Выйдя на рынок позже японских производителей, используя разносторонний опыт эксплуатации мини-кранов, Ormet в основу своей концепции заложила высокотехнологичную автоматизированную базу. При производстве этих мини-кранов итальянцы сосредоточили внимание на внедрении передовых технологий, соблюдении современных стандартов безопасности и адаптации оборудования к требованиям европейского строительного рынка. Можно сказать, что в настоящее время в Европе формируется Jekko-класс мини-кранов. Главными отличительными особенностями этого класса являются более широкий спектр решаемых задач за счет использования управляемых гидравлических насадок, составляющих с краном единое целое.
В настоящее время производятся модели SPD265, SPD360, SPX527 и SPX1040, которые имеют различные исполнения. Грузоподъемность этих кранов составляет от 1,2 до 4,0 т, высота подъема – от 7,2 до 16,5 м (с гуськом – до 23,5 м), стрела 4–5-секционная, телескопическая, надстройка поворачивается на 220–360°, эксплуатационная масса – 1700–6300 кг, транспортная скорость – 1,5–2,0 км/ч, преодолеваемый подъем – 20–25°, габаритная ширина машин – 800–1450 мм.
Краны оснащаются ДВС Kubota и Isuzu мощностью 3–26,9 кВт и электромоторами мощностью 4–8 кВт. Строго говоря, мод. SPX1040 не является «пауком», так как имеет прямые аутригеры. Это позволяет обеспечить минимальную площадь стабилизации (17,64 м 2 ), при сохранении всех технических характеристик (высота стрелы – 23,5 м, максимальный вес груза – 4000 кг).
Две модели из линейки Jekko совмещают в себе функцию мини-крана и функцию PickB Engineering Co., Ltd (10% японского рынка) также внимательно присматривается к Европе. В 2011 г. компания сертифицировала и вывела на европейский рынок две из своих четырех моделей гидравлических самоходных кранов-пауков: CR285D массой 1750 кг (г/п 2,8 т) и с высотой подъема 8,9 м, а также значительно большую мод. CR335D массой 3760 кг (г/п 2,98 т) и с высотой подъема 12,5 м. Предлагаются гуськи, удлиняющие стрелу, дистанционное радиоуправление. Несмотря на то, что эти два крана имеют почти равную номинальную грузоподъемность, их грузовысотные характеристики существенно различаются: у CR285D вылет при максимальной г/п составляет 1,5 м, а у CR335D – 2,5 м.
Эти модели – прямые аналоги кранов Maeda мод. МС285 и МС305-2. В Европе краны-пауки RB продавать в Европе пока не думает. Rhttps://os1.ru/article/6882-stroitelnye-krany-pauki-pauk-nasekomoe-stroitelnoe» target=»_blank»]os1.ru[/mask_link]
Какие бывают канатные пауки?
Канатный паук 4СК представляет собой съемное грузоподъемное приспособление, которое состоит из четырех ветвей (стальных тросов), оснащенных различными грузовыми крюками или захватами, а также подъемными звеньями. Такое устройство очень востребовано для операций по подъему, удержанию и перемещению грузов при помощи крана, погрузчика и другой техники. Широко применяется в строительной, промышленной, транспортной отрасли, где есть необходимость в транспортировке объектов с зацепом за четыре точки.
Ветвь паука – это отрез стального каната, у которого заделаны концы с обеих сторон. Она снабжена петлей с металлическим коушем, что позволяет исключить истирание тела каната, уменьшает его износ. Ветви крепятся с одной стороны к подъемному звену, а с другой к грузовому крюку.
Виды канатных пауков
Все стропы выполняются в соответствии со стандартом, который дает возможность использовать разные звенья и захваты, в зависимости от поставленной задачи. Различают канатные пауки 4СК со следующими звеньями:
- разъемные треугольные – используются обычно при производстве строп по умолчанию, потому как являются самыми удобными при сборке;
- овальные и треугольные – применяются реже, устанавливаются при желании заказчика, но хуже выдерживают боковое воздействие нагрузки;
- овальные с дополнительными кольцами – благодаря таким звеньям ветви строп становятся подвижными, что улучшает эксплуатацию.
Виды канатных пауков разделяются и по типу нижнего концевого элемента, в качестве которого могут применяться специальные крюки: чалочный, вращающийся и другие. Между собой они отличаются не только конструктивными особенностями, но и номинальной грузоподъемностью, которая обязательно должна соответствовать грузоподъемности ветви. Канатные стропы 4СК чаще всего оснащаются чалочным вариантом. Иногда в виде нижнего концевого устройства могут применяться захваты.
Как эксплуатировать канатные пауки?
Чтобы продлить срок службы канатных пауков и обеспечить их безопасное использование, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Перед началом эксплуатации ответственные лица должны проводить осмотр строп, места заплетки или обжима, звеньев и крюков.
- При обнаружении каких-либо дефектов (видимые обрывы, износ поверхности, трещины, расслоения, повреждение креплений и пр.), грузоподъемное приспособление должно быть изъято из эксплуатации.
- Если канатные стропы используют регулярно, то необходимо время от времени производить их выбраковку. В случае редкой эксплуатации приспособления осматриваются непосредственно перед использованием.
- Запрещается превышение номинальной (максимальной) грузоподъемности оборудования, чтобы не создавать ситуаций опасных для жизни и преждевременного износа.
- Обязательное наличие металлической бирки на каждом стропе, на которой будет указана его грузоподъемность, дата и место изготовления. При ее отсутствии или повреждении эксплуатация приспособления запрещена.
Преимущества канатных строп 4СК
Качественные канатные пауки отличаются следующими характеристиками:
- гибкость и высокий запас прочности;
- устойчивость к деформации, коррозии и к воздействию агрессивных веществ;
- эксплуатация при различных температурах;
- высокий коэффициент грузоподъемности;
- возможность замены составляющих частей без повреждения всего приспособления;
- удобство хранения, эксплуатации и транспортировки;
- невысокая стоимость.
Канатные пауки 4СК, реализуемые ООО «Грузоподъемсервис», соответствуют установленным стандартам, имеют сертификат качества и проходят испытания в нашей лаборатории.
Если вы хотите оформить заказ или уточнить возникшие вопросы по выбору оборудования, обращайтесь по телефонам: +375 (17) 510-23-64 и +375 (17) 510-23-65. Мы находимся в г. Минске, но доставка осуществляется по всей территории РБ.
Источник: gpservis.by
Производители и технические характеристики японских кранов пауков
Производится паук-кран в основном в Японии. Выпуском этого агрегата занимаются различные компании. В зависимости от производителя цена миникранов и их характеристики могут сильно различаться между собой. Приспособление по своему устройству напоминает автомашину. Сварная рама выполнена из стали.
Конструкция имеет компактные размеры, поэтому для повышения надежности техники производитель дополнительно усиливает те узлы, которые подвержены максимальной нагрузке во время работы. Приспособление устанавливается на базе колесного или гусеничного шасси. Устройство изготовлено так, чтобы оно занимало немного места, но не теряло своей грузоподъемности.
Приспособления применяют в городах, где эксплуатировать крупные машины неудобно. Участки рамы, на которых необходимо усиление, укрепляются стальными листами. Ширина рамы небольшая, что определяет маневренность конструкции.
- небольшие размеры;
- экономичность;
- прочная рама;
- мощный гидроцилиндр;
- возможность перевозки на автомобиле;
- способность работы в помещении.
Аппараты можно перевозить на автомобильной платформе, в грузовом кузове. При перевозке водитель не должен предъявлять разрешения на транспортировку.
Загрузка устройства осуществляется легко, т.к. конструкция имеет свой гусеничный или колесный ход. На агрегат устанавливают бензиновый мотор объемом до 1000 см³. Двигатель защищается от перегрева посредством радиатора и вентилятора.
Цепной паук используют для перемещения материалов, подъема груза на стреле на некоторую высоту. Подъемные краны применяют при строительстве небольших зданий. Двигатель имеет небольшой объем, что способствует экономии топлива. Конструкция небольшого веса, поэтому не нужно специально подготавливать площадку, достаточно ровной поверхности.
Сейчас в Японии множество заводов изготовителей, которые производят пауки. Популярной моделью является Tadano. Первые модели пауков начали выпускать еще в середине прошлого века. Такой агрегат можно дополнительно оборудовать клещами, телескопическими стрелами, захватом, люлькой, крюком.
Этот аппарат можно использовать и как подъемник. В промышленности подъемники пауки позволяют экономить затраты на привлечение крупногабаритных машин. Паук может не только поднимать грузы, с его помощью осуществляют работы по остеклению зданий. Компания Tadano выпускает краны и дополнительные детали к ним.
Гусеничный мини-кран Maeda MC305 имеет такие характеристики:
- Грузоподъемность — 2,98 т.
- Высота подъема крюка — 12,52 м.
- Габаритная ширина машин — 128 см.
- Двигатель — дизельный и электрический.
- Двигатель дизельный марки 3TNV76 производства японской компании Yanmar. Это трехцилиндровый мотор.
- Электродвигатель имеет мощность 5,5 кВт, 3 фазы, напряжение 380 Вт; может работать в закрытом помещении.
Инвертор обеспечивает плавный пуск электродвигателя, регулирует скорость. В комплект устройства входит ограничитель грузоподъемности с опцией защиты и регистратором параметров. Система управления контролирует работу и блокирует опрокидывание устройства.
Шасси на резиновых гусеницах улучшает маневренность и устойчивость агрегата, позволяет работать в труднодоступных участках. Гусеницы снижают давление на грунт, позволяют сохранить напольное покрытие. Агрегат имеет крюковую подвеску для четырехкратного и двукратного запаса грузового троса. При этом можно быстро перенести канат с одной запасовки на вторую и увеличить скорость и глубину опускания крюка в 2 раза.
Гусеничные пауки Maeda серии MC привозят в Россию в комплекте с пультом дистанционного управления, который дублирует рычажное управление. Это позволяет управлять краном на расстоянии 11 м. Агрегат может изготавливаться с дополнительным радиоуправлением.
Как выбрать
Модельный ряд Маеда приспособлен к условиям работы в Российской Федерации; устройства русифицированы, имеют российский сертификат соответствия. Приобрести это приспособление можно у дилеров.
Выбирают устройство по техническим возможностям, характеристикам и целевому назначению. Агрегат может работать в труднодоступных участках, траншеях, подвалах, на крышах домов. Вылет стрелы выбирают в зависимости от необходимой грузоподъемности.
Цены и отзывы
Цена паука-крана Маеда 146 500 руб.
Управляю пауком-краном при помощи джойстика, агрегат выполняет работу быстро и качественно.
На складе используется кран модели паук. Он отличается отличной маневренностью и высокой производительностью.
Источник: specmahina.ru