В данной статье рассмотрим порядок установления нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) для проектируемых и действующих объектов, предусмотренный ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (далее — ГОСТ Р 58577-2019), который вступил в силу 01.01.2020. Стандарт, о котором пойдет речь в статье, также содержит требования к оформлению материалов по расчету НДВ.
В соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха[1] в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ[2], должны разрабатываться предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ).
Согласно законодательству об охране окружающей среды[3] расчет НДВ проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I–III категорий (для объектов II категории НДВ рассчитываются по всем веществам, для объектов I и III категорий — по веществам I, II классов опасности, для объектов I категории — также по маркерным веществам).
Что такое проект ПДВ?
НДВ являются легитимными лишь при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения[4].
Старое и новое
В ГОСТ Р 58577-2019 традиционно сохраняется основа для нормирования, представленная либо материалами по инвентаризации источников выбросов, либо проектными решениями.
Нормирование выбросов теперь осуществляется не только по гигиеническим нормативам качества, но и по экологическим нормативам (для лесных экосистем), определение которых сопряжено с проведением натурных измерений в лабораторных или полевых условиях в течение вегетационного сезона[5].
Как и ранее, нормативы ПДВ разрабатываются по результатам проведенных расчетов рассеивания (максимальные разовые и среднегодовые концентрации) либо сводных расчетов для городов (с учетом непревышения квот концентраций для нормируемых территорий).
Для загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые и среднесуточные ПДК, предусмотрена формула пересчета из одной приземной концентрации в другую с учетом розы ветров (формула (4) ГОСТ Р 58577-2019):
где C c прj и Cпрj — соответственно приземная среднегодовая и максимальная разовая концентрации в рассматриваемой расчетной точке;
P — среднегодовая повторяемость ветров румба, соответствующего переносу загрязняющих веществ от источника в расчетную точку, %;
P0 — повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (для восьмирумбовой розы ветров P0 = 12,5 %), %.
При этом величина P не может быть ниже значения 12,5 %.
Для определения среднегодовых концентраций необходимо использовать среднегодовые фоновые значения при проведении расчета рассеивания.
Согласно п. 4.3.3 ГОСТ Р 58577-2019 зоной влияния выбросов хозяйствующего субъекта в атмосферу является территория, расположенная в границах 0,05 ПДК, несмотря на то, что зона нормирования — 1 ПДК.
Разработка проекта ПДВ. Часть 1: Расчет рассеивания
Группа суммации веществ учитывается в рассеивании в случае превышения 0,1 ПДК любым из веществ группы. Фоновое загрязнение нормируемых территорий учитывается лишь в случае превышения концентраций вещества или группы веществ 0,1 ПДК. Также фоновое загрязнение не учитывается при отсутствии официальной информации (например, в глухих отдаленных местностях наблюдения не проводятся из-за отсутствия предприятий, населенных пунктов, которые могут оказывать негативное влияние).
Установление ПДВ
Нормативы устанавливаются для режимов регламентной работы предприятия (например, залповые выбросы на карьерах и эксплуатация без взрывных работ).
[1] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019).
[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).
[3] Пункты 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[4] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[5] См. ГОСТ Р 56165-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов» и 56166-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем».
Д.И. Орехов, главный специалист АО «Гипроцветмет»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.
Узнать больше:
Порядок установления НДВ для проектируемых и действующих объектов: обзор ГОСТ Р 58577-2019
В данной статье рассмотрим порядок установления нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) для проектируемых и действующих объектов, предусмотренный ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (далее — ГОСТ Р 58577-2019), который вступил в силу 01.01.2020. Стандарт, о котором пойдет речь в статье, также содержит требования к оформлению материалов по расчету НДВ.
В соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха[1] в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ[2], должны разрабатываться предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ).
Согласно законодательству об охране окружающей среды[3] расчет НДВ проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I–III категорий (для объектов II категории НДВ рассчитываются по всем веществам, для объектов I и III категорий — по веществам I, II классов опасности, для объектов I категории — также по маркерным веществам).
НДВ являются легитимными лишь при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения[4].
Старое и новое
В ГОСТ Р 58577-2019 традиционно сохраняется основа для нормирования, представленная либо материалами по инвентаризации источников выбросов, либо проектными решениями.
Нормирование выбросов теперь осуществляется не только по гигиеническим нормативам качества, но и по экологическим нормативам (для лесных экосистем), определение которых сопряжено с проведением натурных измерений в лабораторных или полевых условиях в течение вегетационного сезона[5].
Как и ранее, нормативы ПДВ разрабатываются по результатам проведенных расчетов рассеивания (максимальные разовые и среднегодовые концентрации) либо сводных расчетов для городов (с учетом непревышения квот концентраций для нормируемых территорий).
Для загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые и среднесуточные ПДК, предусмотрена формула пересчета из одной приземной концентрации в другую с учетом розы ветров (формула (4) ГОСТ Р 58577-2019):
где C c прj и Cпрj — соответственно приземная среднегодовая и максимальная разовая концентрации в рассматриваемой расчетной точке;
P — среднегодовая повторяемость ветров румба, соответствующего переносу загрязняющих веществ от источника в расчетную точку, %;
P0 — повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (для восьмирумбовой розы ветров P0 = 12,5 %), %.
При этом величина P не может быть ниже значения 12,5 %.
Для определения среднегодовых концентраций необходимо использовать среднегодовые фоновые значения при проведении расчета рассеивания.
Согласно п. 4.3.3 ГОСТ Р 58577-2019 зоной влияния выбросов хозяйствующего субъекта в атмосферу является территория, расположенная в границах 0,05 ПДК, несмотря на то, что зона нормирования — 1 ПДК.
Группа суммации веществ учитывается в рассеивании в случае превышения 0,1 ПДК любым из веществ группы. Фоновое загрязнение нормируемых территорий учитывается лишь в случае превышения концентраций вещества или группы веществ 0,1 ПДК. Также фоновое загрязнение не учитывается при отсутствии официальной информации (например, в глухих отдаленных местностях наблюдения не проводятся из-за отсутствия предприятий, населенных пунктов, которые могут оказывать негативное влияние).
Установление ПДВ
Нормативы устанавливаются для режимов регламентной работы предприятия (например, залповые выбросы на карьерах и эксплуатация без взрывных работ).
[1] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019).
[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).
[3] Пункты 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[4] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[5] См. ГОСТ Р 56165-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов» и 56166-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем».
Д.И. Орехов, главный специалист АО «Гипроцветмет»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.
Источник: www.profiz.ru
ПДВ или НДВ – как правильно?
Природопользователи часто задаются вопросом: «Проект НДВ или ПДВ»? Что предполагает понятие «нормативы допустимых выбросов»? Попробуем разобраться. Раньше использовалось словосочетание «предельно допустимый выброс», чаще всего в контексте проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Обусловлено это было тем, что такой термин приводился в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в старой редакции. В закон вносились изменения, поменялось и определение ПДВ.
Нормативы допустимых выбросов
Тогда откуда взялось понятие «Нормативы допустимых выбросов»? В Федеральном законе № 96-ФЗ используется следующее определение НДВ:
— Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.
Проект НДВ или ПДВ?
Смысл терминов теперь идентичен. Природопользователи задаются вопросом – так им нужен проект ПДВ или НДВ? В чем разница? Раньше несовпадение названий данных терминов (ПДВ или НДВ) в ключевых экологических законах мало кого волновало. Но только до начала реформирования системы нормирования предприятий по категориям.
В 2014 году основное законодательство изменилось таким образом, что, в частности, проекты ПДВ, перестали существовать как вид работы для многих предприятий.
Расчет нормативов допустимых выбросов
Однако появились такие виды природоохранной документации, как расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (НДВ). Данные расчеты (не проект, обратите внимание) являются приложением к КЭР и ДВОС для объектов 1 и 2 категории. Для 3 категории расчеты НДВ производятся отдельно для веществ 1, 2 класса опасности.
Стоит отметить, что для объектов 1 категории, у которых есть отсрочка в получении КЭР, существует возможность оформить проект ПДВ (НДВ) и получить разрешение на выбросы вплоть до момента получения КЭР. Такой проект разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 11 августа 2020 года № 581, который содержит методику разработки проекта нормативов допустимых выбросов (то есть, НДВ). При этом Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055 вновь использует термин ПДВ, а не НДВ.
Важно!
Согласно Федеральному закону № 52-ФЗ, статья 20, при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. То есть, Роспотребнадзор принимает на рассмотрение именно проекты ПДВ, а не НДВ.
С выходом приказа № 581 разрабатывать нужно проекты (или расчеты) НДВ, а не ПДВ. Старое Постановление Правительства России № 183 отменено. Однако оставшийся в федеральных законах термин ПДВ не дает о себе забыть. Таким образом, это термины синонимы, и использование и того и другого одинаково легитимно. Разработкой проекта ПДВ занимаются специалисты экологических компаний.
Задайте вопрос экологам компании ЭкоПромЦентр. Это бесплатно. Оставьте заявку по телефону – +7 (812) 425-61-45, либо на сайте.
Источник: ecopromcentr.ru