Что такое плановые накопления в строительстве

Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой.

Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем.

На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта.

По опыту экспертов КСК групп, первоначальный бюджет строительства всегда увеличивается в ходе проекта. В среднем он возрастает на 25–30%, в ряде случаев – на 100%. К чему это приводит?

Во-первых, если расходы «надуманные» – это финансовые потери. Вам никто не вернет деньги, которые вы заплатили за воздух. Во-вторых, если расходы невозможно подтвердить документально, возникают налоговые риски. Инвестор и заказчик могут получить доначисления на сумму до 50% от размера необоснованного увеличения бюджета строительства.

Эпоха строительства пирамид глазами археологов XXI века. Максим Лебедев

Чтобы этого не случилось, нужно контролировать подрядчика. Ниже поговорим о том, из чего складывается сметная стоимость, как правильно составить смету и как строители завышают бюджеты, манипулируя цифрами.

Что скрывает подрядчик: как завышается размер прямых затрат в смете?

Сметная стоимость строительства состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.

Прямые затраты – это строительные материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих и строителей. То есть это затраты на ресурсы, необходимые для строительства. Стоимость материалов, деталей и конструкций включает в себя затраты на их приобретение и доставку на склад или стройплощадку.

Подрядчик использует строительные материалы как механизм завышения бюджета строительства: в сметах указывает завышенный объем, не соответствующий проекту, в стоимость материала закладывает дополнительные расходы по транспортировке, «накручивает» двойной НДС (в сметной строке и по ее итогу).

Компания – производитель кондитерских изделий решила построить склад для хранения продукции. Перед заключением договора с подрядчиком фирма предоставила сметную документацию экспертам КСК групп для анализа. В разделе «Дождевая канализация» были заложены асбестоцементные трубы диаметром 500, 300 и 125 мм. Эксперт проверил количество и стоимость труб: стоимость была завышена на 40% от рыночной стоимости, а количество увеличено на 30% от проектных данных. После корректировки удалось сократить издержки на 3 млн рублей на этом небольшом участке работ.

Как правило, оптовые поставщики предоставляют подрядчикам скидки (в среднем – 30%). Правда, подрядчик эту скидку в смете не отражает.

Помимо стоимости материалов, в прямых затратах учтены расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов: оплата труда машинистов, перебазировка машин в период строительства, подготовка к эксплуатации и амортизационные отчисления.

Чудеса инженерии Дамба HD 720p

Подрядчик имеет право экономить на строительных работах или материалах, если это не вредит качеству. На практике все наоборот: недобросовестный подрядчик нарушает технологии и берет с заказчика дополнительные деньги.

Строительство производственного комплекса – подготовительные и земляные работы стоимостью 38 млн руб. (объем котлована – 45 000 куб. м). Подрядчик заявил, что 10% от общего объема рытья котлована будет осуществляться ручным способом (стоимость – более 11 млн руб.). Дешевле сделать это с помощью техники. Служба технического надзора КСК групп снизила процент ручного труда до 1% (1 млн руб.). Таким образом, заказчик сэкономил 10 млн руб.

Последнее, что входит в прямые затраты, – это трудовые ресурсы, то есть оплата труда рабочих и строителей.

Тонкости расчета: экономим до 10% от накладных расходов

Накладные расходы нужны для того, чтобы организовать работы. Согласно «Методическим указаниям по определению накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004)», в состав накладных расходов включены затраты на административно-хозяйственное обслуживание сотрудников подрядчика, на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и другие расходы.

Как определить размер накладных расходов? Есть отраслевые укрупненные нормативы накладных расходов, которые зависят от сферы выполнения работ. Сметная документация составляется по сметно-нормативным базам (ФЕР, ТЕР, ТСН и т. д.). Для строительства промышленного объекта (завода) накладные расходы составляют 106%, для жилого дома – 112%.

Такой способ учета накладных расходов не отражает фактические затраты подрядчика и применяется только при составлении инвесторских смет. При расчетах между заказчиком и подрядчиком по фактическим данным применяют проценты накладных расходов по видам работ.

В коммерческих сметах накладные расходы прописываются в итогах смет. Подрядчики «любят» прописывать накладные расходы, начисляя их на все позиции по смете, то есть на стоимость работ и стройматериалов вместе. Однако такие расходы определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда.

Торговая компания приобрела нежилое помещение. Для его ремонта пригласила подрядчика, который позиционировал себя как лакшери-компания в отрасли.

В смете на черновые работы у подрядчика консультанты обнаружили следующее:

– прочие работы – 250 000,00 руб.;

– огнетушители, аптечки – 100 000,00 руб.;

– накладные расходы – 15% на все позиции, включая материалы.

Но по МДС 81-33.2004 огнетушители, аптечки входят в состав накладных расходов как временные приспособления и устройства. Они были исключены из сметы, так же, как и накладные расходы на материалы: этот вид расходов применяется только к работам. Это помогло сэкономить 670 тыс. руб. от общей суммы в 6 млн руб.

Как правильно рассчитать сметную прибыль

Сметная прибыль идет на развитие производства и материальное стимулирование работников. В нее включаются затраты на налог на прибыль, налог на имущество, на модернизацию оборудования и реконструкцию объектов основных фондов, на премии для работников.

Сметная прибыль определяется так же, как и накладные расходы. Есть только одно отличие: у сметной прибыли свои нормативные проценты, они меньше, чем у накладных расходов. Если смета составляется по нормативным базам ФЕР, ТЕР или ТСН, то укрупненно принимается единый процент сметной прибыли – 65%. На процент не влияет, промышленное это строительство или жилое.

Важно помнить, что если условия работ отличаются от общепринятых (например, работы в подземных тоннелях, сварка труб под водой, строительство на склонах гор), а средств для покрытия расходов подрядчика стало не хватать, то по согласованию рекомендуется разработать и принять индивидуальный размер сметной прибыли.

Не экономьте на контроле подрядчиков – обойдется дороже

Из сложившейся практики инвестиционно-строительной деятельности разработана структура сметной стоимости строительства, на основе которой заранее определяют размеры будущих капиталовложений:

– расходы на оплату труда рабочих – 15–25%,

– стоимость материалов – 45–55%,

– расходы на эксплуатацию машин – 8–10%;

Теперь вы знаете, как поэтапно решить задачу финансирования строительного проекта: от определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат и до определения сметной стоимости объекта строительства.

Структура сметной стоимости, определяющая размеры капиталовложений.

Но никто не застрахован от воровства со стороны подрядчика. Надежный способ предотвратить это – финансовый и технический контроль. Проверяйте сметную документацию на правильность указания работ и их объемов, сравнивайте, соответствуют ли выполненные объемы работ объемам в проектно-сметной документации.

Контролируйте соблюдение требований СНиП по вопросам качества и сроков строительно-монтажных работ. И главное – оценивайте каждую норму договора подряда. В нем не должно быть лазеек, которые помогут подрядчику завысить бюджет.

Если затруднительно делать это силами штатных сотрудников, рекомендуем создать специализированный производственно-технический отдел в вашей компании, привлечь стороннюю службу технического надзора на время строительства или внешних консультантов для финансового контроля в строительстве. Не платите подрядчику больше, чем нужно! Обращайтесь к профессионалам. Эксперты КСК групп помогут вам проконтролировать исполнение подрядчиком своих обязательств, снизить финансовые и налоговые риски.

СНиП IV-8-84 Правила разработки и применения норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве

5. НОРМА ПЛАНОВЫХ НАКОПЛЕНИЙ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

5.1. Норма плановых накоплений учитывает следующие статьи затрат:

платежи в бюджет за производственные фонды;

отчисления в фонды экономического стимулирования;

прирост собственных оборотных средств;

оплата процентов за банковский кредит;

подготовка и повышение квалификации кадров;

возмещение затрат по жилищно-коммунальному хозяйству;

расходы по хозяйственному содержанию культурно-бытовых зданий, передаваемых профсоюзным организациям;

образование единого фонда развития науки и техники.

5.2. Норма плановых накоплений в строительстве, установленная Советом Министров СССР, применяется в процентах к общей сумме сметных прямых затрат и накладных расходов.

Для определения величины нормативной условно-чистой продукции, содержащейся в норме плановых накоплений, Госстроем СССР устанавливается норматив в процентах к общей сумме основной заработной платы рабочих и стоимости эксплуатации строительных машин, входящих в сметные прямые затраты.

Сумма плановых накоплений в составе нормативной условно-чистой продукции определяется в локальной смете (локальном сметном расчете) на основе среднеотраслевого норматива, установленного Госстроем СССР в процентах от общей суммы основной заработной платы рабочих и стоимости эксплуатации строительных машин, входящих в сметные прямые затраты.

Плановая и фактическая калькуляция: задачи и отличия

Задачи калькулирования продукции

Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.

Читайте также:  Ракушечник камень для строительства дома отзывы

Обратите внимание!

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.

Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Важно!

Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.

Составляем калькуляцию: какие расходы в нее необходимо включить?

Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.

В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.

Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.

В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1. Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)

Наименование статей калькуляции

Сумма, руб.

Затраты на материалы всего

34 718,00

сырье и основные материалы

возвратные отходы (вычитаются)

топливо на технологические цели

энергия на технологические цели

тара (невозвратная) и упаковка

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего

210 795,00

основная заработная плата

дополнительная заработная плата

63 238,50

Затраты на специальную технологическую оснастку

314 207,00

583 219,00

1 206 177,50

К сведению

Представленная калькуляция имеет исключительно рекомендательный характер. Для каждого предприятия статьи затрат могут быть абсолютно разными, все зависит от специфики деятельности. Например, в нашем случае не указаны такие статьи затрат, как «Услуги сторонних организаций», «Командировочные расходы основных производственных рабочих» и пр.

Рассмотрим каждую статью расходов, включенных в калькуляцию.

Затраты на материалы

В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов.

Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества.

Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции.

На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию.

Таблица 2. Лимитная карта на материалы

Наименование ТМЦ

Единица измерения

Лимит

Отпущено

дата

количество

подпись получателя

1. Сырье и основные материалы

2. Комплектующие изделия

Кольцо уплотнительное 2×10,3

Кольцо уплотнительное 4×8,7

Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство.

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:

Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством.

В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3).

Таблица 3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

Вид работ

Трудоемкость и заработная плата, учтенные при составлении калькуляции

трудоемкость, нормо-часы

стоимость нормо-часа, руб.

основная заработная плата (фонд оплаты труда), руб.

Как читать смету: взгляд бухгалтера

что такое плановые накопления в смете

Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).

Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.

Что такое смета?

Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:

Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.

Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.

Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.

Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.

После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.

Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.

Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).

Основные составляющие локальной сметы

Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:

Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.

Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.

Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.

Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.

Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.

Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.

Табличная часть сметы: расценки и ресурсы

Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.

При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).

Читайте также:  Механизмы в строительстве и материалы в строительстве

В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.

Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.

Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.

К ресурсам относятся:

Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.

Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).

Неучтенные материалы. Мониторинг цен

Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.

При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.

Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.

Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.

Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.

Коэффициенты и НДС

Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):

Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.

Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.

Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.

Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.

Составление форм КС-2 и КС-3

Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.

Отличия между сметой и КС-2:

Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.

Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.

Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.

Проверка сметы

Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.

Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).

Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.

Хитрости и советы

Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:

Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.

Источник: xtreker.ru

Строй-справка.ру

Плановые накопления

Плановые накопления

Плановые накопления. Использование нормы П.н. (нормативной прибыли), учитываемой в цене строит. продукции, призвано способствовать созданию условий для нормального функционирования строит, организаций.

Прибыль подрядных организаций образуется за счет двух осн. источников — нормы П.н. в цене строит, продукции и снижения себестоимости СМР.

В связи с переходом на новые условия хозяйствования создается качественно новая экономич. ситуация: норм, деятельность каждой строит, организаций зависит в полной мере от получаемой в процессе производства прибыли, т.к. не приходится рассчитывать на помощь вышестоящей организаций и перераспределение средств от рентабельных организаций к убыточным. Это потребовало внесения корректив в величину нормы П.н. и в порядок ее установления.

Норме П.н., как и всей системе сметных нормативов, придан рекомендат. характер. Это означает, что величину нормы П.н. определяют стороны при заключении договора подряда с учетом действующего законодательства и в зависимости от финансовых возможностей заказника и потребностей подрядчика, выявившихся в процессе торгов на рынке инвестиц. ресурсов.

При определении размера проектируемой прибыли в новых условиях хозяйствования следует исходить из необходимости возмещения общих для всех строительно-монтажных организаций затрат (нормативная прибыль), таких как: модернизация оборудования, реконструкция объектов осн. фондов; пополнение собств. средств; материальная помощь работникам, в т.ч. безвозмездная для первонач. взноса на кооперативное жилищное строительство и на частичное погашение кредита; проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связ. непосредственно с участием работников в производств, процессе; орг-ция помощи и бесплатных услуг учебным заведениям; расходы на уплату налога на прибыль по установл. законом ставке.

В рекомендуемом пок-ле сметной прибыли не нашли отражения затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организаций, которые предлагается возмещать за счет средств, предус-мотр. в главе «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Обоснованное определение размеров средств на развитие производств, базы и соц. сферы подрядчика приобретает особое значение как фактор развития стабильных хоз. связей заказчиков и подрядных организаций в реализации договорных целей и задач инвестиц. политики.

Источник: stroy-spravka.ru

Расчет плановых накоплений

Плановые накопления — это прибыль предприятия. Процент плановых накоплений берётся по месту прохождения практики. Сумма плановых накоплений определяется от суммы прямых затрат и накладных расходов по формуле:

— прямые затраты, руб.,

— накладные расходы, руб.

— плановые накопления, в процентах

Смета затрат на капитальный ремонт

Смета — это денежный документ, в котором определяются затраты на капитальный ремонт. Смета заполняется на основании результатов предыдущих расчётов. Она состоит из следующих статей расходов, которые заносим в таблицу 6.10

Источник: studwood.net

Плановые накопления (прибыль)

На ресурсоснабжающих предприятиях учет и анализ себестоимости осуществляются по статьям затрат и по этапам технологического процесса. В водопроводно-канализационном хозяйстве учет себестоимости ведется по следующим этапам: подъем воды (перекачка сточной жидкости), транспортирование питьевой воды к потребителю (транспортирование и утилизация сточной жидкости); на предприятиях тепло-, электроэнергетики — производство, распределение и подача тепло-, электроэнергии потребителю (населению).

Читайте также:  Взис в строительстве это что значит

Объектами калькулирования себестоимости на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства являются продукция, работы, услуги по каждому виду деятельности, а калькуляционной единицей — измерители, характерные для каждого вида: например, в теплоэнергетическом хозяйстве— 1 Гкал полезно отпущенной тепловой энергии, а в электроэнергетических предприятиях — 1 кВт • ч полезно отпущенной электроэнергии.

Расчет средств, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), на энергоснабжающих предприятиях производится по следующим составляющим затрат:

  • • сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования — исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;
  • • работы и услуги производственного характера — исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и др.) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования;
  • • топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии;
  • • топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) — исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;
  • • покупная энергия всех видов;
  • • затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной) деятельности, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
  • • отчисления на социальные нужды (на социальное страхование, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством) — в размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ;
  • • амортизация основных фондов — по нормам амортизационных отчислений, утвержденным нормативно-правовыми актами РФ;
  • • прочие затраты, в том числе:
  • — целевые средства (на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инвестиционные ресурсы и страховые взносы);
  • — плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
  • — уплата процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам;
  • — затраты на подготовку и переподготовку кадров;
  • — амортизация по нематериальным активам;
  • — непроизводственные расходы (налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи);
  • — другие затраты, относимые на себестоимость продукции. Органы местного самоуправления и государственного управления в сфере формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги имеют следующие полномочия.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом осуществляется органами местного самоуправления. В тоже время, в соответствии с Конституцией РФ, соблюдение единого экономического пространства в административно-территориальных образованиях является задачей субъектов Федерации.

Полномочия по утверждению тарифов закреплены за ними Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Таким образом, установление тарифов — один из элементов финансово- экономической политики на территории — является совместным ведением субъектов Федерации и муниципального образования. Уровень реальных затрат населения устанавливают субъекты Федерации.

При формировании тарифов полномочия различных уровней власти распределены следующим образом:

  • • федеральный уровень — создание нормативно-правовой и методической базы современной ценовой политики; установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на жилищно- коммунальные услуги по субъектам РФ;
  • • уровень субъектов Федерации — разработка региональной нормативно-правовой базы формирования цен и тарифов на ЖКУ; определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на жилищно- коммунальные услуги по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;
  • • уровень муниципального образования — разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация современной ценовой и тарифной политики на местах.

Федеральные органы власти оказывают экономическое воздействие на функционирование ЖКХ посредством совершенствования межбюджетных отношений, главным образом через формирование и предоставление трансфертов. Основное назначение трансфертов — выравнивание обеспеченности субъектов РФ в реализации текущих расходных полномочий и бюджетов, т.е. оказание финансовой помощи территориям, имеющим недостаточную налоговую базу, за счет экономически более сильных регионов. Федеральные стандарты введены по причине чрезмерного разброса цен и тарифов в регионах России.

Расчет трансфертов производится на основе федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ.

Действующая в дореформенный период тарифная система в жилищно-коммунальном хозяйстве не обеспечивала предприятиям и организациям данной сферы возмещение даже текущих издержек и не создавала основу для развития. Поэтому возникает необходимость существенных изменений в проводимой тарифной политике и, в частности, в процессе определения тарифов.

Одной из важнейших задач обновленной тарифной политики является переход к экономически обоснованным тарифам. Данный термин в литературе и на практике трактуется неоднозначно, поэтому, для определенности, дадим следующее его толкование. Под экономически обоснованным тарифом будем понимать такой его уровень, который обеспечивает достижимый компромисс между производителем и потребителем данной продукции (услуг) и соответствующее равновесие на конкретном рынке.

Для конкурентных отраслей жилищно-коммунальной сферы в качестве экономически обоснованных тарифов могут выступать рыночные цены, а в монопольных сферах — централизованно установленные цены, определенные на основе научно обоснованной методики с применением соответствующих норм и стандартов. Отметим, что под стандартом понимается норма, имеющая соответствующий правовой статус, т.е. утвержденная государственным или местным органом власти.

К отраслям первой группы в ЖКХ потенциально относятся жилищное хозяйство и ремонтно-строительное производство, сбор и удаление отходов и другие виды деятельности, а ко второй группе — водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика (частично) и городской электротранспорт.

Радикальное изменение принципов ценообразования в жилищно-коммунальной сфере должно в корне изменить создавшееся положение и обеспечить предприятиям возможность нормального функционирования и развития.

В соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ № 707 и 887 о совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг платежи населения должны осуществляться по тарифам, покрывающим следующие виды издержек жилищно- коммунальной сферы:

Таким образом, ставится задача разработки тарифов, обеспечивающих полное покрытие текущих издержек и затрат на воспроизводство жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

Данный подход является шагом вперед в упорядочении тарифной политики в современных условиях. Но чтобы обеспечить устойчивое функционирование и развитие жилищно-коммунальных предприятий, необходимо ее дальнейшее развитие и, в частности, учет зарубежного опыта. На наш взгляд, при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо предусмотреть, чтобы они покрывали следующие затраты производителей:

  • • налоговые сборы и обязательные платежи производителей;
  • • средства, необходимые для инвестирования в основные и оборотные средства;
  • • погашение кредитов, связанных с повышением уровня жилищно-коммунальных услуг;
  • • отчисления в фонд потребления (для создания дополнительных стимулов к повышению эффективности деятельности предприятия).

В состав тарифа целесообразно включать страховую составляющую. Не должны входить в стоимость коммунальных услуг непроизводительные расходы и потери, что может обеспечить существенное снижение тарифной основы. Порядок формирования тарифов должен включать следующие мероприятия:

  • • расчет предприятиями и организациями ЖКХ плановой себестоимости и прибыли на основе действующей нормативноправовой и методической базы и проведения анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
  • • внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величины тарифов на ЖКУ;

• экспертизу представленных тарифов регулирующим органом и определение их конечной величины. Утверждение тарифов и введение их в действие.

Между тем существующий порядок формирования тарифов имеет ряд недостатков: основанный на затратном методе ценообразования, он не стимулирует предприятия к повышению эффективности деятельности. Прибыль предприятия, включаемая в тариф, рассчитывается путем умножения затрат на нормативный процент рентабельности, следовательно, снижение издержек означает снижение величины прибыли, поэтому предприятие заинтересовано в росте издержек.

Нормативная себестоимость на большинстве предприятий существенно отличается от фактической, что означает необоснованность самих нормативов, которые не учитывают специфики конкретного предприятия: состояния основных фондов, обслуживаемой территории и т.п. Расчет тарифа на основе нормативно-расчетной себестоимости не отражает реальное финансовое состояние коммунальных предприятий, не обеспечивает «прозрачности» финансовой отчетности предприятия, делает практически невозможным привлечение инвестиций в развитие отрасли.

Тарифы устанавливаются на основе предложений производителя и в условиях монополизма не могут считаться объективными. Зачастую тарифы завышаются за счет закупки необходимых материалов у посредников по ценам выше рыночных, привлечения дочерних предприятий для выполнения ремонтных работ, использования устаревшей базы учета и контроля потребляемых ресурсов.

Формирование тарифов на расчетный период до сих пор осуществляется на основе фактических затрат, включающих непроизводительные расходы и рассчитанных на основе старой, дореформенной нормативной базы, не учитывающей применение современных материалов, машин, оборудования, технологии и т.п. Кроме того, при расчете используются старые нормативы численности, которые разрабатывались на основе затратных принципов ценообразования.

Имеет место так называемое перекрестное субсидирование, когда разные группы потребителей оплачивают одни и те же услуги по разным тарифам. Повышенные тарифы для промышленных предприятий внешне выглядят как субсидирование льготных тарифов для населения и бюджетных организаций. На самом деле это приводит к повышению себестоимости и, соответственно, розничных цен на продукцию промышленных предприятий, которую в итоге оплачивает то же население.

Существующая система ценообразования не отражает в полной мере процесс формирования конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики приводит к значительной дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям. Это еще раз говорит о том, насколько на местах важна роль органа, осуществляющего регулирование тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных локальных монополий, а также разработка собственной (муниципальной или региональной) нормативной базы функционирования и развития всех отраслей жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: studref.com

Рейтинг
Загрузка ...