ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ — пространство по обеим сторонам шоссейной или железной дороги, изъятое из другого землепользования и переданное для эксплуатации транспортникам, которые организуют на нем защиту дорог от неблагоприятных метеорологических факторов, строя… … Экологический словарь
полоса отчуждения — трасса (напр. ЛЭП) — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы трасса (напр. ЛЭП) EN right of way … Справочник технического переводчика
полоса отчуждения — Территория по обе стороны железной или автомобильной дороги, принадлежащая транспортными организациями и не используемая для другой хозяйственной деятельности … Словарь по географии
ПОЛОСА — полосы, вин. полосу, мн. полосы, полос, полосам, жен. 1. Длинная узкая форма, длинный узкий кусок чего–н. Полоса железа. Полоса материи. || Узкая тянущаяся часть какого–н. пространства, выделяющаяся на нём чем–н. Темная полоса леса на горизонте.… … Толковый словарь Ушакова
Всё, что нужно знать о ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ участка
ПОЛОСА ОТВОДА — полоса земли, предоставляемая правительством из земельного фонда страны под постройку ж. д. со всеми ее устройствами: земляным полотном, искусственными сооружениями, станционными площадками, водоснабжением, производственными, служебными зданиями… … Технический железнодорожный словарь
Сектор Газа — Эта статья о регионе Ближнего Востока. О музыкальной группе см. Сектор Газа (группа). Координаты: 31°26′00″ с. ш. 34°23′00″ в. д. / 31.433333° с. ш … Википедия
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — транспортная трасса постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. Понятие железная дорога включает в себя не только подвижной … Энциклопедия Кольера
Хорват, Дмитрий Леонидович — Дмитрий Леонидович Хорват Дата рождения … Википедия
Электроэнергетика — Тепловая электростанция и ветрогенераторы в Германии Электроэнергетика … Википедия
Красноперекопский район Ярославля — Красноперекопский район один из шести районов города Ярославля. Расположен в юго западной части города по правому берегу реки Которосли. Образован в 1936 году. Территория района 36,4 квадратных километров. Население по данным на 1 января… … Википедия
Источник: dic.academic.ru
Когда и в связи с чем появился термин — «полоса отчуждения»?
Раньше я всегда считал что выражение «полоса отчуждения» стал широко использоваться после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Но теперь обратил внимание, что словосочетание «полоса отчуждения» произносится героиней актрисы Людмилы Гурченко в фильме «Вокзал для двоих», который Эльдар Рязанов снял в 1982 году.
Когда же появилось и что значило выражение «полоса отчуждения»?
В отношении трагической аварии на Чернобыльской атомной электростанции и, в дальнейшем, просто Чернобыле часто использовали понятие не «полоса отчуждения», но «Зона Отчуждения». Чаще всего это используют в литературных произведениях (первопроходцами были братья Стругацкие, возможно именно они и использовали впервые данный термин).
ОХРАННЫЕ ЗОНЫ, что ВАЖНО ЗНАТЬ собственнику земельного участка, а так же покупателю перед покупкой
Самого термина «полоса отчуждения» я, к сожалению никогда не встречал, а поверхсностный анализ поисковика на счет значения этой фразы ничего не дал. Но прочитав описание к художественному фильму с одноименным названием, я понял, что автор использует данный термин, как синоним к «черной полосе» в жизни
Полосой отчуждения (я даже слышал вариант просто «отчуждение») называлась противопожарная полоса вдоль железной дороги, на которой не разрешалось ничего строить, сажать деревья, огораживать её, копать канавы и проводить прочую хозяйственную деятельность, но не возбранялось на ней выращивать овощи или траву на сено или пасти скот. Она была нужна для защиты железных дорог от лесных и степных пожаров. С появлением линий электропередачи, строительство трубопроводов, полосы отчуждения назначались и возле них. Почему «отчуждения»? Потому что эти полосы отчуждались (отнимались) у бывших владельцев в пользу хозяев железной дороги, ЛЭП, газо- или нефте- или иного продуктопровода.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Полоса отвода железной дороги: нормативы, назначение, указатели
Полосы отвода железных дорог представляют собой участки, предоставленные Правительством из специального фонда. Они выделяются под прокладку ж/д полотна и инженерных коммуникаций, возведение искусственных сооружений, производственных и служебных зданий, установку устройств, стационарных площадок. Из указанных признаков становится понятно, в чьей собственности полосы отвода железных дорог – в федеральной. Рассмотрим далее подробно особенности этих участков.
Основные элементы
В пределах рассматриваемых участков размещаются:
- Защитные лесонасаждения .
- Земляное полотно с водоотводными, искусственными сооружениями.
- Снегозащитные заборы.
- Ограждающие конструкции. Они служат для предотвращения выхода животных и людей на рельсовое полотно.
- Ограждающие устройства и конструкции на участках высокоскоростного движения составов.
- Путевые и прочие здания, линии энергоснабжения и связи, иные ж/д сооружения и установки.
Границы полосы отвода обозначаются специальными знаками. Их устанавливают по внешнему периметру на:
- Поворотных участках.
- Прямых отрезках пути не дальше 250 м друг от друга, на кривых – при радиусе 600 м и больше – через 1/10 радиуса, менее 600 – через 50 м.
Начальная и конечная точки кривых отрезков границ закрепляются граничными знаками.
Порядок использования
Основные правила работы на участках, выделенных под прокладку ж/д полотна и строительство обслуживающих его сооружений, устанавливает ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В нормативном акте предусматриваются запреты на:
- Размещение капитальных сооружений, многолетних зеленых насаждений и прочих объектов, способных ухудшить видимость и создать угрозу для безопасности движения составов.
- Строительство и размещение зданий, ведение сельскохозяйственной деятельности в местах расположения канализационной и водопроводной сети, водозаборных сооружений, прочих инженерно-технических коммуникаций.
ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации » предписывает:
- Не допускать разрастания сорняков и древесно-кустарниковых насаждений на участках прилегания территории к сельскохозяйственным угодьям. Запрещено также скопление порубочных остатков, валежника, сухостоя, ГСМ.
- Отделять полосу отвода железной дороги от опушки лесного массива противопожарной опашкой. Ширина ее должна быть 3-5 м. Отделение можно провести минерализованной полосой. Ее ширина должна быть не меньше 3 м.
Специальные правила
Размещение ЛЭП, инженерно-технических коммуникаций, нефте- и газопроводов, линий связи и прочих линейных объектов в пределах полосы отвода железной дороги разрешено по согласованию с владельцем ж/д инфраструктуры. На договорных условиях допускается установка наружной рекламы на постоянных заборах, откосах выемок, строениях и иных сооружениях. Монтируемые конструкции должны соответствовать требованиям законодательства, не создавать угрозы для безопасности эксплуатации и движения составов.
Полоса отвода железной дороги: нормативы
Уход за состоянием участков и наблюдение возлагается на бригадиров пути, ж/д мастеров и прочих ответственных лиц. Сколько метров полоса отвода железной дороги ? Ширина участка определяется в зависимости от:
- Конфигурации (поперечного сечения) полотна.
- Габаритов искусственных сооружений.
- Рельефа местности.
- Наличия особых природных условий (участки, находящиеся на болотистой территории, на слабом основании, с подтоплением, на оползнях, в зоне образования оврагов, на вечной мерзлоте и так далее).
- Необходимости создания охранной зоны , защитных сооружений от песчаных/снежных заносов.
- Заселенности местности.
Так, ширина полосы отвода железной дороги (в метрах) для насыпи высотой 1 м при поперечном уклоне до:
- 1:25 – 24;
- 1:10 – 21;
- 1:5 – 23.
Указанные параметры действуют в отношении полотна 1, 2, 3 категорий проектирования.
Дополнительные факторы
При проектировании новых ж/д сооружений, в том числе линейных объектов, усиления действующих дорог, производственных сооружений, населенных пунктов и пр. на территориях ведения сельскохозяйственной деятельности учитываются:
- Стоимость участков.
- Ставка налога.
При принятии решения о выделении земли для железнодорожного транспорта необходимо обеспечить максимальную экономию территории сельхозугодий. Размещение ж/д инфраструктуры на особо ценных участках допускается в исключительных случаях. К таким территориям относят осушенные и орошаемые площади, пашни, наделы, занятые многолетними плодовыми растениями и виноградниками и пр. В исключительных случаях допускается прокладка ж/д полотна на особо охраняемых участках, имеющих культурно-историческое, рекреационное, оздоровительное значение.
Правила выбора площадей
Полоса отвода железной дороги должна находиться на территории несельскохозяйственного назначения или непригодной для ведения с/х деятельности. Допускается размещение ж/д инфраструктуры на угодьях худшего качества, имея их в виду и тогда, когда для их освоения требуются специальные инженерные мероприятия.
Объекты следует сооружать преимущественно на территориях, не покрытых лесным массивом. Это могут быть вырубки, прогалины, редины, гари. Допускается использовать участки, занятые малоценными культурами и кустарниками. ЛЭП, линии связи, прочие коммуникации, которые выходят за пределы полосы, размещаются вдоль дорог, границ площадей севооборотов.
Обоснование проекта
Выбор участков для сооружения и эксплуатации объектов ж/д транспорта, установки охранных зон , должен подтверждаться тщательными техническими и экономическими расчетами, доказывающими целесообразность использования территории. При этом должны быть рассмотрены разные варианты возможного их размещения с учетом рационального использования местности. В расчет принимаются:
- Размер оплаты за приобретение участков.
- Величина налога.
- Компенсация потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием территорий.
- Расходы на проведение минимального объема природоохранных мероприятий.
Временное пользование
Земельные участки отводятся учреждениям и предприятиям ж/д транспорта на правах аренды. Организациям во временное пользование предоставляются наделы, необходимые:
- На период сооружения новых дорог.
- Для усиления и переустройства эксплуатируемой инфраструктуры для размещения стройплощадок, звеносборочных и механизированных баз, маломощных карьеров, складов стройматериалов, подъездных путей, технических сооружений, разных установок, определенных проектом.
Сельскохозяйственные площади, участки лесного фонда, выделенные во временное пользование, по окончании срока аренды приводятся в состояние, пригодное для их использования по прямому назначению.
Полотно на перегонах
Ширина участков, выделенных для прокладки полотна, определяется на основании правил проектирования, закрепленных в нормативном документе «Ж/д колеи 1520 мм». Если сравнить фото железных дорог, можно увидеть, что насыпи сооружены из разных материалов. В качестве них, например, выступают глинистые, выветривающиеся скальные, крупнообломочные с глинистыми добавками грунты, пылеватые, недренирующие, мелкие пески. Если при сооружении насыпи используются дренирующие пески, слабовыветривающиеся и крупнообломочные грунты (с песчаным заполнителем), ширину участка можно уменьшить на 1 м.
Нюансы
Как видно из фото железных дорог , ширина участка, по которому проходит полотно, различается. Так, при размещении ж/д 1 и 2 кат. на несельскохозяйственных территориях либо на площадях, которые не пригодны для ведения с/х деятельности, допускается устанавливать ширину, большую стандартной на 4 м. Это необходимо для устройства впоследствии дополнительного (второго) пути. При размещении ж/д 1 и 2 кат. на территории сельхозназначения либо на площадях лесного фонда РФ дополнительная ширина участков выделяется в охранную зону. В ее пределах запрещено возведение капитальных объектов и высадка многолетних культур. Ширина участков сразу устанавливается под 2 пути для ж/д 1 и 2 кат., располагаемых в выемках, глубина которых больше 6 м, и при скальных грунтах, на прижимах рек, вне зависимости от высоты откоса, и на крутых косогорах.
Особенности проектирования
Ширина участков, выделенных для полосы отвода, определяется в проекте, если глубина выемок и высота насыпей больше стандартных, а конфигурация полотна имеет отличия от поперечных (типовых) профилей. Аналогичное правило действует и в случае, когда рельеф горный или холмистый, грунты слабые и залегают в основании насыпи, а также при прочих особых условиях. Ширина участков, выделяемых для расположения полотна на перегонах, определяется в документации при проектировании на местности:
- Где глубина выемки и высота насыпи больше 12 м.
- При крутизне откосов, отличающейся от типовых параметров.
- При расположении насыпи на косогоре круче 1:5 и выемки на косогоре круче 1:3. Если последние располагаются на оползневых и неустойчивых косогорах, ширина участка определяется вне зависимости от крутизны.
- При пересечении подтопляемыми/затопляемыми насыпями, фильтрующими в том числе, речных пойм, глубоких оврагов, мелких озер.
- При расположении насыпи на слабом основании, а также возведении ее с запасом на осадку.
- При устройстве выемки, глубина которой больше 2 м, в глинистом грунте, пылеватых и мелких песках, быстровыветривающихся скальных грунтах.
- При расположении насыпи на болотистой местности, на мокром основании с выходами ключей.
- При расположении полотна на участках с развитием (в том числе возможным) осыпей, обвалов, лавин, карстовых полостей, селей, каменных россыпей, пучин, оврагов.
- При устройстве выемок в переувлажненном грунте и вскрывающих водоносный горизонт.
- При разработке выемки и возведении насыпи методом гидромеханизации.
- При устройстве полотна на вечной мерзлоте, в сейсмической местности, в районе, где распространены подвижные пески.
- При разработке выемки взрывами на выброс.
- При устройстве в массивах с пластами осадочных пород или отдельных слоев изверженных пород при уклоне в сторону пути более 1:3.
Ширина полосы может определяться с использованием компьютерной программы, учитывающей конфигурацию полотна, особенности рельефа и природных условий, а также экономические факторы.
Порядок определения параметров в проекте
Ширина участков, которые отводятся для расположения полотна на перегонах, устанавливается с учетом ряда условий и правил. В частности:
- Если необходимо заложить резервы для возведения насыпей, то их следует располагать с нагорной стороны. Данные мероприятия, а также отсыпка кавальеров при разработке допускаются только на территориях несельскохозяйственного назначения либо площадях, непригодных для ведения с/х деятельности.
- При устройстве высоких насыпей, на местности при небольшом поперечном уклоне (до 1:10), допускается расположение резервов с обеих сторон. Их глубина и ширина проектируется в соответствии с потребностями в объемах грунта для сооружения и обеспечения водоотвода.
Указатели
Нормативными актами предусмотрены различные путевые знаки. Все их можно объединить в 2 группы: основные и особые. К первым относят:
- Километровые столбы.
- Уклоноуказатели.
- Пикетные столбики.
Особыми знаками считаются указатели:
- Границ полосы отвода.
- Предельного водного горизонта и высоты волны.
- Оси пассажирского сооружения.
- На линейных зданиях.
- Скрытых сооружений полотна.
- Номер стрелки.
- Реперы.
Ж/д пути необщего использования
К этим объектам законодательство предъявляет особые требования. В частности, конструкция и состояние агрегатов и сооружений, находящихся на таких путях, должны соответствовать СНиП и обеспечивать пропуск составов с допустимой нагрузкой, локомотивов, используемых для обслуживания инфраструктуры.
На каждый железнодорожный путь необщего пользования должен быть техпаспорт, план, продольный профиль и чертежи объектов. Примыкание восстановленных, строящихся или новых сооружений производится по правилам, установленным Правительством. Порядок утвержден Постановлением №233.
Согласно Правилам, для примыкания реконструируемых, строящихся либо восстановленных ж/д путей к существующим дорогам общего пользования необходимо получить разрешение. Для этого владелец объекта обращается в Росжелдор. Данная структура уполномочена принимать решения по вопросам, относящимся к сфере железнодорожного строительства и эксплуатации ж/д объектов, на основании полномочий, установленных нормативными актами РФ.
Источник: fb.ru