В этой статье мы найдем ответы на вопросы о том, как создать проекцию точки на плоскость и как определить координаты этой проекции. Опираться в теоретической части будем на понятие проецирования. Дадим определения терминам, сопроводим информацию иллюстрациями. Закрепим полученные знания при решении примеров.
Проецирование, виды проецирования
Для удобства рассмотрения пространственных фигур используют чертежи с изображением этих фигур.
Проекция фигуры на плоскость – чертеж пространственной фигуры.
Очевидно, что для построения проекции существует ряд используемых правил.
Проецирование – процесс построения чертежа пространственной фигуры на плоскости с использованием правил построения.
Плоскость проекции — это плоскость, в которой строится изображение.
Использование тех или иных правил определяет тип проецирования: центральное или параллельное.
Частным случаем параллельного проецирования является перпендикулярное проецирование или ортогональное: в геометрии в основном используют именно его. По этой причине в речи само прилагательное «перпендикулярное» часто опускают: в геометрии говорят просто «проекция фигуры» и подразумевают под этим построение проекции методом перпендикулярного проецирования. В частных случаях, конечно, может быть оговорено иное.
Построение проекции вектора на ось
Отметим тот факт, что проекция фигуры на плоскость по сути есть проекция всех точек этой фигуры. Поэтому, чтобы иметь возможность изучать пространственную фигуру на чертеже, необходимо получить базовый навык проецировать точку на плоскость. О чем и будем говорить ниже.
Проекция точки на плоскость
Напомним, что чаще всего в геометрии, говоря о проекции на плоскость, имеют в виду применение перпендикулярной проекции.
Произведем построения, которые дадут нам возможность получить определение проекции точки на плоскость.
Допустим, задано трехмерное пространство, а в нем — плоскость α и точка М 1 , не принадлежащая плоскости α . Начертим через заданную точку М 1 прямую а перпендикулярно заданной плоскости α . Точку пересечения прямой a и плоскости α обозначим как H 1 , она по построению будет служить основанием перпендикуляра, опущенного из точки М 1 на плоскость α .
В случае, если задана точка М 2 , принадлежащая заданной плоскости α , то М 2 будет служить проекцией самой себя на плоскость α .
Проекция точки на плоскость – это либо сама точка (если она принадлежит заданной плоскости), либо основание перпендикуляра, опущенного из заданной точки на заданную плоскость.
Нахождение координат проекции точки на плоскость, примеры
Пускай в трехмерном пространстве заданы: прямоугольная система координат O x y z , плоскость α , точка М 1 ( x 1 , y 1 , z 1 ) . Необходимо найти координаты проекции точки М 1 на заданную плоскость.
Решение очевидным образом следует из данного выше определения проекции точки на плоскость.
Обозначим проекцию точки М 1 на плоскость α как Н 1 . Согласно определению, H 1 является точкой пересечения данной плоскости α и прямой a , проведенной через точку М 1 (перпендикулярной плоскости). Т.е. необходимые нам координаты проекции точки М 1 – это координаты точки пересечения прямой a и плоскости α .
Что такое ПРОЕКЦИЯ? Защитные механизмы личности. Психология простыми словами
Таким образом, для нахождения координат проекции точки на плоскость необходимо:
— получить уравнение плоскости α (в случае, если оно не задано). Здесь вам поможет статья о видах уравнений плоскости;
— определить уравнение прямой a , проходящей через точку М 1 и перпендикулярной плоскости α (изучите тему об уравнении прямой, проходящей через заданную точку перпендикулярно к заданной плоскости);
— найти координаты точки пересечения прямой a и плоскости α (статья – нахождение координат точки пересечения плоскости и прямой). Полученные данные и будут являться нужными нам координатами проекции точки М 1 на плоскость α .
Рассмотрим теорию на практических примерах.
Определите координаты проекции точки М 1 ( — 2 , 4 , 4 ) на плоскость 2 х – 3 y + z — 2 = 0 .
Решение
Как мы видим, уравнение плоскости нам задано, т.е. составлять его необходимости нет.
Запишем канонические уравнения прямой a , проходящей через точку М 1 и перпендикулярной заданной плоскости. В этих целях определим координаты направляющего вектора прямой a . Поскольку прямая а перпендикулярна заданной плоскости, то направляющий вектор прямой a – это нормальный вектор плоскости 2 х – 3 y + z — 2 = 0 . Таким образом, a → = ( 2 , — 3 , 1 ) – направляющий вектор прямой a .
Теперь составим канонические уравнения прямой в пространстве, проходящей через точку М 1 ( — 2 , 4 , 4 ) и имеющей направляющий вектор a → = ( 2 , — 3 , 1 ) :
x + 2 2 = y — 4 — 3 = z — 4 1
Для нахождения искомых координат следующим шагом определим координаты точки пересечения прямой x + 2 2 = y — 4 — 3 = z — 4 1 и плоскости 2 х — 3 y + z — 2 = 0 . В этих целях переходим от канонических уравнений к уравнениям двух пересекающихся плоскостей:
x + 2 2 = y — 4 — 3 = z — 4 1 ⇔ — 3 · ( x + 2 ) = 2 · ( y — 4 ) 1 · ( x + 2 ) = 2 · ( z — 4 ) 1 · ( y — 4 ) = — 3 · ( z + 4 ) ⇔ 3 x + 2 y — 2 = 0 x — 2 z + 10 = 0
Составим систему уравнений:
3 x + 2 y — 2 = 0 x — 2 z + 10 = 0 2 x — 3 y + z — 2 = 0 ⇔ 3 x + 2 y = 2 x — 2 z = — 10 2 x — 3 y + z = 2
И решим ее, используя метод Крамера:
∆ = 3 2 0 1 0 — 2 2 — 3 1 = — 28 ∆ x = 2 2 0 — 10 0 — 2 2 — 3 1 = 0 ⇒ x = ∆ x ∆ = 0 — 28 = 0 ∆ y = 3 2 0 1 — 10 — 2 2 2 1 = — 28 ⇒ y = ∆ y ∆ = — 28 — 28 = 1 ∆ z = 3 2 2 1 0 — 10 2 — 3 2 = — 140 ⇒ z = ∆ z ∆ = — 140 — 28 = 5
Таким образом, искомые координаты заданной точки М 1 на заданную плоскость α будут: ( 0 , 1 , 5 ) .
Ответ: ( 0 , 1 , 5 ) .
В прямоугольной системе координат O x y z трехмерного пространства даны точки А ( 0 , 0 , 2 ) ; В ( 2 , — 1 , 0 ) ; С ( 4 , 1 , 1 ) и М1(-1, -2, 5). Необходимо найти координаты проекции М 1 на плоскость А В С
Решение
В первую очередь запишем уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки:
x — 0 y — 0 z — 0 2 — 0 — 1 — 0 0 — 2 4 — 0 1 — 0 1 — 2 = 0 ⇔ x y z — 2 2 — 1 — 2 4 1 — 1 = 0 ⇔ ⇔ 3 x — 6 y + 6 z — 12 = 0 ⇔ x — 2 y + 2 z — 4 = 0
Далее рассмотрим еще один вариант решения, отличный от того, что мы использовали в первом примере.
Запишем параметрические уравнения прямой a , которая будет проходить через точку М 1 перпендикулярно плоскости А В С . Плоскость х – 2 y + 2 z – 4 = 0 имеет нормальный вектор с координатами ( 1 , — 2 , 2 ) , т.е. вектор a → = ( 1 , — 2 , 2 ) – направляющий вектор прямой a .
Теперь, имея координаты точки прямой М 1 и координаты направляющего вектора этой прямой, запишем параметрические уравнения прямой в пространстве:
x = — 1 + λ y = — 2 — 2 · λ z = 5 + 2 · λ
Затем определим координаты точки пересечения плоскости х – 2 y + 2 z – 4 = 0 и прямой
x = — 1 + λ y = — 2 — 2 · λ z = 5 + 2 · λ
Для этого в уравнение плоскости подставим:
x = — 1 + λ , y = — 2 — 2 · λ , z = 5 + 2 · λ
Теперь по параметрическим уравнениям x = — 1 + λ y = — 2 — 2 · λ z = 5 + 2 · λ найдем значения переменных x , y и z при λ = — 1 : x = — 1 + ( — 1 ) y = — 2 — 2 · ( — 1 ) z = 5 + 2 · ( — 1 ) ⇔ x = — 2 y = 0 z = 3
Таким образом, проекция точки М 1 на плоскость А В С будет иметь координаты ( — 2 , 0 , 3 ) .
Ответ: ( — 2 , 0 , 3 ) .
Отдельно остановимся на вопросе нахождения координат проекции точки на координатные плоскости и плоскости, которые параллельны координатным плоскостям.
Пусть задана точки М 1 ( x 1 , y 1 , z 1 ) и координатные плоскости O x y , О x z и O y z . Координатами проекции этой точки на данные плоскости будут соответственно: ( x 1 , y 1 , 0 ) , ( x 1 , 0 , z 1 ) и ( 0 , y 1 , z 1 ) . Рассмотрим также плоскости, параллельные заданным координатным плоскостям:
C z + D = 0 ⇔ z = — D C , B y + D = 0 ⇔ y = — D B
И проекциями заданной точки М 1 на эти плоскости будут точки с координатами x 1 , y 1 , — D C , x 1 , — D B , z 1 и — D A , y 1 , z 1 .
Продемонстрируем, как был получен этот результат.
В качестве примера определим проекцию точки М 1 ( x 1 , y 1 , z 1 ) на плоскость A x + D = 0 . Остальные случаи – по аналогии.
Заданная плоскость параллельна координатной плоскости O y z и i → = ( 1 , 0 , 0 ) является ее нормальным вектором. Этот же вектор служит направляющим вектором прямой, перпендикулярной к плоскости O y z . Тогда параметрические уравнения прямой, проведенной через точку M 1 и перпендикулярной заданной плоскости, будут иметь вид:
x = x 1 + λ y = y 1 z = z 1
Найдем координаты точки пересечения этой прямой и заданной плоскости. Подставим сначала в уравнение А x + D = 0 равенства: x = x 1 + λ , y = y 1 , z = z 1 и получим: A · ( x 1 + λ ) + D = 0 ⇒ λ = — D A — x 1
Затем вычислим искомые координаты, используя параметрические уравнения прямой при λ = — D A — x 1 :
x = x 1 + — D A — x 1 y = y 1 z = z 1 ⇔ x = — D A y = y 1 z = z 1
Т.е., проекцией точки М 1 ( x 1 , y 1 , z 1 ) на плоскость будет являться точка с координатами — D A , y 1 , z 1 .
Необходимо определить координаты проекции точки М 1 ( — 6 , 0 , 1 2 ) на координатную плоскость O x y и на плоскость 2 y — 3 = 0 .
Решение
Координатной плоскости O x y будет соответствовать неполное общее уравнение плоскости z = 0 . Проекция точки М 1 на плоскость z = 0 будет иметь координаты ( — 6 , 0 , 0 ) .
Уравнение плоскости 2 y — 3 = 0 возможно записать как y = 3 2 2 . Теперь просто записать координаты проекции точки M 1 ( — 6 , 0 , 1 2 ) на плоскость y = 3 2 2 :
Источник: zaochnik.com
Статьи о радиотехнике, технологиях, чертежах, 3D-моделировании
Публикации для людей, интересующихся наукой и техникой
Начертательная геометрия является технической учебной дисциплиной, изучаемой в ВУЗах. Она изучает и объясняет способы изображений пространственных форм (линий, поверхностей, тел) на области и способы решений вопросов геометрического характера по заданным изображениям указанных форм.
Нас будут интересовать изображения предметов, которые в дальнейшем надо изготовить на промышленном производстве. Конструктор или художник будет проектировать изображения, а изготавливать по ним деталь на производстве другой. И тот, и другой должны не только видеть формы 3D предмета по его 2D изображению, но и иметь возможность решать геометрические задания по определению размеров предмета и его отдельных частей. Решение технических тестов можно производить графическим методом, при этом всегда надо выбирать наиболее целесообразный метод решения. Применению графических методов решения тестов помогает начертательная геометрия.
Особое место в учебном процессе высшей школы при изучении дисциплин базовой части технико-технологического направления подготовки специалистов технических специальностей занимает начертательная геометрия. Данная дисциплина формирует только нужные для выполнения технического эскиза навыки и умения. Единая терминология позволяет вести обсуждение проблем проектирования технических объектов, составлять описательные тексты технологических конструкций.
Курс начертательной геометрии студенты высших технических учебных заведений изучают на первом курсе. Пришедшие из средней школы первокурсники ещё не привыкли к требованиям высшей школы, контролю со стороны преподавателя.
В средней школе ими должны быть усвоены основные сведения, относящиеся к взаимному положению прямых в пространстве, относительному положению прямой и поверхности, двух плоскостей, определению величины углов между прямой и плоскостью. Начертательная геометрия является для студентов новой дисциплиной по сравнению с изучаемыми в средней школе.
Здесь вводится большое количество новых понятий. Среди предметов, изучаемых в техническом вузе, особое значение имеет техническое черчение. Оно является одним из способов выражения инженерной мысли в графической форме. Чтобы овладеть языком технического черчения, необходимо в первую очередь изучить правила составления и чтения изображений.
Основа наглядного изображения —все те типы линий, которые применяются при его выполнении, и которые студенты изучают в курсе машиностроительного черчения. Таким образом, предметом начертательной геометрии является изложение и обоснование способов изображения пространственных форм на плоскости и способов решения проблем геометрического характера по заданным изображениям этих форм.
Изучая начертательную геометрию, студенты знакомятся с методами графического решения проблем. Эти методы, хотя и обладают меньшей точностью по сравнению с аналитическими, могут с успехом применяться, в частности, при решении проблем с использованием компьютера и специализированных программ. Это ещё более повышает роль начертательной геометрии в инженерном образовании.
Для будущего конструктора, крайне важно наличие пространственного мышления, пространственного воображения. Начертательная геометрия, вызывая усиленную работу пространственного воображения, развивает его. Большинство заданий, решаемых студентами в курсе начертательной геометрии, не встретятся им в будущей инженерной деятельности, но помогут столь необходимому инженеру развитию пространственного мышления и воображения.
- научить точно строить изображения предметов;
- читать изображения;
- научить с помощью изображений решать задачи геометрического характера на определение формы, положения и размеров предмета;
- развить у студентов пространственное мышление, т. е. научить их быстро и отчетливо представлять в уме пространственные формы (без чего невозможно проектирование и конструирование).
Ещё в старину было установлено, что основой для построения изображений, отвечающих определённым условиям, является проекция. Содержание старой росписи на китайском шёлке и на стенах пещерных комплексов в Индии весьма многообразно. Немецкий художник А. Дюрер написал трактат, по содержанию близкий к изложению основ начертательной геометрии.
К концу 18 века проекционные методы имели свою длинную историю. Тем не менее единого метода изображения объёмного вида на плоском чертеже разработано не было.
Развитие промышленности и связанное с ним разделение труда зародили тенденцию создания единообразной теории изображения, строгого упорядочивания правил выполнения чертежей — документов, обеспечивающих чёткую передачу замыслов инженера. Эта цель была реализована учёным Г. Монжем. Он свёл в единую научную систему весь накопленный развитием науки и техники в ряде стран материал по ортогональному проецированию. Им была создана метафизическая геометрическая модель реального пространства, согласно которой каждой точке трёхмерного пространства ставится в соответствие две её ортогональные проекции на взаимно перпендикулярные плоскости.
Чертёж построенный по правилам начертательной геометрии, становится рабочим инструментом специалистов, архитекторов и проектировщиков. Советская школа развития начертательной геометрии неразрывно связана с деятельностью институт ИПС, основанного в Ленинграде в 1810 г. Под его прямым влиянием формировалась русская школа начертательной геометрии.
К моменту, когда курс начертательной геометрии был введён в программы техникумов и университетов, институт ИПС уже подготовил много высококвалифицированных преподавателей. В университете им. Н.Э. Баумана профессорами были разработана методика преподавания графических дисциплин. Кафедре «Инженерная графика» МВТУ им.
Н.Э. Баумана первой в Советском Союзе поручили осуществлять повышение квалификации преподавателей начертательной геометрии страны. Только на этой кафедре повышали квалификацию заведующие кафедрами «Инженерной графики» отечественных учебных заведений.
Если у вас возникли вопросы или вам нужна помощь в решении уроков, выполнении чертежей по начертательной геометрии отправляйте ваше задание на контакты. Итак, перейдем к перечислению основных терминов и понятий, неотъемлемо связанных с предметом начертательная геометрия.
ПРОЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО — расширенное евклидово пространство, дополненное несобственными элементами: точками, прямыми и плоскостями.
НЕСОБСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ — бесконечно удаленные элементы пространства. Например, бордюрный камень дороги пересекается в пространстве горизонта в несобственной точке.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КОНСТРУКТИВА НА ПОВЕРХНОСТИ — это отображение этого померона по одному из законов проецирования. Например, центрального или параллельного.
ПРОЕЦИРОВАНИЕ — процесс, в результате которого получают изображения пространственных целей на плоскости проецирования.
АППАРАТ ПРОЕЦИРОВАНИЯ — это проецирующие лучи, проецируемый пункт и область, на которую осуществляется распространение.
ПРОЕКЦИЯ — изображение на плоскости, полученное в результате процесса переноса вида. За проекцию точки (.) принимают точку касания проекционного луча. Фронтальная проекция, горизонтальная проекция, профильная проекция. А ‘ — горизонтальная проекция (.) А на П.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ — способ, при котором все лучи, проецирующие предметы, распространявшиеся из одного начала, называемой центром проекций. Она обладает большой ясностью и передает визуальные впечатления, которые получает зритель, рассматривая натуральный предмет. Она отражает как общую форму померона, так и взаимное положение наблюдателя тела. Фотография представляет собой центральную проекцию.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ — вариант распространения, при котором все лучи проходят параллельно заданному направлению друг другу. Направление проецирующих параллельных друг другу лучей может быть прямоугольным или косоугольным. В отличие от центрального проецирования обеспечивает лёгкость построения и большую взаимосвязь с подлинником.
ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ — разновидность параллельного проецирования, при котором параллельные проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проецирования. Ортогональные проекции получили наибольшее распространение в машиностроительном черчении (следы точек A, B, C, K).
ИНВАРИАНТНЫЕ СВОЙСТВА ПРОЕЦИРОВАНИЯ — свойства оригинала, которые не изменяются в процессе проецирования. Эти свойства являются базовыми при выявлении геометрической характеристики изображенного пространственного тела.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ — начертательной геометрии это центр, линия, поверхность, геометрическое тело.
НУЛЬМЕРНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ — вершина трехмерного померона, т.е. это точка встречи ребер физического корпуса.
ОДНОМЕРНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ — отрезок линии, за который принимается ребро трехмерного корпуса.
ДВУХМЕРНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ — плоская фигура; отсек поверхности.
ТРЕХМЕРНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ — любой объемный объект.
ЧЕРТЕЖ — графический документ, содержащий изображение предметов, выполненных с учетом правил и требований, закрепленных государственными стандартами ЕСКД, позволяющих однозначно различать эти объекты. Если вам сложно сделать самому эскиз или графическую работу, вы можете оставить заявку у нас на сайте, и мы окажем профессиональную и квалифицированную помощь.
ЕСКД — единая система конструкторской документации, комплекс государственных стандартов.
ПОЗИЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, связанные с взаимным расположением геометрических объектов, т.е. ребусы на взаимную принадлежность и пересечение геометрических тел.
МЕТРИЧЕСКИЕ ТЕОРЕМЫ — теоремы, решение которых связано с отображением на чертеже разных метрических свойств геометрического предмета или определением их по чертежу
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — упражнения, при решении которых используют как метрические, так и позиционные свойства геометрических объектов.
ОРТОГОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА 3-Х ПЛОСКОСТЕЙ — пересекающиеся в евклидовом пространстве взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Выделяют: фронтальную, горизонтальную и профильную плоскости. Линии пересечения этих плоскостей принимают за отрезок данных X, Y, Z, имеющих положительные и отрицательные направления относительно общей для всех плоскостей (.) 0.
ОСНОВНЫЕ ПЛОСКОСТИ ПРОЕКЦИЙ — это плоскости П1, П2, и П3:
П1 — горизонтальная плоскость проекций;
П2 — фронтальная плоскость проекций;
П3 — профильная плоскость проекций.
ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ ПРОЕКЦИЙ — плоскость проекций, расположенная вертикально прямо перед зрителем. В системе 3-х плоскостей проекций эта плоскость пересекается под прямым углом с горизонтальной по оси абсцисс и профильной — по оси аппликат. При приведении системы 3-х плоскостей проекций в положение наброска фронтальная не меняет своего положения в пространстве. В начертательной геометрии имеет графическую метку П2.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ ПРОЕКЦИЙ — поверхность проекций системы ортогонального следа, расположенная горизонтально. При приведении системы 3-х плоскостей проекций в положение эскиза горизонтальная поворачивается вокруг линии абсцисс на 90⸰ до вертикального положения. При этом часть плоскости, находящаяся перед фронтальной, опускается вниз, а за фронтальной поднимается вверх.
ПРОФИЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ ПРОЕКЦИЙ — область системы ортогонального следа, расположенная вертикально. В этой системе трех плоскостей данная плоскость пересекается под прямым углом с фронтальной и с горизонтальной. При приведении системы трех плоскостей проекций в положение рисунка профильная вращается вокруг линии аппликат до фронтального положения. При этом часть плоскости, находящаяся перед наблюдателем, движется вправо, а за фронтальной влево.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ — изображение на поверхности горизонтальной П1, полученное в результате процесса прямоугольного отпечатка.
ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ — изображение на поверхности фронтальной П2, полученное в результате процесса прямоугольного отпечатка.
ПРОФИЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ — изображение на поверхности профильной П3, полученное в результате процесса прямоугольного отпечатка.
ОКТАНТ — трехгранный угол, полученный в результате деления по восемь частей евклидового пространства фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостями. Эти восемь октантов нумеруются в определенном порядке и обозначаются римскими цифрами.
КВАДРАНТ — двугранный угол,образованный пространстве пересечением двух плоскостей проекций. Квадрант является частью какого-нибудь октанта.
БИССЕКТОРНАЯ ПЛОСКОСТЬ ДВУГРАННОГО УГЛА — плоскость, проходящая через ребро двугранного угла, образованного плоскостями П1 и П2, и делящая его пополам. Если биссекторная проходит через 1 и 3 октант, она называется нечетной, если через 2 и 4 — четной. Точка, лежащая на биссекторной плоскости, равноудалена от П1 и П2, т.е. горизонтальная и фронтальная проекции (.) удалены на одинаковое расстояние от 0Х.
НАЧАЛО КООРДИНАТ — общая точка трех плоскостей проекций. Точка 0 пересечения координатных осей. Относительно данной (.) рассматривается направление осей расположения.
ОРТОГОНАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ТОЧКИ НА ОБЛАСТИ ПРОЕКЦИЙ — основание перпендикуляра проецирующего луча, опущенного из данной (.) на эту область. Получает название и обозначение на чертеже по названию и обозначению плоскости проекций, которой принадлежит.
ЭПЮР–комплексный чертеж, отвечающий условию обратимости.
ДВУХКАРТИННЫЙ ЭПЮР — эпюр в системе двух плоскостей проекций. Двух картинный эпюр всегда содержит фронтальные пр. пл. П2. И в зависимости от того, какой квадрант участвует в образовании рисунка, в его состав входят горизонтальные проекции П1, иначе профильные проекции П3.
ТРЕХКАРТИННЫЙ ЭПЮР — эпюр в системе 3 плоскостей проекций. Чертеж образуется проекциями трех плоскостей какого-нибудь октанта.
КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЕЖ — плоский обратимый чертеж, состоящий из двух и более проекций геометрического предмета, полученный путем развертывания в сфере модели пространства. На комплексном чертеже оперируют не самими геометрическими объектами, а их проекциями.
ОБРАТИМЫЙ ЧЕРТЕЖ — чертеж, определяющий положение любой (.) предмета относительно плоскости проекций или относительно другой данной (.). Каждая точка, заданная на изображении, определяет единственную точку изображенного конструктива.
ЛИНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ СВЯЗИ — прямая линия, соединяющая на эпюре две равноименные проекции (.) перпендикулярно оси позиций.
КООРДИНАТНАЯ ЛИНИЯ — прямая линия, соединяющая на эпюре перпендикулярно оси проецируемой (.) и ее ортогональную проекцию. Эта линия имеет длину равную размеру позиции, т.е. отражает расстояние от (.) до плоскости проекций.
КООРДИНАТЫ — числа, выражающие расстояния от данной (.) до трех взаимно перпендикулярных плоскостей проекций.
АБСЦИССА — расстояние от данной (.) до профильной П3. На чертеже размер такого расстояния откладывают от (.) 0 на оси координат X и называют определение X этой (.).
ОРДИНАТА — расстояние от данной (.) до фронтальной П2. На чертеже размер длины такого расстояния откладывают от (.) 0 на оси координат Y и называют координатой Y этой (.).
АППЛИКАТА — расстояние от данной (.) до П1. На чертеже размер длины такого расстояния откладывают от (.) 0 на оси координат Z называют координатой Z этой (.).
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ НАЧАЛА — условная запись местонахождения (.). Для обозначения используются скобки, внутри которых в последовательности x, y, z записываются цифры размера ориентира с указанием знаков направления их осей. По знакам данных в определителе (.) можно определить октант, в котором она расположена. Так как размер ординаты откладывается на отрицательном направлении Y, А находится за П2, т.е. за первым октантом. Следовательно, (.) А расположена во втором октанте пространства.
Источник: kompaswork.ru
Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла
Чертеж— изображение, выполненное в соответствии с правилами начертательной геометрии с применением чертежных инструментов.
Ортогональный чертеж
Ортогональный чертеж, который еще известен как «метод параллельного проецирования» Гаспара Монжа, есть изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости.Это самый точный и рациональный метод изображений предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения.
Ортогональный чертеж в архитектурной графике является самой распространенной формой сообщения информации об архитектурном объекте, которая позволяет не только достоверно передать в изображении геометрические параметры формы, но и путем масштабных преобразований соотнести ее изображение с истинными размерами предмета.
Традиционно с конца XVIII в. архитектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяются на следующие разновидности.
Чертеж фасада— фронтальное ортогональное изображение проекций фасадов здания. Обычно под этим названием повсеместно подразумевается чертеж главного фасада сооружения, если же изображаются другие его фасады, то они сопровождаются разъяснением — «боковой фасад», «задний фасад» или «северный фасад», «южный фасад» и т. д. Фасады изображаются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Фасады зданий вычерчиваются в такой графической технике, которая убедительно отражает пластический характер архитектурного сооружения. Так, если форма здания проста по своим геометрическим формам, то фасады изображаются в линейной графике с фрагментарным применением тона.
Сложная, пластически богатая форма фасадов здания изображается в технике линейной графики с применением штриховки или в технике тушевой отмывки. Силуэт здания, его компактные или вытянутые пропорции отражаются на композиции чертежей фасадов. Вертикальная композиция здания изображается на вытянутом по вертикали чертеже. Горизонтальная композиция здания, комплекса зданий (так называемая «ленточка») изображается на чертежах вытянутых по горизонтали.
Иногда обстоятельства диктуют необходимость изображения не всего фасада здания, а его фрагмента. Правила изображения фрагмента аналогичны правилам построения в чертеже проекции фасада здания.
Чертеж плана— условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассекает здание таким образом, что на чертежных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т. д. Границы рассечения массивов конструктивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной тушью или тоном. Видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования — лестницы, мебель, сантехнические приборы, рисунок замощения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями. Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Пропорции чертежей с изображением планов также зависят от композиционного рисунка плановых проекций здания. В чертежах планов могут применяться изображения сечений несущих конструкций с показом материала (естественного камня, бута, кирпича, бетона, дерева и т. д.), деталей земли, деревьев, камней, горизонталей и т. д. Для выявления рисунка конструкций в плане могут применяться изображения теней, которые отбрасываются на поверхность земли, сечения стен, опор, перегородок и т. д.
Чертеж разреза— фронтальное ортогональное изображение проекций разреза здания, спроецированное на плоскость чертежа. Обычно под этим названием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сечением, проведенным через наиболее характерные помещения здания. Проекции разреза (так же как проекции фасада) могут располагаться на чистом листе бумаги, которая в этом случае играет роль нейтральной воздушной среды. Возможен другой вариант, когда за пределами разреза здания графически показываются детали природного или городского окружения.
Применяются такие композиции чертежа, на которых одновременно изображаются фасад и разрез, фасад, разрез и план и т. д. В этом случае центральное положение занимает та проекция здания, которую автор считает наиболее важной, т.е. или фасад, или план и т. д. Необходимо помнить, что секущая плоскость проходит обязательно через оконные, дверные проемы, промежутки между несущими опорами и т. д.
Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100; 1:50; 1:25. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет столь важную роль, архитектурные проекции могут в отдельных случаях из композиционных соображений изображаться в масштабах 1:75; 1:40; 1:20; 1:10; 1:5.
Чертеж генерального плана (генплан)— условное ортогональное изображение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортогональные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или проекции сооружений с обозначением очертания его кровли (чертеж кровли).
Здание или комплексы зданий графически изображаются на местности с обозначением горизонталей рельефа, транспортных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декоративной или естественной зелени, отдельных деревьев и т. д. Чертеж генерального плана может выполняться исключительно в линейной графике, когда габариты зданий, дороги, группы деревьев, горизонтали обозначены лишь линиями. Для выявления композиционных особенностей застройки или ее сочетания с ландшафтом возможно применение тональной или цветной графики, когда с помощью штриховой техники, заливки или тушевой отмывки, акварельной покраски выявляются тени и форма зданий, пластика рельефа земли и т. д. Как правило, изображение генплана сориентировано по странам света. Генпланы выполняются в масштабах 1:5 000; 1:2 000; 1:1 000; 1:500; 1:200. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет такую роль, как в реальном проектировании, возможно изображение ген плана в масштабах 1:4 000; 1:3 000; 1:400; 1:250; 1:200.
Чертеж архитектурной детали— условное ортогональное изображение проекций архитектурных деталей, как элементов архитектурной пластики фасадов и интерьеров здания. Правила изображения деталей аналогичны с приемами графического вычерчивания фасадов, планов, разрезов.
На чертеже может быть изображена фасадная ортогональная проекция детали, совмещение фасадной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали особо характерно показом фактуры, текстуры, отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, дерева и т. д.). В зависимости от назначения чертежа деталь может изображаться в линейной графике штриховкой и заливкой (в рабочем проектировании), или в технике тушевой отмывки, акварельной покраски и т. д. (иллюстративное изображение детали в увраже, в обмерочных чертежах, для освоения учебной графики и т. д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней. Архитектурная деталь изображается в чертежах в масштабе 1:25; 1:10; 1:5; 1:2; 1:1.
Чертеж разверток ограждающих поверхностей интерьеров— условное изображение ортогональных проекций поверхностей стен интерьерных помещений. Такие чертежные изображения характерны для проектных работ, где в одном или нескольких чертежах сопоставляются проекции плана помещения с графическим обозначением проемов окон и дверей и чертежные проекции разверток стен этого же помещения.
Если в чертеже сочетаются изображения плана и разверток стен, то разрезной контур деталей ограждающих поверхностей, так же как и контур каждой из проекций плана, обводится толстыми разрезными линиями. Если в чертеже присутствуют только проекции разверток стен без изображения плана, то они по контуру могут обводиться условно и толстой, и тонкой линией, так как их рисунок как бы вырван из контекста разреза здания, а воспринимается лишь как условное отображение габаритов стен интерьера. Однако в обоих случаях в обводке стен обязательно графически показываются оконные и дверные проемы, причем линии обводки разрезных границ поверхностей толще, чем линии обводки границ поверхностей, не попадающих в разрез. Видимые детали конструкций (дверные и оконные проемы, лестницы, рельеф ограждающих поверхностей), так же как и изображения деталей мебели и оборудования, обводятся тонкими линиями.
Чертежные развертки исполняются в зависимости от целей изображения как в линейной графике, так и в технике линейной графики, сочетающейся с тушевой отмывкой, подкраской отдельных поверхностей акварелью и т. д. Масштаб чертежей разверток колеблется в зависимости от действительной величины показанных ограждений интерьера в пределах от 1:100 до 1:50; 1:25; 1:10. В отдельных случаях развертки стен исполняются в технике покраски гуашью или темперой, а также покраски с применением аэрографа. Покраска может имитировать не только цвет деталей интерьера, но и фактуру отделочного материала каждой ограждающей поверхности, текстуру деревянных деталей мебели и панелей ограждения, фактуру и рисунок отделочных тканей и т. д.
Специфика графического моделирования деталей интерьера имеет свои отличительные особенности — она менее условна, чем графика проектных архитектурных чертежей, что объясняется своеобразием дизайнерских задач в отделке интерьера. «Натуральное», реалистичное изображение материалов отделки и мебели помогает предвидеть все особенности дизайнерского решения композиции интерьера, определить особенности его зрительского восприятия в натуре.
Этапы работы над чертежом.Архитектор стремится простейшими средствами получить максимальный рабочий эффект от каждого чертежа. Можно утверждать, что все стадии работы над чертежом протекают в такой последовательности:
первая стадия — карандашная разметка листа в осях соответственно расположению ортогональной проекции или нескольких ортогональных проекций сооружения. Построение линейного масштаба. Построение и уточнение в общих массах габаритов плана, фасада или разреза здания;
вторая стадия — работа под детальным вычерчиванием ортогональной проекции сооружения в карандаше или одновременная работа над планом и фасадом здания с взаимным проецированием деталей. Вычерчивание деталей фасада и плана;
третья стадия — обводка китайской (или химической) тушью готового карандашного чертежа. Обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах здания. Построение теней, выявление светотеневой пластики архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применением техники тушевой отмывки;
четвертая стадия (в случае применения тональной графики) — окончательная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полутеней, силуэта здания;
одновременно в линиях или кистью исполняется рисунок антуража. Исполнение шрифтовых и цифровых надписей. Вычерчивание штампа чертежа.
На каждой стадии автор последовательно уточняет свою мысль, изменяет пропорции сооружения, находит оптимальные очертания оконных и дверных проемов, рисунок деталей здания и т. д.
Аксонометрический чертеж
Проектные объекты с разной композиционной и пластической структурами целесообразно изображать в наиболее выигрышной для каждого из них графической технике. В некоторых случаях для этих целей предпочтительны аксонометрические чертежи.
Аксонометрическое черчение— условное изображение предмета в аксонометрии, само понятие которой возникло из словосочетания АКСОН (ось) и МЕТРЕО (измеряю) — термины, взятые из древнегреческого языка. Метод аксонометрического проецирования есть ракурсное изображение предмета, параллельно спроецированное на изобразительную плоскость под определенным к ней углом (рис.
29). Аксонометрический чертеж — средство позволяющее получить при взгляде на объект в ракурсе с верхней или нижней точек зрения наиболее полное впечатление об его объемных и пространственных характеристиках. Наивные, теоретически не обоснованные аксонометрические применялись еще во времена европейского Средневековья. В практике архитектурного черчения аксонометрия встречается сравнительно редко, чаще в инженерных и технических чертежах, и лишь в конце XIX — начале XX в. аксонометрический чертеж широко внедряется в палитру изображений архитектурной графики.
Виды аксонометрических изображений.В нашей стране виды аксонометрических проекций классифицируются и подчиняются ГОСТам. Обращаем внимание, что изображенные на рис. 29 аксонометрические чертежи сориентированы по трем осям, среди которых вертикальная ось обозначена Z, левая от вертикали ось обозначена X, правая от вертикали ось обозначена Y. Вдоль осей аксонометрических фигур нанесены цифровые обозначения пропорционального сокращения (искажения) граней изображаемых фигур, именуемые в тексте «индекс искажения»: 1 — ось или грань фигуры с таким индексом не сокращается, имеет линейные пропорции 1:1; 3/4 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 3:4; 2/3 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 2:3; 1/2 — в направлении данной оси или грани фигуры изображения сокращаются в пропорциях 1:2.
В реальном или учебном проектировании согласно ГОСТ 2.317—60 Аксонометрические проекции подразделяются на следующие виды:
Прямоугольные, где проецирующие лучи перпендикулярны картинной плоскости, прямоугольные проекции в свою очередь делятся:
на прямоугольную изометрическую, где углы между осями Z, X, Y равны 120°, а углы между горизонтальной прямой и осями X и Y равны 30°, где изображение по всем трем осям не сокращается и обозначается индексом сокращения 1 (см. рис. 29, 1);
на прямоугольную диметрическую проекцию, где ось X направлена к горизонтальной прямой под углом 7° 10′, ось Y направлена к горизонтальной прямой под углом 4Г25′. Индекс сокращения изображения по осям Z и X равен 1, а индекс сокращения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 2);
косоугольные проекции, где проецирующие лучи наклонны к картинной плоскости. Косоугольные проекции в свою очередь делятся:
на фронтальную изометрическую проекцию, где угол между осями Z и X
равен 90°, а угол оси Y к горизонтальной прямой равен 45°. Индексы сокращения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 3);
на горизонтальную изометрическую проекцию, где угол, под которым ось X встречается с горизонтальной прямой, равен 60°, а угол встречи оси Y с горизонтальной прямой 30°. Индекс сокращения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 4);
на фронтальную диметрическую проекцию, где угол между осями Z и X равен 90°, а ось Y встречается с горизонтальной прямой под углом в 45°. Индекс вскажения по осям Z и X равен 1, а индекс искажения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 5);
триметрическая проекция отличается разными показателями индекса искажения по всем трем осям. С горизонтальной прямой ось X встречается под углом 60°, ось Y под углом 15°, между осями X и Y угол равен 105°. Количественные показатели индексом искажения по трем осям в определенных пределах могут меняться. На рис. 29, 6 показатели искажения по оси Z равны 2/3, оси оси X — 3/4, а по оси Y — 1.
Фигуры 7, 8, 9, 10, 11, 12 на рис. 29 демонстрируют широко употребляемые в США приемы аксонометрических изображений. Представленные приемы незнакомы российскому читателю, существенно отличаются от аксонометрических изображений по российскому ГОСТу и представляют определенный интерес ракурсных изображений архитектурных объектов.
На рис. 29, 7 между направлениями осей X и Y расположен угол в 90°. Оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в 45°. Индекс искажения по всем трем осям равен 1.
На рис. 29, 8 ось X встречается с горизонтальной прямой под углом в 15°, а ось Y под углом в 60°. Индекс искажения по всем трем осям равен 1.
На рис. 29, 9 оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в 15°. Индексы искажения по осям X и Y равен 3/4. Индекс искажения по оси Z равен 1.
На рис. 29, 10 ось X встречается с горизонтальной прямой под углом 15°, а ось под углом в 30°. Индексы искажения по осям Z и X равны 1, а по оси Y — 3/4.
На рис. 29, 11 в отличие от обязательных правил российского ГОСТа ось Z не вертикальна, а наклонна к горизонтальной линии под углом в 45°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы искажения по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 3/4.
На рис. 29, 12 ось Z не вертикальна и наклонена к горизонтальной линии под углом в 60°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы искажений по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 2/3.
При исполнении всех видов аксонометрических чертежей не следует: 1. использовать аксонометрические чертежи без строгой ориентации чертежных проекций относительно вертикальной и горизонтальной осей картинной плоскости чертежа, т.е. чертить без рейки, рейсшины, угольников; 2. Грани аксонометрических проекций следует чертить строго соблюдая параллельность прямых; не следует пытаться чертить, соблюдая параллельность прямых произвольно — на глаз; 3. не следует по наитию подбирать пропорции искажения по трем осям аксонометрии. Пропорциональное искажения граней аксонометрического изображения должно быть исключительно точным; 4. при изображении объектов с планами цилиндрическими или близкими к квадрату не следует использовать приемы аксонометрии, изображенные на рис. 29 1, 3.
1) объекты с планами, близкими к квадрату, квадратными или цилиндрическими целесообразно чертить в аксонометрических пропорциях, изображенных на рис. 29 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12;
2) архитектурные объекты, планировочная и пластическая структура которых выгодна для рассмотрения в нерезких ракурсах, с невысоко поднятых точек зрения сверху или снизу, целесообразно вычерчивать по образцу аксонометрий на рис. 29 2, 5, 9, 10;
3) архитектурные объекты, пластическая и планировочная структура которых выигрышно смотрится с высокорасположенной точки зрения, целесообразно вычерчивать согласно аксонометрическим схемам на рис. 29 7, 8, 11, 12;
4) следует точно соблюдать величину углов, по которым сориентированы оси и грани аксонометрического чертежа.
Построение ортогонального или аксонометрического чертежа, как уже известно из предыдущих разделов, основано на использовании приемов по методу параллельного проецирования.Принципы этого метода построены на том, что точка схода проецирующих прямых условно принимается как бесконечно удаленая, чем вызвана параллельность проецирующих прямых. В противоположность этому явлению, прием носит название метода центрального проецирования,если проецирующие прямые сходятся в одну точку, что отражено в таком явлении как перспектива.
Перспективный чертеж
Перспективный чертеж — это условное изображение предмета, вычерченное в перспективе. Его теоретическое обоснование было в общих чертах завершено к началу XVII в. итальянским ученым Гвидо Убальди (1545—1607). Трактаты по теории перспективы разрабатывались польским ученым Вителоном (1270), итальянскими зодчими Филиппе Брунеллески (1377—1446), Леоном Баттиста Альберти (1404—1472), Пиетро делла Франческо (1416—1492), Леонардо да Винчи (1452—1519), немецким ученым и художником Альбрехтом Дюрером (1471—1528) и многими другими. В целом теория перспективы, применяемая в современной начертательной геометрии и архитектурной графике, сформировалась к концу XVII — началу XVIII в. В нашей стране теория архитектурной перспективы углублена в трудах известных советских педагогов архитектурной школы А. Добрякова и А. Климухина.
В широкоугольной перспективе, где угол зрения колеблется от 50 до 60°, мы заранее примеряемся к целому ряду оптических искажений, которые возникают из-за слишком большой величины угла зрения. Однако широкоугольная перспектива в архитектурной практике применяется редко, в большинстве случаев при построении архитектурных чертежей мы принимаем оптимальную величину угла зрения в пределах 30°, редко 40° (рис.
31). Качественное построение перспективного изображения возможно при условии, когда главный (или центральный) луч зрения Р проходит в пределах средней трети угла зрения, а еще лучше — близко к его середине.
Аппарат центрального проецирования, который включает центр проецирования — точку и плоскость проекций К (картину), а также ряд точек, прямых, плоскостей, составляющих весь необходимый набор компонентов проецирующего аппарата, куда входят: Т — горизонтальная предметная плоскость; Н — плоскость горизонта; S — горизонтальная проекция точки зрения; Р — главная точка картины; SP — главный или центральный луч; sp — расстояние точки зрения; Т^Т2 — основание картины; hi;h2 — линия горизонта; FF2 — точки схода; D — точки схода диагоналей [18, 25]. В архитектурной графике применяется множество видов перспективного построения, вплоть до построения на цилиндрическую или шарообразную поверхность. Методическая последовательность этого процесса описана в ряде трудов и монографий [18, 25]. Однако в архитектурной практике реального и учебного проектирования чаще других применяются следующие два метода построения перспективного чертежа.
Фронтальная перспектива с однойточкой схода:случай построения перспективного чертежа, при котором картина располагается параллельно одной из плоскостей фасада изображаемого здания. Такой способ был впервые теоретически обоснован Альбрехтом Дюрером.
Дюрер, очевидно, применял для построения перспективы известный среди узкого круга специалистов того времени способ проецирования изображения на плоскость матового стеклянного экрана (см. рис. 31, 2; 32). Располагая относительно экрана прямоугольный по форме объект (например, модель здания) таким образом, чтобы один из его фасадов был параллелен плоскости экрана (или картинной плоскости К), и нанеся на эту плоскость контуры объекта и продолжения его ребер в виде проецирующих линий, можно получить их пересечение в некоторой точке Р, находящейся на линии горизонта. Если учесть, что все точки изображаемого объекта находятся на линиях, радиально сходящихся в точке схода Р, то понятно, почему такой способ называется еще и радиальным. Подобная методика построения перспективного изображения с помощью наложения бумаги на жестко закрепленную вертикальную раму с экраном из матового стекла долгое время использовалась художниками, исследователями, естествоиспытателями для точного копирования нужного объекта, что заменяло в XVII—XIX вв. фотоаппаратуру.
Объекты с прямоугольной пространственной структурой экстерьера и интерьера сравнительно легки для построения методом фронтальной перспективы. Объекты с криволинейной формой плана, объекты со сложной многогранной пластикой формы строятся методом фронтальной перспективы с помощью прямоугольной сетки координат, которая вычерчивается в плоскости земли (на предметной плоскости 7). Криволинейные сочетания плана здания, деталей планировки и благоустройства вписываются в такую же координатную сетку на ортогональном изображении плана, а затем, в соответствии с этой координатной разбивкой, переносятся и врисовываются в аналогичную линейную сетку на перспективном чертеже.
Примеры перспективных чертежей, выполненных по методу фронтальной перспективы, характерны прежде всего для раскрытия композиционных особенностей интерьерного пространства. Радиальная перспектива чрезвычайно удобна для выявления глубины, ритмического строя помещения интерьера, пластика ограждающих поверхностей которого решена с помощью членений, метрически повторяющихся элементов декора, конструктивных элементов, деталей потолка и плафона. Основу графического исполнения перспективы составляет качественное линейное построение, причем лучшие образцы перспективных чертежей демонстрируют не только точное построение в линиях элементов архитектурной формы, но и сохранение аппарата вспомогательных и проецирующих линий, с помощью которых вычерчиваются грани и ребра, арки, детали, оконные проемы интерьерного пространства. Скрупулезное исполнение линейного построения позволяет выполнить чертеж в двух вариантах графики.
Первый вариант — исполнение перспективного чертежа в линейной графике — с тушевой обводкой граней формы и оставлением карандашной подосновы аппарата вспомогательных линий. В этом варианте возможна легкая проработка тоном падающих и собственных теней (см. рис. 56, 4, 5). Такая графическая манера особенно характерна для учебных чертежей, где убедительность линейного построения формы, точность аппарата вспомогательных графических построений говорят о качестве процесса чертежного исполнения перспективы.
Второй вариант — исполнение перспективного чертежа в линиях с последующей фундаментальной проработкой светотеневых отношений объекта в технике тушевой отмывки с применением акварели, гуаши и темперы, техники летрасета, аэрографа и т. д. В этом случае большое значение имеет выявление эффекта воздушной перспективы, создающей иллюзию глубины, пространственной выразительности и т. д. Таким методом пользовались мастера разных поколений. Этот метод применяется в российской архитектурной графике до сегодняшнего дня (рис. 32, 33).
Особое место в исполнении фронтальной перспективы интерьера с применением тона и цвета занимает дизайнерская моделировка интерьерного пространства. Цель такой графической техники — в максимальной реалистичности отображения характеристик отделочных материалов, поверхностей, мебельных панелей, декоративных и отделочных тканей и т. д. Такая перспектива выполняется смешанными графическими приемами — для поверхностей стен, потолка, остекления применяются техника тушевой отмывки или покраска аэрографом. Поверхности деревянных панелей мебели, поверхности, отделанные тканями, текстура декоративных тканей исполняются методом покраски (или там-повки) гуашью, темперой. Все виды вышеназванной техники невозможны без изготовления высококачественных масок, трафаретов, лекал из бумаги, картона и синтетических планок.
В заключение разбора приемов графического исполнения перспективы следует сказать, что самым распространенным методом графического построения перспективного чертежа является линейная техника с использованием ра-пидографа, выявлением собственных и падающих теней способами заливки, штриховки, графического или полиграфического тангира. Для заливки и штриховки используются рапидографы с толстыми иглами и фломастеры с толстыми фетрами. Для моделирования теней с помощью тангирных поверхностей используются листы летрасета, фото-тангир и аппликативные пленки.
Угловая перспектива с одной или двумя точками схода— случай построения перспективного чертежа, при котором картина располагается под некоторым углом к плоскостям фасада изображаемого здания. В архитектурной графике наиболее распространенным приемом построения перспективного чертежа такого рода является способ архитекторов.
Построение с двумя точками схода (Fj и F2) — картина проводится через одно из ребер объекта таким образом, чтобы вертикальное ребро, оставаясь в плоскости картины, сохраняло свою натуральную величину и, следовательно, могло считаться линией натуральных величин (см. рис. 31, 1). Для построения остальных ребер объекта их перемещают в плане в направлениях, параллельных фасадам здания, до совмещения с картиной. Полученные точки переносят на картину и откладывают натуральные величины ребер здания, после чего из построенных точек проводят прямые в одну из двух точек схода, пересечение которых с вертикалями определяет величину каждого ребра [18, с. 245—266].
Требуемая величина вертикалей на картине определяется откладыванием отрезков, взятых на основании картины, или от принятой на плане (в ортогональном чертеже) и на картине условной точки отсчета.
Построение с одной точкой схода (Fj) — аналогично с предыдущим, в котором для удобства построения используется одна точка схода. Построение отличается тем, что до совмещения с картиной (К) перемещаются несколько ребер формы, что делается не только для определения их истинной вертикальной величины, но для получения системы точек, с помощью которых на картине получаются косоугольные проекции фасадов здания, необходимые для построения формы с помощью точки схода Fv
Необходимо отметить, что использование двух точек схода в угловой перспективе всегда повышает точность построения, приводит к меньшим графическим погрешностям. Использование одной точки схода целесообразно лишь в тех случаях, когда в процессе построения нет возможности зафиксировать две точки схода и на листе бумаги в пределах картинной плоскости можно разместить лишь точку схода Fv Тогда логично, используя реальные возможности, применять построение с одной точкой схода.
В архитектурной графике реального и учебного проектирования для изображения объектов со сравнительно сложной объемной и планировочной структурой целесообразно использовать угловую перспективу с двумя (или одной) точками схода. При таком способе перспективного изображения легче подобрать оптимальное положение картины (К), выбрать такую точку зрения (5) и расстояние от зрителя до объекта (sp), которые наиболее полно отражали бы характерные точки обозрения, наивыгоднейшие ракурсы здания.
Примером таких построений перспективы могут быть работы виднейших мастеров русской и европейской классики, мастеров новаторской архитектуры 1920—1930-х гг., современных мастеров архитектуры. Каждый из этих перспективных чертежей показывает наиболее выигрышную точку зрения на объект, раскрывает в выразительных перспективных ракурсах форму, пластический рисунок, композицию сооружения. Графика исполнения таких чертежей меняется в зависимости от назначения чертежа. Если автору необходимо выяснить с помощью построения перспективного чертежа какие-либо вопросы проектирования, то перспектива может быть исполнена в карандаше или в тушевой линейной графике (рис. 33, 1).
Если перспектива выполняет задачи, демонстрации проектного решения, то языком графического исполнения служит использование тона или цвета (см. рис. 32, 2, 3, 4). Немалую роль в исполнении перспективного чертежа играет стиль графической документации, свойственный конкретному историческому периоду.
Так, все перспективы мастеров новаторской архитектуры 1920—1930-х гг. отличались аскетизмом графических приемов. Они исполнялись или в линейной графике с заливкой, или в лаконичной и простой тональной графике. Исключение составляли перспективы, авторы которых в своих архитектурных замыслах активно использовали цвет. Такие примеры характерны для творческих работ В. Кринского, К. Мельникова, И. Леонидова и др. В учебной графике избрание того или иного технического приема исполнения перспективного чертежа должно четко координироваться с характером задач данного графического задания и отвечать определенным целям данного периода обучения.
На младших курсах архитектурной школы целесообразно линейное построение перспективы с легкой отмывкой собственных и падающих теней. Такая техника позволяет сохранить многотрудный процесс графического построения деталей перспективы, а после обведения тушью видимых деталей формы легко проследить вспомогательный аппарат линейного построения, вычерченный в карандаше.
На старших курсах перспективный чертеж строится в лаконичной линейной графике с моделировкой формы в технике тушевой отмывки с применением цвета. Возможны и другие варианты графического исполнения, например покраска гуашью. В целом графика перспективы не может существовать обособленно от стиля исполнения всего комплекта проектных чертежей.
При исполнении перспективного чертежа СОВЕТУЕМ: 1) с особым вниманием отнестись к компоновке эскизного чертежа, где обязательно должны быть вычерчены ортогональные проекции объекта в М 1:100; 1:200 (план или совмещенные поэтажные планы, фасады — основной и боковой разрезы). Выбрать на эскизном чертеже варианты положения картины (К), наиболее рациональное расположение точек зрения (S), главной точки картины (Р), определить положение точек схода (fj и F2), точки схода диагоналей (D).
Выстроить на эскизном чертеже ряд эскизных проб, определяющих наиболее выгодные ракурсы перспективного изображения объекта, которые строятся с картины с переносом размерных показателей без увеличения (М 1:1) или с увеличением (М 2:1; 3:1); 2) помнить, что точка зрения (5) не должна находиться слишком близко или слишком далеко от объекта и, следовательно, от картины. Оптимальное расстояние (Sp) точки зрения (5) от картины (К) не должно превышать 1—1, 5 Н, где Н — максимальная высота объекта (при его вертикальной композиции) или 1—1, 5 L, где L максимальная ширина объекта (при его горизонтальной композиции).
Нарушение этих параметров приводит к искажению перспективной проекции (при близком положении точки 5) или к вялости ее ракурсов (при далеком положении точки 5); 3) помнить, что нецелесообразно строить чистовой перспективный чертеж, механически увеличивая эскиз. Качественное построение получается только при построении перспективы с плана, когда каждый размер берется в соответствии с показателями на картине (К).
Помнить, что сначала нужно ограничить рамки эскизного кадра, пропорции которого должны соответствовать пропорциям перспективного чертежа. Для построения качественной перспективы необходимо, чтобы размеры кадра были кратны по отношению к пропорциям перспективного изображения. Если кадр не составляет по своим горизонтальным размерам 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6 таких же размеров перспективного чертежа, то картину с отметками горизонтальной величины кадра перемещают вдоль главного луча параллельно самой себе до такого положения, когда размеры кадра достигают требуемой величины. Получив новое положение картины, определяют расстояние до вновь полученных точек схода и начинают переносить необходимые для построения размерные показатели, увеличивая их в 2, 3, 4, 5 или в 6 раз (в соответствии с вновь полученными пропорциональными размерами кадра). Любое перенесение некратных по размеру показателей величины кадра приводит к ошибкам.
При исполнении перспективного чертежа НЕ СОВЕТУЕМ: 1) избирать горизонтальный угол зрения на объект между крайними лучами зрения в плане менее 20° и более 50°; 2) избирать такое положение точки зрения (5), при котором вертикальный угол зрения (отсчитываемый от перпендикуляра, проведенного к картине, т. е. от главного луча зрения) превышает 40°; 3) избирать высоту горизонта больше высоты среднего человеческого роста, т. е. больше 1, 6—1, 8 м от уровня земли. Такая рекомендация не относится к случаям, когда намеренно избирается точка зрения с птичьего полета (так называемая «птичка»), или когда необходима точка зрения на объект снизу — в случаях его положения на высоком постаменте или возвышенном рельефе.
Требования к технике исполнения архитектурного чертежа
1)Следить за удобством и чистотой рабочего места. Рядом с подрамником и чертежной доской держать только те инструменты и чертежные приспособления, которые нужны на данном этапе работы.
2) Следить за тем, чтобы поверхность чертежного листа была идеально ровной и чистой. Для этого необходимо: закрывать бумагой или калькой те участки чертежа, на которых в данный момент не производится работа;
содержать в идеальной чистоте рабочую поверхность (прилегающую к бумаге) угольников, рейсшин, линеек, лекал. Если эти инструменты загрязнены, то их надо отмыть с мылом, а деревянные инструменты почистить резинкой.
3) Исполнять чертеж только хорошо заточенными карандашами (простым и механическими) или с использованием микрографов с тонкими грифелями и маркировкой 0,3 мм; 0,5 мм; 0,7 мм. Использовать циркули и измерители с острыми иглами, средней по усилиям затяжкой винта в шарнире.
4) Обводку тушью карандашного чертежа осуществлять в зависимости от качества бумаги и назначения чертежа следующими инструментами: ортогональные, аксонометрические, перспективные чертежи, выполняемые на крупнозернистой бумаге, обводить тушью с помощью рейсфедеров. Для обводки чертежей, выполняемых на гладкой мелкофактурной бумаге или кальке использовать рапидографы. Для обводки линий разной толщины применяются следующие рапидографы:
для обводки основных линий — рапидографы с толщиной оголовника 0,3 или 0,5 мм (0,25 или 0,35 мм);
для обводки мелких шрифтовых надписей, цифр, размерных линий, рисунка антуража — рапидографы с толщиной оголовника 0,1; 0,2 мм (0,13; 0,15; 0,18; 0,25 мм);
для обводки разрезных линий — рапидографы с толщиной оголовника 0,7 мм (0,8 или 1,0 мм);
для крупных надписей заглавия в штампах использовать рапидографы с толщиной оголовника 0,25; 0,3; 0,35 мм.
Для графического исполнения проектного чертежа необходимо не только ремесленное владение приемами и правилами черчения, но и глубокое понимание целей и задач каждого чертежного документа. Главное в этом процессе — осознанные усилия выявления различных стадий проектного замысла в максимально простой и выразительной графической форме.
Архитектор-проектировщик, учащийся архитектурной школы стремятся к овладению разнообразными средствами изображения, приемами эскизирования и черчения именно для того, чтобы в каждом конкретном случае проектной и учебной практики применять для выражения своих идей самые эффективные формы графического изображения. Большую роль в проектной работе играет умение рисовать — легко и содержательно выражать на бумаге свои фантазии, точно и выразительно оформлять с помощью рисунка проектный чертеж.
Источник: studopedia.ru
Проекция (геометрия)
Отображение из пространства в себя называется проекцией если
Проекция из трёхмерного пространства на плоскость
Проекционный метод изображения предметов основан на их зрительном представлении. Если соединить все точки предмета прямыми линиями (проекционными лучами) с постоянной точкой О (центр проекции), в которой предполагается глаз наблюдателя, то на пересечении этих лучей с какой-либо плоскостью получается проекция всех точек предмета. Таким образом получаем на плоскости перспективное изображение предмета или центральную проекцию.
Если центр проекции бесконечно удалён от картинной плоскости, то говорят о параллельной проекции; при этом, если проекционные лучи падают перпендикулярно к плоскости — то об ортогональной проекции, а если наклонно — о косоугольной проекции.
Если плоскость проекции не параллельна ни одной из координатных плоскостей — это аксонометрическая проекция.
- При любом виде проекции отрезок прямой переходит в отрезок прямой (в вырожденном случае — когда отрезок лежит на проекционном луче — в точку); прямая может перейти в прямую или в луч.
- Это свойство заметно упрощает приложение проекции в изобразительных целях, особенно в техническом черчении, когда объект содержит много прямолинейных элементов. В последнем случае достаточно спроецировать концы отрезков и соединить их на чертеже прямыми.
- Эллипс или окружность переходят в эллипс (в вырожденном случае — в отрезок или окружность).
Проекция из произвольного пространства на его подпространство
Проекция в этом смысле (упомянутая во введении в пункте 2) — широко применяется в линейной алгебре (подробнее, см.: Проекция (линейная алгебра)), но на практике не только в достаточно абстрактных контекстах, но и при работе с векторами любой природы, размерности и степени абстракции, и даже в элементарной геометрии, а также — очень широко — при использовании прямолинейных координат (как прямоугольных или аффинных).
Отдельно следует упомянуть проекцию точки на прямую и проекцию вектора на прямую (на направление).
Ортогональная проекция на прямую и на направление
Чаще всего используется ортогональная проекция.
Ортогональная проекция точек на прямую
Термин проекция в этом смысле употребляется и в отношении самой операция проектирования, и в отношении её результата (при операции проектирования на прямую образы точки, вектора, множества точек называются проекцией точки, вектора, множества точек на эту прямую).
Элементарное описание ортогональной проекции точки на прямую сводится к тому, что из точки на прямую следует опустить перпендикуляр, и его пересечение с прямой даст образ точки (проекцию точки на эту прямую). Это определение работает и на плоскости, и в трёхмерном пространстве, и в пространстве любой размерности.
Элементарное определение проекции вектора на прямую легче всего дать, представив вектор направленным отрезком. Тогда на прямую можно спроектировать его начало и его конец, и направленный отрезок от проекции начала к проекции конца исходного вектора даст его проекцию на прямую.
Проекцией вектора на некоторое направление обычно называют число, совпадающее по абсолютной величине с длиной проекции этого вектора на прямую, определяющую это направление; знак же числа выбирается так, что оно считается положительным, когда направление этой проекции совпадает с данным направлением, и отрицательным, когда направление противоположно.
Неортогональная проекция на прямую и на направление
Неортогональная проекция используется реже, к тому же даже при использовании, особенно в элементарных контекстах, этот термин не всегда используется.
Проще всего неортогональную проекцию на прямую можно задать, задав саму эту прямую и плоскость (в двумерном случае — вместо плоскости другую прямую, в случае n-мерного пространства — гиперплоскость размерности (n-1)), пересекающую прямую. Проекция точки определяется как пересечение плоскости (гиперплоскости), содержащей эту точку и параллельную плоскости, задающей проекцию.
В случае, когда плоскость (гиперплоскость), задающая проекцию, ортогональна прямой, мы получаем ортогональную проекцию (это может быть её альтернативным определением). Поэтому собственно для неортогональной проекции надо потребовать, чтобы эта ортогональность отсутствовала.
Для неортогональной проекции вектора на прямую и на направление определения получаются, исходя из приведённого определения проекции точки, прямо аналогично тому, как это было описано в параграфе об ортогональной проекции.
- Надо, правда, иметь в виду, что по умолчанию под проекцией вектора на прямую или на направление понимается всё же ортогональная проекция.
Тем не менее понятие неортогонального проектирования может быть полезным (по крайней мере, если не бояться терминологической путаницы) для введения косоугольных координат и работы с ними (через них может быть в принципе довольно легко определено понятие координат точки и координат вектора в этом случае).
Источник: dic.academic.ru