Что такое прс в строительстве

попала в нелегкую ситуацию. в проекте на устройство автопроездов проектировщиками заложено снятие почвенного слоя на толщину 10 см. на деле почвенный слой составил примерно 75 см. Куратор по моему объекту сказал чтоб мы снимали полностью, до нижележащего слоя суглинка, что акт на доп. работы на срезку и замену грунта подпишем и не будет проблем. составили смету, исполнительную схему на возникшее корыто, завезли бутовый камень под устройство тела насыпи автопроездов . работы то по большей части уже выполнены, а вот акт все подписать не могу. теперь мне проектировщики говорят: «а почему это ПРС вы решили снять до глины? надо было снимать как в проекте на 10 см. докажи что почвенный слой надо снимать до несущего слоя».
вот я и листаю всю литературу где говорят о срезке растительного слоя, но не могу найти строчку что ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ ПРИ УСТРОЙСТВЕ АВТОДОРОГ И ПРОЕЗДОВ СРЕЗАЕТСЯ ДО НЕСУЩЕГО СЛОЯ. ПРС НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ НЕСУЩИМ СЛОЕМ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОГ!
забыла добавить: мой объект строится в лесу практически, большая территория срубки леса и соответственно почвенно-растительный слой хороший, хоть и заболоченность имеется (по крайней мере лягушки там весело квакали летом)

Лучшие операторы по подземному ремонту скважин

ПОМОГИТЕ МНЕ НАЙТИ ОБОСНОВАНИЕ ДЛЯ МОЕГО СЛУЧАЯ, В КАКОЙ ИСТОЧНИК ЛИТЕРАТУРЫ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ?

А что, инженерно-геологических изысканий не было по трассе будущей автодороги? И там фактически вскрытая толщина почвенно-растительного слоя не указана?

ну дык пусть куратор и обосновывает!
Перед производством дополнительных работ их с Заказчиком согласовали?

А теперь по сути. Вот что нашел:

СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»
п. 1.13* : «При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. «

п. 3.4.: «С земель, занимаемых под дорогу и её сооружения, . плодородный слой почвы надлежит снимать и использовать для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий или объектов предприятий лесного хозяйства.»

п.3.5. «Снятию подлежит плодородный слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами, .
Плодородный слой почвы не снимается, если рельеф местности не позволяет его снять, а также на участках с выходом на поверхность скальных обнажений, валунов, крупных (свыше 0,5 м) камней.»

Так что пусть проектировщики подписывают.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Всё логично. Надо сначала согласовывать с проектировщиками изменения рабочей документации, а потом строить.
Для вас же лучше будет, если вас лично накажут лишением премии. Вы сразу это запомните.

Это означает, что проектировщики теперь должны переделывать расчёты, конструкцию одежды, профили и т. п. Это лишняя работа и деньги.

Технология подземного ремонта скважин. Часть 1. Помощник бурильщика КРС.

Но в целом ваше решение верное. Только обосновать его будет очень сложно. Проектировщики не хотят изменять свою документацию. Можно надавить на них т. к. видимо они проектировали при отсутствии геологии.
В принципе можно попытаться написать рекламацию на рабочую документацию даже после утверждения подрядчиком. Но подозреваю юридически это ещё сложнее. Вас же никто не тянул за руку утверждать рабочие чертежи к производству без проверки.
Но думаю всё же возможно.

Нормами регламентируется снятие почвы. Это в двух словах от 0 до 15 см или по проекту. СНиПы на производство работ. Это прямые нормы.

Также может быть СанПиНами регламентируется снятие почвы. Не помню. Их несколько, в одном вроде бы просто ссылка на тот же СНиП см. выше. Не помню.

Может быть почва — слабый грунт, который не выдержит и деформируется больше положенного. Т. о. перерасчёт и доказательство ошибки проектировщиков может остаться вашим решающим документов в суде.
Но это в иске против вас, при обрушении, например зем. полотна. а не при вашем иске к заказчику о неоплате.

Однако есть ещё один ньюанс.
Вам за это доброе дело заказчик имеет право не заплатить. Согласно гражданскому кодексу вы обязаны были немедленно известить службу заказчика и далее следовать их письменным распоряжениям. Если вы не осатновили работу при этом, то всё что вы сделали, это ваши затраты никак с заказчиком не связанные.
Может быть заказчик, если бы вы его бы известили, решил бы вообще не строить дорогу или изменил бы трассу. Это вполне возможно. Нельзя самовольно распоряжаться деньгами заказчика.

В общем вашу фирму очевидно накажут и правильно сделают.
А вам конкретно, рекомендую поискать новую работу или смириться с ролью козла отпущения.
Может быть с новым опытом вас охотнее возьмут на новом месте.

У меня было и 1.5 м ПРС, это было поле по осушенному болоту. Но если у вас лес, то скорее это всё таки торф. Можете попробовать поговорить с геологами. Но торф тоже, плодородный слой и подпадает под все выше перечисленные пункты.

СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
п.4.7. Плодородный грунт должен быть снят на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями и сложен в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально отведенных местах.

СНиП 2.05.02-85* АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
3.4. С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги, плодородный слой почвы надлежит снимать и использовать для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий или объектов предприятий лесного хозяйства.
3.5. Снятию подлежит плодородный слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами (ГОСТ 17.5.1.03-86), с гранулометрическим составом от глинистого до супесчаного, без ясно выраженного оглеения, с плотностью не более 1,4 г/см3. Наличие на почвенном покрове солонцов и солончаков не должно превышать значений, установленных ГОСТ 17.5.1.03-86.
Плодородный слой почвы не снимается, если рельеф местности не позволяет его снять, а также на участках с выходом на поверхность скальных обнажений, валунов, крупных (свыше 0,5 м) камней

Читайте также:  Как у государства получить выплаты на строительство

СНиП 3.02.01-87 ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ
9.2. Плодородный слой почвы в основании насыпей и на площади, занимаемой различными выемками, до начала основных земляных работ должен быть снят в размерах, установленных проектом организации строительства и перемещен в отвалы для последующего использования его при рекультивации или повышении плодородия малопродуктивных угодий.
Допускается не снимать плодородный слой:
при толщине плодородного слоя менее 10 см;
на болотах, заболоченных и обводненных участках;
на почвах с низким плодородием в соответствии с ГОСТ 17.5.3.05-84, ГОСТ 17.4.3.02-85, ГОСТ 17.5.3.06-85;
при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.
9.3. Необходимость снятия и мощность снимаемого плодородного слоя устанавливаются в проекте организации строительства с учетом уровня плодородия, природной зоны в соответствии с требованиями действующих стандартов и п. 9.2.
9.4. Снятие и нанесение плодородного слоя следует производить, когда грунт находится в немерзлом состоянии.
9.5. Хранение плодородного грунта должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 17.4.3.02-85 и ГОСТ 17.5.3.04-83. Способы хранения грунта и защиты буртов от эрозии, подтопления, загрязнения должны быть установлены в проекте организации строительства.
Запрещается использовать плодородный слой почвы для устройства перемычек, подсыпок и других постоянных и временных земляных сооружений.

может поможет, но все же нужно было согласовать с проектировщиками, а так спрос с куратора

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

В общем косяк РД был согласно studioserg и Казбек, вы его утвердили, но в итоге сделали по своему.

Попробуйте разрулить этот вопрос с заказчиком мирно. Может быть он согласится доплатить ?

всем спасибо за помощь. эти СНиПы я уже перечитала, но намек на геологию мне очень помог. как же я раньше не догадалась ее лично проверить? объект строительства запланирован крупный, и подъезды к нему будут осуществляться. поэтому дорогу делать необходимо, просто у проектировщиков нет дорожников и проектировали дорогу люди которые по сути занимаются проектированием пром. зданий, и ошибок соответственно по дороге очень много. у них вообще было тело насыпи запроектировано из местного природного грунта, который должен быть снят на этом же участке. но так как он у нас с кореньями и растительными включениями нам удалось доказать что тело насыпи необходимо устраивать из бутового камня. этот вопрос был согласован и подписан. а вот с подписанием следующего акта на увеличение объемов грунта и работ малость затянули. но то что его будут подписывать знали все: от проектировщика до заказчика. сейчас в акте указывается объем возникших работ (это вместо заложенных проектом 4500 м.куб бутового камня возникло 17000 м. куб) вот тут то проектировщик и встал на дыбы. ошибку свою признавать не хочет. так или иначе этот акт будет подписан. пока воспользуюсь этими нормами и пунктами, но планирую искать дальше. может еще кто подскажет, может я наконец что накопаю.

От имени проектировщика, который занимается проектированием АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.
Геология — первое на что вы должны были обратить внимание. Она наносится на продольных и поперечных профилях трассы. Увидели несоответствие в проекте 10 см и 75 см в реалии — хорошо. Поднимите тома по инженерно-геодезическим (геологическим) изысканиям. Убедитесь верно ли перенесена геология в проект.

Если все верно — не соответствие толщин в проекте и реальной — вина изыскателя. Не верно — проектировщика.
Ваша задача — доказать что эти 75 см не могли быть использованы в качестве несущего слоя. ПРС не может нести нагрузку, не может ее нести и слабые грунты, без устройтсва доп мероприятий. У нас были подобные случаи, когда при изысканиях не выявлялись учатски со слабыми грунтами, а когда строители начинали строить — возникали проблемы.

Для нас было достаточно акта с подписями мастера, прораба, нач. участка с участками и толщинами вынимаемого слабого грунта по объекту. Лабораторные заключения, о невозможности использования данног огрунта в качестве грунта рабочего слоя. Вносили изменения в рабочую документацию. Заказчик оплачивал.
Ключевые слова «проектировали дорогу люди которые по сути занимаются проектированием пром. зданий».
Добивайтесь правды. Вы поступили правильно — строить дорогу по этому слою было нельзя. Другой вопрос, что все же нужно было согласовать вопрос с проектировщиками до начала работ.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Ещё нормируется скорее всего фильтрация грунта земляного полотна и может быть под ним тоже.

Это всё зависит от нагрузки. И видимо по расчёту может получиться, что и может.

dfufyjdf вижу у вас свои личные внутренние убеждения, как верно вести документооборот. Видимо это характерная черта строителей. У меня в институте люди со стройки (читай деградировавшие *****) тоже мамой клянутся часто.

Это всё зависит от нагрузки. И видимо по расчёту может получиться, что и может.

Маловероятно. НЕ показатель конечно, но такого опыта (чтоб не снимать раст. слой) у нас не было.
Тут надо рассмотреть 2 аспекта: есть требования по охране плодородного слоя почвы ГОСТ 17.4.3.02-85, которые надо выполнять, и все тот же вопрос по несущей способности.
Обычно первого хватает. В конце концов этот грунт нужен потом для надвижки на откосы, обочину, площадки, рекультивацию. Никто не одобрит, если вы закопаете ПРС, а потмо будете возить черт знает откуда. По второму, как мне кажется, сложность использования ПРС в качестве основания земполотна — невозможность добится требуемого коэффициента уплотнения, вследствии специфики состава почвы.

Вообще растительные грунты — дорогая штука. Иногда для крепления откосов их заводят по весьма недешёвым ценам (попровте, если кто имеет к этому отношение).
И закапывать их это просто расточительство помимо всего прочего.

это один из заводов мировой индустрии. сохранность экологии и плодородного грунта их мало интересует. мне нужно доказать что грунт срезают до несущего слоя, а экологический ГОСТ тут мало подходит. вырубка 4 га леса и его захоронение — это как называется? поэтому плодородный грунт для них мало что значит. такова наша Россия. все через.

Tyhig, я бывший проектировщик, поэтому теперь на деле вижу ошибки проектирования. и поверьте — мне стыдно.

Сметы, ПОС, ПМООС, ГР, НВК

Читайте также:  Территориальная организация профсоюзов работников строительства

См. ГОСТ из раздела «Охрана природы» (не помню номер)

Оттуда такая табличка:

Тип и подтип почвы Глубина снятия, см.
Древесно-подзолистые…………………………. 20
Бурозёмно-подзолистые………………………. 20-50
Дерново-карбонатные…………………………. 20-40
Буролесные……………………………………… 20-80
Светло-серые лесные…………………………… 20-30
Серые лесные…………………………………… 20-50
Тёмно-серые лесные……………………………. 40-70
Чернозёмы:
— оподзоленные и выщелоченные………………40-120
— типичные………………………………………. 50-120
— обыкновенные…………………………………. 40-100
— южные………………………………………….. 40-70
Лугово-чернозёмные……………………………. 60-100
Чернозёмно-луговые……………………………. 50-90
Луговые………………………………………….. 30-100
Тёмно-каштановые……………………………. 40-50
Каштановые……………………………………… 30-40
Лугово-серозёмные……………………………… 40-60
Серозёмы………………………………………… 20-40
Краснозёмы……………………………………… 40
Желтозёмы……………………………………….. 30
Горно-луговые…………………………………… 30-80
Горные лугово-степные…………………………. 20-70
Аллювиальные (поймен-ные)……………………40-120
Торфяные болотные (после осуше-ния)………. На всю мощность торфя-ного слоя

Вот решила темку поднять.
В разделе по охране окружающей среды пишем такую фразу: «. Срезка и охрана плодородного почвенного слоя осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.03-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земельных работ». После завершения строительства снятый плодородный слой используется для благоустройства территории в соответствие с проектным решением по озеленению. «

Пришло замечание экспертизы: «. Ссылка на ГОСТ 17.4.3.03-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ» при проектировании мероприятий по охране плодородного слоя ошибочна. «

Вот я и думаю, в чем ссылка на ГОСТ ошибочна?

Я в свое время тоже долго мучался с вопросом глубины снятия плодородного слоя. Изначально в проект заложил снятие около 1 м (такая толщина была обозначена в геологии). Заказчик, увидев это и прикинув расходы велел уменьшить глубину срезки. Сделали в итоге, кажется, 10-20 см.
Теперь вопрос по существу: Упомянутый ГОСТ 17.5.3.06-85 «Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» содержит такие фразы:
«3. Выборочно устанавливают норму снятия плодородного слоя почвы с учетом структуры почвенного покрова на почвах северных, северо-западных, северо-восточных областей, краев, автономных республик с тундровыми, мерзлотно-таежными почвами, а также и таежно-лесной зоне с подзолистыми почвами, на значительной территории Казахской ССР и Среднеазиатских республик, расположенных в пустынной, предгорной пустынно-степной, субтропической пустынной зонах.
4. Не устанавливают норму снятия плодородного слоя почвы в случае несоответствия его ГОСТ 17.5.3.05-84 и на почвах в сильной степени щебнистых, сильно и очень сильно каменистых, слабо, средне и сильно смытых дерново-подзолистых, бурых лесных, серых и светло-серых лесных; средне и сильно смытых темно-серых лесных, темно-каштановых, дерново-карбонатных, желтоземов, красноземов, сероземов.»

Аналогично в п.2 ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земельных работ» указано (простите за длинную цитату):
«2.1. Мощность снимаемого плодородного и потенциально-плодородного слоев почв должна быть установлена на основе:
оценки уровня плодородия почвы и структуры почвенного покрова;
оценки плодородия отдельных генетических горизонтов почвенного профиля основных типов и подтипов почв.
2.2. Оценку уровня плодородия почв следует производить на основании изучения данных об их свойствах и при наличии данных урожайности основных сельскохозяйственных культур.
2.3. При установлении мощности снимаемого плодородного слоя почв следует руководствоваться следующими показателями:
уровень плодородия смеси снимаемых слоев должен быть выше уровня плодородия малопродуктивных угодий, подлежащих землеванию в конкретном регионе;
плодородие нижнего снимаемого горизонта или его части должно быть выше уровня плодородия малопродуктивных угодий конкретного региона.
2.4. Показатели свойств почв, по которым устанавливают мощность снимаемого плодородного и потенциально-плодородного слоев почв, следует дифференцировать в зависимости от типов и подтипов почв различных природных зон, от условий почвообразования и других факторов, влияющих на изменение мощности почвенного профиля.»

Т.о. вроде как получается, что мощность ПСП может быть большой, но мощность снимаемого ПСП надо определить самим на основе указанных показателей (которые изыскатели (у нас по крайней мере) не приводят, и сами снимаемую мощность ПСП не определяют)?

Источник forum.dwg.ru

Обращение с плодородным слоем почв

На этапе обустройства месторождения предполагается осуществление мероприятий, направленных на сохранение почвенноплодородно-растительного слоя (ПРС), который будет снят и складирован при всех видах землеройных работ.

Общий объем верхнего почвенного слоя, снятие и складирование которого предусмотрено планами горно-капитальных работ, ориентировочно составит до 5 млн. м 3 .

Проектирование буртов для складирования плодородного слоя почвы будет выполнено в соответствии с требованиями российских нормативных документов:

· высота буртов не должна превышать 10 м (при сроках хранения до 3 лет) или 3 м — при боле длительных сроках хранения;

· угол откоса должен определяться характеристиками складируемых почв и природными условиями территории,

· срок хранения плодородного слоя в буртах не должен превышать 20 лет.

Часть складируемого плодородного слоя почвы будет использована для рекультивации территорий на этапе обустройства месторождения и в первые годы эксплуатации для рекультивации:

· территорий, нарушенных при проведении землеройных работах;

· территорий временного жилого городка строителей и площадок баз строителей после завершения строительных работ;

· откосов дамбы хвостохранилища;

· нижних частей откосов отвалов и др.

Большая часть снятого почвенного слоя намечается хранить в буртах в течение всего срока эксплуатации ГОК для использования его при рекультивации объектов на этапе вывода из эксплуатации. В целях предотвращения водной и ветровой эрозии откосы буртов будут засеяны многолетними травами.

С учетом длительного строка хранения ПРС рекомендуется не превышать высоту буртов более чем на 3 м, так как многочисленными исследованиями установлено, что при длительном хранении почв в буртах высотой более 3 м через 10 лет плодородие почв снижается на 30-50%.

Источник studopedia.ru

Глава 2. Методы оценки ветровой эрозии и пыления

С.В. Комонов, Е.Н. Комонова
Ветровая эрозия и пылеподавление
Курс лекций. — Красноярск: Изд-во СФУ, 2008. — 192 с.

Глава 2. Методы оценки ветровой эрозии и пыления

2.11. Методика оценки пыления при разработке и эксплуатации карьера

2.11.1. Технология разработки карьеров

Карьеры разрабатываются открытым способом с извлечением полезных ископаемых и руды, которая вывозиться на переработку или частично складируется в места временного накопления на промежуточных складах.

В настоящее время горные работы производятся экскаваторами, такими как ЭКГ – 5А, ЭКГ – 10, САТ – 5310В. Высота отрабатываемых уступов, как правило, составляет 5 – 10 м. Транспортировка горной массы осуществляется наиболее характерными типами карьерных автосамосвалов: САТ – 777D, БелАЗ – 7540, 7548.

Основные решения по организации строительства опираются на результаты проектирования и исходные данные карьера. Площадка строительства должна быть обеспечена: подъездными дорогами; площадкой для производства отвальных работ; системой отвода поверхностных вод; электроэнергией; геодезической основой для строительства.

Читайте также:  Строительство храмов или школ

Освоение площадки строительства, после расчистки территории от леса, кустарника и редколесья, начинается со срезки почвенно-растительного слоя (ПРС) с размещением его в резерв для последующего использования при рекультивации.

Трассы подъездных автодорог определяются исходя из минимальных объемов работ. В непосредственной близости от участка размещаются открытые складские площадки карьера, которые используются в качестве временной площадки складирования технологического оборудования. Чаще всего используется открытая площадка материально-технического склада, оборудованная козловым краном.

Подготовительные работы, выполняемые в период строительства карьера, заключаются в следующем:

· валка леса, расчистка площадей от пней, кустарника и мелколесья;

· снятие почвенно-растительного слоя;

· нарезка рабочих площадок;

· создание транспортных связей рабочих площадок с отвалом.

Расчистка территории ведется с использованием бульдозеров, крана и автомобиля для вывозки леса. Почвенно-растительный слой срезается бульдозером, который в дальнейшем используется на планировочных работах в карьере.

1 Снятие и складирование почвенно-растительного слоя

Работы по подготовке территории включают: сведение, трелевка леса и кустарника, корчевка пней, снятие ПРС, отгрузка его и транспортировка на склад ПРС. Мощность снятия ПРС, для территории покрытой лесом, составляет 0,2 м.

ПРС перемещается бульдозером в бурт за пределы борта траншеи или границы автодороги (рисунок 21). Средневзвешенная площадь бурта ПРС, при коэффициенте разрыхления 1,4, составляет 6 м 2 (ширина основания 6 м, высота 2 м). Среднее расстояние перемещения ПРС бульдозером L = 30 м.

1 – слой ПРС, вынимаемый экскаватором; 2 – слой ПРС мощностью 0,2 м, срезаемый бульдозером; 3 – вынуто предыдущей заходкой экскаватора; L – средневзвешенное расстояние перемещения ПРС бульдозером.

Рисунок 21 – Схема перемещения и параметры бурта ПРС в карьере.

На территории карьера ПРС перемещается в бурты по мере продвижения фронта работ. Средневзвешенная площадь бурта ПРС достигает 22 м 2 (высота 3 м, расстояние перемещения бульдозером 80 м). Бурт ПРС грузится экскаватором с ковшом в автосамосвалы и вывозится на площадку для хранения и вторичного использования (рисунок 22).

2 Вскрытие и порядок отработки участка

Рельеф донной поверхности (абсолютные отметки поверхности изменяются по предельному контуру карьера), а так же горно-геологические условия залегания рудных тел, позволяют вскрыть месторождение по комбинированной схеме:

— нагорная часть, вскрывается отдельными полу траншеями с отметками поверхности в нисходящем порядке. Траншеи закладываются с отметкой рельефа и соединяются временными дорогами с основной дорогой для вывозки руды и вскрыши. Для сокращения расстояния транспортировки, вскрытие горизонта производится внешней наклонной траншеей с определенным уклоном. Глубинная часть вскрывается внутренней групповой траншеей.

Траншеи проходят с поверхности от границы карьера до дна. На конец отработки эти траншеи образуют общую траншею, состоящую из 2-х наклонных съездов с уклоном по 0,080 м/м каждый. Общая глубина траншеи 20 м, длина трассы до 300 м.

Рисунок 22 – Типовая технологическая схема погрузки ПРС из бурта в БелАЗ

Принятая схема вскрытия (рисунок 23) позволяет: минимизировать расстояния перемещения породы в отвал, а руды – на склад, создать опережающее выработанное пространство для формирования внутреннего отвала, обеспечить наименьший водоприток в карьер.

Размещение вскрышных пород предусмотрено в отвалы, расположенные непосредственно у борта карьера. Расстояние транспортирования вскрышных пород от борта карьера в отвал определяется на местности.

Схема вскрытия месторождения, горно-капитальные работы и их обеспеченность к выемке определяется величиной активного фронта работ и запасами полезных ископаемых.

3 Создание транспортных связей карьера

Материал для строительства и реконструкции дорог используется в виде породы для основания дорог, фракцией – до 400 мм и щебнем фракцией – 5-50 мм для покрытия дорог и отсев от дробления этих пород.

С учетом опыта строительства карьеров чаще производится мелкое дробление щебня и использование гранитного песка и дресвы на покрытие дорог в верхнем слое. При строительстве автодорог на поверхности, предварительно бульдозером, производится снятие слоя ПРС с размещением по обеим сторонам дороги в бурт.

1 – направление движения БелАЗ; 2 – взорванная горная масса; 3 – экскаватор

Рисунок 23 – Типовая технологическая схема проходки траншеи экскаватором с погрузкой в БелАЗ

Поперечный профиль внутриплощадочных дорог на поверхности приведен на рисунке 24. Толщина насыпи из вскрышных пород от 1,2-1,4 м до 4-6 м.

В процессе эксплуатации проводятся работы по текущему содержанию автодорог:

· укрепление откосов земляного полотна, дренажных канав и виражей;

· очистка водоотводных сооружений;

· ремонт дорожных одежд;

· ликвидация пучин, очистка от снежных заносов;

· ремонт искусственных сооружений;

Рисунок 24 – Профиль дороги на поверхности

Расход пены на полив для переходных и низших типов покрытий (щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтовые, укатанные, укрепленные) не менее 1-1,5 л/м 2 . Интервалы между обработками 1-4 час, в зависимости от состояния дорог в части пылеобразования.

Автомобильные дороги обставляются дорожными знаками и сигналами. В соответствии с требованиями СНиП необходимое число дорожных знаков и указателей, а также места их установки должны обосновываться принятой схемой организации движения транспортных и пешеходных потоков с выделением на дорогах опасных, участков и правил дорожного движения.

Заезды на рабочий уступ, автодороги в карьере и на отвалах, места погрузки и разгрузки при работе в темное время суток обязательно должны быть освещены.

4 Воздействие карьера на атмосферный воздух

С началом разработки и эксплуатации карьера в атмосферный воздух могут поступать:

· от карьера, отвалов, складов руды: (пыль, окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, сажа, углеводород, цианистый водород, гидроокись кальция, гидроокись натрия, гипохлорит кальция, ртуть, хлор, пары тиомочевины, аэрозоль серной кислоты, сульфат железа, сернистый ангидрид, окись углерода, двуокись азота, бенз(а)пирен;

· от гаражного хозяйства: сажа, двуокись азота, сернистый ангидрид, углеводород, окись углерода.

Разработка и введение в эксплуатацию карьера производится поочередно. При разработке первой очереди карьера количество выбросов загрязняющих веществ, как правило, увеличивается.

Измерение фоновых концентраций в районе разработки карьера производится согласно мониторингу объекта, с обязательным анализом данных о степени загрязнения атмосферного воздуха, по которым можно судить о выбросах загрязняющих веществ от карьера.

Примерные выбросы загрязняющих веществ от площадки работающего карьера со средней производительностью представлены в таблице 14.

Источник ekolog.org
Рейтинг
Загрузка ...