строительство
Очередь строительства и этап строительства
«этап строительства » — строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства). В отношении автомобильных дорог и объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного) под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы. В отношении морских и речных портов под этапом строительства понимается комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов;
[Постановление 145 Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий]
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
I. Общие положения
«этап строительства » — В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
«очередь строительства» — часть объектов строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск промежуточной или конечной продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом.
[МДС 11-15.2001 Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика]
«пусковой комплекс» — совокупность объектов (или их частей), основного, подсобного и обслуживающего назначения, которые обеспечивают выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и могут эксплуатироваться.
[МДС 12-9.2001 Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации]
Каждый объект , строительство которого выделено в отдельный этап, может быть введено в эксплуатацию независимо от других объектов , строительство которых отнесено к другим этапам. … эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства . В соответствии с пунктом 8 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного. Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю системы «Техэксперт: Базовые Нормативные Документы» в рамках стандарта обслуживания.
Понятие «строительство» в широком и узком смыслах: правовой аспект (Котина М.Ю.)
На сегодняшний день строительство является одной из основных отраслей национальной экономики. Его особая роль состоит в том, что именно строительство является непременным фактором успешного развития основных производственных фондов и экономики страны в целом.
Являясь важнейшим условием жизнедеятельности, строительство, так или иначе, сопровождает жизнь человечества с самого начала, позволяя удовлетворять различные потребности членов общества (в первую очередь базовую потребность в жилье). Активное и устойчивое развитие строительной отрасли является несомненным благом для любого государства и его граждан, поскольку позволяет решить многие экономические и социальные задачи, такие как повышение показателей экономического роста, темпов производства и урбанизации, создание новых рабочих мест, обеспечение населения жильем и объектами социальной инфраструктуры.
Однако при этом строительная деятельность влечет и множество негативных последствий, которые наиболее остро ощущаются в сфере охраны окружающей природной среды. Только на первый взгляд к таким последствиям можно отнести:
— использование значительного количества природных ресурсов в процессе строительства;
— кардинальное изменение качества земельных участков, предоставленных для строительства, и прилегающих к ним территорий, уничтожение компонентов окружающей природной среды при подготовке строительных площадок и производстве строительных работ;
— чрезмерное сокращение земель, пригодных для использования в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве ;
— загрязнение окружающей природной среды в процессе эксплуатации предприятий строительной отрасли;
— негативное воздействие антропогенных объектов, созданных в результате строительства, на компоненты окружающей природной среды.
———————————
См., например: Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
Очевидно, что строительство представляет собой ту сферу человеческой деятельности, которая наглядно демонстрирует столкновение многих интересов самых различных лиц, включая частные и публичные интересы граждан, отдельных групп граждан и населения в целом, представителей строительного бизнеса, а также муниципальные и государственные интересы. В силу самой природы строительной деятельности среди сложных, комплексных отношений ее участников непременно наличествуют публичные экологические интересы. Вопрос правового обеспечения публичных экологических интересов на этапе строительства хотя и не является предметом настоящей статьи, но отметим, что одной из фундаментальных задач правового регулирования строительства должно являться создание эффективных механизмов достижения баланса интересов различных участников строительной деятельности с целью предотвращения наступления негативных для окружающей среды последствий.
Строительство является той стадией хозяйственной деятельности, на которой определяется система взаимоотношений и характер взаимного влияния нового (или измененного) антропогенного объекта и окружающей природной среды друг на друга. В связи с этим большое значение имеет детальное регулирование всех этапов процесса от подготовки градостроительного плана земельного участка до успешного ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию. Каждый этап строительства требует осознанного участия всех субъектов строительной деятельности и лиц, заинтересованных в успешной реализации строительного проекта, качественной оценки экологических рисков и прогнозирования негативных воздействий результата строительства на окружающую природную среду в целях поиска наиболее благоприятного варианта реализации строительного проекта.
Одной из основных задач и предметом научного интереса автора настоящей статьи является выявление тех этапов строительного процесса («точек соприкосновения»), на которых действующее законодательство обязано обеспечить эффективные механизмы достижения баланса публичных экологических и иных интересов в свете повышения степени экологической обоснованности строительства. Но прежде чем приступить к решению указанной задачи, необходимо определить понятийный аппарат, являющийся основополагающим элементом любого исследования, ответив на вопрос: «Что такое строительство?»
Руководствуясь бытовыми представлениями, мы часто воспринимаем строительство исключительно как процесс создания нового объекта, не существовавшего ранее. В этом же ключе раскрывает понятие строительства и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ), определяя строительство как «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)». Особое внимание в приведенном выше определении требует оговорка законодателя о возможности создания зданий на месте сносимых объектов капитального строительства. В этой связи возникает вопрос о том, входят ли работы по сносу объектов капитального строительства в понятие «строительство», либо их следует рассматривать в качестве самостоятельного вида деятельности, сопряженной со строительством и тесно с ним связанной.
———————————
См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.
Действующее законодательство о градостроительной деятельности не уделяет сносу зданий, строений и сооружений особого внимания на федеральном уровне, оставляя большинство вопросов, касающихся порядка сноса объектов капитального строительства, на усмотрение регионального регулирования. Тем не менее снос и демонтаж зданий «градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности» и, на наш взгляд, являются неотъемлемой частью строительного процесса. Так, например, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства является седьмым разделом проектной документации , который выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи с новым строительством (реконструкцией) , и в обязательном порядке прилагается к заявлению застройщика о выдаче разрешения на строительство . Более того, снос или демонтаж объектов капитального строительства имеет разрешительную природу и осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления о сносе, которым в том числе определяются порядок и сроки осуществления сноса такого объекта . За нарушение установленного порядка сноса объектов капитального строительства региональным законодательством в области административных правонарушений обычно предусматривается административная ответственность .
———————————
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения» // СПС «КонсультантПлюс».
Речь идет о проектной документации, разрабатываемой в отношении объектов капитального строительства.
См.: пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 744.
См.: ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
См.: письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 «О рассмотрении обращения».
Так, ст. 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена ответственность в виде административного штрафа за самовольный снос зданий, сооружений и коммуникаций. См.: Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 12. Ст. 251.
Напомним, что реконструкция представляет собой (1) изменение параметров объекта капитального строительства или его частей, в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также (2) замену и восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов, подпадающей под определение капитального ремонта (ст. 16 ГрК РФ). Капитальный ремонт определяется действующим законодательством как замена или восстановление строительных конструкций или их элементов, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ). При этом реконструкция, так же как и капитальный ремонт , является таким изменением объекта капитального строительства, которое не требует сноса этого объекта и, следовательно, создания нового объекта капитального строительства.
———————————
Реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов имеют свои особенности. Для целей настоящей статьи они рассматриваться не будут.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-49972/04 // СПС «КонсультантПлюс».
С одной стороны, реконструкцию и капитальный ремонт в понятие «строительство» в узком смысле слова, определенном в ст. 1 ГрК РФ, включить нельзя. С другой стороны, не представляется возможным рассматривать эти понятия отдельно от строительства и намеренно выводить их за рамки строительного процесса. Не нужно быть специалистом в данной сфере, чтобы понимать, что как собственно строительство, так и реконструкция с капитальным ремонтом являются технологически единообразным процессом, связанным с производством строительно-монтажных работ (работ капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения, или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям) .
———————————
См.: письмо Минфина России от 30 октября 2014 г. N 03-07-10/55074 // СПС «КонсультантПлюс».
Ключевое нормативное регулирование строительства и реконструкции на федеральном уровне содержится в гл. 6 ГрК РФ («Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства»), в которой также уделено внимание регулированию деятельности по осуществлению капитального ремонта. Включение требований к порядку производства реконструкции, строительства и капитального ремонта в одну главу кодекса уже само по себе свидетельствует о едином подходе законодателя к различным вопросам осуществления указанных видов деятельности. Наряду с одинаковой содержательной частью строительство, реконструкция и капитальный ремонт имеют очень схожее правовое регулирование с точки зрения юридического оформления, включающее в себя следующие основные этапы: (1) подготовка проектной документации; (2) экспертиза проектной документации в случае строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ст. 16 ГрК РФ); (3) получение разрешения на строительство (за исключением капитального ремонта) (ст. 51 ГрК РФ); (4) осуществление строительно-монтажных работ; (5) приемка выполненных работ и (6) получение разрешения на ввод в эксплуатацию (за исключением капитального ремонта) (ст. 55 ГрК РФ). Процесс осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта отличается четкой и довольно подробной регламентацией со стороны действующего законодательства, из которой однозначно следует единообразный подход законодателя к режиму правового регулирования этих видов деятельности.
Особо отметим, что аналогичный режим прослеживается и в правовом регулировании ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия. Порядок их проведения включает в себя подготовку задания на проведение работ, получение разрешения на проведение работ от уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, подготовку проектной документации и согласование ее с органами охраны объектов культурного наследия, а также осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ . Очевидно, что реставрация объектов культурного наследия по своему содержанию и правовому регулированию близка к режиму реконструкции, поскольку налицо те же основные этапы и тот же общий разрешительный подход к правовому регулированию. Тем не менее, поскольку создать новый объект культурного наследия невозможно, значит, и любые реставрационные работы к строительству в узком смысле отнести нельзя.
———————————
См.: статья 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Однако существует и другой подход, согласно которому выполнение инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования входит в состав деятельности по подготовке земельного участка к строительству и является частью процесса строительства. Работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации являются строительными работами, и их выполнение свидетельствует о том, что на земельном участке было начато строительство . Такая точка зрения не бесспорна, но она отражает подход к процессу строительства как к комплексному явлению — «от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» .
———————————
См.: Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Зарегистрировано в Минюсте России 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 // Рос. газ. 2010. 26 апр. N 88.
См.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г. по делу N А63-3385/2014.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
В пользу такой позиции можно привести норму п. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации , согласно которой срок договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка, предоставленного на аукционе для целей строительства, в два раза превышает срок, установленный уполномоченным органом, в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. Приказом Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр такой общий срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления проектирования и строительства, установлен и составляет 60 месяцев. Примечательно то, что в этом случае, в развитие предписаний кодифицированного законодательного акта, срок для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства установлен в одном нормативном правовом акте. С одной стороны, это лишь юридико-технический прием, использованный в целях удобства, но с другой стороны, также и косвенное подтверждение единства, органичности и непрерывности инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, что является аргументом в пользу расширения понятия «строительство» за счет указанных видов деятельности.
———————————
См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
См.: Приказ Минстроя России от 27 февраля 2015 г. N 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений». Зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2015 г. Регистрационный N 36368 // БНА ФОИВ. 2015. N 32.
В заключение укажем, что широкому пониманию понятия «строительство» должны быть положены пределы. Такие пределы даны в ГрК РФ, на основании комплексного толкования положений которого понятие «строительство» в широком смысле должно включать в себя инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, создание новых объектов капитального строительства (включая снос существующих объектов, если новые объекты капитального строительства возводятся на месте сносимых), а также реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и реставрацию объектов культурного наследия. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смешения понятий «строительство» и «размещение объекта». Такой пример видим в толкованиях Министерства экономического развития Российской Федерации положений Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ответам на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликованным Минэкономразвития России 24 апреля 2015 г., понятие «размещение» подразумевает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства» .
———————————
См.: пункт 62 Информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Приведем аргументы против такого подхода. Во-первых, современная законодательная и правоприменительная практика в сфере градостроительной деятельности уже выработала подход к восприятию строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов капитального строительства как к самостоятельным стадиям хозяйственной деятельности. Во-вторых, процесс строительства не всегда заканчивается успешно и в силу объективных причин не всегда переходит в последующую стадию эксплуатации объекта капитального строительства, ведь строящийся объект может быть «законсервирован» или попросту брошен в связи с отсутствием дальнейшего финансирования. При таких обстоятельствах существует угроза полного отождествления понятий «размещение» и «строительство». Однако строительство, даже с учетом широкого понимания этого термина, данного выше, объединяет различные виды деятельности, все вместе направленные на достижение одного результата — создание объекта капитального строительства либо изменение параметров или элементов существующего объекта капитального строительства. А целью размещения объекта не является непосредственно создание объекта капитального строительства или изменение его характеристик, поскольку результатом размещения может быть только определение и закрепление расположения будущего объекта капитального строительства на местности. Вот почему в правовом регулировании размещения объектов капитального строительства последовательно применяются совершенно иные подходы и методы, чем по отношению к строительству. Размещение объектов капитального строительства тесно связано с такими важнейшими компонентами градостроительной деятельности , как территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территорий, которые необходимо отделять от строительства, реконструкции и тем более от эксплуатации законченного строительством объекта.
———————————
См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Литература
1. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
2. Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2011. С. 34.
3. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Что такое капитальное строение? Определение капитального строения в 2018 году. Виды строений и их классификационные признаки. … Капитальное строительство – это процесс возведения несущих конструкций, а также реконструкция и реставрация которое требует выполнения не только строительных работ, но и обязательных земельных работ. Законодательством определено, что объектами капитального строительства могут быть как вновь возводимые здания, так и объекты , требующие реконструкции. Капитальное строительство . Классификация зданий и сооружений капитального строительства .
Индивидуальное жилищное строительство. Последние изменения в Градостроительный кодекс
3 августа 2018 г. в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения сразу тремя федеральными законами, двумя из которых изменены практически все главы Кодекса, включая его общие положения и особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения.
В данной статье мы рассмотрим принятые изменения в части индивидуального жилищного, садового и дачного строительства, а именно ввод в эксплуатацию таких объектов и их снос.
Итак, Федеральным законом N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ N 340) были изменены многие статьи Кодекса, и в том числе приняты новые нормы об отмене получения разрешений на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного, садового и дачного строительства.
Применяемые сокращения.
Объект индивидуального жилищного, дачного и садового строительства — ИЖС.
Объект капитального строительства (синоним ИЖС) — ОКС.
Правила землепользования и застройки как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ (в том числе городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений — ПЗЗ.
Документация по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства — документация по ПТ.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления — Уполномоченный орган.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в действующей редакции — ГрК РФ.
Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности — Уведомление о соответствии.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, — орган охраны ОКН.
Объект культурного наследия — ОКН.
Зона с особыми условиями использования территорий — охранная и защитная зона.
Градостроительный план земельного участка как документ, который обеспечивает субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, — ГПЗУ.
ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА ИЖС НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Итак, последними изменениями в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Однако это не означает отмену всякого согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС, а, наоборот, вносит следующие изменения, которые предусматривают дополнительные согласования:
Во-первых, ФЗ N 340 предусматривает, что к объектам индивидуального жилищного строительства теперь относятся в том числе садовые и дачные дома (далее — объекты ИЖС). А это означает, что если до принятия ФЗ N 340 (прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ) строительство садовых и дачных домов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, вообще исключало всякое согласование с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления), то начиная с 3 августа 2018 г. такое строительство должно пройти так называемую уведомительную процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Следовательно, теперь все вновь строящиеся садовые и дачные дома должны соответствовать всем законодательно установленным параметрам строительства, в том числе и допустимости их размещения на земельном участке.
Во-вторых, из анализа рассматриваемых изменений следует, что разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию рассматриваемым Законом отменяется, но при этом вводится иная форма согласования — получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, ФЗ N 340 расширил субъектный состав лиц, которым теперь необходимо проходить процедуру ввода объекта ИЖС в эксплуатацию, и саму процедуру ввода объекта в эксплуатацию заменил с разрешительной на «уведомительную», по сути нисколько ее не упростив, а даже наоборот. Предусмотренный законом уведомительный порядок ввода объектов ИЖС в эксплуатацию не является уведомительным хотя бы потому, что в ответ на подачу уведомления об окончании строительства объекта ИЖС застройщик соответствующего участка должен непременно получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а не просто подать уведомление об окончании строительства, как при простом уведомительном порядке.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОСТРОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ ИЖС
В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (далее — уведомление об окончании строительства).
Уведомление об окончании строительства должно содержать:
- сведения, которые были указаны в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта;
- сведения о параметрах построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства;
- сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на возведенные или реконструированные объекты;
- сведения о способе направления застройщику уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства необходимых сведений, предусмотренных ГрК РФ, и/или отсутствия документов, которые должны быть к нему приложены, и/или в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, и/или уведомление о планируемом строительстве таких объектов индивидуального жилищного строительства ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Форма уведомления об окончании строительства объекта ИЖС, как и иные предусмотренные последними рассматриваемыми изменениями формы уведомлений, наконец-то утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказом от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, а зарегистрированы в Минюсте России только 27 сентября 2018 г. N 52269, собственно после этой даты и появились на официальном сайте нормативно-правовых актов в качестве утвержденных.
В форме необходимо указать следующие сведения:
1) о застройщике объекта ИЖС — физическое или юридическое лицо, его данные;
2) о земельном участке, на котором расположен построенный, реконструированный объект ИЖС (в том числе сведения о наличии прав третьих лиц на такой участок);
3) о самом объекте капитального строительства, в том числе сведения:
- о его разрешенном использовании (в соответствии с выпиской ГРН на земельный участок);
- количестве надземных этажей (здесь необходимо иметь в виду, что указание цокольного этажа может как входить в надземные этажи, так и не входить, в зависимости от того, насколько он возвышается над поверхностью земли);
- высоте объекта капитального строительства — ИЖС (при указании этого параметра необходимо учитывать предельную высоту объекта ИЖС, установленную ГрК РФ в последних изменения);
- об отступах от границ земельного участка до объекта капитального строительства (здесь нужно учитывать предельные параметры отступов, указанных в градостроительном плане земельного участка, а также реально спроектированные для конкретного объекта);
- площади застройки земельного участка (эти данные указываются при проектировании строительства объекта ИЖС или подготовке схемы планировочной организации конкретного земельного участка);
4) схематичное изображение построенного или реконструированного объекта ИЖС (такую схему может подготовить специалист, уполномоченный на выполнение работ по подготовке схем планировочной организации земельных участков).
Таким образом, для подготовки рассматриваемого уведомления, во-первых, необходимо подготовить ряд специальных вышерассмотренных документов, а во-вторых, указать в нем только необходимую и предельно точную информацию в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, для чего придется обращаться к специалистам.
Конечно, возможно попробовать самостоятельно все подготовить и/или заполнить, но, как показывает практика, уведомления о соответствии в этом случае получить от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа сложно.
К уведомлению об окончании строительства должны прилагаться следующие документы:
- технический план объекта индивидуального жилищного строительства (для последующей регистрации прав на возведенный или реконструированный объект);
- в случае, если земельный участок принадлежит двум и более гражданам, — заключенное между ними соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства (в соответствии с требованиями гражданского законодательства и правильным внесением сведений об объекте ИЖС в государственный реестр недвижимости).
Технический план объекта ИЖС могут подготовить кадастровые инженеры. Обращаться необходимо к таким кадастровым инженерам, которые официально уполномочены на проведение соответствующих кадастровых работ, их список имеется на сайте Росреестра.
На основании данных технического плана при регистрации права собственности будут вноситься сведения в государственный реестр недвижимости о построенном и/или реконструируемом объекте ИЖС.
Технический план может быть подготовлен в том числе в форме электронного документа и заверен усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Также технический план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.
Соглашение об определении долей в случае, если земельный участок под объектом ИЖС принадлежит двум и более гражданам, возможно составить в простой письменной форме в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
РАССМОТРЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства производят следующие действия.
Во-первых, проводят проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным:
- правилами землепользования и застройки;
- документацией по планировке территории;
- обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.
В случае если предельные параметры объектов капитального строительства изменены после дня поступления уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган также проводит соответствующую проверку указанных в уведомлении об окончании строительства параметров объекта ИЖС вышеуказанным предельным параметрам разрешенного строительства.
В случае если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, органом осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объектов указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
Во-вторых, проверяет путем осмотра возведенного или реконструированного объекта соответствие его внешнего облика описанию внешнего вида ИЖС, который является приложением к уведомлению о планируемом строительстве при условии, что застройщику не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию:
- от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;
- или от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах исторического поселения федерального или регионального значения.
В-третьих, проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.
В-четвертых, проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В-пятых, направляет застройщику уведомление:
- о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
- несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
УВЕДОМЛЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в случаях, если:
1) в результате проведенной проверки уполномоченным на выдачу разрешения органом выявлено несоответствие параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС), установленным правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), документацией по планировке территории (документацией по ПТ) или обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК и другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта ИЖС не соответствует описанию внешнего облика такого объекта:
- являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве;
- типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
- застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию, что от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае строительства или реконструкции объекта в границах такой зоны;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного ОКС не соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта ИЖС не допускается в соответствии с ограничениями, которые установлены земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции ОКС, и такой объект не введен в эксплуатацию.
Копия уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется также в следующие органы государственной власти:
1) в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктами 1 или 2 части 20 статьи 55 ГрК РФ;
2) в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны ОКН в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 20 статьи 55 ГрК РФ;
3) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальным земельный контроль в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктами 3 или 4 части 20 статьи 55 ГрК РФ.
СНОС ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Рассматриваемый ФЗ N 340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие сноса ОКС — это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Снос ОКС осуществляется на основании:
- решения собственника объекта;
- решения застройщика объекта;
- решения суда или органа местного самоуправления.
Подготовка проекта организации работ по сносу объектов ИЖС не требуется. В этом случае застройщик самостоятельно может обеспечить подготовку такого проекта организации работ по сносу ОКС.
Вообще застройщику нужно иметь в виду, что подготовка проекта организации работ по сносу осуществляется на основании обследования объекта в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Снос объекта ИЖС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу только после отключения такого объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями его отключения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Условия отключения объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию таких сетей, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче подобных условий. Отключение объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, который подписывается организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством РФ.
В процессе сноса объекта ИЖС должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде, а также должно предусматриваться устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляться мероприятия по утилизации строительного мусора.
Лицом, осуществляющим снос объекта ИЖС (далее — лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.
Выполнение работ по сносу объектов ИЖС по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (в нашем случае это может быть собственник-застройщик). По общему правилу работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако объекты ИЖС являются здесь исключением и такое членство необязательно.
УВЕДОМЛЕНИЕ О СНОСЕ И ЗАВЕРШЕНИИ СНОСА
В целях сноса объекта ИЖС застройщик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта или через многофункциональный центр уведомление о планируемом сносе не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по такому сносу. Указанное уведомление должно содержать в том числе следующие сведения:
- данные застройщика;
- кадастровый номер земельного участка, его адрес;
- сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
- сведения о праве застройщика на сам объект ИЖС, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на такой объект (при наличии таких лиц).
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия вышеуказанных документов, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
Застройщик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта ИЖС подает в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект, в том числе через многофункциональный центр, уведомление о завершении сноса объекта ИЖС.
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
СНОС В ЗОНЕ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Зона с особыми условиями использования территорий определяется законодательством как охранная, санитарно-защитная зона, зона охраны или защитная зона объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), водоохранная зона, зона санитарной охраны, зона охраняемого объекта, приаэродромная территория и иная зона, устанавливаемая в соответствии с законодательством РФ.
Самыми распространенными охранными и защитными зонами, с которыми встречаются застройщики объектов ИЖС, являются следующие зоны:
- придорожные, железнодорожные и приаэродромные территории;
- трубопроводные зоны (газопровод, водопровод, водоотведение);
- линии электропередачи, телефонные линии;
- зоны многоэтажной застройки.
Виды охранных и защитных зон определяются Земельным кодексом РФ, устанавливаются такие зоны в документах территориального планирования административно-территориальных единиц (например, город, сельский округ, субъект РФ, далее — АТЕ), генеральных планах, в правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории АТЕ.
Документом, в котором определены все возможные охранные и защитные зоны применительно к конкретному земельному участку, является Градостроительный план земельного участка. Только нужно иметь в виду, что в сведения ГПЗУ тоже периодически вносятся изменения, это связано с вновь устанавливаемыми охранными и защитными зонами, изменениями в вышеперечисленные документы территориального планирования (Генпланы, ПЗЗ), поэтому неправильно руководствоваться, в том числе при сносе объекта, ранее полученным ГПЗУ.
Объект ИЖС, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах такой зоны, только в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта.
В случае сноса объекта ИЖС (за исключением ОКС, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями) или его приведения в соответствие с ограничениями использования земельного участка, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании решения собственника объекта ИЖС самостоятельно либо на основании соглашения о возмещении убытков, которые причинены ограничением его прав в связи с установлением такой зоны с особыми условиями использования территории.
Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником объекта ИЖС:
- с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которого установлена такая зона;
- в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого строительства или реконструкции здания или сооружения с застройщиком;
- при отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос такого объекта капитального строительства или его приведение в соответствие осуществляется исключительно на основании решения суда.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Конечно, для перехода на новый порядок согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС законодатель предусмотрел переходный период. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 340 в случае, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 3 августа 2018 года, а также разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании полученного разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство такого объекта. Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод (в редакции измененного Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия такого объекта требованиям разрешения на строительство.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 3 августа 2018 года начато строительство или реконструкция жилого объекта, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого объекта. В этом случае будет применяться порядок, предусмотренный положениями статьи 51.1 ГрК РФ о подаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также положениями статьи 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции измененного Федерального закона). В таком случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Еще раз обращаем внимание, что в случае, если до 3 августа 2018 года начаты работы по сносу объекта ИЖС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, разработка проекта организации работ по сносу объекта и направление уведомления о начале таких работ по сносу объекта ИЖС не требуются.
ТЕКУЩИЕ ПРОБЕЛЫ
На первый взгляд и, как указывают некоторые авторы, «строить жилье станет проще», да и, скорее всего, именно такую цель и преследовал законодатель, вводя так называемый уведомительный порядок строительства жилых домов на земельных участках индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых землях. Только в настоящий момент, разбирая внесенные изменения в ГрК РФ и применяя их в практической деятельности, убеждаешься, что вновь принятый «уведомительный порядок» по своим основным составляющим особо не отличается от процедуры получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, действовавшей до принятия ФЗ N 340. Что касается положений главы Кодекса о сносе объектов капитального строительства, так она и вовсе была введена измененным ФЗ N 340 и установила совсем новый порядок для таких работ.
Возможно в дальнейшем, когда процедура будет предельно определена регламентом работы органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, согласование будет иметь действительно более простой порядок по сравнению с прежним вводом объекта в эксплуатацию.
На текущий момент практическая ситуация с получением рассмотренных уведомлений, в том числе о соответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, имеет следующие неопределенности.
1. Не определен уполномоченный на согласование уведомлений федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В период с начала вступления в силу рассматриваемого Закона и до 10-х чисел сентября 2018 года в некоторых регионах таким уполномоченным органом был орган местного самоуправления, однако далее было принято решение о передаче указанных полномочий на согласование рассматриваемых уведомлений в администрации районов муниципального образования (внутригородские округа города).
Принятие такого решения является не совсем соответствующим Градостроительному кодексу РФ, поскольку он четко определяет круг уполномоченных органов, которые вправе принимать вышеуказанные решения о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и этот круг заканчивается на органе местного самоуправления, а именно городе в лице департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования, и нижестоящий уровень административных органов, которые вправе принимать вышеуказанные решения, Кодексом не указан.
Также ГрК РФ определяет, что заявитель вправе подать рассмотренные уведомления в том числе через многофункциональный центр, однако до настоящего времени МФЦ не уполномочены принимать такие уведомления от застройщиков, поскольку с ними не заключены соответствующие соглашения о предоставлении такой услуги.
2. Рассматриваемыми изменениями в ГрК РФ предусмотрен порядок межведомственного взаимодействия с целью предоставления необходимых документов и информации из соответствующих органов для качественного и быстрого рассмотрения подаваемых застройщиками ИЖС уведомлений. Однако на местах при подаче документов в соответствии с требованиями действующего закона получается, что при отсутствии дополнительных документов и информации, которые находятся у других органов, застройщику будет подготовлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
3. В качестве результата предусмотренного изменениями достаточно короткого срока для подготовки согласования уполномоченный орган готовит уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности в стандартной форме без каких-либо пояснений, что, конечно, нарушает принятый порядок такого согласования и вынуждает застройщиков к неоднократным обращениям за дополнительными разъяснениями причин получения «отрицательных ответов».
ВЫВОДЫ
Во-первых, вновь принятая процедура «уведомительного согласования» ввода в эксплуатацию объектов ИЖС не упрощает прежний порядок получения разрешения на ввод для таких объектов строительства, а для сноса таких объектов, наоборот, вводит новую процедуру.
Таким образом, застройщикам ИЖС остается надеяться на скорое решение существующих пробелов в процедуре вновь установленного «уведомительного согласования» ввода их в эксплуатацию.
Капитальные объекты и их признаки. Что будет, если возвести на участке капитальные постройки без разрешения. Заключение. Часто задаваемые вопросы. … Капитальные – это собственно все здания, строения, сооружения, объекты незавершённого строительства и т. д. Для них требуется получать разрешение на строительство , а потом регистрировать в органах Росреестра. Некапитальные (они же временные) – все объекты , которые можно переместить, демонтировать, разобрать и собрать заново без несоразмерного ущерба. Они регистрации не подлежат, разрешения на их строительство не требуется (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).
- https://morozofkk.ru/article/id4163/
- http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8687
- https://kmcon.ru/articles/jurist5/individualnoe-zhilishhnoe-stroitelstvo-poslednie-izmeneniya-v-gradostroitelnyj-kodeks.html