Что такое разрешение на строительство многоквартирного дома

Налоговая инспекция потребовала от собственников квартир заплатить налог на землю. В ФНС посчитали: раз дом не значится в ЕГРН как многоквартирный, значит и земля под ним не является общим имуществом. ВС не согласился с такой позицией ведомства и судов и обязал исправить ошибки.

Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка «для размещения многоквартирного дома» и статусе дома как многоквартирного не может приводить к каким-либо отрицательным последствиям для собственников. К таким выводам пришла тройка судей судебной коллегии по административным делам Верховного суда под председательством Валентина Александрова после рассмотрения кассационной жалобы собственников квартир одного из домов в Дмитрове.

База судей

    11 марта 2021 22 апреля 2021

Налоговая инспекция начислила владельцам недвижимости налог на землю за 2016–2018 годы. Они не согласились с этим и обратились в суд с требованием признать действия налоговиков незаконными. Свой иск они обосновали тем, что земельный участок, который находится под их трехэтажным домом, не может считаться объектом налогообложения, поскольку является общим имуществом с 2015 года. Дмитровский городской суд удовлетворил требования истцов.

Разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Омелькова в Анапе приостановлено.

В свою очередь Московский областной суд отменил это решение. Он указал на отсутствие в ЕГРН данных, что дом является многоквартирным, хотя и поставлен на кадастровый учет как жилой. «В материалах дела отсутствуют доказательства, что названный дом введен в эксплуатацию как многоквартирный и земельный участок под ним входит в состав имущества многоквартирного дома», — указал Мособлсуд. Эту позицию поддержал Первый кассационный суд общей юрисдикции. Он также сослался на то, что земельный участок под размещение многоквартирного дома не формировался — собственники с таким заявлением к муниципалитету не обращались. Более того, кадастровый учет с видом разрешенного использования «под многоквартирный дом» не производился, добавил суд.

Верховный суд отменил судебные акты апелляции и кассации, поскольку обнаружил в них «существенные нарушения норм материального права». Так, суды не учли, что в разрешении на ввод трехэтажного жилого дома имелось указание на наличие в доме девяти квартир, права собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.

«Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме», — процитировал ВС норму ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Также ВС сослался на выписку из ЕГРН о земельном участке: в реестре зарегистрировано право общей долевой собственности на участок на основании решения общего собрания собственников помещений.

Разрешение на строительство многоквартирного дома в Воронеже

«Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования упомянутого участка «для размещения многоквартирного дома» и статусе дома как многоквартирного не может приводить к каким-либо отрицательным последствиям для административных истцов», — указал ВС, уточнив, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «под среднеэтажную жилую застройку».

Инстанции не приняли во внимание и то, что на момент начисления налога земельный участок был сформирован и находился в собственности физлиц.

ВС отменил решения апелляции и кассации и отправил дело на новое рассмотрение в Мособлсуд. «При новом рассмотрении <. >необходимо установить, с какого момента дом с следует считать многоквартирным, и в зависимости от данного обстоятельства определить период, с которого административные истцы освобождаются от уплаты земельного налога», — определил ВС.

Источник: pravo.ru

С 28 мая застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС новый перечень информации

Данным актом Правительства утверждены правила размещения информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством РФ в Единой информационной системе жилищного строительства, а также правила взаимодействия Минстроя, Росреестра, Фонда защиты дольщиков, уполномоченных банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС.

Напомним, с 1 октября 2018 года, согласно ч. 16 ст. 8 175-ФЗ в отношении субъектов информации (застройщиков, контролирующих органов, Фонда защиты прав дольщиков и других) возникла обязанность по размещению информации в ЕИСЖС. Однако разъясняющих правил, состава и сроков и порядка размещения субъектами информации, за исключением застройщиков, до настоящего времени не было.

Читайте также:  Паспорт строительства образец рк

Согласно ч. 17 ст. 8 175-ФЗ застройщики при размещении информации пользовались составом и сроками, указанными в приказе Минстроя России №275/пр от 11.05.2018.

I Правила размещения информации субъектами информации

Размещение информации в ЕИСЖС осуществляется субъектом информации путем заполнения в своем личном кабинете документов, разработанных оператором системы электронных форм, и подписание их усиленной квалифицированной подписью должностного лица, которое ввело информацию.

1.1 Застройщики

Постановлением Правительства РФ определен перечень информации, которую застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС в отношении каждого многоквартирного дома, в состав которого входят объекты долевого строительства, и особенности ее размещения.

Разрешение на строительство, полученное до 1 июля 2018 года, размещается в отношении объекта, который по состоянию на 1 октября 2018 года не введен в эксплуатацию, либо в отношении объекта, строительство которого не начато.

Кроме того, в системе размещается каждое полученное после 1 июля 2018 года разрешение на строительство объекта недвижимости, в том числе в отношении объекта, строительство которого не начато по состоянию на 1 октября 2018 года.

В случае внесения изменений в любое из выданных разрешений на строительство, в системе должно быть размещено выданное застройщику взамен предыдущего разрешение на строительство без удаления предыдущего документа.

Особенностями данного акта стали документы, не указанные в ч. 2 ст. 3.1 214-ФЗ:

• решение органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, содержащее сведения о внесенных в разрешение на строительство изменениях — размещается в случае внесения изменений в разрешение на строительство;

• сведения о прекращении действий любого из размещенных разрешений на строительство с указанием оснований принятия уполномоченным органом такого решения — размещается в случае прекращения действия такого разрешения. При этом орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство согласно нормам ч. 21.16 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ обязан уведомить застройщика только о внесении изменений в разрешение на строительство. Например, в случае выявления нарушений ограничения использования объектов надвижимости на приаэродромной территории прекращение действия выданного разрешения на строительство происходит без участия застройщика.

• решения уполномоченных органов власти, содержащие информацию об изменении ГПЗУ и схемы расположения земельного участка — в случае изменения ГПЗУ и схемы.

Законодательной новеллой стала необходимость размещать застройщиком отказы в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям. При этом согласно ч. 3 ст. 3.1 214-ФЗ информация об объекте подлежит размещению в течение пяти рабочих дней после получения заключения о соответствии. При отсутствии положительного заключения органа контроля застройщик не может начать привлекать денежные средства участников долевого строительства и, соответственно, не обязан размещать информацию в системе.

Согласно указанному акту Правительства застройщик обязан разместить в системе справки о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости за каждый квартал в период, начало которого определяется датой получения застройщиком ЗОС. В случае, если застройщик одновременно строит два и более объекта недвижимости, по которым выданы разные ЗОС, такая справка размещается за каждый квартал в период, начало которого определяется ЗОС с более ранней датой.

Первая справка о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости размещается застройщиком одновременно с размещением первой проектной декларации, заключение о соответствии по которой выдано после 1 октября 2018 года.

Указанная норма противоречит ч. 7 ст. 8 175-ФЗ. Требование о наличии установленного размера собственных средств застройщика введено для застройщиков, осуществляющих строительство объектов по разрешениям на строительство, выданным после 1 июля 2018 года. Соответственно, ЗОС после 1 октября 2018 года могут быть выданы застройщикам с разными требованиями (уставной капитал и размер собственных средств). Однако правительственный акт требований о размещении информации в части уставного капитала не содержит.

Полностью перечень информации, которую застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС в отношении каждого многоквартирного дома, в состав которого входят объекты долевого строительства, читайте в нашей публикации.

1.2 Контролирующий орган

Контролирующие органы размещают в ЕИСЖС информацию, указанную в ч. 5 ст. 23.3 214-ФЗ, в том числе в отношении должностных лиц контролирующего органа, наделенных полномочиями размещения информации в системе:

Читайте также:  Акт передачи разбивочной основы для строительства

• ФИО;

• Способ оперативной связи с ними;

• Основание предоставления таким лицам полномочий (приказы, доверенности).

1.3 Орган регистрации прав

Росреестр размещает информацию в сроки, согласованные с оператором ЕИСЖС. Информация размещается в отношении:

• каждого земельного участка вид разрешенного использования, которого предусматривает жилищное строительство (кадастровый номер, площадь, дата постановки земельного участка на кадастровый учет, адрес, вид права);

• каждого зарегистрированного ограничения права или обременения земельного участка — сведения о лицах (правообладателях), в пользу которых установлены ограничения или обременения;

• каждого ДДУ;

• каждого договора уступки прав требований;

• каждого зарегистрированного права собственности на помещение в МКД;

1.4 Фонд защиты прав дольщиков размещает информацию, указанную в ч. 7 ст. 23.3 214-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения.

II. Правила взаимодействия субъектов информации

Субъекты информации взаимодействуют между собой путем предоставления доступа к личным кабинетам. Информация в электронной форме и размещенная в личном кабинете субъекта информации считается полученной на следующий рабочий день после размещения.

Застройщики должны направлять отчетность в контролирующий орган через ЕИСЖС.

Росреестр при наличии технической возможности получения в автоматизированном режиме будет получать уведомления от контролирующих органов и Фонда защиты дольщиков, а также проектные декларации и сведения об уплате застройщикам взносов в компенсационный фонд.

Кроме того будет осуществляться информационное взаимодействие застройщиков и уполномоченных банков в части получения последними с использованием личных кабинетов сводных накопительных ведомостей проектов, а также документов необходимых для контроля.

Доступ субъектов информации к закрытой части системы будет осуществляться способом, исключающим возможность несанкционированного доступа не уполномоченных на то лиц.

Напомним, что с 1 октября 2018 года вступила в силу норма ст. 13.19.3 КоАП, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС. С 28 мая за размещение информации в составе и в сроки, не предусмотренные вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №319 от 26.03.2019, будет налагаться административный штраф.

Источник: building.bashkortostan.ru

Собственники вправе возвести забор вокруг многоквартирного дома, даже если это лишает иных граждан коротких путей передвижения

Собственники вправе возвести забор вокруг многоквартирного дома, даже если это лишает иных граждан коротких путей передвижения

Но только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме при устройстве забора соблюден ряд требований.

Правовое обоснования возможности возведения забора

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Читайте также:  Что такое теплосети в строительстве

По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.

Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

Отсутствие обязанности по получению разрешения для возведения забора

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

Решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к жилому дому на территории в границах предоставленного земельного участка принимается на общем собрании собственников жилых помещений и осуществляется в установленном законом порядке.

В соответствии с требованиями п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого (движимого) имущества.

Тем самым забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к основному зданию многоквартирного жилого дома, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: “адрес”, в связи с чем в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения и соответственно не относится к объектам капитального строительства.

Таким образом, специальных разрешений для возведения забора, за исключением решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не требуется.

Ограждения (заборы) являются элементами благоустройства

В силу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 1.4. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, ограждения (заборы) относятся к элементам благоустройства.

Градостроительный кодекс РФ, иные законы Российской Федерации, не содержат ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории.

В соответствии с пунктом 6.3.2. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения рекомендуется применять декоративные ажурные металлические ограждения и не рекомендуется применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Для обустройства забора необходимо соблюдение требованиям пожарной безопасности и требований о доступности к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города

Т.е. ограждение должно быть выставлено таким образом, что бы к зданию могла беспрепятственно проехать спецтехника в целях устранения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Устройство ограждения вокруг многоквартирного дома будет законным, если имеется наличие иных маршрутов, обеспечивающих беспрепятственный доступ граждан к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. При этом бОльшая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию многоквартирного сама правового значения не имеет.

Источник: acitadel.ru

Рейтинг
Загрузка ...