Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия:
Опубликован:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШАЕМЫХ
ПРИ ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
УТВЕРЖДЕНЫ Зам. директора Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства Н.Б.Соколовым 1 ноября 1983 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе изучения и обобщения опыта проектирования и осуществления рекультивационных работ при транспортном строительстве в соответствии с действующими директивными, нормативными и рекомендательными документами об охране земельных ресурсов.
Методические рекомендации предназначены для использования проектно-изыскательскими институтами и строительными организациями Минтрансстроя при проектировании и осуществлении технического этапа рекультивации земель, нарушаемых при транспортном строительстве.
Методические рекомендации подготовлены в лаборатории охраны природной среды кандидатами техн. наук Е.И.Гамаюновым и А.Н.Черемисовой (ЦНИИС), инж. Е.П.Титовым (Мосгипротранс).
Тема 6. Рекультивация и консервация земель
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Для строительства железнодорожных объектов земельные участки предоставляются в постоянное или временное пользование на основе существующих постановлений Совета Министров союзных или автономных республик, [1]. В РСФСР оформление отвода земельных участков следует производить в соответствии с Положением [2], по которому в составе документов землеустроительного дела по отводу должен быть проект рекультивации земель, подлежащих нарушению при добыче строительных материалов или ведении различных строительных работ.
1.2. Рекультивация земель представляет комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
1.3. В соответствии с Основными положениями [3] предприятия, организации и учреждения на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях обязаны по миновании надобности в этих землях за свой счет приводить их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве строительных работ на других землях (земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного запаса и водного фонда) — в состояние, пригодное для использования их по назначению.
1.4. Условия приведения земель, почвенный покров которых подлежит нарушению при проведении строительных работ, в состояние, пригодное для последующего использования в народном хозяйстве, следует получать в организациях, предоставляющих в пользование земельные участки.
1.5. В соответствии с ГОСТ 17.5.1.01-78 [4] к нарушенным землям следует относить такие, которые утратили свою хозяйственную ценность или являются источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа, а также претерпевшие другие изменения качественного состояния в результате производственной деятельности человека.
Видеолекция. Рекультивация нарушенных земель. Яковченко М. А.
1.6. При железнодорожном строительстве значительные земельные площади нарушаются в результате разработки карьеров. Восстановление нарушенных земель при этом рекомендуется выполнять, как правило, в два этапа: технический и биологический.
На техническом этапе рекультивации следует выполнять работы по планировке выработанного пространства, формированию откосов бортов карьеров, снятию, транспортировке и нанесению плодородной почвы и потенциально-плодородных пород на рекультивируемые земли, строительству подъездных автомобильных дорог, простейших гидротехнических и мелиоративных сооружений.
К биологическому этапу относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны.
1.7. Разработку землевосстановительных мероприятий, выбор методов работ следует производить с учетом последующего использования земель в народном хозяйстве, горно-технических условий месторождений строительного материала, геоморфологических условий местности, технологии добычных работ, хозяйственной деятельности и перспективы развития района.
1.8. Преобладающими направлениями рекультивации земель следует считать: сельскохозяйственное, лесохозяйственное и водохозяйственное. В связи с сокращением земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, при восстановлении нарушенной территории следует отдавать предпочтение рекультивации земель для сельскохозяйственных целей.
При сельскохозяйственной рекультивации главное внимание рекомендуется уделять подготовке поверхности нарушенных земель и разработке агротехнических мероприятий, направленных на улучшение или создание плодородия восстанавливаемых земель.
1.9. Сельскохозяйственная рекультивация проводится в основном двумя путями: с нанесением плодородного слоя почвы и без него за счет использования потенциально плодородных вскрышных и вмещающих пород.
При возделывании ценных сельскохозяйственных культур рекультивацию необходимо производить с использованием плодородного почвенного слоя, что позволяет получать урожаи, равные урожаям на зональных почвах или даже превышающие их. При отсутствии плодородного слоя почвы или в случаях, когда его нанесение обходится очень дорого, рекультивационный слой следует формировать из потенциально плодородных пород, куда входят лессы, лессовидные суглинки и другие благоприятные по своим свойствам породы. Эти породы вполне пригодны для выращивания бобово-злаковых травосмесей. Возделывание многолетних трав значительно ускоряет развитие почвообразовательного процесса.
1.10. В тех случаях, когда сельскохозяйственная рекультивация малоэффективна или нецелесообразна, предпочтение следует отдавать лесохозяйственной рекультивации, т.е. созданию на нарушенных землях лесонасаждений различных типов и различного назначения.
Создание лесных насаждений на отработанных площадях является наиболее дешевым способом рекультивации. Большое внимание развитию этого направления рекультивации следует уделять в лесной зоне, а также в промышленных центрах, нуждающихся в улучшении санитарно-гигиенических условий.
1.11. При рекультивации земель, нарушенных при добыче строительных материалов, рекомендуется на месте отработанных карьеров устраивать водоемы различного назначения. Особенно это относится к карьерам, разрабатываемым гидромеханизированным способом. Выработанное пространство таких карьеров, как правило, всегда обводнено, проведение специальных мероприятий по водообеспечению не требуется. Рекультивационные работы здесь в основном сводятся к благоустройству надводных откосов бортов карьеров и прилегающей к ним территории.
1.12. При обосновании направлений рекультивации (сельскохозяйственное, лесохозяйственное и пр.) и отдельных видов последующего использования восстановленной территории (пашни, кормовые угодья, различные виды насаждений) в каждом конкретном случае необходимо учитывать такие природные факторы, как рельеф, геологию, почвы, климат, растительность, гидрологию. При этом особое внимание рекомендуется уделять инженерно-геологическим и гидрологическим условиям, составу и свойствам пород, слагающим отработанную поверхность. Кроме этого, учитываются экономико-географические, хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия, технология и комплексная механизация строительных работ, сроки строительства объекта, экономическая целесообразность и социальный эффект рекультивации.
1.13. Работы технического этапа рекультивации земель рекомендуется производить в ходе строительства железнодорожного объекта, а при невозможности этого — не позднее, чем в течение года после завершения работ. Стоимость рекультивационных работ, считая технический и биологический этапы, включается в первую главу сводной сметы строительства железной дороги.
1.14. При определении сроков работ по рекультивации земель, занятых карьерным хозяйством, рекомендуется учитывать, что отвод новых земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, под разработку месторождений строительных материалов заказчику-застройщику производится, как правило, после осуществления застройщиком рекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, и передачи этих участков соответствующим землепользователям.
1.15. При разработке технического этапа рекультивации земель проектной организации, осуществляющей проектирование железнодорожного объекта, при необходимости рекомендуется привлекать на договорных условиях проектные организации системы Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР.
1.16. Работы, входящие в состав технического этапа рекультивации, осуществляет заказчик-застройщик, проводящий строительные работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
Работы по восстановлению плодородия рекультивируемых земель рекомендуется передавать землепользователям, которым будут возвращены эти земли. Оплату этих работ следует производить за счет застройщика, нарушившего почвенный покров, в пределах суммы и сроков, предусмотренных проектно-сметной документацией.
1.17. При определении затрат на технический этап рекультивации рекомендуется учитывать расходы на следующие виды работ:
работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание и террасирование откосов бортов карьеров;
ликвидацию послеусадочных явлений;
устройство въездов и дорог на рекультивируемых земельных участках;
нанесение на спланированную поверхность почвенного слоя или потенциально плодородных пород;
благоустройство бортов карьеров при создании водоемов;
другие работы, предусмотренные проектом рекультивации земель в зависимости от характера нарушенных земель и целевого использования рекультивированных участков.
При определении затрат следует пользоваться Инструкцией [5], утвержденной Минфином СССР, Госпланом СССР и Госбанком СССР N 55/АБ-21-Д-125 от 21 июня 1978 г.
1.18. При определении затрат на биологический этап рекультивации — на восстановление плодородия рекультивируемых земель для использования в сельском или лесном хозяйстве следует включать расходы по внесению удобрений, известкованию, гипсованию и применению других методов восстановления плодородия земель с нарушенным почвенным покровом.
1.19. Перечисление средств на проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель следует производить в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в смете строительства железной дороги. Указанные средства перечисляются заказчиком-застройщиком на расчетный (текущий) счет землепользователя, которому возвращаются земли и расходуются с этих счетов по целевому назначению под контролем вышестоящих организаций.
1.20. Заказчик-застройщик, осуществляющий рекультивацию земель, несет ответственность за своевременное перечисление средств землепользователю на осуществление мероприятий по восстановлению плодородия культивируемых земель в соответствии с утвержденным проектом на эти работы. При этом средства должны перечисляться в 10-дневный срок с момента утверждения райгорисполкомом акта приемки-передачи рекультивируемых земель, на которых закончен технический этап рекультивации земли. В противном случае учреждения Госбанка СССР по распоряжению землепользователя, принявшего рекультивируемые земли, списывают эти суммы со счетов заказчика-застройщика в бесспорном порядке.
1.21. Передаче землепользователям подлежат земли, на которых выполнен весь комплекс работ, предусмотренный проектом рекультивации. В зависимости от технологических условий производства работ рекультивированные земли могут передаваться по договоренности с хозяйствами отдельными участками, по мере выполнения на них восстановительных работ.
1.22. В период нахождения рекультивируемых земель в стадии мелиоративной подготовки в случае образования провалов, просадок, оползней, развития процессов, ухудшающих состояние почв, а также выхода из строя гидротехнических и других сооружений по вине заказчика-застройщика, выполнявшего работы по рекультивации, устранять недостатки следует силами и за счет средств заказчика-застройщика.
2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ КАРЬЕРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ РЕКУЛЬТИВАЦИОННЫХ РАБОТ
2.1. В целях снижения объемов работ по технической рекультивации отработанных карьеров необходимо строго выполнять требования Технических указаний [6].
2.2. В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства [7] для карьеров следует выбирать земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, а из земель лесного фонда — участки, не покрытые лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждениями.
2.3. При прочих равных условиях предпочтение для разработки месторождений строительных материалов следует отдавать тем, которые имеют однородную по качеству и пригодности полезную толщину с тем, чтобы после отработки карьера в выработанном пространстве не образовались бы останцы, целики, внутренние отвалы некондиционного материала, которые увеличивают объем планировочных земляных работ при рекультивации.
2.4. После оконтуривания залежи полезного ископаемого, т.е. установления на планах и геологических профилях ее объемного контура производится оконтуривание карьерного поля или определяются границы конечного положения бортов карьера. При этом, наряду с обеспечением оптимальных условий для разработки карьера, необходимо учитывать, чтобы после окончания добычных работ выработанное пространство как можно лучше вписалось в окружающий ландшафт, при выполаживании откосов бортов карьера не затрагивались бы прилегающие ценные сельскохозяйственные угодья и лесные насаждения, не нарушался поверхностный сток.
2.5. Глубину выработки карьера следует устанавливать с учетом гидрогеологических условий месторождения и направления рекультивации нарушенных земель. Так, при последующем использовании восстанавливаемых земель в сельскохозяйственном производстве глубина залегания грунтовых вод на отработанной территории (днище) карьера должна быть не менее 0,5, а при создании лесных насаждений не менее двух метров.
2.6. При складировании вскрышных грунтов следует исключать возможность образования бессточных территорий, приводящих к подтоплению или затоплению паводковыми или дождевыми водами прилегающих к карьерному полю сельскохозяйственных угодий. Во всех возможных случаях для отвалообразования вскрышных пород целесообразно использовать выработанное пространство карьера.
Указанная схема может быть применена при условии выемки строительного материала сразу на всю мощность. Эти условия встречаются практически на всех строительных карьерах. Схема эта экономична и создает наилучшие условия для рекультивации поверхности.
Токсичные породы, если они есть (гумусовые кислоты болотных отложений, гипс, пирит, закиси железа, сульфаты и пр.), необходимо укладывать в основания образуемых отвалов вскрыши без смещения с прочими грунтами или складировать их в выработанном пространстве карьера и экранировать достаточным слоем потенциально плодородных или индифферентных грунтов.
2.7. Система разработки месторождения и транспорта на карьерах должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение пород вскрыши различного качественного состава и особенно плодородного слоя почвы, представляющих ценность для последующей рекультивации. Снятие плодородного слоя почвы с карьерного поля рекомендуется производить с опережением основных вскрышных работ не менее чем на 1 год.
2.8. При снятии плодородного слоя почвы рекомендуется выполнять мероприятия, исключающие ухудшение его качества: смешивание с подстилающими породами, загрязнение горюче-смазочными материалами и др.
3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ
ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭТАПА РЕКУЛЬТИВАЦИИ
3.1. Проектирование землевосстановительных мероприятий рекомендуется начинать с обследования земельного участка, сбора необходимой информации и материалов, при этом выявляют природные условия района, геологическое строение участка, характеристику почвенного покрова, характер гидрологических и гидрогеологических условий. Определяют условия производства вскрышных и добычных работ, обеспечивающие рациональное использование земельного участка и оптимальные параметры рекультивации.
3.2. Для разработки проекта технической рекультивации земель, подлежащих нарушению, необходимы следующие сведения и материалы:
место расположения участка с указанием землепользователя, административного района и области, выкопировка из плана землепользования, площадь земельного отвода, агропроизводственная характеристика отводимых земель (вид использования участка, средняя урожайность, таксационная характеристика лесонасаждений). Эти данные можно получить у землепользователя, из земель которого испрашивается участок для разработки, в районном агропромышленном объединении и объединении «Сельхозхимия»;
климатические условия месторождения (количество осадков, величина снежного покрова, продолжительность вегетационного периода и т.п.);
геологические условия. Наименование пород полезной толщи и вскрыши, характер залегания и мощность, разведанный объем полезной толщи и объем, требуемый для строительства, характеристика минералогического состава, водно-физических и агрохимических свойств. Очень важно установить пригодность пород и почвогрунтов для роста и развития растений. С этой целью при необходимости берут образцы на минералогический, агрофизический и агрохимический анализы. По результатам аналитических работ породы классифицируют по их свойствам и пригодности к различным видам рекультивации и дальнейшего хозяйственного использования.
Степень пригодности пород и грунтов для биологической рекультивации устанавливают в соответствии с государственными стандартами [8, 9]:
особенности рельефа (форма, расчлененность, крутизна и экспозиция склонов, наличие эрозионных процессов и участков с техногенным рельефом и т.п.);
гидрогеологические условия (тип грунтовых вод, глубина залегания);
Указанные дополнительные работы по обследованию почвенного покрова надлежит выполнять только при возвращении отработанных площадей в сельскохозяйственное использование. В случае восстановления нарушаемых земель для последующего использования их в лесном хозяйстве особое внимание обращают на свойства вскрышных пород и пород полезной толщи.
3.3. Проекты разработки карьеров и проекты технической рекультивации отработанных площадей следует составлять на достоверном планово-картографическом материале.
3.4. Топографо-геодезические работы по съемке земельных участков, испрашиваемых для разработки карьеров, рекомендуется производить в строгом соответствии с Инструкцией [10].
3.5. Топографическую инструментальную съемку месторождений строительных материалов рекомендуется производить в масштабе 1:1000 или 1:2000 (в зависимости от размеров площади и сложности рельефа местности). Площадь съемки должна быть достаточной для проектирования и подсчета объемов земляных работ по выравниванию отработанной поверхности карьера, выполаживанию откосов бортов нагорных и водоотводных канав и других мероприятий технической рекультивации.
3.6. Для создания типографских* планов месторождений, подлежащих разработке, применяют в основном тахеометрическую съемку. Съемочные сети, обеспечивающие непосредственное выполнение съемки и перенесение проекта рекультивации в натуру, следует создавать путем построения теодолитного полигона с привязкой замкнутого хода к пикетажу строящейся или существующей линии.
На одно месторождение должно быть не менее трех пунктов съемочного обоснования с взаимной видимостью между собой. Местоположение пунктов выбирают в процессе рекогносцировки с учетом их надежной долговременной сохранности. Поставленные реперы не должны попадать в зону производства земляных работ [11].
* Текст соответствует оригиналу. Вероятно следует читать: топографических.
3.7. Плотность тахеометрических ходов должна обеспечивать проведение съемки с соблюдением требований, приведенных в таблице.
Высота сечения рельефа, м
Максимальное расстояние, м
от тахеометра
до рейки
Пункты тахеометрических ходов рекомендуется закреплять на месте кольями. Горизонтальные углы между сторонами хода измеряют полным приемом. Линии длиннее 150 м измеряют лентой. Для вычисления горизонтальных проложений линий измеряют углы наклона, превышающие два градуса.
3.8. Плановое положение характерных точек ситуации и рельефа следует определять полярным способом с пунктов тахеометрических ходов и пунктов съемочного обоснования.
Если на испрашиваемых землях имеются участки, на которых производилась добыча строительного материала местными организациями, съемка созданного техногенного рельефа на таких участках должна производиться с достаточной полнотой. Съемке подлежат все неровности рельефа, включая внутренние и внешние отвалы вскрышных пород, границы карьерного поля, бровки и подошвы откосов бортов карьера, обводненные ямы и понижения, бугры, гряды, навалы, останцы полезной толщи, траншеи и т.п.
3.9. Высоты пикетов рекомендуется вычислять с округлением до 0,01 м при высоте сечения рельефа 0,5 м и до 0,1 м при высоте сечения рельефа 1 м.
Для контроля и во избежание пропусков при съемке с каждой станции определяют несколько пикетов, расположенных на перекрытии съемки с соседних станций. Пикеты должны быть взяты по тальвегам, водоразделам и по всем характерным направлениям с таким расчетом, чтобы местность между соседними пикетами была без перегибов и имела один уклон. Съемку рельефа дна обводненных участков производят путем измерения глубин по створам. Расстояние между точками устанавливают в зависимости от характера рельефа дна и принятой высоты сечения рельефа, но не более 20 м.
Помимо записей в журнале измеренных углов (горизонтальных и вертикальных), расстояний до пикетов и снимаемых точек обязательно ведется абрис. На абрисе показывают все без исключения пикетные и реечные точки, номера которых должны соответствовать номерам в журнале. Абрис должен давать полную картину снимаемой местности в отношении взаимного расположения контуров ситуации и форм рельефа.
3.10. Камеральные вычислительные и графические работы рекомендуется выполнять в процессе полевых работ или сразу после их окончания. В первую очередь вычисляют координаты, отметки хода, а затем отметки пикетов. Качество изображения ситуации и рельефа на плане сверяют в натуре на местности, а точность съемки контролируют инструментально.
По завершении полевых и камеральных работ представляют материалы: схемы тахеометрических ходов, ведомости вычислений координат, отметок точек, журналы, абрисы, планы, акты контроля и приемки работ, опись документов, пояснительную записку.
3.11. На основании собранных материалов и сведений, характеризующих горно-технические, геологические, гидрогеологические условия месторождения, качественное состояние почвенного покрова и хозяйственное использование земельного участка, подлежащего разработке, следует составлять технические условия рекультивации нарушенных земель, которые после согласования и утверждения закладываются в проект.
3.12. В технические условия входят: краткая пояснительная записка, необходимые чертежи, расчеты и планово-картографический материал.
3.13. В технические условия сельскохозяйственного и лесохозяйственного направления рекультивации следует включать:
состав и площадь отводимых земельных угодий под разработку карьера;
площадь рекультивации, в том числе с использованием под пашню, сенокос, пастбище, лесные насаждения;
условия селективной разработки карьеров и использования плодородного слоя почв (качественная характеристика пород и почвенного слоя, размещаемых на поверхности отработанных земель; площади, с которых подлежит снятию почвенный слой; мощность снятия плодородного слоя почв; порядок использования или консервации снятого плодородного слоя почвы);
плодородный состав и мощность рекультивационного слоя;
направление рекультивационных работ, обоснование установленного вида биологической рекультивации;
параметры поверхности участка после выполнения технического этапа рекультивации (предельные уклоны поверхности для пашни, пастбищ, сенокосов, лесных насаждений);
допустимую глубину микропонижений после планировки;
предельные уклоны откосов бортов карьера после выполаживания; террасирование бортов и укрепление откосов бортов карьеров;
строительство подъездных дорог и простейших гидротехнических сооружений;
наименование организаций, выполняющих земляные работы, строительство гидротехнических сооружений, мелиоративные работы;
режим восстановительных работ;
3.14. При разработке карьеров гидромеханизированным способом в технические условия рекультивации нарушаемых земель рекомендуется включать:
состав и площадь отводимых земельных угодий под разработку карьера, временные отвалы намываемого грунта и другие цели;
площадь рекультивации, направление восстановительных работ;
качественную характеристику вскрышных пород и плодородного слоя почвы;
размещение отвалов вскрышных грунтов; площадь и мощность снятия плодородного слоя почвы, порядок его использования или консервации;
параметры оформления надводных и подводных откосов бортов карьера; тип укрепления надводных откосов бортов, благоустройство береговой полосы;
устройство съездов к урезу воды;
состав мероприятий по рекультивации площадок намыва штабелей песчано-гравийной смеси и других участков с нарушенным почвенным покровом.
3.15. Согласованные и утвержденные технические условия рекультивации земель, подлежащих нарушению, закладываются в проект.
4. ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭТАПА РЕКУЛЬТИВАЦИИ
НАРУШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ
4.1. Технология разработки карьеров должна строго обеспечивать снятие и сохранение плодородного слоя почвы, выемку потенциально плодородных вскрышных грунтов и рациональное размещение их с учетом степени пригодности для биологической рекультивации.
4.2. Площадь и мощность снятия плодородного слоя почвы следует устанавливать техническими условиями рекультивации нарушаемых земель на основании материалов почвенного обследования.
4.4. Перед снятием плодородного слоя почвы необходимо предусматривать работы по уборке строительного мусора, камней, металлолома и т.п. Снятие плодородного слоя почвы производится в теплый и сухой период времени.
4.5. Участки, намеченные для складирования снятого плодородного слоя почвы, рекомендуется располагать на сухих и ровных местах за пределами зоны выполаживания откосов бортов карьера и в границах установленного земельного отвода.
4.6. Снятый плодородный слой почвы и вскрышные потенциально плодородные породы надлежит хранить в отвалах отдельно, по форме, удобной для последующей их погрузки и транспортировки. Поверхность отвалов плодородной почвы при длительном ее хранении рекомендуется укреплять посевом многолетних трав для предотвращения развития эрозии откосов, разрушения гумуса и распространения сорных растений. Параметры временных отвалов плодородного слоя почвы следует принимать — высоту не менее 2 м, угол откоса не более 10°.
4.7. После завершения добычных работ дно карьера, внутренние и внешние отвалы вскрышных пород должны быть спланированы и покрыты плодородным слоем почвы или потенциально плодородными по физическим и химическим свойствам породами, благоприятными для произрастания растений и обеспечивающими создание корнеобитаемого слоя в зависимости от вида последующего использования и местных особенностей.
4.8. Для сельскохозяйственного освоения корнеобитаемый (рекультивационный) слой должен быть в пределах 1 м. Желательно, чтобы указанный слой, при использовании восстанавливаемой поверхности под пашню, по своему профилю приближался бы к природному, т.е. нижние слои должны состоять из пород с благоприятными водно-физическими свойствами, а верхние из плодородной почвы. Мощность нанесения плодородного слоя почвы рекомендуется устанавливать в пределах от 0,2 до 0,5 м. При создании кормовых угодий (пастбища, сенокосы) нанесение плодородного слоя почвы можно не предусматривать. Для произрастания травянистых растений достаточно будет слоя потенциально плодородных пород мощностью не менее 0,3-0,7 м.
4.9. В целях создания благоприятных условий для выращивания на рекультивируемой площади древесных в кустарниковых насаждений рекомендуется мощность корнеобитаемого слоя из потенциально плодородных пород предусматривать не менее 2 м.
4.10. В поверхностном рекультивационном слое не должно быть включений скальных горных пород, препятствующих нормальной работе машин и механизмов.
4.11. Рельеф рекультивируемой поверхности дна карьера после проведения вертикальной планировки должен приближаться к равнинному, не иметь замкнутых углублений и боковых уклонов. Уклоны восстанавливаемых площадей при их последующем использовании в сельском хозяйстве рекомендуется предусматривать в лесных районах не более 5°, в лесостепных и лесных районах не более 3°.
4.12. На участках, подготавливаемых для лесохозяйственного использования, рельеф может быть умеренно расчлененным и волнистым, по возможности допускающим механизированную посадку лесных культур. Уклоны восстанавливаемой территории должны исключать возможность развития эрозионных процессов и могут быть как односторонние, так и двухсторонние, создавая односкатную или двускатную поверхность.
4.13. Выполаживание откосов бортов карьера при сельскохозяйственном использовании восстанавливаемых земель необходимо предусматривать не круче 10°. Крутизну выполаживания откосов бортов карьеров при создании на них лесных насаждений рекомендуется принимать:
при глинистом механическом составе пород
Выполаживание откосов бортов карьера производят следующими методами: сплошная срезка, полувыемка-полунасыпь, насыпь.
4.14. Крутые и высокие откосы бортов карьера, образующиеся при разработке месторождений на косогорах, рекомендуется террасировать. Особенно это целесообразно в случаях, когда выполаживание затруднено или полностью исключается, а устойчивость пород, слагающих борт карьера, вполне достаточна для применения техники. Террасы следует предусматривать с обратным поперечным уклоном до 2°. Ширина террас назначается в зависимости от применения механизмов и может составлять от 2,3 до 4,5 м.
4.15. В целях защиты выположенных откосов бортов карьеров от ветровой и водной эрозии необходимо предусматривать мероприятия по их укреплению. Ведущим и преобладающим способом укрепления выположенных откосов бортов карьеров является биологический: посев многолетних трав, посадка древесно-кустарниковой растительности.
4.16. Посев многолетних трав рекомендуется производить по слою плодородной почвы. При отсутствии плодородного слоя почвы укрепление откосов многолетними травами следует производить методом гидропосева. Технологию работ, условия их выполнения, требуемое количество необходимых материалов устанавливают в соответствии с действующими рекомендациями по укреплению откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог.
4.17. Проектирование рекультивируемой поверхности рекомендуется выполнять, как правило, по поперечным сечениям бортов карьера и по сетке элементарных фигур (квадраты, треугольники). В процессе проектирования определяют положения границ рекультивируемой поверхности в плане и по высоте, вычисляют объемы земляных работ.
4.18. Проектирование необходимо выполнять так, чтобы с учетом заданных параметров (угол выполаживания откосов бортов карьера, проектируемый уклон поверхности дна карьера) объем разрабатываемых земляных масс был по возможности минимальным, кроме этого, по возможности, соблюдено равенство объемов выемки и насыпи земляных масс.
4.19. В целях предотвращения деформаций поверхности рекультивационного слоя на участках с большими объемами насыпи планировку поверхности следует предусматривать в два этапа: сначала общую (первичную) и через один-два года — вторичную (окончательную).
4.20. Чтобы предотвратить уплотнение грунта и ухудшение водно-физических свойств при ведении основных планировочных работ, перед нанесением плодородного слоя почвы рекомендуется предусматривать вспашку спланированной поверхности.
4.21. Отсыпку плодородного слоя почвы при использовании автомобильного транспорта следует предусматривать с дальнего края культивируемой площади, что позволит разравнивать его одновременно с отсыпкой. Расстояние между отсыпаемыми кучами плодородного слоя надлежит определять расчетом.
4.22. Для обеспечения подъезда к рекультивированному участку необходимо предусматривать строительство грунтовых профилированных дорог. Уклоны, профили дорог, радиусы поворота и т.д. проектируют с учетом прохода сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин и механизмов.
4.23. Рекультивируемые участки, расположенные на склонах с большой площадью водосбора, должны быть защищены от стока талых и ливневых вод нагорными канавами. Поперечные сечения канав принимают трапецеидальными. В легко размываемых грунтах необходимо предусматривать укрепление дна и откосов канавы.
4.24. Мероприятия по устройству водоемов в отработанных карьерных выемках и благоустройству при этом откосов бортов карьеров следует разрабатывать в соответствии с [12].
4.25. Механизация работ по технической рекультивации нарушаемых земель должна соответствовать механизации, применяемой при разработке карьеров и производстве основных земляных работ дорожного строительства.
5. СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО ЭТАПА
РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Проектные материалы должны включать пояснительную записку, чертежи и сметную документацию.
5.2. Пояснительная записка должна содержать:
Исходные данные для проектирования, включающие материалы выбора земельного участка под разработку карьера, срок предоставления участка в пользование и его площадь; наименование землепользователя, из земель которого предоставляется участок, состав занимаемых земельных угодий и их краткую характеристику; наименование ближайших населенных пунктов, транспортные связи восстанавливаемого участка с хозяйственными центрами и базами снабжения материалами и удобрениями; ближайшие железнодорожные станции; возможность использования местных удобрений и мелиорирующих материалов (мел, известь, гипс и т.д.);
Краткую геолого-промышленную характеристику месторождения
Наименование организации, проводившей разведку месторождения, литология и условия залегания пород, мощность полезной толщи в пределах испрашиваемого участка (максимальная, минимальная и средняя), наличие прослоев пустых пород, их мощность и количество, отметки кровли и подошвы полезной толщи, характеристика вскрышных пород (наличие токсичности, пригодность их для биологической рекультивации), характеристика водоносных горизонтов, глубина и характер залегания грунтовых вод. В случае последующего освоения земель под водоем гидрогеологическую характеристику следует производить более детально.
Вскрышные и добычные работы
Сроки разработки месторождения, годовая производительность добычных и вскрышных работ, площадь верхнего и нижнего контура карьера, площади отработки по годам, план вскрышных работ, складирование вскрышных грунтов, система разработки, объем добычи строительного материала по годам. Количество, высота, угол откоса добычных уступов. Календарный план выполнения добычных работ.
Транспортировка строительного материала. Землевозные подъездные дороги. Техническая характеристика дорог.
Генеральный план восстановления нарушаемых земель и вертикальную планировку
Описание проектной схемы генерального плана восстановления нарушаемых земель, площадь выработанного пространства (нарушенных земель), подлежащая восстановлению под сельскохозяйственное, лесохозяйственное или водохозяйственное использование, мероприятия по сохранению и использованию плодородного слоя почв, инженерные решения с определением основных объемов работ, связанных с отводом поверхностного стока с рекультивируемой территории, мероприятия по борьбе с эрозией почв, формирование проектного рельефа с учетом рельефа прилегающей территории, слагающих пород и их пригодности для биологической рекультивации и агротехнических условий; инженерные решения по формированию откосов бортов карьера при создании в выработанном пространстве водоемов различного назначения, благоустройство береговой полосы, транспортная связь с существующими дорогами, отметки планировочной площади, проектные уклоны спланированной территории, характеристика рекультивационного слоя, обоснование оставления существующих форм площадей микрорельефа нетронутыми, состав работ по рекультивации площадок, освободившихся из-под штабелей намытого грунта при гидромеханизированной разработке карьеров, земляной баланс выемок и насыпей, способ подсчета объемов земляных работ, параметры выполаживания откосов бортов карьера при сельскохозяйственном и лесохозяйственном направлениях рекультивации, террасирование откосов бортов карьера, укрепление выположенных откосов бортов карьера, планировочные работы.
Технологию производства рекультивационных работ
Взаимосвязь восстановительных работ с комплексом производства вскрышных и добычных работ на карьере. Описываются отдельные виды работ и их технологическая последовательность, включая:
снятие плодородного слоя почвы (площадь, мощности и объем снятия, обоснование способа ведения работ, дальность перемещения и транспортировки снятой почвы, работы по формированию временных складов плодородного слоя почв, режим производства работ);
выравнивание поверхности дна карьера, создание выемок и насыпей (обоснование способа ведения работ: экскаваторный, бульдозерный, скреперный, комбинированный, объемы насыпи и срезки, средневзвешенные расстояния транспортировки и перемещения грунта);
выполаживание откосов бортов карьера (обоснование способа ведения работ, метод производства выполаживания; первоначальная и конечная высота уступа, угол откосов бортов карьера до и после выполаживания, площади выположенных откосов, углы естественного откоса бортов карьера, объемы работ по выполаживанию);
планировочные работы (обоснование способа ведения работ; площадь планировки, количество проходов по одному следу, максимальное заглубление за один проход; время проведения планировочных работ);
нанесение плодородного слоя почвы (площадь, мощность и объем нанесения плодородного слоя почвы, способ ведения работ и его обоснование, режим производства работ, дальность транспортировки и перемещения плодородной почвы, организация работ);
Специальные и вспомогательные мероприятия по восстановлению нарушаемых земель
Нагорные и водоотводные канавы (причины, вызывающие необходимость строительства нагорных и водоотводных канав; гидрологическая характеристика территории расположения рекультивируемых земель; количество нагорных или водоотводных канав, их протяженность; принятая глубина канав; поперечные сечения и уклоны канав; объемы земляных и строительных канав; характеристика водоприемника; основные технологические и организационные мероприятия, связанные со строительством канав; способ крепления канав; потребность в основных материалах (камень, щебень, одерновка и т.д.); источники получения и расстояние подвозки);
подъездные автомобильные дороги (назначение проектируемых дорог; принятая категория дорог; характеристика дорог (грунтовая улучшенная, грунтовая профилированная); местоположение, общее направление, длина и т.д.; основные технические показатели (ширина полотна, ширина проезжей части, продольный уклон, минимальный радиус поворота); обустройство автодорог, устройство разъездов; объемы работ, необходимое количество дорожно-транспортных машин; потребность в материалах: источники получения и расстояния подвозки).
Календарный план рекультивации
Исходные данные для проектирования календарного плана восстановления земель. Площади ежегодного восстановления земель. Длительность всего периода проведения технической рекультивации.
Расчет необходимого оборудования и материалов
Исходные данные для расчета потребности автомобилей-самосвалов (среднее расстояние транспортировки грунта, объемный вес, объем перевозок, количество смен, срок производства работ по транспортировке, количество рабочих дней, грузоподъемность автомашин), порядок подсчета требуемого количества автомашин.
Исходные данные для расчета бульдозерных работ (среднее расстояние перемещения грунта, продолжительность работ, производительность машин, объем работ); порядок расчета необходимого количества бульдозеров. Сводная ведомость затрат труда, механизмов и материалов.
Перенесение проекта в натуру
Способ перенесения проекта в натуру. Геодезическая основа разбивочных работ. Каталог координат и высот реперов.
Охрана труда и промсанитария
Приводится необходимый перечень действующих требований по технике безопасности при ведении рекультивационных работ с применением землеройной техники и транспортных средств в соответствии со СНиП III-4-80.
Графическая часть проекта технической рекультивации нарушаемых земель должна включать следующие чертежи:
выкопировку из плана землепользования (на чертеже показывают границы участка, испрашиваемого под разработку карьера, границы земельных угодий, элементы организации территории; дают экспликацию занимаемых земель);
выкопировку из почвенной карты землепользования (на карте должны быть показаны границы почвенных разновидностей, дана краткая характеристика почвенного покрова испрашиваемого участка и прилегающих земель);
топографический план земельного участка, подлежащего нарушению, в масштабе 1:1000 или 1:2000;
генеральный план восстановления нарушаемых земель (на чертеже кратко излагают решения генерального плана, дают основные показатели и перечисляют материалы, которые использованы при проектировании; на плане приводят ведомость чертежей генплана);
схему организации работ по снятию плодородного слоя почвы (на чертеже показывают объемы работ по снятию плодородного слоя почвы, границу рекультивации, границы и номера участков производства работ по годам, площадь и объем снятия плодородного слоя почвы, поперечный профиль складов плодородного слоя почв);
гипсометрический план подошвы выработанного пространства (на чертеже показывают изогипсы дна карьера, нерабочий добычной откос борта карьера, водоотводные и нагорные канавы, отметки подошвы выработанной полезной толщи, номера буровых разведочных скважин, подъездные автомобильные дороги, дают необходимые пояснения);
картограмму перемещения земляных масс (на чертеже показывают границы рекультивации и участков производства земляных работ, направления перемещения земляных масс и их объемы с указанием применяемых механизмов, отвалы вскрышных грунтов; дают необходимые таблицы и пояснения);
план земляных масс (чертеж составляют в соответствии с действующими инструктивными указаниями по разработке проектов вертикальной планировки);
схему организации работ по нанесению плодородного слоя почвы (на чертеже показывают границы рекультивации и участков производства земляных работ, номера участков и их площадь, объемы нанесения плодородного слоя почвы по каждому участку и год выполнения работ, склады плодородного слоя почвы и их объемы; кроме этого, дают необходимые пояснения);
план и профиль по устройству водоотводных и нагорных канав, подъездных автомобильных дорог (чертежи разрабатывают в соответствии с действующими инструктивными указаниями в мелиоративном и дорожном строительстве);
календарный план восстановления нарушаемых площадей (на чертеже показывают границы рекультивации, участки производства земляных работ, номера участков, сроки выполнения, виды и объемы земляных работ, объемы насыпи и срезки минерального грунта, объемы нанесения плодородного слоя почвы; указывают последовательность и сроки восстановления нарушаемых земель; дают необходимые текстовые пояснения);
схему перенесения проекта в натуру (на чертеже показывают разбивочную сетку, приводят угловые и линейные установочные данные; при необходимости дают ведомость координат точек границы рекультивации нарушаемого участка, каталог координат и высот реперов съемочного обоснования, краткую пояснительную записку).
5.4. Сметы к проекту технической рекультивации нарушаемых земель составляются в соответствии с Инструкцией [20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Справочник «Охрана окружающей среды». Л., Судостроение, 1978.
2. Положение о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков. М., РОСГЛАВПОЛИГРАФПРОМ, 1974.
3. Основные положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР, М., ЦБНТИ Лесхоза, 1971.
5. Инструкция о порядке финансирования работ по рекультивации земель. М., Росземпроект, 1978.
6. Технические указания по изысканиям, проектированию и разработке притрассовых карьеров для железнодорожного и автодорожного строительства (ВСН 182-74).
7. Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик. Справочник «Охрана окружающей среды». Л. Судостроение, 1978.
10. Инструкция по топографической съемке. М., Недра. 1973.
11. Основные положения по созданию топографических планов. М., Недра. 1970.
12. Временные методические указания по составлению проектов горнотехнического восстановления нарушенных земель под водоемы различного назначения. М., ВНИИнеруд, 1976.
13. Положение о порядке передачи рекультивированных земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением покрова. М., Колос, 1978.
14. Основные положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. М. Колос, 1977.
15. Временные рекомендации по составлению ТЭО и подготовке технических условий на рекультивацию нарушенных земель. М., ВНИИнеруд, 1976.
16. Указания по рекультивации земель, сохранению и рациональному использованию плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, проведении геологоразведочных, строительных и других работ на предприятиях Минстройматериалов СССР. М., ВНИИнеруд. 1976.
17. Указания по крупномасштабной съемке нарушенных земель, проводимой органами землеустройства для целей рекультивации. М., Колос, 1981.
18. Временные указания по проведению изысканий и проектированию лесных насаждений на рекультивируемых землях. М., Союзгипролесхоз, 1978.
19. Временные рекомендации по определению вида рекультивации земель, нарушенных открытыми горными разработками предприятий промышленности строительных материалов. М., ВНИИнеруд, 1976.
20. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СН 202-81. М., Стройиздат, 1981.
Текст документа сверен по:
/ Минтрансстрой СССР. —
М.: Всесоюзный научно-исследовательский
институт транспортного строительства, 1983
Источник: library-full.nadzor-info.ru
Методические указания для составления проектов рекультивации земель, нарушаемых в процессе строительства автомобильных дорог
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Документ применяется при разработке проектов рекультивации земель, нарушаемых при строительстве автомобильных дорог
Оглавление
Раздел I. Отвод земель и рекультивация земель, нарушаемых при строительстве автомобильной дороги
Основные положения по рекультивации нарушенных земель
Проектируемые мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель
Потребность в материально-технических ресурсах для выполнения работ по рекультивации
Основные показатели проекта рекультивации земель
Раздел II. Проект горных разработок притрассовых карьеров и рекультивация земель выработанного пространства
Состав основных технических показателей карьера
Транспорт готовой продукции
Обогатительные и дробильно-сортировочные работы
Рекультивация земель, нарушенных при разработке карьера
Техника безопасности, производственная санитария, охрана окружающей среды
Сметная документация к проекту рекультивации временно занимаемых земель, нарушенных в процессе строительства дороги
Приложение 1. Схематический план временно занимаемых земель
Приложение 2. Поперечные профили полосы отвода
Приложение 3. График занимаемых земель
Приложение 4. Ведомость временно занимаемых земель под боковые резервы грунта
Приложение 5. Ведомость временно занимаемых земель под временные здания, сооружения, коммуникации и землевозные дороги
Приложение 6. Ведомость объемов работ по рекультивации земель в полосе строительства автомобильной дороги
Приложение 7. Ведомость карьеров, подлежащих рекультивации после из разработки
Приложение 8. Ведомость объемов работ по рекультивации выработанного пространства притрассовых карьеров
Приложение 9. Сводная ведомость объемов работ по рекультивации временно занимаемых земель
Приложение 10. Расчет потребности в семенах многолетних трав
Приложение 11. Расчет потребности в извести и минеральных удобрениях
Приложение 12 и 13. Проект разработки карьера
Приложение 14. Проект буровзрывных работ
Приложение 15. Технологическая схема обогатительной (дробильно-сортировочной) установки
Приложение 16. Смета на известкование почвы площади карьера, подлежащей рекультивации
Приложение 17. Смета на внесение удобрений и залужение карьера
Приложение 18. Смета на рекультивацию нарушенных временно занимаемых земель
Приложение 19. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для сельскохозяйственных нужд
08.07.1977 |
01.01.2018 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Раздел Проектирование и строительство автомобильных дорог
Организации:
Утвержден | Союздорпроект Минтрансстроя |
Разработан | Союздорпроект Минтрансстроя |
- СН 467-74Нормы отвода земель для автомобильных дорог
- СНиП III-Б.1-71Земляные сооружения. Правила производства и приемки работ
- СНиП I-Д.2-70Автомобильные дороги. Материалы и изделия
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
гддвтрднспроект-союзАОРПРоем
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Госудкпстиииый проектный институт СОЮ5Д0РВРО6КТ 1977 год
Дроектирмаине мероприятия до ремультивацив
тмт gwwftgMtt дшм
21. Проектные мероприятия по рекультивации врвиеано аанимаеыых земель назначают в соответствии о техннчеокныа уалавмкнк, выданная землепользователями I землеустроительными органами, о разделением по видам р е культ ив ад нов-аых работ.
22. Раотмтельный слой грунта в основании наоыпей, дамб, полувек, гидроотвалов, временных зданий и сооруже-ой и на площади, ввиваемых выемками, зомлевознши дорогами, orpoMTuuiaiM ьлоив вемлеройниим жеханкзыами, раотктедышй слой ив врем mux отвалов диджеи йыть равномерно распределен по восстанавливаемой алидада, внесены органические ж минералышв удобрении, и также,по необходимости, квкеоть.
В последы* очвредь должны промавадитьси во шика ж бороио-Bauit аоякы и посев трав шля посадка саженцев.
2$. Ьау боковых резервов необходимо придавать поперечны*! в продольный /клоны. Попер очный уклон должен был ив мв-Нес И, а пределldu — hj менее #о. Дно резерва при его ил>-»е до Ш и следует проектировать односкатном с полереч-
ним уклоном ох 80цдяного полотна, а при ииряне более ICfc — двускатным, с уклоном от нраев резерва в его середине. Наибольиий продольный уклон резерва аа должен превышать 8%о, а для легкораэыываеыых грунтов 5?о.
26. В работах по рекультивация необходимо предусматривать восстановление почвенного олоя в пределах рекультивируемых площадей, парувенных в период строительства, ■ обогащение почвенного слоя на малопродуктивных эемлях ва очех использования остатков растительного грунта после выполнения работ по укреплению относов насыпей земляного полотна.
27. Предусматриваемые проектом объемы работ по рекультивации и размеры участков отводимых под временные объекты приводят в ведомостях:
а/ временно занимаем их земель под боковые резервы грунта /приложение V«
б/ временно занимаемых земель под вреыонные адалин,сооружения коммуникации и землевозные дороги /Приложение 5/;
в/ объемов работ по рекультивация земель > полосе строительства автомобильной дороги /Праяоженив б/;
г/ объемов работ до рекультивация земель выработанного пространства карьерой грунта и строительных материалов. /Приложение 7/.
28. Общие объемы работ до восстановлению аемель, нарушенных при строительств автомобильной дороги, приводят в «Сводной ведомости объемов работ до рекультивации временно занимаемых 8 ем ель с разделением их по видам работ ./Приложение 8/ и по восстановлению выработанного пространства притрассовых карьеров в ведомооти по фрые Приложения 8,
28» При подсчете общих объемов работ по реиухьтивацжя допускается разрабатывать проекты рекультивации не для воед временных объектов /карьеров грунта и строительных материалов, временных дорог и строительных одощадои и друг У,имеющихся ва проектируемой дороге, а только дкя частя этих
объектов о но пол мовянмеы равработанных проектов в качестве аналогов для определомя объемов работ по остаь-нш объектам а равработюа остальных проектов ва стадии ооотавдеааа рабочих чертежей.
Потдебность в матсриельно-тедниздсдах
floOvocax для выполнения работ по рекультивации
80. В раздела отражает:
а/ рекомендуемую последовательность и намечаемые QpOKM выполнения работ по рекультивация временно эанимае-мых ммоль?
6/ намечаемые проектом методы производстве, технологи и оредотва мехаиивадим отдельных видов работ;
ш/ методику определения потребностей в основных видах ьатериальмо-техжичаских ресурсов /материалах, удооре-■иях, семенах, саженцах, трудовых затратах, мааавах,оборудовании, транс порть ых средствах и др«/, ае обходимых для выполнения работ по рвкудмивацмм*
81. На основании данных пункта 80 составляют ведомость потребности в ресурсах для вшолиения работ по рекультивации на районных » ем ель ж определяют ж зависимости от принятых сроков производства работ иеобходямов каив-чоство ооорудавакиж и рабочая силы.
Вотребиооть ж мтеряалвх, удобрвииях, вншх, с ияев-ш ожреде.. «от ж важжеяжовтя от объемов рибаг, вылгмижемцт ■о о Смиту ж цехом а во годяи строашктм»
аюрмм fikauux ведомоетев жрмжадмы в Вриокши
Стоимость раба* по рекультивация ЩЩА
швшшя. шш
82. В разделе приводят пояснения по методике определения стоимости отдельных видов работ по рекультивация временно занимаемых земель.
88. Частные /объектные/ сметы приводят в сметное части технического проекта рекультивации земель, а обобщенные данные по сметной стоимости рекультивации нарушенных земель учитывают в сводной смете на строительство автомобильной дороги в главе «Земляное полотно».
84. При составлении отдельной проектно-сметной документации только на восстановление наруиенных земель я объектные ометы и сводную смету приводят ь составе матерился этого проекта.
85. Оенсш.;:о показатели проекта оекудьтяватц ядгадь
1. Общая плоладь временно отводимых земель яв
в том числе по видам угодий гя
2. Оодая площадь рекультивашш земель га
щ/ для оельсиохозяйстмниого явпожьаомяжя б/ под лесопосадка V
8. Оби* о яовть работ во раяуисявсцкя 4» С|
мзт п
Проект горных разработок притрассовых карьеров и рекультивация земель выработанного просТ:, длина которого устанавливается эконоажчесткм расчетом.
88. Для притрассовых карьеров следует выбирать, как правило, земли несельскохозяйственного назначения иди непригодные для оельокого хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худиего качества, а из земель лесного фонда -участки, не покрытие лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждении/:’. л лесом.
89. Исходный:: дынными для составления проекта горных разработок карьеров и рекультивации земель выработанного проотраяотва являются:
б/ ннженерно-геологичеокяй паспорт месторождения о указанием местоположения месторождения, наименования занимаемых сельскохозяйственных угодой, геоморфологической характеристики, характеристики полезной тодди, грунтов вскрыши н подстилавшего слоя, гидрогеологических условий, пояснений н подсчету запасов, условий разработки месторождения (сеаонно или круглогодично), наличия подъездных путей,заключения о пригодности полезного ископаемого с ограничение-мм как без них, согласования об отводе земель;
в/ технические условия на рекультивацию земель выработанного пространства;
д/ задание на проектирование о объемом в орохом производства работ, наименованием типов землеройного и тренепортного оборудования*
89. Основной объем проектных работ по составлению проектов горных разработок и рекультивации земель выработанного пространства олс/ует выполнять на стадии технического проекта, поскольку па этой стадии составляют смету, делящуюся основным докульдтом для планирования строительства ■ расчетов метлу строительной организацией к
Однако, при вавоэможностк выполнения всех втих работ на стадии технического вроет, следует ружоводот-вовсться указе киши в. 29.
Проект горных разработок карьера, разрабатываемый дин каждого карьера оааоотонтакио; состоит ив следующих частей:
ш/ ооиовше вьлоховая и технические показатели;
О/ горко-оодготозатежьше работы;
в/ вскрытие ■ ояотеаа разработки;
д/ траяоворт тоней продукции;
UHHHCTRPCTBO ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ШАВТРАНСПРОШ
саоадорпрсвкт
Главный индалез Сов8Дорпроента .Р Хил ко»
Соотевлонна проектов рекультивации вемедь, иаруиеемы? в процессе строительства авто-нобидьыых дорог
В связи о утверждением «Основ аемельного ваяоаодзтель-
ства Союза ССР я Союз в их республик», введших в деаотзке о 1-го urn 1969г. и «Основных похожей! по восставсалшв эемель, нарушенных прв равработже месторождений полезных ископаемых, проведеажв геолого-рваведочных, отромтельжнх ■ аных работ», введенных в действие о 1-го «варя 1972 Г* в составе проектов отровтальства любых объектов должны содержаться проекты рекухьтжвацжв земель, отводкных во временное пользование в на руна ем ых в процессе строительстве.
П ос вод» у строительство автомобильных дорог, жопольвую-щее значительное количество земель для равмощешеа временных объектов строительства /временной производственной базы, временных жилых пооедков, временных дорог, карьеров я боковых резервов грунта ■ друг./, значительно отличается по своей специфике от других видов стровтедьных об> ентоз,возникла необходимость разработки специальных Методических рекомендаций по разработке проектов рекуяьтжвшваомые земли ил л на мелоиродуктивные угодья относят на стоимость строящихся автомобильных дорог и других объектов.
5. Исходными матермидьмн для составления проекта рекультивации земель додхиы служить:
а/ технические условии приведении земель в состояние, пригодное дг.я использовании в сельском, лесном или рыбном хозяйстве; условия и порядок нанесения снятого пдодород-яото слоя почвы на малопродуктивные земли, выдаваемые зомле-кодьэаьмегчми и землеустроительный органам*;
С/ поперечные претили полосы отвода мод строительство аятшоС/ruok дороги.
в/ граф*к занимаемых аемель;
г/ схема расположения карьеров грунта в используемых «естороздений строительных материалов, а также боковых резервов грунта;
д/ схема располояенкя временных эданлй, сооружений, производственна баз, строительных площадок, мест переустройства различных коммуникаций и др •;
о/ паспорта карьеров грунта и используемых месторождений строительных материалов;
ж/ ведомости земель, занимаемых под временные объекту
6. Комплекс работ по рекультивации земель, нарушаемых во время строительства, должен состоять из двух этапов:
— первый этап — техническая /горно-техническая/ рекультивация, включающая мероприятия по снятию а хранение плодородного слоя, по вертикальной планировке земель, их осушению, строительству необходимых транспортных коммуникаций, предотвращению водной и ветровой аррозии, агрохимической мелиорации подпочвенного слоя, нанесение плодородного олоя почв и т.д. Эти мероприятия выполняются строительной организацией по окончании использования ею временно занимаемых земель;
— дтор^ пгпп — биологическая рекультивация, включающая все агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия наруаенных земель после окончания первого этапа рекультивации, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное и лесное использование, освоение водоомов. Эти мероприятия выполняются организациями, в чье ведение передаются рекультивируемые территории.
7. Изыскательские работы для составления проекта рекультивация наруяаемых земель на техническом этапе в составе технического /техно-рабочего/ проекта дороги, выполняются генерал ыи* проектировано*.
Пре сельококоэяВотввнно! рекультивация «емодь на биологическом ее этапе проектированием этих работ занимается на договорных началах республиканские государственные институты оо аеылеуотроВству — «Гипроземы».
8, Проект рекультивации земель в составе технического /техно-рабочего/ проекта состоит из двух разделов:
а/ Раздел 1 — Отвод зелель и рекультивация земель,
нарушаемых при строительстве автоиобильной дороги;
б/ Раздач П — Горные разработка карьеров грунта и строительных материалов к рекультивация земель, нарушаемых пре их разработке.
Раздел I* fr?o.: г рекультивация земель,
нарушаемых при строительстве автомобильной ДОРОГИ
В разделе ссвезахт сдедуоцие вопросы:
а/ данные по отводу земель;
С/ основные требования к технические условия рекультивация изчусьемых земель, временно занимаемых для нужд строительстве;
V проектируемые мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель;
г/ потребность в материалько-тохяических ресурсах для выполнения работ но рекультивации временно занимав-СЫХ ввмель;
д/ стоимость работ по рекультивации мрем ев но занимаемых земель;
е/ основные показатели проекте рекультивации временно
занимаем их земель.
10. Земли, отводимые под строительство ав тем обильной дороги необходимо подразделять на:
а/ земля, отводимые в постоянное пользование, 1ш-чающив площади под вас иля и выемки земляного полотна, дамбы, транспортные развязки, водоотводные н регудадмоняыо сооружения, комплексы ДРП и ДЭУ, мотели я тд.;
б/ земли, отводимые во временное пользование на период строительства, включздцие i л опади указанные выше в п.З Введения.
И. В документации по отводу земель долкыы быть приведены:
о/ материалы по обоснование ширины полосы и размеров площадей отвода как постоянных, так я временных с учетом раоположен!я земляного полотна, комплексов дорожной и ав-тотранопортной служб, влементов обстановки дороги, исжуоот-1МШ сооружешс, водоотводных устройств, регуляционных сооружений, зеленых насаждений, боковых резервов грунта, мест ежвадкровеяия растительного грунта и т.д.;
б/ характеристика занимаемых земельное угод;-, а и обоснование целесообразности кспользования ценных угодий;
ж/ данные о размерах площадей земель, занимаемое постоянно ■ временно: пахотных, лесных ж прочих угодий, руб* ка в пересадки лесных нгсажденжй;
г/ документы согласования принятых проектных рвмени!.
12. Проектные р вмени я, определяющие жмряму полосы от* водя я площадей земель, огводямых ш постоянное я временное аолиеояшо, далхам отражать:
а/ типы поперечных профилей и валяного полотна /изомни, выенкж/, принятые я проекте, о учетом жоахретмыж проект n ia реяеянй во земляному полотку пржмеямтежмо я С8 44».
О/ пряжу полосы повтояшото я временного отводе ее* мчхь о учетом принятых типов нваляного полотна, высоты не* ошей жля глубины выемом м размещена* водоотводных соору* жеммй.
13. Сирину полосы временного отвода земель принимал?, в основной, равное 10-12 ы /без учета вирнвы боновых резервов/, что необходимо для складирования и хранения растительного гоунта, проезда к маневрирования транспортной и землеройно*> техники*
14*Гра$«к занимаемых земель составляют согласно нормам С;.’ 467-74. В графике отражают временный и постояя-ны2 отвод земель с указанием пдоцадей занимаемых земель с разделением их по угодьям землевладельцам для каждого района отдельно. В конце гранка должка быть приведена сводная таблица занимаемых земель*
Сориа схематического плана земель, обводимых во временное пользование для строительства ав?шобильной дороги со сводной таблицей временно занимаемых земель приведена в Приложении 1*
При необходимости,обоснование сирини полосы временного отзола вдоль трассы дороги для размел,зник боковых резервов грунта и складирования снятого растительного грунта а составе проекте рекультивацки, приводят тскес проектные поперечники земляного полотка с указанием размеров coot вето твукапх полое и обдей сирины рекультивируемой полосы. Образен таких поперечников приведем в Приложении 2. Форма графика занимаемых земель приведена в Приложении 3*
15. Схематический план временно отводимых земель составлю? на основе материалов указанных а п*5 б-а. Не плане должны быть отражены:
а/ административное деление по районам; б/ границы землевладений;
в/ полоса отвода временно занимаемых земель; в этой графе наносится схематический план трассы автомобильной дорога с привязной к ной всех временных объектов, которые такжо наносятся на план* На плане рядом с временными обь-октоми указывается плолодь отводимых зомель, о для временных дорог я их протяженность;
г/ разбивка схематического плена автомобильной дороги по годам строительства, с перечислением временной обьектов и плоцадей занимаемых имя по угодьям я грави-ом одногодичного срока строительства.
16. В сводной таблица временно занимаемых аемель отражают строителигво воех предусмотренных проектом временных объектов и нанимаемые ими площади о рааделе-ииам мл по угодьям, аомлевладельцаы ■ районам •
ЙШШ МШШШ ЙШШШШ11 ШШШ »QMQfib
J7. Основные положения должны содержать соылку на вакомодателыше н норматиышо документы, принятые в основу разработки проекта рекультивации временно впннмаа-mlx в ом ель, нарукавных при строителитве автсиобмльяо| дороги.
18. В технических условиях на восстановление нарушенных венель,как правило, указывают канна конкретно площади долины быть восстановлены под панно, иеоопооадкк, паотбища, водоемы и друг,
I*. В требованиях вема впал монет ел я должен быть указан комплекс агротехнических мероприятий, вкитч а щи Я внесение В почву органических н минеральных удобрения, известкование, в свайку, боронование н ваоев травами или пооад-иу о аж е мд ев или о елец в». Требования должны также содержать нормы внесения » попу удобрений, иввеоти а семян трав о укалениям неточилков их получении.
20. В ооасшив положениях приводят характеристику площадей времен и о нанимаемых для строительства дорога вемель о уиhttps://standartgost.ru/g/pkey-14293744611″ target=»_blank»]standartgost.ru[/mask_link]