Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, привязка к земле, сравнительно длительные сроки создания, большие единовременные затраты капитальных вложений и т.п., с другой — особенности, связанные со спецификой вида (отрасли) строительной деятельности. Имеется в виду, что строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве (особенно в нефтегазодобывающей промышленности, транспорте, энергетике и т.п.) работают как на территории региона, так и на территории субъектов РФ. Такой режим характерен для узкоспециализированных строительно-монтажных организаций. Что же касается промышленности строительных материалов (не местных), производства строительных машин и механизмов, технологического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности.
Леруа, Петрович, рынок где дешевле? Сравниваем цены!
Вместе с тем, переход к рынку в строительстве имеет свои серьезные трудности, обусловленные общим кризисным состоянием экономики народного хозяйства (инвестиционный спад, инфляция, сокращение численности кадров и др.).
Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные экономические интересы.
Строительный рынок как система включает:
- а) субъекты (элементы) строительного рынка;
- б) объекты (предметы) рыночных отношений;
- в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;
- г) рыночный механизм;
- д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.
В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) — изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.
Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; материалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; информация и т.д.
Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.
Государственный контроль в сфере строительного рынка предполагает выделение инвестиционного (строительного) бизнеса в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. ГК РФ (гл. 37, ч. II) не отвечает указанным требованиям.
Влияние санкций на строительный рынок
Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле-продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д.
Рыночная структура сложнее и многограннее плановой системы. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях.
Рынок строительного комплекса сможет эффективно функционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок. Потребность в разработке подобной системы остро ощущается в секторе материально-технического обеспечения строительства. После слома старой базы материально-технического обеспечения и образования новых коммерческих структур того же назначения оперативные данные о ресурсах и продукции строительного комплекса в полном объеме (т.е. в количестве, номенклатуре, ценах, потребительских и технологических свойствах и т.п.) оказались недоступными ни органам управления в Российской Федерации, ни ее субъектам, ни регионам, ни предприятиям. Отсюда видна актуальность создания информационной системы строительного рынка России, максимально воспринимающей и оперативно отражающей широкую номенклатуру производимых и потребляемых строительных материалов, изделий, конструкций, строительных машин и механизмов, учитывающей спрос и предложение на проектную и строительную продукцию и т.д.
Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:
- -знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);
- -создание соответствующего банка данных;
- -владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);
- — владение информацией о текущих возможностях проектных и изыскательских организаций, о стоимости (ценах) проектных работ (банк проектно-изыскательских организаций);
- -владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);
- -владение информацией по рынку строительных машин и механизмов;
- -владение информацией по рынку труда в строительстве; владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью;
- -взаимосвязь с рынком недвижимости; создание в центре и на местах условий для проведения тендеров (торгов) по проектам, финансовым (инвестиционным) ресурсам, строительным материалам, машинам, механизмам, строительной продукции;
- -взаимодействие с центральными ведомствами — Минэкономикой, Госстроем, Минфином РФ и др., а также с местными административными органами.
Предполагается, что организационно-информационная система строительного рынка могла бы быть оформлена в регионах и субъектах РФ в виде акционерных обществ, а в центре (в Москве) — в виде российской ассоциации этих региональных акционерных обществ.
Таким образом, организационная структура строительного рынка видится в первую очередь не как производственная структура, а как орган, предлагающий информационные услуги в области строительной деятельности. Этим новым организационным структурам предстоит найти формы экономического сотрудничества с местными и центральными административными органами, коммерческими структурами, банками и др., что позволило бы выработать целесообразную и эффективную инвестиционную политику в субъектах РФ, способствовало бы развитию ипотечного дела на местах.
Информационная система строительного рынка в каждом регионе (например, Центральном, Центрально-Черноземном, Уральском, Западно-Сибирском и др.), а также в субъектах РФ — областях, республиках — может иметь свои особенности. Например, сосредоточение на каком-либо секторе строительных работ: жилищном и социально-культурно-бытовом строительстве, отраслях производственного строительства и т.п. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в лучшем положении находится информация по рынку строительства жилья и проектных работ в связи с ним. Это положение касается в первую очередь крупных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в которых сосредоточен основной капитал.
Для активизации рынка подрядных работ необходимо:
- 1) ужесточение контроля за расходованием государственных инвестиций. Эта работа должна базироваться на следующих основных принципах:
- а) сочетание бюджетных инвестиций с инновациями;
- б) инвестирование приоритетных объектов;
- в) обеспечение быстрой окупаемости инвестиций;
- г) экономическая заинтересованность и персональная ответственность за срыв сроков строительства и ввода государственных объектов в эксплуатацию;
Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие основные мероприятия, реализация которых позволила бы вывести строительный комплекс из критического состояния. К таким мероприятиям относятся: переход к реальной структурной реформе в национальной экономике, осуществление селективной инвестиционной политики, направленной на преодоление существующих негативных структурных изменений.
Эти финансово-промышленные образования, включающие в свой состав банки, строительные организации, промышленные предприятия, страховые компании, могли бы совместно с другими институциональными изменениями в экономике способствовать совершенствованию инвестиционной обстановки в стране, обеспечить стабилизацию хозяйственных связей, ослабить волны неплатежей, сформировать внутреннюю конкурентную среду, развить рынок подрядных работ в России (см. также разд. IV).
Текущие меры государства по нормализации строительной деятельности в России должны включать селективную санацию и поддержку тех строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также проектно-изыскательских организаций, которые могут составлять основу качественно нового облика строительного комплекса в перспективе, сохранять достаточно высокий потенциал крупных государственных проектно-изыскательских и строительно-монтажных организаций.
Таким образом, в строительном комплексе заложены объективные предпосылки для эффективной работы в рыночных условиях, и обусловлены они постоянной потребностью в строительной продукции и особенно в социальной сфере (даже в условиях спада инвестиционной активности). Рыночная экономика, как показывает зарубежный опыт, позволяет превратить строительство в один из наиболее рентабельных секторов национальной экономики.
Источник: studme.org
Особенности строительного рынка
Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные и экономические интересы.
Строительный рынок как система включает:
а) субъекты (элементы) строительного рынка;
б) объекты (предметы) рыночных отношений;
в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;
г) рыночный механизм;
д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.
В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.
Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование.
Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует
институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.
Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения.
Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:
— знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);
— владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);
— владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);
владение информацией по рынку труда в строительстве;
— владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятел
Сегментация рынка строительной продукции – довольно сложный процесс. Чтобы обеспечить получение желаемого результата, необходимо следовать определенным правилам:
•между потребителями должны быть значительные различия для образования сегментов;
•каждый сегмент должен быть четко ограничен;
•у строительной организации должна быть возможность определить характеристики и требования потребителей;
•выбранные сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения необходимой доходности;
•сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта.
Опыт сегментации рынка свидетельствует о том, что существуют определенные ограничения при формировании рыночного сегмента:
•нельзя разбивать рынок на слишком мелкие сегменты;
•сегментация требует больших затрат;
•возможно искажение информации о реальной емкости рынка.
Как правило, на рынке строительной продукции выделяют три крупных и устойчивых во времени сегмента:
•строительные материалы и конструкции, используемые строительными организациями;
Среди факторов, определяющих позицию строительной продукции на рынке, можно отметить цену, качество и ее имидж.
Логическим продолжением процесса сегментирования являетсяпозиционированиестроительной продукции на рынке. Позиционирование позволяет сформировать в сознании потребителей особенности данной продукции, отличающие ее от конкурентов.
Возможные тактические приемы рыночного позиционирования сводятся к следующему:
•позиционирование на основе рыночных преимуществ товара (более комфортное жилье, престижные районы застройки);
•позиционирование путем расширения круга потенциальных покупателей (предоставление жилья в рассрочку);
•позиционирование за счет повышения престижности товара (использование прогрессивных архитектурных решений);
•позиционирование, базирующееся на основе сильных и слабых сторон конкурентов.
30.особенности ценообразования на строительном рынке
Ценообразование в строительстве — это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.
Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Все основные показатели производственной деятельности фирмы (объем капитальных вложений, себестоимость продукции, производительность труда, фондоемкость и др.) связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.
Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены — это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Тем самым, как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций.
Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. В основном, используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены; максимальные и договорные. Прейскурантная цена — это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством.
Это — «твердая» цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства. Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются.
Максимальная цена — это лимитная сметная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т. п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению. Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течение всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основной для установления договорных цен должны являться сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную продукцию — важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений.
Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными; индивидуальные расценки применяются, как правило, на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты. Учет плановых накоплений, накладных расходов и налогов производится в сметном расчете. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФАУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС).
Источник: infopedia.su
Особенности строительного рынка
Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, привязка к земле, сравнительно длительные сроки создания, большие единовременные затраты капитальных вложений и т.п., с другой — особенности, связанные со спецификой вида (отрасли) строительной деятельности. Имеется в виду, что строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве (особенно в нефтегазодобывающей промышленности, транспорте, энергетике и т.п.) работают как на территории региона, так и на территории субъектов РФ. Такой режим характерен для узкоспециализированных строительно-монтажных организаций. Что же касается промышленности строительных материалов (не местных), производства строительных машин и механизмов, технологического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности.
Вместе с тем, переход к рынку в строительстве имеет свои серьезные трудности, обусловленные общим кризисным состоянием экономики народного хозяйства (инвестиционный спад, инфляция, сокращение численности кадров и др.).
Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные экономические интересы.
Строительный рынок как система включает:
а) субъекты (элементы) строительного рынка;
б) объекты (предметы) рыночных отношений;
в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;
г) рыночный механизм;
д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.
В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) — изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.
Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; материалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; информация и т.д.
Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.
Государственный контроль в сфере строительного рынка предполагает выделение инвестиционного (строительного) бизнеса в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. ГК РФ (гл. 37, ч. II) не отвечает указанным требованиям.
Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле-продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д.
Рыночная структура сложнее и многограннее плановой системы. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях.
Рынок строительного комплекса сможет эффективно функционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок. Потребность в разработке подобной системы остро ощущается в секторе материально-технического обеспечения строительства. После слома старой базы материально-технического обеспечения и образования новых коммерческих структур того же назначения оперативные данные о ресурсах и продукции строительного комплекса в полном объеме (т.е. в количестве, номенклатуре, ценах, потребительских и технологических свойствах и т.п.) оказались недоступными ни органам управления в Российской Федерации, ни ее субъектам, ни регионам, ни предприятиям. Отсюда видна актуальность создания информационной системы строительного рынка России, максимально воспринимающей и оперативно отражающей широкую номенклатуру производимых и потребляемых строительных материалов, изделий, конструкций, строительных машин и механизмов, учитывающей спрос и предложение на проектную и строительную продукцию и т.д.
Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:
-знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);
-создание соответствующего банка данных;
-владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);
-владение информацией о текущих возможностях проектных и изыскательских организаций, о стоимости (ценах) проектных работ (банк проектно-изыскательских организаций);
-владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);
-владение информацией по рынку строительных машин и механизмов;
-владение информацией по рынку труда в строительстве;
-владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью;
-взаимосвязь с рынком недвижимости;
-создание в центре и на местах условий для проведения тендеров (торгов) по проектам, финансовым (инвестиционным) ресурсам, строительным материалам, машинам, механизмам, строительной продукции;
-взаимодействие с центральными ведомствами.
Инфраструктуру рынка строительного комплекса образуют:
1) Банки (внешнеэкономические, инвестиционные, коммерческие, ипотечные)
2) Биржи (товарно-сырьевые, фондовые, биржи трудовых ресурсов)
3) Брокерские конторы
4) Институциональные инвесторы – пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фирмы.
Источник: studopedia.ru
СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК
Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные экономические интересы.
Строительный рынок как система включает:
- а) субъекты (элементы) строительного рынка;
- б) объекты (предметы) рыночных отношений;
- в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;
- г) рыночный механизм;
- д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка.
Субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) — изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.
Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; материалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; информация и т.д.
Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д.
Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле-продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д.
Рыночная структура сложнее и многограннее плановой системы. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях.
Рынок строительного комплекса сможет эффективно функционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок. Потребность в разработке подобной системы остро ощущается в секторе материально-технического обеспечения строительства.
Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие:
- -знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);
- -создание соответствующего банка данных;
- -владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям);
- — владение информацией о текущих возможностях проектных и изыскательских организаций, о стоимости (ценах) проектных работ (банк проектно-изыскательских организаций);
- -владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);
- -владение информацией по рынку строительных машин и механизмов;
- -владение информацией по рынку труда в строительстве; владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью;
- -взаимосвязь с рынком недвижимости; создание в центре и на местах условий для проведения тендеров (торгов) по проектам, финансовым
(инвестиционным) ресурсам, строительным материалам, машинам, механизмам, строительной продукции.
Таким образом, организационная структура строительного рынка видится в первую очередь не как производственная структура, а как орган, предлагающий информационные услуги в области строительной деятельности. Этим новым организационным структурам предстоит найти формы экономического сотрудничества с местными и центральными административными органами, коммерческими структурами, банками и др., что позволило бы выработать целесообразную и эффективную инвестиционную политику, способствовало бы развитию ипотечного дела на местах.
Для активизации рынка подрядных работ необходимо:
- 1) ужесточение контроля за расходованием государственных инвестиций. Эта работа должна базироваться на следующих основных принципах:
- а) сочетание бюджетных инвестиций с инновациями;
- б) инвестирование приоритетных объектов;
- в) обеспечение быстрой окупаемости инвестиций;
- г) экономическая заинтересованность и персональная ответственность за срыв сроков строительства и ввода государственных объектов в эксплуатацию;
Таким образом, в строительном комплексе заложены объективные предпосылки для эффективной работы в рыночных условиях, и обусловлены они постоянной потребностью в строительной продукции и особенно в социальной сфере. Рыночная экономика, как показывает зарубежный опыт, позволяет превратить строительство в один из наиболее рентабельных секторов национальной экономики.
Источник: bstudy.net
Сущность строительного рынка и его особенности.
Понятие рынка со временем менялось. Возникли посредники между производителями и покупателями. Развитие средств связи, телевидения, создание всемирной сети Интернет привели к тому, что в любой момент времени можно получить информацию о производителе и его товарах. Под рынком стали понимать не обязательно какое-то место, где встречаются продавцы и покупатели, хотя такое узкое понимание рынка тоже сохранилось (например, центральный городской рынок).
Сегодня под рынком понимают всю сферу взаимодействия производителей, продавцов и покупателей. Отношения, которые складываются между участниками рынка, называют рыночными отношениями или отношениями купли-продажи. Во второй половине ХХ века изучение этих отношений стало важнейшей сферой управленческой деятельности, получившей название маркетинга.
Рыночные отношения строятся на основе спроса, предложения и цены. Спрос — это подкрепленное наличием денег желание покупателя приобрести данный товар.
Уровень спроса зависит от цены на товар и его качества, а также от таких факторов как мода, реклама, состоятельность покупателя и т. д. Между ценой товара и спросом существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. С другой стороны, продавец стремится продать товар по более высокой цене.
Чем выше цена, тем больше товара он будет стремиться произвести и продать, т. е. увеличить предложение. Между ценой и предложением устанавливается соотношение: чем выше цена, тем больше предложение данного товара на рынке тем больше производителей будут стремиться его производить. Это происходит, пока спрос превышает предложение.
Когда предложение достигает уровня спроса и покупатель перестает платить более высокую цену, цена предложения уравнивается с ценой спроса. Дальнейшие повышение цены и рост предложения производителю уже невыгодны, так как товар не будет находить спроса, и производитель может обанкротиться. Наступает равновесие между предложением и спросом.
Очевидно, производитель будет стремиться к тому, чтобы расходы на производство товара были меньше, чем у других производителей. Это ему нужно, чтобы получить больше прибыли и, кроме того, быть готовым к ситуации, когда цена на товар снизится.
Поэтому он будет находить более современные и дешевые способы производства, стремясь использовать новейшие достижения науки и техники, а также добиваясь сокращения непроизводительных затрат. В противном случае его опередят другие производители, товар которых может оказаться дешевле, а качество выше. Другими словами, возникает конкуренция между товаропроизводителями. Такова природа рыночного механизма и конкуренции как мощного его двигателя.
Развитие рыночных отношений ведет к разнообразию рынков. Есть рынки товаров, услуг, рабочей силы, денег, ценных бумаг. Территориально рынки могут быть местными, национальными и даже мировыми.
Рынок обычно состоит из сегментов и ниш. Сегмент рынка — это часть рынка, включающая в себя определенную группу потребителей имеющих схожие потребности и запросы. Например, сегмент элитных особняков на рынке элитного жилья. Ниша на рынке — небольшая доля рынка или сегмента, не вызывающая особого интереса крупных конкурентов.
Например, торговля шурупами, гвоздями, другой мелкой скобянкой. Среди рынков товаров и услуг идет также формирование строительного рынка. Как было показано выше, строительство имеет особенности, которые существенно влияют на характер управления в этой отрасли. Эти же особенности накладывают свой отпечаток и на рыночные отношения в строительстве.
Прежде всего, следует сказать о своеобразии проявления в строительстве законов рыночной экономики, т. е. законов стоимости, спроса и предложения. Согласно закону стоимости производство и обмен товаров происходят в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.
Но поскольку продолжительность создания строительной продукции, в отличие от промышленной, может составлять годы, то возникает необходимость в промежуточных оплатах отдельных частей возводимого строительного объекта. Но эти отдельные части или стадии строительства не являются конечным товаром, поэтому для определения их стоимости приходится использовать многочисленные нормативы производственных затрат.
Конечная же стоимость готового строительного объекта как товара, диктуемая общественно необходимыми затратами труда и проявляемая в результате строительства многих аналогичных объектов, формируется на протяжении десятков лет. Поэтому цена строительной продукции определяется не после ее выпуска, как это имеет место в промышленности, а до начала строительства путем составления смет и заключения контракта между заказчиком (т. е. покупателем строительной продукции) и подрядной строительной организацией. За период строительства может произойти рост цен на строительные материалы, электроэнергию, эксплуатацию строительных машин по сравнению с первоначально планируемыми ценами, может также возрасти заработная плата, поэтому фактическая стоимость строительства может превысить плановую. Отсюда необходимость дополнительных согласований удорожания строительства с заказчиками. Спрос на строительную продукцию также имеет существенные отличительные особенности.
Если речь идет о спросе на промышленные объекты, то его уровень зависит, прежде всего, от спроса на те товары, которые будут производиться на будущих предприятиях. Другими словами, на рынке только рост спроса на какие-либо товары может вызвать соответствующий рост спроса на промышленные объекты.
Промышленные предприятия не создаются просто для продажи, обезличенно, подобно, например, автомобилям. Их строительство всегда кто-то заказывает. Поэтому различают первичный и вторичный рынки недвижимости. На первичном рынке фигурируют новые строительные объекты, впервые построенные строителями.
На вторичном рынке объектами купли-продажи являются уже действующие предприятия, электростанции, кинотеатры, жилые дома, гостиницы и т. д. На этом рынке строители уже не участвуют, поэтому предметом нашего рассмотрения с точки зрения управления строительством являются только первичные рынки. Поскольку спрос и предложение взаимозависимы, то особенности спроса на промышленные объекты отражаются и на предложении.
Предложение промышленных предприятий как товара имеет место на вторичном рынке недвижимости. На первичном же рынке можно говорить скорее о предложении намерений в строительстве, подкрепленных характеристикой возможностей строительной организации осуществить это строительство.
Как правило, строительство промышленных предприятий и других комплексов под силу только крупным специализированным строительным объединениям, выступающим в качестве юридических лиц. Сказанное в известной мере можно отнести и к объектам транспортного, энергетического, общественного, культурного и иного назначения. Непосредственно для продажи, т. е. обезличенно строят небольшие объекты: гаражи, ремонтные мастерские, магазины, закусочные, дачи и другие, которые и предлагаются на первичном рынке недвижимости. Такие объекты могут строить как юридические, так и физические лица.
В жилищном строительстве сформировался самостоятельный первичный рынок жилья, который обладает рядом отличительных особенностей, влияющих на функции и характер управленческой деятельности в этой отрасли строительства.
Жилье — это исключительный товар, цена которого зависит не только от общественно необходимых затрат труда, но и других характеристик его ценности. Например, цена квартиры в центре города значительно выше, чем аналогичной квартиры на окраине. На окраинах в зависимости от состояния окружающей среды и даже вида из окон и их обращенности к солнцу цена квартиры тоже может быть разной. Точно также цена квартиры, скажем, в г. Москве в несколько раз превышает цену такой же квартиры в других городах, хотя общественно необходимые затраты труда на их строительство могут быть одинаковыми. Поэтому выбор места строительства жилья с коммерческой точки зрения имеет существенное значение.
Спрос на жилье имеет более устойчивый характер, чем на промышленные товары, которые больше подвержены физическому и моральному износу, влиянию моды и различных новшеств. Отсюда устойчивый характер предложения жилых объектов и помещений на рынке жилья.
Огромное разнообразие жилых домов — от садового или сельского домика до высотного жилого комплекса — позволяет участвовать в жилищном строительстве самым различным исполнителям, начиная от индивидуальных застройщиков и кончая крупными подрядными строительными компаниями, т.е. как малым и средним предпринимателям, так и крупному бизнесу. В настоящее время на первичном рынке жилья сложились две формы купли-продажи.
Первую форму используют строительные организации, не имеющие достаточных оборотных средств. В этом случае жилье строится за счет предварительно вносимых средств покупателей в соответствии с заключенными с ними договорами, а также за счет банковских кредитов. Вторая форма имеет место, когда строительные организации, располагая достаточными оборотными средствами, строят дома за счет собственных средств и выставляют жилье для продажи на рынок. Жилые дома раз и навсегда закрепляются на одном и том же месте, поэтому они, разумеется, не могут доставляться на товарные биржи или оптовые базы, как это происходит с промышленными товарами. Если промышленные товары могут доставляться и реализовываться в любых регионах страны и за рубежом, то к жилым объектам как к товару проявляет интерес в основном местное население, т. е. границы рынка жилья ограничены территорией того или иного региона.
Существенную роль на первичном рынке жилья играют собственники земли, в качестве которых чаще всего выступают местные органы власти, а также юридические и физические лица. От сложившихся в данном регионе отношений между собственниками земли и предпринимателями в сфере строительства во многом зависит развитие первичного рынка жилья.
Значительное влияние на рынок жилья оказывает также платежеспособность населения. Следует отметить, что значительная часть населения, нуждающаяся в жилье, имеет низкие доходы и поэтому не может быть участником рынка жилья. Эту часть населения можно обеспечить жильем, предоставляя ей специальные кредиты. Здесь требуется государственное регулирование кредитной системы: например, в виде ипотеки (от греч. hypotheke — залог, заклад). Ипотечные кредиты представляются гражданам для строительства жилья специально создаваемыми ипотечными банками под залог недвижимого имущества.
Источник: megaobuchalka.ru