Что такое сегрегация в строительстве

Содержание

Волкова Татьяна Федоровна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера»

Аннотация
Статья посвящена анализу современных тенденций в градостроительстве, связанных с социально-пространственной сегрегацией, делением городской среды на престижную и неблагополучную. Рассмотрены модели и подходы к преодолению пространственной неоднородности городской среды.

Volkova Tatyana Fedorovna
Penza state university of architecture and construction
Associate professor of the Department «Design and Art Interior Design»

Abstract
This article analyzes the current trends in urban development related to socio — spatial segregation , urban environment division at the prestigious and dysfunctional . The models and approaches to overcome the spatial heterogeneity of urban environment.

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова Т.Ф. Социально-градостроительная сегрегация и статусность городских территорий // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68453 (дата обращения: 15.10.2022).

США: 60 лет без расовой сегрегации

Общество создавало материальную оболочку для своей жизнедеятельности на протяжении всей истории, отражая в структуре городов существующие политические, религиозные и социальные установки. Постепенно, параллельно с ранжированием общественных слоёв, возникала и иерархия городского пространства, затрагивающая как публичную, так и жилую среду. Процесс обособления социальных групп на отдельных участках городской территории получил название социально-градостроительной сегрегации.

Причиной развития сегрегации первоначально служило разделение общества на социальные слои – касты (в Индии), сословия, классы, страты. В ходе истории на них накладывались такие параметры как национальная, расовая, религиозная принадлежность. В мусульманских странах также добавлялось пространственное разделение населения по половому признаку.

Социальная стратификация описывает неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий (табл. 1,2). Каждая страта включает людей сприблизительно одинаковым уровнем дохода, власти, образования и престижа [1].

В современном обществе, по версии А.И. Кравченко, деление населения на страты включает такие признаки как:

— обладание властью (количество подчинённых);

— уровень престижа [2].

В американской системе деления общества авторов У.Томпсона и Д.Хики основную роль играет уровень дохода индивида и занимаемая им должность [3], в европейской системе EGP – отношение к собственности и выполнению управленческих функций. По этим критериям общество делится на высший, средний и низший классы, а они в свою очередь могут быть дополнительно разделены [2].

Таблица 1-Основные социальные классы мирового общества (по данным института социально-экономических проблем народонаселения РАН)

Израиль: сегрегация на общественном транспорте

Состоятельные Малообеспеченные

Таблица 3- Модель стратификации мирового общества: типология классов (по А.И.Кравченко)

Высший класс: верхний

«аристократы по крови»;

Средний класс: верхний

мелкая буржуазия и высокооплачиваемые профессионалы (крупные адвокаты, известные врачи, актеры, тележурналисты и комментаторы);

самая массовая прослойка:

хорошо оплачиваемые служащие, среднеоплачиваемые профессионалы. Люди интеллектуальных профессий, в т.ч. преподаватели, учителя, менеджеры среднего звена.

Это костяк информационного общества и сферы обслуживания;

низшие служащие, квалифицированные рабочие, тяготеющие более к умственному труду.

Низший класс: верхний

средне и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, живущие в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающиеся от высшего и среднего классов.

Черты: невысокое образование, пассивный отдых,примитивные развлечения;

По мнению отечественных социологов, подтвержденному многочисленными исследованиями, основным признаком социальной структуры современного российского общества является социально-имущественный критерий. Поэтому в Российском обществе формируется новая модель стратификации населения (табл.3).

Таблица 3-Модель стратификации Российского общества (по А.И.Кравченко)

Доля в населении, в %

На основе модели стратификации современного Российского общества можно выделить стратификационные слои, наиболее соответствующие территориальному сообществу любого города [1]. Например для г.Пензы выделяются три основных стратификационных слоя и формируется три уровня достатка населения.

Принадлежность к высшей страте означает высокий уровень социальных привилегий, в том числе выражающийся в выборе места жительства и способах проведения досуга. Низший же слой зачастую не имеет такой возможности. Поэтому группы, находящиеся в крайних позициях социальной иерархии – самая высшая и самая низшая – наиболее пространственно сегрегированы [4].

Профиль стратификации претерпевал определенные изменения с течением времени. В XIX веке две трети населения Англии составляли бедняки. В США средний класс превысил 50% уже в 1950-ых годах, а на сегодняшний момент составляет более 80% всего населения [2]. Подобный показатель преобладания численности среднего класса над остальными характерен для всех развитых стран и является залогом стабильного общества.

Исследование социально-пространственной сегрегации города [5], как важного аспекта городского развития, осуществляется на стыке нескольких дисциплин — градостроительства, географии, социологии, политологии, экономики города. Более подробная трактовка изменяется в зависимости от того, с позиции какой дисциплины ведётся исследование.

Политология трактует территориальную сегрегацию как принудительное разделение населения по расовому и национальному признаку, наблюдающееся не только в жилой среде, но и в общественном пространстве, и охватывающее от пространственных единиц крупного масштаба — городов и поселений — до мелкого масштаба — структуры отдельных зданий [6, 7]. При этой трактовке также разделяется сегрегация юридическая, поддержанная законом, и фактическая, т.е. традиционно сложившаяся.

В теоретических работах по градостроительству и социальной географии под сегрегацией в основном понимается социальная иерархия городских пространств, заключающаяся в неравномерном распределении общественных благ и разном качестве условий проживания. Данный подход обычно подразумевает средний уровень рассмотрения проблемы — разделение населения в границах города, в масштабе районов, улиц и кварталов. При таком подходе пространственному разделению приписывается вынужденный или добровольный характер.

Однако наибольшую разработку понятие получило в социологических науках, в них под социально-градостроительной сегрегацией понимают разделение людей на категории, затрудняющие контакты между группами и ограничивающие сферы жизнедеятельности, с возможным появлением не только физических, но и психологических границ [8].

Как все люди, относящиеся к разным слоям могут сосуществовать в одном городском пространстве? Ведь каждый человек для комфортного проживания подбирает себе пространственный эквивалент. С этой точки зрения, процесс социально-градостроительной сегрегации — это иерархия городских пространств, заключающаяся в неравномерном распределении общественных благ и разном качестве условий проживания, затрудняющая контакты между социальными группами.

До сих пор не определена единая однозначная оценка процесса социально-градостроительной сегрегации. Существуют как сторонники борьбы с этим явлением, так и те, кто видит в нём естественный положительный процесс.

Основным преимуществом пространственного расслоения называют психологический комфорт от нахождения в социально однородной среде. Для представителей городской элиты проживание на престижной территории не просто более комфортно, но также носит символический характер, служит для поддержания общественного статуса, ощущения безопасности и максимальной изоляции личной жизни от посторонних [9].

В то же время представители более низких слоёв чувствуют себя увереннее среди людей того же достатка, где могут рассчитывать на помощь и понимание. Таким образом пресекается «эффект относительного неблагополучия», обозначающий негативные психологические последствия от постоянного вынужденного сравнения собственного достатка и уровня жизни более обеспеченных соседей. Считается, что результаты такого сравнения могут приводить не только к подавленности и депрессиям, но и проявлению агрессии. Кроме того, в однородных районах легче реализовывать адресную помощь со стороны бюджета и благотворительных организаций. [10].

Такой подход согласуется с либерально-демократической и нео-либеральной жилищной политикой некоторых государств (к примеру, США, Мексики, Аргентины), при которой правительство проповедует политику невмешательства в рыночные отношения и предоставляет помощь только 3%-5% населения [11]. Стоит заметить, что состояние равновесия в обществе при поощрении пространственного разделения не всегда остаётся в приемлемых рамках, могут иметь место случаи «перегибов» и «крайностей» – при усилении процессов сегрегации развитие инфраструктуры концентрируется в престижных жилых зонах, «оттягивая» ресурсы у всего города [11]. Районы же проживания малоимущих становятся источником социальной напряжённости и повышенной криминальной активности. Ярким примером могут служить массовые беспорядки, прошедшие осенью 2005 года во Франции и августе 2011 года в Великобритании.

Зачастую такие территории негласно вносятся в «чёрный список» как неперспективные для инвестиций. Отсутствие материальных вложений извне приводит к деградации района, что в свою очередь вынуждает местных жителей покидать свои жилища. [10]. Опустевшие дома сносятся, а на освободившихся таким образом землях возводится новая жилая или общественная зона.

В случае сохранения функции территории новое жильё становится не по средствам прежним обитателям, оно переходит во владение более состоятельного социального слоя. Таким образом, проблемный район трущоб не исчезает, а перемещается на другое место. Как утверждает шведский исследователь городской среды Ронни Свенссон, «нерегулируемый рынок жилья всегда приводит к таким последствиям, что социально и экономически более слабые семьи и индивиды вынуждены перебираться в районы с бедными ресурсами, худшими бытовыми услугами, плохими квартирами и нередко безнадёжными видами на будущее, сильные же получают доступ к лучшим жилым районам в отношении экологии, бытового обслуживания, коммуникаций, рабочих мест и т.д.» [12].

Британскими исследователями в 1943-1944 годах была предложена концепция интегрированных (социально смешанных) жилых районов, соседств. В соответствии с этой концепцией предлагалось в каждом районе размещать жилье различной стоимости для семей, принадлежащих к разным социальным группам. Таким образом, была сделана попытка сгладить процессы социально-пространственной сегрегации. Развитие этой концепции привело к созданию архитектурного типа смешанной жилой застройки [10].

Можно сказать, что сторонники сегрегации руководствуются точкой зрения отдельного индивида и вопросами личного комфорта. В свою очередь противники сегрегации воспринимают это явление в масштабах всего общества и видят в нём угрозу социальной стабильности и устойчивости как общества в целом, так и перспектив развития безопасного и комфортного для всех города[13].

По проблеме сегрегации в настоящее время в странах Европы и США не разработано единой методики выявления уровня социально-градостроительной сегрегации на территориях жилой застройки городов. Несмотря на неоднозначное отношение общества к процессу социально-градостроительной сегрегации, в странах Европы и некоторых штатах США в качестве официальной градостроительной концепции развития городов приняты принципы социально-имущественного смешивания населения в местах проживания.

Как в европейских странах, так и в городах США, политика концентрации жилья для бедного населения в отдельных районах, даже на фоне приемлемых условий проживания, показала свою несостоятельность. В настоящее время выбор сделан в пользу точечного строительства отдельных домов или жилых комплексов во внутренних районах городов.

По современным представлениям, на социально-градостроительную сегрегацию общества можно влиять, не только возводя новый жилой фонд или реконструируя старый, но и повышая качество жизни района в целом. Поэтому в число часто используемых мер по уравниванию сегрегации входят:

— равномерное по качеству строительство жилья для представителей различных классов;

— создание открытых публичных пространств, в том числе и повседневного использования;

— смешение функциональных зон на микроуровне для поддержания интенсивной общественной жизни;

— приоритет пешеходного движения и «демократичных» видов транспорта (общественный транспорт и велосипеды);

— повышение эстетических качеств среды.

К определению социального стату­са отдельных районов (и их участков) города существует несколько подходов: одни из них обусловлены особенностями поведения жителей, характером социальной активности горожан, другие – характеристиками социально-демографического состава населения.

Социально-демографическая структура городского сообщества позволяет по доле представительности жителей одинакового социаль­ного статуса (социального слоя) в каждой территориальной ячейке определить её статус. Так, жители США, соблюдая «чистоту своего адреса», в действительности закрепляют за тем или иным районом мега­полиса место в общей структуре городских земель, дифференциро­ванной по значимости. Подобный подход в настоящее время, когда наше общество оказывается дифференцированным на слои населения, прежде всего по доходам, мог бы использоваться и в градострои­тель­стве, если бы современный город мог также быстро трансформировать свою сложившуюся структуру и нормативы её формирования под требования психологической и градостроительной обособленности кварталов для богатых. Такая дифференциация градостроительной структуры и требуемых качеств её среды в современных условиях городского финансирования ещё больше увеличивает диспропорции в развитии различных зон города: «богатые» районы процветают, а «бедные» становятся трущобами [13].

Читайте также:  Что такое закрыть кс в строительстве

Последствия социального расслоения, усилившегося в России в последние годы, заметнее всего в наиболее крупных городах, например Москве, Санкт-Петербурге, а в особенности в их центрах [14]. Формирование однородных «престижных социально-имущественных анклавов» – одна из форм самопроявления сегрегации [13]. Социальная революция, перераспределившая роли внутри городского сооб­щества, произошла и в географическом разрезе: жителями центров городов, наиболее престижных районов, лучших домов зачастую становятся уже другие люди – “неко­ренные” жители, “новые богатые”. Конфликты между поколениями, имущественными слоями, людьми с разными занятиями, этническая дифференциация становятся город­скими проблемами.

Несмотря на сильную перемешанность по территории города раз­ных социальных слоев, в крупных городах имеет место все же некоторая закономерность их простран­ственного распределения: от центра к периферии (как и с запада на восток) растет доля рабочих, а доля преподавателей вузов и научных работников снижается.

В настоящее время на восприятие, оценку горожанами среды проживания, сильно влияет такой фактор, как тип социализации (вытекающий из влияния на формирование личности среды про­живания, сложившегося стереотипа образа жизни, традиций и пр.). В Москве, например, несмотря на активное переселение москвичей из более централь­ных районов на окраину (в связи с реконструкцией центра и срединной зоны – пятиэтажной застройки), все-таки в центральной зоне наблюдается перевес коренных москвичей.

Степень центральности, срединности, периферичности места социализации, несом­ненно, оказывает влияние на типы восприятия, поведение населения, требования к среде и ее формированию. Различные психофизические свойства людей, их место в существующей социальной структуре, средовые приоритеты, сформировавшиеся в раннем возрасте (место социализации), наконец, качества самой среды, к которой происходит адаптация, приводят к различиям в оценке комфортности проживания населения в том или ином месте.

Не может существовать абсолютно идеально подходящей для всех членов территориального сообщества окружающей городской жилой среды, поскольку не может существовать абсолютно одинаковых предпочтений и взглядов на нее проживающего населения. Комплексная оценка среды, несмотря на свой объективный характер, всегда имеет и свои субъективные корни. Оценивая городскую среду по комплексу интересующих большинство горожан факторов, нельзя утверждать, что с этой оценкой согласно все население.

Одно и то же качество среды в разных местах города воспринимается по-разному: так, например, “ожив­ленность” улиц в центре города оценивается положительно, а “скученность” на окраине города – отрицательно. Однако возможно приблизить характер той или иной среды к основным требованиям большинства ее жителей – оптимизировать среду, ком­пенсировать ее недостатки с учетом средовых приоритетов населения.

На взгляды жителей города на городскую среду, на степень их заинтересованности в ее оптими­зации влияет и та среда, в которой проходит повседневная жизнь человека. Она формирует предпочтения, образ жизни, привычки и требования к окружению. Однооб­разная и неустроенная городская среда вызывает внутреннее неприятие, стремление отгородить себя от ее влияния, безразличие.

Недовольство средой проживания более выражено среди обитателей окраинных районов крупных городов, а также среди недавних горожан, бывших сельских жителей. Это связано с уменьшением средового разнообразия и снижением уровня городских услуг от центра к периферии, стремлением жителей отмежеваться от нее, изолировать себя от ее влияния в районе-спальне, а во-вторых, для периферийных районов характерна относительная средовая “молодость”, а потому и непривычность такой городской среды для ее жителей, которые переехали сюда из более привычных им мест.

Влияние выработавшегося с годами стереотипа жилого окружения (привычка), играет важную роль в восприятии городской среды. Воспитание городского сознания происходит постепенно, процесс впитывания го­родской культуры, привыкание к городскому образу жизни, городскому поведению, возможны в полной мере лишь в относительно сформированной благополучной городской среде. У выходцев из сельской местности или небольшого города еще не сформировалось городское соз­нание, городская жизнь для них менее привычна и поэтому внутренне отторгается. Среда формирует определенный образ жизни, в результате привыкания к которому тип поведения, выбор приоритетов человека либо воспроизводится постоянно живу­щим населением, либо переносится на другую территорию мигрирующим.

По мере того как люди формируют среду своей жизнедеятельности, выставляя определенные требования к ней (скамейки у подъездов домов с тесными соседскими контактами жителей), среда также корректирует сознание жителей. По мере влияния городского окружения на переехавшего из села в город человека, его требования к среде становятся более “городскими”. Поэтому коренные горожане более избира­тельно относятся к району проживания, и они в большей степени предпочитают наиболее “городскую” среду – среду центра города.

Тип социализации и образ жизни, несомненно, влияет на средовые ориентации, требования к жилью и жилому окружению. Так, опрошенные жители г. Долго­прудного предпочли бы жить “поближе к земле” – в индивидуальных домах (70%). Опрошенные долгопрудненцы, выросшие в среде небольшого города (22%), села (16%), уроженцы самого Долгопрудного (40%) и только 15% – жители больших городов, выбирают привычный для себя тип жилья: “современный малоэтажный” тип дома уступает “современному многоэтажному”, а “коттедж” – “дому с садом” (конечно, здесь влияет и отсутствие четкого представления о том, что такое “коттедж” или “современный малоэтажный” дом).

Почти половина опрошенных предпочитает «него­родскую» застройку (40% – дом с садом), 31% – менее привычный, но “близкий к земле” коттедж. Налицо взаимосвязь удаленности от центра района опроса “несредовой” ориентации его жителей (предпочтение качеству квартиры и прочим средовым харак­теристикам).

Характерно, что жители городов, как больших, так и малых, приехав в Москву, не хотели бы селиться на ее окраине, а бывшие сельчане проявили к периферийной зоне “повышенный интерес” (более 1/5 из них хотели бы жить на окраине). Надо заметить, что бывших сельских жителей в структуре районов не так уж и много (например, Ар­бат – 2%, ул. Горького – 4%, Матвеевское 8%), отчасти этим и объясняется сравни­тельно малое число сторонников новых микрорайонов.

То есть формирование требо­ваний к среде и выбор наиболее подходящего ее типа происходят исходя из результа­та комбинированного влияния места социализации и мест современного проживания – из средового опыта респондента (к которому примешивается еще ряд влияющих на выбор субъективных, ситуационных и пр. факторов). Тем не менее ясно, что сущест­вует взаимосвязь между развитостью городского сознания и развитостью самой городской среды (неразвитое городское сознание приехавших в Москву из сел совпадает с нераз­витостью городских качеств выбранной ими для проживания периферийной среды).

На такую комплексную оценку влияет множество факторов, в первую очередь привычка, сложившийся стереотип среды “обитания”, повседневной деятельности человека. Затем – осведомленность о других существующих типах среды (либо по­средством личного опыта, либо из средств массовой информации). И, конечно, качества городской среды, рассматривающиеся населением как наиболее значительные при ее оценке.

Существуют представления о той или иной среде, которые можно считать более объективными (ценными для большей части горожан): в центре города неудовлетвори­тельные природная среда в условия для воспитания детей, но больше возможностей для проведения свободного времени. При этом все типы среды имеют определенные компенсаторные факторы. Они характеризуют и различие поведения жителей города: для жителей нового района более характерны формы пассивного отдыха, “ослабление внутренних контактов – отчужденность между поколениями”.

Причинами этого могут быть особенности жизни в новых микрорайонах – например, изменение структуры проведения свободного времени: значительные затраты времени на поездки (трудовые, к знакомым и пр.), соответственно меньше времени остается для семейного досуга. Еще одна особенность жизни в новых микрорайонах – отчуждение от территории, связанное с недавним заселением этих районов, отсюда -отсутствие привычки к своему новому месту жительства, представление о нем как о “чужбине”.

Переселения приводят к оторванности от территории, средовому отчуждению (для возобновления взаимосвязи со средой требуются годы), в особенности, если переселе­ние вынужденное, в связи с выселением жильцов на окраины из домов, идущих под реконструкцию. В результате – негативное отношение к непривычной городской среде, неудовлет­воренность ее качеством.

Проявляются некоторые особенности в географии социального состава и средовых представлений горожан:

1) приоритеты у различных групп горожан (отношение к инновациям, оценка окру­жающей среды, образ жизни и пр.) различны;

2) распределение групп населения внутри городского пространства подчинено прост­ранственным закономерностям;

3) взаимовлияние и взаимоформирование слоев населения и среды выражаются в устойчивости форм внутригородского расселения (в стремлении жить в привычных местах);

4) существование взаимозависимости между при­оритетами населения в отношении среды данного типа и качествами этой среды (образ жизни, степень консервативности – устойчивости, мозаичности и пр.).

Изучение социальной активности горожан по отдельным районам города дает возможность разбить городскую территорию на зоны активности, определить центры активности населения: насыщенные объектами обслуживания; недонасыщенные, но обладающие функцио­нальными резервами; недонасыщенные, но не требующие вмешатель­ства для их воспроизводства[15]. Изложенный подход требует анализа и сопоставления нормативных и фактических, объективных характери­стик среды. Однако представляет не меньший интерес оценка качества среды её основным потребителем – жителями, т.к. именно она характеризует отношение каждого из опрошенных ко всему городскому пространству и к каждому участку городской среды, чем в конечном итоге определяется комфортность проживания [16,17].

Изучение субъективных оценок городской среды даёт возможность выделить условия и факторы, воспринимаемые населением как небла­го­приятные. Вполне очевидно, что эта оценка динамична, так как на каждом этапе градостроительного развития население определяется в своих оценках различных частей города, выявляя наиболее предпочти­тельные в данный момент районы, называя их престижными.

Результаты обследования, проведенного в г. Пензе, показали, что размещением своего жилья в структуре города удовлетворено лишь 55 % жителей. В качестве наиболее привлекательных районов для про­живания были выделены: центр – как наиболее «престижный и удобный» район города, насыщенный функциями обслуживания (1 место); крупный по территории и коли­че­ству населения периферийный район города – как наиболее «реальное место переселения» по наличию активной строительной деятельности, имеющий хорошую транспортную инфраструктуру и насыщенный объектами обслуживания (2 место); небольшой район в непосредственной близости от лесопарковой зоны, с хорошими экологическими характеристиками и устоявшемся статусом «интеллигентного», но недонасыщенный обслуживающими функциями (3 место). Остальные райо­ны города остались в отрыве от «лидеров»[16].

Корректировка процесса сегрегации возможна при активном вмешательстве государства в рыночные механизмы распределения жилья.

Существующие государственные программы по строительству доступного жилья и выделению субсидий для отдельных групп населения практически не регулируют процесса сегрегации, т. к. действуют по законам рынка (жильё для социальных нужд обычно возводится отдельными массивами на периферии города) [5]. Выравнивание социально-градостроительной сегрегации современного города возможно: путем строительства социально смешанной застройки, что было характерно для периода советской архитектуры; при проведении специальных мер по «деконцентрации» бедности в программах реконструкции городской застройки; путем повышения качества жилой среды.

Источник: web.snauka.ru

Сегрегация в бетоне

Сегрегация в бетоне — это случай сегрегации частиц в бетоне, в котором частицы имеют тенденцию к сегрегации благодаря различиям в размерах, плотности, форме и других свойствах частиц, из которых они состоят.

Определение

Американское общество по испытаниям и материалам (American Society for Testing and Materials) описывает его следующим образом: «Сегрегация в бетоне обычно рассматривается как отделение некоторых групп агрегатов от цементного раствора в изолированных местах с соответствующими недостатками этих материалов в других местах. Сегрегация приводит к пропорциям уложенного бетона, отличающимся от проектируемых. Сегрегация может быть результатом внутренних факторов, таких как бетон, который не распределяется должным образом и не смешивается надлежащим образом, или слишком работоспособной смеси. Это также может быть результатом внешних факторов, таких как слишком большая вибрация, улучшенная транспортировка, размещение или неблагоприятные погодные условия. Соответствующее увеличение пропорции цемента в верхних областях, как правило, делает их чувствительными к увеличению шринкажа и образованию cra . Эти краи могут иметь ширину от 10 мкм до 500 мкм, образованные перпендикулярно на поверхности, и быть в виде картин «.

Читайте также:  Сколько соток надо для строительства дома по закону

Эффект сегрегации происходит от неправильной пропорции смеси, плохое знание литья (опыт строительных работ) бетона было в центре внимания как моделирующего, так и эмпирического исследования.

См. также

Примечания

Бетон должен быть выделен из свободной формы. Определяется как разрушение коиона (разделение бетонного агрегата) в массе бетона. Это приводит к вычесыванию сот, снижению плотности и, в конечном итоге, к потере прочности затвердевшего бетона. В конечном счете долговечность конструкции также снижается.

Источник: ru.knowledgr.com

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр».

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.12.2011 № 1013-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

ОДМ 218.3.016-2011

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению фракционной
сегрегации асфальтобетонных смесей

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — методический документ) распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, и устанавливает методику определения фракционной сегрегации асфальтобетонных смесей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.3.002-75 (СТ СЭВ 1728-89) Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 сегрегация (расслоение): Изменение гранулометрического состава минеральных материалов и изменение содержания вяжущего в первоначально однородной асфальтобетонной смеси из-за отдельных перемещений частиц крупного и мелкого заполнителя в процессе работы со смесью.

3.2 качество смешения: Однородность состава асфальтобетонной смеси сразу после перемешивания.

3.3 показатель расслоения: Различие в содержании вяжущего и/или в результатах просеивания между мелкими и крупными частицами расслоившейся асфальтобетонной смеси.

3.4 растворная часть смеси: Часть асфальтобетонной смеси, минеральный наполнитель которой имеет размер частиц менее 2 мм.

4 Средства контроля и вспомогательное оборудование

Используется следующее оборудование:

— сегрегатор — механическое устройство, с помощью которого определяется изменение гранулометрического состава минеральных материалов асфальтобетонной смеси (рисунок 1);

— контейнеры (3 шт.) диаметром 500 мм;

— весы с точностью измерения ±0,2 кг;

— сушильный шкаф, способный вместить сегрегатор и обеспечивающий температуру нагрева до 200 °С с точностью ±2 °С;

— термометр с диапазоном измерений от 150 °С до 200 °С с точностью ±2 °С.

1 — подвесной металлический бункер; 2 — нижняя заслонка сегрегатора; 3 — платформа (плита); 4 — отверстия; 5 — корпус

Рисунок 1 — Сегрегатор с точностью размеров ±5 мм

5 Отбор проб и приготовление образцов

В качестве образцов для испытания используется асфальтобетонная смесь, приготовленная в лабораторных условиях или отобранная в процессе производства работ при устройстве асфальтобетонного покрытия (смесь может быть отобрана на любом этапе производства работ: асфальтобетонный завод, кузов автомобиля-самосвала или бункер асфальтоукладчика).

Масса отобранной пробы составляет не менее 10 кг для песчаных асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009, не менее 20 кг для мелкозернистых асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31015-2002 и не менее 40 кг для крупнозернистых асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009.

6 Порядок проведения испытания

Подвесной металлический бункер сегрегатора должен быть чистым и сухим.

Проба асфальтобетонной смеси нагревается в сушильном шкафу до температуры, заданной ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31015-2002.

При использовании смеси с модифицированными вяжущими, должна быть выбрана температура, обеспечивающая ту же вязкость смеси, что и при использовании обычного вяжущего.

Одновременно с разогревом пробы асфальтобетонной смеси нагревается подвесной металлический бункер сегрегатора до температуры 160 °С — 170 °С. После чего незамедлительно выполняются следующие операции.

Нагретая асфальтобетонная смесь помещается в подвесной металлический бункер сегрегатора. Определяется температура асфальтобетонной смеси. Затем открывается нижняя заслонка сегрегатора, при этом испытываемая асфальтобетонная смесь падает приблизительно с высоты 700 мм на платформу, после чего определяется время в секундах, за которое смесь высыпается из бункера.

Далее вручную на плите сегрегатора открывается внутреннее отверстие размером 140 мм. При этом в первый контейнер собирается мелкая часть испытываемой смеси, упавшая с отвала через внутреннее отверстие. Затем открывается отверстие размером 220 мм. При этом во второй контейнер собирается средняя часть испытываемой смеси, упавшая с отвала. В третий контейнер собирается материал, остающийся на платформе, который именуется как крупная часть испытываемой смеси.

7 Обработка результатов испытания

Испытание средней части асфальтобетонной смеси не требуется для определения склонности к сегрегации и может быть исключено из процедуры испытания. Однако это испытание может быть включено в случае, когда необходимо подтвердить, что определенное количество вяжущего этой части находится в пределах между определенным количеством вяжущего крупной и мелкой частей смеси.

7.1 Вычисление показателя сегрегации вяжущего в асфальтобетонной смеси

Показатель сегрегации вяжущего вычисляют с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

где: SVbinder — показатель сегрегации вяжущего, % по массе,

7.2 Вычисление показателя сегрегации каменных материалов в асфальтобетонной смеси

Показатель сегрегации крупных каменных материалов определяется по ситам с квадратным сечением ячейки размерами D (наиболее крупный размер), D /2 и 2 мм с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

где: SVn — показатель сегрегации каменных материалов в смеси на сите n , % по массе;

Sf , n — результат просеивания мелкой части смеси на сите n , % по массе;

Sc , n — результат просеивания крупной части смеси на сите n , % по массе.

7.3 Вычисление показателя качества асфальтобетонной смеси

Содержание вяжущего в растворной части мелкой части асфальтобетонной смеси определяется с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

S f , 2 мм — результат просеивания на сите с ячейками 2 мм мелкой части смеси, % по массе.

Содержание вяжущего в растворной части крупной части асфальтобетонной смеси определяется с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

Вс,m = Вс × 100/ S с ,2 мм , (4)

Sc , 2 мм — результат просеивания на сите с ячейками 2 мм мелкой части смеси, % по массе.

Показатель качества асфальтобетонной смеси определяется с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

MQ = Bf — Bc , (5)

где: MQ — показатель качества смеси, % по массе;

8 Точность вычисления результатов

Расслоение вяжущего и каменных материалов в асфальтобетонной смеси SV

Содержание вяжущего в асфальтобетонной смеси Вт

Показатель качества асфальтобетонной смеси MQ

9 Требования безопасности и охраны окружающей среды

При приготовлении асфальтобетонных смесей могут соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002-75 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91.

Материалы для приготовления асфальтобетонных смесей (щебень, песок, минеральный порошок и вяжущее) по характеру вредности и степени воздействия на организм человека могут быть отнесены к малоопасным веществам, соответствуя классу опасности IV по ГОСТ 17.2.3.02-78.

Нормы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в процессе проведения лабораторных испытаний не могут превышать норм, установленных ГОСТ 17.2.3.02-78.

Воздух в рабочей зоне при приготовлении асфальтобетонных смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.005-88.

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в асфальтобетонных смесях не может превышать значений, установленных ГОСТ 30108-94.

Ключевые слова: сегрегация, расслоение, сегрегатор, показатель расслоения, качество смешения, растворная часть смеси

Источник: gostrf.com

Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации

Асфальтобетонное покрытие — подходящий стройматериал для дорог. Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки.

В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.

Характеристика асфальтобетонной смеси

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

Вернуться к оглавлению

Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации

В статье рассмотрено явление сегрегации, оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия. В результате экспериментальных исследований был найден эффективный способ устранения сегрегации, как фракционной, так и температурной — метод беспрерывного устройства асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей.

Ключевые слова: асфальтобетонное покрытие, капитальный ремонт, перегружатель, асфальтобетонная смесь, сегрегация, качество покрытия, гранулометрический состав.

Одним из способов повышения межремонтных сроков является устранение сегрегации. Сегрегация — изменение гранулометрического состава минеральных материалов или температуры в первоначально однородной асфальтобетонной смеси из-за отдельных перемещений частиц крупного и мелкого заполнителя в процессе работы со смесью [2].

В процессе производства и укладки асфальтобетонной смеси, загрузке автосамосвалов, транспортировании и выгрузке в асфальтоукладчик происходит перераспределение фракций в объеме — фракционная сегрегация, которая приводит к появлению сегрегационных пятен (неоднородность по структуре асфальтобетонного покрытия) и в дальнейшем ведет к преждевременному локальному разрушению покрытия.

При появлении сегрегации в смеси происходит концентрация крупнозернистых фракций на одних участках покрытия, в то время как другие включают концентрацию мелкозернистых (создание неоднородной смеси по гранулометрическому составу).

Иное явление оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия — температурная сегрегация, возникающая при транспортировании асфальтобетонной смеси и выгрузке в бункер укладчика. Факторы, влияющие на величину разницы температур:

– температура смеси при загрузке автосамосвала;

– температура окружающего воздуха;

– размер кузова по отношению к количеству перевозимой смеси;

– дальность и скорость перевозки (время транспортирования);

– остывание в кузове асфальтобетонной смеси;

– время ожидания перед выгрузкой смеси в бункер укладчика.

Методика беспрерывного устройства асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей возникла сравнительно недавно (примерно 30 лет назад в США). При производстве перегружателя конструкторы задались целью обеспечить высокую скорость укладки, уменьшить остановки асфальтоукладчика и исключить контакт с ним автосамосвала.

В штатах США расписаны требования по качественным показателям асфальтобетонной смеси, за превышение которых подрядчикам платят дополнительные деньги, за их снижение — взыскивают штрафы. За существенные снижения — удерживают сумму от контракта, которая идет на переделку покрытия и работы по исправлению дефектов. Также в 27 штатах запрещена укладка асфальтобетонной смеси без применения перегружателя, в некоторых штатах утвердили обязательное использование перегружателей асфальтобетонной смеси на определенных объектах. В других даже подробно описали технические характеристики используемых машин, так как не все перегружатели способны обеспечить необходимые показатели.

В 2005 году в Испании были испытаны перегружатели Roadtec Shuttle Buggy, доказавшие свою эффективность для устранения сегрегации, а также усталостные испытания, которые свидетельствуют о влиянии сегрегации на долговечность покрытия.

После проведения исследований Министерство Транспорта приняло решение об обязательном применении перегружателей при работе на объектах с площадью укладки более 70000 м2.

Также в борьбе с сегрегацией в странах Европы далеко продвинулась Швеция. Они ввели понятие — «фактор риска», который является отношением площади свежеуложенного покрытия низкой температурой относительно общей площади укладки. Транспортной администрацией была введена система бонусов и штрафов, привязанных к этому фактору.

В 2002 года в России были проведены работы, связанные с оценкой влияния сегрегации на долговечность и качество покрытия. Было проведено исследование температуры свежеуложенного слоя с применением специальных видеокамер.

В 2013 году при строительстве автомобильной дороги А-1414 Брянск-Смоленск был выполнен анализ использования в составе отряда машин перегружателя асфальтобетонной смеси.

В таблице приведены результаты измерения температуры асфальтобетонной смеси в кузове автосамосвала, которые подтверждают, что смесь подвержена сегрегации даже при малом транспортном расстоянии (15 км).

При традиционной укладке асфальтобетонной смеси разница температур в среднем достигает 22С, при использовании перегружателя средняя величина сокращается до 2С.

Читайте также:  Кредит на строительство в Почта банке отзывы

Подобные результаты получились при температурном контроле укладываемого покрытия в рамках той же программы исследований:

Трасса Км Температура вкузове автосамосвала Разница температур на покрытии, устроенном сперегружателем
А-181 «Скандинавия» 110+000–128+000 95С не более 6С
М-10 «Россия» 530+000–570+000 83С не более 3С
А-114 Вологда — Новая Ладога 530+000–570+000 98С не более 2С

На данный момент структурными подразделениями центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлением автомобильных дорог, управлением автомобильных магистралей, межрегиональным дирекцией по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органом управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации был рекомендован к применению с 06.08.2009 ОДМ 218.5.002–2009 «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси» (ОДМ 218.5.002–2009) [3].

Применение перегружателей позволяет:

– увеличить производительность по укладке дорожного покрытия, так как исключается время на разгрузку из автосамосвала в бункер укладчика, перегружатель может выгружать смесь без остановки асфальтоукладчика;

– снизить стоимость транспортирования материала, так как количество автосамосвалов снижается на 25 % в связи с тем, что исключается «узкое место» — ожидание грузовика возле асфальтоукладчика, так же более эффективно используются более крупные машины.

– устранить эффект сегрегации;

– температура асфальтобетонного покрытия более стабильная, чем температура, без применения перегружателя, что значительно повышает качество дорожной одежды.

– можно добиться стабилизации температур смеси в покрытии;

Так же технология существенно увеличивает межремонтный срок службы, что влечет за собой экономический эффект.

Марки растворов

Характеристика асфальтобетонной смеси

На рынке строительных материалов представлены две марки. Первая марка предполагает использование щебня 1000-1200. Для второй марки — применяют щебенку 800-1000. Перед тем как воспользоваться той или иной смесью, необходимо определить ее марку. Горячие составы, которые укладываются при определенной температуре, имеют следующую маркировку (i):

раствор марка;высокоплотные; i;плотные;А; i, ii;Б, В; i, ii, iii;Г, Д. ii, iii;пористые i, ii. Вернуться к оглавлению

Виды составов

На сегодняшний день существует огромное количество различных асфальтобетонных составов. Все они отличаются по внутренним компонентам, наличию дополнительных присадок. Принято делить асфальтобетонные смеси по следующим типам:

  • Для тротуарных покрытий, дорожек, внутреннего двора. В основе таких смесей лежит песок.
  • Для укладки городских улиц, где идет неинтенсивное транспортное движение, или же ямочного ремонта. Здесь применяют асфальтобетонные смеси мелкого помола.
  • Для создания подстилающего пласта. Используется асфальт крупного помола, который укладывается в несколько слоев.
  • Для обустройства дорожного покрытия на мостах или крупных дорожных развязок. Здесь необходима асфальтобетонная смесь с добавлением битума и полимеров.
  • Для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах. Здесь необходим самый прочный материал – тот, в составе которого присутствует строительная мастика и щебень.
  • Для обработки спортивных площадок. Для этого используют бетон с большим количеством битума и резиновых присадок.

Особенности

Стройматериал должен производиться на предприятии с соблюдением правил. Отгрузку необходимо осуществлять в самосвал. Щебеночно-мастичный раствор используют для уплотнения поверхностного выравнивающего слоя автомагистралей, укладки взлетно-посадочных покрытий, тротуаров, площадей и пр. Свойства строительного материала позволяют усилить сцепление со слоем дорожного полотна, что повышает безопасность передвижения автомобилей.

Сейчас читают: Чем приклеить пластик (пластиковую панель, металл) к бетону в домашних условиях

Как показала практика использования асфальтобетона в прошлом, некоторое время спустя после начала эксплуатации покрытия, на верхнем слое быстро появлялись неровности, позднее и выбоины. Это происходило из-за того, что при погрузке, перевозке и проведении укладочных работ раствор подвергался расслоению (или сегрегации).

Сегрегация асфальтобетонного покрытия — процесс, который приводит к неправильному распределению зерен, пузырьков воздуха и битума в строительном материале. Сегрегация провоцирует диспропорции компонентов, содержащихся в смеси. Процесс сегрегации сокращает срок эксплуатации покрытия. Иными словами, сегрегация вызывает эффект, противоположный смешиванию составляющих. Сегрегация делает раствор неоднородным.

Вернуться к оглавлению

АБЗ и актуальные сейчас производственные разработки

По окончании того как мы определились с классификацией и общими характеристиками асфальтобетонных смесей, разберёмся с тем, какова инструкция их производства.

Производство асфальтобетонных смесей осуществляется промышленным методом на специальных фирмах асфальтобетонных фабриках (АБЗ). Рассмотрим кратко, что собой воображает современный АБЗ.

Оборудование для изготовления асфальтобетона

Современные АБЗ смогут быть мобильными (мобильными) либо стационарными. Но, не обращая внимания на конфигурацию, они оборудованы всеми устройствами, нужными для автономного исполнения всех технологических операций.

Среди технологических операций, проводимых на современных АБЗ, отметим следующие:

  • Операции, на протяжении которых выполняется приемка, подача и хранение в бункеры каменного заполнителя.
  • Операции, в ходе которых выполняется приемка, хранение, подача и нагрев в дозатор связующего компонента (битума);
  • Операции, на протяжении которых выполняется прием, подача и хранение в дозатор минеральных порошковых заполнителей;
  • Операции приема, хранения, подачи и нагрева в дозатор поверхностных активных веществ (ПАВ);
  • Комплексные операции, ориентированные на приготовление смесей (дозирование компонентов, предварительная сушка минеральных заполнителей, грохочение (сортировка) нагретого щебня либо гравия, дозирование связующего компонента (битума), смешение компонентов в смесителе и последующая их выгрузка в виде готовой смеси);
  • Операции, в ходе которых выполняется складирование, отгрузка и кратковременное хранение готового продукта.

Для действенного проведения вышеперечисленного списка работ, АБЗ оснащаются следующим списком технологического оборудования:

  • Устройства для приема, подачи и хранения каменных материалов в бункеры смесителя;
  • Устройства для подачи и приёма хранения минерального порошка к смесителю (подача материала осуществляется при помощи пневмосистемы);
  • Устройства для приема, хранения, нагнетания и разогревания битума в смеситель;
  • Устройства для приема, хранения, нагнетания и разогрева ПАВ в смеситель;
  • Дробильно-сортировочные установки, предназначенные для отсеивания и измельчения заполнителя требуемой фракции;
  • Смесители, в которых происходит перемешивание всех компонентов до требуемой консистенции;
  • Оборудование для отгрузки готового продукта (элеватор либо скип) и накопительные бункеры.

Современные АБЗ, в соответствии с типом размещения подъездных дорог, подразделяются на приобъектные (притрассовые) и прирельсовые модификации.

Выбирая производственное оборудование, нужно учитывать параметры производительности, каковые напрямую зависят от числа смесительных установок. Так на стационарных фабриках используется от двух до шести смесителей, в то время, как на мобильных аналогах, цена которых доступнее, число установок не превышает двух единиц.

Учитывая то, что АБЗ по принципу действия подразделяются на модификации периодического и постоянного действия, рассмотрим производственные разработки, характерные для каждой категории.

Производственные разработки постоянного и циклического изготовление

Разработка постоянного изготовление асфальтобетона предполагает исполнение следующих производственных этапов:

  • хранение и Приёмка минеральных материалов в особых бункерах, оснащённых дозаторами. На этом же этапе дозируется песок и щебень с учетом технологических степени и норм влажности материалов.
  • дозирование и Приёмка минерального заполнителя в виде порошка.
  • Потом, требуемое количество материалов из дозаторов транспортируется в сушильный барабан, где компоненты будущей смеси нагреваются и интенсивно перемешиваются, в следствии чего, избыточная влага выводится наружу.
  • последующее дозирование и Нагрев битума. Нагретый материал направляется в смеситель, куда попадают остальные заблаговременно просушенные материалы.
  • Наиболее ответственный этап, на протяжении которого все компоненты перемешиваются до однородной консистенции.
  • Отгрузка готового материала в накопительный бункер с последующей отгрузкой продукции в транспортное средство.

Принципиально важно: Разработка постоянного действия не предполагает дозирования и сортировки тёплых минеральных заполнителей. Исходя из этого нужно очень ответственно отнестись к дозировке этих компонентов своими руками еще в холодном состоянии.

Циклическая разработка изготовление асфальтобетона есть классической методикой и предполагает тщательное отсеивание и дозировку минеральных заполнителей в нагретом состоянии. В следствии смеси, приготовленные на таком оборудовании, в основном соответствуют технологическим требованиям.

Помимо этого, продукт, приготовленный по классической разработке, считается более однородным, поскольку все заполнители перемешиваются как в сухом состоянии, так и по окончании добавления связующего компонента.

Итак, мы рассмотрели главные изюминки асфальтобетона и взяли неспециализированное представление об изготовлении этого материала. Напоследок, поведаем о факторах, оказывающих негативное действие на свойства асфальтобетона, и рассмотрим методы минимизации ущерба.

Правила приемки

Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.

Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.

Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.

Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.

Вернуться к оглавлению

Особенности асфальтобетонной смеси

Если вы выбираете асфальтобетонную смесь, заранее определитесь, каких свойств вы хотите получить от нее. Это обеспечивается составом строительной массы. К основным задачам асфальтобетонной смеси относят уплотнение горячего материала, определение пористости, испытание его на соответствует отведенных требованиям. Если при приготовлении асфальтобетонной смеси были соблюдены все пропорции и правила, то асфальт будет соответствовать нужным требованиям – прочности и долговечности. Этапы создания асфальтобетонной смеси следующие:

  1. В первую очередь нужно определить качество и основные характеристики составляющих компонентов. Они должны соответствовать требованиям марки асфальтобетонной смеси.
  2. Потом проводится расчет минеральной части готовой смеси.
  3. Определяется нужный объем битума, который заполняет свободные пространства между крупными частицами.
  4. В конце добавляются определенные присадки, которые добавляют бетону определенные характеристики.

В целом, создание асфальтобетонной смеси подразделяется на следующие этапы:

  • Определение составляющих частей.
  • Определение качества сырья.
  • Просчет объема компонентов, необходимых для создания определенного объема асфальтобетонной смеси.
  • Расчет стоимости заказа.
  • Загрузка сырья в бункер для дозировки составляющих компонентов.
  • Сушка минеральных веществ, их прогрев для определенной температуры.
  • Подготовка вяжущего вещества, его разогрев и добавление определенных присадок.
  • Загрузка составляющих компонентов в смеситель и установка нужных параметров.

Расход и плотность стройматериала

Качество и уплотнение дорожного покрытия зависит от свойств, регламентированных в государственном стандарте. В соответствии с нормативами, на вес и плотность 1м3 асфальтобетонного состава влияет песок, который добавляют в его состав. Таким образом, масса составляет:

кварцевый песок — 2200 килограммов на кубометр;шлаковый песок — 2350 килограммов на кубометр.

Шлаковый строительный песок используется для уплотнения смеси. Удельный вес бетона, в котором содержится щебень крупной фракции, больше других видов стройматериала. Точный показатель получить крайне сложно, но средняя масса составляет примерно 2100 килограммов на один м3.

Показатели принимают во внимание при произведении расчета нужного количества стройматериала для конкретных работ. Помимо этого, такие данные иногда учитываются при проведении разборки покрытия дорог, — это позволит определить грузоподъемность спецтехники и число машин. При проведении строительных работ на частной территории (бетонирование площадки и пр.) необходимо предварительно рассчитать расход состава. Таким образом, вы заранее определите стоимость и количество строительного материала. Расход раствора можно рассчитать следующим образом:

    Прежде всего, следует определить площадь территории, которая будет асфальтироваться. Например, есть площадка 50 м2. При это толщина асфальтобетона составляет один сантиметр.Чтобы покрыть 1 м2 дороги потребуется двадцать пять килограммов состава. Следовательно, для площадки в 50 м2 потребуется 25*50 = 1250 килограммов материала.Поскольку в одном м3 примерно 2250 килограммов асфальтобетона, на покрытии такой площадки потребуется 1250:2250 = 0,55 м3 бетона.

Вернуться к оглавлению

Вывод

Теперь мы знаем о том, какой вес 1м3 асфальтобетонной смеси и о том, что представляет собой этот строительный материал. Кроме того, мы рассмотрели особенности промышленного производства в соответствии с ГОСТ на асфальтобетонные смеси и обозначили факторы, оказывающие негативное воздействие на прочностные параметры готового продукта (читайте также статью «Типы асфальтобетонных смесей и особенности их производства»).

Остались какие-либо вопросы? Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.

Источник: veka-slide.ru

Рейтинг
Загрузка ...