Что такое стандартизация в строительстве в России

Еще одним фактором, который влияет на объемно-планировочное решение, является индустриальный метод строительного производства, основанный на максимальной механизации производственных процессов. Заводское производство сборных изделий ставит перед проектированием специфические требования унификации.

Унификация — научно-обоснованное сокращение числа общих параметров и их элементов путем устранения функционально не оправданных различий между ними. Унификация обеспечивает приведение к единообразию и сокращению числа основных объемно-планировочных размеров здания

(высот этажей, пролетов перекрытий, размеров оконных и дверных пролетов) и, как следствие, к единообразию размеров и форм и конструктивных элементов заводского изготовления. Унификация позволяет применять однотипные изделия в зданиях различного назначения. Основой для унификации является Единая Модульная Система в Строительстве (ЕМС) — совокупность правил координации (взаимного согласования) объемно-планировочных и конструктивных размеров зданий, строительных изделий и оборудования для их формирования на основе кратности единой величине — модулю. В России и в большинстве европейских стран в качестве единого основного модуля М принята величина 100 мм.

Что такое стандартизация?

Укрупненный модуль (мультимодуль) равен основному М, увеличенному в целое число раз. Установлен следующий предпочтительный ряд величин укрупненных модулей: ЗМ, 6М, 12М, 15М, 30М, 60М (т.е. 300, 600, 1200, 1500, 3000, 6000 мм).

Дробный модуль равен какой-либо из следующих частей основного модуля— 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М, 1/100М (т.е. 50,20,10, 5,2,1 мм).

В жилищном строительстве принят укрупненный планировочный модуль — 6М (600 мм).

В проектах массовых общественных зданий (школ, детских учреждений) также принимают модуль 6М, если для их возведения используют конструкции жилых зданий. Во всех остальных случаях применяются модули 15М, 30М, 60М, 12М.

Высота этажа в жилых, общественных и многоэтажных производственных зданиях принимается равной расстоянию между отметками чистого пола смежных этажей, в одноэтажных промышленных зданиях — расстояние от уровня чистого пола до низа конструкции покрытия. Высота этажа жилого здания для строительства во II и III климатических районах принимается равной 2,8 м, а в I и IV — 3 м.

Размеры высоты этажей для общественных и промышленных зданий составляют следующий модулированный ряд: 3,3; 3,6; 4,2; 5,4; 6,0; 7,2; 8,4; 9,6; 10,8; 12,6; 14,4; 16,2; 18,0 м. Выбор высоты этажа определяется назначением здания, например, для школ и больниц — 3,3 м, для торговых залов — 4,2 м и т.д.

Взаимное расположение элементов здания в пространстве устанавливается с помощью трехмерной условной пространственной системы взаимно пересекающихся модульных плоскостей. Расстояние между плоскостями кратно основному или избранным для проектируемого объекта нескольким взаимосвязанным мультимодулям. Основные конструкции здания при проектировании размещают в пространстве, совмещая с модульными плоскостями.

Обзор федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации»

Линии пересечения модульных плоскостей, совмещенных с несущими конструкциями здания, образуют линии модульных разбивочных осей в плане и разрезе. В начале строительства здания осуществляется размещение его осей на местности, называемое разбивкой осей здания. Все строительные конструкции здания привязываются к полученным разбивочным осям.

Источник: ozlib.com

История стандартизации в России

Упоминания о русских мерах встречаются уже в первых памятниках древнерусской письменности: в летописях, в «Русской Правде», в грамотах русских князей. 996м годом датируется Уложение киевского князя Владимира, в котором шла речь о соблюдении единых мер веса и длины по всей Руси.

Надзор за правильностью мер и весов был поручен в Древней Руси духовенству. Характерным примером его роли в «мерных делах» (или клеймении) может служить грамота, данная в 1135 году городу Новгороду новгородским князем Всеволодом Мстиславовичем. В ней князь , ссылаясь на грамоту цареградского патриарха Фотия, что « искони от бога» было установлено «торговые весы, мерила и чаши от весов блюсти епископу без пакости . и на всякий год взвешивати», поручает заботу о мерах и весах церкви святой Софии и епископу церкви святого Иоанна. С целью предотвращения неправильных измерений и обманов, связанных с использованием мер и весов, были установлены строгие наказания для виновников порчи средств измерений, особенно злонамеренной.

С образованием московского государства в XV веке надзор за правильностью мер и весов от духовенства постепенно переходит к гражданской власти. Двинская грамота Ивана Грозного о новых пе чатных мерах (осьминах) от 21 декабря 1550 г. являлась исторически важным документом, внедряющим систему мер и весов, которая опиралась на органы земского самоуправления и на порядок передачи верных значений единиц измерения от образцовых (служат для поверки и градуировки по ним других мер) к рабочим мерам (применяют для практических измерений).

Повсеместно в государстве вводились московские образцы. Принятые при царе Иване Грозном печатные меры способствовали установлению единообразия мер в стране , т.к. они являлись первыми, хотя и несовершенными образцовыми мерами (эталонами). Первые попытки производить изделия одного качества проявились в России еще в 1555 году, когда московские пушкари Болотов и Олексиев были посланы для литья ядер в Новгород с повелением местным властям «…ядра делати круглыя и гладкия…и каковы им укажут пушкари». Для проверки размеров изготовляемых ядер были введены специальные «стандартные» калибры — кружала. То есть по сути в стране был введен некий прообраз стандарта на изготовления единого пушечного калибра-кружала.

К этому же периоду относится основание сторожевого городка Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по «стандартным» размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска — в Угличе. А при строительстве храма Василия Блаженного использовались стандартные детали кирпичи восемнадцати типов.

Образцовые меры, с которых снимались первые копии, хранились в приказах Московского государства. Эти данные свидетельствуют о том, что при Иване Грозном начал создаваться прообраз государственной системы обеспечения единства измерений и государственной метрологической службы. Царские указы по введению единых мер в государстве отсылались на места совместно с образцами мер. Работы по надзору за мерами и их поверку проводили два столичных учреждения: Померная изба и Большая таможня. На местах надзор был поручен воеводским и земским изб (с XVI эти присутственные места были переименованы в приказы), и, непосредственно, старостам, целовальникам и другим должностным лицам («верному люду»).

Читайте также:  Точка строительство что это

Конечно, в период раздробленности Руси общепринятых мер для всего государства не было, что объясняется разобщенностью, раздробленностью, отсутствием тесных политических связей. Лишь с развитием производительных сил, в период становления Русского централизованного государства, появляются меры, общие для всей страны. Но еще длительное время надзор за мерам и весами находился в руках церкви. И только в XVIXVII вв. общая организация надзора и формы его осуществления претерпели изменения: надзорны функции были переданы от духовенства чиновникам и органам местного самоуправления. Изза отсутствия единой схемы работы упорядоченной системы надзора в этот период создать не удалось.

В XVI в. в связи с общим ростом экономики страны, следствием которого явилось успешное развитие внутреннего рынка, постепенно превращавшегося во всероссийский, открытие Северного морского пути через Архангельск, интенсивная торговля с Западной Европой, появляются специальные трактаты, посвященные вопросам метрологии.

Установление и развитие торговых отношений на государственном уровне с другими странами в дальнейшем способствовало усовершенствованию системы мер, а также появлению различных документов, регламентирующих эту деятельность.

Из специальных трактатов о мерах можно выделить прежде всего на «Торговую книгу», которая являлась своего рода справочником о товарах и ценах на них. В ней дано подробное описание существовавших на Руси мер, приведены кратные отношения одних единиц измерения к другим. «Торговая книга» была составлена во второй половине XVI в. в Москве, затем в первой половине XVII в. она была дополнена новыми сведениями. «Торговая книга» может считаться одним из первых обобщающих трудов по русской метрологии.

В основных чертах российская система мер сформировалась к концу XVII века. Фундаментом этой системы являлись Двинская грамота (1550 г.), Соборное Уложение (1649 г.), Таможенный устав (1653 г.) и Новоторговый устав (1667 г.), которыми были установлены первые образцовые печатные меры объема для сыпучих тел — осьмины и определены размеры фунта и сажени равной трем аршинам.

Промышленная стандартизация в России начала зарождаться на переходе с XVII в XVIII век, когда был опубликован ряд указов Петра I, предписывающих обеспечить взаимозаменяемость и проводить ресурсные испытания. В 1694 1696 гг. по единому образцу была изготовлена серия галер и брандеров; в 1701 году был издан указ Петра I о строительстве типовых жилых домов в Санкт-Петербурге; в 1713 г. в Архангельске, а в 1718 г. в Петербурге были организованы правительственные бракеражные комиссии, которые занимались проверкой качества экспортируемого льна.

Распространение промышленной стандартизации во всем мире связано с развитием массового производства, железнодорожного транспорта. В конце XIX века в ряде быстропрогрессирующих отраслей стали появляться единые правила, нормали, технические условия и другие нормативные документы. Разработкой норм занимались различные государственные учреждения, съезды промышленников, акционерные общества и прочие организации.

К этому времени получило распространение и само слово «стандарт» от английского «standard», в числе значений которого образец, мерило, норма.

В 1860 году был установлен единый размер колеи и утверждены габаритные нормы предельного очертания для приближения строений и подвижного состава на железнодорожном транспорте. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году единые технические требования на поставку основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта.

В 1885 году на съезде русских железозаводчиков, созванном министерством государственных имуществ, выступил профессор Н.А. Белолюбский. Он предложил объединение профилей для всех русских заводов, которые пользуются железом. «Русский нормативный метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, двутавровое, корытное железо» вышел в свет в 1899 году. Издание носило предварительный характер.

Первым ведомством, одобрившим русский нормальный метрический сортамент и введшим его в действие, было Министерство путей сообщения. В 1900 году дополненный и исправленный «Русский нормальный метрический сортамент» был официально переиздан. Примерно в эти же годы несколько позднее были предприняты усилия по разработке ряда правил и норм проектирования электротехнических устройств, введения норм на цемент, унификации вооружения, сделана попытка стандартизации зерновых в части торговой классификации и др.

Внедрение единых стандартов в дореволюционной России затруднялось из за большого количества иностранных концессий, владельцы которых применяли обычно свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению в России трёх систем мер, которые затрудняли производство и товарообмен.

Поэтому неслучайно одним из первых декретов, который был принят после революции 1917 г., был декрет «О введении международной метрической системы мер и весов».

После революции в 1920е 1930е годы началось становление централизованной системы стандартизации в России.

В апреле 1923 года было издано постановление Совета Труда и Обороны «О стандартизации экспортируемых товаров», на основании которого на Наркомат внешней торговли возлагалась обязанность разрабатывать по соглашению с заинтересованными ведомствами стандарты на экспортируемые товары и осуществлять надзор за соблюдением этих стандартов. Всем учреждениям и организациям, заготовляющим и вывозящим экспортные товары, вменялось в обязанность точно исполнять установленные Наркоматом внешней торговли стандарты. В 1924 году на Наркомат внутренней торговли было возложено установление стандартов на товары, предназначенные для внутреннего рынка.

15 сентября 1925 года, в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, был впервые создан общесоюзный орган в области стандартизации Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

Одним из первых шагов Комитета по стандартизации было официальное утверждение 7 мая 1926 года первого общесоюзного стандарта ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году были приняты стандартна новый сортамент стального проката, которые позволили сократить число профилей в 4,5 раза.

В последующие 3 года было утверждено более 300 общесоюзных стандартов на товары повседневного спроса, продукцию химической промышленности, на рациональный сортамент стального проката, инструмент, крепёж, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства и т.д. Некоторые из разработанных стандартов, особенно сырьевые, не имели аналогов в мире и вызвали большой интерес у зарубежных предпринимателей. В те годы общесоюзные стандарты разрабатывались только четырёх видов номенклатура, размеры, технические условия, методы испытания.

В это время стали выпускаться научнотехнические журналы по тематике Комитета «Вестник стандартизации», «Стандарт и качество продукции», «Стандарт».

Читайте также:  Расчет стоимости смр при строительстве

1930е годы, особенно вторая половина, характеризуются децентрализацией стандартизации. Был упразднён общесоюзный орган по стандартизации, право утверждать стандарты получили отдельные наркоматы. На предприятиях создаются Бюро по стандартизации.

Эта перестройка была произведена с целью более широкого развития стандартизации на местах. Поставленная цель была частично достигнута, однако с каждым годом все более очевидными стали недостатки децентрализации. Не было чёткого разграничения объектов стандартизации между наркоматами, в результате чего стандарты дублировались, а на многие важные объекты стандарты отсутствовали.

Поэтому в 1940 году был вновь создан центральный орган по стандартизации Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР. В том же году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Указ гласил, что выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов является преступлением, равносильным вредительству, и предусматривал суровые меры наказания. В условиях военной угрозы вопросы укрепления производственной дисциплины решались с помощью принятых для той эпохи мер.

В период Великой Отечественной войны деятельность по стандартизации была целиком подчинена нуждам обороны, условиям работы промышленности в военное время.

В июле 1941 года появляется особая группа стандартов стандарты военного времени, обозначаемые ГОСТ В.

В целом, для стандартов военного времени характерно:

более рациональное использование сырьевых ресурсов, особенно стратегических;

сокращение удельных норм расхода материалов; расширение опыта внедрения менее дефицитных материалов; сокращение типов машин, приборов и инструментов; установление более широкой взаимозаменяемости деталей и узлов; установление более совершенных и сравнительно простых методов контроля изготавливаемой продукции;

ускорение и удешевление строительства;

более полное использование сырьевых и пищевых ресурсов страны. Одним из эффективных методов сокращения сроков и затрат на создание образцов вооружения и военной техники была унификация. Применение унифицированных и стандартизированных деталей, узлов, агрегатов и материалов способствовало организации массового производства военной техники, увеличению объемов производства в короткие сроки. Так, работы по унификации видов артиллерийских установок позволили повысить взаимозаменяемость составных частей, сократить номенклатуру деталей и узлов, использовать заменители при их производстве, снизить массу орудий.

Унификация позволяла не тратить время на разработку и испытания узлов для новых конструкций ряда вооружений, а использовать проверенные в боях и освоенные в производстве узлы и агрегаты серийных машин при проектировании новых танков и самоходных установок.

В ноябре 1944 года состоялась Первая научнотехническая конференция Всесоюзного комитета стандартов. В материалах конференции приведены следующие цифры: на 01.09.44 действовало 2615 ГОСТ, 4429 ОСТ, из них 1824 ГОСТ и 1190 изменений было разработано и утверждено в годы войны.

В конце 1940х начале 1950х годов наметился заметный спад в работе по стандартизации. Она стала отставать от общего развития народного хозяйства. Систематической работы по своевременному пересмотру действующих стандартов с устаревшими показателями не велось. Для конца 1940х начала 1950х годов характерны неоднократные реорганизации, слияния и разъединения министерств и ведомств, особенно промышленных. Эта тенденция коснулась и органов управления стандартизацией.

Наконец, в 1954 году был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, что стало окончательным закреплением работ по стандартизации в едином централизованном органе.

В 1963 году с приходом в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов нового руководителя начался новый период в развитии стандартизации. Основополагающим документом, который определил концепцию развития стандартизации, стало Постановление Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работ по стандартизации». В это время была создана Государственная система стандартизации, действующая до настоящего времени.

Особое внимание при реформировании системы стандартизации было уделено созданию мощной научно-исследовательской и производственной базы для системы стандартизации и метрологии. Были созданы Всесоюзный научно исследовательский институт стандартизации, Всесоюзный научно исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования с Всесоюзным информационным фондом стандартов и технических условий, Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации общей техники. Укрепился и расширился Всесоюзный институт нормализации в машиностроении.

Большое значение придавалась средствам массовой информации, распространению знаний о стандартизации. С 1965 года вместо узко специализированного журнала «Стандартизация» стал выходить журнал «Стандарты и качество», ориентированный на широкий круг читателей. С 1969 г. стало издаваться приложение к журналу «Стандарты и качество» «Надежность и контроль качества».

В 1970е 1980е годы развивались работы по комплексной стандартизации, одним из примеров которой стали комплексы стандартов «Обувь», «Хлопок», «Сталь».

В 1973 г. разработаны первые стандарты безопасности труда, а в 1972 г. начата разработка комплекса стандартов по охране окружающей среды. В 1970е годы появляются первые стандарты в области управления. Так, был разработан комплекс стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», предвосхитивший современные интегрированные системы менеджмента.

Из сложившегося в 1980е годы фонда государственных стандартов в 22 тыс. единиц большая часть подлежала обязательному применению. Государственным инспекторам было дано право применять к предприятиям экономические санкции за выпуск продукции с отклонениями от требований государственных стандартов. Прибыль предприятия, полученная от реализации забракованной продукции перечислялась в госбюджет, а объемы бракованной продукции исключались из отчётов. Нарушение требований нормативной документации могло привести и к более тяжким последствиям. В то время фраза «несоблюдение стандарта преследуется по закону» печаталась на первой странице любого государственного стандарта.

По содержанию государственные стандарты охватывали отдельные технологические процессы, устанавливали единицы измерения, определяли параметрические ряды, единые правила оформления документов, терминологию и классификацию.

В конце 1980х годов в период реформирования системы экономических отношений в стране, развития кооперативного движения, открытия границ возникла необходимость пересмотра государственной политики и в области стандартизации. Стало ясно, что государственные стандарты не должны быть приравнены к законам, жёстко регламентировать все аспекты экономической деятельности. Первым шагом к этому стало ещё Постановление Совета министров СССР от 25.12.1990 «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», устанавливавшим, что государственные и республиканские стандарты содержат две группы требований обязательные и рекомендуемые.

Стандартизация в России перестала быть основным инструментом управления экономикой. Основные задачи стандартизации переместились в сферу защиты прав потребителей.

В 1991 году на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России был образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Было установлено, что он является правопреемником Госстандарта СССР на территории России.

Читайте также:  Способ строительства может быть

В 1993 году был принят Федеральный Закон «О стандартизации», который устанавливал принципы, порядок организации работ по стандартизации для организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. В законе устанавливался перечень нормативных документов по стандартизации, разрешённых к применению в России, общие требования к этим нормативным документам. Закон закреплял обязательность части требований нормативных документов, касавшихся обеспечения безопасности, технической и информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования становились обязательными только в том случае, если они указывались в технической документации производителя или фиксировались в договоре.

В 2002 году был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», отменивший положения Закона «О стандартизации». Этот закон открыл новый период в развитии стандартизации в нашей стране.

В 2004 году была проведена административная реформа. На смену Госстандарту России пришло Ростехрегулирование, задачи и функции которого были значительно изменены.

Реформирование системы стандартизации, начавшееся в начале 2000х годов, связано, с одной стороны, с требованиями по вступлению России в ВТО в отношении гармонизации национальной системы стандартизации с мировой практикой. С другой стороны, существенно изменилась экономическая ситуация в России, которой требуется обновлённая и внятная национальная политика по стандартизации, интересы которой не ограничиваются только защитой прав потребителей.

Источник: vuzlit.com

Техническое регулирование и стандартизация в строительстве

Техническое регулирование – основной инструмент обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла зданий и сооружений за счет разработки методов контроля и технических требований к качеству выполняемых строительных работ, используемых строительных материалов и изделий. Нормативная база строительной отрасли является главным компонентом технического регулирования в строительстве.

Технический комитет ТК 465 «Строительство» работает на базе Минстроя России. Приведены основные задачи в области технического нормирования. В настоящее время ТК 465 подразделяется на 27 подкомитетов, в которых присутствуют специалисты по всем направлениям разработки и экспертизы нормативных технических документов, включающих правила изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям. Сформулированы основные направления деятельности ТК 465 «Строительство».

А.В. БАСОВ, директор ( Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. )

Федеральный центр нормирования стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») (107139, г. Москва, Орликов пер., 3, стр. 1)

Источник: journal-hc.ru

2.5. Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Организация работ по стандартизации

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации.

Указанный фонд представляет четырех уровневую систему, включающую:

  1. техническое законодательство;
  2. государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  3. стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;
  4. стандарты предприятий и технические условия.

Органы по стандартизации

Органы по стандартизации

Это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Председатель этого органа

Председатель этого органа

Бойцов Василий Васильевич Председатель Госстандарта с 1963 по 1985 год

Главный государственный инспектор РФ по надзору за госстандартами и обеспечением единства измерений.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересов национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликованию национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;
  • представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Службы стандартизации

Службы стандартизации

Специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации

Российские службы стандартизации

Научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся:

  • НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт);
  • ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) (услуг);
  • ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении;
  • ВНИИ – комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создают на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Задача ТК

Задача ТК

Заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта.

ТК несут ответственность на качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Другие службы по стандартизации

Другие службы по стандартизации

Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделении.

Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

Источник: suplicio.ru

Рейтинг
Загрузка ...