Что такое строительство храма царя соломона

Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царствование. Царь Давид приобрел место для храма, сделал обширные заготовления строительного материала, составил план храма, скопил денежные средства.

«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из Египта, в четвертый год царствования над Израилем … начал он (Соломон) строить храм Господу» (3-я Цар., 6, 1).

На месте строительства Храма не должно было слышно ни топора, ни молота, ни другого железного орудия. «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3-я Цар., 6, 7). Работы по отделке дерева и камня производились в Ливане, литейные работы исполнялись в иорданской долине.

Прежде чем приступить к постройке Храма, требовалось найти для него соответствующее плану место. В первоначальном виде хребет горы Мориа был очень обрывистым. И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей.

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ СОЛОМОНА

В общем, Храм Соломона был построен по плану, данному для скинии Моисеевой, только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие были необходимы в богатом неподвижном святилище. Храм разделялся на Святае Святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее скинии.

Храм был великолепен: «И построил он храм … и обшил храм кедровыми досками» (3-я Цар., 6, 9), «И обложил Соломон Храм внутри чистым золотом…» (3-я Цар., 6, 21). Стены самого Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, но, как и двери скинии, внутри были покрыты деревянной обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом.

Золотом же были покрыты и двери, и потолок, и кипарисовый пол Храма. Деревянные доски, покрывавшие каменные стены (решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в Святая Святых), в тоже были покрыты листовым золотом. Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, тоже был золотой. По золоту еще были расположены разноцветные драгоценные камни для украшения.

Камень Основания («Эвен а шетия»), на котором стоял Ковчег Завета в помещении Святого-Святых, представлял собой скальный выступ Храмовой Горы и, поскольку звук и шум металла не допускался при строительстве, то он не был обтесан и представлял собой Дикий Камень. Камень Основания как бы вырастает непосредственно из земли, привязан к ней и является Диким Камнем Земли.

Соломон «строил его семь лет» (3-я Цар. 6, 38).

Многие историки и исследователи масонского символизма ведут отсчет истории масонства именно со времени строительства Храма.

Лекция 16.2. Строительство храма. Царь Соломон

Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своём труде Ньютон посвящает большую главу описанию устройства Храма Соломона.
Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.

Источник: zzzabawa.livejournal.com

Иерусалим.

В нашей библиотеке вы можете бесплатно скачать фильмы и книги об Иерусалиме.

Иерусалимский храм.

После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служила Скиния — переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.

Иерусалимский Храм. Ковчег Завета.

Так, система жертвоприношений затрагивала каждого еврея. Каждый человек, у которого родился ребенок, должен был прийти в Храм и принести жертву. Первые плоды посаженного дерева или первенец любого животного, родившегося в хозяйстве приносились в жертву Храму. Каждый человек, у которого умер родственник, должен был прийти в Храм для очищения.

Второй Иерусалимский Храм.

Также существовала «заповедь паломничества», по которой три раза в год на праздники Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи приходили к Иерусалимскому Храму, чтобы учавствовать в богослужении и принести жертвы Всевышнему. Кровью жертвенного животного окрапляли жертвенник, а животное возвращалось хозяину и он должен был съесть его здесь же, в Иерусалиме, в праздничной трапезе вместе с семьей и друзьями.
Следует заметить, что прийти в Иерусалимский Храм мог не только еврей, строго соблюдающий заповеди, а любой человек (в том числе и нееврей), который просто захотел приблизиться к Богу и принести благодарственную или искупительную жертвы.
В те времена существование Господа не было вопросом веры, а очевидным фактом, как существование звезд на небе.

Также Иерусалимский Храм был мощным экономическим фактором в развитии страны.
Храму были необходимы жертвенные животные, которых надо было выращивать, вино и оливковое масло для проведения обрядов, специально сотканные одежды для священнослужителей, украшения и другая утварь для Храма, которую тоже нужно было производить.
Перед праздниками Храм проводил проверку и починку дорог по всей стране, чтобы люди могли исполнить «заповедь паломничества» и добраться в Иерусалим со всех концов страны.

В те времена не было телефонов и, чтобы преодолеть расстояния между несколькими городами, могли потребоваться дни и даже недели, поэтому Иерусалимский Храм являлся также средством общения евреев. В дни праздников к Храму стекались не только евреи из Израиля, но и представители еврейских общин со всех концов света. Таким образом Иерусалимский Храм давал возможность каждому пришедшему почувствовать единство еврейского народа, приобщиться к культуре и традициям.

Также в Иерусалимском Храме заседал Верховный суд — Синедрион. Он решал важные юридические и религиозные вопросы. И если еврей не мог разрешить свою проблему на уровне местного суда, он приходил с ней в Храм.

Таким образом мы видим, что Иерусалимский Храм был центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни Иерусалима и всего еврейского народа.

Что же произошло с евреями после разрушения Храма? Нарушился их привычный уклад жизни. Ведь так или иначе жизнь любого еврея была связана с Храмом. Теперь они не знали, куда им идти в праздник для жертвоприношений, ведь Храм разрушен.

Как вообще исполнять «заповедь паломничества», кому отдавать десятину, как поддерживать связь со своими братьями в других странах, где теперь будут служить священники? Настоящая жизнь была разрушена, а будущее — непонятно.
После разрушения Второго Храма римлянами, евреев не стали сразу изгонять из страны (это началось только после восстания Бар-Кохбы) и, вобщем-то, они могли бы продолжать свою привычную жизнь. Но все их привычки и жизненные цели были поломаны, они были в растерянности и не видели своего существования без Храма. Именно поэтому огромная часть евреев поднимает восстание под предводительством Бар-Кохбы (132-135 г.г.), восстание не против римского владычества, а восстание за восстановление Храма. Именно в этот кризисный период для евреев христианство заявляет о себе, как о мировой религии и часть евреев уходит из иудаизма.
Римской армии, самой сильной на тот момент армии, пришлось приложить немало усилий для подавления этого восстания. И хотя евреи потерпели поражение, они показали, что жизнь без Храма не имеет для них смысла. И именно поэтому они до сих пор скорбят по разрушенному Храму, верят и надеются, что Храм будет восстановлен.

Первый Иерусалимский Храм.

После завоевания Иерусалима и провозглашения его столицей, царь Давид перенес туда Скинию, служившую переносным Храмом для иудеев, а также Ковчег Завета. Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить Храм из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.

Строить Первый Иерусалимский Храм начал его сын — Соломон. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.
Он обратился за помощью к царю Тирскому — Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.

Храм был разделен на два помещения: внешнее — Святилище и внутренне — Святая Святых. В Святая Святых был перенесен Ковчег Завета — ящик со Скрижалями Завета, каменными досками, на которых были высечены десять заповедей. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов.

Во внешней части Храма — Святилище — находился золотой алтарь — жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения — на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора — золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон.
Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ.

Храм Соломона в Иерусалиме

При последователях Соломона Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался, но оставался культовым центром всех израилевых колен.

В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.

Второй Иерусалимский Храм.

С приходом к власти персидского царя Кира, евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. (538 год до н.э.) Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида — Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было преостановлено на 15 лет.

Но строительство продолжили и уже в 516 году до н.э. (через 70 лет после разрушения Первого Храма) Второй Иерусалимский Храм был освящен. Он был более скромен в размерах и не так богато украшен, как Первый Храм. После вавилонского пленения Ковчег Завета был безвозвратно утерян и на его месте находилась лишь мраморная плита.
Второй Иерусалимский Храм освещал только один золотой семисвечник и стоял один стол хлебов предложения.
Но со временем Храм достраивали и украшали. Многие завоеватели Иудеи относились с почтением и уважением к Храму и посылали туда богатые дары.

Читайте также:  Сколько стоит строительство склада из сэндвич панелей

Но когда к власти пришел Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. Восстание победило, Храм был очищен и освящен. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма.

После завоевания Иерусалима Ирод Великий решил перестроить и реконструировать Второй Храм.
Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.
Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены. Одна из них, западная стена, сохранилась до наших дней и известна нам, как Стена Плача.

Дворец был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».
А вот описание Иосифа Флавия: «Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи.»
Период Второго Храма стал периодом рассвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город.

Второй Иерусалимский Храм

Остановимся подробней на том, что же привело к разрушению Второго Иерусалимского Храма через 6 лет после завершения его строительства.

Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященника. В то время казна Храма находилась в руках Первосвященника, так как через него проходили все пожертвования евреев не только Иудеи, а и всей еврейской диаспоры. Чтобы получить доступ к казне Агриппа старался назначать на эту должность своих ставленников. Родственники Агриппы тоже рвались к власти. В результате между Первосвященниками Агриппой и его родственниками происходили вооруженные стычки.
В 64 году новым римским прокуратором назначается Флор, который уже открыто пытается грабить храмовую казну. Только что закончено строительство Второго Храма и около 20 тысяч рабочих, учавствовавших в строительстве остаются без работы. В стране появляются вооруженные банды и грабители. В народе начинается недовольство.
Агриппа убеждал народ повиноваться прокуратору Флору, но толпа потребовала, чтобы они оба убирались из Иерусалима. Первосвященники, опасаясь гнева народа, призвали Агриппу ввести войска в Иерусалим. Началось стихийное восстание, переросшее в Первую иудейскую войну.
Она распространилась по всей территории Иудеи. Еврейское общество разделилось на несколько партий, которые воевали между собой.

Римский император Нерон понял, что ситуация вышла из под контроля и послал в Иудею своего военноначальника Веспасиана подавить восстание. К 68 году римлянами была захвачена почти вся страна.
Вскоре Нерон умер и императором был провазглашен Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита.
Весной 70 года Тит со своей армией подошел к Иерусалиму и осадил его. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.

Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего. Храм пал, когда Тит приказал поджечь ворота.
Второй Иерусалимский Храм горел 10 дней. Это произошло 9 ава 70 года нашей эры.
Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянаме.
В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: «За то, что возлюбили богатство. и возненавидели друг друга».

Источник: erusalim.ru

Что такое строительство храма царя соломона

Когда говорят об Иерусалимском храме, подразумевают, на самом деле, не один, не два, а целых три разных храма.

Когда говорят об Иерусалимском храме, подразумевают, на самом деле, не один, не два, а целых три разных храма. Все они располагались на знаменитой Храмовой горе в Иерусалиме – той самой, где, согласно традиции евреев, Бог создал Адама, Каин и Авель принесли свои жертвы, а Ной вышел из ковчега и совершил жертвоприношение. Именно сюда съезжаются паломники со всего мира, чтобы помолиться у Стены Плача. Кто построил первый Иерусалимский храм, главную святыню иудеев древности, почему в нем приносили жертвы языческим богам, и куда исчез Ковчег Завета с Десятью заповедями.

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Но, согласно одному преданию, он не получил от Бога позволения строить храм — кровопролитные войны и прелюбодеяние запятнали его.

По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Он купил гору Мориа, где сперва воздвиг жертвенник Богу, чтобы остановить разразившуюся эпидемию. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

1

Храмовая гора в Иерусалиме, в центре — мечеть Купол скалы

Строительство храма

История Иерусалимского храма полна легенд: ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Царь тирский и библский Хирам прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников.

Над зданием работали 7 лет — по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году до н. э закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень.

Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы).

Соломон публично прочел молитву.

2

Царь Соломон, графюра Густава Доре

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.

Центр жизни Иерусалима

3

Борьба с язычеством

Настоящему возвышению Иерусалимского храма мешало то, что в Израиле были и другие святилища. Царь Езекия предпринял попытку разрушить их и издал закон, по которому молиться Богу Израиля можно было только в Иерусалимском храме. Но правила эти действовали лишь до его смерти. Вскоре царь Манассия восстановил все языческие святилища, а в самом храме воздвиг статую Иштар, языческие жертвенники и поселил в нем блудниц. Лишь во время правления Иосии (VII век до н. э.) удалось окончательно очистить Израиль от языческих святилищ и превратить Иерусалимский храм в единый центр паломничества.

3

Первый Иерусалимский храм был разрушен в VI веке до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и вывез из храма все сокровища. Спустя несколько лет вавилоняне вновь захватили Иерусалим, на этот раз стерев с лица земли Храм Соломона. Многих жителей города убили, взяли в плен и отправили в рабство. Именно тогда, согласно преданию, пропал след Ковчега Завета. Вскоре Иерусалимский храм был восстановлен — о втором Иерусалимском храме читайте в следующем материале.

Источник: dmirix.ru

Зачем Богу храм?

Зачем Богу храм?

В качестве эпиграфа для своего “Послания по случаю восстановления Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону” митрополит Меркурий почему-то выбрал цитату из Ветхого Завета:

“У тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя» (3 Цар.8:18)”.

И далее он рассуждает про времена древнего Израиля, как будто это нормативный образец для православных христиан:

“Такие слова Господь обращает к царю Давиду. Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует, обещая Давиду и сынам его крепкую защиту и благословение: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (3Цар.27:4-16). Храм становится местом объединения народа, а город, в котором он воздвигнут, объявляется столицей, административным и духовным центром”.

В тот момент меня это сразу насторожило.

Христиане жаждут евангельских слов, а не устаревших идей Ветхого Завета.

Митрополит Меркурий вводит нас в заблуждение, утверждая, будто

“Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует”.

Для начала обратимся к ветхозаветным книгам.

Ветхозаветные представления о Храме

Бог противопоставляет желанию Давида построить Храм, место «обитания» Бога, Свое неподвластное желание всё время быть в пути — «переходить в шатре и скинии». Это фундаментальный тезис Исхода: Яхве путешествует со своим народом.

Когда Давид пожелал построить дом Господу, то получил отказ:

«тебе ли строить дом для Меня, чтобы Я в нем поселился? Ведь с того времени, как Я вывел сынов Израилевых из Египта, и до сих пор не было у Меня дома — Я странствовал в шатре и скинии. И где бы ни странствовал Я с сынами Израилевыми, обращался ли Я к вождям их, которым поручил пасти народ Мой Израиль, с вопросом: Почему вы не построите Мне дом из кедра?’” Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил… Господь говорит тебе, что Он сам устроит тебе дом” (2Цар 7.5-11).

В результате Яхве в некотором смысле построит “дом для Давида” (а не наоборот), дом, который будет стоять на протяжении веков.

Бог как будто Сам строит Храм — «дом для Своего обитания» — по Своей инициативе, а не по инициативе царя, поступающего, «как прочие народы», созидающие храмы-дома для своих богов. Иначе говоря, Бог не желает, чтобы Его заключили в дом, построенный по плану и воле человека, и потому отказывает Давиду, но в то же время хочет присутствовать среди народа, и потому сам инициирует постройку Храма.

Отметим, что Бог не позволяет Давиду строить храм по двум причинам:

1) Богу не нужен каменный храм, он готов путешествовать вместе со своим народом, являя свою Славу в обычном шатре;

2) Давид не достоин строить святилище, имея руки, оскверненные кровью военных действий: „Не ты построишь Храм для Моего имени, потому что ты много воевал и пролил немало крови” (1 Пар 28.3).

При этом Бог говорит Давиду:

“потомка твоего, родившегося от тебя, Я поставлю царем после тебя и упрочу царство его. Он построит дом для имени Моего” (2 Цар 7.5-13).

Нам сказано, что на постройку храма ушло 7 лет (3 Цар 6.38). В следующем же стихе говорится, что на постройку дворца самого Соломона ушло 13 лет, что поднимает вопрос об абсолютной преданности Соломона Богу.

Читайте также:  Земельные нормы при строительстве бань

Замыслы различных построек, которые Соломон претворил в жизнь (в особенности Храм и его собственный дворец), требовали большого напряжения. И, как настоящий ближневосточный деспот, он решил не использовать наемный труд. Постройки были созданы с помощью подневольного труда. Другими словами, Соломон закабалил свой народ. В массовых масштабах:

«Царь Соломон заставил весь Израиль нести трудовую повинность: собрал для работ тридцать тысяч человек» (3 Цар 5.13).

И это было еще не все:

«Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах» (3 Цар 5.15).

Позже нам сообщают, что на всех, кто еще оставался из амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев — на всех неизраильтян — Соломон возложил трудовую повинность. А израильтян, согласно этому тексту, Соломон не принуждал к работам (3 Цар 9.20-22).

Тем не менее, текст 3 Царств 12.4 показывает, что на самом деле подневольными работниками были израильтяне. Вот что они сказали Рехаваму про эпоху Соломона:

«Твой отец придавил нас тяжким ярмом. Сделай нашу работу полегче, облегчи ярмо, что наложил на нас твой отец, — и мы будем служить тебе».

Итак, стройки Соломона дались народу Израиля дорогой ценой. Святилище строили с использованием принуждения. За доставку строительных материалов Соломон обязался финикийцам платить ежегодно большим количеством хлеба, вина и оливкового масла (3 Цар 5.10-12).

Как мы помним, ростовский деспот провозглашает магическую формулу, будто Бог “благословляет каждого, кто в этом участвует”, то есть кто жертвует на храм или возводит это культовое здание.

В древней Западной Азии самым праведным из царей считался тот, кто содержал в порядке дом божества и постоянно перестраивал его. Бог пребывал в храме, как люди проживали в своих домах. Храм необходимо было поддерживать так же, как изваяние бога нужно было кормить и одевать ежедневно. Бог «нуждался» в доме, потому люди верили, что он защитит город, который дал ему эту обитель. Израильтяне, которые думали во многом так же, как их соседи, пришли к тому же убеждению относительно своего Бога и Его храма, превратив его в защитный талисман.

В Библии эта концепция полностью отвергается.

Соломон был уверен, что Слава Бога Израилева будет пребывать в его храме «во веки» (3Цар 8.13), на что Яхве сказал:

«вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, то Я буду жить среди сынов Израилевых» (3Цар 6.11-13).

Итак, есть важное “если”.

Однажды Бог повелел пророку Иеремии стоять перед храмом и противостоять тем, кто в него входит.

Об их ложном чувстве безопасности. Они принимали это как должное, что присутствие Бога в храме гарантирует безопасность Иерусалима и их собственного благополучия.

Чего же хочет Бог — регулярного посещения храма или справедливости при распределении Божьей земли?

“Не доверяйте лживым словам: „Вот он, Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!”… Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, а потом приходите, встаёте предо Мной в этом Храме, который именем Моим осенен, и говорите: „Мы спасены!” — чтобы и дальше творить все эти мерзости. Храм стал притоном разбойничьим?! Я всё это вижу! — говорит Господь” (Иер 7.3-11).

Иеремия произносит ужасную угрозу от имени Бога. Что произойдет, если поклонение в доме Бога продолжается как заменитель справедливости в земле Божьей?

“А теперь, за то, что вы творите все это, — говорит Господь, за это с Храмом, на который вы уповаете, Я сделаю то же, что и с Силомом! Я отвергну вас” (Иер 7.14).

Силом был местом, где ковчег Завета был в шатре Божьем, прежде чем он был перенесён в храм Божий, построенный Соломоном. Позже Силом был разрушен филистимлянами.

Угроза очевидна: если Божий храм используется в качестве места, где поклонение заменяет правосудие, Бог разрушит этот храм, поскольку он стал убежищем для лиц, совершающих несправедливость, и логовом для грабителей.

В этом контексте следует пояснить смысл фразы “вертеп разбойников”. Ежедневная несправедливость людей делает их разбойниками, и они думают, что храм — это их безопасный дом, логово, укрытие или место безопасности. Храм — это не то место, где происходит грабеж, а место, где разбойники ищут убежища.

Иеремия, конечно, не изобретал ничего нового с этим обвинительным приговором. К тому времени была древняя пророческая традиция, в которой Бог настаивал не только на поклонении, но и на социальной справедливости

Отдельно хочется отметить, как Бог относится к тому, что храмовом пространстве пекут хлебные изделия в честь Царицы Небесной:

“Дети дрова собирают, отцы огонь разжигают, женщины месят тесто, чтобы приготовить жертвенный хлеб Владычице неба… себе на позор” (Иер 7.19).

Напомню, что просфора с древнегреческого означает «приношение».

Но в данном тексте понятие “жертвенный хлеб” заимствовано из аккадского языка. Под «царицей неба» здесь понимается Иштар, некая безымянная богиня-мать или Ашера. При раскопках на северо-востоке Сирии, в Мари, была обнаружена дворцовая кухня начала 2-го тыс. до н.э. и сорок семь форм для выпечки, имеющих очертания богини (иногда женской фигуры, иногда в виде звезды).

В книге пророка Исайи содержится похожая негативная оценка храмового культа:

“Слушайте слово Господа, вожди Содома! «Не нужны Мне ваши обильные жертвоприношения, — говорит Господь. Вы являетесь предо Мной, но кто требует всего этого у вас? Зачем вы топчете дворы Храма Моего? Довольно приношений никчемных! Их дым омерзителен Мне. Новолуния, субботы, собрания… Нестерпимы Мне празднества грешников!

Ко Мне простираете руки, но Я отвернусь от вас. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас” (Ис 1.10-15).

Жаль, что митрополит Меркурий, будучи тем самым “вождем Содома”, не знает этих грозных предостережений своего Господа.

В конце концов Храм Соломона был сожжен воинами Навуходоносора и превратился в груду почерневших камней. Это соответствовало библейскому учению: внешний культ не угоден Богу, если не соблюдаются Его заповеди.

Захват Иерусалима привел к утрате Иудеей политической независимости. Последний царь из колена Иуды — Седекия (Цидкия) — был пленен вавилонянами около 586 г. до н.э. “Обещание Давиду и сынам его крепкой защиты и благословения” в этот момент перестало действовать. После падения династии Давида иудеи находились под властью других народов:

  • Персидское завоевание. Персидские наместники Иудеи (539-331 годы до н. э.)
  • Иудея в составе Державы Александра Македонского (332—312 годы до н. э.)
  • Иудея в составе Сирийского царства (312—152 годы до н. э.)
  • Царская власть евреев была восстановлена при Маккавеях, но эта династия происходила из колена Леви. Это Династия Хасмонеев (152—37 годы до н. э.).

Итак, анализ книг Ветхого Завета показывает, что вырванная митрополитом Меркурием цитата должна рассматриваться в совершенно ином, можно сказать, трагическом контексте. Авторам ветхозаветных книг не было присуще “головокружение от успехов”. Они осуждали зазнайство и самообольщение. Неспособность трезво воспринимать действительность из-за отсутствия самокритики — характерная черта современного епископата. Архиереи РПЦ глухи к предостережениям Библии.

Еще более удивительно, что указанный православный епископ не знаком со святоотеческими толкованиями Библии, хотя именно в этой сфере он, по всей видимости, должен быть специалистом. Ведь в 2007 г. Ученым Советом СПбДА епископ Меркурий был удостоен ученого звания кандидата богословия за сочинение «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник». Подозреваю, что епископ Меркурий даже не прочёл текст своей исследовательской работы.

После этого небольшого отступления обратимся к толкованиям Библии одного из самых известных святых отцов Церкви.

Как отметил святитель Иоанн Златоуст, в Новом Завете Богу

“угодно, чтобы служили Ему без храма”.

Святитель Иоанн высказывает ошеломительную мысль, что Бог допустил в израильском культе многое из языческих и даже демонических культов. Он объясняет это тем, что Яхве в древности проявлял снисхождение к привычкам грубых и грешных людей. Это касается

“всего иудейского — и жертв, и очищений, и новомесячий, и ковчега, и самого храма, потому что всё это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники в своем служении демонам».

Действительно, многие подробности храма Соломона были навеяны финикийским и египетским искусством. Как показали раскопки, по своей архитектуре Иерусалимский храм мало отличался от финикийский храмов, хотя «по общим размерам храм [Соломона] превышал известные образцы как ханаанейской, так и храмовой архитектуры». Исследователи указывают на «безусловные прототипы Соломонова храма в среднем бронзовом веке Эблы, Мегиддо, Сихема и на сохранение того же плана (трёхчастная схема храма с расположением всех трёх компонентов на одной оси) в последующий период», что отразилось и в планировке христианских церквей.

Зачем Богу храм?

Как уже было отмечено, наиболее авторитетными источниками вероучения для христиан являются не ветхозаветные Писания, а слова Иисуса и ближайших учеников Иисуса — апостолов.

Понятие о храме в Новом Завете

Среди важнейших персонажей евангельской и раннехристианской истории можно выделить трёх — Иоанна Предтечу, Иисуса и первомученика Стефана.

Что же они говорили о культе Иерусалимского храма?

Предтеча Мессии — Иоанн Креститель, будучи сыном священника, отверг предназначенное ему служение в Иерусалимском храме в качестве священника.

Зачем Богу храм?

Прощение грехов он связывал с “обращением к Богу” и водным крещением, а не с принесением кровавых жертв в Иерусалимском храме:

“в пустыне появился Иоанн, который крестил водой и призывал людей покаяться (μετανοίας) и в знак этого принять крещение, чтобы получить прощение грехов” (Мк 1.4).

Древнегреческое слово μετάνοια (метанойя) означает «перемену ума», «перемену мыслей». Поскольку осознание грешником своих грехов перед Богом не тождественно устремлению личности к восстановлению союза с Богом, этот термин не вполне отражает глубину соответствующего древнееврейского понятия shub [шув], означающего «повернуть назад» или «возвращаться»:

«итак покайтесь и обратитесь (μετανοήσατε οὖν καὶ ἐπιστρέψατε), чтобы загладились грехи ваши» (Деян 3.19).

Покаяние — это не столько эмоции или размышления (вспомним “раскаяние” Иуды), сколько отношение к Богу.

Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. В этом смысле совершаемое Предтечей водное крещение было противопоставлено жертвоприношениям в Храме. Он предлагал евреям “возвратиться к Богу”, “снова стать иудеями” (омовение в воде предлагалось лишь прозелитам). Это возмущало религиозную элиту Иерусалима. Их посланцы спрашивали Иоанна Крестителя:

«Раз ты не Помазанник, не Илия и не пророк, почему ты крестишь людей?» (Ин 1.25).

Эта сцена отражает явный конфликт между общиной Крестителя и иерусалимским священством.

Для официального иудаизма того времени храм вечен. Но представители некоторых иудейских течений отвергли храмовый культ и совершали религиозные обряды вдали от религиозных элит. Например, причиной отделения кумранской общины от храмового иудаизма стала неудовлетворенность распространявшейся среди священства эллинизацией и увеличивавшейся с каждым годом его вовлеченностью в политику (особенно это касалось первосвященника). В «Дамасском документе» есть предписание отделиться от участия в культе Иерусалимского храма:

«И все, кто приведены в Завет, не должны входить в святилище, чтобы освящать его жертвенник напрасно, но пусть будут запершими дверь» (CD 6. 11-12).

В этом смысле крайне важно понимать смысл “изгнания торговцев из храма”. Действие Иисуса в храме было символическим исполнением пророческой угрозы Иеремии о его символическом «закрытии» и божественном разрушении, если поклонение Богу заменит правосудие.

Храм превратился в “вертеп разбойников”. Уже готов новый храм Божий, который во времена спасения придет на смену старому (Мк 14.58). А от прежнего

«здания храма… не останется камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24.1-2).

Зачем Богу храм?

Франческо Айец. Разрушение Иерусалимского храма

Читайте также:  Нормы при строительстве жд

В диалоге Иисуса с самарянкой отражено евангельское отношение к “святым местам” и централизованному храмовому культу:

“Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться.

Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему” (Ин 4.19-23).

По сообщению Иосифа Флавия (Иудейские древности, 11:302), правитель Самарии построил храм на горе Гаризим; время постройки относят к 336–331 гг. до н.э. В эпоху Маккавеев, в 129 г. до н.э., иудейский вождь и военачальник Иоанн Гиркан повёл наступление против Самарии, захватил и разрушил храм на горе Гаризим. Но и после этого Гаризим оставалась для самарян местом поклонения Богу.

Самаряне насмехались над святым местом иудеев и однажды, под покровом ночи, даже пытались осквернить Иерусалимский храм. Иудеи, в свою очередь, высмеивали самарянскую святыню – гору Гаризим.

Все эти устаревшие концепты Иисус отвергает и указывает на новый путь поклонения Богу Отцу. В новозаветные времена на место ветхозаветного храма (Деян. 7:48–50) приходит Церковь — Тело Христово (Ин. 2:19–21), живой и святой Храм Господень (Еф. 2.19–22; 1 Петр 2.5).

Свое главное Таинство — Святую Евхаристию — христиане стали совершать не в Иерусалимском храме, а просто по домам. Они были убеждены, что храм “не в бревнах, а в ребрах”.

Вполне сформированное и четкое учение о храме изложил первомученик Стефан.

В своей проповеди перед смертью он на многочисленных примерах показал, что Бог путешествует и пребывает со Своим народом в любом месте, а не ограничен границами стационарного храма:

«Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею… Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян 7.44,48).

Вероятно, что противники христиан подмечали в их проповеди некоторые указания на окончание ветхозаветного строя:

«мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян 6:14).

Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что св. Стефан

«опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм, и обычаи — ничто… Бог очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма». В своем толковании святитель последовательно подчеркивает, что в древности у верных Господу людей не было храма и жертвоприношений и они тем не менее обрели пред Богом благодать: «не было ни храма, ни жертвоприношения, но Авраам сподобился Божественного видения… и был он (Моисей) воспитан в доме языческом. «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» (Деян 7:30).

И где является? В пустыне, а не в храме. Храма нет, и, однако, это место свято. Оно даже чудес­нее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом… Давид молил обрести благодать пред Богом, — молил и не создал (храма). Следовательно, храм не составлял чего-нибудь важного».

Как бы от лица св. Стефана свт. Иоанн Златоуст выражал обличение древним иудеям:

«Когда Бог не желал, чтоб были жертвы, вы приносили жертвы; а когда желает, вы не приносите их; когда Он не хотел давать вам заповедей, вы требовали их; а когда получили, то нерадели о них. И еще, когда существовал храм, вы служили идолам; а когда Ему угодно, чтобы вы служили Ему без храма, вы делаете противоположное».

В проповеди Стефана библеисты обращают внимание на греческое выражение έν χειροποίητοις (“в рукотворных”), которое засвидетельствовано в греческой литературе начиная с Геродота. Оно акцентирует различие между творением человека и тем, что имеет природное происхождение. В Септуагинте оно почти всегда передает древнееврейское слово אליל, которым издевательски обозначались идолы и которое использовалось, чтобы подчеркнуть контраст между величием Яхве и ничтожностью идолов (Ис 2.8; 46.6; Пс 115.4; Лев 26.1).

Именно поэтому отнести такое слово к Храму было оскорбительным для евреев. В Мк 14:58 лжесвидетели обвиняют Иисуса в том, что он обещал разрушить рукотворный Храм. А в Евр 8.2, 9.11,24 истинная скиния, созданная Богом, противопоставляется скинии рукотворной. Исследователи полагают, что отрицание Храма в этой фразе выражено Стефаном еще жестче, чем это принято считать, и предлагает переводить ἀλλ᾽ οὐχ ὁ ὕψιστος ἐν χειροποιήτοις κατοικεῖ следующим образом:

“Но это не Высочайший (а ложные боги язычников), кто живет в рукотворных храмах” (М. Simon, St Stephen and the Hellenists).

Окончанию храмового строя посвящено также и Послание к Евреям, автор которого «доказывает отмену старого священства, а вместе с ним и закона, как бессильного и ненужного».

«Составители Послания к Евреям старались показать, что во Христе пришел конец и храму, и закону. Тело Христово заняло место упраздненного Ветхозаветного Храма».

Отвержение идеи ветхозаветного Храма отразилось и в последней книге Библии — Апокалипсисе. В грядущем царстве не будет Храма:

«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр 21.22).

Таково библейское учение о культовом здании, посвященном имени Яхве.

В заключительной части нашего обзора хотелось бы привести слова святых отцов православной Церкви, вполне коррелирующие с учением Иисуса и ветхозаветных пророков.

Преподобный Анастасий Синаит (VII-VIII вв.) утверждал, что

«все собрания, Литургии, праздники, причастия и жертвы совершаются для того, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23) и «Вселюсь в них и буду ходить» (2 Кор. 6:16).

Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания присутствовать в тварных церквях , (участвовать) в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она уже не желает поклоняться Богу «ни на горе сей, ни в Иерусалиме» (Ин 4.21). Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына – Архиерея, внутри имеет Духа – истинного Огня, внутри имеет истинную жертву «дух сокрушен» (Пс 50.19), внутри имеет жертвенник – чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления – духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим – радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24).

Один из основоположников скитского подвижничества на Руси — преподобный Нил Сорский — говорил, что

“храм Божий в монастыре должен быть выстроен очень просто. Он ссылается в этом на преподобного Пахомия Великого, который не хотел, чтоб в его общежитии церковь имела изящество в архитектурном отношении. Святой говорил, что он устраняет изящество зодчества из иноческой обители с тою целью, чтоб ум иноков не поползнулся по причине похвал человеческих церковному зданию и не сделался добычею диавола, которого коварство многообразно».

Один из самых уважаемых старцев и духовных лидеров греческого народа XX века , преп. Паисий Святогорец также был противником дорогостоящего храмостроительства и богатых пожертвований для монастырей.

«Однажды, — рассказывал отец М. — у меня возникло непреодолимое желание в память о родителях, за упокой их душ, пожертвовать в свой монастырь хорошего качества святой потир [чаша для причастия]. Прежде чем что-то предпринимать, я решил зайти к старцу Паисию, с которым был связан многолетней духовной дружбой. И действительно, я поделился с ним своим соображением.

Едва выслушав меня, старец задал вопрос: «А у вас в монастыре есть ещё святые потиры?» «Да, — отвечаю, — есть, причем много и все исключительного качества». Тогда старец, знавший мою семью, спрашивает меня: «А братья у тебя работают?»

Когда я ответил ему, что иногда у них есть работа, а иногда нет, то старец Паисий решительно заявил: «Отец, если твои братья отступят от веры, то будут правы!

Послушай-ка, благословенный, дай лучше денег их семьям, а о монастыре не переживай; хватит ему и того, что есть».

«Именно так, отче, — продолжил отец Паисий, — произошло в России. Народ алкал, а они золотили купола. А на сколько это было угодно Богу, выяснилось потом. Он попустил так, что всё это пулями обрушилось на их головы…».

Узнав о том, что некий игумен просил пожертвовать одну лампаду на Богородичный праздник, другую на вход Господень во Иерусалим; лампадку по одному случаю, лампадку по-другому, думая, что мы таким образом можем угодить Божией Матери, старец Паисий говорил: «У иных детей нет денег на еду, на лекарства, иные сидят в тюрьме за наркотики, а мы говорим, что это угодно Божией Матери?»

Подведем итоги

В Библии отрицается идея, будто Богу нужен стационарный храм, а храмоздатели могут рассчитывать на особую милость или защиту Господа.

Если царь Давид был не достоин строить храм, имея руки, оскверненные кровью военных действий, значит, недопустимо строительство храмов министрами обороны и генералами. Нельзя строить храмы в честь воинских побед. Например, в XIX в. храм Христа Спасителя было решено возвести в честь победы в Отечественной войне 1812 г. над Наполеоном.

3-я книга Царств свидетельствует, что строительство храма требует значительных финансовых и трудовых затрат, что воспринимается народом как тяжелое бремя (“ярмо”). К сожалению, при строительстве храмов часто используется административный ресурс и принуждение людей к внесению “добровольных пожертвований”.

Соломон строил свой дворец почти в 2 раза дольше, чем храм. Современные настоятели православных приходов придерживаются иной тактики. Их принцип прост:

“хочешь разбогатеть? Строй храм как можно долго!”

“Послание по случаю восстановления Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону” митрополита Меркурия содержит

“неосновательные и грубые, но набожностью прикрытые мысли”, которые “сделались пищею нечестия и беззакония. Рукотворная церковь не освящает и не спасает того, кто со своей стороны не подвизается, чтобы сделать себя живой церковью живого Бога… Не в стенах, знамениях, звуках, обрядах состоит благочестие и жизнь благодатная, жизнь Божия в человеке” (святитель Филарет Московский).

«Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается», — сказал в 2019 г. патриарх Кирилл.

Относительно церковных денег приведу краткую справку.

На реконструкцию кафедрального собора Рождества Богородицы г. Ростова-на-Дону было потрачено свыше миллиарда рублей. На восстановление храма св. Климента Римского в Замоскворечье из бюджета было выделено порядка 2,5 миллиардов рублей. Сумма добровольных пожертвований на “Главный храм Вооружённых сил России”, он же Храм Воскресения Христова, превысила 3 миллиарда рублей. Поговаривают, что общая стоимость строительства храма превысила 6 миллиардов рублей.

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы в риторику главы РПЦ.

В 2020 г. мы услышали уверения Патриарха Кирилла о том, что

«и без посещения храма можно спастись».

Для многих эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба.

По благословению Патриарха Кирилла миряне с тех пор могут освящать ваии (вербы), куличи и творожные пасхи прямо в своих жилищах, используя для этого крещенскую воду.

Источник: usatov.info

Рейтинг
Загрузка ...