Что такое строительство кносского дворца

Греция богата памятниками истории и природными достопримечательностями. Среди этого богатства даже трудно определиться, в какой регион страны ехать и что смотреть первым делом. Но некоторые достопримечательности, как вишенки на торте, больше других привлекают внимание путешественников из разных стран. Так, отдыхая на Крите, почти все туристы посещают Кносский дворец.

Ведь это то самое место, где обитал древнегреческий Минотавр, посаженный в самый большой в мире лабиринт. Трудно поверить, что мифологическая история воплотилась в жизнь и руины построек дошли до наших дней. Что же найдут путешественники на раскопках Кносса сегодня – узнаем из статьи.

Кносский дворец на Крите

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Крит .Легендарный Кносский (Минойский )дворец (Лабиринт минотавра)

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.

Кносский дворец история

Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.

Раскопки Кносского дворца

Фрески Парижанка и Игры с быком

Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м 2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.

Лабиринт Минотавра на Крите

Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями».

А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.

Лабиринт Минотавра

Главная достопримечательность Крита

Лабирин Минотавра

Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.

Дворец Минотавра Крит

Лабиринт Минотавра

Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.

Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.

Кносс Крит

Минойский дворец

Кносский дворец – где находится и как добраться

Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.

Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.

Читайте также:  Земельный участок без права строительства

Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.

Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.

Городок Кносс (KNOSSOS)

Кносский дворец на карте

Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.

Информация для туристов

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.

Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Источник: dzadziki.com

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации

Удивительная цивилизация возникла около 5 тыс. лет назад на довольно небольшом участке суши. Это цивилизация древнего Крита или Минойская цивилизация. До наших дней дошло очень мало исторических памятников этой культуры (из-за природных катаклизмов, постоянных завоеваний острова). Но даже то, что сохранилось, впечатляет и восторгает современного человека.

Кносс и его дворец

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 2

Кносс и его дворец

В четырех километрах от побережья расположен древний город (то, что от него осталось) – это Кносс, столица Минойской цивилизации. Неподалеку находится и новая столица острова – Ираклион (бывший порт Кносса). Во время пика своего могущества Кносс распространял свое влияние не только на Крит, но и почти на все Средиземноморье: огромный сильный флот позволял господствовать во всех трех морях, омывавших остров. Но главной гордостью Кносса являлся царский дворец, под которым находился легендарный Лабиринт.
Те руины, что дошли до нашего времени (по большей части реконструированы) – это остатки нового дворца, возведенного на руинах более древнего. Кносский дворец поражает не столько красотой и роскошью (убранство дворца и архитектурные детали довольно простые, без излишней вычурности), сколько своей функциональностью.

Это одна из древнейших построек, имеющих несколько этажей. Также уникальность дворца заключается в том, что во времена своей целостности он имел водопровод и канализацию, искусственное и естественное освещение, отопление и вентиляцию. Т.е., Кносский дворец можно сравнить с современными домами! Также восхищают фрески, изображающие сцены из жизни критян, спортивные состязания, ритуальные игры с быками.

История дворца

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 3

История дворца

Первый дворец в Кноссе был возведен около 4 тыс. лет назад, судить о его архитектуре и красоте не можем, поскольку он был полностью разрушен землетрясением. На его месте и был построен нынешний дворец Кносса. Это был период наивысшего расцвета Минойской цивилизации: высокие достижения в живописи, архитектуре и инженерии.
Но где-то в период с 1628 по 1500 гг. до н.э. на острове Санторин (Тира) случилось сильнейшее извержение вулкана, что вызвало огромные цунами, от которых пострадали почти все греческие острова. Не стал исключением и Крит.

Кносский дворец, как и весь город, был разрушен морскими волнами. То же произошло и с другими городами Крита (Закросом, Фестой). Последовавшие за этим пожары, причины которых ученые до сих пор выясняют, полностью уничтожили Кносский дворец.
Даже заселившие Крит ахейцы (древние греки) не смогли восстановить былое величие дворца, частично отстроив лишь некоторые помещения.
Долгое время Кносский дворец был всего лишь мифом, пока в конце 19 века местный археолог-любитель, Минос Калокеринос, не обнаружил руины, а английский археолог Артур Эванс не откопал и реконструировал остатки дворца.

Архитектурные особенности Кносского дворца

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 4

Архитектурные особенности Кносского дворца

Кносский дворец являлся самым большим из всех дворцов на Крите: его ширина равнялась 130 м, а длина – 180, также было несколько этажей и более тысячи помещений разных размеров. Все комнаты, перемежающиеся коридорами и лестницами, расположены хаотично, дворец не имеет четкой структуры.
Состоял Кносский дворец из множества построек, расположенных по периметру квадратного двора (50х50 м), вымощенного камнем. Дворец служил не только местом жительства для царя и его семьи, но и вмещал тронный зал, залы для приемов, комнаты для проведения религиозных обрядов, мастерские и другие подсобные помещения.
Во дворце было использовано большое количество колонн, которые несли больше практическую функцию – поддерживали потолки. В отличие от колонн в древнеегипетских и древнеперсидских постройках, выполненных в форме растений и с большим изяществом, колонны Крита довольно просты и незатейливы.

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 5

Архитектурные особенности Кносского дворца

Лестницы дворца играли двойную роль: они не только соединяли между собой помещения и этажи, но и имели специальные желоба для подачи воды и трубы для канализации.
Еще одной особенностью Кносского дворца является полное отсутствие окон, а для вентиляции и естественного освещения использовались прорубленные в крыше квадратные отверстия. Причем, на каждом этаже эти отверстия располагались строго друг над другом, что позволяло освещать даже нижние этажи.

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 6

Архитектурные особенности Кносского дворца

Главным, и, пожалуй, единственным украшением Кносского дворца были настенные росписи, покрывавшие стены почти всех помещений. Все фрески были искусно исполнены и детально проработаны: узоры, изображения растений и животных, людей в полный рост (в движении), портреты. В основном преобладала черно–красная цветовая палитра, реже встречались голубой, бирюзовый и желтый тона. Стены тронного зала украшали росписи с мифическими грифонами среди лилий. Много фресок посвящено ритуальным играм со священными критскими быками.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Долгое время дворец и сам был мифом, но с ним непосредственно связано большое количество легенд:
– о царе Миносе;
– о появлении на острове священного белого быка;
– о рождении Минотавра;
– о постройке Лабиринта;
– о Дедале и Икаре.

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 7

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Самым известным является миф о победе Тесея над Минотавром.
Ежегодно из Афин привозили 14 молодых людей для принесения в жертву Минотавру – наполовину человеку, наполовину быку. И вот пришла очередь отбыть в Минойское царство и Тесею, сыну Афинского царя.

Он пообещал отцу, что убьет чудище и избавит родной город от кровавой подати. По прибытию на остров, юноша сумел покорить сердце принцессы Ариадны, младшей дочери царя. Девушка дала герою клубок ниток, чтобы он смог выбраться из Лабиринта.

Убив Минотавра, Тесей с помощью нити Ариадны спас из подземелья своих спутников и вернулся в на родину. Но юноша забыл сменить паруса на своем корабле с черных (означающие его смерть) на белые. Царь Эгей, решивший, что царевич погиб, бросился со скалы в морскую пучину. С тех пор море стало называться Эгейским.

Кносский дворец. Памятник Минойской цивилизации – Фото 8

Многие исследователи минойской культуры склонны думать, что все эти мифы имеют под собой реальную почву, они лишь сильно завуалированы и приукрашены. И даже страшный Минотавр мог существовать на самом деле, правда, как обычный человек. Дело в том, что на территории современного Крыма в древние времена обитало племя Тавров (тавр – бык), также поклоняющихся быкам. Мужчины этого племени отличались крупным телосложением, большой физической силой, и особой жестокостью и свирепостью. Быть может, один из тавров каким-то образом попал на Крит, а миф сделал из него полу-зверя.
Как бы то ни было, Крит с его Кносским дворцом и другими археологическими находками, является еще одним восхитительным и загадочным местом, породившем великую цивилизацию. Возможно даже, жители Крита были потомками Атлантов! Но это уже другая история. А посетить этот замечательный остров и его знаменитый дворец однозначно стоит.

Читайте также:  Контрактация в строительстве это

Источник: traveltimes.ru

Кносский дворец

knossos

Кносский дворец — уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос — столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец — это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените.

Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона. На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира. Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад — помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

knossos__plan.jpg

План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10.

Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13.

Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20.

Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал.

29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32.

Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы.

35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья.

39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41.

Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа.

46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. (Н азвания даны по версии Эванса.

Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

tron

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг — точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция.

И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном.

Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: «Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины».

А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ — глубоких подземных помещений — находились и в западном, и восточном крыльях дворца.

knossos1.jpg

Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную — мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.

doroga.jpg

Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново — наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами.

Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию.

Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие — о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.

knoss.jpg

Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые «могилы воинов», которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние.

Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность — Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это — греческий язык.

Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Кносский дворец — лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими.

Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита.
Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

Читайте также:  Бг что это в строительстве

Фрески Кносского дворца

и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. «Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование», — писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную «Парижанку», например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

knoss4.jpg

Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали «праздничным обществом». Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц.

Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени.

Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс — заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.

knossos3.jpg

Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность — выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени!

Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Источник: mementovitae.ru

Кносский дворец

Северный портик Кносского дворца

Кносский дворец — наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-«двойная секира», — излюбленного изображения в критском искусстве).

Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Общий план нижнего яруса Кносского дворца в позднеминойский период.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством известного археолога сэра Артура Эванса.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами), галереями), колоннадами), бассейнами) и лестницами.

Тронный зал

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Колонны Кносского дворца

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты.

Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок), изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Внутренний дворик

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

Пластиковые окна для СтерлитамакаКогда пластиковые окна стали появляться впервые в России, они завозились.

Как избавиться на участке от лишней влагиКаждому дачнику по весне или осенью приходилось сталкиваться с проблемой.

Источник: build.rin.ru

Рейтинг
Загрузка ...