В статье предпринимаются описания основных передовых производственных технологий, которые, в своей сумме, по мнению авторов, выведут российское судостроение на мировой уровень.
Масштабное судостроение – это фактор не только экономический, но и фактор обороноспособности. Если судостроение может построить 4 корабля в год и 36 гражданских заказов, то, в случае необходимости оно построит 40 кораблей в год. Это не только вектор силы, но возможность обеспечения контроля всей океанской логистики и контроля всего околоземного космического пространства.
Перед Россией стоит задача обеспечение 60% морских перевозок собственных грузов отечественным морским транспортом. Это потребует прироста дедвейта на ~135 млн.т. до 2031 г. Значит надо наращивать российский коммерческий флот примерно на 12 – 13 млн.т DWT в год. Такой объём строительства требует металлопереработки в судостроении 2 – 3 млн.т/год.
ССК «Звезда» нарастит своё производство до 300 т.т год переработки металла и имеет потенциал выхода до 500 т.т./год. Все остальные российские верфи способны сегодня на 400 т.т/год. Итого «сегодняшняя» цифра 900 т.т/год металлопереработки в российском судостроении. Дефицит 1 – 2 млн.т.
Как строят КОРАБЛИ 🚢
Это не значит, что надо построить ещё верфей ~ в два раза больше, чем сейчас. Это значит, что надо поднять производительность труда с текущего уровня ~300 ч.час/т.металлопереработки, до 30 ч.часов – среднего уровня производительности на европейских верфях. В этом случае мы полностью обеспечиваем решение внутренних задач и выходим на мировые рынки.
Структура трудоёмкости строительства судов коррелирует с циклом строительства (см. рисунок 1)
Рис.1 Примерная структура трудоёмкости судостроения
Металлопереработка (Σ = 61,6% трудоёмкости постройки) определяет эффективность верфи. Корпус является вытягивающим звеном для поставщиков и подрядчиков.
Очевидно, что сумма технологии должна отображать структуру трудоёмкости судна в постройке. Каков набор современных технологий, которые
1. Цифровая полнота и единство. Верфь должна работать в едином информационно-производственном пространстве (ЕИПП): и верфь, и КБ работают с одной 100% моделью судна. Не ухожу в детали и сложности, они есть, но весь набор программных продуктов и компетенций для полного внедрения ЕИПП присутствует. Немножко воли и мы получим полное внедрение.
2. Точное измерение – точное управление. ЕИПП подразумевает непрерывное обеспечение единства конструкторской 3D – модели и строящегося Заказа. Это достигается с помощью современных средств судометрики (см. рисунок 2)
Рисунок 2. Технология обеспечения единства конструкторской модели и реального объекта в постройке (использованы наработки А.Ю. Спиридонова АО «ПО «Севмаш»)
Нет никаких препятствий или белых пятен для внедрения данных технологий и получения роста производительности более, чем на 25%.
3. Стандартизация и унификация. Обеспечение единства для ЧПУ, программ раскроя, производственной документации, нормативно-технической базы позволяет резать металл на строительство Заказа не последовательно на одной верфи, а параллельно, на нескольких верфях по кооперации. Это позволяет сократить цикл резки металла в 3 – 5 раз. Резательные комплексы верфей СЗФО загружены не более, чем на 10% и способны нарезать 1 млн.т металла в год уже сейчас.
4. Точность резки заготовок – путь к роботизации в судостроении и обязательное условие для применения современных сварочных технологий. Ниже (см. рисунок 3) предлагается технология обеспечения точности резательных машин независимо от их возраста и размера столов. Она реализуется за счёт организации обратной связи трекера и ЧПУ резательной машины. Управление резкой ведётся не по зубчатым рейкам и инкодерам, а по фактическому (геометрическому) положению режущего органа, которое определяется on-line, с точностью лучше 100 мкм.
Рисунок 3. Технология обеспечения прецизионной точности резки
5. Гибка больших листов. Сегодня, на больших размерениях, гибка листов практически невозможна. Сложные поверхности собирают из «мелкого» листа. Много сборочных операций, много нестыковок, много подгонки, много плазовой документации и шаблонов, много сварки. Мы предлагаем технологию фасеточной гибки (см. рисунок 4)
Рисунок 4. Фасеточная гибка листов (вплоть до 4500 х 18500 мм) для сложных обводов.
Лист загружается вертикально. Пуансон и матрица создаются по команде ЧПУ с помощью набора гидроцилиндров (см. рисунок 5). Данную технологию мы подсмотрели в авиационной промышленности и у азиатских судостроителей.
Рисунок 5. Принцип технологии фасеточной гибки.
Применение данной технологии в разы сокращает количество технологических операций и более, чем на порядок поднимает производительность труда при изготовлении сложных оконечностей корпуса.
6. Гибридная лазерно-дуговая сварка обеспечивает рост производительности более чем в 10 раз на 1 метр сварного шва. При этом себестоимость того же метра снижается более, чем в пять раз (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Суть и преимущества ГЛДС
Но, самое, на наш взгляд, важное для судостроения, что данный вид сварки позволяет создавать крупногабаритные судовые конструкции очень точно, практически без влияния сварочных и тепловых деформаций.
7. Роботизированная сварка без программирования роботов. Технологии, разработанные в России (компания ABAGY), позволяют полностью роботизировать и автоматизировать операции подготовки кромок, сборочно-сварочных и обварочных операций для узлов, плоских и гнутых секций, деталей судокорпусного насыщения. Благодаря применению элементов искусственного интеллекта роботы способны, опираясь на конструкторскую 3D — модель работать без участия человека: выбирать нужные заготовки, выставлять их и прихватывать, обваривать собранную конструкцию. Рост производительности труда до 6 раз.
Детальное моделирование применения данной технологии к изготовлению балки весом 63 т (см. рисунок 7) показал возможность получения её себестоимости в 4 раза ниже, чем у китайских товарищей.
Рисунок 7. Балка 14,4 х 1,78 х 2,8 м; вес – 63 т; Сварных швов – 465 м;
Один роботизированный комплекс в состоянии за год «перелопатить» ~14000 т/год металлоконструкций.
Сочетание ГЛДС и роботизации повышает производительность корпусных работ существенно больше, чем в 10 раз.
8. Покрытия блоков. Алюминизированые покрытия, гарантирующие коррозионную стойкость, сокращают цикл покрасочных работ в 2 – 3 раза. Это пожаробезопасная технология. Нет необходимости перемещать блоки в покрасочную камеру и назад.
Технология ремонтопригодна: покрытие повреждённое сваркой при монтаже различного насыщения легко восстанавливается на месте.
9. Насыщение блоков системами и оборудованием. Нами предложена технология пенал-палубного насыщения блоков (см. рисунок 8)
Рисунок 8. Технология насыщения блоков. (Использованы наработки КБ «Малахит»).
Работа по этой технологии позволяет до 90% насыщения провести в цехе, на уровне пола, в комфортных и нестеснённых условиях. Общий рост производительности труда в 5 — 10 раз.
10. Насыщение блоков трубопроводами. В настоящее время появилось достаточное количество бесфланцевых систем муфтовых соединений трубопроводов диаметром до 600 мм. Их применение снижает трудоёмкость монтажа судовых трубопроводов в 3 – 5 раз.
11. Насыщение судна блоками готовых помещений и надстроек. Нами предложена блочная технология строительства палуб и надстроек из самонесущих модулей (см. рисунок 9)
Рисунок 9. Технология насыщения блоков. (Использованы наработки швейцарской компании FASERPLAST COMPOSITES AG).
Работа по этой технологии позволяет до 90% строительства и насыщения помещений провести в цехе, на уровне пола, в комфортных и нестеснённых условиях. Общий рост производительности труда в 5 — 10 раз.
Мы показали основные технологические решения, которые позволяют реализовать принцип кооперационного строительства крупными интегрированными блоками точно в размер. Такой опыт применялся в СССР, применяется в ЕС (см. рисунок 10). Фрегат построен именно по такой распараллеленной схеме кооперационного строительства. Было задействовано несколько верфей в разных странах. Также не стоит забывать успешный кооперационный опыт крупноблочного строительства в РФ при строительстве Мистралей.
Рисунок 10. Кооперационное строительство крупными интегрированными блоками точно в размер.
Кооперационное строительство поднимает производительность труда в 2 – 3 раза.
12. Мобильные модульные логистические системы. Строительство крупными блоками не требует ежечасных грузовых операций с весами 1000 т и более. Беда всех тяжёлых кранов, что они 95 – 99% календарного времени либо простаивают, либо работают с ничтожными для них грузами.
Нами проработана технология работы с крупными тяжёлыми блоками по схеме суша – суша, вода – суша, суша – вода (см. рисунок 11).
Рисунок 11. Технологические возможности работы с судовыми блоками кранами 1350 т.
Мобильный кран может совершить необходимые монтажные операции крупных блоков на одной верфи и затем разобран и перевезён на другую автотранспортом. Или заехать на понтон и поработать, как плавкран. Или перевезён на понтоне на другую верфь без разборки (Использованы наработки немецкой компании LIEBHERR). Очевидно, что эффективность использования в этом случае несопоставимо выше, по сравнению со стационарными Голиафами.
Перевозка блоков осуществляется на модульных транспортёрных системах (см. рисунок 12).
Рисунок 12. Модуль транспортёра грузоподъёмностью 334 т
Из этих модулей можно собрать транспортную платформу под любой блок, любых размеров и любого веса (cм. Рисунок 13).
Рисунок 13. Транспортирование блока
Платформа обладает способностью перемещаться в любую сторону и делать полный разворот практически на месте. Мы можем составлять любые конфигурации для любых перемещений блоков любых размеров и весов от 100 т до 30000 т
Блоки могут транспортироваться по воде буксировкой или на модульных понтонах типа «Атлант» (см. рисунок 14)
Рисунок 14. Модульная понтонная спусковая система типа «Атлант»
Мобильные гусеничные краны, модульные транспортёрные системы, модульные понтонные погружные системы идеально подходят для кооперационного строительства судов и кораблей в СЗФО. Они могут быть сосредоточены в одном юридическом лице – «Крупноблочная логистика» (Использована идея Е.В. Игошина).
Потребность в инвестициях для организации кооперационного строительства крупными интегрированными блоками точно в размер при этом сокращается в несколько раз, так как дорогую инфраструктуру не надо создавать отдельно на каждой верфи, она может и должна быть коллективного пользования.
13. Капитальные сооружения. Для работы мобильных гусеничных кранов и транспортёров нужны основания с несущей способностью до 70 т/кв.м. Мы нашли композитный бетон НТЦ Прикладных технологий
(ТУ 5769-035-91957749-2012)
— Плотность, т/куб.м ……………………1,5
— Прочность на сжатие, МПа……………60
— Сокращение расхода бетона в ………..1,6 раза
— Сокращение расхода арматуры в …….1,3 раза
Общее снижение стоимости капитальных сооружений: заводские проезды, стапельные плиты, сухие доки, причальные стенки от 2-х раз и более.
Идеальной площадкой для организации строительства крупными интегрированными блоками точно в размер является СЗФО (см. рисунок 15)
Рисунок 15. В СЗФО все кооперанты распараллеленного строительства судов связанны логистикой по воде.
Все технологии, показанные в статье, доступны к применению. Эффект суммы технологии гарантировано повысит производительность труда в российском судостроении более, чем в 10 раз.
Памяти моего старшего товарища Е.В. Игошина посвящается
Статья «Современные технологии для крупноблочного строительства судов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2019)
Шамрай Феликс Анатольевич
директор центра инновационных арктических технологий, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Источник: magazine.neftegaz.ru
Общие понятия о судостроительном производстве
Технология судостроения изучает сущность производственных процессов постройки судна, взаимосвязь этих процессов и закономерности их развития. Она базируется на таких фундаментальных науках, как математика, механика, физика, химия и взаимодействует с широким кругом прикладных наук, связанных с созданием судна: проектированием судов, теорией корабля, прочностью корпуса судна, экономикой судостроительной промышленности и другими.
Предмет технологии судостроения
Под технологией судостроения длительные годы понимали совокупность производственных процессов постройки судов: получение и обработку материалов, сборку и сварку корпусных конструкций и корпуса в целом, монтаж механизмов и электрооборудования, изготовление и монтаж систем Изготовление узлов и монтаж систем на судне и устройств, оборудование и отделку судовых помещений, испытания и сдачу готового судна заказчику. Затем понятие технологии существенно расширилось и помимо производственных процессов вобрало в себя изучение и создание технических средств, изучение технических, сырьевых, информационных, финансовых и кадровых ресурсов, систем управления, социальной и природной среды, в рамках которых реализуют производственный процесс, включая его экологические последствия.
Судостроительное производство
Источник: Pixabay.com
В последние десятилетия XX века сложились следующие направления развития технологии судостроения:
- Совершенствование существующих и разработка новых методов постройки судов, в том числе основанных на модульном принципе, при котором возможна сборка судов из ограниченного количества унифицированных первичных элементов-модулей;
- Применение математических методов и вычислительной техники при технологической подготовке производства и управлении технологическими процессами;
- Механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе с применением промышленных роботов, роботизированных технологических комплексов и т. п.;
- Разработка принципиально новых технологических процессов, использующих действие лазеров и плазмы, более технологичных материалов, высокопроизводительного оборудования, в том числе с числовым программным управлением, высокоточных средств измерения;
- Экономия материальных, энергетических, трудовых, финансовых и других ресурсов при создании судов;
- Создание безопасных условий труда и экологически чистых процессов постройки судов.
Производственный и технологический процессы в судостроении
Под производственным процессом понимают совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта продукции. В ходе производственного процесса сырье, материалы, полуфабрикаты превращаются в продукцию, предназначенную для потребления. Производственный процесс образуется при наличии трех элементов: труда, т. е. целесообразной деятельности человека, предмета труда (на него направлены действия работника) и средств труда, с помощью которых осуществляют воздействие на предмет труда. Взаимодействие названных элементов, приводящее к созданию новой или улучшенной продукции, образует производство.
В судостроении производственный процесс представляет собой направленные действия работников, которые с помощью имеющихся в их распоряжении средств труда (производственных зданий, сооружений, орудий труда) изготавливают корабли, суда, морские технические установки или восстанавливают их способность к эксплуатации.
Составными частями производственного процесса являются основной и вспомогательный процессы. К основному относят процесс, непосредственно связанный с превращением предмета труда в готовую продукцию. Вспомогательный процесс способствует осуществлению основного процесса без прямого участия в нем.
Элементами и основного, и вспомогательного процессов остаются труд, предмет и средства труда. Отличие состоит в том, что продукцию основного производственного процесса используют сторонние потребители, а продукция вспомогательного процесса его обслуживает. В судостроении все работы, связанные с изготовлением продукции, реализуемой покупателю, относят к основному производственному процессу. Вспомогательными процессами являются изготовление инструмента, ремонт производственных сооружений, транспортно-погрузочные услуги и т. п.
Основной производственный процесс называют технологическим процессом, под которым понимают часть производственного процесса, содержащую действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под определением состояния предмета труда понимают контроль производства (контрольные действия, осуществляемые рабочим). В ходе технологического процесса в результате действий человека или машин происходит изменение внутренних свойств, формы, внешнего вида предмета труда. Например, в ходе резки и гибки изменяют размеры и форму деталей, а в результате сборки образуется задуманная конструкция.
Технологические процессы различают по назначению и универсальности применения. Назначение определяет вид конкретного технологического процесса, как части процесса строительства судна (технологические процессы сварки металла, окраски конструкций).
Постройка атомного ледокола “Сибирь”
Источник: Pixabay.com
По универсальности применения технологические процессы разделяют на единичные, групповые и типовые. Единичным называют технологический процесс изготовления изделия одного наименования, типоразмера и исполнения. К групповым относят технологические процессы изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками. Технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками называют типовым.
Каждый технологический процесс разделяют на операции. Операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте неизменными исполнителями. Примерами технологических операций могут служить резка заготовки на детали, установка и закрепление на полотнище балок набора; гибка труб на трубогибочном станке. Операция – основная единица при планировании и учете производственных процессов, при разработке технологических процессов, а также при их изучении.
Технологическая операция, в свою очередь, включает технологические и вспомогательные переходы. Технологическим переходом называют часть операции, выполняемую одним и тем же инструментом при постоянном режиме работы человека или оборудования. Под вспомогательным переходом понимают часть операции, состоящую из действий, не изменяющих предметов труда, но необходимых для выполнения технологического перехода. Примерами вспомогательного перехода могут быть закрепление заготовки или смена инструмента. Кроме переходов в состав технологической операции могут входить установы — части операции, выполняемые при неизменном закреплении обрабатываемой заготовки или собираемой сборочной единицы.
Количество операций в технологическом процессе зависит от конструктивного и количественного разнообразия предметов труда (их повторяемости и унификации), которое характеризует тип производства. Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.
Единичное производство характеризует малый объем выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление которых, как правило, не предусматривают. При серийном производстве изделия изготавливают периодически и повторяющимися партиями. В зависимости от количества изделий в партии или серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Для массового производства характерен большой объем выпуска одинаковых изделий, непрерывно изготавливаемых продолжительное время.
Строительство атомного ледокола «Арктика»
Источник: Freeimages.com
Тип производства оценивают коэффициентом закрепления операций K3,0 (коэффициентом серийности), под которым понимают количество операций, выполняемых в среднем на одном рабочем месте за определенный период времени (месяц, год). При массовом производстве K3,0 = 1 . Для крупносерийного производства K3,0 < 10 , для среднесерийного 10 < K3,0 < 20 , для мелкосерийного 20 < K3,0 < 40 Для единичного производства K3,0 не регламентируют.
Серийное и массовое производства характеризуют показателем такта выпуска (тактом производственного процесса) τ , под которым понимают период времени между изготовлением единицы изделия:
- T – календарный отрезок времени;
- N – количество изделий, выпускаемых за это время.
Величину, обратную такту выпуска, т. е. количество изделий (продукции), выпускаемых в единицу времени, называют ритмом выпуска. Показатели такта и ритма выпуска используют при планировании и организации производства для расчета численности рабочих, количества необходимых механизмов и машин, сменности работы, количества потребных технологических операций.
Для серийного и массового выпуска изделий свойственно поточное производство, определяемое расположением технологического оборудования и оснастки в последовательности выполнения операций технологического процесса.
В судостроении точных границ между типами производства не существует, так как его продукцией являются разнообразные суда от малых катеров и промысловых судов Промысловые суда до крупнотоннажных морских судов и военных кораблей. В большей степени распространены единичное производство по строительству единичных экземпляров судов и кораблей или серийное производство. При этом отнесение производства к серийному зависит от величины строящихся судов. Массовое производство в судостроении встречается крайне редко.
Судно в сухом доке
Источник: Freeimages.com
Для осуществления любого технологического процесса необходима та или иная совокупность орудий производства, которые называют средствами технологического оснащения (СТО). К ним относят технологическое оборудование, оснастку, приспособления и инструмент. Технологическое оборудование – средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, а также средства воздействия на них. Примерами технологического оборудования служат гибочные прессы, машины для тепловой резки, агрегаты для сборки и сварки корпусных конструкций, станки для гибки труб, расточные станки и др. К технологической оснастке относят СТО для изготовления корпусных конструкций Состав и характеристика технологических операций изготовления корпусных конструкций (стенды, постели и т. п.), оснастку к трубогибочным станкам, оснастку для проведения испытаний механизмов, устройств.
Приспособления главным образом обеспечивают фиксацию или перемещение предметов труда или инструмента при выполнении технологической операции. Приспособлениями являются направляющие для перемещения по заданной траектории полуавтоматов для тепловой резки и сварочных автоматов, зажимы и фиксаторы для закрепления деталей, узлов и секций корпуса судна при их изготовлении и сборке, устройства, применяемые при монтаже валопроводов Ремонт валопроводов и судовых гребных винтов , механизмов, трубопроводов.
Инструмент предназначен для воздействия на предмет труда с целью изменения его состояния. Номенклатура инструмента, применяемого в судостроительном производстве, весьма широка. Здесь и разметочный, проверочный, сборочный инструмент, инструмент для механической и тепловой резки металла, инструмент для обработки поверхностей.
Разработка технологических процессов, выбор существующих или создание новых средств технологического оснащения осуществляют на стадии технологической подготовки производства к постройке судов.
О судовых механиках (видео)
Источник: sea-man.org
Что такое Судостроение
Судостроение — 1. Теория и практика постройки судов (2*).
2. Создание судов (2*).
Значение слова Судостроение по Ожегову:
Судостроение — Теория и практика постройки судна 2
Судостроение в Энциклопедическом словаре:
Судостроение — издательство, Санкт-Петербург. Основано в 1940.Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению иприборостроению.
Значение слова Судостроение по словарю синонимов:
Значение слова Судостроение по словарю Ушакова:
СУДОСТРОЕНИЕ
судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно 2).
Определение слова «Судостроение» по БСЭ:
Судостроение — отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С. существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах.
Приёмы постройки судов относительно мало менялись до начала 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов — механические двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механических двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и других качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологических процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й половине 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
Судостроительная промышленность включает судостроительные заводы (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), научные организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитационными трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В СССР в состав судостроительной промышленности входят также машино- и приборостроительные предприятия.
Современное судно — одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетического, электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технические решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности которых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значительную длительность проектных и проектно-технологических работ, в ходе которых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в том числе и в СССР) создаются системы автоматизированного выполнения работ с помощью ЭВМ.
Постройка современного стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преимущественно на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отдельных корпусных конструкций, изготовление в цехах предварительной сборки секций и блоков массой до 600 т (на некоторых заводах — свыше 1000 т), монтаж корпуса из секций и блоков, Спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом.
Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строительных Доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на Слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из которых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и других работ. С целью ускорения процесса постройки судов значительный объём монтажных работ осуществляется при предварительной сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и другим комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.
Особые технологические процессы применяются при изготовлении отдельных конструкций (например, надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов — специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: около половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма строительства судов (см. табл.). Во многих странах суда строятся главным образом на экспорт. например, в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии — по 65%, в Швеции — 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создаётся в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Южная Корея).
Страна | Количество судов | Валовая вместимость, млн. рег. т | ||||||||||
1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | |
Япония | 1037 | 992 | 885 | 1080 | 1045 | 930 | 10,100 | 11,132 | 12,857 | 14,751 | 16,894 | 16,991 |
Швеция | 39 | 42 | 42 | 39 | 40 | 47 | 1,539 | 1,863 | 2,028 | 2,290 | 2,181 | 2,188 |
ФРГ | 184 | 178 | 148 | 134 | 128 | 164 | 1,317 | 1,968 | 1,389 | 1,926 | 2,142 | 2,499 |
Испания | 130 | 161 | 161 | 202 | 230 | 210 | 0,649 | 0,830 | 1,083 | 1,319 | 1,561 | 1,593 |
Великобритания | 139 | 122 | 130 | 119 | 116 | 114 | 1,327 | 1,233 | 1,197 | 1,067 | 1,198 | 1,170 |
Франция | 131 | 70 | 60 | 56 | 54 | 59 | 0,859 | 1,086 | 1,030 | 1,170 | 1,046 | 1,150 |
Норвегия | 115 | 121 | 125 | 127 | 129 | 138 | 0,702 | 0,884 | 0,825 | 0,984 | 0,964 | 1,052 |
Нидерланды | 101 | 107 | 112 | 123 | 27 | 143 | 0,632 | 0,572 | 0,750 | 0,852 | 0,942 | 1,028 |
Дания | 52 | 56 | 62 | 59 | 63 | 58 | 0,518 | 0,728 | 0,952 | 1,004 | 1,076 | 0,969 |
Италия | 48 | 66 | 58 | 51 | 54 | 41 | 0,546 | 0,872 | 0,902 | 0,837 | 0,953 | 0,792 |
Всего в мире | 2814 | 2917 | 2776 | 2999 | 2949 | 2730 | 20,980 | 24,388 | 26,749 | 30,409 | 33,541 | 34,203 |
Транспортное С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ. в капиталистических странах — в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, например буровые платформы, строятся главным образом в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С. среди социалистических стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР. среди капиталистических — Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистических странах — в США.
Боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ в капиталистическом мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании.
В России С. как отрасль промышленности зародилось на рубеже 17 и 18 вв.. сооружались главным образом корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол («Пайлот», 1864), суда с главными двигателями внутреннего сгорания (речное — «Вандал», 1903. морское — «Дело», 1908).
В годы Советской власти работа судостроительных заводов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в середине 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок. после Великой Отечественной войны 1941-45 — несколько больших (в ряде случаев насчитывающих многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский завод и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Черноморский завод в Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.)
были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и морские суда на подводных крыльях и др. На советских заводах построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетической установкой — ледокол «Ленин» (1959). крупнейшее научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (1971), мощнейший атомный ледокол «Арктика» (1974). Ведётся постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Некоторые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами.
В. С. Дорин.
Судостроение — Судостроение («Судостроение»,)
ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства судостроительной промышленности СССР и научно-технического общества судостроительной промышленности им. академика А.Н. Крылова. Основан в Петербурге в 1898 под названием
«Вестник Общества морских инженеров». неоднократно переименовывался. С 1934 называется «С.». Освещает вопросы проектирования судов, судовых устройств и оборудования, публикует обзоры состояния и перспектив развития основных типов судов и направлений судостроения. Тираж (1975) 11,6 тысяч экземпляров.
Судостроение — Судостроение («Судостроение»,)
центральное научно-техническое издательство в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Ленинграде. Образовано в 1940 под названием Судпромгиз, с 1934 существовало как главная редакция судостроительной литературы.
Объединения научно-технических издательств (ОНТИ), в 1939-40 входило в состав издательства Оборонгиз. Выпускает научную, производственно-техническую и научно-популярную литературу по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению. Среди книг, выпущенных издательством, — труды А. Н. Крылова, В. Л. Поздюнина, Ю. А. Шиманского, В. В. Новожилова, П. Ф. Папковича, И. Г. Бубнова и др., серии книг по автоматизации проектирования судов, перспективам судостроения, освоению гидрокосмоса и др.
«С.» издаёт ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Судостроение», научно-популярный и спортивный периодический сборник «Катера и яхты». В 1974 объём издательской продукции составил (вместе с журналами) 29 млн. печатных листов-оттисков.
Источник: xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Что такое судостроение
(торговое) ?- деятельность, связанная с использова-
нием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, проведения спасательных и буксирных операций, а также для других
хозяйственных, научных и культурных целей. Использование военных кораблей для обеспечения внешнеполитических интересов составляет сущность военного мореплавания.
Судоходство – ? плавание судов по водным путям: морское, внутреннее, смешанное (коммерческое, или торговое, промысловое и др.).
Судно ?- плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки людей и пассажиров, для водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных соревнова-
ний, проведения научных исследований, а также для военных целей. Суда по назначению разделяются на военные (корабли) и гражданские (транспортные, промысловые, исследовательские, вспомогательные и др.).
Судостроение (судостроительная промышленность) ? отрасль обрабатывающей промышленности, основной продукцией которой являются суда, корабли и иные плавучие сооружения, а также судоремонт.
Судостроение относится к отраслям машиностроения и металлообработки. В эту отрасль входят судостроительные, судоремонтные заводы, научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации, предприятия судового машиностроения и морского приборостроения, поставляющие комплектующее оборудование на строящиеся суда.
Источник: seaspirit.ru
Что такое верфи
Судостроение является важной отраслью мировой промышленности. Практически в каждой стране, имеющей выход к морю или океану, есть свои верфи. В России также действует большое количество судоверфей, на которых выпускается водный транспорт различного назначения: от компактных гребных лодок до нефтяных танкеров. Следующий материал будет посвящен истории развития мирового судостроения. Здесь вы сможете ознакомиться с тенденциями работы известных верфей , а также узнать историю развития некоторых крупных судостроительных заводов.
Что такое верфь
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.
Первая из известных верфей датируется 3000 — 2778 гг. до нашей эры (Египет). С XVII века становятся неотъемлемой частью адмиралтейств. В современном языке верфь может называться судостроительный или судоремонтный завод.
«Судоверфь» — распространённое сокращение от «судостроительная верфь».
Судостроение – важное направление экономической деятельности
Мировая судостроительная отрасль оценивается в невероятную сумму $100 млрд., согласно отчету Bloomberg от декабря 2006 г. Неудивительно, что 80% объема мировой торговли перевозится морским транспортом (UNCTAD, 2009).
Кроме того, суда всех типов бороздят мировые океаны и выполняют огромное количество разных заданий. Они включают транспортировку грузов, дреджинг, поиск и спасательные операции, очистка экологической среды, разведку и добычу нефти и газа, укладку кабелей и труб, научные исследования, рыболовство, проектное строительство, туризм, военные операции и патрулирование, а также многое другое.
Судостроение является важной отраслью, которая обеспечивает баланс между спросом и предложением в секторе торгового судоходства. Когда спрос на определенный тип груза высок, спрос на судно, перевозящее этот груз, соответственно вырастет.
Владельцы и операторы судов в этой отрасли разместят заказы на верфях, специализирующихся на данном типе судов, и верфи начнут строительство. Учитывая природу судоходства, зависящую от уровня спроса, можно сказать, что оно отражает состояние здоровья мировой экономики и торговли.
Таким образом, и судостроительная отрасль дает обоснованное представление о состоянии мировой экономики. И действительно, существует значительная прямая связь между динамикой судостроения и мировой экономики и торговли.
Объемы судостроения растут, когда растет уровень международной торговли. Аналогично, судостроение находится среди первых, страдающих от спадов при падении мировой экономики. Это ставит судостроение на одно из первых мест среди наиболее важных экономических видов деятельности в мире. Судостроение – надежный барометр экономической активности.
Появление судостроительных верфей
До появления корейских и японских судостроительных верфей после Второй мировой войны европейские верфи доминировали в мировой судостроительной отрасли. После войны крупнейшие в мире верфи были построены в Ньюкасле (Великобритания) и в Клайде (Шотландия).
Тогда как судостроение все еще существует и в Европе, эти судостроительные верфи фокусируются больше на так называемых судах класса Lexus, таких как химовозы, оффшорные суда снабжения (OSV), сейсмические суда, военные суда и круизные лайнеры.
Например, BAE в Англии специализируется на строительстве военных судов, тогда как Aker Yards (сейчас это STX Europe) в Норвегии специализируется на строительстве круизных судов и судов ледового класса, а также нескольких видах OSV.
Во время пика строительства новых судов до мирового экономического спада спрос значительно рос на места якорной стоянки в европейских верфях, которые до этого уступили свои позиции азиатским верфям.
Это стало результатом избытка спроса на азиатских верфях, которые не могли справиться с большим объемом заказов на новый тоннаж. Европейские верфи понимают, что не могут справиться с низкой стоимостью труда в Азии, а также их экономии на масштабе, но все еще получают значительную долю заказов на технически сложные суда.
Китай стал сильным игроком некоторых секторов, таких как сухогрузы, газовозы и контейнеровозы
Явной тенденцией в мировом судостроении в последние два десятилетия является появление судостроительных верфей в развивающихся странах.
Китай стал сильным игроком некоторых секторов, таких как сухогрузы, газовозы и контейнеровозы. Также наметилось появление верфей в Индии, Вьетнаме и Малайзии, фокусирующихся на небольших и средних судах и даже обслуживающих экспортные рынки. У таких верфей могут присутствовать наработанные объемные книги заказов, в том числе для внешних рынков.
Некоторые верфи выигрывают от использования союзов с более опытными международными судостроителями, которые владеют более продвинутыми технологиями и процессами, которые помогают улучшить производительность, эффективность и номенклатуру предлагаемых услуг и продуктов.
Как следствие судостроительного бума в развивающихся странах, наметился приток инвестиций из крупных иностранных судостроительных верфей. Например, компания STX инвестировала значительные средства в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Вьетнаме.
Все это свидетельствует о растущей привлекательности судостроительного сектора в развивающихся странах, в которых низка стоимость производства, растет спрос на судоходные услуги и присутствует экономия масштаба.
Все больше судоходных компаний покупают доли в судостроительных верфях, чтобы иметь больший контроль над цепочкой поставок и создать эффект синергии. Одним из примеров таких покупок является покупка компанией MISC компании MMHE, крупнейшей верфи Малайзии, с целью объединения бизнеса перевозчика с возможностями судостроительной верфи по строительству оффшорных установок и судов для обслуживания оффшорной нефтегазовой отрасли.
Тенденции в современном судостроении
Тенденции в судостроении отражают направления развития производства, потребления и транспортировки грузов, перевозимых судами, и динамику активности на рынках, которые они обслуживают.
Наблюдение за этими тенденциями позволяет проанализировать динамику торговли, роста экономик, отраслей, технологий, финансирования и многих других аспектов жизни.
Как экономическая деятельность, судостроение значительно влияет на судоходство, торговлю и экономику.
Количество и размер судов, построенных на судостроительных верфях, определяют тоннаж определенного типа судоходного сектора, а следовательно влияют на фрахтовые и чартерные ставки этих судов. Это в свою очередь является определяющим фактором в цене грузов и других товаров и услуг, чье производство зависит от поставки этих грузов.
Следовательно, можно отметить огромную важность судостроения и его ключевую роль в обеспечении мировой торговли и экономической активности. Судостроение является видом деятельности, который дает четкое представление о современных тенденциях мирового развития.
Известные судостроительные верфи
Hyundai Heavy Industries
Огромные танкеры, сухогрузы или контейнеровозы перевозят самые большие грузы и эти морские гиганты основа основ международного судоходства и торговли.
Судостроительная компания «Hyundai Heavy Industries» превратила далекий южно-корейский порт, в крупнейший объект мирового судостроения. На этой гигантской верфи ежегодно на воду спускают 60 судов. Здесь на предприятии под строжайшим контролем проходит все стадии процесс судостроения – от первой резки до спуска на воду.
Корпорация «Hyundai Heavy Industries» является одной из крупнейших судостроительных верфей и производит 10% кораблей и судов в мире. Основателем «Hyundai Heavy Industries» является Чан Чжу Ян, который организовал предприятие 23 марта 1972 года. Этот огромный промышленный объект проектировали с колоссальным размахом.
Над рукотворным ландшафтом, который состоит из тянущихся до горизонта складов и гигантских открытых доков вырисовывается целый лес башенных кранов. Всего за 8 месяцев здесь строят самые большие корабли в мире. На этой судостроительной верфи почти во всем полагаются на свои ресурсы от формовки сырья до сборки крупнейших двигателей. Нигде в мире нет предприятий подобных масштабов, где строятся одновременно несколько кораблей.
Судостроительная компания «Hyundai Heavy Industries» превратила далекий южно-корейский порт, в крупнейший объект мирового судостроения
Вся верфь занимает около 500 гектаров. На предприятии расположены девять сухих доков. В семи из них строят торговые и грузовые суда, а два отданы под военные корабли и ремонтные работы. Компания контролирует весь процесс судостроения целиком. При поступлении от клиента заказа на постройку судна инженеры создают проектно-техническую документацию, после окончания расчетов собирается сырье.
Листовой металл режут на куски, которые затем станут готовыми блоками образующие различные части судна. Эти блоки переносят в сухие доки, где их собирают воедино, как части трехмерной головоломки. Они образуют основной корпус корабля. Компания производит не только секции, из которого собирают корпус судна, но и двигатели и генераторы.
Слово «hyundai», что значит с корейского языка «современный» тесно связано с городом Ульсан. Это город концерна «Hyundai Heavy Industries». Почти все жители работают на заводах морской компании или на обслуживающих его предприятиях.
Здесь есть отель с прекрасным видом из окна, а в магазинах даже процесс парковки распланирован до мелочей. Компания строит и субсидирует жилью для его работников.
Колоссальный концерн детище одного человека Чан Чжу Яна. Он оказал огромное влияние на страну. Чан создал производство, поставляющее судовые двигатели, бортовые генераторы, и краны, которые применяются при сборке сверх тяжелого транспорта. У концерна есть также подразделение, занимающееся строительством морских буровых установок для добычи нефти и газа.
Своим процветанием судостроительное производство обязано тому, что здесь научились создавать новые суда в рекордно короткие сроки. Примерно один раз в неделю происходит спуск нового судна на воду.
Верфь Драссанас в Барселоне
Драссанас в Барселоне – верфь которая была построена в XIV веке и сохранилась до наших дней. Туристы могут посмотреть как создавались знаменитые испанские каравеллы и галеры.
Именно на верфи в Драссанасе спускались на воду галеры, которые проходили службу и участвовали в завоевании Туниса и в сражении при Лепанто.
Сейчас на верфи располагается Музей Мореплавания, где показаны средневековые навигационные приборы, документальные свидетельства открытия Америки, макеты каравелл и галер, карты, личные вещи знаменитых мореплавателей и др. Является достопримечательностью в Испании.
Верфь Fairline
Fairline – это известная английская судостроительная компания, которая была постороена в 1967 году
Fairline – это известная английская судостроительная компания, которая была постороена в 1967 году. Верфь находится в маленьком городке Ондл. Fairline строит яхты вместе с дизайн-бюро Бернарда Олесински.
Судна с корпусом Олесински знамениты своей мореходностью. Ко всему эту они являются очень комфортными. Большинство судов, созданных на этой верфи являются лучшими. На всемирных выставках они обходили даже знаменитые яхты корпорации Ferretti.
Соломбальская верфь
Соломбальская верфь — судостроительное предприятие, которая построилась по приказу Петра I на острове Соломбала возле Архангельска осенью 1693 года.
Соломбальская верфь стала цетром морского кораблестроения России. На верфи строились 32-х, 52-х и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек.
Все корабли вступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Эта верфь приносила большие доходы и было важной составляющей в экономике России, благодаря своему развитию лесопильного производства, морского судоходства и других промыслов.К 1713 году на ней работали 600 крестьян и посадских людей. Позже на верфи уже работало до 5-6 тысяч человек.
ОАО «Красноярская судостроительная верфь»
Красноярская судостроительная верфь была образована в 1929 году, с 1993 года – акционерное общество. Предприятие расположено на правом берегу Енисея рядом с Транссибирской железной дорогой, с которой связано веткой.
Основная специализация Красноярской судоверфи – строительство самоходного, несамоходного и стоечного флота, плавучих средств различной модификации (понтоны и наплавные понтонные мосты, плавучие причалы и паромы), а так же изготовление изделий судового машиностроения: судовых механизмов, деталей, отдельных фрагментов корпуса или надстройки судна.
Производственные мощности предприятия позволяют производить корпусный ремонт флота, переоборудование судов. Кроме того, судоверфь принимает заказы на механизированную обработку металлов, плазменную нарезку листовой стали и электромонтажные работы.
ОАО «КСВ» осуществляет полный цикл строительства судна, от составления проекта до сдачи его в эксплуатацию. Заказы принимаются из любых регионов. Доставка продукции может производиться в разобранном виде (секциями) как водным, так и железнодорожным транспортом. Совместно с Енисейским пароходством освоена перевозка судов Северным морским путем. Сборка судна происходит в районе указанном заказчиком.
За 80 лет на Красноярской судоверфи было построено более 3 000 судов: мелкосидящие буксиры-толкачи, буксиры-плотоводы, сухогрузные и пассажирские теплоходы, танкеры, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Так же Судоверфь имеет опыт в строительстве самоходных судов и корпусов прогулочных яхт.
В последнее время предприятие выполняет в основном заказы на строительство мелкосидящего флота – грузопассажирские теплоходы, классические моторные яхты, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Значительный объем заказов составляет изготовление плавучих средств: понтонные мосты, паромы, причалы.
Конструкторы и инженеры верфи совместно с проектировщиками Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска ведут активный поиск новых технических решений по созданию эффективных мелкосидящих судов, конкурентоспособных на транспортном рынке России и других стран.
Судостроительный завод «Северная верфь»
«Северная верфь» (первое название — Путиловская) основана 14 ноября 1912 года.
Верфь является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России. За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.
Сегодня в портфеле заказов предприятия – серии фрегатов и корветов, а также суда различного назначения.
Направления деятельности:
- серийное строительство: боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат,эсминец,корабли специального назначения, суда обеспечения ВМФ РФ;
- ремонт и модернизация: боевых надводных кораблей для ВМФ РФ;
- строительство,ремонт,и модернизация боевых надводных кораблей для иностранных ВМС;
- коммерческое судостроение: для внутреннего и внешнего рынков.
Адмиралтейские верфи
Адмиралтейские верфи» — крупнейший судостроительный завод Северо-Запада. Основную продукцию предприятия составляют не атомные подводные лодки. В 2016 году завод передал Черноморскому флоту последнюю, шестую в серии «Варшавянку», после чего получил заказ на шесть аналогичных подлодок для Тихоокеанского флота.
В структуре предприятия – корпусное, сборочно-сварочное, машиностроительное, стапельно-сдаточное и достроечное производства, собственный инженерный центр. В работе каждого подразделения используются современные технологии, применение которых начинается на стадии формирования корпуса судна, и заканчивается его после продажным обслуживанием.
Параллельно завод строит корабли и суда ледового класса. Ежегодная выручка предприятия превышает 40 млрд руб., прибыль не опускается ниже 5 млрд руб. Производственные мощности и оснащение верфи позволяют строить суда дедвейтом до 70 000 тонн, отвечающие международным требованиям.
Северная верфь
ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (в прошлом “Путиловская верфь”) – знаменитая верфь Санкт-Петербурга, которая была построена 14 ноября 1912 года. Ранее называлась “Путиловская верфь” в связи с название одним из акционерных обществ (“Общества Путиловских заводов”). Верфь строила корабли для военно-морского флота Российской империи.
“Северная верфь” была не раз реконструирована. На этой верфи было выпущено около 400 кораблей различного назначения
С 1948 до 1988 года — Завод имени А. А. Жданова. В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. “Северная верфь” была не раз реконструирована. На этой верфи было выпущено около 400 кораблей различного назначения.
Кроме этого было выпущено 170 кораблей для ВМФ России и СССР:
Источник: yachtinform.ru