В последнее время в строительстве домов весьма популярно использование такого архитектурного приема, как обустройство второго света. Этот вариант оформления внутреннего пространства здания зародился еще во времена возведения царских хором, дворцов и усадеб средневековой эпохи.
Сегодня еще не многие знают, что такое второй свет в проекте дома, однако первые современные постройки подобного типа уже успели вызвать бурные споры по поводу своей актуальности в наши дни. В чем же заключаются отличия таких проектов и какие особенности они имеют?
Отличительные особенности домов со вторым светом
Для начала рассмотрим, что такое второй свет в проекте дома. В основе данной архитектурной идеи лежит объединение пространства двух и более этажей в одной или нескольких комнатах здания. Говоря простым языком, в таких помещениях отсутствуют межэтажные перекрытия между соседними уровнями дома, за счет чего комната больше наполняется естественным солнечным светом, становится гораздо объемнее и воздушнее.
Что такое свет и как мы видим [основы физической оптики]
В большинстве случаев проекты домов со вторым светом дополняются огромными панорамными окнами, высотой в два или три этажа. Интерьер украшается большими парадными люстрами, бра и точечными светильниками. На втором этаже (в небольшой части комнаты) обустраивается выступ в виде балкона, который обеспечивает проход между уровнями дома и может быть обустроен под место для отдыха.
Чем привлекательны такие проекты зданий
Чаще всего подобные архитектурные решения привлекают людей, которые не понаслышке знают, что такое второй свет в проекте дома, и уже успели оценить все достоинства данной планировки. К ключевым преимуществам двусветных комнат можно отнести:
- Возможность подчеркнуть высокий статус владельца дома, придать зданию роскоши и солидности.
- Увеличение естественного освещения комнаты в светлое время суток, воздушность и простор.
- Возможность воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи по установке искусственного освещения. Огромная высота потолков позволяет сделать акцент на массивных люстрах из стекла, хрусталя либо на подвесных светильниках, оформленных в самых разнообразных стилях.
- Элегантные лестничные конструкции, обеспечивающие передвижение между этажами, служат отличным украшением интерьера всего дома.
Необычная планировка здания, витражные стекла, камины и прочие декоративные элементы наполняют комнату нотками торжественности и изысканности, что весьма уместно для домов элитного класса.
В чем же отрицательные стороны таких планировок?
Разбираясь в вопросе касательно того, что такое второй свет в проекте дома, невозможно не заметить, что подобную планировку нельзя назвать экономичной. За счет того, что перекрытие второго этажа практически отсутствует, будущий владелец дома теряет как минимум 1-2 комнаты, и это главный аргумент противников данных проектов. Поскольку полезная площадь здания существенно уменьшается, двусветные помещения не желательно обустраивать в домах, где площадь менее 120 м².
Вторым недостатком принято называть сложность расчета отопительной системы, что связано с необходимостью создать одинаковый микроклимат в комнатах с разной высотой потолка. В этих расчетах важную роль играют и тепловые характеристики материала, из которого возведено здание.
Сегодня для этих целей активно используется кирпич и газосиликатные блоки, однако наибольшей популярностью пользуются дома из бруса. «Второй свет» — проекты не новые, поэтому опытные специалисты смогут грамотно произвести расчеты и добиться оптимального баланса температур во всех комнатах.
В каких случаях целесообразно выбирать планировку со вторым светом
Как сделать в таком помещении, как деревянный дом, второй свет? Проекты существуют разнообразные, к тому же можно сделать и индивидуальный, под себя. Архитекторы рекомендуют отдавать предпочтение таким решениям только в тех случаях, когда площадь открытой комнаты более чем в 7 раз превышает высоту потолков, следовательно, речь идет о зданиях огромных размеров.
Итак, подведем итоги. Что такое второй свет в проекте дома? В первую очередь это возможность избавиться от приевшихся стандартных планировок и сделать свое жилье необычным и ярким. А если грамотно подойти к процессу строительства и планировки отопительной системы, то возведенное здание будет радовать своих владельцев не только красотой, но еще теплом и уютом.
Источник: fb.ru
Архитектурное освещение фасадов
Архитектурное освещение зданий– неотъемлемая часть световой городской среды, благодаря которой ночные улицы преображаются, становятся безопасными для граждан, упрощается навигация по городу. Правильно расставленный свет подчёркивает архитектурные элементы строения, нивелирует недостатки, делает здания привлекательными для фотосъемки, арендаторов и потенциальных клиентов.
Архитектурно-художественное освещение фасадов зданий используют в рекламных целях, чтобы повысить стоимость объекта, сделать его более привлекательным для инвесторов. Однако, чтобы добиться нужного эффекта, необходимо соблюдать нормы и требования, которые предъявляются к уличной подсветке, при этом выдержать баланс между светом и инфраструктурой, иначе вместо оригинальной концепции получится световой шум.
Цели и задачи
Архитектурная подсветка выполняется с двумя целями: обеспечивает функциональность городской среды, повышает эстетику отдельных зданий.
- Функциональность подсветки сооружений заключается в том, что она дополняет уличное освещение. В результате улицы лучше подсвечиваются в тёмное время суток, что упрощает навигацию в ночное время и повышает общую безопасность городских улиц.
- Декоративное освещение городов делает узнаваемыми отдельные объекты, улучшает городской пейзаж, формирует привлекательный облик здания. Неосвещенное здание ночью выглядит темным, блеклым, в лучшем случае, будет гореть свет в окнах. Здание с подсветкой выглядит ярко, стильно, становится доминантой вечернего пейзажа, привлекает к себе внимание.
Архитектурное освещение фасадов помогает решить такие задачи:
- Обеспечивает безопасность городской среды;
- Повышает привлекательность города для туристов;
- Подчёркивает архитектурные особенности отдельно взятых зданий;
- Маскирует недостатки фасадных элементов;
- Украшает инфраструктуру и пейзаж.
Наружное освещение используют и с коммерческой целью: владельцы повышают его ликвидность и привлекательность в глазах покупателей или арендаторов.
Фасадное освещение зданий подходит для объектов любого функционального назначения:
- Многоквартирные дома и жилые комплексы;
- Памятники и монументы;
- Офисные и административные здания;
- Мосты и набережные;
- Спортивные объекты;
- Церкви и соборы;
- Элементы рельефа;
- Прогулочные и парковые зоны с архитектурными сооружениями.
Для каждого проекта разрабатывается индивидуальный стиль, который гармонично вписывается в общегородскую концепцию.
Виды архитектурного освещения
По варианту исполнения архитектурная подсветка зданий подразделяется на несколько типов, которые напрямую влияют на область применения.
- Заливающее. Общая яркая подсветка здания, создающая световой фон, без акцента на отдельных деталях. Для заливающего света используют мощные прожекторы, расположенные на земле или прилегающих строениях. Такие решения выбирают для историко-значимых и общественных зданий, но не рекомендуют при значительных дефектах фасада. Заливающий свет не подойдет для жилых объектов, т.к. яркий свет прожекторов может попадать в окна и мешать обычной жизни жильцов.
- Акцентное. Подчеркивает отдельные элементы фасада, выделяя их на общем фоне. Локальный акцентный свет используют для зданий с архитектурными изысками в декоре: с лепниной, барельефами, колоннами, пилястрами, портиками.
- Контурное. Здание подсвечивается только по периметру светодиодными линейными светильниками или лентами. Позволяет существенно сэкономить на подсветке, при этом создать интересный световой облик. Подходит для зданий и сооружений любого типа, т.к. осуществляется подсветка контуров: линии крыши, торцов, оконных проемов и входных дверей.
- Фоновое. Визуальный эффект создаётся за счёт контраста: фасадная часть освещается меньше, чем задний фон. Для подсветки используют светильники с рассеивающим световым потоком. Световое решение подходит для невысоких зданий и для сооружений с колоннадами, подчёркивает величественность постройки.
- Динамическое. Разновидность программного светодиодного освещения с использованием RGB-светильников. Интенсивность света управляемая, задаётся при помощи компьютерных программ и алгоритмов. Динамическая подсветка позволяет использовать разные режимы: для обычных дней экономичные режимы, для важных событий и праздничных дат – специальные яркие световые решения.
- 3D-mapping. Новая световая технология, которая позволяет проецировать на здание различные изображения. Видеоконтент используют маркетологами для проведения масштабных рекламных кампаний. Зачастую такая трансляция сопровождается звуком. 3D-маппинг – отличное решение для штаб-квартир известных компаний и торговых комплексов.
По способу монтажа, подсветка стен и фасадов делится на открытую и закрытую. В первом случае, светильники заметны на фасаде или рядом со зданием. Во втором, световые приборы скрываются в нишах или за архитектурными элементами, поэтому снаружи виден только свет.
Умное освещение и цветовое оформление
Умная подсветка – современная концепция, облегчающая управление системой света. Обычно проекты с умным светом реализуются при помощи цветного динамического освещения с возможностью управления сценариями освещения. Светотехническое оборудование легко перенастраивается при помощи пультов управления. Динамика освещённости задаётся посредством логических контроллеров, в которые заложены нужные алгоритмы.
Благодаря изменяемым режимам освещения, фасад здания гибко подстраивается под любые значимые события. В качестве примера можно привести небоскрёб Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Когда в стране проходят общегосударственные праздники, здание подсвечивается в цвета российского триколора. На 9 мая на фасаде высвечивается Георгиевская лента. Сценарий можно подобрать под любой праздник, поэтому объект всегда остаётся в тренде.
К преимуществам архитектурного освещения зданий с умным управлением можно отнести и экономичность. Уровень освещённости регулируется с учётом времени суток, что обеспечивает максимальную энергоэффективность.
Стеклянные фасады как часть подсветки
Для зданий со стеклянными фасадами нельзя использовать традиционные способы подсветки. Нужно учитывать особенности стекла, которое имеет большой коэффициент отражения и невысокий процент обратного рассеивания.
Проект освещения обычно разрабатывают одновременно со строительством здания. Перед светодизайнерами ставится непростая задача, для решения которой нужно подсветить здание снаружи, исключив при этом отзеркаливание световых потоков внутрь помещений.
Грамотно реализованная подсветка стеклянного фасада должна:
- Освещать весь периметр;
- Придавать объекту визуальную лёгкость;
- Предусматривать возможность реализации нескольких сценариев;
- Изменять мощность светового потока по вертикали.
Реализуют такие проекты двумя способами. Первый – подсвечивается интерьер помещений. Благодаря прозрачности стекла, здание выглядит подсвеченным в тёмное время суток. Второй – LED-светильники закладывают между стёклами, при условии, что на объекте используется двойное остекление.
Дополнительно возможно использование контурной подсветки по периметру.
Требования и нормы архитектурного освещения
Уличная архитектурная подсветка устанавливается в соответствии с действующими нормами и требованиями:
- ГОСТ Р 54350;
- ГОСТ 14254;
- ГОСТ Р 522398.
Базовые требования к архитектурной подсветке на основании ГОСТ:
- Равномерность яркости определяется с учётом фактуры фасада, для зданий с однотонной и гладкой поверхностью значение UL составляет 0.3, для фактурных и многоцветных отделочных материалов – 0.2;
- Для центральных аллей минимальная цилиндрическая освещённость составляет 2 люкс относительно оси;
- Цветовой баланс подбирается под стиль фасадных конструкций и варьируется в пределах 2200- 3500 и 4000-6000 К для тёплых и холодных оттенков соответственно;
- Для подсветки полихромных материалов выбирают светильники с индексом цветопередачи не менее 80 Ra;
- Светотехническое оборудование мощностью 150 Вт и выше оснащают экранирующими элементами и устанавливают с таким расчётом, чтобы световой поток не слепил водителей;
- Все осветительные приборы, которые эксплуатируют в уличных условиях, выпускаются во влагозащищённых корпусах с уровнем защиты не ниже IP 65.
Освещение многоквартирных домов
Архитектурная подсветка фасадов МКД имеет свои особенности. Инженеры и светодизайнеры руководствуются стилистикой здания, при этом соблюдают правила комфортности зрительного восприятия выбранной цветовой гаммы.
Для МКД запрещено использовать ослепляющую заливающую подсветку и устанавливать светильники так, что свет будет попадать в окна.
Если здание выполнено в классическом архитектурном стиле, световые гирлянды и светодиодные ленты обычно не используются. Контур подсвечивается линейным светом, внимание на отдельных элементах фасада акцентируется посредством узконаправленных световых потоков.
Для многоквартирных домов, выполненных в стилях модерн и барокко, выбирают световую концепцию, строящуюся на контрастности освещения. Благодаря таким решениям можно не только подсветить здание в целом, но и выделить отдельные элементы фасада.
Источник: fossa-electric.com
Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности
Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.
Общие задачи фасадного освещения
Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.
Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.
Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:
- улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
- повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.
Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.
Требования к освещению
Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.
Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:
- мощность;
- тип;
- цветовая температура;
- оттенок.
Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.
Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.
Нормы и правила подсветки зданий
Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.
Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.
Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:
- колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
- карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
- межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
- скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
- средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.
Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.
Типы архитектурного освещения
Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.
Локальное освещение
Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный.
Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.
Заливающее освещение
Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.
Контурное освещение
Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.
Фоновая заливка
Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.
Световые фасады
Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.
Динамическое освещение
Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.
Виды используемых светильников
В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:
- возможность работать при любых климатических условиях;
- герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
- 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
- стойкость к механическому воздействию;
- высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
- удобство в обслуживании;
- корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.
К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.
Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:
- грунтовые;
- линейные;
- точечные;
- акцентные.
Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают.
Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.
Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.
Источник: 220.guru
Архитектурное освещение
Архитектурное освещение играет важную роль в том, как люди воспринимают и понимают архитектуру. Освещение зданий и сооружений естественно или искусственно, архитектурное освещение — это среда, которая позволяет нам видеть и ценить красоту в зданиях вокруг нас.
Архитектурное освещение может помочь повысить ценность архитектуры.
Освещение может принести эмоциональную ценность архитектуре — это помогает создать опыт для тех, кто занимает пространство. Без освещения, где будет архитектура? Будет ли это иметь такое же влияние? Нет, это не так.
Является ли это дневным освещением или искусственным освещением, свет привлекает внимание к текстурам, цветам и формам пространства, помогая архитектуре достичь своей истинной цели. Видение — это самый важный смысл, благодаря которому нам нравится архитектура, а архитектурное освещение улучшает то, как мы воспринимаем архитектуру еще больше.
Немного истории
- 1883 год — электрическими светильниками были впервые иллюминированы Кремль и колокольни Ивана Великого.
- Зарождение понятия «архитектурное освещение» –Нью-Йорк 20-е годы прошлого века.
- 1969 год — создание Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения (ILAD).
Эстетика архитектурного освещения
Эстетика — это то, где дизайнеры и архитекторы сосредотачиваются на эмоциональном воздействии освещения и архитектуры на жителей. Именно там дизайнеры определяют, как люди хотят чувствовать себя, когда они ходят по пространству. Этот аспект особенно важен для торговых точек; внешнее освещение должно привлекать потребителя, а внутреннее освещение должно внушать им страх, поскольку они проходят через двери к демонстрации продукта.
Функция архитектурного освещения
Второй аспект, функция архитектурного освещения, нельзя игнорировать. Мы хотим, чтобы архитектурное освещение фасадов не выглядело определенным образом, но мы должны также удостовериться, что это служит его самой важной цели — помочь нам увидеть. Области должны быть освещены, чтобы люди чувствовали себя в безопасности при навигации по комнате или всему зданию. Они должны уметь видеть пол и стены вокруг них, что должно создать чувство уверенности.
Типы архитектурного освещения
По назначению архитектурное освещение делится на два типа:
— функциональное;
— декоративное.
Первый применяется для комфортного и безопасного пребывания людей на улицах в вечернее и ночное время суток. Миссия этого типа важна для зданий городов с непродолжительным световым днем зимой. Здесь важно настроить работу осветительных приборов максимально эффективно, чтобы они, с одной стороны, освещали наибольшее пространство, а с другой — не причиняли вред глазам жителям города.
Второй тип — носитель эстетической функции. Он придает городским улицам сохраняющиеся в памяти черты. Как правило, такая подсветка украшает город во время новогодних праздников, фестивалей, торжественных событий.
Энергоэффективное архитектурное освещение
Последний аспект очень важен в сегодняшнем развития зеленого строительства и устойчивости. Одно дело создать захватывающий макет архитектурного освещения, но другое — создать захватывающий реальный объект, который также невероятно энергоэффективен. Это можно сделать, гарантируя, что большая часть света достигает своей цели, и меньше света теряется.
Архитектурное освещение фасадов. Уменьшение количества потерянного света сделает здание более эффективным. Легкий способ сделать это — установить светодиодные архитектурные светильники вместо флуоресцентного освещения. Современные светодиодные технологии позволяют создавать качественно новые световые приборы с более высокой светоотдачей, по сравнению с флуоресцентными источниками света.
Здания и городские помещения должны быть спроектированы в первую очередь вокруг их жителей. Важность архитектуры и архитектурного освещения как спускового механизма для физического, физиологического и психологического благополучия в настоящее время становится предметом значимости в архитектуре и градостроительстве.
О важности комплексного подхода
Одной из самых сложных задач для светотехнической компании является разработка концепции освещения многофункциональных территорий и их архитектурных доминант. Обычно заказчик затрудняется составить понятное ТЗ для такой задачи и ожидает набора «готовых» предложений на эту тему от архитектора или другого уполномоченного наемного консультанта.
Таким консультантом можете стать вы!
Архитектурное освещение фасадов. Данная задача настолько же сложна технически, насколько широкие перспективы открывает перед нами в случае ее успешного и профессионального решения
Ключ к успеху:
– Комплексный подход к задаче, всесторонний анализ объекта
– Предложение нескольких различных концепций на выбор
– Углубленная разработка понравившейся заказчику концепции, предварительно одобренное заказчиком уже на стадии концепции.
Аспекты, учитываемые при проектировании
- Архитектурный стиль здания
- Назначение здания
- История объекта
- Отделочные материалы фасада
- Возможность монтажа оборудования
- Окружающая среда
- Видовые точки
- Фоновая засветка
Приемы освещения фасадов зданий
В современной архитектуре освещения используют шесть основных способов фасадного освещения. Воображение и искусство светодизайнера позволяют создавать из них уникальные комбинации. Поговорим о каждом по отдельности.
Акцентное либо локальное
Прием акцентирует внимание на отдельных элементах здания: лепнине, колоннах, балконах или окнах. Для такой подсветки используются узкие лучи светодиодных прожекторов. Использование такого приема позволяет значительно уменьшить энергозатраты.
Фоновое
Применяется для подсветки значимых городских сооружений театров, дворцов, храмов, соборов. Прием выгодно выделяет силуэт здания и побуждает прохожих обратить на него внимание. Для фонового освещения наиболее подходит рассеянный свет, который лучше всего выделяют металлогалогенные светильники мощностью от 400 ВТ.
Контурное
Новый и креативный вид оформления подсветкой зданий, частных и загородных домов. Иллюминация выделяет только абрис, подчеркивая игрой света основные элементы постройки: окна, балконы, линию крыши. Наиболее выгодно использование дизайнерами гирлянд, линеек, LED-трубок и светодиодных лент.
Заливающее
Создается с помощью удаленных на небольшое расстояние от объекта прожекторов. Равномерно освещает всю площадь фасада исторического здания, памятника, построек прошлых веков. Такой тип подсветки не выгоден для архитектурных форм с повреждениями. Яркий свет подчеркнет их наличие на фоне фасада.
Динамическое
Использование в архитектурном освещении светодинамики сделало возможным программировать подсветку фасадов в соответствии с временами года, погодой, музыкой или появлением человека на ночной улице.
Новейшие средства светотехники позволяют дистанционно управлять яркостью освещения, изменять цветовую палитру, создавать рекламные и информационные сюжеты.
На основе динамического освещения появились медиафасады. Высотные и масштабные здания, оформленные цветомузыкой, создают неповторимую ауру ночного города.
Световое оформление
Применяется для зданий, фасады которых оформлены с помощью стекла. В этом случае световая конструкция располагается внутри постройки. При включении на стекле создаются уникальные световые композиции.
Рождение концепции
Стоит относится к объектам нашего исследования, как к произведению искусства — скульптуре. Поэтому исследование стандартных вариантов освещения необходимо для выявления положительных и
отрицательных приемов.
Поиск решения
При разработке системы освещения важно учитывать сочетание принципов освещения с архитектурой объекта, структурой фасадов, картой видимости, а также эмоциональным восприятием, которое будет создаваться в вечернее время.
После проведенного исследования архитектуры объекта, местности, видовых точек, поставить следующие светокомпозиционные задачи архитектурной подсветки фасадов:
- Выделить плоскости фасадов в зависимости от схемы видимости
- Плотность размещения светильников на фасадах увеличивать к наиболее видимым участкам.
- Архитектурное освещение должны создать комфортную световую среду, исключив слепящий эффект на жильцов, пешеходов и водителей.
Моделирование в Dialux
Обязательно нужно провести моделирование будущей системы освещения в Dialux. Это позволит выявит все слабые места вашей концепции. Моделирование покажет где стоит установить светильник мощнее, а где стоит пересмотреть оптику. Данный пункт обязателен к выполнению, несмотря на то, что многие даже не поймут, что за картинку нарисовал Dialux.
Выбор подходящего светильника
Для реализации поставленной задачи необходимо предусмотреть оборудование соответствующее энергоэкономичности, компактному дизайну и продолжительному сроку службы. Мощность и количество осветительных приборов нужно подобрать с учетом яркостных характеристик и кривых светораспределения.
Бестселлером архитектурного освещения является Линейный осветительный приборы — так называемый Wallwasher имеют симметричную оптику, позволяющую создавать мягкий градиент на фасаде. Как правильно выбрать светильник для подсветки фасада поговорим поподробнее.
Узел установки светильника на фасаде
Стоит уделить отдельное внимание разработке узлов крепления светильников или прожекторов на фасаде и самому дизайну кронштейна, учитывая как конструктивные особенности, так и эстетику. Важно расположить световой прибор на нужном удалении от стены для правильного распределения светового потока, чтобы избежать излишне ярких пятен вблизи источника. Очень важно достигнуть сбалансированного варианта светового решения, когда подсветка здания не противоречит стилистике фасада и архитектуре окружающих зданий. Здесь особенно важным является выбор уровня яркости освещаемого фасада.
Место установки
Первое что нужно учесть — это предполагаемое место установки светильника и какую функцию он будет выполнять. Желательно, для создания идеального эффекта, выбирать светильник длинной равной подсвечиваемой плоскости.
Выбор оптики
Важно правильно выбрать оптику и мощность светильника.
Для заливающего света используют оптику Wall Washer — мощность лучше выбрать, промоделировав сцену освещения в Dialux.
Для подсветки элементов фасадов используется оптика Grizing. Смотреть фото.
Примеры выбора светильников
Внешний вид светильника
Зачастую архитектурное освещение проектируется для исторических зданий и сооружений, в архитектуру которых ни в коем случае нельзя вносить изменения. Поэтому очень важно чтобы установленное освещение не выбивалось из общего восприятия зданием.
Для этого важно, чтобы все линии электропередач были проложены по фасаду здания в коробе который по цвету полностью совпадал с цветом фасада и не выделялся на его фоне. Тоже самое относится и к светильникам. Наиболее эстетичный эффект от освещения появляется если сам светильник замаскирован на фасаде и не выделяется со стороны.
Посмотрите на фото как это возможно выполнить.
Система управления светом
В проектах, где требуется диммирование светильников, запуск динамических сцен и/или смена цветов, требуется использовать управляющие контроллеры. Для подсчета управляемых световых точек (light points) и подбора нужного контроллера, необходимо определиться с протоколом управления. Это (Ethernet/DMX) или DALI. После этого, исходя рассчитанного общего количества световых точек под управлением и протокола подбирается подходящий контроллер.
Для управления архитектурным освещением лучше всего подойдет протокол DMX 512.
Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами (один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Одновременное использование нескольких поддерживающих DMX512 устройств позволяет создавать световые картины и элементы оформления различной степени сложности, как внутри, так и снаружи помещений. По одному каналу передаётся только один параметр прибора, например цвет свечения светодиодного RGB-прожектора. Каждое устройство имеет определённое количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512.
Протокол DMX512 получил широкое распространение и является одним из основных стандартов для большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, и универсальностью при его применении. Безусловно, у протокола DMX512 есть и определенные недостатки.
Соблюдение простых правил позволит избежать распространенных ошибок.
Некорректная установка терминаторов или их отсутствие является, пожалуй, наиболее часто встречающейся ошибкой в ненадежно работающих системах DMX512. Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.
В том случае, когда терминатор не установлен, сигнал, приходя к самому дальнему концу линии, «отражается» обратно по направлению к передающему устройству. При определенной длине линии и определенном стечении обстоятельств этот отраженный сигнал может внести серьезные помехи в настоящий сигнал DMX, что приведет к возникновению ошибок и сбоев. Резистор-терминатор «впитывает» сигнал на дальнем конце кабеля и не позволяет ему отражаться. В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта.
Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.
Однако в линиях DMX512 на одном из концов кабеля всегда установлено только передающее устройство, (т.е. пульт управления), а на другом конце линии всегда находятся приборы, которые только принимают сигнал (без передачи).
Кабели, используемые для передачи сигнала DMX512, обычно имеют волновое сопротивление в диапазоне от 85 до 120 Ом. Стандарт RS422 (предшественник стандарта EIA485) был оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 100 Ом. Стандарт EIA485 оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 120 ОмТак как в настоящее время встречаются передающие устройства выполненные как в соответствии со стандартом RS422, так и в соответствии с EIA485, то идеальным кабелем является кабель типа Proplex PC22xx/x, имеющий волновое сопротивление 110 Ом. Этот кабель будет лучшим решением в том случае, если на нем установить терминатор номиналом 110 Ом. Следует отметить, что номиналы в диапазоне от 90 до 120 Ом также дадут хороший результат.
Системы DMX512 могут нормально работать без терминаторов довольно продолжительное время (в случае если их забыли установить или не установили вовсе).
Источник: lightru.pro
История
Окна…архитектурное развитие…поглощение искусственного освещения… возобновление интереса к дневному свету … использование энергии. .. пассивная архитектура … стратегия…управление
«Невозможно переоценить важное влияние естественного света на внутренние и внешние формы зданий и на тех, кто в них живет. Так что дневной свет-это естественное начало».
С самых ранних пещер дневной свет сообщал о жизни жителей, первоначально в разнице между ночью и днем; но по мере того, как жилища становились более сложными, с помощью отверстий или окон, пропускающих свет. История архитектуры является синонимом истории окна и дневного света от первоначальных грубых отверстий, впуская свет и воздух, тепло и холод, окно было средством для введения дневного света, и в конечном счете к чудесным интерьерам средневекового собора, барочных церквей или многих частных зданий восемнадцатого века.
Окно развивалось на протяжении веков, но его цель впустить дневной свет оставалась его основной ролью; оконные проемы требовали подходящего заполнения для изменения внешнего климата. Сначала использовались различные материалы, такие как тонкие плиты мрамора, листы слюды или промасленной бумаги, но только после разработки стекла для окон можно было добиться существенного прогресса.
Стекло было обнаружено еще в 3000 году до н. э. В Египте и использовалось для декоративных предметов, но известно, что небольшие стекла ручной работы, вставленные в бронзовые рамы, использовались для заполнения оконных проемов в римский период. Они мало отличались от свинцовых огней средневекового периода, ограничиваясь небольшими размерами стекол, управляемыми процессом производства.
Это было оставлено до семнадцатого века для больших стекол, которые будут разработаны в Англии и для больших окон, которые станут возможными. История окон- это действительно история архитектуры, от грубых отверстий в сторонах ранних домашних зданий, открытых для атмосферы, или отверстий в конструкции крыши, позволяющих проникать дождю, собранному в Центральном бассейне.
Внешний вид зданий всех периодов отражает характер окон, в некоторых случаях, таких как средневековый период, форма и расположение окон функционально связаны с ролью, которую играет дневное освещение, в то время как в эпоху Возрождения расположение и форма окон стали более формализованными, часто менее хорошо связаны с внутренними пространствами, которые они обслуживали … возвышение, внешний вид здания, видимого снаружи, стали иметь первостепенное значение, соображение, которое сохраняется и сегодня. Окна всегда приводили к инновациям, и это можно увидеть в витражах великих средневековых соборов, рассказывающих христианскую историю, где целые стены из стекла стали возможными благодаря таким конструкциям, как летающий контрфорс.
Окна должны были служить военным нуждам в укрепленных зданиях, приводя к щелевым окнам, из которых могли быть выпущены стрелы; с растопыренными сторонами, имеющими желаемый эффект уменьшения контраста между яркостью окна и внутренней поверхностью стены, устройство, которое имеет постоянную действительность. Еще одним инновационным средством дневного освещения было то, что разработано для освещения барочных церквей Южной Германии, где «косвенный» дневной свет на витиеватые украшения и украшения церкви получается из окон, скрытых от прямого взгляда прихожан.
Косвенный дневной свет одинаково действителен сегодня, как используется Бэзилом Спенсом в соборе Ковентри, или Йорном Утсоном в церкви Багсваэрд в Денмарке. В то время как вертикальные окна, установленные в наружных стенах зданий, были явно первой важности, и продолжают быть таковыми сегодня, это были огни крыши, позволяющие дневному свету проникать в центральные части зданий, которые оказали важное влияние на форму плана величественных домов семнадцатого и восемнадцатого веков.
Они приняли несколько форм, от куполов, таких как в Кеддлстон-холле (1759), где свет входит сверху или Чизвик-Хаус (1725), где купол окружен окнами по бокам, в обоих случаях метод дневного освещения позволил архитекторам иметь больше гибкости, чтобы планировать центральные районы своих зданий. Интересно, что этот метод введения дневного света в центр зданий имеет резонанс с предсердиями, которые мы видим во многих зданиях сегодня.
Современное движение в Англии в 1930-х годах использовало новые методы строительства, чтобы позволить совершенно новый подход в жилых зданиях, с целыми стенами из стекла и обернутыми окнами по углам, чтобы выразить свободу отношений между внутренним и внешним, свободу, которая в конечном счете была выражена в стенах из стекла, теперь возможных в высоких коммерческих структурах. Дневное освещение оставалось основным средством освещения для всех типов зданий до начала двадцатого века, когда по различным причинам, не в последнюю очередь большей эффективности в развитии электрических источников, основная роль дневного освещения начала подвергаться сомнению.
Рост рабочего места в девятнадцатом веке видел здания, требующие более высоких уровней света, и это было достигнуто планированием длинных горизонтальных окон, где дневного света близко к стене окна было бы достаточно, но с давлением, чтобы уменьшить пол до высоты пола для экономии структуры, даже это стало недостаточным. Давление на повышение уровня освещенности в зданиях исходило от коммунальных предприятий, которые рассматривали это как средство увеличения продажи электроэнергии, а для производителей-как продажу ламп и оборудования. До определенного момента это было доброкачественное влияние, хотя эффект в США зашел слишком далеко, с уровнями 1000 люкс и выше, где гораздо меньше было достаточно. К 1960-м годам концепция выросла, что в конечном счете, если не сразу, искусственное или электрическое освещение вытеснит естественный свет в качестве основного источника в течение дня в рабочей ситуации. Цитата из собственной книги автора, написанной в 1964 году:
«Неизбежно, что искусственный свет должен стать основным источником света, где эффективность зрения сочетается с экономическим анализом функции здания. Естественное освещение становится роскошью.»
В целом архитекторы не легко подчинились тенденции к полностью искусственной среде, ведущей неизбежно к кондиционированию воздуха в более крупных проектах; но, как правило, были отклонены инженерами; однако исследовательская работа, проведенная в Великобритании профессором Хопкинсоном на строительной исследовательской станции в 1950-х годах, разработала концепцию PSALI или постоянного дополнительного искусственного освещения для интерьеров. Концепция, лежащая в основе этого исследования, заключалась в том, что при условии, что дневной свет на стороне комнаты, ближайшей к окну, был адекватным, падение света дальше всего от окна может быть дополнено электрическими источниками.
Это обеспечило исторические преимущества дневного света, перечисленные ранее, особенно в создании впечатления, что вся комната была освещена днем, хотя это не было, позволяя концепцию «хорошо освещенной комнаты». В то время как это не имело непосредственного эффекта восстановления дневного света в качестве основного источника, это было оставлено другим внешним влияниям, чтобы укрепить возобновленный интерес архитектора к предмету.
Внешние влияния были в некоторой степени политическими, резкое повышение цен на нефть и топливный кризис, постепенное осознание того, что ископаемые виды топлива уголь и нефть, на которые полагался мир, имели ограниченный срок службы и, будучи однажды использованы, не могли быть заменены. Без сомнения, это было бы проигнорировано помимо дальнейшего фактора более глубокого понимания парникового эффекта из-за выделения углекислого газа при сжигании тех же самых ископаемых видов топлива.
Наконец, произошло разрушение озонового слоя и возросла опасность глобального потепления. По этим причинам некоторые страны приняли во внимание необходимость пристального изучения альтернативных источников энергии, таких как ветер и волны, и использования гидроэлектроэнергии там, где это было возможно.
Все это происходило в то время, когда количество энергии в зданиях увеличивалось, благодаря более широкому внедрению кондиционирования воздуха до такой степени, что стало очевидно, что здания стали самой большой формой загрязнения атмосферы. В то время как это было явно главным двигателем в вызове паузы к росту использования энергии в зданиях, роль исторических преимуществ дневного света не была незначительной, человеческий фактор требовал более пристального взгляда.
Историческим результатом этого стало то, что здания, проанализированные как основная причина проблемы, подверглись пристальному изучению; все большее значение приобретают слова «пассивное строительство» и «устойчивая архитектура». Люди начали искать способы уменьшить использование энергии в зданиях, и главным подозреваемым стала энергия, используемая для освещения.
Пассивная архитектура, где структура здания спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму потребность в механическом управлении теплом, светом и звуком: термин «чистый нулевой спрос на энергию» или ситуация, когда » потребляемая энергия равна энергии, собранной. Они движутся каждый день в большем или меньшем количестве и обеспечивают питание для освещения двумя способами.
Во-первых, они входят в здание через отверстия в качестве «света» во внутренние помещения, а во-вторых, они воздействуют на внешние поверхности здания и могут быть преобразованы в энергию с помощью солнечного преобразования. Это означает, что дневной свет должен быть в центре стратегии архитектора по ориентации здания, по характеру отверстий, по всей структуре здания. Это возвращает нас к вопросу о заполнении проемов по периметру здания … это уже не стекло просто для защиты от непогоды, а очень сложный оконный элемент, который может быть разработан для ограничения или сбора внешней энергии с помощью выбранных покрытий, фотовольтаики, заполнения полости и передовых слепых систем и элементов управления. Именно таким образом, количество энергии, используемой для освещения, может быть существенно уменьшено, способствуя достижению идеального уровня «чистого нулевого энергопотребления». Ясно, что дневное освещение находится в центре уравнения, требующего целостного подхода к дизайну, в котором человеческие факторы, изложенные выше, теперь могут быть размещены в правильном порядке приоритета; это больше не верно (если это когда-либо было), что дневной свет-это роскошь, связанная с видом из окна, хотя вид из окна является существенной частью роли, которую должен играть дневной свет. В задумчивой книге Дэвида Ллойда Джонса «архитектура и окружающая среда» он определяет устойчивость в архитектуре как
«развитие, которое отвечает потребностям настоящего и является по меньшей мере столь же ценным для будущих поколений, как и ценность получаемой в результате эксплуатации окружающей среды … устойчивое здание (в энергетическом плане) — это здание, которое в течение своего срока службы даже ломается или находится в кредит в отношении потребления энергии.»
Если дневной свет должен быть в центре этого уравнения, то использование энергии для искусственного освещения в зданиях должно быть уменьшено разумным использованием дизайна дневного освещения; так как теперь возможно восполнить дефицит энергии с помощью солнечной конверсии … использование фотовольтаики, достаточно мощной, чтобы генерировать достаточную энергию для удовлетворения или превышения ее пожизненного потребления. Устойчивая архитектура связана с минимизацией всех различных аспектов потребления энергии, связанных с производством здания от материалов до методов строительства и транспортировки, а также с продолжающейся эксплуатацией здания на протяжении всего его срока службы; но именно с энергией, используемой для искусственного освещения и возможной экономией, связанной с солнечным светом и дневным светом, мы здесь обеспокоены … разработка стратегии проектирования, которая включает в себя все соответствующие критерии, ведущие к целостному решению.
Если мы проигнорируем требования, предъявляемые к «пассивной» структуре, по аспектам вентиляции, загрязнения воздуха и системы искусственного освещения, можно наметить простую четырехточечную стратегию для дизайна дневного освещения, имея в виду, что все другие факторы должны быть приняты во внимание, чтобы завершить целостный подход к дизайну здания. 1. Необходимо принять решение о размещении здания, отличающегося по своему местоположению и характеристикам участка; в зеленом поле или городской обстановке; с учетом ориентации, солнечного пути и расположения существующих зданий или ландшафта.
2. Функция здания может определять размеры помещения, его высоту и расположение, принимая во внимание текущие и будущие потребности жильцов. Высота комнаты ключевое решение, имеющ подшипник на проникании дневного света и желательной общей глубине комнаты так же, как ценах здания. 3. Размер окна и расположение.
Это, безусловно, самое сложное проектное решение, поскольку оно должно включать все упомянутые ранее человеческие факторы, такие как обеспечение обзора, контроль тепловыделения и устранение бликов, а также более очевидные потребности функционального зрения. Комбинированные окна должны обеспечивать в среднем 5-процентный коэффициент дневного света для значительной части площади помещения.
С точки зрения архитектора, это вполне может показаться наиболее важным решением, поскольку оно будет определять внешний вид фасада здания; но со стратегической точки зрения это будет определять успех подхода дневного освещения. Будет целесообразно подготовить спецификацию для окон, чтобы включить характер стекла, его пропускную способность и другие характеристики. Типы стекла обсуждаются более подробно в рамках темы энергии позже, но именно в этот момент должны быть интегрированы потребности других дисциплин, таких как вентиляция, шумоподавление и преобразование энергии (PVs). 4. Наконец, системы управления учитывают, во-первых, те элементы управления, которые относятся к внешнему состоянию, контролю солнечного света и предотвращению бликов; и во-вторых, те из интерьера, отношения с дневным светом и системой искусственного освещения, чтобы облегчить «дневное освещение»; это будет иметь решающее значение для достижения возможной экономии энергии. Хотя изложенные четырехкратные решения являются необходимым началом, они должны в каждом пункте быть связаны с другими критериями проектирования зданий, не в последнюю очередь с вопросом конструктивных возможностей, долговечности и ее связи с общими затратами на строительство, как первоначальными, так и эксплуатационными расходами, которые относятся к общей устойчивости.
Окружающая среда
Изменение и разнообразие … моделирующий… ориентация… солнечный свет… цвет… вид…здоровье
Различные аспекты окружающей среды, влияющие на внешний вид зданий, были определены во вступительной главе, и здесь цель состоит в том, чтобы проиллюстрировать эти аспекты более подробно.
ИЗМЕНЕНИЕ / РАЗНООБРАЗИЕ
Пожалуй, самым очевидным и, безусловно, самым важным аспектом дневного освещения является его способность к изменениям, что приводит к бесконечному разнообразию внешнего вида освещенного интерьера. Изменение лежит в основе дневного света, человеческое тело имеет способность к адаптации, особенно в зрении, и необходимость осуществлять эту реакцию.
Восприятие реагирует на степень изменения; это естественный порядок вещей, что внешний вид внутренних пространств изменяется со временем; и если у нас есть уверенность в их продолжающейся реальности, то это потому, что изменение их освещенного внешнего вида позволяет нам продолжать исследование пространств, в которых мы живем; совершенно другая мера опыта к статическим качествам пространств, освещенных полностью искусственными источниками света в течение дня; или где нет доступа к дневному свету снаружи. Существует естественный процесс обновления в фотохимических процессах глаза, поскольку он адаптируется к изменениям в дневном свете сначала происходит естественное изменение от дня к ночи, от первого света до темноты и необходимость в искусственных источниках, чтобы взять на себя, когда дневной свет исчезает. Тогда есть изменения, связанные с изменениями погоды; от ярких солнечных дней до темных и облачных или дождливых дней, нет никаких сомнений в том, что человеческий дух парит, когда встает утром в яркий день, опыт, который никогда не будет иметь успеха, когда вы находитесь на улице. С изменениями погоды тесно связаны изменения времени года, от зимних снегов до летнего солнечного света; каждое время года будет иметь свой собственный характер, к которому мы, как люди, приспосабливаемся по-своему; но важно то, что внешний мир, воспринимаемый через окно, дает необходимую информацию о разнообразии внешнего мира, в то же время приводя к тонким изменениям внешнего вида.
Моделирование формы
Моделирование формы происходит от ее физической формы, будь то круглая, квадратная или другая, в сочетании с тем, как свет играет на ее поверхностях. Это называется моделированием, и когда это происходит от дневного света или солнечного света, дающего свет из одного направления, это обеспечивает форму, которая воспринимается глазом как имеющая смысл, однозначный.
Это еще раз отличается от формы объекта или пространства, возникающего в результате помещения, освещенного искусственным светом, где общий свет может быть получен из множества источников света. Наиболее обычным моделированием дневного света является то, что получено из вертикальных окон на стороне комнаты, давая свет от одного направления; этому могут помочь окна от соседней стены, которая добавляет к моделированию; поскольку свет все еще будет от того же самого общего направления, но добавляя к общему моделированию. Два примера могут быть использованы, чтобы подчеркнуть это, во-первых, греческая Дорическая колонна, где свет дня дает возможность моделирования на округлых поверхностях колонны; свет, который подчеркивает его особое округлое качество вместе с его вертикальностью. Второй пример-оригинальная статуя Давида работы Микеланджело, которую можно увидеть в художественной галерее Флоренции, освещенной дневным светом сверху, где форма меняется со временем по мере прохождения дня. Более современным примером использования верхнего дневного света для освещения статуи является колесничий в Дельфах.
Дневной свет по своей природе придает смысл и помогает нашему пониманию формы или пространства своим направленным потоком; значение, которое еще больше подчеркивается добавлением прямого солнечного света. Внутренние пространства оцениваются как приятные, яркие или мрачные в результате воздействия моделирования, а интерьеры оцениваются по тому, как пространства и объекты в них видны в течение дня, чтобы быть естественными или соответствовать нашему опыту природного мира.
Источник: art-grea.ru