Транспортная инфраструктура столичного региона давно нуждается в радикальном улучшении. Связано это с возрастанием транспортного потока в столицу и обратно. Он увеличился в следствие объективных причин — роста количества населения Москвы и её пригородов, а также возросшей автомобилизацией населения.
Столичные и областные власти предпринимают комплекс мер, направленных на модернизацию транспортной системы. Это и расширение дорожного полотна существующих автомагистралей, возведение новых автотранспортных развязок и автоэстакад, строительство новых дорог.
Последние, как правило, являются рокадными, соединяющими между собой существующие автомагистрали, в целях их разгрузки и ускорения движения. Одной из таких автодорог является шоссе Виноградово-Болтино-Тарасовка. Оно должно соединить Дмитровское шоссе с Ярославским.
План строительства
Планирование строительства данной автомагистрали ведётся уже достаточно давно. Ещё в 2013 году Московская область приняла план строительства шестиполосной трассы в районе Виноградово. Документ был разработан и принят в рамках региональной подмосковной программы, которая называется «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса».
Виноградово-Болтино-Тарасовка (Мытищинская хорда)
Уже тогда будущая дорога Виноградово-Тарасовка стала яблоком раздора. Её планируется проложить через город Мытищи, ряд населённых пунктов Пушкинского района, Пироговский лесопарк. Поэтому недовольство части граждан вызывают:
- Вырубка лесных насаждений в районе строительства автомагистрали.
- Принудительное изъятие земельных участков и недвижимости у собственников в тех местах, где должна быть проложена вышеуказанная дорога. Размер предусмотренной законом компенсации определяется сугубо индивидуально и не все довольны получившейся в результате подсчёта суммой.
Неоднократно недовольные граждане выходили на митинги и пикеты, подавали иски в суды и составляли различные петиции. Правительство осталось глухо к их голосу, разве только количество полос на будущей трассе уменьшило до четырёх.
В феврале 2018 года, губернатор Московской области Воробьёв на экономическом форуме в городе Сочи подписал инвестиционное соглашение с группой компаний ВИС о строительстве автомобильной магистрали Виноградово-Болтино-Тарасовка. Согласно имеющимся сведениям, общая стоимость строительства составит 52 миллиарда рублей. Из них 44 должен вложить частный инвестор, 7,7 региональное правительство.
Чтобы инвестор смог вернуть потраченные деньги, дорога будет первоначально передана в его распоряжение и станет платной. Стоимость проезда легкового автомобиля составит 10 рублей за километр. Такая ситуация сохранится до 2032 года. К этому времени инвестор планирует заработать на данной дороге 67 миллиардов рублей.
Если он получит меньшие доходы, разницу покроет бюджет Московской области. Подсчитано, что если житель Подмосковья каждые пять рабочих дней будет проезжать по этой дороге утром и вечером, он за год потратит порядка 80 тысяч рублей. Далеко не каждый представитель среднего класса готов потратить такую сумму.
Строительство дороги Болтино-Тарасовка идет по графику
Протяженность
Согласно утверждённому плану предполагается построить рокадную дорогу между Дмитровским и Ярославским шоссе. Её проектная длина составляет 16,1 километров.
Через что будет проходить
Строящаяся автомобильная магистраль своими крайними точками будет иметь с одной стороны Дмитровское, с другой стороны Ярославское шоссе. Она будет проходить через населённые пункты Пушкинского района и городского округа Мытищи. К ним относятся:
- Афанасово.
- Виноградово.
- Болтино.
- Тарасовка.
- Здравница.
- Погорелки.
Подробная схема
Согласно утверждённой схемы строительства новая автомагистраль будет:
- Представлять собой автомобильную дорогу класса 1Б.
- Иметь четыре полосы движения.
- Обладать прогнозируемой интенсивностью в 39 тысяч автомобилей в сутки.
- Иметь расчётную скорость движения 120 километров в час.
Судя по карте новой дороги, на ней предусмотрено пять путепроводов. Два из них будут располагаться в районе Погорелки, один в Здравнице, один над Мытищинским водоканалом и ещё один над рельсами Ярославского направления Московской железной дороги.
Сроки
Работы стартовали 2 октября 2018 года. В этот день началась геологическая разведка по линии будущей трассы. В следующем году были начаты работы по подготовке территории. Изначально предполагалось начать строительство дорожного полотна в апреле-июне 2020 года, а окончательно закончить в сентябре 2022 года.
Но эти даты были перенесены по ряду объективных причин. 31 августа 2020 года состоялся перенос даты окончания строительства автомагистрали на IV квартал 2024 года. Само строительство дорожного полотна было начато 9 ноября 2020 года.
В случае успешной реализации проекта, автомагистраль Виноградово-Болтино-Тарасовка сможет существенно разгрузить Ярославское и Дмитровское шоссе и стать популярной у местных автомобилистов. Настораживает довольно высокая плата за проезд по ней, которая далеко не всем посильна. А если инвестор вдруг задумает её увеличить? Одним словом, было бы гораздо лучше иметь на карте Московской области не частную, а ещё одну государственную и бесплатную автомобильную дорогу.
Источник: avtorosdor.ru
Дорогое удовольствие: кому нужна трасса Виноградово — Болтино — Тарасовка
Власти планируют построить дублер МКАД в ближнем Подмосковье, но местные жители против: трасса угрожает экологической ситуации Москвы и области.
На севере ближнего Подмосковья планируют построить платную автодорогу, которая соединит Дмитровское и Ярославское шоссе. Предполагается, что трасса длиной 16 км (включая шесть мостов и путепроводов, а также четыре транспортные развязки) пройдет по территории городского округа Мытищи и Пушкинского района через населенные пункты Виноградово, Болтино и Тарасовку на расстоянии 4-8 км от МКАД и, по замыслу авторов проекта, станет его дублером.
С чего все началось
Решение о строительстве автодороги было принято еще в 2011 году. По данным активистов, изначально все происходило со множественными нарушениями. Например, при разработке проекта никто не проводил детальный анализ экологических, юридических и прочих ограничений. Проектировщики на место предполагаемого прохождения дороги не приезжали. Независимая экспертиза транспортного обоснования проекта и общественные обсуждения тоже не проводились.
В последующие два года местные жители и москвичи обращались в органы власти, выражая протест против строительства, которое власти не посчитали нужным с ними обсудить. Возможное строительство затронуло бы слишком много людей, ведь речь шла о вырубке деревьев в лесопарковых зонах, входящих в защитный пояс Москвы. Кроме того, по данным активистов, автодорога должна пройти насквозь либо по границе восьми исторических поселков, в которых проживают более 15 тыс. человек, – это те люди, которые каждый день будут сталкиваться с последствиями строительства и эксплуатации трассы. Во многих поселках дорога должна пройти менее чем в 50 м от существующей жилой застройки.
В сентябре 2013 власть, кажется, услышала людей и провела слушания в Общественной палате РФ, на которых присутствовали представители Главного управления дорожного хозяйства МО, Научно-исследовательского и проектного института градостроительства, независимые эксперты и представители инициативной группы.
В результате комиссия ОП РФ рекомендовала «приостановить реализацию данного проекта либо сократить его объем до участка Болтино — Пироговский с обязательной разработкой нескольких альтернативных вариантов прохождения автодороги и их последующего согласования с местными жителями и общественными организациями». Также комиссия посчитала, что «реализация проекта в его текущем виде представляется неэффективной с точки зрения повышения уровня транспортного обслуживания МО и использования бюджетных средств».
Летом 2016 года Комиссия ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами рекомендовала правительству МО «рассмотреть возможность исключения из схемы территориального планирования Московской области автодорогу Виноградово — Болтино — Тарасовка, а Администрации Президента РФ — «провести проверку законности согласования и утверждения проектной документации на данную автодорогу».
Что произошло потом
По данным инициативной группы, правительство области проигнорировало рекомендации Общественной палаты РФ и результаты всех проведенных независимых экспертиз.
20 декабря 2017 года на сайте Министерства инвестиций и инноваций Московской области опубликовали проект концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Виноградово — Болтино — Тарасовка».
В качестве концедента выступала Московская область, в качестве концессионера (организации, которая осуществляет строительство и эксплуатацию в течение установленного срока, после чего объект передается государству) — ООО «Четвертая концессионная компания», входящая в группу «ВИС». Месяц спустя, 30 января 2018 года, министр транспорта и дорожной инфраструктуры Игорь Тресков и «Четвертая концессионная компания» подписали крупнейшее в регионе концессионное соглашение о строительстве платной автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка. Ранее решение о заключении концессионного соглашения подписал губернатор Московской области Андрей Воробьёв.
Общий срок действия соглашения — 15 лет, хотя указанную автодорогу планируют построить до 2020 года. Финансовым партнером группы «ВИС» в этом проекте выступит Газпромбанк, однако, по информации инициативной группы, «все риски увеличения стоимости и сроков строительства, а также отсутствия спроса на данную дорогу лежат на бюджете Московской области».
Как пишут на сайте застройщика, «положительным эффектом для жителей Подмосковья станет разгрузка существующей дорожной сети и вывод части транспортного потока за пределы населенных пунктов».
Цена вопроса
По словам Павла Бруссера, начальника Департамента инвестиционных проектов и государственно-частного партнерства Газпромбанка, «реализация проекта на основе концессионного соглашения позволяет создать новую дорогу главным образом за счет внебюджетных источников». Окончательную стоимость строительства определят после завершения проектирования, она не должна превысить 30 млрд рублей. Известно, что капитальный грант из бюджета Московской области составит 7,7 млрд рублей.
Члены инициативной группы сообщают, что «общий объем бюджетных расходов по проекту составит до 126 млрд рублей. Из них 7,7 млрд рублей – капитальный грант концессионеру, от 65,5 до 78,3 млрд рублей – субсидия, которая будет выплачена концессионеру, если фактический спрос на дорогу окажется меньше 108 тыс. автомобилей в сутки». Любопытно, что, по прогнозу концессионера, среднесуточный трафик транспорта должен составить около 29 тыс. автомобилей. По всей видимости, это означает, что субсидия концессионеру априори одобрена властями.
Скорее всего, трафик окажется и того меньше. Для сравнения, по платной дороге до аэропорта Шереметьево, крупнейшего транспортного узла страны с пассажиропотоком 40 млн человек в год, в сутки проезжает около 41 тыс. автомобилей. Дорога Виноградово — Болтино — Тарасовка, по выражению местных жителей, – «дорога из ниоткуда в никуда». Она идет перпендикулярно всем транспортным потокам в районе и потому вряд ли достигнет прогнозов концессионера.
Впрочем, даже если прогнозы концессионера подтвердятся и трафик составит 29 тыс. автомобилей в сутки, расходы бюджета Московской области на реализацию проекта достигнут 73,3 млрд рублей.
Также подписанное соглашение допускает возможность превышения стоимости строительства вплоть до 42 млрд рублей. В таком случае расходы бюджета вырастут до 126 млрд рублей. Все цифры основаны на уже подписанном концессионном соглашении, сообщают в инициативной группе. Судя по этим данным, концессионер может получить из бюджета на 45-60 млрд рублей больше, чем потратит на строительство. А если стоимость проекта в процессе строительства вырастет, то прибыль концессионера достигнет 70-85 млрд рублей.
«Нам нужен чистый воздух»
С самого начала анонсирования проекта власти получили обращения местных жителей, выступающих против строительства. Инициативная группа создала петицию на имя Президента России. Ее подписали более 1 600 человек. Авторы петиции отмечают, что строительство автодороги нарушает их конституционные права на благоприятную экологическую среду.
«В случае реализации проекта резко и необратимо ухудшится экологическая ситуации в Москве, в городах Мытищи, Пушкино и на всей территории северной части ближнего Подмосковья. Ухудшение коснется ключевых составляющих окружающей среды: качества воздуха и питьевой воды», — пишут авторы петиции.
Лишение населения чистой воды и застройка водоохранных зон противоречит ст. 9 Конституции РФ: она гарантирует, что природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, живущих на соответствующей территории.
Известно, что для строительства автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка власти планируют вырубить около 100 гектаров леса. По данным активистов, 70% длины дороги пройдет по территории Пироговского и Хлебниковского лесопарков и рассечет их в центральной части. Эти парки — часть лесопаркового защитного пояса Москвы, места отдыха жителей Москвы и Подмосковья и места обитания диких животных и редких видов птиц. По мнению активистов, «Хлебниковский лесопарк не оправится от такого удара», ведь в случае реализации проекта он фактически прекратит свое существование, а Пироговский — уменьшится более чем на 35%.
Проектируемая дорога нарушает зону санитарной охраны двух станций водоподготовки, которые обеспечивают водой более 10 млн горожан. В результате строительства и эксплуатации автодороги возникает угроза загрязнения и отравления питьевой воды в пяти округах Москвы (САО, СВАО, ВАО, ЮВАО и половина ЦАО) и семи городах Московской области (Королев, Реутов, Долгопрудный, Балашиха, Котельники, Мытищи и Химки – частично).
Акуловский водоканал, которому в случае строительства грозит загрязнение. Фото: Анатолий Дмитриев / предоставлено инициативной группой
В марте 2018 инициативная группа из дачного кооператива «Сосновый бор» направила письмо на имя Владимира Путина, в котором обосновала свою позицию и указала, что проект строительства автодороги нарушает ст. 105 Лесного кодекса РФ, согласно которой «в лесопарковых зонах, которые относят к категории защитных лесов, запрещается размещение объектов капительного строительства, за исключением гидротехнических сооружений».
Получается, согласно действующему законодательству, прохождение автодороги по территории Хлебниковского и Пироговского лесопарков в принципе невозможно.
Как следует из письма, «реализация проекта подрывает экологическую безопасность всего столичного региона, ставит под угрозу его жизнеобеспечение и, как следствие, угрожает национальной безопасности».
Авторы письма просят Путина защитить их конституционные права, то есть «содействовать полному отказу от реализации данного проекта и исключению автомобильной дороги Виноградово — Болтино — Тарасовка из схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». Также президенту направили 10 бумажных листов с подписями противников строительства трассы.
Что говорят независимые эксперты
По данным инициативной группы, независимая экспертиза Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Центрального института исследования дорог и Российской академии архитектуры и строительных наук подтвердила нецелесообразность проекта с транспортной точки зрения.
По мнению экспертов, прогнозирование автомобильных потоков проводили совершенно не по той методике: в ГУП МО «НИиПИ Градостроительства» использовали методику для прогноза автомобильных потоков между городами. А к прогнозированию потоков внутри и вблизи крупных городов она не применима.
В заключении от 23 августа 2017 года Федеральный исследовательский центр РАН сообщает, что «методика прогнозирования автомобильных потоков, примененная ГУП МО «НИиПИ Градостроительства» для обоснования строительства и трассировки данной дороги, не может считаться адекватной для прогнозирования транспортных потоков в районах ближнего Подмосковья, в особенности непосредственно прилегающих к Москве, как рассматриваемая дорога».
Федеральный исследовательский центр провел расчеты, используя свою собственную разработку – математическую модель для прогноза транспортных и пассажирских потоков в Москве и Московской области. «Расчеты подтверждают обоснованность возражений жителей Мытищинского и Пушкинского районов, по территории которых планируется прохождение дороги», — сообщили в заключении. Также в ФИЦ РАН заверили, что «значительного эффекта по улучшению условий движения на окружающей сети не прогнозируется, так что сама целесообразность проекта не представляется достаточно обоснованной».
Что происходит сейчас
По словам Вадима Соколова, члена инициативной группы, «администрация области продолжает реализовывать проект максимально быстрыми темпами, игнорируя все выявления нарушений и всю аргументацию экспертов, которые заявляют о полной нецелесообразности реализации проекта».
На официальном сайте правительства Московской области 23 марта опубликовали Постановление «О внесении изменения в проект планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства — автомобильной дороги Виноградово — Болтино — Тарасовка. В нем говорится о том, что «планируется изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд на территории городского округа Мытищи и Пушкинского муниципального района Московской области».
Несмотря на то, что впервые речь о строительстве дороги зашла в 2011 году, сейчас все происходит очень быстро. Вадим Соколов рассказал Агентству социальной информации: «Через две недели после того, как была достигнута договоренность с концессионером о реализации проекта по такой схеме, уже подписали соглашение, еще через две недели утвердили проект. 23 марта подписали проект планировки территории для строительства и сейчас приступили к выкупу земель. Судя по темпам подготовки проекта, вырубка леса будет произведена уже в этом году».
Источник: www.asi.org.ru
Тарасовка литературная: дачный поселок неподалеку от Москвы
Что, собственно, такое Тарасовка? Воображение рисует платформу Тарасовскую и то, что рядом, по обе стороны железной дороги. Но село Тарасовка находится к востоку от путей. С западной стороны – посёлок Черкизово. Впрочем, они так переплелись корнями, что мы поговорим про оба населённых пункта.
Тарасовка. Дорога к станции. Открытка начала ХХ века
Тарасовка – село в южной части Пушкинского района, в 10 километрах от МКАД, с юга ограниченное Акуловским водоканалом. Самое древнее здесь — курганы XII-ХIII веков рядом с железнодорожным мостом у Клязьмы.
Первое упоминание Тарасовки встречается в межевой книге вотчин Троице-Сергиева монастыря за 1558 год. Тогда она носила название «Тарасово».
Со временем Тарасовка разрослась. А ещё в начале ХХ века здесь была только одна улица, тянувшаяся вдоль Ярославки. Теперь она называется Большая Тарасовская. Самые старые постройки села – в её начале, возле реки.
Сразу предупрежу: архитектурная история Тарасовки – это история потерь и разочарований, компенсирующаяся лишь красотой Клязьмы и её берегов.
У моста через реку стоит часовня Сергия Радонежского в память о событиях 1812 года, когда казаки 7-го Донского казачьего полка Дениса Денисова и партизаны Тарасовки смогли остановить продвижение французских войск. Часовня считается восстановленной, но, увы, это новодел 2012 года. Старая часовня была построена в 1911-12 гг. по проекту архитектора Семёна Ерофеева и стояла в другом месте. В 1938 году её разобрали, а каменные плиты пола использовали при строительстве колхозного гаража.
Часовня Сергия Радонежского
Когда-то на Большой Тарасовской была почтовая станция, первая станция Архангелогородского почтового тракта, заведённого Петром I. Потом здание стало жилым, а в 2015-м году, при строительстве автомобильной развязки — снесено.
Дом Ивана Лихонина-Асонова, построенный в начале ХХ века, поражал современников купца технической оснащённостью. В доме были водопровод и канализация. На первом этаже — лавка «Чайная, колониальная, мучная, масляная и мясная торговля А. И. Лихонина-Асонова», второй — жилой.
С конца 1920-х, после выселения бывших хозяев, на втором этаже размещались сельсовет и правление колхоза, на первом – магазин и библиотека. В 2006 году дом сгорел. Сейчас от него осталась только задняя кирпичная часть, в которой до сих пор кто-то живёт.
А в конце Вокзальной улицы, у платформы, стоит один из самых старых домов Тарасовки, построенный в 1896 году. Принадлежал он Якову Волпянскому. Это первая сельская аптека. Здание немного перестроено, но его хотя бы можно увидеть. Говорят, и сейчас в этом доме живут потомки аптекаря.
Здание бывшей аптеки Якова Николаевича Волпянского
Тарасовка вошла в литературу, украсив повесть Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова». Правда, речь тут идёт не о селе Тарасовке, а о станции Тарасовская и о селе Черкизово, но мы как раз туда и идём.
«Удивительная все-таки станция Тарасовка. Здесь есть всё, что и на других подмосковных станциях, — дачи, ёлочки, козы, колодцы, шлагбаумы, бочка с надписью: «Русский квас». Но есть и кое-что такое, чего нигде не найдёшь. У дороги под расписным навесом разместилась закусочная «Кооператор». Из-под навеса вываливает на улицу дым и кавказский запах жареного лука и мяса.
Этот запах ползёт вдоль шоссе, зажигает блеск в глазах у случайных прохожих, подбирается к стадиону «Спартак». В дни футбольных матчей он будоражит болельщиков, и тогда над Тарасовкой стоит такой рёв и свист, какого, конечно, никогда не услышишь на других подмосковных станциях».
Тренировочная база «Спартака» появилась здесь в 1930-е. Построили стадион на несколько тысяч мест и деревянную гостиницу, где спартаковцы жили следующие сорок лет. Мои родители снимали дачу на Тарасовской, потому что папа был болельщик этой команды. Я застала времена, когда вход на территорию базы и на стадион был открыт, папа показывал мне играющих в теннис и просто сидящих на лавочке Фёдора Черенкова, Рината Дасаева, самого Олега Романцева… Сейчас на территорию базы не попасть, нет больше для местных жителей стадиона.
С открытием полустанка «Тарасовка» в посёлке развилось бурное строительство дач. В Черкизово до сих пор сохранилось несколько домов купцов и фабрикантов конца ХIХ-начала ХХ вв. — больше, чем в Тарасовке.
Свернём на Береговую, красивую улицу, на одной из сторон которой стоят старые дачи, а другая её сторона – сама Клязьма, довольно живописная. Некогда это место называлось Ясенки. Заборы высокие, но что-то можно разглядеть. Прежде всего — дом 5 (и дом 1, это флигель).
Это бывшая дача московского фабриканта Дмитрия Бахрушина, племянника основателя Театрального музея в Москве Алексея Бахрушина. Выстроена по проекту Ф. Рыбинского в 1893 году.
Бывшая дача Бахрушина
Здесь был парк, спускавшийся к Клязьме, оранжерея, фруктовый сад, фонтан. Остатки липовой аллеи, посаженной Бахрушиными, как раз видны вдоль забора «Спартака». Сам Д.П. Бахрушин похоронен в ограде черкизовской церкви, до которой мы тоже обязательно дойдём.
В этом доме до сих пор живут люди. Он сильно перестроен, сейчас в его облике нет ничего интересного, и не скажешь, что в 1999 году при разборке перегородок в одной из коммунальных комнат был найден камин с майоликовым покрытием.
Следующая любопытная дача – писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя, вход с одноимённой улицы, адрес Береговая, 7. В 1969 году заботливые родственники писателя создали на собственной даче частный мемориальный музей, устроили экспозицию в нескольких комнатах, кабинет Алексея Силыча оставили вообще без изменений. Сами используют второй этаж.
Музей атмосферный, много говорит о времени, о советской романтике. В него можно попасть в дачный сезон, договорившись с замечательной хозяйкой музея – Александрой Стрижевской. Автор «Цусимы» жил тут с 1934 по 1944 годы, и именно здесь написал вторую часть романа. На даче бывали Алексей Толстой, Михаил Пришвин, Леонид Леонов и другие известные люди.
Дача писателя Новикова-Прибоя
Береговая улица приводит нас в Черкизовский парк. Здесь тоже сохранилось несколько дач. Дом чаеторговца Печатнова, после 1919-го в нём разместился музыкальный техникум им. Римского-Корсакова. Преподавали в техникуме пианист Лев Оборин и композитор Виссарион Шебалин.
Здесь не раз выступала с концертами сама Антонина Нежданова, снимавшая дачу неподалёку, в Клязьме, аккомпанировал ей муж, дирижёр Большого театра Николай Голованов (Большой театр шествовал над техникумом). В 1929 году из-за ветхого состояния зданий учебное заведение перевели в Москву. Ну а дом стал жилым и заселён поныне. Он сильно перестроен и выглядит довольно грустно.
Дача Тухачевского находится в самом парке, после устранения военачальника в годы Великой Отечественной войны в доме размещалась школа разведчиков-радистов. Сейчас, похоже, тоже жилой дом.
На нынешней улице Кедрина, дом 5, нашёл приют поэт Дмитрий Кедрин. Он и погиб в Черкизово в сентябре 1945-го, несчастный случай, тёмная история. Летом того же года Кедрин написал одно из последних своих стихотворений «Приглашение на дачу»:
«. На Пушкино в девять идет электричка.
Послушайте, вы отказаться не вправе,
Кукушка снесла в нашей роще яичко,
Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить!»
Кончилась война, были надежды на жизнь… Устроившись на работу в многотиражке Мытищинского машиностроительного завода, Кедрин получил в Черкизово комнату, а сменив работу, лишился жилья и потом ютился, где мог, жил с семьёй в восьмиметровой комнате с террасой. Этот дом сгорел в 2000-х. Но можно хотя бы пройтись улицей, носящей имя поэта.
Поэт Дмитрий Кедрин
На запад от парка – местность, которая раньше называлась Мурашки.
Район улицы Ганны Шостак. Там дачи с 1934 до 90-х годов использовались как летние домики для сотрудников американского посольства. Реял звёздно-полосатый флаг, дачи охраняли морские пехотинцы. Знаменитый Дуглас Смит фотографировал Тарасовку, есть снимки.
Прославилась тут и дача купца Лямина: здесь его сын, студент Александр Лямин вместе с товарищем по Императорскому техническому училищу и кружку воздухоплавания Борисом Россинским построили планер-биплан, на котором 29 ноября 1908 года Россинский совершил перелёт с одного крутого берега Клязьмы на другой. Первый в России полёт безмоторного летательного аппарата продолжался три минуты. Для того чтобы успех планериста зафиксировала комиссия Воздухоплавательного кружка, Россинский ровно через год снова перелетел Клязьму в том же месте.
Дачу Лямина можно увидеть и сейчас, а вот дачи Ивана Папанова и Мессер-Плисецких, которые были поблизости, уже сгорели.
Планер «Россинский-Лямин». Зима 1909 г.
А вот что нужно бежать смотреть, пока не поздно: дачу Афинского-Кострюкова, 1910-е годы (Станционная ул., 33). Уже есть проект распоряжения об исключении её из перечня выявленных ОКН, возможно, тут пройдёт очередная трасса. А пока — один из наиболее сохранных памятников дачной архитектуры Подмосковья, незаурядный образец деревянного модерна.
До 1918 года — дача московского адвоката Афинского. Затем дом продали Николаю Кострюкову, купцу по шерсти. Его вдове удалось, благодаря заслугам мужа перед Советами (хороший специалист пригодился), сохранить дом за собой, тут и сейчас обитают потомки Кострюковых.
Снос запланирован на сентябрь, общественность борется. Однако хватит дач, с ними одно расстройство.
Вернёмся в стоящую на берегу Клязьмы Покровскую церковь, построенную в 1903 году из красного кирпича, в псевдорусском стиле, по проекту архитектора В. Десятова.
Купола в моём детстве были синими, и очень мне нравились. Но вот сейчас они серебряные, надеюсь, под покраску. Хотя на самых старых фотографиях кажутся серебристыми.
Говорят, из-за хорошей акустики здесь любил петь Шаляпин. Храм большой и всегда был богатым, ещё бы – ктиторы Бахрушины и иже с ними.
В 1930-е гг. местные власти пытались закрыть церковь, её хотели использовать под клуб. Тогда же были сброшены колокола. Но благодаря активной позиции прихожан села храм вскоре открыли и богослужения возобновились.
В 1953 году была построена кирпичная ограда, соответствующая общему стилю здания. Недолго здесь сослужил о. Александр Мень. Приходская жизнь и сейчас активна: много людей, воскресная школа.
Можно свернуть на кладбище, поискать могилы великого советского художника Виктора Попкова, замечательного историка Николая Куна, подарившего нам «Мифы и легенды Древней Греции» (он, кстати, тоже преподавал в местном музыкальном техникуме), народных художников Ганны и Ивана Шостак.
Итак, это тихое место, в котором торжествует частная жизнь, и даже музейная составляющая находится под спудом. Церковь и Клязьма — привлекают внимание. Интересно идти вдоль берега Клязьмы и оглядываться на удаляющийся храм, его высокая стройная колокольня ещё долго будет отражаться в спокойной, заросшей купавками воде.
Фото: novikov-priboy.ru, sobory.ru, photo.russian-church.ru, pushkino-2009.livejournal.com, pushkino.tv, авиару.рф
Источник: www.i-podmoskovie.ru