ПОЛИТИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ (building/construction policy) — курс и конкретная деятельность на поощрение предпринимательской практики, связанной с капитальным и жилищным строительством, выделением приоритетов в строительстве, концентрации усилий на главных участках, на развитии стройиндустрии, в целом строительного потенциала общества.
Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч . В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова . 1996 .
Смотреть что такое «ПОЛИТИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ» в других словарях:
Государственная научно-техническая политика — – составная часть социально экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Кадыров и Путин в панике, – Закаев #shorts
СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия
Юстиниан I — Запрос «Юстиниан» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Юстиниан I Великий лат. Iustinianus I Magnus греч. Ιουστινιανός Α ο Μέγας … Википедия
Антонин Пий — В Википедии есть статьи о других людях с именем Антонин. Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин Пий лат. Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus Pius … Википедия
Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А.
Брокгауза и И.А. Ефрона
Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А.
Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник: power_politics.academic.ru
О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (ПУБЛИЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА)
Строительная отрасль оказалась самой неподготовленной к реализации Федерального Закона «О техническом регулировании». Это видно не только по отсутствию внесенных в Государственную Думу проектов технических регламентов но и спорный подход к технической политике, о чем свидетельствуют два открытых письма Президенту В.В. Путину по поводу поправок в указанный Закон, выражающие противоположные точки зрения. Одно подписано 35 представителями строительной индустрии, требующих принятие поправок в Закон, второе — требующие их отмены и подписанное 26 представителями иных жизненноважных отраслей, пользующиеся как и первые результатами совместной деятельности.
Особенности составления учетной политики для подрядных строительных организаций. Литвинова I РУНО
Сути этих поправок коснемся в конце статьи.
Исходя из опыта работы института ЦНИИПСК им. Мельникова, более ста лет занимающегося проектированием несущих металлоконструкций, и отвечавшего в Советское время за единую техническую политику в области металлостроительства (см. Постановление Совмина СССР от 28 января 1985 г. № 96, пункт 18), такие обращения к Президенту кажутся странными, так как замалчивается схема организации строительного бизнеса и модель ответственности к которой мы стремимся. Если бы они были сформулированы, то «нападки» на Закон о Техническом регулировании может быть отпали бы и тогда не нужно поправок, тем более что Закон затрагивает только одну составляющую технической политике — нормотворчество.
Обратимся к недавнему прошлому и вспомним, как в Союзном государстве осуществлялась техническая политика и, конечно, на примере проектного дела — паспорте будущего объекта. В те времена проектные организации создавались заказчиком (государством), назначались специализированные, головные предприятия и объединения по тому или иному направлению строительной деятельности. Госпланом на проектные работы организациям-заказчикам выдавались лимиты. Нормативная база, разрабатываемая и регулярно обновляемая и финансируемая государством, была обязательна для соблюдения .
Причиной аварии (а они больше всего волнуют общество) в общем случае являлось отступление от норм, поэтому для широкого пользования в помощь многочисленным проектным организациям выпускались (разработку их осуществляло и финансировало государство) типовые решения конструкций (колонн, балок, ферм, домов, квартир, резервуаров, модулей и т.п.) которые привязывались, встраивались в реальные объекты и сооружения по их техническим параметрам.
Для проектирования индивидуальных конструкций (особенно уникальных, экспериментальных) привлекались лишь специализированные организации, имеющие опыт создания новых сооружений. Государственная экспертиза не проверяла расчеты, конструктивные решения, узлы, но тщательно анализировала экономику проекта, например, по расходу металла на единицу площади, объема; по замене металла на песок с цементом и др.
Партия следила за действием этой суперсистемы саморегулируемой организации в масштабе всей страны.
Примерным выдавались ордена, знамена, доски почета, грамоты; виновные справедливо наказывались.
С введением новой экономической политики в начале 90-х годов пришла и новая техническая политика. Вместо одного заказчика (государство) на проектные и строительные работы появилось море заказчиков-инвесторов, для которых нужны были исполнители одного критерия: — дешево — быстро (даже за бюджетные деньги).
Чтобы удовлетворить этому критерию проектный мир распылился, рассыпался на неравноценные (по численности, по м 2 , по компьютерам, программам, затратам, опыту и т.п.) организации разных форм собственности. Государство решило за деньги выдать всем лицензии, уравняв всех перед заказчиком, и выкрасив всех в одинаковый серый цвет.
При этом общее количество проектировщиков (профессионалов своего дела) не изменилось, так как на подготовку новых специалистов нужны годы. В первую очередь от этого внешнего фактора воздействия пострадали головные специализированные организации, как правило, комплексные: научные и проектные, они потеряли часть инженерных кадров.
Нормативная база была заброшена в части ее обновления, совершенствования (для этого опять нужно финансирование) и впервые реализовалась мечта глобалистов: в России можно проектировать, а, следовательно, и строить по любым нормам в меру своей грамотности. Конечно, существует робкая иллюзия, что тендеры, конкурсы выявят победителя, лидера по качеству и надежности выполненных работ, а естественно свелось в основном все к одному критерию — кто дешевле.
Чиновничий мир пошел даже дальше, требуя объявления конкурса на проектную документацию, на разработку регламентов. Это как? Как оценить, какой проект или регламент (норма) лучше? У нас большой выбор исполнителей? Это может сделать каждый?
Проектная документация, выполненная в соответствии с определенной нормативной базой, является основой тендерной документацией, в которой отражены требования к объекту обязательные, необходимые для исполнения подрядчиком-строителем (тендерной документации приобретается участниками за деньги и они не возвращаются).
Парадокс данного НЭПовского периода заключается в том, что заказчик-инвестор в широком смысле этого слова оказался технически неграмотным, иначе трудно объяснить причину строительства объектов заведомо пониженной надежности с кажущейся объективной необходимостью. Например, крытый конькобежный центр в Крылатском г. Москвы, где все покрытие держится на одном «элементе». Или строительство высотных зданий на необъятных просторах России, когда с повышением высоты на каждый этаж снижается надежность всех систем жизнеобеспечения, не говоря уже о террористической уязвимости (от двух супернебоскребов в Нью-Йорке осталось две груды обломков), неремонтнопригодности, локальной концентрации усилий на теле Земли с непредвиденными последствиями и др.
Об экспериментальном строительстве вообще забыли. Видимо, в связи с коллективным энтузиазмом и безответственностью эта тенденция в ближайшее время сохранится, даже, несмотря на имевшее место аварии. Три аварии из числа многих других получили широкую огласку из-за большого количества жертв (это Трансвааль и Басманный рынок в г. Москве, бассейн в г. Чусовом).
На основе этой малой и печальной статистики оказалось, что надежность этих сооружений и жизнь многих людей, как установили правоохранительные органы, зависит от «основных» виновных: конструктор-пенсионер, директор торговли — эксплуатационник; молодая девочка — обследователь. Если смотреть на все это не по отдельности, а вместе, то вина этих специалистов становится сомнительной, так как не может техническая политика или техническая система строится и держаться на плечах столь «мощных» специалистов, без их ведома.
В то же время с точки зрения государственной технической политики эти аварии в целом как бы ни кем не анализируются, общие технические причины аварий замалчиваются, системная ошибка не озвучивается. Действительно, хотя бы такой факт: во всех трех авариях люди были раздавлены железобетонными плитами, которые использовались для покрытий в местах массового скопления людей.
И хотя существуют решения легких покрытий, эффективных утеплителей и т.п., нет никакой директивы по запрещению или ограничению строительства железобетонных покрытий большого пролета для общественных зданий, нет решения о сносе или о замене таких покрытий на объектах, которые находятся в эксплуатации. И опять, в Нижнем Новгороде 20 февраля с.г. обрушилось покрытие из железобетонных плит (они при разборке крошились) здания, в котором находился магазин. Погибли два человека, и виновным опять будет стрелочник. Применение железобетонных покрытий узаконено нормами (технической политикой отрасли), а отвечают только специалисты обслуживающие эту порочную идею.
На фоне этого, обсуждение Закона «О Техническом регулировании» в части поправок к нему или о его исполнении кажется чрезмерно углубленным и уж, конечно, не требует втягивания Президента в решение этой проблемы.
В этом и простота, и сложность его написания для такой многогранной отрасли, как строительство. В принципе, нужно утвердить любой вариант, хуже от этого не будет, а дело будет сдвинуто с мертвой точки.
Что касается предложения в проекте Закона об отнесении специальных технических регламентов к нормативной документации второго уровня вместе со сводами правил, утверждаемых Правительством РФ, то здесь требуется оценка последствий такого шага. В этих последствиях и суть разногласий авторов, написавших упомянутые выше письма Президенту.
Самый, конечно, главный вопрос для Правительства, который требует решения, — это финансирование разработок и поддержания на современном уровне нормативной базы. Но об этом ни слова в обосновании поправок к Закону.
Помимо финансирования нужны исполнители, определяемые не на конкурсе, а по назначению, по специализации, т.е. нужны головные организации, ответственные за обобщение опыта строительства, анализа новых разработок и их использование в качестве нормативных требований. Но судьба бывших головных организаций, которые могли бы при наличии финансирования развернуть эту работу, никого не интересует и они заняты борьбой за выживание и отстаивания своих имущественных прав, в условиях «управляемой» приватизации.
Еще один важный вопрос, который содержится в поправках к Закону «О техническом регулировании», заключается в требовании обязательности применения специальных технических регламентов (других документов второго уровня), вводимых в действие Указом Президента России или постановления Правительства. Но требование обязательности тот час требует ответа на вопрос ответственности в случае аварии или ущербе, в том числе и материального.
Кто персонально будет представлять Правительство России в этих случаях? Кто будет доказывать, что отступление от норм послужило причиной аварии? Ответы на эти вопросы замалчиваются, хотя, ясно, что автор обязательных нормативных требований является с юридической точки зрения соучастником аварийной ситуации.
И еще вопрос, обязательность нормативных требований Правительства РФ налагает запрет на использование при строительстве на территории России других норм или разрешает их использование при определенных условиях? Даже не понятно, кто должен ответить на этот вопрос. Такая ситуация с нормами сложилась при строительстве сооружений на шельфе.
Однако ответы на эти вопросы отпадают, если признать, что подзаконные нормативные документы должны иметь рекомендательный характер, и становится обязательными лишь в случае конкретного требования (задания) заказчика-инвестора для конкретного объекта строительства об их использовании (в том числе и нормативных требований иных стран). Эта позиция почти совпадает с опасениями высказанными представителями нестроительного профиля деятельности в упомянутом письме на имя Президента РФ.
Технический уровень нормативов, их периодическое обновление, соответствие международным стандартам и прочее, как важнейшие элементы технической политики, должны обеспечиваться единым координирующим государственным органом, может, например, Академией строительства и архитектуры (для пользы дела).
Вместо конкретной работы предлагается организационная компания по замене лицензирования на саморегулирование и опять не добровольно, а принудительно. Никакого отношения к повышению качества и технического уровня, например, проектных работ это мероприятие не имеет.
Идея саморегулирования сводится в основном к заботе о кармане заказчика, пополняемом из общего денежного фонда саморегулируемых организаций в случае материального ущерба нанесенного по их вине. Однако в саморегулируемых организациях это породит чувство коллективной безответственности, так как чувство коллективной ответственности обычно не просматривается, ответственность она по природе персональная.
В целом, государственная техническая политика в строительной отрасли в современных условиях не формулируется, наверно, не дошла очередь, если иметь в виду, что в областях самолетостроения, судостроения происходят реальные сдвиги в нужном направлении.
В условиях технической смуты головным проектным организациям необходимо самостоятельно определять свою судьбу и свою техническую политику. Институт ЦНИИПСК им. Мельникова опираясь на опыт своих специалистов работает по своим нормативам и стандартам, разработанным в соответствии с мировым опытом; имеет аттестованную систему качества; необходимую сертификацию по обеспечению безопасности уникальных объектов; лицензионное программное обеспечение; собственное научное сопровождение проектных разработок уникальных объектов; постоянную страховку своей деятельности и другие атрибуты саморегулирования.
Главной задачей технической политики института является сохранение высокого качества и уровня отечественной школы проектирования металлических конструкций.
Источник: mooml.com
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Проведение единой технической политики в строительстве базируется на научно обоснованной и практически применимой методике определения экономической эффективности. Такая методика позволяет работникам строительного производства самостоятельно искать и находить объективные решения, отвечающие направлениям научно-технического прогресса в строительстве. [1]
Для проведения единой технической политики в отрасли при разработке стандартов и технических условий на продукцию, а также изменений к ним устанавливается единый порядок присвоения кода ОКП. [2]
Для проведения единой технической политики , внедрения достижений научно-технического прогресса в производство строительных материалов и конструкций, машиностроение, для улучшения использования строительных машин и механизмов, комплексной механизации строительно-монтажных работ, сокращения затрат ручного труда, ускорения сооружения переходов магистральных трубопроводов через водные преграды были созданы специализированные главные управления — Главпефтегазстройматсриалы и Главнефтегазстроймеханизация и всесоюзные хозрасчетные объединения Союзнефтегазстройконструкция, Союзремонттрубопроводтехника. [3]
Для проведения единой технической политики в области электроизмерительного приборостроения и фундаментальных исследований и разработок в этой области в 1952 г. был создан Всесоюзный НИИ электроизмерительных приборов ( ВНИИЭП), а в последующие годы — ряд других НИИ и КБ. [4]
Для проведения единой технической политики при создании и применении САПР, как правило, соответствующее министерство назначает головную организацию из числа ведущих научно-исследовательских или проектно-конструкторских организаций, имеющих опыт работ по автоматизации проектирования. Головная организация создает и развивает собственную САПР. Кроме того, в задачи головной организации входит координация работ по созданию САПР, включая формирование и развитие отраслевого фонда компонентов методического, программного, инофрмационного и организационного обеспечений САПР. [5]
Для проведения единой технической политики по САПР в проектных организациях в отрасли назначается головная организация из числа ведущих НИИ или проектно-конструкторских организаций, а также главный конструктор по ее созданию в отрасли. [6]
Для проведения единой технической политики в развитии предприятий строительной индустрии, комплектно-блочного строительства и крупнопанельного домостроения, внедрения в производство прогрессивных технологий и эффективных конструкций, изделий и материалов хозрасчетное управление Глав-нефтегазпромстройматериалы преобразовано в функциональное главное управление. [7]
Образованные для проведения единой технической политики отраслевые государственные комитеты, сосредоточив в своем ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, оказались оторванными от промышленных предприятий, подчиненных совнархозам, и не обеспечили выполнения возложенных на них задач в области технического прогресса. [8]
На основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, увеличение фондоотдачи, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. [9]
На основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, увеличение фондоотдачи, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. [10]
С целью проведения единой технической политики и обеспечения технической, программной и информационной совместимости в качестве программируемых терминалов СМ и ЕС ЭВМ для работы в сети телеобработки данных Миннефтегазстроя используются мини — ЭВМ серии Искра-226. Они предназначены для проведения в режиме диалога с ЭВМ расчетов по функциональным задачам анализа, оперативного планирования и краткосрочного прогнозирования хода строительства КС и НПС, материально-технического обеспечения и комплектации, создания локальных информационно-поисковых, справочных и аналитических систем комплектно-блочного строительства. [12]
С целью проведения единой технической политики в области создания безотходной технологии составляют эталонные проекты, сравнение с которыми традиционных схем позволяет разработать мероприятия по снижению материало — и энергоемкости производства товарной продукции. [13]
На основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, увеличение фондоотдачи, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. [14]
Система должна обеспечить проведение единой технической политики при оформлении конструкторской документации в сферах проектирования, производства и эксплуатации изделий. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
СТРАТЕГИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Общие аспекты разработки и реализации технической политики предприятия
Техническая политика предприятия — это генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством предприятия в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента (рис. 7.1). Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия.
Рис. 7.1. Формирование технической политики предприятия
К наиболее важным этапам разработки и реализации технической политики предприятия относятся:
- — проведение маркетинговых исследований в целях определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработка стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем;
- — разработка стратегии предприятия, в которую должна быть заложена идеология технической политики;
- — проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов предприятия;
- — организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;
- — производство и реализация новых товаров предприятия.
План технико-технологического развития предприятия разрабатывается по следующим направлениям:
- — создание, освоение производства и модернизация выпускаемой продукции;
- — внедрение прогрессивных технологических процессов;
- — комплексная автоматизация и механизация производственных процессов;
- — совершенствование системы управления, планирования и организации производства;
- — повышение эффективности использования материальных и топливных ресурсов;
- — обновление и модернизация основных фондов;
- — совершенствование кооперации и разделения труда, организации и обслуживания рабочих мест, внедрение передовых приемов и методов труда;
- — НИОКР.
Важным фактором технической политики с точки зрения стратегического развития предприятия признается ресурсосбережение. Методы ресурсосбережения представляют собой конкретные технологические процессы, организационные и экономические подходы, обеспечивающие рациональный расход ресурсов на единицу полезного эффекта (работы).
На предприятии могут быть реализованы следующие стратегии ресурсосбережения:
- — упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара;
- — межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;
- — совершенствование технологичности конструкции товара;
- — организационно-техническое развитие производства;
- — расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса;
- — реализация факторов ресурсосбережения.
Для предприятий основными целями на рынке являются выживание и обеспечение устойчивого развития.
По сути, техническая политика предприятия — один из важнейших факторов его развития. Без технической политики предприятие не смогло бы выжить в современных условиях, когда конкурентоспособность предприятия и выпускаемой продукции определяет его деятельность и экономическую устойчивость.
Техническая политика предприятия базируется на используемых технологиях.
Под технологией понимается способ преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома. Однако из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (но затрачиваемым ресурсам) результату. Формулировка существа процессов этой группы дает вербальное описание всей технологии в целом.
Выбор технологии не относится к чисто экономическим задачам, но весьма тесно связан с экономической и социальной политикой предприятия. Понятно, что от технологии в значительной степени зависят уровень издержек и объем производства, качество продукции и в дальнейшем ее цена.
Кроме того, уровень прогрессивности реализованной на предприятии технологии влияет на «рейтинг» предприятия в отрасли, престиж его марки и т.д. Наконец, многое для предприятия значит «потенциал трансформации» технологии — возможность ее преобразования в более совершенную без непосильных затрат ресурсов предприятия и усилий коллектива. Техническое перевооружение — весьма болезненный процесс, нарушающий сложившуюся систему внутреннего и внешнего функционирования предприятия. Чем меньше его продолжительность и стоимость, тем больше шансов у предприятия сохранить и улучшить конкурентные позиции. Поэтому при принятии решений об усовершенствовании технологии или переходе на принципиально новую технологию необходимо отдавать себе отчет в том, какие затраты и когда придется произвести в процессе изменения вновь вводимого технологического способа.
В качестве малозатратных технологических новшеств часто применяются изменения сочетаний используемых ресурсов — «потенциал рекомбинации» [1] . Чем более диверсифицирована технология, чем большее число технологических способов и операций в нее включается, тем больше число возможных комбинаций этих операций, соответственно больше число «полезных» комбинаций и, следовательно, потенциал рекомбинации. Однако эффект от этих комбинаций ограничен.
Кроме того, при слишком большом числе элементарных технологических единиц управление ими становится неэффективным. Поэтому эффективность крупных предприятий, обладающих весьма высоким потенциалом рекомбинации, необязательно выше эффективности малых предприятий с ограниченным числом допускающих рекомбинацию технологических элементов. Это отражает в том числе общесистемный закон управления: чем выше потенциал системы при росте числа объектов управления, тем труднее использовать его эффективно.
Таким образом, под технико-технологической стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, характеризующих технологический тип предприятия, с одной стороны, и тип технологической динамики предприятия — с другой.
Классификация технологической динамики определяет виды научно-технического прогресса:
- — трудосберегающий — изменение технологии связано только с повышением производительности труда при неизменной отдаче остальных факторов;
- — фондосберегающий — изменение технологии связано только с повышением фондоотдачи;
- — материалосберегающий — изменение технологии заключается в снижении материалоемкости производства;
- — нейтральный — не специфицированный на каком-либо одном факторе процесс повышения их совокупной эффективности.
Во временном разрезе выделяют следующие типы технологической динамики, определяющие стратегические позиции предприятия:
- — стабильная технология;
- — технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;
- — технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии;
- — хаотичное изменение технологии;
- — плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;
- — пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.
Условия изменения технологии на предприятии:
- — наличие средств, позволяющих внести изменения в состав и организацию работы оборудования или дающих возможность получения кредита;
- — наличие готовых к внедрению научно-технических и организационно-технических разработок;
- — изменение технологической среды на предприятиях отрасли;
- — исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее;
- — резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия.
Первые два условия являются необходимыми, а последующие — достаточными для изменения технологий. В зависимости от способов и интенсивности реакции предприятия на перечисленные факторы часто выделяют четыре типа стратегического развития предприятий: технологический, конъюнктурный, маркетинговый и технологической атаки.
Стратегия технологического типа построена на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия и по существу — к организации нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для таких предприятий (металлургической, химической промышленности и т.д.) происходит в результате относительно длительных научно-практических исследований.
Взаимодействие с рынком, учет рыночных запросов при реализации стратегии технологического типа может проявляться в изменении количественных параметров продукции, изменении ее ассортимента, улучшении качества, снижении издержек.
Стратегия конъюнктурного типа основана на реактивном взаимодействии предприятия с рынком при отсутствии стабильной технологии, когда производятся изделия, не требующие сложного освоения (торговля, транспортировка, блочная сборка и т.д.), т.е. предприятие ориентируется на удовлетворение текущих запросов рынка.
Стратегия маркетингового типа ориентирует предприятие на текущие запросы рынка и направлена па подготовку технологии к будущим запросам рынка, а также осуществление активного воздействия на рыночный спрос будущих периодов.
Стратегия технологической атаки означает, что предприятие не просто обновляет технологию производства под воздействием научно-технического прогресса, а самостоятельно, опережая многих конкурентов, проводит пионерские изменения технологии. Данная технологическая стратегия требует не столько внушительных затрат, сколько фокусирования усилий и ресурсов предприятия на передовых направлениях НТП. Именно такие предприятия чаще всего становятся долговременными стратегическими лидерами рынка.
В период перехода отечественной экономики на инновации. >|й пуп, развития расширяется использование технологии атак на рынке революционных технологий (технологических скачков).
Эти и другие технологические стратегии (см. табл. 6.5) предприятия часто используют в сочетании, особенно если речь идет о реализации различных направлений деятельности.
В комплексной стратегии предприятия необходимы мероприятия, направленные:
- — на включение в структуру предприятия инновационных подразделений (организационная стратегия, стратегия реструктуризации);
- — укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями, в том числе связей договорного типа, освобождая при определенных условиях соответствующие затраты от налогообложения в составе прибыли, и связей интеграционного типа, поощряя формирование финансово-промышленных групп с участием таких организаций (интеграционная стратегия);
- — участие банковских структур в реструктуризации и обновлении промышленности за счет выдачи специальных «инновационных кредитов» на льготных для предприятия условиях, но при строгом контроле выполнения инновационных проектов и программ. При этом банки, осуществляющие такую деятельность в достаточных масштабах, могут пользоваться особыми преференциальными условиями деятельности (финансово-инвестиционная стратегия);
- — приоритетное использование в инновационном процессе на предприятиях отечественных, в том числе собственных, технологических разработок и отечественного оборудования вместо приобретения зарубежной техники (стратегия технологической атаки);
- — создание полного воспроизводственного цикла, включая инновационное воспроизводство технологий (стратегия концентрации).
Каждое предприятие при формировании стратегии должно, проанализировав свой потенциал, четко определить, какой именно тип представляется для него наиболее предпочтительным.
Когда жизненный цикл технологии заканчивается, появляются новые альтернативные технологии. В этот период нередко происходят технологические разрывы. Чтобы их избежать, крупные предприятия чаще всего сами заблаговременно производят поиск или инициализацию передовых технологий.
Источник: studme.org