1. Научно-технический совет Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — НТС) создается в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
2. НТС является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба) для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам научно-технической политики, отнесенным к компетенции Службы.
3. НТС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, приказами, распоряжениями Службы и настоящим Положением.
Научно технический совет 28 01 2021
4. НТС осуществляет свою деятельность в установленном настоящим Положением порядке во взаимодействии с управлениями центрального аппарата Службы, территориальными органами Службы, подведомственными ей организациями, другими действующими в Службе совещательными органами, заинтересованными сторонними организациями*.
II. Задачи и функции
5. Основными задачами НТС являются:
5.1. Определение приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) и участие в формировании научно-технической политики Службы.
5.2. Выработка рекомендаций по основным направлениям и путям комплексного решения проблем в области безопасности объектов использования атомной энергии, промышленной и экологической безопасности, использования и охраны недр, по совершенствованию нормативно-правового регулирования, специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в сфере деятельности Службы.
5.3. Организация (при необходимости) научной экспертизы проектов и результатов выполнения федеральных целевых и других программ в части, касающейся вопросов, относящихся к сфере деятельности Службы.
5.4. Рассмотрение крупных инвестиционных проектов, материалов технических расследований аварий и оценка заключений экспертиз безопасности в сфере деятельности Службы.
5.5. Содействие внедрению новейших достижений науки и техники, передового опыта в практику деятельности по обеспечению безопасности сооружения, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации, реконструкции, модернизации и ликвидации (консервации) поднадзорных Службе объектов, предупреждению аварий на них и готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации последствий аварий, а также по использованию и охране недр.
5.6. Координация деятельности научно-технических советов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организаций, находящихся в ведении Службы.
Техническое регулирование в строительстве: перспективы развития
5.7. Рассмотрение и представление на утверждение проектов ежегодных планов НИОКР Службы.
6. НТС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
6.1. Формирует предложения по приоритетным направлениям проведения НИОКР в Службе и разрабатывает рекомендации по включению приоритетных НИОКР в ежегодный план НИОКР Службы.
6.2. Рассматривает проблемы безопасности объектов использования атомной энергии, промышленной и экологической безопасности новых технологий, вопросы перспективной разработки проектов, технических устройств (средств) для обеспечения безопасности ведения работ, использования приборов и устройств противоаварийной защиты на поднадзорных объектах.
6.3. Рассматривает вопросы научного сопровождения работ по совершенствованию нормативно-правового регулирования, специальной разрешительной, надзорной и контрольной деятельности в областях, относящихся к сфере деятельности Службы, вопросы совершенствования системы управления промышленной безопасностью, безопасностью субъектов и объектов энергетики в поднадзорных Службе организациях.
6.4. Рассматривает ход, организует и осуществляет экспертную оценку результатов выполнения приоритетных НИОКР, проводимых в соответствии с федеральными целевыми программами и ежегодным планом НИОКР Службы, оценивает их перспективность и формирует рекомендации по их продолжению или прекращению.
6.5. Заслушивает по вопросам, входящим в его компетенцию, доклады и сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей организаций, поднадзорных Службе, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
6.6. Рассматривает, обсуждает и представляет на утверждение проект ежегодного плана НИОКР Службы.
6.7. Организует, при необходимости, научную экспертизу проектов федеральных законов, концепций федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-методических и нормативно-технических документов и проектов технических регламентов в сфере деятельности Службы.
6.8. Рассматривает и готовит предложения по реализации научно-технических достижений в области безопасности технических средств и процессов на поднадзорных объектах; по реализации законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок в области промышленной и экологической безопасности, безопасности строительства, безопасности в области использования атомной энергии, использования и охраны недр, выполненных по заказу Службы.
6.9. Вносит предложения о созыве конференций и симпозиумов по вопросам, связанным с рассмотрением важнейших научно-технических проблем в областях, относящихся к сфере деятельности Службы.
6.10. Выступает с ходатайствами о выдвижении авторов и авторских коллективов на соискание премий в области образования, науки и техники.
6.11. Обсуждает предложения по выдвижению работ на соискание Государственных премий и премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
6.12. Взаимодействует и оказывает методическую помощь в работе научно-технических (научных, научно-методических, координационных, ученых) советов организаций, находящихся в ведении Службы.
6.13. Разрабатывает предложения по развитию научно-технического сотрудничества Службы с международными научными организациями и научными организациями иностранных государств в области обеспечения экологической и промышленной безопасности, а также безопасности объектов использования атомной энергии.
6.14. Рассматривает и обсуждает проект ежегодного годового отчета о деятельности НТС.
III. Состав и структура НТС
7. НТС формируется из квалифицированных специалистов центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы, подведомственных ей организаций, представителей заинтересованных сторонних организаций.
8. НТС состоит из председателя НТС, ученого секретаря, председателей секций и членов НТС.
Члены НТС принимают участие в работе НТС на общественных началах.
9. Председателем НТС является статс-секретарь — заместитель руководителя Службы.
10. Для оперативного рассмотрения и решения экстренных задач, входящих в компетенцию НТС, создается Бюро НТС под руководством председателя НТС и состоящее из членов Бюро НТС и ученого секретаря НТС. Бюро НТС рассматривает основные направления и планы работы НТС и его секций, рассматривает отдельные вопросы, входящие в компетенцию НТС. О принимаемых решениях по наиболее важным вопросам деятельности Бюро НТС информирует членов НТС или выносит свои решения на утверждение НТС.
11. В составе НТС образуются постоянно действующие секции в соответствии с основными направлениями деятельности Службы:
— по общим вопросам развития нормативно-правовой базы и оценки эффективности систем регулирования безопасности;
— по вопросам информатизации деятельности Службы;
— по безопасности опасных производственных объектов;
— по безопасности объектов использования атомной энергии;
— по безопасности в строительстве;
— по безопасности субъектов и объектов энергетики;
— по безопасности горных работ и охране недр;
— по экологической безопасности.
В составе секции НТС по согласованию с председателем НТС могут создаваться подсекции по направлениям деятельности управления. Работа подсекций НТС организуется и осуществляется аналогично работе секции НТС.
12. В состав секции входят председатель секции, являющийся членом Бюро НТС, заместитель (заместители) председателя секции, секретарь секции (один из работников центрального аппарата Службы), квалифицированные специалисты по направлению работы секции из числа членов НТС, а также представители сторонних организаций. Для обсуждения вопросов, выносимых на заседание секции, ее председатель вправе привлекать любых членов НТС с правом решающего голоса.
13. Председатель секции НТС несет ответственность за своевременную и качественную подготовку материалов и проектов решений для рассмотрения на заседаниях НТС и секций НТС, а также за разработку и реализацию планов работы секции.
14. Персональные составы НТС, Бюро НТС и председатели секций (подсекций) НТС утверждаются приказом Службы.
Персональные составы секций (подсекций) НТС утверждаются председателем НТС.
Состав НТС (секций НТС) пересматривается по мере необходимости.
15. В составе НТС могут создаваться экспертные комиссии.
Персональный состав экспертных комиссий и организаций, ответственных за проведение научно-технической экспертизы, а также порядок их работы утверждаются решением НТС.
16. На заседания НТС могут приглашаться должностные лица Службы, а также представители сторонних организаций для обсуждения и последующего решения вопросов, возникающих при осуществлении научно-технической деятельности Службы.
IV. Организация работы НТС
17. Деятельность НТС осуществляется в соответствии с годовыми планами работы НТС путем обсуждения вопросов на заседаниях НТС, Бюро НТС и секций НТС.
Годовой план работы НТС включает в себя тематику, сроки и сведения об ответственных за организацию проведения заседаний НТС, Бюро НТС, секций НТС.
18. Годовые планы работ НТС, Бюро НТС и секций НТС формируются на основе предложений управлений центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и подведомственных ей организаций.
19. Ответственность за подготовку годового плана работы НТС возлагается на ученого секретаря НТС, а планов работы секций НТС — на секретарей секций НТС.
Предложения в план работы НТС представляются ученому секретарю НТС ежегодно до 15 ноября года, предшествующего планируемому.
На основе полученных предложений ученый секретарь разрабатывает проект плана работы НТС и не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому, представляет его на рассмотрение председателю НТС.
20. План работы секции НТС утверждается председателем секции НТС после его согласования с ученым секретарем НТС.
Проект плана работы НТС обсуждается и утверждается на заседании НТС и вводится в действие приказом Службы.
Утвержденный план работы НТС рассылается в установленном порядке членам НТС, заинтересованным управлениям центрального аппарата Службы и подведомственным ей организациям.
21. Заседания НТС проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Заседания НТС проводятся председателем либо по его поручению заместителем председателя.
В отдельных случаях могут проводиться выездные заседания НТС.
22. На заседаниях секций НТС рассматриваются вопросы, определенные задачами НТС применительно к тематике секции.
23. Заседание считается правомочным при условии присутствия на нем более половины списочного состава соответственно НТС, Бюро НТС или секции НТС.
Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов НТС, присутствующих на заседании. Решения носят рекомендательный характер.
Члены НТС, не согласные с принятым НТС решением, имеют право в письменной форме изложить свое особое мнение, которое является неотъемлемой частью принятого решения.
24. Решения НТС и его секций оформляются протоколами, а по важнейшим вопросам — постановлениями Службы.
Протокол заседания НТС (секции НТС) подписывается ученым секретарем НТС (секции НТС) и председателем НТС (секции НТС).
25. Принятые на заседаниях НТС или заседаниях секций НТС решения оформляются в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня проведения заседания, и содержат конкретные оценки и рекомендации по рассмотренному вопросу.
Решения НТС (секций НТС), закрепленные протоколом заседания НТС (секции НТС), рассылаются всем заинтересованным управлениям центрального аппарата Службы, территориальным органам Службы и подведомственным ей организациям, а также в заинтересованные сторонние организации для информации и принятия мер.
26. Рассылка решения НТС (выписки из него) осуществляется ученым секретарем НТС, рассылка решения секции НТС (выписки из него) осуществляется секретарем секции НТС.
27. В случае необходимости по согласованию с председателем НТС материалы заседаний в установленном порядке могут быть направлены в средства массовой информации или размещены на Интернет-сайте Службы.
28. Руководители управлений центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и ее подведомственных организаций по получении решений НТС обязаны рассмотреть относящиеся к ним рекомендации и принять меры к их практической реализации.
29. Начальники управлений центрального аппарата Службы обеспечивают участие в работе НТС и его секций ответственных работников и специалистов этих управлений.
Руководство управлений центрального аппарата Службы (территориальных органов, подведомственных организаций) создает для своих работников, являющихся членами НТС, и секретарями секций НТС, условия, обеспечивающие выполнение возложенных на них в НТС обязанностей, включая закрепление в плане работы управления (территориального органа, подведомственной организации) выполнения заданий, связанных с участием в деятельности НТС.
30. Подготовка материалов, докладов, проектов решений к заседаниям НТС и его секций производится управлениями центрального аппарата Службы (территориальными органами, подведомственными организациями), сторонними организациями совместно с председателями соответствующих секций НТС.
31. Подготовленные для обсуждения на заседании НТС материалы предоставляются исполнителем ученому секретарю НТС не позднее, чем за 10 дней до заседания НТС.
32. Документация секций хранится у секретарей секций. Экземпляры планов работ и решений секций передаются ученому секретарю НТС не позднее 15 дней после их утверждения.
Подлинники документов НТС хранятся у ученого секретаря НТС, который организует и осуществляет документооборот в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативно-методическими документами по архивному делу и делопроизводству.
Регистрация протоколов заседаний НТС (Бюро НТС) осуществляется ученым секретарем НТС.
Протоколы заседаний НТС (Бюро НТС) нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года.
33. Все документы НТС печатаются в подразделениях, ответственных за подготовку вопросов в соответствии с планом работы НТС.
Выполнение копировально-множительных работ в отношении документов НТС производится в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору централизованно в отделе документооборота и архива Управления делами, а также на копировальных аппаратах, установленных в других подразделениях.
34. Расходы, связанные с деятельностью НТС и его секций, предусматриваются в общей смете расходов Службы.
V. Полномочия НТС
35. НТС имеет право:
35.1. Принимать решения, подготавливать предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции НТС, в том числе, направленным на повышение роли и эффективности научного обеспечения деятельности Службы и вносить их на рассмотрение руководству Службы.
35.2. Запрашивать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Службу задач, а также копии планов и результаты исследований в сфере деятельности Службы.
35.3. Привлекать в установленном порядке к участию в работе НТС специалистов заинтересованных сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность в области безопасности при использовании атомной энергии, экологической и промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности при строительстве, ремонте и реконструкции объектов, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности обращения взрывчатых материалов промышленного назначения, предупреждения аварийности и производственного травматизма, использования и охраны недр, ограничения негативного техногенного воздействия.
35.4. Образовывать научно-технические и экспертные комиссии, рабочие группы для детального изучения вопросов по отдельным научно-техническим проблемам, рассматриваемым на заседаниях НТС, из числа работников управлений центрального аппарата Службы и подведомственных ей организаций.
35.5. Организовывать в установленном порядке проведение экспертизы научно-технической продукции по вопросам, входящим в компетенцию НТС, учеными и высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля.
35.6. Публиковать в установленном порядке материалы заседаний НТС и его секций в Информационном бюллетене Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, журналах «Безопасность труда в промышленности», «Ядерная и радиационная безопасность» и других изданиях, а также размещать их на Интернет-сайте Службы.
35.7. Вести самостоятельную переписку по вопросам, входящим в компетенцию НТС.
36. Председатель НТС:
36.1. Осуществляет общее руководство и координацию деятельности НТС, ведет заседания НТС (Бюро НТС).
36.2. Осуществляет общий контроль за выполнением годового плана работы НТС, исполнением решений НТС.
36.3. Утверждает годовой план работы НТС.
36.4. Подписывает протоколы заседаний НТС (Бюро НТС).
36.5. Обеспечивает необходимые условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, вынесенных на рассмотрение НТС.
37. Ученый секретарь НТС:
37.1. Составляет на основе предложений управлений центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и подведомственных ей организаций, членов НТС и планов работ секций НТС проект годового плана работы НТС.
37.2. Готовит годовой отчет о деятельности НТС (с включением разделов о работе секций НТС — на основании отчетов о работе секций НТС).
37.3. Обеспечивает своевременную и качественную подготовку вопросов, рассматриваемых на заседаниях НТС (Бюро НТС) (получение докладов, заключений, экспертиз, проектов решений и т.д.).
37.4. Ведет документацию НТС, в том числе оформляет протоколы заседаний и решения НТС, обеспечивает их рассылку членам НТС и, в случае необходимости, заинтересованным сторонним организациям.
37.5. Организует проведение заседаний НТС.
37.6. Информирует членов НТС и других заинтересованных лиц о времени и месте проведения заседаний, направляет им подготовленные к рассмотрению материалы.
37.7. Контролирует исполнение решений НТС.
37.8. Подготавливает проекты писем и документов, выполняет другие поручения председателя и заместителей председателя НТС, связанные с деятельностью НТС.
37.9. Контролирует выполнение планов работ и ведение документации секциями НТС.
37.10. Оказывает методическую и организационную помощь секретарям секций НТС.
38. Члены НТС обязаны:
38.1. Выполнять поручения руководства НТС по вопросам деятельности НТС.
38.2. Выступать по поручению руководства НТС (секций НТС) с докладами, сообщениями.
38.3. Давать по поручению руководства НТС (секций НТС) отзывы и заключения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях.
39. Члены НТС имеют право:
39.1. Вносить на рассмотрение НТС, Бюро НТС, секций НТС вопросы, представляющие интерес в части обеспечения безопасности в сфере деятельности Службы, участвовать в составлении и обсуждении планов работы НТС и его секций.
39.2. Получать от ученого секретаря НТС, управлений центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и подведомственных ей организаций необходимую информации и материалы по вопросам, связанным с работой НТС.
39.3. Знакомиться с материалами и докладами, подготовленными к обсуждению на заседаниях НТС.
40. Председатель секции НТС:
40.1. Обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях НТС.
40.2. Проводит заседания секций НТС.
40.3. Контролирует реализацию принятых на заседаниях НТС (Бюро НТС, секции НТС) решений.
40.4. Утверждает план работы секции НТС.
40.5. Руководит работой секретаря секции НТС.
41. Секретарь секции НТС:
41.1. Обеспечивает подготовку плана работы секции НТС и направление утвержденной копии плана ученому секретарю НТС.
41.2. Обеспечивает получение докладов, заключений, проектов решений и других материалов по вопросам, рассматриваемым на заседаниях секций НТС.
41.3. Оповещает приглашенных членов секции НТС о проводимых заседаниях и представляет им необходимые материалы по рассматриваемым вопросам.
41.4. Обеспечивает ведение протоколов заседаний, квалифицированное оформление решений и направление их копий членам секции НТС, а также ученому секретарю НТС.
41.5. Ведет документацию секции НТС и контролирует исполнение ее решений;
41.6. Обеспечивает составление отчета о работе секции НТС и направление его копии ученому секретарю НТС.
* Под сторонними организациями в настоящем Положении понимаются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, научные, общественные и иные организации.
Источник: www.tehlit.ru
Распоряжение ОАО РЖД от 14.06.2011 N 1320р
1. Утвердить прилагаемое типовое положение о технико-технологическом совете железной дороги.
2. Начальникам железных дорог, руководствуясь типовым положением, утвержденным настоящим распоряжением, разработать и утвердить положение о технико-технологическом совете соответствующей железной дороги.
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 14 июня 2011г. N 1320р
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о технико-технологическом совете железной дороги
1. Технико-технологический совет ________________________________________
(наименование железной дороги)
железной дороги (далее — совет) является совещательным органом, созданным в целях согласованного принятия решений, способствующих эффективной реализации единой технической политики ОАО «РЖД» территориальными подразделениями функциональных филиалов и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД» (далее — подразделения ОАО «РЖД»), а также дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» (далее — ДЗО), расположенными в границах железной дороги.
2. Совет руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегией инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года («Белая книга» ОАО «РЖД»), целевыми комплексными программами развития ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением.
3. Основной задачей совета является рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам:
1) определение приоритетных направлений технико-технологического развития железной дороги, подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги, в целях оптимизации железнодорожной транспортной системы, в том числе повышения доступности железнодорожного транспорта для населения и удовлетворения потребностей в транспортном обеспечении производительных сил региона;
2) совершенствование технологических процессов, оптимизация производственных издержек, повышение качества транспортного обслуживания, внедрение ресурсосберегающих технических средств и технологий, повышение безопасности движения, ведение инвестиционной деятельности, развитие и использование кадрового потенциала в подразделениях ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги.
4. Совет в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие функции:
1) разрабатывает предложения к региональным и федеральным программам развития транспорта на основе прогноза потребностей в железнодорожных перевозках и Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года с учетом потенциала подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги;
2) определяет мероприятия, необходимые для выполнения решений совета директоров, правления и Научно-технического совета ОАО «РЖД» по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги;
3) разрабатывает и рассматривает предложения к комплексным среднесрочным и долгосрочным программам развития производственных мощностей подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги;
4) рассматривает научно-технические и инвестиционные проекты и программы подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги, и дает экспертные заключения о целесообразности и вариантах их реализации;
5) рассматривает программы мероприятий по повышению безопасности движения поездов, внедрению инновационных технических средств, обеспечивающих безопасность движения, и принимает решения о целесообразности их выполнения;
6) рассматривает предложения и разрабатывает рекомендации по развитию и использованию кадрового потенциала подразделений ОАО «РЖД», расположенных в границах железной дороги;
7) организует рассмотрение инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры железной дороги, представляемых сторонними организациями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги;
8) обеспечивает взаимодействие железной дороги и подразделений ОАО «РЖД», расположенных в границах железной дороги, с научно-исследовательскими институтами, опытно-конструкторскими бюро, профильными учебными заведениями по вопросам внедрения инновационных технологий и решения задач технико-технологического развития;
9) вносит на рассмотрение Научно-технического совета ОАО «РЖД» предложения о создании программ отраслевого и федерального уровня в области технико-технологического развития;
10) осуществляет другие функции, обеспечивающие выполнение возложенной на него задачи.
5. Совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке от подразделений ОАО «РЖД», расположенных в границах железной дороги, бухгалтерскую, статистическую и иную информацию по вопросам, находящимся в ведении совета;
2) привлекать в установленном порядке к работе совета специалистов железной дороги, подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги, представителей научных и общественных организаций, местных органов власти;
3) заслушивать на своих заседаниях работников подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, представителей научных и общественных организаций, местных органов власти по вопросам, находящимся в ведении совета;
4) давать в установленном порядке заключения по вопросам технико-технологического развития, внедрения инновационных технологий, инвестиционной деятельности, повышения эффективности использования материальных и других ресурсов подразделений ОАО «РЖД», расположенных в границах железной дороги.
6. Председателем совета является начальник железной дороги.
Председатель совета имеет первого заместителя и заместителя.
Первым заместителем председателя совета является первый заместитель начальника железной дороги, заместителем председателя совета — главный инженер железной дороги.
В состав совета входит секретарь, назначаемый из числа работников службы технической политики органа управления железной дороги.
Членами совета могут являться заместители начальника железной дороги, руководители служб, самостоятельных отделов и дирекций железной дороги, руководители региональных дирекций и филиалов ОАО «РЖД», руководители ДЗО, представители научных организаций.
Состав совета утверждается председателем совета.
7. По решению председателя совета для участия в работе совета могут быть привлечены представители других заинтересованных организаций, имеющих отношение к вопросам формирования и реализации на железной дороге единой технической политики, представители местных органов власти.
8. При необходимости для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки соответствующих экспертных заключений могут быть по решению председателя совета сформированы экспертные группы. В состав экспертной группы могут входить члены совета, работники железной дороги и ДЗО, а также представители сторонних организаций.
9. Заседание совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины его членов.
10. Решения совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов совета. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель совета.
11. Решения, принимаемые на заседаниях совета, оформляются протоколом, который подписывают председатель и секретарь совета.
12. Контроль за ходом выполнения решений совета осуществляется службой управления делами железной дороги.
13. Совет функционирует в соответствии с регламентом работы технико-технологического совета _____________________________________________________
(наименование железной дороги)
железной дороги согласно приложению.
14. Организационно-техническое обеспечение деятельности совета осуществляет служба технической политики органа управления железной дороги.
РЕГЛАМЕНТ
работы технико-технологического совета железной дороги
1. Настоящий регламент определяет порядок работы технико-технологического совета _____________________________ железной дороги и основные функции руководителей и секретаря совета.
2. Председатель совета:
1) осуществляет общее руководство деятельностью совета;
2) вносит предложения по плану работы Научно-технического совета ОАО «РЖД»;
3) утверждает регламент заседания совета, а также списки участников заседания.
3. Первый заместитель и заместитель председателя совета:
1) привлекают специалистов железной дороги, подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах железной дороги, научных организаций для проведения аналитических и экспертных работ;
2) привлекают сотрудников соответствующих подразделений железной дороги и членов совета для подготовки необходимых материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседаниях совета;
3) совместно со службой технической политики органа управления железной дороги готовят предложения об изменении состава совета;
4) согласовывают планы работы совета.
Заместитель председателя совета, кроме того, направляет председателю совета по окончании года предложения о поощрении работников железной дороги, принявших активное участие в работе совета, а так же специалистов и руководителей, ответственных за подготовку и проведение заседаний совета (далее — ответственные исполнители).
4. Секретарь совета:
1) запрашивает в установленном порядке информацию, необходимую для планирования, организации и проведения заседаний совета;
2) готовит проекты плана работы совета и представляет их на утверждение председателю совета;
3) совместно с ответственным исполнителем готовит приглашения на заседания совета (в форме телеграммы или информационного письма) и рассылает их за 2 недели до проведения заседания, составляет список его участников;
4) контролирует подготовку и представление ответственным исполнителем (инициатором рассмотрения вопроса) на утверждение председателя совета проекта регламента заседания совета и списков приглашенных;
5) организует совместно с ответственными исполнителями подготовку и проведение заседаний совета;
6) информирует председателя или заместителей председателя совета о непредставлении материалов в установленный срок или их некачественной подготовке;
7) организует публикацию материалов (планов работы, протоколов, докладов, выступлений, рекомендаций и др.) и привлекает в установленном порядке Дорожный центр научно-технической информации и библиотек для оказания услуг по формированию, редактированию, изданию материалов (для железных дорог, в составе которых есть Дорожный центр научно- технической информации и библиотек);
8) готовит совместно с ответственным исполнителем протокол заседания совета, указатель его рассылки и контролирует рассылку;
9) ведет делопроизводство.
5. Совет осуществляет свою работу в соответствии с утвержденным планом.
6. Формирование плана работы совета осуществляется в следующем порядке:
1) члены совета, подразделения ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенные в границах железной дороги, ежегодно, не позднее 21 ноября, предшествующего планируемому, направляют председателю совета предложения (по направлениям деятельности) к плану работы совета с указанием темы, основания для включения ее в план, предлагаемых сроков рассмотрения, ответственных за подготовку материала;
2) заместитель председателя совета и секретарь совета формируют годовой план работы совета и не позднее 10 декабря, предшествующего планируемому, направляют его на согласование первому заместителю председателя совета;
3) согласованный первым заместителем председателя совета план работы утверждается председателем совета не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
7. Ответственность за подготовку материалов и проекта протокольного решения к заседаниям совета (далее — материалы) возлагается на заместителей начальника железной дороги, руководителей служб и отделов, в ведении которых находятся рассматриваемые вопросы.
8. Ответственные исполнители не позже чем за 7 рабочих дней до заседания совета представляют материалы в 4 экземплярах на бумажном и электронном носителях секретарю совета. 1-й экземпляр визируется руководителями подразделений, принимавшими участие в подготовке материалов.
Материалы включают в себя:
основной доклад, содержащий анализ соответствующей задачи, пути ее решения, необходимые для этого финансовые, временные и другие ресурсы;
содоклады;
проект решения по соответствующему вопросу, определяющий сроки и ответственного исполнителя;
презентационный материал к докладам, содокладам и выступлениям (на электронном и бумажном носителях);
аналитическую записку (при необходимости).
9. Секретарь совета за 4 дня до заседания рассылает членам совета и приглашенным представителям других организаций по электронной почте материалы (повестку дня и регламент заседания, доклады, содоклады по каждому вопросу, проект протокольного решения, аналитическую записку) и размещает их на сайте железной дороги.
10. Ответственные представители служб совместно с представителями службы технической политики органа управления железной дороги и работниками Дорожного центра научно-технической информации и библиотек за 2 рабочих дня до начала заседания совета организуют предварительный просмотр разработанных материалов в зале заседаний совета.
Если в результате рассмотрения подготовленных материалов обнаруживается недостаточно проработанный вопрос, заместитель начальника железной дороги, курирующий этот вопрос, снимает его с обсуждения и докладывает об этом председателю совета.
11. Заседание совета проводит председатель совета, в его отсутствие — заместитель председателя.
Заседание совета проводится в соответствии с регламентом заседания совета, утверждаемым председателем совета, в котором указывается председательствующий, докладчики (содокладчики), темы и время докладов, выступающие, время выступлений и прений.
По согласованию с председательствующим на заседании время докладов, содокладов и прений может изменяться.
Перерыв в работе заседания совета назначается по усмотрению председательствующего на заседании.
Хозяйственный отдел железной дороги при необходимости организует питание участников совета.
12. Решения, принимаемые на заседании совета, оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем совета. Протокол оформляется в течение 7 рабочих дней после проведения заседания, если председателем совета не установлен другой срок.
Решения совета могут быть представлены в виде плана мероприятий по каждому рассмотренному вопросу, который оформляется как приложение к протоколу.
13. Протокол не позднее 3 рабочих дней после утверждения рассылается службой управления делами железной дороги в соответствии с указателем рассылки, в том числе секретарю Научно-технического совета ОАО «РЖД».
14. Протоколы заседаний и планы работы совета хранятся в службе управления делами железной дороги в течение 3 лет.
Источник: scbist.com
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ
СФЕРА*
Новая система стандартизации должна заменить существующие ведомственные правила административного уровня в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
Концепция должна установить правила, порядок, формы и сроки разработки стандартов технического регулирования в профессиональной и предпринимательской деятельности по сметному нормированию, ценообразованию и управлению стоимостью в строительстве на основе принципов добровольности, саморегулирования, самоорганизации и траспорентности в разработке нормативов.
Союз инженеров-сметчиков предлагает всем специалистам и практикам, заинтересованным в создании современных нормативно-правовых документов для профессионального и ответственного порядка сметных расчетов в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности присылать в секретариат Союза (или в редакцию журнала) предложения по форме, содержанию и организации разработки новой системы стандартов сметного дела в России.
Разработка самих технических документов системы стандартов сметного дела (методических указаний, рекомендаций, пособий и т.п.) будет организована профессиональным Союзом инженеров-сметчиков на конкурсной основе после определения всех элементов Концепции разработки стандартов.
Техническое регулирование и саморегулирование сметного дела
Содержание
1. Система технического регулирования в России
Государственное техническое регулирование
Реформа системы технического регулирования в России в настоящее время является одним из главных направлений экономического и социально-политического развития страны.
В общей системе государственного регулирования экономической деятельности выделяются два основных направления: финансовое и техническое регулирование.
Финансовое регулирование включает инвестиционную, денежно-кредитную, налоговую и тарифную политику, все стороны функционирования бюджетного процесса, а также ограничения, налагаемые государством на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Техническое регулирование в настоящее время включает:
— многочисленные обязательные требования государственных стандартов (ГОСТов), отраслевых стандартов, санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов), прочих ведомственных документов;
— системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.);
— государственный (административный) контроль и надзор — технологический, санитарно — эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический и пр.
Техническое регулирование в России в настоящее время является самым острым вопросом взаимоотношения органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества. Действующая система государственного регулирования создана для экономики тотального государственного планирования и дефицитного распределения, сохраняет основные черты советской стандартизации, ведомственного нормирования и контрольно-надзорной деятельности административного аппарата исполнительной власти. Эта система плохо совместима с рыночными отношениями и на практике превратилась в коррупционный бизнес, в котором государственные технические правила, стандарты и надзор за их исполнением используется как инструмент получения административной ренты.
Нормативно-правовая база в сфере технического регулирования находится на данный момент в неудовлетворительном состоянии. Совокупность регулирующих документов плохо организована, хаотична, а в некоторых разделах вредна для рыночной экономики. Многие требования действующих нормативных актов технического регулирования устарели, положения отраслевых стандартов часто избыточны, завышены и заведомо невыполнимы, тексты документов «непрозрачны» и допускают произвольные толкования, во многих случаях нормы в разных документах не согласованы, противоречат друг другу, а иногда и являются взаимоисключающими.
Разработка и принятие новых технических регламентов является самостоятельной и давно назревшей проблемой. В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (вступившим в силу 1 июля 2003 года) технические регламенты призваны заменить ведомственное регулирование требований к продукции.
Новая система технического законодательства, заложенная в реформе технического регулирования, опирается на положения Конституции Российской Федерации:
— статья 55, п. 3 — «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
— статья 8., п. 1 — «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»;
— статья 71, п. (ж) — «в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка»;
— статьи 41, 42 содержат положения «направленные на охрану жизни, здоровья граждан, экологическое благополучие и охрану окружающей среды»;
Одним из концептуальных положений реформы является переход с ведомственного нормирования на законодательный уровень технического регулирования. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов. Ведомственное нормотворчество становится неконституционным и прекращается. Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут осуществляться только на законодательном уровне.
По Конституции Российской Федерации незаконное воспрепятствование экономической деятельности преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Реформа технического регулирования проводится в рамках реализации общей стратегии дерегулирования (дебюрократизации) в России. Одной из важнейших целей реформы является снижение административного давления на бизнес, устранение избыточного регулирования и снятие административных барьеров. В ходе разработки и утверждения технических регламентов должны быть устранены все избыточные требования и процедуры административного характера, контрольно-надзорная нагрузка на предпринимательскую деятельность должна быть снижена до минимума.
Система законодательных нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:
— федеральный закон «О техническом регулировании» ( № 184-ФЗ от 27 декабря 2002г.);
— международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;
— система (свод) общих и специальных технических регламентов;
— методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством Российской Федерации.
Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в систему технического регулирования России входят национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.
Принципы построения технических регламентов
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает основные принципы реформы:
— от нормирования качества к регулированию безопасности;
— от регламентации конструкционно-технологических решений к регулированию «выходных» параметров;
— от неупорядоченности нормативной базы к системе технических регламентов;
— от ведомственного нормотворчества к техническому законодательству;
— от монополизма регуляторов к разделению функций.
Важнейшим направлением реформы является четкое разделение технических требований на обязательные и добровольные. В установленной Законом системе технического peгулирования принципиальным положением является разделение норм и правил на обязательные — технические регламенты и добровольные — стандарты.
Все обязательные требования вводятся в действие техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательно установленными процедурами (опубликование уведомления о разработке, публичное обсуждение и пр.). Требования, не входящие в технические регламенты (требования стандартов или ведомственных документов), по Закону не могут являться обязательными и имеют статус рекомендательных нормативных материалов.
В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных нормативных актах (СанПиНах, СНиПах и других ведомственных документах), после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты или стандарты (национальные или отраслевые).
Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо явные или неявные ссылки на стандарты и иные нормативные акты по российскому законодательству в технических регламентах не допускаются.
Стандарты в новой системе технического регулирования являются документами только рекомендательного характера.
В качестве базового принципа Законом введено деление технических регламентов на общие и специальные. Выделение общих технических регламентов основано на необходимости выявить и отразить в системе общие, инвариантные (или, как минимум, многократно повторяющиеся) требования, регулирующие технические аспекты всех или существенного большинства видов деятельности независимо от их специфики. Разработка общих технических регламентов позволяет избежать многократных повторений одних и тех же требований в разных технических регламентах и устранить возможность разных формулировок одного и того же требования в технических регламентах различных отраслей и видов деятельности.
Перечень общих технических регламентов устанавливается исчерпывающим закрытым списком и приведен в Законе «О техническом регулировании» (ст. 8):
— безопасная эксплуатация и утилизация машин и оборудования;
— безопасная эксплуатация зданий, строений, сооружений и безопасное использование прилегающих к ним территорий;
— ядерная и радиационная безопасность.
Система специальных технических регламентов позволяет реализовать одну из базовых идей реформы — для каждого вида деятельности технический регламент является исчерпывающим перечнем специальных требований, выполняемых наряду с требованиями общих и макроотраслевых технических регламентов.
Системообразующим принципом деления общих технических требований между отдельными регламентами и, соответственно, принципом выделения технического регламента как самостоятельной единицы технического законодательства является обеспечение технического регулирования конкретных и относительно самостоятельных видов деятельности. При этом «вид деятельности» выделяется как единое целое для технического регулирования (что именно регулируется, т.е. обеспечение безопасности), а также для регулирования деятельности субъектов экономической деятельности (на кого именно направлено регулирование).
При этом необходимо учитывать, что требования к процессам предъявляются исключительно в плане обеспечения безопасности работающих, внутренней и внешней среды, но не распространяются на те конструктивные особенности и характеристики технологических процессов, которыми обеспечиваются peгулируемые техническим законодательством параметры продукции (ст. 7, п. 4 Закона).
Если требования к продукции выполнены, выбор конструктивных решений и технологических процессов оставляется на усмотрение производителей (за исключением специальных случаев, когда регулирование безопасности продукции в принципе невозможно без регулирования конструкций и технологий).
Структура технического законодательства отражает принципиальную переориентацию системы технического регулирования с обслуживания административного надзора и контроля за выполнением требований на обеспечение их выполнения самими субъектами деятельности.
В новой законодательной системе технического регулирования на правовой и юридической основе реализуется положение, когда требования к продукции или к процессам предъявляются не к неодушевленным предметам или к процессам, а к правоспособным субъектам деятельности, например, в виде требования не производить и (или) не распространять продукции, не соответствующей установленным параметрам, не отклоняться от определенных характеристик процессов, обеспечивающих их безопасность и т.п.
Одним из принципиальных положений Федерального Закона «О техническом регулировании», касающихся оценки соответствия, является максимально возможный переход от дорыночного контроля к контролю на рынке. Одной из форм такого рыночного контроля является переход на «аудит технической безопасности», проводимый не на административном уровне, а на профессиональной основе.
Требования к техническим регламентам и стандартам
Базовым положением новой системы технического регулирования является последовательное разделение требований на обязательные для исполнения технические регламенты и предназначенные для добровольного применения стандарты. Правовой смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень.
Технические регламенты включают собственно требования к продукции или процессам и принимаются федеральными законами. В специальных случаях технические регламенты принимаются: — указами Президента России (форс-мажорные ситуации), международными договорами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации (временно, до принятия соответствующих регламентов федеральными законами)
В технические регламенты не включаются конкретные технологические и конструкционные решения, материалы, способы изготовления и т.п. Это — область применения стандартов. При формировании документов технического регулирования задача разработчика состоит в том, чтобы в исходной нормативной базе отделить собственно нормы (регламенты) от конкретных решений (стандарты).
Стандарты (национальные и стандарты организаций) включают применяемые на добровольной основе требования и принимаются в установленном Законом порядке.
Адекватность в соотнесении областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия нормативных актов и технических документов.
Корпоративным стандартам (стандартам организаций) такая адекватность обеспечиваются обычными режимами оценки соответствия продукции по правилам профессиональных объединений.
Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных Законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов. Никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход законодательных процедур.
Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п. 4 ст. 7 Закона). Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения.
Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.
Законом предусмотрено положение, согласно которому стандарты не могут противоречить техническим регламентам, поэтому в описании области применения стандартов должно указываться их соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах. Соответствие требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования.
Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации.
В соответствии с законодательством положения национальных стандартов (и стандартов организаций), которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и не правовой, а исключительно информационный характер.
Система отраслевой (профессиональной) стандартизации
Сложившаяся на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в новых условиях экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
Развитие стандартизации должно идти синхронно с разработкой отраслевой системы технических регламентов, создаваемых на законодательно установленных принципах. В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» стандарты не могут противоречить техническим регламентам. В целом, стандарты и технические регламенты имеют разные области приложения.
Развитие стандартизации должно базироваться на реальных задачах профессионального вида деятельности. Система технических регламентов может быть отраслевой, т.е. объединять требования всех видов хозяйственной деятельности по отрасли, но не может быть ведомственной системы технического регулирования, контролируемой органами власти или администрацией. В этой связи принципиально, что стандарты принимаются в целях добровольного многократного применения и служат для концентрации опыта и знаний конкретного вида профессиональной и коммерческой деятельности.
В основе стандартов должны лежать практические рекомендации. Чем значительнее практический опыт и база апробации технических решений, включаемых в стандарт, тем выше его статус — международные, национальные, отраслевые и корпоративные стандарты.
В настоящее время разработана «Концепция развития национальной системы стандартизации», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р.
В основе стратегии развития национальной системы стандартизации положены проверенные практикой и соответствующие международному опыту следующие принципы:
— добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
— применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
— максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;
— обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
— недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
— обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
— обоснованность разработки национальных стандартов;
— открытость процессов разработки национальных стандартов;
— обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
— однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
— прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
— применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
Использование действующих норм и стандартов
В переходный период, определенный Законом (до 2010 г.), система технического законодательства включает остающиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов только те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46 Закона). В этот период действуют также положения федеральных законов и актов Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона.
Нa начальном этапе реформы первостепенной задачей является наведение порядка в существующей нормативной базе:
— инвентаризация и первичная оценка действующих документов и содержащихся в них требований;
— систематизация данных требований с точки зрения их предъявления к конкретным видам деятельности;
— оптимизация выявленных для данного вида деятельности требований (устранение избыточных и пересмотр устаревших норм).
Технические регламенты формируются на основе действующей нормативной базы, что обеспечивает плавный переход к новым схемам технического регулирования.
До принятия новых технических регламентов требования действующих стандартов и других нормативных актов остаются обязательными. В дальнейшем требования стандартов не отменяются, а лишь разделяются на обязательные (технические регламенты) и добровольные (национальные стандарты и стандарты организаций).
В отдельных случаях наблюдается отсутствие технических нормативов на продукцию и виды деятельности, которые уже получили развитие в России. В этих случаях, в отличии от стратегии радикальной гармонизации существующих нормативов, техническое законодательство формируется практически заново, и желательно, с использованием международного опыта регулирования этого вида профессиональной деятельности.
Организация разработки технических регламентов и стандартов
Одним из основополагающих принципов реформы в Федеральном Законе «О техническом регулировании» установлена возможность для всех заинтересованных сторон разрабатывать технические регламенты (статья 9 п. 2 — «разработчиком технического регламента может быть любое лицо»). Стратегическая установка реформы — максимально активное участие предпринимательского сообщества и независимых экспертов в разработке нового технического законодательства.
Технический регламент по закону может разрабатывать любое лицо — физическое или юридическое. Никаких ограничений на компетенцию разработчика Закон не накладывает. Отбор проектов начинается на этапе реализации предусмотренной Законом процедуры публичного обсуждения и экспертизы проекта.
На этапе разработки концепции создания отраслевой системы технического регулирования целесообразно следовать соответствующей процедуре публичного обсуждения проектов технических регламентов и национальных стандартов, установленной Федеральным Законом «О техническом регулировании». Эта процедура может предусматривать: публикацию уведомления о разработке такого рода документа; отведенные сроки и режим его публичного обсуждения; конкретные форматы представления результатов данных публичных обсуждений; проведение конкурса; публикация проекта.
Результаты проведенных публичных обсуждений (включая альтернативные проекты) должны быть доступными для всех участников процесса и для общественности в целом, а также должны являться обязательной частью пакета документов, сопровождающих процедуру определения концепции и разработки проектов отраслевых положений системы технического регулирования.
2. Технические регламенты и стандарты в строительстве
Разработка системы технического регулирования в строительстве
Разработка и принятие технических регламентов в строительстве в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» ( № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года) является сегодня важнейшей проблемой и необходимым условием существования и развития отрасли в новых условиях хозяйствования.
Действующая система СНиПов, ГОСТов и ТСН в строительстве, разработанная для плановой, админстративно-командной экономики становится барьером для свободного предпринимательства, особенно при вхождении России в ВТО. В тоже время эти документы сегодня не особенно мешают проектировщикам и строителям, т.к. практически не выполняются при небескорыстном участии контролирующих и экспортирующих органов.
Реализация Закона «О техническом регулировании» для строительно-инвестиционной сферы пока находится на стадии диалога специалистов и поиска приемлемых решений перехода от привычных административных строительных норм и правил к законодательной системе обязательных и добровольных технических регламентов и стандартов.
Главной проблемой создания современной системы технического регулирования в инвестиционно-строительной сфере становится отсутствие ясной и четкой идеологии реформирования существующих СНиПов, ГОСТов, ТУ, Сводов правил и увязки их с будущими регламентами и стандартами. Общий фонд заменяемых нормативных документов в строительной отрасли составляет около тысячи единиц нормативных документов.
В новой системе технического регулирования в строительстве необходимо разработать десятки законодательных актов, связанных и согласованных с соответствующими специальными регламентами других видов деятельности. Пока намечено до конца 2006-го года разработать только 3 технических регламента в строительстве: — безопасность строительных материалов, изделий и конструкций; — безопасное строительство объектов, зданий и сооружений; — безопасность эксплуатации зданий и сооружений.
На сегодняшний день ни один технический регламент не принят, хотя Законом «О техническом регулировании» была предусмотрена возможность подготовить данные документы в качестве переходных технических регламентов для принятия их постановлениями Правительства РФ. Генеральная дата перехода на новую систему технических нормативов — 2010 год.
В настоящее время в соответствии с планом научно-исследовательских работ Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ проводит конкурс по теме РТР-3-001 «Разработка технического регламента «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», на участие в котором было подано две заявки.
Ассоциация Строителей России совместно с РСПП начала подготовительную работу по вопросу разработки профессиональных стандартов и сертификации персонала в строительстве. Это необходимый элемент системы технического регулирования в строительстве, который отражает необходимые требования к профессиональной подготовке строителей по квалификационным уровням и компетенциям, с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.
Установленная законодательством последовательность построение системы технического регулирования предполагает схему, при которой на обязательные регламенты ссылаются при разработке стандартов, и в них указывается, выполнение каких норм технических регламентов эти положения обеспечивают. Однако становится очевидным необходимость разработки специализированных стандартов (национальных, отраслевых и корпоративных) не дожидаюсь утверждения обязательных общих и специальных регламентов по отрасли.
Действующие строительные нормы и правила
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» вся ранее действовавшая нормативно-правовая база сохраняет свою обязательность до принятия соответствующих технических регламентов. Таким образом, Закон укрепил легитимность действующих технических норм и правил. В то же время Закон запрещает менять действующие нормативные документы ведомственными актами.
Сохранение СНиПов в качестве рекомендательных документов предусмотрено планом реформы технического регулирования в строительстве. После перевода обязательных требований в технические регламенты, остальные нормативные положения этих документов будут иметь статус добровольно применяемых стандартов. Если нормы СНиПов рациональны и работоспособны в рыночных условиях, они естественным порядком перейдут в технические регламенты и отраслевые стандарты.
Перед вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» заинтересованные ведомства срочно приняли меры и провели через Минюст РФ регистрацию всех необходимых им нормативных документов. Госстрой РФ, как представитель строительного сообщества в исполнительных органах власти, не только не зарегистрировал действующие строительные нормы и правила, но и не смог оформить свои текущие методические документы в виде нормативного регламента или утвердить их постановлением Правительства РФ.
Сегодня ситуация с документами по техническому регулированию в строительстве находится в неудовлетворительном состоянии. Строительные нормы — СНиПы, которые на протяжении последних нескольких десятков лет являлись обязательными документами для строителей и других субъектов инвестиционно-строительной деятельности оказались вне правового поля из-за того, что накануне введения в действие закона Министерство юстиции РФ отказалось их регистрировать в качестве нормативно-правовых актов.
С 2001 г. до ликвидации Госкомитета в 2004 г. Госстрой РФ собственными постановлениями отменил важнейшие и основополагающие нормативные документы по вопросам сметного нормирования и ценообразования в России:
— СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения;
— СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
— СП 81-01-94 Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации.
В тоже период Министерство юстиции Российской Федерации отказало Госстрою РФ в государственной регистрации всех документов по нормированию и ценообразованию, в том числе по внедрению новой сметно-нормативной базы сметных расчетов — ГЭСН-2001:
— постановление Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве»;
— письмо Госстроя России от 11.09.03 № НК-5636/10 « О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».
Оставшиеся от бывшего Госстроя РФ методики (МДС) не легитимны, т.к. они не входили в систему строительных нормативов (СНиПов), а зарегистрировать их или утвердить в качестве нормативных документов Госстрой РФ не мог по причине их несоответствия рыночным условиям хозяйствования и несоблюдения формальных требований, предъявляемых к нормативным актам гражданско-правового характера.
Нынешнее полное отсутствие каких-либо нормативных документов, регламентирующих и регулирующих сметную работу в строительстве имеет и положительную сторону. Методические усилия Госстроя РФ были направлены на закрепление в деловом обороте административных правил сметного расчета, принятые из документов советского периода, и которые в итоге привели к созданию откровенно коррупционной системы сметного ценообразования в строительстве. Сейчас имеется возможность при разработке новых стандартов убрать наиболее одиозные положения административного характера и в полной мере учесть рыночные законы и правила планирования и управления стоимостью строительства.
Наибольшие трудности в профессиональной деятельности сметчиков сегодня создаются из-за отсутствия согласованных формулировок и дефиниций основных положений и понятий сметного дела. Поэтому необходимо в первую очередь, при формировании профессиональных стандартов современной системы технического регулирования в строительстве, подготовить и принять Глоссарий — толковый словарь основных положений сметного ценообразования.
Документы технического регулирования в строительстве
Система нормативных документов технического регулирования в строительстве Российской Федерации создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов.
В отличие от традиционного для плановой экономики описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые технические регламенты и стандарты должны содержать эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с Законом «О техническом регулировании» нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Система нормативных документов технического регулирования в строительстве должна представлять собой совокупность взаимосвязанных документов — обязательных регламентов и добровольных стандартов, применяемых на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Технические регламенты утверждаются законодательными актами Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами инвестиционно-строительной деятельности. Рекомендуемые положения добровольных стандартов применяются по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, отличающее от рекомендуемых в корпоративных стандартах, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
Рекомендуемые положения стандартов становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на соответствующие нормативные документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в рекомендуемых стандартах.
Принципы формирования стандартов сметного ценообразования
Новая система стандартизации сметного дела (корпоративные стандарты) разрабатывается на принципах саморегулирования, самоорганизации и самоограничения профессиональной деятельности специалистов по нормированию, ценообразованию и управлению стоимостью в строительстве.
В основу построения системы стандартов положено законодательное положение по обеспечению техническим регулированием конкретных и самостоятельных видов деятельности с точки зрения: — что именно регулируется и на кого именно направлено регулирование.
Организационной основой при формировании корпоративной системы стандартов является координация и управление этим процессом общественной организацией — Союзом инженеров-сметчиков, объединяющих всех заинтересованных специалистов этого вида деятельности.
Методология разработки корпоративных стандартов основана на законах рыночных отношений в экономике. Современный смысл основных экономических понятий рыночного характера («рынок», «стоимость», «затраты», «цена»), применяемых в практике хозяйственного управления, становятся основой современных стандартов ценообразования в строительстве. Другим базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой их регистрации и введения в действие.
Современным условием разработки нормативов принимаются также новые принципы, положенные в основу особых международных стандартов по всем видам практической экономической деятельности, ориентированные не на прирост прибыли, а на достижение целевых показателей профессиональной деятельности наиболее эффективными способами.
Методически и технологически стандарты сметного ценообразования должны быть увязаны как со строительными регламентами, так и с элементами технического регулирования в корпоративном управлении, в бухгалтерском и налоговом учете, с системами инвестиционного и финансового анализа.
Концептуальными положениями разработки системы корпоративных стандартов являются:
— обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства;
— гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации;
— возможность выбора наиболее рационального способа исчисления затратных и рыночных элементов сметной стоимости;
— соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования договорных цен на строительную продукцию;
— возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
3. Разработка стандартов профессиональной деятельности сметчиков
Стандарты саморегулируемой организации
Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг), или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.
Некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией лишь при условии ее соответствия установленным Законом требованиям:
— наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации;
— наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.
Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает обязательные для выполнения всеми своими участниками правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности.
Правила и стандарты саморегулируемой организации должны предусматривать предъявление к участникам саморегулируемой организации требований, содержащих и обеспечивающих их ответственность за результаты своей деятельности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информационную открытость действий участников саморегулируемой организации, затрагивающих интересы любых других лиц.
Стандарты саморегулируемой организации должны быть направлены на соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, устранение или снижение конфликта интересов участников саморегулирующей организации, их сотрудников и должностных лиц, а также иных правил, предусмотренных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны устанавливать запрет на осуществление действий участниками саморегулируемой организации в ущерб иным субъектам предпринимательской деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров (работ, услуг) и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельным участникам и всей саморегулируемой организации в целом.
Саморегулируемая организация вправе от своего собственного имени и в интересах своих участников обратиться в суд с требованием о признании недействительными несоответствующих федеральным законам правил и требований иных правовых и нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе содержащих не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
Структура системы стандартов сметного дела в строительстве
Корпоративные стандарты (стандарты организации) устанавливаются на добровольных началах для всех членов саморегулируемой общественной организации. При вступлении в члены такой организации специалист добровольно принимает па себя обязанности и ограничения, предъявляемые к членам этой общественной организации.
В составе профессиональной работы инженеров сметчиков в строительстве выделяются следующие основные проблемы сметного дела, для которых разрабатываются корпоративные стандарты:
— Аттестация сметчиков (образование, повышение квалификации);
— Нормирование (производственное, сметное);
— Сметно-нормативная база сметных расчетов;
— Автоматизация составления смет;
— Формы сметных расчетов;
— Взаимоотношения с другими субъектами строительной деятельности;
— Деловая и профессиональная этика;
— Мониторинг цен (на ресурсы, объекты, работы и услуги);
— Глоссарий — толковый словарь профессиональных терминов и понятий.
Уровни технических документов в корпоративных стандартах
Система корпоративных стандартов профессионального Союза инженеров-сметчиков включают следующие статусные уровни:
— обязательные условия — правила, указания;
— рекомендательные положения — руководства, рекомендации;
— справочные материалы — пособия, комментарии.
Высший уровень корпоративных регламентов может принадлежать отдельным нормативным положениям в любом профессиональном стандарте Союза инженеров-сметчиков. Обязательные правила устанавливаются для регламентации предпринимательской или профессиональной деятельности сметчиков — членов Союза и контролем над их соблюдением.
Обязательные правила распространяются только на членов профессионального Союза сметчиков и не применяются для других специалистов сметного дела, кроме случаев, когда они применяются добровольно.
Обязательные правила в корпоративных стандартах регулируют этические отношения профессиональной работы, вопросы предпринимательской и коммерческой деятельности членов Общественной организации, а также вопросы образования, обучения, квалификации и аттестации специалистов сметного дела в соответствии с положениями о саморегулируемых общественных организациях.
Обязательный статус корпоративных правил в стандартах Союза инженеров-сметчиков определяется процедурой их разработки и введения в действия. Порядок разработки и рассмотрения правил аналогичен порядку разработки технических регламентов с учетом ограничений масштаба применения, а утверждение и введение в действие осуществляется по представлению Совета Союза только высшим органом управления общественной организации — Конференцией профессионального Союза инженеров-сметчиков.
Обязательным элементом легитимности обязательных правил в корпоративных стандартах является конкурсная система разработки проектов, процедура публичного обсуждения членами Союза представленных проектов и принятие Правил с учетом всех замечаний и предложений.
Нормативные, технические, технологические, организационные, экономические и другие направления профессиональной деятельности по планированию, нормированию и ценообразованию в строительстве обеспечиваются стандартами рекомендательного уровня и применяются на добровольной основе по соглашению сторон договорного процесса в строительстве.
Средний статусный уровень корпоративных стандартов — рекомендательный, реализуется в форме официальных изданий Союза инженеров-сметчиков в виде технических документов Союза — методических руководств и рекомендаций.
В качестве рекомендательных стандартов могут приниматься авторские разработки специалистов с необходимой доработкой их до уровня технических документов общего применения или заказные работы по заданиям Союза инженеров-сметчиков.
Предложения по отдельным вопросам и проблемам профессиональной п предпринимательской деятельности специалистов сметного дела объединяются в корпоративные стандарты по перечню тем профессионального Союза инженеров-сметчиков, рассматривается на Научно-техническом совете, и вводятся в действе решением Совета Союза — рекомендуются для применения в практике сметного ценообразования.
Низший статусный уровень системы стандартов сметного дела — справочный, представляется в методических пособиях и комментариях. Стандарты справочного уровня реализуются, как правило, в технических документах дискрептивного (описательного) характера или в формате норм и расценок. Обязательным условием включения справочного материала в систему корпоративных стандартов является авторство документа, его комплектность и законченность с точки зрения его практического применения.
К стандартам справочного уровня относятся: все производственные и сметные нормы и расценки на монтажные, ремонтные, специальные и прочие строительные работы; сметно-информационные базы на основе этих норм и расценок; коэффициенты, индексы и цены к строительным объектам, ресурсам, работам и услугам.
Профессиональные документы этого уровня стандартизации рассматриваются Научно-техническим советом Союза инженеров-сметчиков, одобряются и письмом Президента и Секретаря Союза инженеров-сметчиков предлагается (рекомендуется) к применению в практике делового оборота.
В отличие от издания технических документов по стандартам высшего и среднего уровня (обязательных и рекомендательных), в качестве официальных публикаций Союза инженеров-сметчиков, стандарты справочного уровня могут публиковаться и распространяться любой другой организацией.
Организация разработки и введения в действие нормативных документов
Заказчиком (инициатором) создания нормативных документов — стандартов сметного дела в строительстве выступает общественная организация — профессиональный Союз инженеров-сметчиков. Как правило, нормативные документы формируются на конкурсной основе с привлечением всех заинтересованных специалистов.
Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков подготавливает Техническое задание на создание нормативного документа. В Техническом задании устанавливаются параметры и характеристики ожидаемого результата работы, а также требования по качеству и оформлению нормативного документа.
Организации (авторские коллективы) — разработчики нормативных документов корпоративных стандартов (методических указаний, правил, рекомендаций, пособий и т.п.) представляют в Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков комплект документов, устанавливающий оригинальность работы, авторство и соответствие требованиям Технического задания на разработку технического документа. Комплект документов включает:
— сопроводительное письмо в адрес Союза инженеров-сметчиков;
— проект нормативного документа подготовленный к внедрению;
— пояснительная записка с методикой выполнения работ;
— расчет затрат на разработку нормативного документа;
— приложение форм исходных данных, расчетных таблиц и выходных материалов.
Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков, в соответствии с внутренним регламентом работы, подготавливает экспертную оценку и отзывы специалистов по проекту документа (а при необходимости и публичное обсуждение), подводит итоги конкурса и утверждает (согласовывает) разработку, в качестве нормативного документа — стандарта профессионального Союза инженеров-сметчиков.
Введение в действие нормативных документов (разрешение на публикацию массовым тиражом для профессиональных сметчиков) оформляется протоколом заседания (специальным решением) Научно-технического совета или решением Правления Союза инженеров-сметчиков. Все материалы по созданию, рассмотрению и внедрению нормативных документов депонируются в секретариате Союза инженеров-сметчиков, сохранятся до замены их новым аналогичным документом и представляются пользователям по их заявкам.
Всем заинтересованным предприятиям и организациям (в том числе и в бюджетной сфере — министерствам и ведомствам) рекомендуется применять положения профессиональных стандартов Союза инженеров-сметчиков при разработке сметной документации строительства и ремонта собственных объектов. Внедрение профессиональных правил сметного ценообразования в практику делового оборота других субъектов инвестиционно-строительной деятельности осуществляется путем издания соответствующих ведомственных приказов или рекомендаций (с оговорками или без них по форме применения нормативных документов) для объектов строительства и ремонта на подведомственных предприятиях и в организациях.
Источник: files.stroyinf.ru