Что такое вднх в строительстве

Содержание

«Парк будущего». Седьмой этап. Аттракцион «Канатная дорога», Павильоны Г «Южная станция посадки/высадки аттракциона «Канатная дорога» и Д «Северная станция посадки/высадки аттракциона «Канатная дорога»

Москва, СВАО, Останкинский, Мира просп. вл. 119

Москва, СВАО, Останкинский, Мира просп. д. 119 стр. 312

Объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Геология» (бывший «Лен и другие прядильные культуры»), 1939-1954 гг., архитекторы: Афанасьев К.Н., Павлов Л.Н.», расположенный по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 119, стр. 31. Реставрация и

г. Москва, Мира просп., д.119, стр.31

адрес: проспект Мира, вл. 119, стр. 23

Центр «Космонавтика и Авиация» (павильоны №32-34) (корректировка проектной документации: Центр «Авиации и космонавтики» (павильоны №№32-34) Проведение ремонтно-реставрационных работе приспособлением объекта культурного наследия федерального значения «.Пав

Источник: stroi.mos.ru

Краткая история ВДНХ | Эля Смит

Витрина великой страны. Как создавалась и эволюционировала ВДНХ — от нэпманской деревни до крупнейшего реставрационного проекта в мире

«Начинается земля, как известно, от Кремля». Москва же начиналась с ВДНХ для сотен тысяч советских людей, которые приезжали смотреть на Союз в миниатюре и вдохновляться увиденным на социалистические свершения. Как и любой памятник бурной эпохи, гигантский комплекс постоянно менялся и постоянно отражал изменения в жизни страны: официально и неофициально, в передовицах и судебных делах, в указах и анекдотах, в камне и в человеческих судьбах.

Предшественницей ВДНХ была Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. На территории современного парка Горького расположились десятки павильонов отдельных отраслей (Сахаротреста, Моссельпрома, Главрыбы) и целых республик (Башкирии, Азербайджана, Кавказа…). Все постройки были деревянными, поэтому почти ничего не сохранилось.

Один из самых необычных экспонатов — павильон «Махорка», построенный по проекту Константина Мельникова, образец только зарождавшегося советского авангарда.

Выставка стала первым смотром нового зодчества новой страны.

Помимо мельниковского, на ней был представлен ряд других модернистских проектов: постройки иностранного отдела Владимира Щуко, павильоны Дальнего Востока Ильи Голосова и «Известий ЦИК» Александры Экстер и Бориса Гладкова, киоск Антона Лавинского. Из строений ВСХВ до наших дней дожил лишь павильон кустарной промышленности: он перестроен, сейчас в нем находится администрация парка Горького.

Махорка

Дзига Вертов запечатлел процесс создания выставки в своей «Кино-Правде № 17»:

А Михаил Булгаков по заданию редакции «Накануне» ездил на выставку чуть ли не каждый день и оставил о ней подробнейший очерк под названием «Золотистый город»:

История ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ

«К центру цветника непрерывное паломничество отдельных фигур. Там знаменитый на всю Москву цветочный портрет Ленина. Вертикально поставленный, чуть наклонный, двускатный щит, обложенный землей, и на одном скате с изумительной точностью выращен из разноцветных цветов и трав громадный Ленин, до пояса. На противоположном скате отрывок его речи.

Три электросолнца бьют сквозь легкие трельяжи, решетки и мачты открытого театра. Все дерево, все воздушное, сквозное, просторное. На громадной сцене медный оркестр льет вальс, и черным-черны скамьи от народу».

С этим очерком связан следующий исторический анекдот:

«Великодушие Калменса [заведующего финансами московской редакции „Накануне“. — М. Ч.] не имело границ: он сам предложил Булгакову возместить производственные расходы: трамвай, билеты. Может, что-нибудь еще, Михаил Афанасьевич? Счет на производственные расходы у Михаила Афанасьевича был уже заготовлен. Но что это был за счет!

Всего ошеломительней было то, что весь гомерический счет на шашлык, шурпу, люля-кебаб, на фрукты и вина был на двоих.

На Калменса страшно было смотреть. Белый, как снег, скаредный наш Семен Николаевич Калменс, задыхаясь, спросил — почему же счет за недельное пирование на двух лиц?

Булгаков невозмутимо ответил:

— А извольте-с видеть, Семен Николаевич.

Во-первых, без дамы я в ресторан не хожу. Во-вторых, у меня в фельетоне отмечено, какие блюда даме пришлись по вкусу. Как вам угодно-с, а произведенные мною производственные расходы покорнейше прошу возместить.

И возместил!»

Декоративные и промышленные искусства экспонировались тогда по всему миру. В 1925 году международная выставка прошла в Париже.

Советский павильон был возведен по авангардному проекту Константина Мельникова (Ле Корбюзье говорил, что на этой выставке советский павильон — единственный, на который стоит смотреть).

В нем Александр Родченко оформил клуб рабочих «Изба-читальня», а кинорежиссер Сергей Эйзенштейн представил в Париже свой первый полнометражный фильм «Стачка» и получил за него серебряную медаль.

В 1937 году на выставке в том же Париже главная борьба развернулась между СССР и фашистской Германией. Даже павильоны этих стран, расположенные друг напротив друга, «рифмовались», повышая градус идеологического соперничества и обостряя контраст. Выполнены они были в похожем стиле, только аскетичную коробку советской постройки украшала статуя «Рабочий и колхозница» (скоро она станет символом ВДНХ), а немецкий павильон по проекту Альберта Шпеера венчал орел — герб Третьего рейха.

Но в СССР в ту пору уже назрела необходимость в собственной выставке для демонстрации достижений народного хозяйства, которая прославляла бы колхозы и другие преимущества социалистического строя.

Проект 1923 года вышел нэпманским по своему духу и деревенским по форме, новая же выставка должна была стать воплощением сверкающего социализма, витриной лучших советских достижений в том же смысле, в каком Москва являлась витриной всего Союза.

Соцреализм, главный стиль эпохи, отображал не просто реальность, но и жизнь «в ее революционном развитии». В 1917 году история как будто началась заново, а при сталинизме будущее превратилось в длящееся настоящее. Все это относилось и к выставке.

Решение о ее открытии принял 2-й Всесоюзный съезд колхозников-ударников, проходивший в Москве в феврале 1935 года. Согласно первоначальному замыслу, выставка должна была стать временной: открыться к 20-летнему юбилею советской власти 1 августа 1937 года и продлиться 100 дней. В конкурсе на лучший генплан выставки участвовало около десяти ведущих мастерских Моссовета и Всесоюзной академии архитектуры. Выбран был проект, предложенный известным архитектором Вячеславом Олтаржевским при участии Р. П. Подольского и Н. В. Алексеева.

Пикантность ситуации заключалась в том, что Олтаржевский выступал одновременно и заказчиком проекта, и его автором. В 1935 году он был назначен на пост главного архитектора выставки. Ради этого его уговорили вернуться из США — архитектор прожил там десять лет и успел получить американское гражданство.

Подобно генеральному плану реконструкции Москвы (утвержденному всё в том же 1935 году), выставка должна была стать еще одной великой стройкой социализма, одним из масштабных проектов преображения реальности. Она должна была воплотить пожелание Сталина: «Чтобы весь советский народ, как в зеркале, увидел, чего он достиг и чего он может и должен добиться завтра».

Предполагалось, что территория выставки станет своеобразным парком аттракционов великой страны, а посетитель сможет совершить путешествие по Советскому Союзу, не покидая Москвы. Эта небывалая задумка вызвала бурный энтузиазм как у специалистов, так и у простых обывателей.

Как сделать комфортным осмотр такого масштабного комплекса? Многие конструкторы и инженеры подошли к этому вопросу творчески, смелость и масштаб их замыслов поистине поражает. Так, Н. В. Самородский предлагал установить на деревянной эстакаде обыкновенные стулья, которые двигались бы по ней со скоростью пешехода — 10–12 км/ч. Этот проект «конвейера стульев» был отклонен. Ольга Никологорская, автор биографии Олтаржевского, приводит письмо инженера Н. Ярмольчука. Этот Кулибин разрабатывал идею шаротранспортной дороги:

«Товарищи! Вопрос о шаротранспортной технике — это вопрос о совершенно новом способе и принципе движения по земле. Сущность этого проекта в том, что он может выдвинуть нашу страну социализма на передовые позиции не только в Европе, но и во всем мире. Мне удалось отказаться от обычного колеса и от обычной четырехколесной платформы. Создано двухколесное движение.

Это как велосипед, но велосипед устойчивый. Шаропоезд не может упасть, а скорость его и затраты энергии изменяются по необходимости».

Проект Ярмольчука также не был осуществлен.

К июлю 1937 года уже были готовы некоторые объекты, например павильоны Белоруссии, Украины, Туркмении, свеклы, овощей. Но в заявленные сроки не укладывались, и открытие перенесли на 1938 год, а срок службы павильонов решили увеличить на пять лет. Стройка пришлась на пик сталинских репрессий, и создателей выставки сия чаша не миновала.

Павильон Белоруссии на ВСХВ. Сентябрь 1936 года. Разобран в 1939 году

В ходе Третьего Московского процесса в ноябре 1937-го был арестован нарком земледелия М. А. Чернов — именно он вносил на 2-м Съезде колхозников-ударников предложение о создании ВСХВ. Он стал обвиняемым в открытом фальсифицированном Процессе антисоветского «право-троцкистского блока». Вскоре Чернова расстреляли, не пощадили и его детей.

11 июля 1938 года под арест попал Олтаржевский. За две недели до этого он был уволен с поста главного архитектора ВСХВ. Его обвинили в участии в «антисоветской вредительской организации», которая якобы «ставила своей задачей путем вредительства сорвать правительственные сроки открытия выставки, вследствие чего строительство дважды срывалось». Олтаржевского осудили на 15 лет лагерей.

«Вредительство» нашли в само́м художественном оформлении выставки: ни одной скульптуры Сталина или Ленина не предусмотрено, вход «напоминает забор», планировка скучная и непраздничная.

Олтаржевский писал, что при проектировании ВСХВ был учтен опыт Чикагской выставки 1893 года, где павильоны строились без окон, с искусственным освещением. Впоследствии это тоже стали вменять ему в вину и трактовать как вредительство.

Читайте также:  Строительство муниципального жилья это

Маститый зодчий с мировым именем, возводивший небоскребы, следующие пять лет проектировал одноэтажные домики в Воркуте. В 1943 году Олтаржевского освободили досрочно, и ему даже удалось вернуться в профессию.

После ареста руководства общий план и принцип организации ансамбля выставки во многом остался прежним. Зато появились значимые детали: в центре площади Механизации выросла фигура Сталина.

Огромная 25-метровая скульптура вождя народов простояла до 1951 года. Историк архитектуры Владимир Паперный рассказывает: когда статуя была смонтирована, руководители строительства потребовали, чтобы главный конструктор Алексеев залез внутрь и убедился, что вредители не заложили туда бомбу.

У него возникла идея захватить с собой небольшую модель статуи и установить ее там. Начальство задумку одобрило:

«Это тоже чисто мифологическое событие. Модель статуи после изготовления самой статуи была не нужна. Но разрушить эту модель никто не мог решиться, поскольку с точки зрения культуры это могло причинить ущерб большой статуе и дальше — вождю. Поэтому и хранить ее где бы то ни было казалось слишком рискованным — это было как то самое яйцо, в котором заключена смерть Кощея Бессмертного. Наиболее безопасным сочли хранить смерть Кощея внутри самого Кощея».

Должны были измениться и постройки: стать более просторными и нарядными, превратиться в настоящие величественные дворцы. Павильоны «Механизация», «Белоруссия», «Поволжье» и некоторые другие решено было снести и отстроить заново.

Павильон «Хлопок». 1939 Памятник Сталину на ВДНХ

Павильоны, якобы построенные «вредителями», сносились, новые возводились уже из металла и мрамора. Паперный рассказывает легенду, связанную с вредительством настоящим, хотя и весьма экстравагантным. Купол Главного павильона решили украсить подвесным потолком, чтобы придать сооружению бо́льшую пышность. Было изготовлено 2500 кессонов, которые вместе весили 30 тонн, — соответственно, пришлось усиливать легкую конструкцию потолка.

В 1940 году один из этих фрагментов упал. Трудившиеся на чердаке рабочие мало заботились о красоте, зато высоко ценили собственный комфорт: им лень было спускаться вниз, и один из кессонов они использовали в качестве унитаза.

Комиссия, расследовавшая инцидент, до истинной причины так и не докопалась: «…никто из вредителей, к счастью, не пострадал. Пухлый том отчета комиссии, составленный профессорами и академиками, заканчивался утверждением, что кессон упал из-за перекристаллизации гипса. Кто знает, может быть, от этого и бывает перекристаллизация гипса?»

Торжественное открытие ВСХВ состоялось в августе 1939 года. Олтаржевский узнал об этом из киножурнала, который показывали в лагере. Пресса сохранила для нас восторженные отзывы современников: выставку называют «тотальной инсталляцией», «настоящим произведением искусства». Критик Альфред Бассехес в описывает поистине утопическую картину барочного изобилия:

«Горы фруктов, неслыханных, потрясающих своим великолепием, лежали в витринах и на полу павильонов. Тяжелыми мельничными жерновами высились сыры. Гроздья винограда окружали бутылки старого, выдержанного вина, в котором играли отсветы далекого юга.

Драгоценными звериными шкурами были заполнены стенды павильонов севера.

Огромные огурцы, арбузы, дыни, великолепные кожи, тонкий шелк, изгибающиеся под ношей зерна снопы отборной пшеницы — все это безмерное богатство страны социализма буквально захлестывало сознание. Шедевры Снейдерса померкли бы рядом с этим реальным, живым великолепием. „Сектор натурального показа“.

Настоящие поля, где росли лучшая пшеница, свекла, овес, рис, просо, конюшни с десятками прославленных коней — рысаков и клайдесдалей, текинцев и донских скакунов — следовали друг за другом. Тучные, налитые жиром тела свиней казались неправдоподобными. Огромные карпы лениво шевелились в маленьких прудиках. Пели птицы. Добродушно галдели собаки…»

Журнал «Театр», 1939.

Франс Снейдерс. Повар у стола с дичью. 1634–1637

Осип Бескин, главный редактор журнала «Искусство», писал о художественной мощи ВСХВ:

«Если бы эти грандиозные, отягощенные крупными зернами колосья злаков, южные фрукты и овощи, выращиваемые на севере, неслыханные по силе и весу быки, если бы новые, сложнейшие сельскохозяйственные машины — если бы все это было представлено на выставке само по себе, без помощи искусства, то и тогда мы были бы свидетелями изумительного зрелища, отражающего огромные достижения нашего колхозного строительства.

Но перед посетителями выставки наглядно-образно, эмоционально, чувственно не предстала бы с такой яркостью та органическая, кровная связь, которая соединяет их с победой социализма в нашей стране, с индустриализацией, с углублением и развертыванием культурной революции, со стахановством как творческим, интеллектуализированным трудом, с замечательными новыми людьми».

За 85 дней работы выставки ее посетило около 3 млн человек.

Посетители ВСХВ в 1939 году. Фото из книги П. Нефедова «Путеводитель по ВДНХ»

Любопытный документ той эпохи представляет собой «Памятка посетителю ВСХВ», которая была издана специально для приезжих:

«1. Выезжать с таким расчетом, чтобы приехать в Москву к указанному в удостоверении сроку.
2. Иметь при себе паспорт или временное удостоверение.
3. В Москве на вокзале обратиться к агенту выставки, который дает направление в общежитие и обеспечивает транспортом.
4. В общежитии зарегистрироваться, внести деньги на приобретение билета на обратный путь.
5. По всем вопросам обращаться к организаторам экскурсий, которые находятся при общежитиях.
6. Проживание в общежитиях сверх указанного в удостоверении срока не допускается».

Молотов перерезает ленточку на открытии ВСХВ

25 октября 1939 года ВСХВ была торжественно закрыта под звуки «Интернационала».

Потом разразилась война, и о выставке на время пришлось забыть. Вернулись к ней уже в 1950-е. В 1951 году демонтировали монумент вождю с невинным намерением заменить его на более масштабный 30-метровый памятник. Но Сталин вскоре умер, и статуя так и не вернулась на место. А в 1954 году, когда всенародная скорбь по случаю невосполнимой потери утихла, заработала обновленная выставка.

Концепция снова поменялась. На открытии ВСХВ в 1957 году Хрущев говорил: «Почему мы в Москве должны показывать колхозников и рассказывать, как выращивать хлопок? Наверно, такая выставка нужна, но раз в пять лет, не больше».

Сельское хозяйство отходит на второй план. Беглый просмотр путеводителя по ВДНХ, выпущенного в 1967 году, дает понять, какие отрасли теперь были в приоритете: павильоны «Атомная энергия», «Химия», «Физика», «Биология»…

Любопытно, что даже статуя «Рабочий и колхозница» названа здесь «Рабочий и крестьянка».

Че Гевара в павильоне «Трудовые ресурсы» в 1964 году

«Но все же основная цель всесоюзного смотра-конкурса — это беспристрастная оценка представленных экспонатов. Те образцы товаров, которые получат одобрение посетителей, будут запущены в массовое производство», — соловьем разливался путеводитель — и нисколько не лукавил: мебель и одежда, ткани и фарфор, игрушки и кухонное оборудование…

«Раздел парфюмерии на выставке-смотре привлечет не только женщин. Рижский завод „Дзинтарс“ представил целую серию высококачественных одеколонов, призванных поколебать многолетнюю славу известного мужчинам „Шипра“. Это бодрящие утренние одеколоны „Гол“ и „Фигаро“, вечерний одеколон „Антей“. Выбор обширный. Парфюмерно-косметическая промышленность выпускает сейчас около 1000 различных видов ароматной продукции».

Но это промышленное великолепие было доступно только на выставке. В реальной жизни царил дефицит, приходилось отстаивать длинные очереди, ждать, когда в конце месяца что-нибудь «выбросят» на прилавки. Даже туалетная бумага, появившаяся в СССР в конце 60-х, вскоре попала в разряд товаров, которые нужно было «доставать».

Появился анекдот: «Идет человек по улице, на шее связка рулонов туалетной бумаги. Прохожие к нему бросаются, спрашивают: — Где? Где выбросили? — Да нигде, это я из химчистки несу».

Американский разведчик Сэм Уоррен, который находился в СССР в 1967–1968 годах, вспоминает:

«В те дни в России не было супермаркетов. Каждый вид продуктов питания продавался в специальном магазине. Были магазины для торговли хлебом, молоком, овощами, рыбой, водкой и всем прочим. В любом из них приходилось стоять в двух разных очередях, а они обычно бывали длинными: одна — за самим продуктом, а другая — для того, чтобы заплатить за него.

Потом нужно было идти в другой магазин за другим продуктом. Семьям, жившим со своими бабушками и дедушками, было легче, поскольку те могли делать покупки, пока отец и мать работали».

Правление Хрущева запомнилось кампанией по борьбе «с архитектурными излишествами», которая отразилась и на облике ВДНХ. Многие постройки, выполненные в стиле сталинского ампира и ар-деко, были спрятаны за новыми аскетичными фасадами.

Такая судьба постигла павильон «Поволжье» («Радиоэлектроника»): его покрыли алюминиевыми листами и превратили в коробку огромного радиоприемника. В 2014 году архитектурно-историческая справедливость была восстановлена: металлические пластины сняли, и обнажился оригинальный фасад «Поволжья» — куски барельефов и витражи. В ходе начальной реконструкции исчезла стильная надпись «Радиоэлектроника», выполненная в графической манере 60-х.

В 1967 году павильон Азербайджанской ССР был скрыт за белым плоским фасадом с вывеской «Вычислительная техника», а пышная постройка Казахской ССР со стеклянным куполом — за черным, с надписью «Металлургия».

Павильон «Радиоэлектроника» («Поволжье»). 1950-е годы Павильон «Радиоэлектроника» («Поволжье»). 1960-е годы Павильон Армянской ССР. 1950-е годы Павильон Армянской ССР. Наши дни

В 1990-е территория выставки, как и вся страна, превратилась в территорию дикого капитализма — там открылся вещевой рынок и шашлычные, а павильоны обветшали в отсутствие средств на ремонт. Сейчас на ВДНХ идет масштабная реконструкция, в ходе которой зданиям возвращают исторический вид 1950-х годов.

Но самую сильную ностальгию вызывают те навсегда ушедшие мелочи, которые можно теперь увидеть только на старых снимках: павильон «Мороженое» (снесен в конце 1980-х), катание на собачьих упряжках или автопоезд, курсировавший по территории выставки.

Источник: knife.media

Выставка больше, чем жизнь: ВДНХ как зеркало отечественной истории

Ровно 80 лет тому назад, 1 августа 1939 года, в столице впервые распахнулись ворота Выставки достижений народного хозяйства. Она трижды меняла название, но для москвичей всегда оставалась ВДНХ — одним из символов нашего города. И едва ли не самым наглядным символом истории страны, удивительным образом отобразившим драматические перипетии XX века. «Известия» о том, как создавалась главная выставка России.

И жить хорошо

Кому принадлежит идея создания Всероссийской сельскохозяйственной выставки, а именно такое имя она получила при рождении, достоверно не известно. Официально считается, что первым мысль озвучил народный комиссар земледелия СССР Михаил Чернов в своем докладе на проходившем в феврале 1935 года II Всесоюзном съезде колхозников-ударников.

Он предложил провести выставку достижений советского сельского хозяйства через два года, приурочив ее к 20-летию революции. Съезд обратился к правительству, и в тот же день было принято Постановление Совнаркома СССР и Центрального комитета ВКП(б) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве». Под документом красовались подписи И.В. Сталина и В.М. Молотова.

Чернов Михаил

Коллективизация на селе была уже в основном завершена. Обернулось это голодом начала 1930-х и гибелью миллионов людей. Но постепенно положение стало выправляться, и руководству страны было важно подкрепить реальные успехи сильным пропагандистским ходом. Большая общесоюзная выставка достижений для этого подходила идеально: она призвана была обеспечить красивую агитационную картинку и представить некую перспективу, которая должна была стать ориентиром для всех трудящихся страны.

Практически сразу Моссовет и Наркомзем приступили к выбору места для выставки. Вариантов было несколько, но остановились на участке земли возле Ярославского шоссе к востоку от усадьбы Останкино. Он был достаточно ровным и просторным, к тому же на нем почти не было жилых построек. Подвести коммуникации и общественный транспорт труда не составляло.

Главным архитектором выставки был назначен Вячеслав Константинович Олтаржевский, что вызвало в профессиональной среде некоторое удивление. Во-первых, он не входил в число советских архитекторов первого ряда, а во-вторых, только что приехал из-за границы, где провел более десяти лет. Но причины у такого выбора всё же были, причем достаточно весомые.

Читайте также:  Организация подрядных торгов строительстве

Наш человек в Америке

Вячеслав Олтаржевский оказался в США в середине 1920-х. До революции он с отличием окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стажировался в Вене у знаменитого архитектора Отто Вагнера, участвовал в строительстве таких известных зданий, как Киевский вокзал, Купеческий клуб (ныне театр Ленком), квартал зданий Северного страхового общества на Ильинке.

Построил несколько доходных домов. С началом Первой мировой был мобилизован и служил в железнодорожном ведомстве в качестве военного инженера. В 1922–1923 годах Олтаржевский работал заместителем Алексея Щусева — главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, которая располагалась на территории современного ЦПКиО имени Горького.

А в 1924 году уехал в Америку. Там он выучил язык, экстерном окончил Нью-Йоркский университет (хотя ему было под пятьдесят!) и сумел устроиться на работу в мастерскую знаменитого Харви Корбетта, а через некоторое время стал его компаньоном.

Фирма специализировалась на строительстве небоскребов, и Олтаржевский стал едва ли не первым российским архитектором, освоившим проектирование высотных зданий. Он был весьма успешен: стал членом Американского института архитекторов, получил американское гражданство, преподавал в Колумбийском университете, построил несколько запоминающихся зданий, например многоэтажный отель-курорт «Королевские сосны» в Нью-Джерси. Участвовал в нескольких конкурсах в Париже, где брал первые премии. Возвращаться он не собирался, но связи с коллегами в СССР не терял.

Вячесла́в Константи́нович Олтарже́вский (17 [29] марта 1880, Москва — 24 апреля 1966, Москва) — русский и советский архитектор,

В 1934 году в США прибыла делегация видных советских архитекторов — Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Официально эта миссия именовалась комиссией Дворца Советов, а цель поездки заключалась в ознакомлении с опытом высотного строительства, поскольку Америка считалась мировым лидером в этом вопросе.

Но была и вторая негласная цель — попытаться уговорить специалистов из эмигрантской среды к возвращению на родину. Одним из первых кандидатов был Олтаржевский. Коллеги встретились, поговорили. Из-за Великой депрессии заказов было мало, а на родине Вячеславу Константиновичу предложили грандиозные возможности и участие в амбициозных стройках первых пятилеток.

И, видимо, гарантии безопасности. Поразмыслив и посоветовавшись со старшим братом, который тоже был архитектором и эмигрантом, но к этому времени уже вернулся в Москву, Вячеслав Константинович согласился.

Фото: commons.wikimedia.org

Дворец Советов — неосуществленный проект высотного здания в Москве для проведения сессий Верховного Совета Союза ССР

Компетентные органы сделали вид, что он был в командировке, а его американское гражданство списали на то, что иначе он не смог бы получить лицензию. И практически сразу Олтаржевский был назначен на должность главного архитектора ВСХВ. Тем более что опыт участия в подобных проектах у него был. Получилось даже логично: поскольку сам Щусев (главный архитектор выставки 1922–1923 годов) был в это время занят на строительстве гостиницы «Москва», место главного занял его заместитель по тому проекту, хорошо знакомый с передовым мировым опытом.

Борьба с вредителями

На конкурс было подано 11 проектов от ведущих архитектурных мастерских Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова, а также собственный проект архитектурного бюро ВСХВ. Ни один из них комиссия Выставочного комитета не утвердила без доработок, поэтому Олтаржевскому было поручено обобщить результаты, взять лучшее и создать единый план. Что он и сделал. В апреле 1936 план был утвержден, а открытие выставки намечено на лето 1937 года.

Выставка первоначально предполагалась разовой, на три месяца, поэтому все павильоны строили из дерева. Количество и назначение павильонов постоянно менялось — участвовать хотели все. Естественно, в план приходилось вносить изменения. Впрочем, Вячеслав Константинович изначально создавал пространственный план с учетом перспективы роста, поэтому сделать это было несложно.

Павильон «Механизация сельского хозяйства»

Павильон «Механизация сельского хозяйства»

Строительство шло медленнее, чем хотелось. Проектировщики отставали от графика. Не хватало рабочих рук и материалов, зачастую они были недопустимого качества. Трудовая дисциплина была на ужасающем уровне. Для привыкшего к американским условиям Олтаржевского это был сплошной кошмар, особенно бесконечные собрания и митинги.

В 1937 году руководство страны решило изменить концепцию ВСХВ — выставка должна была стать ежегодной, а ее убранству решили придать блеск, помпезность и внушительность, хотя изначально речь шла лишь о функциональном удобстве павильонов. Открытие отложили, а временные павильоны пришлось перестраивать из расчета, что они простоят минимум пять лет.

Хотя строители были не виноваты, за срыв сроков кто-то должен был ответить — не наказывать же высшее руководство партии. Начались поиски врагов и вредителей.

Летом 1937 года вышло секретное постановление Бюро Ростокинского РК ВКП (б) «О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки», после чего начались аресты сотрудников Наркомзема, среди которых были и члены выставочного комитета — Арон Гайстер, Яков Збарский, Моисей Калманович. В октябре 1937 года был снят с поста наркома и арестован Михаил Чернов (проходил по третьему московскому процессу), в январе 1938 года — начальник строительства и заместитель председателя Выставочного комитета по строительству Исаак Коросташевский. Все они были приговорены к высшей мере и расстреляны. На должность наркома земледелия и председателя Главного выставочного комитета ВСХВ был назначен Роберт Эйхе, однако и его через несколько месяцев арестовали.

Павильон № 34 «Космос» (бывший «Механизация»)

Павильон № 34 «Космос» (бывший «Механизация»)

Стали сгущаться тучи и над Олтаржевским. В «Крестьянской газете» в конце 1937 года появилась статья, где говорилось о «порочной деятельности главного архитектора выставки». Ему тут же припомнили и дворянское происхождение, и поездку в Америку. Кто-то написал, что он использует иностранные строительные термины, непонятные нашим рабочим.

Пошли анонимные доносы, в том числе от коллег-архитекторов. Вячеслав Константинович действительно выглядел «белой вороной» — даже на стройплощадке на нем непременно был модный костюм, галстук, безукоризненная белая рубашка, шляпа и трость. Это сильно контрастировало с привычным тогда обликом советских руководящих работников в френчах и сапогах. «Доброжелатели» сообщали, что в плане выставки угадывается православный крест, что площадь Колхозов (позже площадь Дружбы народов) шире Красной, что архитектор не предусмотрел место для памятника Сталину. В Москве тогда активно рыли метро, и по городу ходила шутка: «Если Олтаржевский строит рай на земле, то что тогда строит Каганович под землей?»

ИЗВЕСТИЯ

13 июня 1938 года Олтаржевский был уволен с должности главного архитектора, а 11 июля арестован по обвинению в участии «в антисоветской вредительской организации, которая ставила задачу сорвать правительственные сроки открытия выставки». Ему дали 15 лет и отправили на шахту «Капитальная № 1» в Воркуту.

Об открытии выставки он узнал из пропагандистского киножурнала, который иногда показывали заключенным. Вячеславу Константиновичу посчастливилось выжить в лагерях и в конце войны его выпустили из мест заключения, хотя реабилитировали только в 1956-м.

Он еще примет участие в строительстве московских высоток, напишет несколько монументальных трудов по теории архитектуры, но к выставке, которая сыграла в его судьбе такую страшную роль, уже никогда отношения иметь не будет. Согласно семейному преданию, он даже никогда на нее не заходил, хотя дружил с многолетним директором ВСХВ и Ботанического сада Николаем Цициным. Фамилия Олтаржевского была надолго вычеркнута из летописи выставки, в советское время его даже не упоминали в официальных документах. Только благодаря работам историков ВДНХ и прежде всего Павла Нефедова о его роли стало известно широкой публике.

Социалистический парадиз

После разгрома Наркомзема управление строительством ВСХВ было передано в комитет по делам искусств, а дата открытия перенесена на 1 августа 1939 года. Главным архитектором ВСХВ был назначен Сергей Чернышов, но основную работу выполнял его заместитель Анатолий Жуков.

Общий пространственный план Олтаржевского остался неизменным, но некоторые объекты, в основном построенные «вредителями», были переделаны. Так был разобран павильон «Механизация», который Вячеслав Константинович решил в «стримлайновом» промышленном стиле американских небоскребов.

На этом месте появилась огромная 25-метровая статуя Сталина работы скульптора Сергея Меркурова. Главный вход (сейчас — Северный), построенный Олтаржевским в стиле ар-деко, показался недостаточно помпезным и тоже был снесен. На его месте Леонид Поляков построил трехпролетную триумфальную арку, украшенную скульптурными рельефами Георгия Мотовилова.

Формально павильоны сносили по художественным соображениям и, по традиции того времени, в эпитетах апологеты перестройки себя не ограничивали. Например, павильон Московской области архитектор Анатолий Жуков объявил «декоративно-пряничным», а павильон Белоруссии он сравнил с богатым амбаром. Павильон же Украинской ССР и вовсе назвал «чистой конюшней в большом княжеском поместье». Помимо означенных, были снесены и построены заново уже из металла и мрамора павильоны Поволжья, Сибири, Арктики, закавказских республик и другие. Перед главным павильоном работы Щуко и Гельфрейха было решено поставить скульптуры Ленина и Сталина, сверху, на башне главного павильона, водрузили скульптуру «Тракторист и колхозница».

Главный павильон ВСХВ 1939 года

Но как бы красочно ни изъяснялся архитектор Жуков, причины изменений в основном были совершенно иными. Например, на перестройке павильона «Украина» настоял Н.С. Хрущев, которого буквально накануне сделали первым секретарем ЦК Украины. Он осмотрел объект и заявил: «Украина — житница Советского Союза, а павильон хуже павильона Москвы». Забавно то, что годом ранее, в 1937 году, когда Хрущев был первым секретарем МК ВКП(б), он приказал сломать и построить заново павильон Москвы, потому что тот был, по его мнению, хуже остальных, в частности павильона Украины.

В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия выставки, в Москву из Парижа вернулась скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В столице Франции она венчала советский павильон на «Экспо-37» и пользовалась большим успехом, но о дальнейшем ее использовании как-то не думали. Сама Мухина настояла, чтобы ее скульптуру установили перед ВСХВ на подъездной аллее к главному входу. Правда, из-за недостатка времени, и к большому огорчению Мухиной, высота постамента для статуи составила всего 10 м (вместо 34 «парижских» метров).

«Рабочий и колхозница» в наше время

«Рабочий и колхозница» в наше время

1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была наконец торжественно открыта. На церемонии присутствовали 10 тыс. человек, а с речью выступил председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Он же перерезал красную ленту под песню «Славься, Родина обильная», которую специально к открытию ВСХВ написал композитор Исаак Дунаевский. Гостей принимали более 50 павильонов и до 200 других объектов.

Для полуголодной страны это был сказочный парадиз. Люди попадали в волшебный мир изобилия, где всё было идеальное — лучшие сорта овощей и фруктов, лучшие животные, лучшие образцы техники. Это впечатляло, шокировало и вдохновляло. И конечно, эти вполне искренние эмоции людей были многократно растиражированы советской пропагандой.

Один только фильм «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева чего стоил! Выставку посетили избранные, а фильм видела вся страна. Не отставали и другие средства пропаганды, в частности журнал «Искусство»:

Осип Бескин, главный редактор журнала «Искусство», 1939 год:

«Если бы эти грандиозные, отягощенные крупными зернами колосья злаков, южные фрукты и овощи, выращиваемые на севере, неслыханные по силе и весу быки, если бы новые, сложнейшие сельскохозяйственные машины — если бы всё это было представлено на выставке само по себе, без помощи искусства, то и тогда мы были бы свидетелями изумительного зрелища, отражающего огромные достижения нашего колхозного строительства. Но перед посетителями выставки наглядно-образно, эмоционально, чувственно не предстала бы с такой яркостью та органическая, кровная связь, которая соединяет их с победой социализма в нашей стране, с индустриализацией, с углублением и развертыванием культурной революции, со стахановством как творческим, интеллектуализированным трудом, с замечательными новыми людьми».

Выращивание томатов на участке открытого грунта ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). Москва, 1939 год.

Выращивание томатов на участке открытого грунта ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). Москва, 1939 год

Читайте также:  Можно ли потратить субсидию молодой семье на строительство дома

Просто так попасть на выставку было почти невозможно, за билетами стояли огромные очереди. Большинство посетителей составляли организованные группы из ударников производства, которых премировали поездкой на ВСХВ. Жили они в специальных общежитиях неподалеку от выставки. Сохранилась «Памятка посетителю ВСХВ», которая была типографским способом напечатана специально для приезжих гостей. Она многое объясняет:

1. Выезжать с таким расчетом, чтобы приехать в Москву к указанному в удостоверении сроку.

2. Иметь при себе паспорт или временное удостоверение.

3. В Москве на вокзале обратиться к агенту выставки, который дает направление в общежитие и обеспечивает транспортом.

4. В общежитии зарегистрироваться, внести деньги на приобретение билета на обратный путь.

5. По всем вопросам обращаться к организаторам экскурсий, которые находятся при общежитиях.

6.

Проживание в общежитиях сверх указанного в удостоверении срока не допускается».

Выставка проработала почти три месяца, за это время ее посетили свыше 3,5 млн человек, хотя, конечно, это цифра условная. 25 октября 1939 года под звуки «Интернационала» ВСХВ была торжественно закрыта. В августе 1940 года она снова встречала посетителей. Планировали выставку и на 1941 год, но помешала война.

Рождение ВДНХ

От налетов и бомбежек павильоны выставки не пострадали, но за годы войны временные по сути конструкции сильно обветшали. В первые послевоенные годы было не до праздников, но уже в 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. Однако фактически реконструкция заняла не два года, а шесть, и открытие состоялось только в 1954 году. Интересно, что по новому проекту в центре площади перед Главным павильоном предполагалось воздвигнуть бронзовый монумент Сталина высотой 30 м на пьедестале из красного полированного гранита (старый демонтировали из-за ветхости), но весной 1953-го «отец народов» покинул своих детей, и статую тихонько разобрали.

Выставка открылась летом 1954 года, а в декабре на Всесоюзном совещании строителей впервые прозвучала жесткая критика в адрес архитекторов, допускающих «украшательства и архитектурные излишества». А вскоре вышло и знаменитое постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после чего страна перешла на безликие типовые проекты. Получилось, что ВСХВ и знаменитые московские высотки стали последними памятниками уходящей эпохи, когда с помощью архитектуры принято было демонстрировать мощь и величие страны. Это было, конечно, дорого и не всегда оправданно, но красиво и внушительно.

В 1950-е выставка приобрела привычные нам черты. Территория увеличилась до 200 га. Появились фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Колос». В связи с открытием станции метро «ВДНХ» (до 1959 года — «ВСХВ») был построен новый главный вход, который архитектор Иннокентий Мельчаков создал с явным намеком на Бранденбургские ворота Берлина. Только вместо квадриги лошадей на ней установили парную скульптуру «Тракторист и колхозница» со снопом колосьев — символ победы советских трудящихся над рейхом.

Тракторист и колхозница

Вид на главные ворота ВДНХ

По инициативе Хрущева решено было изменить назначение выставки, точнее добавить к ней строительную, промышленную и транспортную составляющую. Страна покорила атомную энергию и готовилась к выходу в космос, поэтому название ВСХВ больше не соответствовало ее содержанию, и в 1959 году его изменили на ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства.

В 1960-е сельскохозяйственная тематика стала уступать промышленной. Было решено отказаться от павильонов республик, которые переименовали и перепрофилировали.

Так «Литва» стала «Химией», «Латвия» — «Физикой», «Белоруссия» — «Электротехникой», «Молдавия» — «Стандартами», «Казахстан» — «Металлургией», «Армения» — «Здоровьем», «Украина» — «Земледелием» и т. д. Павильоны перестраивались, хотя некоторые сохраняли свою национальную стилистику. Особую роль приобрела тема покорения космоса, которая стала в это время символом превосходства социалистического пути развития. Павильон «Механизация» стал называться «Космосом», в нем были выставлены луноходы, спускаемый аппарат и подлинные вещи космонавтов. А на месте, где ранее стоял памятник Сталину, появилась ракета-носитель «Восток».

Эпоха ВВЦ — 1990-е и начало 2000-х — была, наверно, самыми безликими годами в истории выставки. Она долго искала свое место в новых условиях, часто менялись руководители и владельцы, не хватало средств, территория хаотично застраивалась времянками, рассчитанными на немедленный доход. К сожалению, многое было утрачено. Но с 2013 года началось возрождение.

Была проведена титаническая научная и реставрационная работа, практически всем павильонам вернули их первоначальный облик и интерьеры. Сейчас выставка стала наглядной экспозицией истории советского периода, оставаясь при этом актуальным пространством.

Где выпускалась первая газета, кто устроил «электрический бал» и чем расстроил дом Филатова актера Егора Бероева

Источник: iz.ru

Что такое вднх в строительстве

ВДНХ

ГЛАВНОЕ

  • ВДНХ — уникальный архитектурный комплекс, построенный в стиле «сталинского ампира», хранящий память о своей эпохе.
  • Территория ВДНХ объединена с Ботаническим садом и парком «Останкино» — теперь это огромная зону отдыха.
  • Под крышами павильонов ВДНХ и на открытом воздухе круглый год проводятся фестивали, выставки и большие праздники.
  • Бесспорным символом ВДНХ являются два главных фонтана: «Дружба народов» и «Каменный цветок» архитектора К. Топуридзе.
  • Заслуживает внимания архитектура отдельных павильонов, например, «Народное образование», «Юные натуралисты», павильон «Табак».
  • Организованы удобные пункты велопроката, велодорожки, детские площадки, выделены места для занятий спортом.

ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) — уникальный архитектурный комплекс, излюбленное место отдыха москвичей и гостей столицы. Его территория удачно распланирована, дополнена зелеными зонами и всей необходимой инфраструктурой. Выставка была объединена с Ботаническим садом и парком «Останкино» — теперь эти объекты превратились в огромную зону отдыха.

Здесь же построен «Москвариум» — крытый аквариум, один из самых больших по площади и количеству водных обитателей в Европе. Украшением ВДНХ являются грандиозные фонтаны с запоминающимися скульптурными композициями. Под крышами павильонов ВДНХ и на открытом воздухе круглый год проводятся всевозможные фестивали, выставки и большие праздники. Зимой здесь действует самый большой каток страны.

.

Большинство выставочных павильонов ВДНХ построены в стиле «сталинского ампира» и хранят память о своей эпохе — периоде интенсивного индустриального развития Советского Союза, времени Победы в Великой Отечественной войне и послевоенного восстановления. История комплекса началась в 30-е годы ХХ века, а первая «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» открылась на этом месте в 1939 г. Демонстрация лучших достижений народа должна была стать всеобщим праздником, поводом для гордости. При входе на выставку была установлена знаменитая скульптура В. Мухиной «Рабочий и Колхозница», выполненная из нержавеющей стали. В едином порыве двое молодых людей устремляются вперед, поднимая вверх орудия своего труда — серп и молот. Памятник получил мировое признание на международной выставке в Париже 1937 г.

Архитектурные памятники 30-х гг.

1473_image2_s

Генеральный план комплекса подготовил архитектор В. Олтаржевский. Художественные аспекты сочетались в нем с идеологическими. Выставка была поделена на семь секций: «Социалистическая реконструкция сельского хозяйства и победа колхозного строя», «Социалистическое сельское хозяйство республик, краев, областей», «Совхозы», «Механизация и электрификация сельского хозяйства», «Зерновые и технические культуры», «Социалистическое животноводство» и «Показ народного творчества и массовой художественной самодеятельности».

1474_image3_s

Сохранилось несколько зданий, созданных еще в годы первой выставки. Современный Северный вход, который раньше был главным, архитектора В. Олтаржевского. Очень простая, лаконичная композиция, состоящая из нескольких белых арок, лишенных декора, до сих пор выглядит стильно и современно. Гармония пропорций, форм и окружающего пространства при полном отсутствии каких-либо ордерных элементов – это одно из лучших воплощений конструктивистских изысканий.

Еще одна постройка — павильон «Транспорт» архитектора С. Полупанова. Его фасад украшен изящными колоннами абстрактного ордера, которые делают здание очень легким и в то же время торжественным.

Очень выразителен павильон «Физкультура и спорт» (архитекторы М. Краевский, Ф. Белостоцкая). Его немного приземистый объем украшен массивной композицией из знамен и пятиконечной звезды. Когда-то здесь стояла скульптурная группа, изображавшая молодых атлетов с флагами. К сожалению, сохранился только постамент.

Глобальная перестройка

1475_image4_s

В годы Великой Отечественной войны выставка прекратила работу. Но уже в 1948 г. она была возобновлена, и в это же время началась кардинальная перестройка ее пространства и оформления. Процессом руководили архитектор А. Жуков и скульптор Е. Вучетич (автор грандиозного памятника «Родина-Мать» на Мамаевом кургане на месте Сталинградской битвы). Архитектурный стиль изменился коренным образом: новые здания возводились в духе «сталинского ампира». Обилие классических элементов, героический масштаб, парадность — роскошные здания должны были создавать торжественный ансамбль, прославляющий страну-победительницу.

.

По проекту И. Мельчакова были созданы новые входные ворота-пропилеи. Это своеобразная триумфальная арка — огромная, торжественная, задающая тон всему ансамблю. Пройдя под ней, посетитель оказывается на главной аллее. Прямо по оси он видит Центральный павильон (автор Ю. Щуко), являющийся высотной доминантой ансамбля: его основу составляют уменьшающиеся кверху объемы, увенчанные сияющим шпилем. Фасады оформлены колоннадами, придающими зданию парадность и торжественность.

Далее по аллее расположены два главных фонтана ВДНХ: «Дружбы народов» и «Каменный цветок» архитектора К. Топуридзе. Первый представляет собой связку золотых колосьев, вокруг которой, словно в большом хороводе, стоят представители всех республик СССР. «Каменный цветок» построен по иному принципу: его водоем больше, скульптурные формы изображают огромный раскрывающийся цветок.

1476_image5_s

По сторонам от главной аллеи расположены различные павильоны, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Например, павильон «Народное образование» архитектора С. Полупанова. Стройные колоннады гармонично сочетаются с лаконичными аркадами боковых ризалитов.

Не менее эффектен павильон «Юные натуралисты» (архитекторы Н. Гришин, Г. Витухин) — с куполом, большими остекленными полуротондами и тремя невесомыми арками на тонких колоннах. Почти в палладианском стиле решены павильоны «Корма» и «Коневодство» (архитектор М. Титов). И очень интересно в сочетании с ними смотрится павильон «Табак» (В. Кондратьев»), выполненный в ярком, восточном стиле — с множеством декоративных элементов, которые дополнительно украшает яркая раскраска.

1477_image6_s

Особое место принадлежит павильонам союзных республик и российских регионов. «Армения» с ее мощными белыми колоннами (архитекторы В. Таушканов, Р. Кликс) или «Карелия», украшенный деревянной резьбой в национальном духе (Ф. Рехмухов). К сожалению, большинство национальных павильонов было уничтожено во время хрущевской «борьбы с излишествами».

60-е годы ХХ в. привнесли в ансамбль ВДНХ новую тему. Бывший павильон «Машиностроение» был перестроен и переименован в «Космос». Огромное здание с параболической аркой и большим куполом примечательно своим выразительным внутренним пространством. Тема полетов продолжается на Промышленной площади, где стоят макеты ракеты-носителя «Восток» и самолета Як-42. Недавно там появилась и модель космического корабля «Буран».

Приятный отдых

Территория комплекса настолько масштабна и выразительна (более 300 га), что даже целого дня не хватит для ее полного осмотра. Каждый раз здесь можно открывать для себя что-то новое.

.

Последние несколько лет проводится реконструкция ВДНХ. Выставка была объединена с Ботаническим садом и парком «Останкино» — теперь они превратились в огромную зону отдыха. Павильоны интенсивно реставрируются: в «Центральном» спустя 50 лет был найден рельеф авторства Вучетича «Советскому народу — знаменосцу мира — Слава!».

На территории парка открыты «Москвариум», парк аттракционов, музеи, проводятся разнообразные выставки в павильонах и под открытым небом. Организованы удобные пункты проката, велодорожки, детские площадки, выделены места для занятий спортом, работают кафе, разбиты прекрасные цветники и зеленые зоны. Многие приходят сюда просто погулять, пообщаться или научиться стоять на роликах или коньках. Здесь всегда ощущается праздник.

всего оценок: 7, средняя оценка: 4,14 (из 5)

Источник: ru.moscovery.com

Рейтинг
Загрузка ...