Стоматологическая помощь, как и любые другие медицинские услуги, должна быть эффективной и безопасной. Поэтому контроль качества – одна из важнейших задач медицинских учреждений.
Контроль за деятельностью лечебных заведений проводится внешними и внутренними силами. Внешний контроль осуществляет Роспотребнадзор, а внутренний – сам персонал стоматологической клиники.
Что такое внутренний контроль качества и для чего он нужен
Внутренний контроль качества – это комплекс мероприятий, предполагающих проверку эффективности и безопасности медпомощи, оказываемой в медицинском учреждении.
Каждый пациент, обращающийся в государственную или частную стоматологическую клинику, имеет право получить врачебную помощь в требуемом объеме. Качество и порядок предоставления услуг должны соответствовать требованиям законодательства в сфере медицинского обслуживания.
Задачи внутреннего контроля качества
Проведение контролирующих мероприятий направлено на выполнение следующих задач:
Как планировать и отчитываться по ВКК (внутреннему контролю качества) мед. организации
- Выявить нарушения или недочеты в организации диагностических и терапевтических мероприятий, проверить, насколько хорошо оказывается медицинская помощь и по каким причинам ее качество может ухудшаться.
- Организовать процесс управления лечебным заведением так, чтобы качество стоматологической помощи было высоким. Выбирать оптимальные управленческие решения. Эффективно использовать кадровые, а также материальные и технические ресурсы организации.
- Следить за безопасностью обследования и лечения больных, соблюдением условий труда, правильным использованием и утилизацией медицинских изделий и материалов.
- Следить, чтобы работники и руководящий персонал клиники выполняли свои обязанности, выявлять и предотвращать возможные нарушения с их стороны.
Это задачи, которые обязаны выполнять контролирующие органы. Все проверки должны быть регулярными и своевременными.
Порядок организации внутреннего контроля
В Российской Федерации контроль эффективности и безопасности стоматологической помощи регламентируется федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011. Единого порядка, который описывает процесс организации и внедрения контролирующих мероприятий, нет. Однако есть несколько нормативных актов регионального уровня, которые устанавливают этот порядок. Он приводится в следующих статьях:
- «Соблюдение порядка внутреннего контроля качества медицинской деятельности»;
- «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;
- «Контроль со стороны органов надзора за порядком соблюдения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»;
- «Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности».
Для решения поставленных задач каждое учреждение, оказывающее стоматологические услуги, обязано выстроить систему внутреннего контроля качества и безопасности проводимых диагностических и терапевтических мероприятий.
Внутренний контроль качества: с чего начать
Какие проблемы позволяет выявить контроль
Регулярное проведение проверок позволяет выявить различные нарушения и недоработки в диагностическом и лечебном процессе. Обычно контролирующие органы обнаруживают следующие проблемы:
- Стоматолог на первом приеме не выслушал жалобы пациента и пренебрег сбором анамнеза.
- Не определил индекс гигиены во время проведения терапевтических процедур.
- Не определил состояние альвеолярного края у пациентов с болезнями пародонта.
- Не направил больного на обследование и лечение к специалистам другого профиля, хотя у того имелись соответствующие показания.
- Не назначил пациенту проведение клинико-лабораторных исследований, хотя показания для этого имелись.
- Поставил диагноз и составил план терапии без учета данных обследования.
- Не направил пациента на рентгенографию при челюстной травме или заболевании пародонта.
- Не назначил рентгенографию, чтобы оценить проведенное пломбирование корневых каналов.
- Не сделал контрольные модели в начале лечения пациента с ортодонтическими проблемами.
- Не составил план лечения больного с ортодонтическими проблемами.
- Не составил план лечения пациента с заболеванием пародонта и слизистой оболочки рта.
Регулярные, грамотно организованные проверки дают возможность выявить следующие недочеты в терапии больных:
- неправильное, не соответствующее заболеванию или недостаточное лечение;
- растягивание лечения пульпита однокорневого зуба на несколько сеансов;
- осложнение после проведенной терапии (боль в пролеченном зубе, выпадение пломбы в течение полугода после ее установки, развитие вторичного кариеса);
- отсутствие улучшений или стабилизации состояния больного, страдающего болезнями пародонта и слизистой оболочки ротовой полости;
- неполное восстановление функций зубов (пациент не может нормально пережевывать пищу, испытывает дискомфорт, зубы не смыкаются друг с другом и т. д.);
- отсутствие у пациента правильного соотношения зубов или зубных рядов после ортодонтического лечения.
Врач-стоматолог обязан позаботиться о том, чтобы лечение больных было не только эффективным, но и безопасным. Задача контролирующих органов – проверить соответствие терапии установленным требованиям.
Методы осуществления контроля
Для проведения контроля качества стоматологических услуг необходимо:
- Регулярно проверять, несколько хорошо лечебное заведение соблюдает стандарты, принятые законодательством в сфере медицинского обслуживания.
- Своевременно отслеживать действие лицензии на право оказывать медицинские услуги.
- Контролировать, насколько полно медработники соблюдают порядок проведения медпомощи больным.
- Проверять, соблюдаются ли условия труда в медучреждении, правильно ли используются, обрабатываются и утилизируются медицинские изделия, инструментарий и расходные материалы.
Грамотное внедрение этих методов контроля позволяет своевременно выявлять и предотвращать различные нарушения со стороны персонала клиники. Главное, чтобы все проверки проводились регулярно и в полном объеме.
Росздравнадзор следит за тем, чтобы клиники имели действующие лицензии на ведение медицинской деятельности. Это важно, ведь без специального разрешения принимать пациентов незаконно. Процедура лицензирования имеет много нюансов, поэтому подготовку к ней лучше доверить специалистам. «Академия профессиональных стандартов» помогает в оформлении всех необходимых документов под ключ, а также сопровождает организацию до получения разрешения.
Кто проводит внутренний контроль в стоматологии
Для организации и внедрения контролирующих мероприятий в больнице необходимо создать два органа – уполномоченное лицо или службу по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, а также врачебную комиссию.
Уполномоченным лицом обычно выступает заведующий медучреждением, главврач или любой специалист, работающий в этой больнице. Служба контроля включает председателя – руководителя больницы или главврача, а также нескольких членов из числа персонала.
Врачебную комиссию собирают из сотрудников учреждения. Все они обязательно должны иметь высшее медицинское образование.
Задачи уполномоченного лица или службы внутреннего контроля
Этот контролирующий орган выполняет следующие обязанности:
- Проводит плановые и внеплановые проверки с целью предотвращения и выявления нарушений в работе персонала клиники. Плановые проверки принято проводить раз в три месяца. Внеплановые обычно проводят после поступления жалоб со стороны пациентов, а также в случаях инфицирования или возникновения осложнений после лечения. Длительность проверки руководство стоматологии определяет самостоятельно, однако она не должна превышать 10 дней.
- Собирает и анализирует статистические сведения, касающиеся качества и безопасности лечебных мероприятий.
- Учитывает факторы и обстоятельства, которые могут навредить здоровью пациента, а также удлинить время оказания медпомощи.
- Следит за наличием в клинике необходимых инструментов, медикаментов и расходных материалов.
- Изучает и анализирует информацию о побочных эффектах и отрицательных реакциях во время использования медикаментов, а затем передает эти сведения в Росздравнадзор.
- Проверяет у каждого медработника документы об образовании и повышении квалификации.
- Разрабатывает мероприятия, направленные на повышение эффективности и безопасности медицинской деятельности.
Все собранные в результате проверок данные уполномоченное лицо или служба контроля вносит в протокол проверки. Результаты проведенной работы отображаются в квартальном, полугодовом и годовом отчете.
Задачи врачебной комиссии
Этот контролирующий орган выполняет следующие обязанности:
- следит за правильным ведением документации в медицинском учреждении;
- разрабатывает мероприятия, призванные не допустить и устранить нарушения в диагностическом и терапевтическом процессе;
- оценивает, насколько обоснованным и эффективным является лечение;
- принимает решения, касающиеся особо сложных или спорных клинических случаев;
- рассматривает жалобы от пациентов на некачественно оказанную медицинскую помощь или плохое обслуживание;
- проводит экспертизу временной нетрудоспособности пациентов.
Врачебная комиссия подчиняется руководству медицинского учреждения. Каждую неделю она проводит плановые заседания. Внеплановые заседания проходят после поступления жалоб от пациентов или в иных случаях, требующих экстренного рассмотрения.
Результаты своей работы врачебная комиссия фиксирует в квартальном и годовом отчете и предоставляет документацию руководителю лечебного заведения. Вопросами правильной организации внутреннего контроля качества стоматологических услуг занимается Росздравнадзор.
Источник: dpoaps.ru
Развитие системы внутреннего контроля в строительных холдингах Колесов Евгений Сергеевич
Колесов Евгений Сергеевич. Развитие системы внутреннего контроля в строительных холдингах : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.12 / Колесов Евгений Сергеевич; [Место защиты: Марийс. гос. техн. ун-т]. — Сургут, 2010. — 174 с. : ил. РГБ ОД,
Содержание к диссертации
1. Теоретические основы организации внутреннего контроля 10
1.1. Сущность и принципы организации внутреннего контроля 10
1.2. Анализ факторов, влияющих на организацию внутреннего контроля 31
1.3. Особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля 64
2. Методические подходы к построению систем внутреннего контроля в строительных холдингах 79
2.1. Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами 79
2.2. Влияние внутреннего контроля на эффективность управления строительными холдингами 99
3. Организация системы внутреннего контроля в строительных холдингах 117
3.1. Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля 117
3.2. Постановка системы внутреннего контроля в строительном холдинге 128
Список приложений 163
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Тенденции развития современной российской строительной отрасли проявляются в приватизации крупных предприятий и появлении новых строительных предприятий и холдингов, отвечающих задачам увеличения промышленного, гражданского, жилищного, коммерческого строительства. Системы управления строительных холдингов, реформируемые в соответствии с задачами экономического развития, стратегией роста, нацелены на формирование конкурентоспособных, рентабельных и инвестиционно-привлекательных структур. Организация предприятий в строительные холдинги требует, кроме того, новых подходов к построению систем внутреннего контроля, адекватных системе управления холдингов.
Известные в отечественной и зарубежной науке концепции контроля трудно реализуются на практике, поскольку необходимо нормативное, методическое и организационное их обеспечение, развитое и адаптированное к специфике деятельности отрасли и конкретного предприятия.
Сложность для реализации процедур контроля представляет организация системы учетно-аналитической информации, от надежности которой зависят результаты контроля и принятие верных и своевременных управленческих решений. В связи с адаптацией российской учетной практики к международным стандартам, повысились требования к формированию отчетности организаций. Имеются разночтения положений российских ПБУ и МСФО в отношении учета договоров на строительство, что затрудняет представление информации в отчетности. Это тоже влияет на выбор методов и процедур внутреннего контроля, требует совершенствования его нормативно-методического обеспечения, разработки действенных внутренних стандартов.
Рыночные условия хозяйствования влияют на организацию систем управления строительными холдингами в целом и на построение в них сие-
4 тем внутреннего контроля, которые все в большей степени становятся риск-ориентированными. Задача оценки рисков, сопутствующих осуществлению строительной деятельности и управления ею в условиях северных регионов, к каким относится Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО-Югра), осложняется длительными сроками строительства крупных объектов из-за климатических условий, влияющих не только на сроки строительно-монтажных работ, но и на выполнение условий договоров между участниками инвестиционно-строительной деятельности, поставку материалов, конструкций, работу строительных машин и оборудования, осуществление процедур приемки-сдачи выполненных работ, проведение внешнего контроля и государственного надзора. Учет отраслевой и географической специфики строительных холдингов ХМАО необходимо рассматривать в качестве одного из основных факторов, определяющих процедуры и бизнес-процессы внутреннего контроля.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в исследования в области построения систем внутреннего контроля внесли известные зарубежные ученые: Э.А. Арене, К. Друри, Дж.К. Лоббек, Э. Майер, Р. Монтгомери, Дж. Рис, Ж. Ришар, А. Франчек. Известные специалисты в области современного менеджмента Д. Лорш, Дж. Эрнот, У.Дж.
Хант, А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд, Дж.К. Робертсон и другие, исследовали роль систем внутреннего контроля и их связи с организационными структурами.
Среди трудов отечественных авторов можно выделить труды посвященные контролю и аудиту: М.А. Азарской, СБ. Барнгольц, И.А. Белобжец-кого, Ю.А. Данилевского, В.Б. Ивашкевича, Ю.М. Иткина, П.И. Камышано-ва, Л.М.
Крамаровского, Г.В. Кулининой, И. Р. Коноваловой, М.В. Мельник, Л.Н. Растамхановой, Б.Н. Соколова, Л.В.
Сотниковой.
Исследования учетно-аналитического обеспечения управления и аудита современных организаций проводили в своих трудах: О.С. Виханскии, В.Г. Гетьман, В.В. Глухов, А.В. Глущенко, Е.А.
Еленевская, В.П. Забелин,
5 Н.П. Кондраков, Г.С. Клычова, А.В. Луговой, А.К. Макальская, О.А. Миронова, А.И. Наумов, В.Н. Нестеров, С.А.Николаева, В.Д. Новодворский, М.Ф.
Овсийчук, Д.А.Панков, А.С. Пантелеев, В.В.Патров, В.Л. Поздеев, С.П.Полянский, Л.В.Попова, A.M. Пронина, З.П. Румянцева, Р.С. Сайфулин, Г.В. Сахаров, Н.А.
Соломатина, В.Я. Соколов, Я.В. Соколов, А.Е. Суглобов, В.П. Суйц, Л.В.Терехова, И.П. Ульянов, В.П. Фомин, СМ.
Шапигузов, А.А. Шпиг и другие.
Вопросы внутреннего аудита и внутреннего контроля в строительных организациях исследовали: Н.А. Адамов, В.Н. Гнидковский, Н.К. Гогуа, Е.Ю. Дорохина, И.В. Еремин, А.А. Зиновьева, Е.В. Зубарева, Д.А.
Прокопо-вич, К.А. Псарев, Н.В. Савина, В.Е. Чернышев и другие.
Однако, вопросы постановки системы внутреннего контроля для строительных предприятий и холдингов, имеющих различные организационные структуры управления, являются недостаточно проработанными. Возрастающая значимость и недостаточная изученность научной проблемы, связанной с организацией контроля, его методическим обеспечением определили актуальность выбранной темы исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка комплекса теоретико-методических вопросов построения систем внутреннего контроля в строительных холдингах, отвечающих требованиям управления ими в условиях жесткой конкуренции и рисков.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
систематизировать и уточнить понятийный аппарат, применяемый при организации внутреннего контроля; уточнить принципы организации контроля и охарактеризовать их применение в условиях отраслевой специфики строительных холдингов;
выявить особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля;
раскрыть особенности построения систем внутреннего контроля в зави-
симости от организационных особенностей управления строительным холдингом;
определить влияние методов и процедур внутреннего контроля на эффективность управления строительными организациями в условиях рисков;
выделить направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге;
разработать алгоритм и методику организации системы внутреннего контроля для строительного холдинга.
Область исследования. Исследование проведено в рамках специальностей Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки) Высшей аттестационной комиссии: 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»: п. 1.3. «Методология учета, контроля и анализа финансовых результатов», п. 2.1. «Методология и технология аудита», п. 2.4. «Методология разработки программ аудита и плана проверок», п. 2.5. «Аудиторское и контрольно-статистическое тестирование систем внутреннего контроля».
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются концепции контроля, методы, инструменты, организация внутреннего контроля. Объектом исследования является система внутреннего контроля строительных холдингов.
Теоретической и методологической основой исследования являются методы и положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии и организации внутреннего контроля; законодательные и нормативные акты по учету и управлению; научно-методическая литература; периодические издания; материалы научных конференций и семинаров.
В ходе исследования использовались как общенаучные методы -диалектика, анализ, синтез, аналогия, так и специальные приемы и процедуры: методы моделирования, верификация, методы оптимизации и оценки параметров.
7 Положения аргументированы результатами исследований и наблюдений.
Научная новизна и основные положения, выносгшые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических и организационных вопросов внутреннего контроля, рекомендации по их практической реализации в современных российских строительных предприятиях и холдингах.
На защиту выносятся следующие научные положения:
на основе исследования научных подходов к категории «контроль», критериев классификации его видов, уточнены задачи и принципы организации внутреннего контроля;
выявлены факторы, влияющие на организацию внутреннего контроля в строительных холдингах и обусловленные: длительностью организационного и производственно-технологического циклов; условиями договоров на осуществление инвестиционно-строительной деятельности, а также возникающими трансакционными издержками при управлении холдингами;
выявлены особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля, связанные с информационным обеспечением контрольной деятельности; выделены и охарактеризованы: учетно-аналитическая, контрольно-информационная и методическая функции, особенности внутреннего контроля технико-экономической деятельности строительных работ, позволяющие повысить эффективность контроля качества;
разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля в зависимости от организационных особенностей управления строительным холдингом: компетенций субъектов внутреннего контроля, выполняемых функций подразделениями внутреннего контроля; обоснована необходимость выделения системы внутреннего контроля налогообложения деятельности;
обосновано влияние методов бюджетирования, оценки рисков и процедур внутреннего контроля на формирование системы внутреннего кон-
8 троля, построен алгоритм формирования системы риск-ориентированного внутреннего контроля;
разработаны направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге, включающие отражаемую в системе учета информацию о выполнении договоров строительного подряда в соответствии с требованиями российских и международных стандартов, ее анализ и планирование в рамках выделенных групп бизнес-процессов строительного холдинга: основных, обеспечивающих, бизнес-процессов управления и развития;
построен алгоритм и разработана методика организации внутреннего контроля строительного холдинга, основанная на процессном подходе.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения и выводы могут использоваться в строительных организациях в качестве:
рекомендаций по системе управления и осуществлению внутреннего контроля;
методического обеспечения организации внутреннего контроля;
консультационных и информационных материалов для руководителей строительных предприятий и холдингов.
Отдельные практические разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для организации служб внутреннего контроля в организациях других отраслей.
Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, сформулированные в диссертации, использованы при внедрении системы внутреннего контроля в строительном холдинге ООО СМХ ТлавНефтьМонтаж», структурных подразделениях ОАО «Сургутнефтегаз».
Основные положения диссертационного исследования на различных этапах представлялись в научных докладах, статьях, рекомендациях и получили положительную оценку на региональных и международных научно-
9 практических конференциях: «Наука и инновации XXI века» г.Сургут, Сургутский государственный университет, 2009 г., «Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития», ВЗФЭИ, Москва, 2009 г.
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 10 публикациях автора общим объемом 3,5 п.л. (в том числе авторских 2,55 п.л.), в том числе четыре статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована рисунками, таблицами и приложениями.
Сущность и принципы организации внутреннего контроля
В связи с реформированием экономических отношений в обществе, глобализацией экономических процессов и интеграцией в мировое экономическое пространство, в российской экономической науке поднимаются проблемы развития теоретических основ внутрихозяйственного контроля.
Многообразие форм собственности и усложнение организационных структур предприятий различных отраслей требуют разработки новых структур управления и систем внутреннего контроля для постановки дополнительных задач по обеспечению методов и процедур внутреннего контроля.
Контроль является необходимой составляющей хозяйственного механизма для любого вида производства. На уровне управления хозяйствующими субъектами различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется государственными и ведомственными органами контроля, в нем выделяют государственный и аудиторский.
Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, а также ее субъектов. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ и др. Государственный финансовый контроль выполняет следующие задачи [147, с. 11]:
— контролирует процесс формирования и использования государственных средств РФ, а также ее субъектов;
— контролирует соответствие законодательству привлечение и использование кредитными учреждениями средств юридических и физических лиц;
— контролирует деятельность органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за осуществление финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
— улучшает бюджетную и налоговую дисциплину;
— контролирует реализацию механизма межбюджетных отношений др.
К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США — общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах — ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции — бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии — контролерами хозяйства или контролерами книги и т.д.
Несмотря на различия в названии, все специалисты по аудиту занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о достоверности приведенных в отчете данных, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. При проверке финансовых отчетов предприятия, аудиторы устанавливают достоверность отражения финансового состояния и результатов деятельности предприятия, а также соответствие ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Особенностью проведения обязательного аудита является необходимость публичной защиты частных интересов: субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и юридических лиц, либо финансовый контроль их деятельности представляет интерес для государства.
Все формы внешнего контроля имеют разные объекты и задачи; используют много общих приемов для достижения главной конечной цели -укрепления финансовой дисциплины.
Финансовый контроль компетентных государственных органов осуществляется в интересах государства, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. В Российской Федерации для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них — кредитные и страховые организации, организации с организационно-правовой формой открытого акционерного общества, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц [161, с. 132].
В отличие от внешнего финансового контроля, внутренний контроль представляет собой непрерывно действующий процесс, интегрированный в хозяйственную деятельность компании и направленный на повышение эффективности управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей компании подтверждения в следующих сферах:
— эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;
— надежность и достоверность финансовой отчетности;
— соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность.
Система внутреннего контроля — это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами [108].
Внутренний контроль осуществляется собственниками, администрацией и персоналом компании. Организация системы внутреннего контроля особенно важна для крупных и средних организаций, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности.
По мнению В.В. Бурцева, «система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1) устойчивое положение организации на рынках;
2) признание организации субъектами рынка и общественностью;
3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде» [28, с. 12]. Понятие внутреннего контроля можно рассматривать как в сокращенном виде, так и в расширенном представлении. В первом случае внутренний контроль представляет собой всего лишь сбор информации об объекте контроля. Во втором случае — это непрерывный процесс управления деятельностью компании, который включает сбор информации, дальнейший ее анализ и разработка на основе данного анализа регулирующих мероприятий.
Главное отличие внешнего и внутреннего контроля состоит в том, что цель первого заключается в подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а второго — в обеспечении соблюдения всеми сотрудниками организации своих должностных обязанностей в соответствии с целями осуществления хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тем не менее, внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, которая заключается в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в учете организации, соответствии данных операций законодательству и их целесообразности для организации.
Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами
Поскольку организация системы внутреннего контроля законодательно регламентирована в РФ только для финансово-кредитных учреждений, вопросы внутрифирменного управления коммерческих организаций являются прерогативой самой организации и каждое предприятие вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего контроля.
В ряде российских строительных организаций используется структурно-функциональная форма службы внутреннего контроля. Ее преимущество перед службой внутреннего аудита в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку внутренними специалистами совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.
Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.
Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание службы внутреннего аудита со структурно-функциональной формой внутреннего контроля, позволяющее экономить затраты при обеспечении достаточно высокой степени эффективности контроля: небольшая служба внутреннего аудита играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.
Известно, что высокоорганизованная структура службы внутреннего контроля (СВК) довольно сложна. Нередко появляются опасения, что на практике ее создание может привести к дублированию функций, размыванию ответственности, увеличению численности аппарата управления. Для российского бизнеса характерны несколько форм организационного построения СВК.
В крупных корпорациях и холдингах службы СВК подчиняются либо непосредственно генеральному директору, либо его заместителю по безопасности. В средних компаниях, как правило, имеющих одного или двух учредителей и управляемых наемными топ-менеджерами, службы СВК подотчетны председателю совета директоров.
При этом они созданы либо в виде структурных подразделений компании, либо в виде специализированных организаций. При организации СВК важно правильно выстроить взаимодействие Службы экономической безопасности (СЭБ) и функциональных служб. Ошибочное распределение функций между ними или неверное построение регламентов взаимодействия может обратить потенциального союзника в скрытого противника. В этой связи рассмотрим основные зоны пересечения профессиональных интересов различных подразделений.
В состав СЭБ могут входить несколько служб (здесь все зависит от масштаба и профиля деятельности компании). В первую очередь это информационно-аналитическое подразделение, главная задача которого — постоянный сбор и анализ оперативной и аналитической информации о деятельности самой компании и о намерениях ее конкурентов.
В состав СЭБ могут также входить подразделение по работе с региональной сетью и служба информационной безопасности. Финансово-экономическая служба (ФЭС) — главный инструмент регулирования и контроля финансового результата бизнеса. Ее правильная организация позволяет добиться существенного роста прибыли без серьезных дополнительных вложений и технологических инноваций.
Поскольку ФЭС — это своего рода финансовый «мозг» организации, то она формирует систему планирования и сбора отчетной информации, определяет методологию, аналитику и состав форм планирования и отчетности. Безусловно, в ее работе должны учитываться потребности СЭБ. Более того, часть сведений ФЭС может получать от СЭБ, возложив на нее обязанности по сбору данных. В последнем приведенном выше примере такой информацией могла быть отчетность о структуре и сроках погашения просроченной дебиторской задолженности.
Обычно служба персонала занимается проверкой достоверности анкетных и профессиональных данных соискателей на отдельные кадровые позиции. На практике работа данной службы вызывает наименьшее количество вопросов, поскольку кадровые технологии в нашей стране в недалеком прошлом были отлажены до совершенства.
Взаимодействие с юридической службой в вопросах обеспечения СВК чаще всего касается двух аспектов — разработки и контроля исполнения Положения о договорной работе (совершении сделок) и мониторинга сделок с акциями компании. Положение о договорной работе — основной внутренний регламентирующий документ компании, определяющий порядок и условия совершения сделок, полномочия менеджеров по заключению договоров, их типовые формы, порядок согласования условий и некоторые другие моменты. Во многих холдингах к составлению данного документа подходят достаточно формально, устанавливая в нем главным образом порядок внутрифирменного визирования проекта договора. Недостаточное внимание уделяется и разграничению юридических полномочий по совершению сделок между менеджерами компании, а также рас 82 пределению всех сделок между подразделениями — центрами финансовой ответственности.
В регламентирующих документах системы бюджетирования и в Положении о договорной работе эти аспекты должны быть определены однозначно. Это позволит исключить возможность разной трактовки внутрикорпоративных норм менеджерами и исполнителями.
Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля
Для успешного развития строительного производства необходима учетная информация, позволяющая оперативно принимать эффективные управленческие решения в процессе строительства. Обобщение теории и практики показывает, что существующая в строительстве информационная система не отвечает современной концепции развития информационных систем управления, не удовлетворяет требованиям системы внутреннего контроля. Поэтому проблемы эффективной организации управленческой информации приобретают первостепенное значение.
Можно выделить ряд особенностей строительного производства, оказывающих существенное влияние на формирование себестоимости строительной продукции [17, с. 11]:
1) нестационарность строительного производства;
2) неоднотипность выпускаемой продукции;
3) высокая мобильность трудовых и технических ресурсов;
4) неподвижность изготовляемой продукции (связь с земельным участком);
5) технологическая взаимосвязь и строгая последовательность всех операций, входящих в процесс производства строительных работ;
6) неустойчивость соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам в течение отчетного (налогового) периода, что значительно затрудняет расчет и планирование численного и профессионально-квалификационного состава рабочих;
7) участие других организаций в производстве строительной продукции;
8) высокая степень материалоемкости;
9) влияние климатических и сезонных условий на процесс осуществления строительных работ;
10) конструктивная сложность сооружаемых объектов;
11) возможность нарушения экологических и природных условий территории, занятой под застройкой;
12) единичный и мелкосерийный характер выполняемых видов работ;
13) различные методы реализации (сдачи) объекта (работ);
14) разная методика выявления финансового результата;
15) сложность ценообразования;
16) высокий уровень научно-технических требований к технологии производства и квалификации персонала;
17) потребность в экономических, организационных и информационных связях с другими участниками строительства.
Специфика отрасли и элементы ее организации (рис. 11) повышает риски при реализации строительных проектов.
Отношения между субъектами инвестиционно-строительной деятельности в рамках строительного холдинга осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством:
— договор на реализацию инвестиционного проекта, или инвестиционный проект, или инвестиционный контракт1;
— договор о совместной деятельности или договор простого товарищества;
— договор долевого участия (инвестирования);
— договор долевого участия в строительстве как агентский договор;
— договор цессии или уступки права требования доли;
— договор строительного подряда.
Отметим, что отражение в учете строительной продукции по договорам подряда в международной практике имеет свои особенности. В МСФО Правила учета договоров на долгосрочное строительство (капитальное строительство) предусматривают два метода расчета себестоимости строительных работ — по окончании строительных работ и по мере выполнения строительных работ. Данные методы по американским стандартам GAAP практически совпадают с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
В голландском стандарте учета GAR 2.11.4 и американском стандарте ARB-45 приводится перечень условий, при которых может применяться метод учета себестоимости по мере осуществления проекта (процентный метод). Во всех случаях должны быть определены:
— расходы, отнесенные к контракту (на дату составления баланса);
— степень выполнения контракта (на дату составления баланса);
— общие доходы по контракту;
— затраты на выполненные работы.
Методы учета себестоимости в российской и международной системах учета во многом похожи, но есть различия. Так, согласно международным стандартам применение процентного метода расчета себестоимости основывается на оценочных данных при исчислении расходов и затрат на осуществление строительства (ARB-45). В американских стандартах рекомендованы следующие методы определения финансового результата по контракту:
— исчисление доли произведенных затрат на дату составления баланса к общим предполагаемым затратам;
— определение степени продвижения работ по отношению к общим работам по контракту на основании заключения главного инженера (ARB-45).
В российской системе бухгалтерского учета метод исчисления себестоимости строительных работ по мере их готовности применяется, как правило, в отношении однородных и однотипных специальных работ незначительной продолжительности, тогда как в международных стандартах применение данного метода касается исключительно долгосрочных строительных контрактов. Таким образом, российский стандарт отличается от международного критериями выбора метода учета себестоимости строительных работ.
В соответствии с международным стандартом накладные затраты рекомендуется списывать пропорционально выручке за конкретные периоды на финансовые результаты, а при нерегулярном осуществлении строительных контрактов — относить на реализацию.
Кроме того, рекомендуется создавать резервы для покрытия убытков по строительному контракту в том отчетном периоде, когда убытки по кон 122 тракту становятся очевидными. Ожидаемые убытки определяются как разница между общими затратами (калькуляционные затраты + ожидаемые затраты) и общими доходами (авансы заказчика + дополнительные доходы). В российском учете резервы для покрытия непредвиденных затрат образуются строительной организацией для покрытия затрат (учтенных и неучтенных) в договорной цене объектов строительства.
Согласно международным стандартам на первичной стадии выполнения проекта затраты на материалы, а также затраты субподрядчиков переносятся на следующий период. Основное преимущество процентного метода определения затрат заключается в том, что выручка и прибыль по строительному контракту рассчитываются регулярно на основе оценочных данных, тогда как согласно методу исчисления затрат по окончании всего проекта доходы и прибыль определяются нерегулярно.
Недостатком процентного метода является использование оценочных данных, а не фактических. Такой метод не позволяет вести анализ работы по различным объектам строительства и рассчитывать убытки от сдачи отдельных объектов. Каждый договор подряда признается обособленным объектом учета, отдельным от других аналогичных договоров.
Источник: www.dslib.net