Что такое захватка в дорожном строительстве

Решающим условием полноценного использования парка машин является его рациональное комплектование. Оптимизация комплектования машин парка позволяет значительно улучшить его эксплуатацию при меньших затратах и более высоком коэффициенте использования отдельных машин и всего парка в целом.

Машины в комплекте подразделяют на ведущие и комплектующие (вспомогательные). К ведущим относят машины, выполняющие операцию или работу, задающие общий темп процессу. При формировании комплекта машин прежде всего исходят из требований технологического процесса, видов и объемов работ. Выбирают наиболее пригодные для данных условий типы и марки машин и рассчитывают их количество, обеспечивающее выполнение всего объема работ в заданный срок. Очень важно также обеспечить взаимную увязку параметров всех машин, без которой невозможна слаженная и бесперебойная работа всего комплекта.

Следует также учитывать, что разделение машин в комплекте на ведущие и вспомогательные относительно и характерно для случаев полной комплектации механизированного звена. В случае недокомплекта вспомогательных машин именно они являются ведущими, поскольку определяют сменную производительность отряда. Например, в звене по строительству дренирующего слоя из песка, разрабатываемого в карьере ведущей машиной — экскаватором с высокой производительностью, в случае недостаточного количества автомобилей-самосвалов они реально определяют темп работ.

2 1 Развитие технологии дорожного строительства

Число ведущих машин в комплекте, необходимое для выполнения заданного объема работ в установленные сроки,

где V — объем работ на дороге; П* — сменная производительность ведущей машины; b — число смен в сутки; t — срок выполнения работ, дн.

Число комплектующих машин в комплекте, необходимое для обеспечения бесперебойной работы ведущих машин,

где П с — сменная производительность комплектующей машины.

Определение оптимальной длины захватки.

Длина и производительность каждого частного потока зависит от числа и длины составляющих его захваток. Захватку частного потока по возведению земляного полотна рассчитывают по объему земляных работ, выполненных за смену. Частные потоки по строительству дорожной одежды измеряют в метрах, поэтому и захватки также измеряют в метрах.

Объем земляных работ изменяется по длине дороги в зависимости от высоты насыпи и глубины выемки. В связи с этим протяженность земляного полотна, возводимого за смену, не может быть постоянной. Для назначения оптимальной длины захватки дорогу разделяют на участки, отличающиеся между собой по условиям и характеру проведения работ.

Для каждого такого участка, имеющего одинаковые условия выполнения работ, производят выбор ведущей машины. Выбор оптимального варианта производят на основании техникоэкономических расчетов, при которых по каждому варианту определяют стоимость работ, затрачиваемую энергию, выработку рабочих и другие технико-экономические показатели. Так как может быть получено большое число вариантов, для решения задачи применяют ЭВМ.

Обзор деревни Ртищево от компании-застройщика «Домоведовъ»

Сменная захватка частных потоков по строительству дорожных одежд зависит от вида работ, сроков их выполнения, сменности и производительности применяемых комплектов машин. Для каждого частного потока по устройству отдельного конструктивного слоя определяют свою оптимальную длину захватки. Сначала путем деления протяженности дороги на число дней работы частного потока определяют минимальную длину захватки. Максимальную длину захватки устанавливают из условий наибольшего использования производительности ведущей машины. Оптимальная длина захватки, находящаяся в промежутке между максимальной и минимальной, определяется по формуле

где ?Смсм — суммарная стоимость машиносмен всех машин, входящих в комплект, руб.; В — ширина слоя, сооружаемая данным комплектом машин, м; С — затраты на 1 м 2 , руб.

Читайте также:  Сколько стоит материал для строительства дома

Критерием оптимальности при расчете является минимум приведенных затрат на единицу готовой продукции. Все расчеты проводят с использованием ЭВМ с учетом необходимых данных для нескольких длин захваток. По полученным данным целесообразно построить график и по нему установить длину захватки при различных составах машин и величине затрат.

Следующим критерием оптимальности служит коэффициент использования парка дорожных машин во времени (КВП), который должен стремиться к максимальному значению. Еще одним критерием оптимизации считается рациональное для условий строительства количество автомобилей-самосвалов и строительной техники, занятых на объекте при данной длине захватки. На основании найденных оптимальных длин захваток каждого специализированного звена определяют скорректированную длину захватки специализированного потока в целом. Корректировка необходима для обеспечения ритмичной работы всех специализированных звеньев и исключения больших организационных перерывов в их работе.

При строительстве автомобильных дорог большой протяженности возникает необходимость применения нескольких одновременно работающих потоков в целях обеспечения нормативной или директивно установленной продолжительности строительства объекта. Расчетное количество комплексных потоков в таких случаях может быть определено по формуле

где L — протяжение намеченного к строительству участка дороги, км; V„ — скорость потока, км/год; Т— нормативная (или директивная) продолжительность строительства, год.

Разновидностью поточного метода является некомплексный (или неполный) поточный метод, при котором комплексный поток дорожно-строительных машин не работает как единое целое, а разделяется на специализированные отряды, выполняющие строительство отдельных элементов дороги хотя и поточным способом, но со значительным разрывом во времени (организационными перерывами).

Характерным примером этого метода является строительство участка автомобильной дороги, когда подготовительные работы, строительство искусственных сооружений и возведение земляного полотна осуществляются в первый год строительства, а работы по устройству дорожной одежды и обстановка дороги — во второй год строительства.

Источник: bstudy.net

Захватки. Способы разбивки на захватки

Для планирования потока земляных работ необходимо участки очередности работ разбить на захватки, размеры которых должны быть достаточными для маневрирования машин.

Размеры захваток для машин, работающих на снятии растительного и на разработке минерального грунтов, желательно назначать одни и те же. Но в этом случае трудоемкости работ с растительным и минеральным грунтами будут неодинаковыми, поэтому и скорости потоков будут различными. Если скорость потока по снятию растительного грунта будет меньше, чем скорость потока по разработке минерального грунта, то для обеспечения нормальной работы основного потока необходимо усилить звено по снятию растительного грунта машинами, занятыми его восстановлением.

При разбивке участка очередности на захватки требуется руководствоваться удельным значением работ с растительным и минеральным грунтами. При больших объемах работ с минеральным грунтом, а следовательно, небольшим удельным значением работ с растительным грунтом разбивку захваток следует делать исходя из равенства на захватках объемов работ с минеральным грунтом и не считаться с некоторой неравномерностью работ на захватках с растительным грунтом. Когда объемы работ с растительным грунтом относительно велики, следует стремиться к получению на захватках равных объемов работ.

Иногда целесообразно выделить из общего потока земляных работ как самостоятельный поток по снятию растительного грунта. В этом случае размеры захваток для машин по снятию растительного грунта будут не равны размерам захваток для машин по разработке минерального грунта, а трудоемкости работ на захватках для каждого самостоятельного потока — равными.

Для разбивки участка работ на захватки необходимо выделить из заданного общего объема или общей площади участки (захватки) с равными объемами или площадями. Задачу эту можно решить с помощью построения интегральной кривой объемов или площадей.

Читайте также:  Проектная документация в строительстве сокращения

При совпадении направления перемещения грунта с одной из сторон сетки квадрата контура выемки построение интегральной кривой выполняют в следующей последовательности. Подсчитывают поквадратные объемы по колонкам, параллельным направлению перемещения грунта. Далее последовательно по нарастающим итогам суммируют объемы грунта по колонкам. Откладывая объемы по оси, параллельной направлению перемещения грунта, получаем интегральную кривую.

Если контур выемки следует разделить на определенное число захваток, то на это число необходимо разделить ординату, на которой отложены объемы работ. Полученные точки на ординате сносят на интегральную кривую и далее переносят их на ось абсцисс. Линии, проведенные параллельно направлению перемещения грунта через точки на оси абсцисс, разделят выемку на необходимое число захваток, равновеликих по объему.

Если направление перемещения грунта не совпадает с осями сетки квадратов, то интегральную кривую можно построить по плану с изолиниями рабочих отметок в следующей последовательности. Контур выемки разбивают на колонки, параллельные направлению перемещения грунта. Для подсчета объема грунта в колонках можно воспользоваться способом вертикальных профилей. Дальнейшее построение интегральной кривой аналогично, как и в первом случае.

При разработке календарного плана (графика) производства 1емляных работ поточным методом устанавливают даты начала и окончания работы каждой бригады на каждом участке очередности (захватке).

Исходным материалом при разработке календарного графика служит план разбивки контуров выемок и насыпей на участки очередности с указанием объемов работ по каждому специализированному потоку и сведения о составе бригады с указанием се производительности по специализированному потоку.

Календарный график потока может быть представлен в виде линейного графика, циклограммы или сетевого графика. Наиболее наглядное представление о движении бригад по участкам очередности можно получить при построении циклограммы. По оси абсцисс откладывают время в рабочих сменах, по оси ординат— участки очередности. Построение циклограммы начинают с нанесения линии, отражающей движение по участкам очередности первой бригады, занятой снятием растительного грунта.

Источник: mydocx.ru

Виды дорожно-строительных потоков

Частичный поток – поток, выполняемый какой-то отдельный вид работ или элемент сооружения. К частичным потокам относятся набор техники и рабочей силы (звено) выполняющий однородный вид работ. Например при отсыпке земляного полотна работа звена на захватке.

Специализированный поток – совокупность частичных потоков, объединённых единой системой параметров и схемой потоку. Например отсыпка земляного полотна с боковых резервов бульдозерами или скреперами отрядами; отсыпка земляного полотна экскаваторным отрядом с привозного грунта; разработка выемок скреперным отрядом; устройство дорожной одежды и т.п.

Комплексный поток – совокупность организационно связанных специализированных потоков (отрядов). Например комплексный поток по строительству земляного полотна; комплексный поток по строительству средних и больших мостов и т.п.

Время действия потока – продолжительность работы всех средств потока. Для специализированного потока – это продолжительность работы одного специализированного отряда, включая период развертывания и свертывания работы.

Для комплексного потока – это время от начала работы первого специализированного отряда до конца работы последнего. Если строительство объекта продолжается не один год, то различают годовое и полное время действия потока. Время действия потока должно быть увязано с заданными сроками строительства

Длина (захватка) специализированного потока – участок дороги, на котором работают все средства механизированного потока. Протяженность захватки определяется по технологической карте потока.В ряде случаев скорость специализированного потока численно равна его длине.

Длина(фронт работы)комплексного потока — участок дороги, занятый всеми специализированными отрядами, входящими в комплексный поток. Длина комплексного потока равна сумме длин специализированных потоков и сумме резервных заделов и техно­логических разрывов, оставленных между специализированными потоками.

Читайте также:  Градостроительный кодекс разрешительная документация на строительство

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...