Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).
К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:
В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
Транспортно-заготовительные расходы
наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.
Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов
Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.
Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.
Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.
Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.
Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:
Проводка
Операция
Д 10 (41) — К 60 (76)
ТЗР включены в стоимость МПЗ
Пример
Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.
Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).
Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.
Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:
яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));
моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).
Процесс заготовления, транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)
Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.
В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).
МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.
Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:
ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)
Проводки будут такие:
Проводка
Операция
Д 15 (44-ТЗР) — К 60 (76)
Д 20 (90) — К 15 (44-ТЗР)
Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)
Пример
По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.
За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.
При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.
Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:
Стоимость материалов (счет 10)
Остаток на начало месяца
Поступило за месяц
Списано за отчетный месяц всего
Остаток на конец месяца
Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)
Списано ТЗР за отчетный месяц всего
Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)
Вариант 3. Применяется только для товаров:
стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;
остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.
При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.
Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность
В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».
В отчете о финансовых результатах ТЗР:
если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;
если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;
таможенные пошлины — на дату их уплаты;
вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).
Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:
Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.
Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. с доставкой товара, другими словами – транспортно-заготовительных расходах (ТЗР). Отражение в учете транспортных . в формировании фактической себестоимости материалов. Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные .
. получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно . получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно . числе «входной» НДС). Транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой всех строительных . денежных средств учреждения не приводится. Транспортно-заготовительные расходы будут распределены между разными наименованиями .
. покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость . 28 декабря 2001 года №119: « Транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные . последующем сумма недостачи списывается на транспортно-заготовительные расходы. Такое списание предусмотрено для . покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость .
. налоговых периодов. Напомним также, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) включают расходы, связанные с . складов, могут входить в состав транспортно-заготовительных расходов. В п. 70 Методических указаний . -производственных запасов (№ 119н), указано, что транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные . материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов, в частности, входят расходы по .
. и материалы, но и изменение транспортно-заготовительных расходов. Фактор норм отражает не только . материалов по ценам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Для определения влияния изменения .
. должны быть включены в качестве транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в фактическую себестоимость приобретаемых . бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, транспортно-заготовительные расходы могут приниматься к учету путем . Если организация примет решение учитывать транспортно-заготовительные расходы обособленно (на отдельных субсчетах к . «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости строительных .
. названы в качестве составной части транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Рассмотрим варианты учета . Бухгалтер может использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 . учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к . вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам . Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и свой объем таможенных .
. покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость . 28 декабря 2001 года №119: « Транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные . последующем сумма недостачи списывается на транспортно-заготовительные расходы. Такое списание предусмотрено для . покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость .
. покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость . по бухгалтерскому учету МПЗ. « Транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные . материалов в организацию. В состав транспортно — заготовительных расходов входят: — расходы по погрузке . покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость .
. этом можно использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и . цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету . . А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или . . Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и какой способ закрепить в .
. ПБУ не применяется термин «транспортно-заготовительные расходы». Однако в Методических указаниях . используется, а применяется другой – «транспортно-заготовительные расходы». Несмотря на явную схожесть . в соответствии с Примерной номенклатуры транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), приведенной в приложении № 2 . рекомендациях достаточно полно приводится оценка транспортно-заготовительных расходов в отношении организаций-производителей готовой .
. торговые организации могут не включать транспортно-заготовительные расходы в фактическую себестоимость товаров, а . закрепить в учетной политике, что транспортно — заготовительные расходы не включаются в фактическую себестоимость .
. покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно — заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость . от 28.12.2001г. №119 транспортно-заготовительными расходами организации являются затраты непосредственно связанные .
. ценностей» и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в . цену поставщика (без НДС); – сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле . , соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и НДС, которые включены в . по учету МПЗ , сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в . учетную) цену материала и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к нему. Порядок .
Источник: www.audit-it.ru
Как вести учет транспортно-заготовительных расходов
К группе транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) относятся издержки, которые направлены на заготовку материалов, сырьевой базы, инструментария и доставку материальных ценностей. Законодательная регламентация состава этих расходов осуществляется через Приказ Минфина от 28.12.2001 г. №119н и нормы ПБУ 5/01.
Вопрос: Как отражается в учете торговой организации продажа товаров с переходом права собственности к покупателю после их оплаты, если эти товары учитываются по учетным ценам с отдельным учетом транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»?
Цена приобретения товаров (без НДС) — 500 000 руб., сумма ТЗР, относящихся к данным товарам (стоимость доставки), составляет 80 000 руб. (без НДС). Продажная цена товаров — 960 000 руб., в том числе НДС 160 000 руб. Оплата товаров произведена покупателем через месяц после их отгрузки.
Посмотреть ответ
Состав транспортно-заготовительных расходов
К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:
КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.
В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.
Норма расходов
Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:
Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.
Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).
ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.
В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
- при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
- при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.
Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.
Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:
- прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
- обособленное отражение операций по доставке.
В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:
ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).
Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.
Счета, типовые корреспонденции
Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.
ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.
Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.
Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:
- Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
- Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
- Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
- Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.
Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:
- Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
- Д19 – К60 – принят к учету НДС;
- Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
- Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
- Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.
При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.
Источник: assistentus.ru
Транспортно-заготовительные расходы в учете материалов
Какие затраты можно отнести к транспортно-заготовительным?
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов определено, что Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
- — расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- — расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
Примечание. Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов; - — расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
- — наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
- — плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- — плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- — расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- — стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- — другие расходы.
Обычно Транспортно-заготовительные расходы составляют довольно ощутимую долю фактической себестоимости материалов.
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
- непосредственного (прямого) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
При применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.
Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
В остатке по счету «Заготовление и приобретение материалов» у организации-покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика (счет, счет-фактура, платежное требование-поручение и т.п.), на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.
Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).
Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных материалов.
Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:
- при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;
- удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);
- в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;
- ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;
- ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.
См. условный расчет распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов (приводится по тексту приложения 3 к Методическим указаниям).
Условный расчет распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов
за ________ месяц 20__ года
Упрощенный вариант распределения, когда вся сумма отклонений или ТЗР относится на счет основного, вспомогательного производства и на удорожание материалов отпущенных (проданных) на сторону
Распределению подлежит вся сумма отклонений или ТЗР, приходящихся на отпущенные в течение месяца (отчетного периода) материалы. При этом указанная сумма относится только на увеличение учетной стоимости материалов, списанных на нужды основного, вспомогательного производства и проданных, то есть:
- (13000 х 8)/100 = 1040 — расчет величины отклонений или ТЗР приходящейся на отчетный месяц;
- 1040/(6500 + 2000 + 800) = 11,18% — расчет процента отклонений или ТЗР;
Сумма отклонений или ТЗР, относящаяся на увеличение стоимости материалов отпущенных:
- (6500 х 11,2)/100 = 7270 — в основное производство;
- (2000 х 11,2)/100 = 224 — во вспомогательное производство;
- (800 х 11,2)/100 = 89 — на стоимость продаж.
То есть, Методические указания предусматривают три способа отражения в бухгалтерском учете транспортно-заготовительных расходов.
Первый
При отражении материалов по учетным (плановым) ценам сумму подобных расходов учитывают на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной цены отражают на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Второй
ТЗР учитывают на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы» (например, субсчет 10-12 «ТЗР по сырью и материалам»).
Третий
Сумму ТЗР включают в стоимость приобретенных материалов. Конкретный способ отражения транспортно-заготовительных расходов отражают в бухгалтерской учетной политике компании.
При использовании первого или второго способа ТЗР учитывают по отдельным видам или группам материалов (то есть их отражают на разных субсчетах, открытых к счетам 10 или 15). Если организовать такой учет невозможно (например, когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР), их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов.
По мере списания материалов (при их отпуске в производство, продаже и т.д.) ТЗР по ним также списывают. Как правило, это делают в конце каждого месяца. Указанные расходы в данном порядке учитывают те компании, которые используют второй способ отражения транспортно-заготовительных расходов. При использовании первого способа списанию подлежит не сумма ТЗР, а сумма отклонений их плановой стоимости от фактической себестоимости, отраженная на счете 16. Оба показателя (сумма ТЗР или отклонений) рассчитывают в аналогичном порядке.
Чтобы определить сумму ТЗР, которая подлежит списанию, нужно рассчитать процент списываемых расходов в их общей сумме. Это делают по формуле:
Сумма ТЗР на начало месяца + Сумма ТЗР, образовавшихся за текущий месяц : Стоимость остатка материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших в течение месяца
Сумму ТЗР, которая должна быть списана, определяют так:
Стоимость материалов, списанных в производство х Процент ТЗР, подлежащих списанию по итогам месяца
Пример
По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 «Материалы» (субсчет 10-12).
На начало месяца в учете компании числится 1400 ед. материалов. Их договорная стоимость составляет 1 120 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 134 400 руб. (без НДС).
В течение месяца приобретено 8000 ед. материалов. Стоимость всей партии, установленная поставщиком, — 8 024 000 руб. (в том числе НДС — 1 224 000 руб.).
Для приобретения материалов организация воспользовалась информационно-консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.). Материалы покупались через посредника. Расходы на оплату его услуг равны 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией.
Расходы на оплату услуг по доставке составили 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 5 654 000 руб.
Расходы на покупку материалов отражают записями: Дебет 19 Кредит 60 — 1 224 000 руб. — учтен «входной» НДС по материалам;
Дебет 10-1 Кредит 60 — 6 800 000 руб. (8 024 000 — 1 224 000) — отражена фактическая себестоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60 — 5400 руб. — учтен «входной» НДС по информационно-консультационным услугам, связанным с покупкой материалов;
Дебет 10-12 Кредит 60 — 30 000 руб. (35 400 — 5400) — расходы на оплату информационно-консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, учтены в составе ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60 — 36 000 руб. — отражен «входной» НДС по услугам посредника;
Дебет 10-12 Кредит 60 — 20 000 руб. (23 600 — 3600) — расходы на оплату услуг посредника учтены в составе ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60 — 90 000 руб. — учтен «входной» НДС по расходам на доставку материалов;
Дебет 10-12 Кредит 60 — 500 000 руб. (590 000 — 90 000) — расходы на доставку материалов учтены в составе ТЗР;
Дебет 68 Кредит 19 — 1 323 000 руб. (1 224 000 + 5400 + 3600 + 90 000) — принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.
Общая сумма ТЗР по материалам, поступившим в течение месяца, равна: 30 000 + 20 000 + 500 000 = 550 000 руб.
Процент ТЗР, приходящийся на списанные материалы, составит: ((134 400 руб. + 550 000 руб.) : (1 120 000 + 6 800 000 руб.)) х 100% = 8,641%
Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна: 5 654 000 руб. х 8,641% = 488 562 руб.
При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:
Дебет 20 Кредит 10-1 — 5 654 000 руб. — списаны материалы в производство;
Дебет 20 Кредит 10-12 — 488 562 руб. — списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство.
Согласно пункту 88 Методических указаний по учету МПЗ отклонения могут без распределения быть полностью списаны по итогам месяца, если их сумма не превышает:
- 10 процентов от стоимости материалов (при продаже ценностей);
- 5 процентов от стоимости материалов (при их отпуске в производство).
Пример
На начало месяца в учете организации числится 3000 ед. материалов на общую сумму 900 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, которая на них приходится, составляет 27 000 руб. (без НДС). В течение месяца приобретено 5000 ед. материалов стоимостью 1 550 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР по ним составила 62 000 руб. (без НДС). В течение месяца в производство было отпущено материалов на сумму 950 000 руб.
Процент отклонений, приходящийся на списанные материалы, составит: ((27 000 руб. + 62 000 руб.) : (900 000 руб. + 1 550 000)) х 100% = 3,633%.
Этот показатель не превышает 5%. Поэтому вся сумма ТЗР может быть включена в расходы текущего месяца.
Списание материалов и ТЗР по ним отражают записями:
Дебет 20 Кредит 10-1 — 950 000 руб. — списана стоимость материалов, отпущенных в производство;
Дебет 20 Кредит 10-12 — 89 000 руб. (27 000 руб. + 62 000 руб.) — списана вся сумма ТЗР по материалам.
Источник: www.ib.ru