В процессе разработки месторождения открытым способом различают следующие этапы: подготовка поверхности, осушения месторождения и ограждение его от воды, горно-капитальные работы в период строительства карьера проведение подготовительных выработок, вскрышные и добычные работы рекультивация нарушенных земельных площадей и поверхности отвалов.
Подготовка поверхности месторождения заключается в вырубке леса и корчевке пней отводе рек и ручьев за пределы карьерного поля, осушения озер и болот, сносе здания и сооружений переносе дорого и удаление других естественных и искусственных препятствий, затрудняющих или не допускающих ведение открытых горных работ.
В этот же период снижают плодородный слой земли с первоочередных участков разработки, строят дороги ЛЭП и другие коммуникации, жилые, производственные здания и сооружения, очистные сооружения, а также проводят ряд мероприятий по охране окружающей среды.
Горно-капитальные в период строительства карьера включают проведение капитальных и разрезных траншей для вскрытия месторождения, а также удаление некоторого объема вскрышных пород для создания вскрытых запасов полезного ископаемого перед сдачей карьера в эксплуатацию. При крутом падении пласта последовательность выполнения горно-капитальных и горно-подготовительных работ аналогична. Однако часто для перехода горных работ на нижний горизонт необходим разнос не одного, а обоих бортов разрезной траншеи.
Подготовительный этап в строительстве
Кроме того, при горизонтальных пластах горно-подготовительные работы заканчиваются в период строительства, а при крутых они необходимы в течении всего периода эксплуатации. Проведение подготовительных выработок в период эксплуатации карьера необходимо при его углублении, т.е. при переходе горных работ на новые горизонты в случае разработки крутых и наклонных залежей.
При небольшой глубине залегания месторождения вскрывают общими наклонными траншеями, расположенными за контурами карьера. Глубокие карьеры чаще всего вскрывают внутренними траншеями (съездами), расположенные внутри карьера на его бортах. Съезды бывают спиральными, петлевыми, тупиковыми. При гористом рельефе для вскрытия карьера используют иногда подземные выработки-рудоспуски и штольни.
Вскрышные работы заключаются в удаление пустых пород, вмещающих полезное ископаемое, в результате чего обеспечивается доступ к нему. Добычные работы представляют собой собственное извлечение полезного ископаемого и являются последним этапом разработки месторождения открытым способом.
Подготовка поверхности, работы по осушению, горно-капитальные, подготовительные и вскрышные работы начинают последовательно, а затем вдут параллельно, но со взаимным опережением в пространстве: подготовка поверхности и осушение месторождения опережают вскрышные работы, которые предшествуют добычным работам.
Источник: vuzlit.com
Что включает в себя подготовительный этап
Строительство
Подготовительный период
Подготовительный период (период фундаментальной полготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный этап, 2) специально подготовительный этап. Соотношение продолжительности этапов в значительной мере зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена. Например, при двухцикловом планировании (сдвоенный цикл) первый макроцикл хаpaктеризуется продолжительным общеподготовительным этапом и относительно коротким специально-подготовительным; во втором макроцикле соотношение противоположное.
1. Общеподготовительный этап.
Основные задачи этапа: повышение уровня общей физической подготовленности спортсменов; совершенствование физических качеств, лежащих в основе спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Важной задачей на этом этапе является повышение способностей спортсмена переносить большое количество значительных и больших нагрузок.
Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, от 5 до 10 недель. Этап состоит из двух, в отдельных случаях из трёх мезоциклов.
Первый мезоцикл (длительность 2 – 3 микроцикла) – втягивающий – тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объёму тренировочных нагрузок.
Второй мезоцикл (длительность 3 – 6 недельных микроциклов) – базовый – направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объёмов тренировочных средств общеподготовительных упражнений и частично специально-подготовительных, однонаправленных частных объёмов интенсивных средств, развивающих физические качества и способствующие совершенствованию специальной физической подготовки.
2. Специально подготовительный этап.
На этом этапе стабилизируется объём тренировочной нагрузки, направленной на совершенствование физической подготовленности и повышается интенсивность за счёт увеличения технико-тактических средств подготовки. Это достигается увеличением доли специально подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также тренировочных форм соревновательных упражнений.
Содержание тренировки предполагает развитие комплексных качеств: скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, специальной выносливости на базе предпосылок, созданных на предыдущем этапе. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача решается параллельно с развитием физических качеств.
Объём соревновательных упражнений к концу этапа постепенно возрастает, и подготовка спортсмена приобретает интегральный хаpaктер. Тренировка на этом этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. Длительность этапа 2 – 3 мезоцикла.
Основные этапы и составов работ подготовительного периода.
Перед началом строительства здания или сооружения необходимо выполнить ряд работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства, но зависит от местньж условий площадки, ее расположения на свободной территории или в пределах городской застройки и времени года. Состав подготовительных работ зависит и от особенностей объекта — новое строительство, расширение, реконструкция и др.
В состав подготовительных работ входят:
— инженерно-геологические изыскания и создание геодезической разбивочной основы;
— расчистка и планировка территории;
— отвод поверхностных и грунтовых вод;
— подготовка площадки к строительству и ее обустройство.
Подготовительный этап строительства.
— Начинается с приказа директора генподрядной организации о начале подготовительных работ на строительной площадке. Этому должно предшествовать получение ордера на подготовительные работы со всеми вытекающими из этого требованиями, порубочного талона и талонов на выоз мусора.
— Заканчивается приказом директора генподрядной организации о начале основных строительно-монтажных работ.
Получение ордера на основные работы входит в список работ подготовительного периода.
Краткий перечень работ по подготовительному периоду:
1. Организационные работы
2. Геодезические работы по «выносу осей в натуру», проще говоря, по разбивке осей.
3. Ограждение участка строительства и устройство временных дорожных знаков.
4. Обрезка и защита деревьев
5. Снятие растительного слоя и укладка плит временных проездов
6. Устройство временного электроснабжения и освещения.
7. Устройство временного водоснабжения и канализации
8. Устройство бытового городка и обустройство площадок складирования (включая мойку колес).
9. Проведение работ по шурфлению в местах прохождения коммуникаций
10. Установка шпунта
11. Выборка грунта котлована
На прокладку наружных сетей есть свои проекты и в них есть свои подготовительные и основные периоды производства работ.
Проведение СМР без утвержденных ПОС и ППР российскими нормами запрещается, а все отклонения от ПОС и ППР должны согласовываться с организациями, разработавшими и утвердившими их.
Любое организованное строительство невозможно без строительной документации, включающей в себя, в частности, разработку таких документов, как ПОС (проект организации строительства) и ПОД (проект организации движения), ППР (проект производства работ), которые помогают обеспечить правильную организацию строительства зданий и сооружений и безопасность людей и автотранспорта при проведении строительных работ, а также влияет на повышение качества строительных работ.
Исходными материалами для разработки ППР должны служить:
— задание на разработку, выдаваемое строительной организацией как заказчиком проекта производства работ, с обоснованием необходимости разработки его на здание (сооружение) в целом, его часть или вид работ и с указанием сроков разработки;
— проект организации строительства;
— необходимая рабочая документация;
— условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, производственно-технологической комплектации и перевозки строительных грузов, а в необходимых случаях также условия организации строительства и выполнения работ вахтовым методом;
— материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции, а также требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.
Предусматривается разработка ППР в полном и не полном объеме. Проект производства работ в полном объеме должен разрабатываться:
— при любом строительстве на городской территории;
— при любом строительстве на территории действующего предприятия;
— при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо сложных объектов – по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ.
В остальных случаях ППР разрабатывается по решению лица, осуществляющего строительство в неполном объеме.
Проект производства работ в полном объеме включает в себя:
— календарный план производства работ по объекту;
— строительный генеральный план;
— график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
— график движения рабочих кадров по объекту;
— график движения основных строительных машин по объекту;
— технологические карты на выполнение видов работ;
— схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест;
— обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время;
— потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке;
— природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели.
Проект производства работ в неполном объеме включает в себя:
— строительный генеральный план;
— технологические карты на выполнение отдельных видов работ (по согласованию с заказчиком);
— схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую основные решения, природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве.
Проект организации строительства (ПОС) – это проект, предназначенный для определения организационно-технологических принципов строительства объекта, решения планово-финансовых вопросов, обоснования продолжительности, трудоемкости и сметной стоимости строительства, увязки конструктивных решений с организационно-технологическими требованиями, учитывающими конкретные условия строительства, создания условий для организации своевременного материально-технического обеспечения.
Проект организации строительства (ПОС) является первичным документом в системе подготовки строительного производства.
Проект организации строительства (ПОС) является обязательным документом для застройщика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение.
Проект организации строительства (ПОС) разрабатывается генеральной проектной организацией или с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию/допуск на данный вид деятельности.
Исходные данные для разработки проекта организации строительства (ПОС):
− Задание заказчика на разработку проекта организации строительства (ПОС);
− Разделы проекта строительства объекта капитального строительства (схема планировочной организации земельного участка; конструктивные и объемно-планировочные решения; смета на строительство объектов капитального строительства);
− План транспортной инфраструктуры района;
− Решения генерального плана;
− Объемы строительно-монтажных работ по отдельным зданиям и сооружениям;
− Номенклатура и объемы работ, выполняемых в подготовительный период;
− Сведения об условиях производства строительно-монтажных работ на реконструируемых объектах;
− Сведения об условиях поставки и транспортирования с предприятий-поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования;
− Данные об источниках и порядке временного обеспечения строительства водой, электроэнергией, паром и т.п.;
− Сведения о возможности обеспечения строительства рабочими кадрами, жилыми и бытовыми помещениями; мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов и этапность их выполнения.
Проект организации строительства (ПОС) должен разрабатываться без излишней детализации в объеме, обеспечивающем решение его основных задач и достаточном для преемственности решений на последующих этапах подготовки строительного производства.
Проект организации строительства (ПОС) на объект капитального строительства производственного или непроизводственного назначения должен содержать:
в текстовой части:
− Характеристику района по месту расположения объекта строительства и условий строительства;
− Оценку развитости транспортной инфраструктуры;
− Сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства;
− Перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом;
− Характеристику земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства;
− Обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов);
− Перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций;
− Технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов;
− Обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях;
− Обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций;
− Предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов;
− Предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля;
− Перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;
− Обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве;
− Перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда;
− Описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства;
− Обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;
− Перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений;
в графической части:
− Календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства);
− Строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
Возведение подземных частей зданий и сооружений методом «стена в грунте».
Подземные сооружения в зависимости от гидрогеологических условий и глубины заложения осуществляют разными способами, основные из которых — открытый, «стена в грунте» и способ опускного колодца. Сущность технологии «стена в грунте» заключается в том, что в грунте устраивают выемки и траншеи различной конфигурации в плане, в которых возводят ограждающие конструкции подземного сооружения из монолитного или сборного железобетона, затем под защитой этих конструкций разрабатывают внутреннее фунтовое ядро, устраивают днище и воздвигают внутренние конструкции.
В отечественной практике применяют несколько разновидностей метода «стена в грунте»:
— свайный, когда ограждающая конструкция образуется из сплошного ряда вертикальных буронабивных свай;
— траншейный, выполняемый сплошной стеной из монолитного бетона или сборных железобетонных элементов.
Технология перспективна при возведении подземных сооружений в условиях городской застройки вблизи существующих зданий, при реконструкции предприятий, в гидротехническом строительстве.
С использованием технологии «стена в грунте» можно сооружать:
— туннели мелкого заложения для метро;
— подземные гаражи, переходы и развязки на автомобильных дорогах;
— емкости для хранения жидкости и отстойники;
— фундаменты жилых и промышленных зданий.
В зависимости от свойств грунта и его влажности применяют два вида возведения стен — сухой и мокрый. Сухой способ, при котором не требуется глинистый раствор, применяется при возведении стен в маловлажных устойчивых грунтах. Свайные стенымогут возводиться как сухим, так и мокрым способом, при этом последовательно бурят скважины и бетонируют в них сваи.
Мокрым способомвозводят стены подземных сооружений в водонасыщенных неустойчивых грунтах, обычно требующих закрепления стенок траншей от обрушения грунта в процессе его разработки и при укладке бетонной смеси. При этом способе в процессе работы землеройных машин устойчивости стенок выемок и траншей достигают заполнением их глинистыми растворами (суспензиями) с тиксотропными свойствами. Тиксотропность — важное технологическое свойство дисперсной системы восстанавливать исходную структуру, разрушенную механическим воздействием. Для глинистого раствора это способность загустевать в состоянии покоя и предохранять стенки траншей от обрушения, но и разжижаться от колебательных воздействий.
В выемках, отрытых до необходимых глубины и ширины под глинистым раствором, этот раствор постепенно замещают, используя в качестве несущих или ограждающих конструкций монолитный бетон, сборные элементы, различного рода смеси глины с цементом или другими материалами.Наилучшими тиксотропными свойствами обладают бентонитовые глины. Сущность действия глинистого раствора заключается в том, что создается гидростатическое давление на стенки траншеи, препятствующее их обрушению, кроме этого на стенках образуется практически водонепроницаемая пленка из глины толщиной 2-5 мм. Глинизация стенок выемок позволяет отказаться от таких вспомогательных и трудоемких работ, как забивка шпунта, водопонижение и замораживание грунта.
При отрывке траншей используют оборудование циклического и непрерывного действия; обычно ширина траншей составляет 500-1000 мм, но может доходить до 1500-2000 мм.
Для разработки траншей под защитой глинистого раствора применяют землеройные машины общего назначения — грейферы, драглайны и обратные лопаты, буровые установки вращательного и ударного бурения и специальные ковшовые, фрезерные и струговые установки. Буровое оборудование позволяет устраивать «стену в грунте» в любых грунтовых условиях при заглублении до 100 м.
Нецелесообразно применять метод «стена в грунте» в следующих случаях:
— в грунтах с пустотами и кавернами, на рыхлых свалочных грунтах;
— на участках с бывшей каменной кладкой, обломками бетонных и железобетонных элементов, металлических конструкций и т.д.;
— при наличии напорных подземных вод или зон большой местной фильтрации грунтов.
Наиболее проста технология работ при устройстве противофильтрационных завес, которые обычно выполняют из монолитного бетона, тяжелых, ломовых и твердых глин. Назначение завес — предохранение плотин от проникновения воды за тело плотины.
Противофильтрационная завеса может быть применена при отрывке котлованов для предохранения их от затопления подземными водами. Отпадает потребность в замораживании грунта или понижении уровня грунтовых вод иглофильтровыми понизительными установками. Завеса действует постоянно, в то время как остальные методы используются только на период производства работ, хотя грунтовые воды могут быть очень агрессивными.
Работы по отрывке траншей, как и производство последующих работ, в случае близкого расположения фундаментов существующих зданий выполняют отдельными захватками, обычно через одну, т. е. первая, третья, вторая, пятая, четвертая и т. д.
Длину захватки бетонирования назначают от 3 до 6 м и определяют по следующим критериям:
— условиям обеспечения устойчивости траншеи;
— принятой интенсивности бетонирования;
— типу машин, разрабатывающих траншею;
— конструкции и назначению «стены в грунте».
Последовательность работ при устройстве монолитных конструкций по способу «стена в грунте» (рис. 6.1):
Рис. 6.1. Технологическая схема устройства «стены в грунте»:
1—устройство форшахты (укрепление верха траншеи); 2 — рытье траншеи на длину захватки; 3 — установка ограничителей (перемычек между захватками); 4 — монтаж арматурных каркасов; 5 — бетонирование на захватке методом вертикально перемещаемой трубы
1) забуривание торцевых скважин на захватке;
2) разработка траншеи участками или последовательно на всюдлину при постоянном заполнении открытой полости бентонитовым раствором, с ограничителями, разделяющими траншею на отдельные захватки;
3) монтаж на полностью отрытой захватке арматурных каркасов и опускание на дно траншеи бетонолитных труб;
4) укладка бетонной смеси методом вертикально перемещаемой трубыс вытеснением глинистого раствора в запасную емкость или на соседний, разрабатываемый участок траншеи.
Арматура «стены в грунте» представляет собой пространственный каркас из стали периодического профиля, который должен быть уже траншеи на 10-12 см. Перед опусканием арматурных каркасов в траншею стержни целесообразно смачивать водой для уменьшения толщины налипаемой глинистой пленки и увеличения сцепления арматуры с бетоном.Бетонирование осуществляют методом вертикально перемещаемой трубы с непрерывной укладкой бетонной смеси и равномерным заполнением ею всей захватки снизу вверх.
Бетонолитные трубы — металлические трубы диаметром 250-300 мм, толщина стенок 8-10 мм, горловина — на объем трубы, съемный клапан ниже горловины, пыжи из мешковины.
Бетонную смесь укладывают до уровня, превышающего высоту конструкции на 10-15 см для последующего удаления слоя бетона, загрязненного глинистыми частицами. При использовании виброуплотнения вибраторы укрепляют на нижнем конце бетонолитной трубы. При трубах длиной до 20 м применяют один вибратор, длиной до 50 м — два вибратора.Иногда для предохранения устья траншеи от разрушения и осыпания устраивают из сборных элементов или металлафоршахты— оголовки траншей глубиной до 1 м для усиления верхних слоев грунта, или это траншея с укрепленными на глубину до 1 м верхними частями стенок.
Недостатки технологии «стена в грунте»: ухудшается сцепление арматуры с бетоном, так как на поверхность арматуры налипают частицы глинистого раствора; много сложностей возникает при ведении работ в зимнее время, поэтому, когда позволяют условия, используют сборный и сборно-монолитные варианты.
Применение сборного железобетона позволяет:
— повысить индустриальность производства работ;
— применять конструкции рациональной формы: пустотные, тавровые и двутавровые;
— иметь гарантии качества возведенного сооружения.
Недостатки сборного железобетона:
— требуется специальная технологическая оснастка для изготовления изделий, каждый раз индивидуального сечения и длины;
— сложность транспортирования изделий на строительную площадку;
— требуются мощные монтажные краны;
— стоимость сборного железобетона значительно выше, чем монолитного.
Вертикальные зазоры между сборными элементами заполняются цементным раствором при сухом способе производства работ. При мокром способе наружную пазуху траншеи заполняют цементно-песчаным раствором, а внутреннюю — песчано-гравийной смесью. Наружное заполнение в дальнейшем будет служить в качестве гидроизоляции.
Применяют два варианта сборно-монолитного решения:
— нижняя часть сооружения до определенного уровня состоит из монолитного бетона, вышележащие конструкции — из сборных элементов;
— сборные элементы применяют в виде опалубки-облицовки, которую устанавливают к внутренней поверхности траншеи, наружная полость заполняется монолитным бетоном.
Источник: zabor-61.ru
Подготовительный и методологический этап
Подготовительный предпроектный этап содержит два звена: сбор информации и ее методологическую обработку.
Под информацией, получаемой студентом, мы подразумеваем знания, служащие основанием для принятия практического решения. Учебный процесс характеризуется воспроизводством, хранением и передачей информации, Информация существует там, где имеются разнообразие и различие. Процесс проектирования зависит от запаса: информации, приобретенной студентом при освоении научно-технических дисциплин; оперативной информации, которую он получает в результате самостоятельного поиска в предпроектный методологический период, и оперативной информации, поступающей во время самого проектирования от педагогов, участвующих в комплексном процессе АП. Студент является самообучающейся системой, и каждое принятое сообщение изменяет его способность к восприятию последующих сообщений.
На подготовительном этапе студент получает ответы на вопрос – ЧТО проектировать – из программы, методических указаний и в результате методологического анализа; ГДЕ проектировать – из предлагаемой ситуации или в результате самостоятельного выбора места для объекта; КАК проектировать – решается в творческом акте, содержащем процесс поиска идеи и замысла и на последовательных этапах[1] (схема 6).
Информационная деятельность пронизывает весь процесс обучения.
Рекомендуемые материалы
4.1. Роль информации в творческой проектной деятельности
Целенаправленное управление умственной и творческой деятельностью студентов тесно связано с информационным процессом, лежащим в основе выработки и принятия решения[2]. Научная информация сопутствует всей процедуре архитектурного проектирования и выступает одним из направлений повышения эффективности творческого поиска.
Движение от познания к проектной модели осуществляется в образовательной сфере, когда происходит усвоение теоретических и прикладных знаний, изложенных в учебной информации и содержащих преимущественно ретроспективный материал и избирательно новый, и в проблеморазрешающей сфере, когда продукты исследовательской деятельности преобразуются и включаются в систему оперативной информации, необходимой для творческого процесса.
Информационное обеспечение потенциальных потребностей архитектурно-проектной деятельности осуществляется путем приобщения к проектированию междисциплинарной научной информации на стыке наук. Информация должна быть своевременной, обладать объективностью, новизной, оригинальностью и достоверностью.
Информационные процессы в начале архитектурного проектирования служат основой предвосхищения результата, выдвижения исходных идей и гипотез, концепций и общих ориентиров творческого поиска, в соответствии с которыми будет происходить начало творческой процедуры.
Информационная деятельность – на предпроектном методологическом этапе предполагает сбор первичной информации, выявление и накопление сообщений в любом виде, отбор по ведущим критериям, представляющим интерес для кристаллизации замысла. Всякая информация, поступающая извне, оценивается под углом зрения задачи и привлекает к себе внимание постольку, поскольку оказывается полезной для ее решения. Информационная потребность возникает и на последующих этапах процесса проектирования, когда проектная модель развертывается со все новых сторон. Происходит непрерывное обеспечение информацией, организующее последовательность исполнительных действий.
Каждый уровень решения проектной модели начинается с извлечения, сбора и преобразования информации и заканчивается получением знаний, которые служат информацией для последующего этапа, да и каждый последующий этап проектирования требует для своего решения дополнительной информации. Преобразование информации содержит аналитико-синте-тическую переработку, переосмысление, критическую оценку и обобщение материалов, изменение их формы, структурирование и перекодирование в проектосообразный вид.
Переработка информации и подведение итогов зависят от творческой инициативы студента, завершаются выдачей новой информации. Информационный анализ проводится под авторским углом зрения и потому содержит субъективный момент при оценке получаемой информации. Трансляция информации в процессе проектирования – важное средство получения нового знания и уменьшения неопределенности в проектной модели путем использования информации об альтернативных возможностях эффективного поиска решения поставленной проблемы – создает предпосылки для выработки целевой установки, вслед за которой идет проектная процедура принятия решения.
В процессе коммуникативных связей студента и педагогов совершаются конкретные акты информационной деятельности, скоординированные с потребностями данной стадии проектирования. Успех информационной деятельности во многом зависит также от соответствия содержания научной информации потенциальным потребностям проектного поиска. Хорошо подобранная и вовремя предоставленная информация может послужить основой возникновения новой идеи, разработка которой приведет к творческим результатам.
Таким образом, научно-информационная деятельность выполняет специфические задачи, связанные с передачей, преобразованием и внедрением знаний в практику архитектурного проектирования. Целенаправленное движение информации в наиболее эффективной форме и в оптимальном объеме способствует конкретизации творческих идей создания проектной модели.
Информационная потребность возрастает при решении новых нестереотипных задач, когда необходимо использование информационных ресурсов, отражающих результаты научных исследований, новых решений технических проблем. В нешаблонной ситуации преобразование сообщений приобретает характер творческой проблемы, требующей применения нового оригинального способа решения. Использование в условиях проектирования опережающего массива научной информации открывает возможности его авторской переработки. Студент пользуется также информацией, которую он получает, наблюдая за работой других студентов.
Внутренняя потребность в информационной культуре выражается в информационном самообеспечении, подобный поиск сведений требует
много времени и труда, и совсем не зря накопленная информация находит выход в творческую проектную интерпретацию. Поэтому системное проектирование – путь более эффективного использования информационных ресурсов. В этих условиях информация влияет на изменение запаса знаний, на стиль научного мышления, профессиональную мобильность студента что выражается в более квалифицированном выборе путей и способов архитектурно-проектной деятельности, ситуации комплексного проектирования создается необходимая информационная среда.
Цель педагога на подготовительном этапе состоит в направлении творческой энергии студента на накопление и ассоциирование необходимой информации
Информационная деятельность, таким образом, выполняет образовательную и коммуникативно-интегративную функцию, не просто сопровождает теоретическую и проектную деятельность, а становится важным фактором организации и управления профессиональным творческим процессом. Задача совершенствования цикла информация – исследование – внедрение в проектирование связана с расширением экспериментальной опережающей творческой деятельности студентов в архитектурной школе.
Изучение программы проектирования. Программное задание регламентирует и направляет деятельность студента.
Порядок изложения материала в программах следующий:
Общие положения. Цели и задачи проектирования исходя из назначения объекта, его практического и идейного содержания.
Состав и площади помещений. Назначение частей или групп помещений, перечень помещений, их размеры и площадь или норма площади на единицу вместимости.
Основные требования и исходные данные: 1) условия природного или городского ландшафта; 2) условия архитектурно-планировочной организации; 3) требования к графику движения и к внутренним
коммуникациям (требования противопожарной безопасности и условия эвакуации); 4) требования в соответствии с гигиеническими и комфортными режимами, изоляции здания от шума и неблагоприятных климатических условий (звукоизоляция, тепловлажностный режим, воздухообмен, освещенность, инсоляция); 5) требования к конструктивному решению (прочность, устойчивость, долговечность) и экономической целесообразности (технико-экономические показатели), техническому оснащению здания и методам возведения;; 6) рекомендуемые материалы и характер внутренней отделки; 7) идейно-художественные условия.
В программах конкретизируются требования по разделам комплексной разработки и дается ссылка на последующее сквозное использование проекта.
Состав проектных материалов и масштабы чертежей указываются раздельно для стадии эскиза и проекта. Устанавливаются контрольные стадии и сроки исполнения. Прилагается ситуация участка на геодезической подоснове.
Студент трактует положения программы в соответствии с избранной линией ее развития; педагог на подготовительной стадии побуждает студента
к изучению программы и индивидуальной ее интерпретации. В некоторых, школах единая программа «дорабатывается » студентами в процессе методологического анализ[3]а.
Методические пособия и альбомы студенческих проектов рассматриваются в исследовательском и критическом планах. Беседа включает механизм обратной связи – руководитель обращается с вопросами к группе, привлекая тем студентов к активному сораз-мышлению в направлении возможных решений, подводит студента к самостоятельному началу предпроектного анализа к творческого поиска.
Вводная лекция. Вводная лекция по теме проектирования проводится для студентов курса в целом. Отбор материала зависит от того, прочитан ли студентами до этого курс типологии зданий и в какой степени тематика объекта отражена в учебниках. Вводная лекция имеет целью дать студентам широкий мировоззренческий аспект темы и сведения о наиболее существенных особенностях данного типа сооружения, содержит новейшую информацию о тенденциях проектирования подобных объектов, отражает развитие науки в данной области архитектуры. По объектам промышленной тематики лекция раскрывает специфику производственного
процесса, знакомит с современным технологическим оборудованием и
основами целесообразного выбора конструкций.
В лекции излагаются предпосылки градостроительного решения, главные и второстепенные функции, требования норм и правил проектирования и строительства. Лекция сопровождается показом типовых и экспериментальных проектов с их технико-экономической характеристикой.
Демонстрируются нормали планировочных элементов, чертежи, фотографии, используются диапроекционная аппаратура и учебное кино. Лекция приобретает проблемный характер: из программы вычленяются узловые проблемы, выдвигаются теоретические концепции, вскрываются противоречия. Таким образом, восприятие лекции предстает как сложный мыслительный процесс. Предварительное ознакомление студента с программой, в первом приближении получаемое им из беседы с руководителем, позволяет студенту активно и осмысленно включиться в процесс рассуждения лектора и критически оценить изучаемый материал. Лекция, содержащая проблемность, активизирует познавательную деятельность студентов и способствует выработке ими собственных точек зрения на программу проектирования,
Ознакомление с местом проектирования. Разбор ситуации, ее конкретных особенностей составляет важный этап пред проектного анализа. Педагог, характеризуя окружение, отмечает наиболее существенные признаки, которые могут оказать влияние на становление проектного замысла. При возможности следует ориентировать студента на ознакомление с местом в натуре.
Изучение своеобразных особенностей окружения – визуальный анализ опорных зданий, этажности сооружений, природных условий – служит предпосылкой индивидуального решения. Так стимулируется познавательная активность обучающегося, создается «питательная среда » для формирования концепции и начала творчества. Выдача задания превращается в беседу о перспективах совместной
Экскурсия. Посещение аналогичного объекта служит вовлечению студента в работу над темой. Экскурсия достигает своей цели, если она проведена после вводной лекции, выдачи задания и студенты столкнулись с первыми трудностями реализации программы. Цель экскурсии – накопить зрительные впечатления от объекта в целом, от планировочной структуры, размеров помещений, технологического процесса и ознакомить с условиями эксплуатации.
Методические указания к программам на проектирование. Методические указания[5] выдаются одновременно с программами и предназначены для педагогов, а также для студентов с целью активизировать их творческую самостоятельность. Методические указания раскрывают специфику задания, основные цели и задачи проектирования с позиций общественной значимости объекта.
Не повторяя программы, в указаниях формулируются требования к взаимосвязи среды и объекта, графику движения и маршруту восприятия, комфортности внутренней среды, композиции и художественному образу. Приводятся рабочий план проектирования и библиография. Методические указания содержат качественные характеристики и критерии оценки решения. Важнейший критерий по теме «Арктический центр » формулируется так: «Необходимо добиться архитектурного выражения регионального характера здания и его согласованности с пейзажем города, а также ясности, эффективности и экономичности общего решения » .
Изучение методических материалов кафедры. Работа студента с методическими материалами позволяет войти в тему, критически оценить предыдущий опыт и получить стимул к началу творчества.
Экспозиция подлинных студенческих проектов из числа отобранных в метфонд и отмеченных дипломами и грамотами служит профессиональной ориентации студентов, имеет целью познакомить их с образцовыми решениями, компоновкой и графическим исполнением
Эталоны проектов. На кафедре создаются эталоны, иллюстрирующие объем необходимого проектного материала по этапам проектирования и элементы комплексной разработки.
Методические разработки по узловым программам курса в форме таблиц и альбомов содержат тщательно подобранные примеры из отечественного и зарубежного опыта. Фотографии сопровождаются схемами, аннотациями, указанием авторов и источников.
Альбомы студенческих работ содержат: введение с характеристикой программы, ее целей и задач; проблематику проектирования и методические указания; систематизацию проектов на основе сравнительного анализа планировочно-композиционных решений в виде фотографий с аннотациями.
Альбом перспективных решений знакомит с работами студентов, которые выполнены по договору о творческом содружестве с проектными и научно-исследовательскими институтами.
Альбомы типовых проектов, каталоги и планировочные нормали знакомят студентов с практикой реального проектирования и методами применения.
Изучение специальной литературы. Дополнительную информацию по теме студент получает из специальной литературы, работа над которой требует от него особых навыков анализа и художественного вкуса. Педагог обучает студента проблемно ориентированной работе с литературой по архитектуре, показывает, как надо – смотреть архитектурную книгу. Студент овладевает навыками работы с литературными источниками постепенно и в зависимости от стадии, в какой находится его собственный проект.
При просмотре литературы студент-архитектор выполняет наброски со ссылками на журнал или книгу, которые в процессе проектирования служат восстановлению в памяти подробностей. Этот
процесс должен быть активным и стимулировать мысль, творческое воображение и фантазию, для чего одновременно с просмотром литературы студент пытается наметить решение своей архитектурной идеи. Навык работы со специальной книгой должен достигнуть такого уровня, когда студент сможет привлекать материал, выходящий за рамки темы, исходя из понимания принципов и закономерностей структурообразования. В основе освоения материала должны лежать профессиональный критерий и формальный анализ. Работа над архитектурной книгой развивает способности понять замысел, образно-художественный строй, язык, ведущую тему произведения.
Отбор объектов свидетельствует о предпочтении одного решения другому, а отбор – это уже творчество. Студент осваивает творчество ведущих мастеров. Опыт современников и предшественников становится частью его образования, вырабатывается ценностная ориентация—уменье вычленить то, чем можно пренебречь и что соответствует его представлениям, устремлениям и эстетическим идеалам.
Внедрение технических средств информации. Коммуникативные и изобразительно-выразительные возможности новых средств информации – кино, диафильмов, телевидения, голографии, запоминающих нформационных устройств – должны шире использоваться в структуре обучения архитектуре, обогащая лекцию визуальным компонентом.
Потенциал аудиовизуальных средств весьма велик, в них объединяются формы наглядности – изобразительная, символическая, графическая и звуковая. Специальные программы телепередач и киноочерки способны оказать методическую помощь проектированию, воссоздать в учебной аудитории атмосферу поиска, исследования и решения задач.
Для целей архитектурной информации на первом месте в учебном проектировании стоит показ слайдов. Эффективны кинофильмы, показывающие объект в натуре, раскрывающие процессы, происходящие в
объекте, оборудование, связи помещений с внешней средой, зеленью; особенно убедителен показ трансформации помещений.
Учебные кинофильмы и серии слайдов расширяют кругозор студента, приобщая его к материалу, который иначе не был бы ему доступен. Экранная информация в период предпроектного этапа имеет своей целью: дать познавательный материал; обеспечить предварительное ознакомление с изучаемой информацией в готовом виде или по принципу проблемной задачи; направить усилия студентов на активные умственные действия и образное мышление в последующем творческом поиске. Новые средства информации оказывают воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы деятельности студентов. Информационный центр в архитектурном вузе должен быть оснащен современными техническими средствами приема, подготовки, хранения и выдачи информационных данных, для чего он должен обладать соответствующим «банком » информации, содержащим отображения книг, статей, рефератов, бюллетеней информации, экспресс-каталогов, фототек, указателей, типовых и экспериментальных проектов[6].
Применение запоминающих устройств связано с потребностью максимально расширить получаемую информацию при минимуме затрат времени. Через кабинет информатики студенты и педагоги получают доступ к новой информации, выпускаемой научно-исследовательскими институтами, к зарубежным журналам. Формирование и развитие информационных потребностей вытекает из общей «информационной культуры » студента.
Руководящая роль педагога от внедрения новых средств информации не умаляется. Наибольшая прочность освоения знаний достигается при передаче одной и той же учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
4.2. Методологический анализ и предвидение целевой установки
Содержание подготовительного этапа состоит в мыслительной деятельности, предшествующей выполнению проекта. В процессе подготовительного этапа изучаются программные требования, исходные данные, важнейшие структурообразующие факторы, технико-экономические критерии, а также производятся отбор и ассоциирование оперативной информации. С целью выработки общей стратегии проектирования методикой АП рекомендуется проводить методологический анализ, представляющий собой выработку взгляда на объект проектирования под углом зрения мировоззренческой установки (схема 6).
Методологический подход определяет принципиальную ориентацию исследования. «Объектом исследования » на предпроектном этапе являются преимущественно социальные и психологические факторы. При проектировании жилища – это изучение основных видов жизнедеятельности: удовлетворение физиологических потребностей (сон, гигиена, питание), общение и культурная деятельность, внутрисемейные контакты между поколениями, воспитание и обучение детей, профессиональная и любительская деятельность. При проектировании общественных зданий – это изучение организуемых процессов, процессов общения, закономерностей восприятия среды и т. п. На методологическом этапе изучение программы требует привлечения теоретических положений, лежащих за пределами имеющихся у студентов знаний, и нуждается в получении специальной информации.
На предпроектном методологическом этапе проводится прогноз процессов деятельности, для которых проектируется среда, с целью эффективной организации этих процессов, создания соответствующего им пространственного окружения. К примеру, предпроектный анализ на проектирование клуба начинается с раскрытия проблемы социальной полезности нового организуемого пространства, рассмотрения объекта как центра общения, места организации многофункциональной деятельности. Затем вопрос ставится о связях структурной организации объекта с композицией, образной характеристикой, перспективами развития данного типа общественного здания и пр.
Таким образом осуществляется переход от абстрактного представления об объекте к конкретному проектированию, содержащему принцип решения. Методологический этап стимулирует творческую инициативу и создает условия для формирования основной концепции или целевой установки, тем самым играет познавательно-конструктивную роль в творческом процессе.
Чем глубже и всестороннее студент проведет методологический анализ, тем правильнее и эффективнее он наметит путь проектных поисков, тем успешнее преобразует результаты объективных исследований в субъективное решение.
Повышение роли предпроектного этапа связано с усилением самостоятельной работы студентов в аудиторное и во внеурочное время. Это выражается: в самостоятельном анализе дополнительной информации и выработке гипотезы и целевой установки; в систематической работе над периодической литературой с зарисовками и активным эскизированием; в участии в игровом моделировании проектных ситуаций; в исполнении клаузур как самостоятельной импровизации; в освоении метода вариантного моделирования; в самостоятельном переборе вариантов на стадии поиска эскиза-идеи; в определении проблемы и разработке вариантов на основе дополнительной информации в пределах ограниченной области решений; в исполнении
одновременно с эскизом опережающей клаузуры; в логическом анализе и самооценке своего решения на стадии защиты эскиза; в овладении навыками реферативного описания своего проекта; в активном участии в проблемном семинаре после сдачи проекта.
4.3. Средства отображения состояния проектной модели
Для переработки информации на предпроектном этапе используется специальный языковый инструмент. Отношения объектов и функциональные связи между ними отображаются на графо-аналитических схемах с использованием буквенных символических обозначений. Применение аббревиатур[7] позволяет представить структурно-композиционный скелет сложных объектов и явлений. Познавательное моделирование в виде схем, таблиц служит классификационным целям, фиксирует модификации структуры объекта при изменении одного из его параметров, иллюстрирует протекание процессов функционирования изучаемого объекта, моделирует закономерности его развития.
Студент должен освоить технику визуализации информации, почерпнутой им из программы и изучаемой литературы. Информация преобразуется в формализованные блок-схемы, матрицы взаимодействия, сети, графы, которые описывают логическую и функциональную структуру объекта, организацию протекающих в нем процессов в таком виде, что можно после этого приступить непосредственно к эскизированию.
Графическая форма передачи информации естественна для архитектора, поскольку его профессиональное отношение к миру формируется преимущественно на основе зрения. Графические изображения сопутствуют всем этапам проектного моделирования. На начальных стадиях превалируют кроки, аксонометрические наброски, перспективные эскизы в разных ракурсах и безмасштабные рисунки в ортогональных проекциях. Графические средства студент выбирает сам в зависимости от своих творческих намерений. Эскизное выражение замыслов – особое умение фиксации собственной мыслительной и творческой деятельности.
В процессе овладения архитектурной графикой развивается композиционное мышление студента. Чертежи и рисунки способствуют отображению изучаемой литературы, первичных образных ассоциаций, состояния проектной модели, служат овладению методом вариантного эскизирования, моделированию восприятия будущего объекта, общению студентов и педагогов. Графическое исполнение эскизов уже на стадии поиска идеи проводится в общепринятых в архитектурно-строительном проектировании масштабах. Это необходимо для приобретения опыта соотнесения чертежа с натурой[8].
Наряду с графическим изображением информации используются приемы двухмерной аппликации, плоскостное наложение из цветной бумаги и макетирование, раскрывающее трехмерные пространственные отношения.
Значение графических и макетных отображений информации особенно велико для студентов-архитекторов, поскольку точный графический и макетный язык – их важнейший профессиональный инструмент. Схемы и чертежи дают дополнительную информацию, идущую от самих графических моделей. Овладение техникой визуализации информации – часть предпроектного анализа.
Плоскостное и объемное моделирование – средство обучения архитектурной деятельности и методу творчества архитектора. Учитывая значение самостоятельной работы студентов, методика рекомендует сохранять в папке все графические следы хода проектирования, начиная от сбора данных в предпроектном этапе, изучения специальной литературы и последовательного продвижения поиска идеи, эскизных вариантов и эскизов, представленных на контрольные просмотры. Этот материал дает возможность проследить за темпами и систематичностью работы студента над проектом.
[1] Ренуару был задан вопрос – важнее ЧТО изображать или КАК изображать, мэтр ответил – КТО изображает.
[2] Информационный подход выступает как одно из общественных методологических направлений, складывается наука «информатика » .
2.4. Циклотронное излучение — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
[3] В Вильнюсском ИСИ студенты дополняют программу по жилому дому и малому городу разработкой «сценария » жизнедеятельного процесса, происходящего в домк или городе.
[4] Так, в клубе проф. Г.Симонов ориентирует на взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространства; проф. Ю.Емельянов настаивает на связях эстрады с группой шумных кружков, что оказывает принципиальное влияние на решение.
[5] В МАрхИ по всем программам разработаны «Методические указания » . В методические указания по промышленным темам включены технологические схемы. В указаниях по многоэтажным жилым домам приводятся варианты незадымляемых лестниц и лифтов. В указаниях к зрелищным зданиям даются схемы построения улонов мест, кинопроекций в плане и разрезе.
[6] Широкомасштабное внедрение банка информации обеспечит студенту быстрый доступ к «выносной памяти » , с которой несравнимы по объему информации и скорости поиска нужного материала нынешней библиотеки.
[7] В методике, например, использованы аббревиатуры: Ф – функция, Э – эстетика, АП – архитектурное проектирование, АПД – архитектурно-проектная деятельность, П – педагог, С – студент, ОП – объект проектирования.
[8] Изображение проекций в промежуточных масштабах допускается лишь в исключительных случаях при обязательном сопровождении чертежа линейным масштабом
Источник: studizba.com