Что включает подготовительный этап в строительстве

В процессе разработки месторождения открытым способом различают следующие этапы: подготовка поверхности, осушения месторождения и ограждение его от воды, горно-капитальные работы в период строительства карьера проведение подготовительных выработок, вскрышные и добычные работы рекультивация нарушенных земельных площадей и поверхности отвалов.

Подготовка поверхности месторождения заключается в вырубке леса и корчевке пней отводе рек и ручьев за пределы карьерного поля, осушения озер и болот, сносе здания и сооружений переносе дорого и удаление других естественных и искусственных препятствий, затрудняющих или не допускающих ведение открытых горных работ.

В этот же период снижают плодородный слой земли с первоочередных участков разработки, строят дороги ЛЭП и другие коммуникации, жилые, производственные здания и сооружения, очистные сооружения, а также проводят ряд мероприятий по охране окружающей среды.

Горно-капитальные в период строительства карьера включают проведение капитальных и разрезных траншей для вскрытия месторождения, а также удаление некоторого объема вскрышных пород для создания вскрытых запасов полезного ископаемого перед сдачей карьера в эксплуатацию. При крутом падении пласта последовательность выполнения горно-капитальных и горно-подготовительных работ аналогична. Однако часто для перехода горных работ на нижний горизонт необходим разнос не одного, а обоих бортов разрезной траншеи.

Подготовительный этап в строительстве

Кроме того, при горизонтальных пластах горно-подготовительные работы заканчиваются в период строительства, а при крутых они необходимы в течении всего периода эксплуатации. Проведение подготовительных выработок в период эксплуатации карьера необходимо при его углублении, т.е. при переходе горных работ на новые горизонты в случае разработки крутых и наклонных залежей.

При небольшой глубине залегания месторождения вскрывают общими наклонными траншеями, расположенными за контурами карьера. Глубокие карьеры чаще всего вскрывают внутренними траншеями (съездами), расположенные внутри карьера на его бортах. Съезды бывают спиральными, петлевыми, тупиковыми. При гористом рельефе для вскрытия карьера используют иногда подземные выработки-рудоспуски и штольни.

Вскрышные работы заключаются в удаление пустых пород, вмещающих полезное ископаемое, в результате чего обеспечивается доступ к нему. Добычные работы представляют собой собственное извлечение полезного ископаемого и являются последним этапом разработки месторождения открытым способом.

Подготовка поверхности, работы по осушению, горно-капитальные, подготовительные и вскрышные работы начинают последовательно, а затем вдут параллельно, но со взаимным опережением в пространстве: подготовка поверхности и осушение месторождения опережают вскрышные работы, которые предшествуют добычным работам.

Источник: vuzlit.com

Что включает в себя подготовительный этап

Что включает в себя подготовительный этап

Строительство

Подготовительный период

Что включает в себя подготовительный этап

Подготовительный период (период фундаментальной полготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный этап, 2) специально подготовительный этап. Соотношение продолжительности этапов в значительной мере зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена. Например, при двухцикловом планировании (сдвоенный цикл) первый макроцикл хаpaктеризуется продолжительным общеподготовительным этапом и относительно коротким специально-подготовительным; во втором макроцикле соотношение противоположное.

1. Общеподготовительный этап.

Основные задачи этапа: повышение уровня общей физической подготовленности спортсменов; совершенствование физических качеств, лежащих в основе спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Важной задачей на этом этапе является повышение способностей спортсмена переносить большое количество значительных и больших нагрузок.

Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, от 5 до 10 недель. Этап состоит из двух, в отдельных случаях из трёх мезоциклов.

Первый мезоцикл (длительность 2 – 3 микроцикла) – втягивающий – тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объёму тренировочных нагрузок.

Второй мезоцикл (длительность 3 – 6 недельных микроциклов) – базовый – направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объёмов тренировочных средств общеподготовительных упражнений и частично специально-подготовительных, однонаправленных частных объёмов интенсивных средств, развивающих физические качества и способствующие совершенствованию специальной физической подготовки.

2. Специально подготовительный этап.

На этом этапе стабилизируется объём тренировочной нагрузки, направленной на совершенствование физической подготовленности и повышается интенсивность за счёт увеличения технико-тактических средств подготовки. Это достигается увеличением доли специально подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также тренировочных форм соревновательных упражнений.

Содержание тренировки предполагает развитие комплексных качеств: скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, специальной выносливости на базе предпосылок, созданных на предыдущем этапе. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача решается параллельно с развитием физических качеств.

Объём соревновательных упражнений к концу этапа постепенно возрастает, и подготовка спортсмена приобретает интегральный хаpaктер. Тренировка на этом этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. Длительность этапа 2 – 3 мезоцикла.

Основные этапы и составов работ подготовительного периода.

Перед началом строительства здания или сооружения необходимо выполнить ряд работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства, но зависит от местньж условий площадки, ее расположения на свободной территории или в пределах городской застройки и времени года. Состав подготовительных работ зависит и от особенностей объекта — новое строительство, расширение, реконструкция и др.

В состав подготовительных работ входят:

— инженерно-геологические изыскания и создание геодезической разбивочной основы;

— расчистка и планировка территории;

— отвод поверхностных и грунтовых вод;

— подготовка площадки к строительству и ее обустройство.

Подготовительный этап строительства.

— Начинается с приказа директора генподрядной организации о начале подготовительных работ на строительной площадке. Этому должно предшествовать получение ордера на подготовительные работы со всеми вытекающими из этого требованиями, порубочного талона и талонов на выоз мусора.

— Заканчивается приказом директора генподрядной организации о начале основных строительно-монтажных работ.

Получение ордера на основные работы входит в список работ подготовительного периода.

Краткий перечень работ по подготовительному периоду:

1. Организационные работы

2. Геодезические работы по «выносу осей в натуру», проще говоря, по разбивке осей.

3. Ограждение участка строительства и устройство временных дорожных знаков.

4. Обрезка и защита деревьев

5. Снятие растительного слоя и укладка плит временных проездов

6. Устройство временного электроснабжения и освещения.

7. Устройство временного водоснабжения и канализации

8. Устройство бытового городка и обустройство площадок складирования (включая мойку колес).

9. Проведение работ по шурфлению в местах прохождения коммуникаций

10. Установка шпунта

11. Выборка грунта котлована

На прокладку наружных сетей есть свои проекты и в них есть свои подготовительные и основные периоды производства работ.

Проведение СМР без утвержденных ПОС и ППР российскими нормами запрещается, а все отклонения от ПОС и ППР должны согласовываться с организациями, разработавшими и утвердившими их.

Любое организованное строительство невозможно без строительной документации, включающей в себя, в частности, разработку таких документов, как ПОС (проект организации строительства) и ПОД (проект организации движения), ППР (проект производства работ), которые помогают обеспечить правильную организацию строительства зданий и сооружений и безопасность людей и автотранспорта при проведении строительных работ, а также влияет на повышение качества строительных работ.

Исходными материалами для разработки ППР должны служить:

— задание на разработку, выдаваемое строительной организацией как заказчиком проекта производства работ, с обоснованием необходимости разработки его на здание (сооружение) в целом, его часть или вид работ и с указанием сроков разработки;

— проект организации строительства;

— необходимая рабочая документация;

— условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, производственно-технологической комплектации и перевозки строительных грузов, а в необходимых случаях также условия организации строительства и выполнения работ вахтовым методом;

— материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции, а также требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.

Предусматривается разработка ППР в полном и не полном объеме. Проект производства работ в полном объеме должен разрабатываться:

Что включает в себя подготовительный этап

— при любом строительстве на городской территории;

— при любом строительстве на территории действующего предприятия;

— при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо сложных объектов – по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ.

В остальных случаях ППР разрабатывается по решению лица, осуществляющего строительство в неполном объеме.

Проект производства работ в полном объеме включает в себя:

— календарный план производства работ по объекту;

— строительный генеральный план;

— график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;

— график движения рабочих кадров по объекту;

— график движения основных строительных машин по объекту;

— технологические карты на выполнение видов работ;

— схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест;

— обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время;

— потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке;

— природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели.

Проект производства работ в неполном объеме включает в себя:

— строительный генеральный план;

— технологические карты на выполнение отдельных видов работ (по согласованию с заказчиком);

— схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую основные решения, природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве.

Проект организации строительства (ПОС) – это проект, предназначенный для определения организационно-технологических принципов строительства объекта, решения планово-финансовых вопросов, обоснования продолжительности, трудоемкости и сметной стоимости строительства, увязки конструктивных решений с организационно-технологическими требованиями, учитывающими конкретные условия строительства, создания условий для организации своевременного материально-технического обеспечения.

Проект организации строительства (ПОС) является первичным документом в системе подготовки строительного производства.

Проект организации строительства (ПОС) является обязательным документом для застройщика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение.

Проект организации строительства (ПОС) разрабатывается генеральной проектной организацией или с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию/допуск на данный вид деятельности.

Исходные данные для разработки проекта организации строительства (ПОС):

− Задание заказчика на разработку проекта организации строительства (ПОС);

− Разделы проекта строительства объекта капитального строительства (схема планировочной организации земельного участка; конструктивные и объемно-планировочные решения; смета на строительство объектов капитального строительства);

− План транспортной инфраструктуры района;

− Решения генерального плана;

− Объемы строительно-монтажных работ по отдельным зданиям и сооружениям;

− Номенклатура и объемы работ, выполняемых в подготовительный период;

− Сведения об условиях производства строительно-монтажных работ на реконструируемых объектах;

− Сведения об условиях поставки и транспортирования с предприятий-поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования;

− Данные об источниках и порядке временного обеспечения строительства водой, электроэнергией, паром и т.п.;

Читайте также:  При строительстве дома нужен архитектор

− Сведения о возможности обеспечения строительства рабочими кадрами, жилыми и бытовыми помещениями; мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов и этапность их выполнения.

Проект организации строительства (ПОС) должен разрабатываться без излишней детализации в объеме, обеспечивающем решение его основных задач и достаточном для преемственности решений на последующих этапах подготовки строительного производства.

Проект организации строительства (ПОС) на объект капитального строительства производственного или непроизводственного назначения должен содержать:

в текстовой части:

− Характеристику района по месту расположения объекта строительства и условий строительства;

− Оценку развитости транспортной инфраструктуры;

− Сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства;

− Перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом;

− Характеристику земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства;

− Обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов);

− Перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций;

− Технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов;

− Обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях;

− Обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций;

− Предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов;

− Предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля;

− Перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;

− Обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве;

− Перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда;

− Описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства;

− Обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;

− Перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений;

в графической части:

− Календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства);

− Строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.

Возведение подземных частей зданий и сооружений методом «стена в грунте».

Подземные сооружения в зависимости от гидрогеологиче­ских условий и глубины заложения осуществляют разными способами, основные из которых — открытый, «стена в грун­те» и способ опускного колодца. Сущность технологии «стена в грунте» заключается в том, что в грунте устраивают выемки и траншеи различной конфи­гурации в плане, в которых возводят ограждающие конструк­ции подземного сооружения из монолитного или сборного железобетона, затем под защитой этих конструкций разраба­тывают внутреннее фунтовое ядро, устраивают днище и воз­двигают внутренние конструкции.

В отечественной практике применяют несколько разновид­ностей метода «стена в грунте»:

— свайный, когда ограждающая конструкция образуется из сплошного ряда вертикальных буронабивных свай;

— траншейный, выполняемый сплошной стеной из моно­литного бетона или сборных железобетонных элементов.

Технология перспективна при возведении подземных соо­ружений в условиях городской застройки вблизи существую­щих зданий, при реконструкции предприятий, в гидротехниче­ском строительстве.

С использованием технологии «стена в грунте» можно соо­ружать:

— туннели мелкого заложения для метро;

— подземные гаражи, переходы и развязки на автомобиль­ных дорогах;

— емкости для хранения жидкости и отстойники;

— фундаменты жилых и промышленных зданий.

В зависимости от свойств грунта и его влажности приме­няют два вида возведения стен — сухой и мокрый. Сухой способ, при котором не требуется глинистый раствор, применяется при возведении стен в маловлажных устойчивых грунтах. Свайные стенымогут возводиться как сухим, так и мокрым способом, при этом последовательно бурят скважины и бето­нируют в них сваи.

Мокрым способомвозводят стены подземных сооружений в водонасыщенных неустойчивых грунтах, обычно требующих закрепления стенок траншей от обрушения грунта в процессе его разработки и при укладке бетонной смеси. При этом спо­собе в процессе работы землеройных машин устойчивости сте­нок выемок и траншей достигают заполнением их глинистыми растворами (суспензиями) с тиксотропными свойствами. Тиксотропность — важное технологическое свойство дисперсной системы восстанавливать исходную структуру, разрушенную механическим воздействием. Для глинистого раствора это спо­собность загустевать в состоянии покоя и предохранять стенки траншей от обрушения, но и разжижаться от колебательных воздействий.

В выемках, отрытых до необходимых глубины и ширины под глинистым раствором, этот раствор постепенно замещают, используя в качестве несущих или ограждающих конструкций монолитный бетон, сборные элементы, различного рода смеси глины с цементом или другими материалами.Наилучшими тиксотропными свойствами обладают бенто­нитовые глины. Сущность действия глинистого раствора заклю­чается в том, что создается гидростатическое давление на стен­ки траншеи, препятствующее их обрушению, кроме этого на стенках образуется практически водонепроницаемая пленка из глины толщиной 2-5 мм. Глинизация стенок выемок позволяет отказаться от таких вспомогательных и трудоемких работ, как забивка шпунта, водопонижение и замораживание грунта.

При отрывке траншей используют оборудование цикличе­ского и непрерывного действия; обычно ширина траншей со­ставляет 500-1000 мм, но может доходить до 1500-2000 мм.
Для разработки траншей под защитой глинистого раствора применяют землеройные машины общего назначения — грей­феры, драглайны и обратные лопаты, буровые установки вра­щательного и ударного бурения и специальные ковшовые, фрезерные и струговые установки. Буровое оборудование позволяет устраивать «стену в грун­те» в любых грунтовых условиях при заглублении до 100 м.

Нецелесообразно применять метод «стена в грунте» в сле­дующих случаях:

— в грунтах с пустотами и кавернами, на рыхлых свалоч­ных грунтах;

— на участках с бывшей каменной кладкой, обломками бе­тонных и железобетонных элементов, металлических конструк­ций и т.д.;

— при наличии напорных подземных вод или зон большой местной фильтрации грунтов.

Наиболее проста технология работ при устройстве противофильтрационных завес, которые обычно выполняют из мо­нолитного бетона, тяжелых, ломовых и твердых глин. Назна­чение завес — предохранение плотин от проникновения воды за тело плотины.
Противофильтрационная завеса может быть применена при отрывке котлованов для предохранения их от затопления под­земными водами. Отпадает потребность в замораживании грунта или понижении уровня грунтовых вод иглофильтровыми понизительными установками. Завеса действует постоянно, в то время как остальные методы используются только на пе­риод производства работ, хотя грунтовые воды могут быть очень агрессивными.

Работы по отрывке траншей, как и производство последую­щих работ, в случае близкого расположения фундаментов суще­ствующих зданий выполняют отдельными захватками, обычно через одну, т. е. первая, третья, вторая, пятая, четвертая и т. д.

Длину захватки бетонирования назначают от 3 до 6 м и определяют по следующим критериям:

— условиям обеспечения устойчивости траншеи;

— принятой интенсивности бетонирования;

— типу машин, разрабатывающих траншею;

— конструкции и назначению «стены в грунте».

Последовательность работ при устройстве монолитных кон­струкций по способу «стена в грунте» (рис. 6.1):

Рис. 6.1. Технологическая схема устройства «стены в грунте»:

1—устройство форшахты (укрепление верха траншеи); 2 — рытье траншеи на длину за­хватки; 3 — установка ограничителей (перемычек между захватками); 4 — монтаж арматур­ных каркасов; 5 — бетонирование на захватке методом вертикально перемещаемой трубы

1) забуривание торцевых скважин на захватке;

2) разработка траншеи участками или последовательно на всюдлину при постоянном заполнении открытой полости бентонитовым раствором, с ограничителями, разделяющими траншею на отдельные захватки;

3) монтаж на полностью отрытой захватке арматурных кар­касов и опускание на дно траншеи бетонолитных труб;

4) укладка бетонной смеси методом вертикально перемеща­емой трубыс вытеснением глинистого раствора в запасную емкость или на соседний, разрабатываемый участок траншеи.

Арматура «стены в грунте» представляет собой пространст­венный каркас из стали периодического профиля, который должен быть уже траншеи на 10-12 см. Перед опусканием арматурных каркасов в траншею стержни целесообразно смачи­вать водой для уменьшения толщины налипаемой глинистой пленки и увеличения сцепления арматуры с бетоном.Бетонирование осуществляют методом вертикально переме­щаемой трубы с непрерывной укладкой бетонной смеси и равномерным заполнением ею всей захватки снизу вверх.

Бетонолитные трубы — металлические трубы диаметром 250-300 мм, толщина стенок 8-10 мм, горловина — на объем трубы, съемный клапан ниже горловины, пыжи из мешковины.

Бетонную смесь укладывают до уровня, превышающего высоту конструкции на 10-15 см для последующего удаления слоя бетона, загрязненного глинистыми частицами. При испо­льзовании виброуплотнения вибраторы укрепляют на нижнем конце бетонолитной трубы. При трубах длиной до 20 м при­меняют один вибратор, длиной до 50 м — два вибратора.Иногда для предохранения устья траншеи от разрушения и осыпания устраивают из сборных элементов или металлафоршахты— оголовки траншей глубиной до 1 м для усиления верхних слоев грунта, или это траншея с укрепленными на глубину до 1 м верхними частями стенок.

Недостатки технологии «стена в грунте»: ухудшается сцепле­ние арматуры с бетоном, так как на поверхность арматуры налипают частицы глинистого раствора; много сложностей возникает при ведении работ в зимнее время, поэтому, когда позволяют условия, используют сборный и сборно-монолитные варианты.

Применение сборного железобетона позволяет:

— повысить индустриальность производства работ;

— применять конструкции рациональной формы: пустот­ные, тавровые и двутавровые;

— иметь гарантии качества возведенного сооружения.

Недостатки сборного железобетона:

— требуется специальная технологическая оснастка для изготовления изделий, каждый раз индивидуального сечения и длины;

— сложность транспорти­рования изделий на строительную площадку;

— требуются мощ­ные монтажные краны;

— стоимость сборного железобетона зна­чительно выше, чем монолитного.

Вертикальные зазоры между сборными элементами запол­няются цементным раствором при сухом способе производства работ. При мокром способе наружную пазуху траншеи запол­няют цементно-песчаным раствором, а внутреннюю — песчано-гравийной смесью. Наружное заполнение в дальнейшем будет служить в качестве гидроизоляции.

Применяют два варианта сборно-монолитного решения:

Читайте также:  Сколько надо отступать от соседнего участка при строительстве дома

— нижняя часть сооружения до определенного уровня состо­ит из монолитного бетона, вышележащие конструкции — из сборных элементов;

— сборные элементы применяют в виде опалубки-облицовки, которую устанавливают к внутренней поверхности траншеи, наружная полость заполняется монолитным бетоном.

Источник: zabor-61.ru

Подготовительный и методологический этап

Подготовительный предпроектный этап содержит два звена: сбор информации и ее методологическую обработку.

Под информацией, получаемой сту­дентом, мы подразумеваем знания, служащие основанием для принятия практического решения. Учебный про­цесс характеризуется воспроизвод­ством, хранением и передачей информации, Информация существует там, где имеются разнообразие и различие. Процесс проектирования зави­сит от запаса: информации, приобре­тенной студентом при освоении науч­но-технических дисциплин; оператив­ной информации, которую он получает в результате самостоятельного поиска в предпроектный методологический период, и оперативной информации, поступающей во время самого проек­тирования от педагогов, участвующих в комплексном процессе АП. Студент является самообучающейся системой, и каждое принятое сообщение изме­няет его способность к восприятию последующих сообщений.

Описание: ар куликов36

На подго­товительном этапе студент получает ответы на вопрос – ЧТО проектиро­вать – из программы, методических указаний и в результате методологи­ческого анализа; ГДЕ проектировать – из предлагаемой ситуации или в ре­зультате самостоятельного выбора места для объекта; КАК проектиро­вать – решается в творческом акте, содержащем процесс поиска идеи и за­мысла и на последовательных эта­пах[1] (схема 6).

Информационная деятельность пронизывает весь процесс обучения.

Рекомендуемые материалы

4.1. Роль информации в творческой проектной деятельности

Целена­правленное управление умственной и творческой деятельностью студентов тесно связано с информационным процессом, лежащим в основе выра­ботки и принятия решения[2]. Научная информация сопутствует всей проце­дуре архитектурного проектирования и выступает одним из направлений повышения эффективности творческо­го поиска.

Движение от познания к проектной модели осуществляется в образователь­ной сфере, когда происходит усвоение теоретических и прикладных зна­ний, изложенных в учебной информа­ции и содержащих преимущественно ретроспективный материал и избира­тельно новый, и в проблеморазрешающей сфере, когда продукты ис­следовательской деятельности преоб­разуются и включаются в систему опе­ративной информации, необходимой для творческого процесса.

Информационное обеспечение по­тенциальных потребностей архитектур­но-проектной деятельности осущест­вляется путем приобщения к проекти­рованию междисциплинарной научной информации на стыке наук. Информа­ция должна быть своевременной, об­ладать объективностью, новизной, ори­гинальностью и достоверностью.

Информационные процессы в на­чале архитектурного проектирования служат основой предвосхищения ре­зультата, выдвижения исходных идей и гипотез, концепций и общих ориентиров творческого поиска, в со­ответствии с которыми будет происхо­дить начало творческой процедуры.

Информационная деятельность – на предпроектном методологическом эта­пе предполагает сбор первичной ин­формации, выявление и накопление сообщений в любом виде, отбор по ведущим критериям, представляющим интерес для кристаллизации замысла. Всякая информация, поступающая извне, оценивается под углом зрения задачи и привлекает к себе внимание постольку, поскольку оказывается полезной для ее решения. Информа­ционная потребность возникает и на последующих этапах процесса проек­тирования, когда проектная модель развертывается со все новых сторон. Происходит непрерывное обеспечение информацией, организующее после­довательность исполнительных дей­ствий.

Каждый уровень решения проект­ной модели начинается с извлечения, сбора и преобразования информации и заканчивается получением знаний, которые служат информацией для по­следующего этапа, да и каждый по­следующий этап проектирования тре­бует для своего решения дополнитель­ной информации. Преобразование ин­формации содержит аналитико-синте-тическую переработку, переосмысле­ние, критическую оценку и обобще­ние материалов, изменение их формы, структурирование и перекодирование в проектосообразный вид.

Переработка информации и подве­дение итогов зависят от творческой инициативы студента, завершаются вы­дачей новой информации. Информа­ционный анализ проводится под ав­торским углом зрения и потому содер­жит субъективный момент при оценке получаемой информации. Трансляция информации в процессе проектирова­ния – важное средство получения но­вого знания и уменьшения неопреде­ленности в проектной модели путем использования информации об альтер­нативных возможностях эффективного поиска решения поставленной пробле­мы – создает предпосылки для вы­работки целевой установки, вслед за которой идет проектная процедура при­нятия решения.

В процессе коммуникативных свя­зей студента и педагогов совершаются конкретные акты информационной деятельности, скоординированные с потребностями данной стадии проек­тирования. Успех информационной деятельности во многом зависит также от соответствия содержания науч­ной информации потенциальным по­требностям проектного поиска. Хоро­шо подобранная и вовремя предостав­ленная информация может послужить основой возникновения новой идеи, разработка которой приведет к творче­ским результатам.

Таким образом, научно-информа­ционная деятельность выполняет спе­цифические задачи, связанные с пере­дачей, преобразованием и внедрением знаний в практику архитектурного про­ектирования. Целенаправленное дви­жение информации в наиболее эф­фективной форме и в оптимальном объеме способствует конкретизации творческих идей создания проектной модели.

Информационная потребность воз­растает при решении новых нестерео­типных задач, когда необходимо ис­пользование информационных ресур­сов, отражающих результаты научных исследований, новых решений техни­ческих проблем. В нешаблонной ситуации преобразование сообщений приобретает характер творческой про­блемы, требующей применения нового оригинального способа решения. Ис­пользование в условиях проектирова­ния опережающего массива научной информации открывает возможности его авторской переработки. Студент пользуется также информацией, кото­рую он получает, наблюдая за рабо­той других студентов.

Внутренняя потребность в инфор­мационной культуре выражается в информационном самообеспечении, по­добный поиск сведений требует

много времени и труда, и совсем не зря накопленная информация находит выход в творческую проектную ин­терпретацию. Поэтому системное про­ектирование – путь более эффектив­ного использования информационных ресурсов. В этих условиях информа­ция влияет на изменение запаса зна­ний, на стиль научного мышления, профессиональную мобильность сту­дента что выражается в более квали­фицированном выборе путей и спосо­бов архитектурно-проектной деятель­ности, ситуации комплексного про­ектирования создается необходимая информационная среда.

Цель педагога на подготовительном этапе состоит в направлении творче­ской энергии студента на накопление и ассоциирование необходимой ин­формации

Информационная деятельность, та­ким образом, выполняет образова­тельную и коммуникативно-интегративную функцию, не просто сопро­вождает теоретическую и проектную деятельность, а становится важным фактором организации и управления профессиональным творческим про­цессом. Задача совершенствова­ния цикла информация – исследова­ние – внедрение в проектирование связана с расширением эксперимен­тальной опережающей творческой дея­тельности студентов в архитектурной школе.

Изучение программы проектирования. Программное задание регламен­тирует и направляет деятельность сту­дента.

Порядок изложения материала в программах следующий:

Общие положения. Цели и задачи про­ектирования исходя из назначения объекта, его практического и идейного содержания.

Состав и площади помещений. Назначе­ние частей или групп помещений, перечень помещений, их размеры и площадь или норма площади на единицу вместимости.

Основные требования и исходные данные: 1) условия природного или городского ланд­шафта; 2) условия архитектурно-планиро­вочной организации; 3) требования к графику движения и к внутренним

коммуникациям (требования противопожарной безопасности и условия эвакуации); 4) требования в соот­ветствии с гигиеническими и комфортными режимами, изоляции здания от шума и не­благоприятных климатических условий (зву­коизоляция, тепловлажностный режим, возду­хообмен, освещенность, инсоляция); 5) требо­вания к конструктивному решению (прочность, устойчивость, долговечность) и экономической целесообразности (технико-экономические по­казатели), техническому оснащению здания и методам возведения;; 6) рекомендуемые ма­териалы и характер внутренней отделки; 7) идейно-художественные условия.

В программах конкретизируются требования по разделам комплексной разработки и дается ссылка на после­дующее сквозное использование про­екта.

Состав проектных материалов и масштабы чертежей указываются раз­дельно для стадии эскиза и проекта. Устанавливаются контрольные стадии и сроки исполнения. Прилагается си­туация участка на геодезической под­основе.

Студент трактует положения про­граммы в соответствии с избранной линией ее развития; педагог на под­готовительной стадии побуждает сту­дента

к изучению программы и инди­видуальной ее интерпретации. В неко­торых, школах единая программа «до­рабатывается » студентами в процессе методологического анализ[3]а.

Методические пособия и альбомы студен­ческих проектов рассматриваются в исследо­вательском и критическом планах. Беседа включает механизм обратной связи – руково­дитель обращается с вопросами к группе, привлекая тем студентов к активному сораз-мышлению в направлении возможных реше­ний, подводит студента к самостоятельному началу предпроектного анализа к творческого поиска.

Вводная лекция. Вводная лекция по теме проектирования проводится для студентов курса в целом. Отбор мате­риала зависит от того, прочитан ли студентами до этого курс типологии зданий и в какой степени тематика объекта отражена в учебниках. Ввод­ная лекция имеет целью дать студен­там широкий мировоззренческий ас­пект темы и сведения о наиболее суще­ственных особенностях данного типа сооружения, содержит новейшую ин­формацию о тенденциях проектирова­ния подобных объектов, отражает раз­витие науки в данной области архи­тектуры. По объектам промышленной тематики лекция раскрывает специ­фику производственного

процесса, знакомит с современным технологиче­ским оборудованием и

основами целе­сообразного выбора конструкций.

В лекции излагаются предпосылки градо­строительного решения, главные и второсте­пенные функции, требования норм и правил проектирования и строительства. Лекция со­провождается показом типовых и эксперимен­тальных проектов с их технико-экономической характеристикой.

Демонстрируются нормали планировочных элементов, чертежи, фотогра­фии, используются диапроекционная аппара­тура и учебное кино. Лекция приобретает проблемный характер: из программы вычле­няются узловые проблемы, выдвигаются тео­ретические концепции, вскрываются противо­речия. Таким образом, восприятие лекции предстает как сложный мыслительный про­цесс. Предварительное ознакомление студента с программой, в первом приближении полу­чаемое им из беседы с руководителем, позво­ляет студенту активно и осмысленно вклю­читься в процесс рассуждения лектора и кри­тически оценить изучаемый материал. Лекция, содержащая проблемность, активизирует по­знавательную деятельность студентов и спо­собствует выработке ими собственных точек зрения на программу проектирования,

Ознакомление с местом проектирования. Разбор ситуации, ее конкрет­ных особенностей составляет важный этап пред проектного анализа. Педа­гог, характеризуя окружение, отмечает наиболее существенные признаки, ко­торые могут оказать влияние на ста­новление проектного замысла. При возможности следует ориентировать студента на ознакомление с местом в натуре.

Изучение своеобразных осо­бенностей окружения – визуальный анализ опорных зданий, этажности сооружений, природных условий – служит предпосылкой индивидуально­го решения. Так стимулируется позна­вательная активность обучающегося, создается «питательная среда » для формирования концепции и начала творчества. Выдача задания превраща­ется в беседу о перспективах совмест­ной

Экскурсия. Посещение аналогич­ного объекта служит вовлечению сту­дента в работу над темой. Экскурсия достигает своей цели, если она про­ведена после вводной лекции, выдачи задания и студенты столкнулись с первыми трудностями реализации программы. Цель экскурсии – нако­пить зрительные впечатления от объек­та в целом, от планировочной струк­туры, размеров помещений, техноло­гического процесса и ознакомить с условиями эксплуатации.

Методические указания к програм­мам на проектирование. Методические указания[5] выдаются одновременно с программами и предназначены для пе­дагогов, а также для студентов с целью активизировать их творческую самостоятельность. Методические ука­зания раскрывают специфику зада­ния, основные цели и задачи проекти­рования с позиций общественной значимости объекта.

Не повторяя про­граммы, в указаниях формулируются требования к взаимосвязи среды и объ­екта, графику движения и маршруту восприятия, комфортности внутренней среды, композиции и художественному образу. Приводятся рабочий план проектирования и библиография. Ме­тодические указания содержат каче­ственные характеристики и критерии оценки решения. Важнейший крите­рий по теме «Арктический центр » фор­мулируется так: «Необходимо добить­ся архитектурного выражения регио­нального характера здания и его со­гласованности с пейзажем города, а также ясности, эффективности и эко­номичности общего решения » .

Изучение методических материалов кафедры. Работа студента с методи­ческими материалами позволяет войти в тему, критически оценить преды­дущий опыт и получить стимул к на­чалу творчества.

Экспозиция подлинных студенче­ских проектов из числа отобранных в метфонд и отмеченных дипломами и грамотами служит профессиональ­ной ориентации студентов, имеет целью познакомить их с образцовыми решениями, компоновкой и графиче­ским исполнением

Читайте также:  Зам генерального директора по строительству должностные обязанности

Эталоны проектов. На кафедре со­здаются эталоны, иллюстрирующие объем необходимого проектного ма­териала по этапам проектирования и элементы комплексной разработки.

Методические разработки по узло­вым программам курса в форме таб­лиц и альбомов содержат тщательно подобранные примеры из отечествен­ного и зарубежного опыта. Фотогра­фии сопровождаются схемами, анно­тациями, указанием авторов и источ­ников.

Альбомы студенческих работ со­держат: введение с характеристикой программы, ее целей и задач; пробле­матику проектирования и методические указания; систематизацию проектов на основе сравнительного анализа планировочно-композиционных решений в виде фотографий с аннотациями.

Альбом перспективных решений знакомит с работами студентов, кото­рые выполнены по договору о творче­ском содружестве с проектными и на­учно-исследовательскими институтами.

Альбомы типовых проектов, ката­логи и планировочные нормали зна­комят студентов с практикой реаль­ного проектирования и методами при­менения.

Изучение специальной литературы. Дополнительную информацию по теме студент получает из специальной литературы, работа над которой требует от него особых навыков анализа и ху­дожественного вкуса. Педагог обучает студента проблемно ориентированной работе с литературой по архитектуре, показывает, как надо – смотреть архи­тектурную книгу. Студент овладевает навыками работы с литературными источниками постепенно и в зависи­мости от стадии, в какой находится его собственный проект.

При просмотре литературы студент-архитектор выполняет наброски со ссылками на журнал или книгу, кото­рые в процессе проектирования слу­жат восстановлению в памяти подроб­ностей. Этот

процесс должен быть активным и стимулировать мысль, творческое воображение и фантазию, для чего одновременно с просмотром литературы студент пытается наме­тить решение своей архитектурной идеи. Навык работы со специальной книгой должен достигнуть такого уровня, когда студент сможет привле­кать материал, выходящий за рамки темы, исходя из понимания принципов и закономерностей структурообразования. В основе освоения материала должны лежать профессиональный критерий и формальный анализ. Ра­бота над архитектурной книгой разви­вает способности понять замысел, об­разно-художественный строй, язык, ведущую тему произведения.

Отбор объектов свидетельствует о предпочтении одного решения другому, а отбор – это уже творчество. Сту­дент осваивает творчество ведущих мастеров. Опыт современников и пред­шественников становится частью его образования, вырабатывается ценност­ная ориентация—уменье вычленить то, чем можно пренебречь и что со­ответствует его представлениям, уст­ремлениям и эстетическим идеалам.

Внедрение технических средств информации. Коммуникативные и изо­бразительно-выразительные возмож­ности новых средств информации – кино, диафильмов, телевидения, голо­графии, запоминающих нформаци­онных устройств – должны шире ис­пользоваться в структуре обучения ар­хитектуре, обогащая лекцию визуаль­ным компонентом.

Потенциал аудиовизуальных средств весьма велик, в них объединя­ются формы наглядности – изобра­зительная, символическая, графиче­ская и звуковая. Специальные програм­мы телепередач и киноочерки спо­собны оказать методическую помощь проектированию, воссоздать в учебной аудитории атмосферу поиска, иссле­дования и решения задач.

Для целей архитектурной инфор­мации на первом месте в учебном проектировании стоит показ слайдов. Эффективны кинофильмы, показываю­щие объект в натуре, раскрывающие процессы, происходящие в

объекте, оборудование, связи помещений с внешней средой, зеленью; особенно убедителен показ трансформации по­мещений.

Учебные кинофильмы и серии слай­дов расширяют кругозор студента, приобщая его к материалу, который иначе не был бы ему доступен. Эк­ранная информация в период предпроектного этапа имеет своей целью: дать познавательный материал; обес­печить предварительное ознакомление с изучаемой информацией в готовом виде или по принципу проблемной за­дачи; направить усилия студентов на активные умственные действия и образ­ное мышление в последующем творческом поиске. Новые средства инфор­мации оказывают воздействие на ин­теллектуальную, эмоциональную и во­левую сферы деятельности студентов. Информационный центр в архитек­турном вузе должен быть оснащен современными техническими сред­ствами приема, подготовки, хранения и выдачи информационных данных, для чего он должен обладать соответ­ствующим «банком » информации, со­держащим отображения книг, статей, рефератов, бюллетеней информации, экспресс-каталогов, фототек, указа­телей, типовых и экспериментальных проектов[6].

Применение запоминающих устройств свя­зано с потребностью максимально расши­рить получаемую информацию при минимуме затрат времени. Через кабинет информатики студенты и педагоги получают доступ к новой информации, выпускаемой научно-исследова­тельскими институтами, к зарубежным жур­налам. Формирование и развитие инфор­мационных потребностей вытекает из общей «информационной культуры » студента.

Руководящая роль педагога от внедрения новых средств информации не умаляется. Наибольшая прочность освоения знаний достигается при пе­редаче одной и той же учебной ин­формации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

4.2. Методологический анализ и предвидение целевой установки

Со­держание подготовительного этапа со­стоит в мыслительной деятельности, предшествующей выполнению проекта. В процессе подготовительного этапа изучаются программные требования, исходные данные, важнейшие струк­турообразующие факторы, технико-экономические критерии, а также про­изводятся отбор и ассоциирование опе­ративной информации. С целью выработки общей стратегии проектирова­ния методикой АП рекомендуется проводить методологический анализ, представляющий собой выработку взгляда на объект проектирования под углом зрения мировоззренческой установки (схема 6).

Методологический подход опреде­ляет принципиальную ориентацию ис­следования. «Объектом исследования » на предпроектном этапе являются преимущественно социальные и пси­хологические факторы. При проекти­ровании жилища – это изучение ос­новных видов жизнедеятельности: удовлетворение физиологических по­требностей (сон, гигиена, питание), общение и культурная деятельность, внутрисемейные контакты между поко­лениями, воспитание и обучение детей, профессиональная и любительская деятельность. При проектировании общественных зданий – это изучение организуемых процессов, процессов общения, закономерностей восприятия среды и т. п. На методологическом этапе изучение программы требует привлечения теоретических положе­ний, лежащих за пределами имеющих­ся у студентов знаний, и нуждается в получении специальной информации.

На предпроектном методологиче­ском этапе проводится прогноз про­цессов деятельности, для которых про­ектируется среда, с целью эффектив­ной организации этих процессов, со­здания соответствующего им простран­ственного окружения. К примеру, предпроектный анализ на проектирование клуба начинается с раскрытия пробле­мы социальной полезности нового ор­ганизуемого пространства, рассмотре­ния объекта как центра общения, места организации многофункциональной деятельности. Затем вопрос ставится о связях структурной организации объекта с композицией, образной ха­рактеристикой, перспективами разви­тия данного типа общественного зда­ния и пр.

Таким образом осуществляется пе­реход от абстрактного представления об объекте к конкретному проектиро­ванию, содержащему принцип реше­ния. Методологический этап стимули­рует творческую инициативу и создает условия для формирования основной концепции или целевой установки, тем самым играет познавательно-конст­руктивную роль в творческом про­цессе.

Чем глубже и всестороннее студент проведет методологический анализ, тем правильнее и эффективнее он на­метит путь проектных поисков, тем успешнее преобразует результаты объективных исследований в субъек­тивное решение.

Повышение роли предпроектного этапа связано с усилением самостоя­тельной работы студентов в аудиторное и во внеурочное время. Это выража­ется: в самостоятельном анализе до­полнительной информации и выработке гипотезы и целевой установки; в си­стематической работе над периодиче­ской литературой с зарисовками и активным эскизированием; в участии в игровом моделировании проектных си­туаций; в исполнении клаузур как са­мостоятельной импровизации; в освое­нии метода вариантного моделирова­ния; в самостоятельном переборе ва­риантов на стадии поиска эскиза-идеи; в определении проблемы и раз­работке вариантов на основе допол­нительной информации в пределах ог­раниченной области решений; в испол­нении

одновременно с эскизом опе­режающей клаузуры; в логическом ана­лизе и самооценке своего решения на стадии защиты эскиза; в овладении навыками реферативного описания своего проекта; в активном участии в проблемном семинаре после сдачи проекта.

4.3. Средства отображения состояния проектной модели

Для перера­ботки информации на предпроектном этапе используется специальный язы­ковый инструмент. Отношения объек­тов и функциональные связи между ними отображаются на графо-аналитических схемах с использованием буквенных символических обозна­чений. Применение аббревиатур[7] по­зволяет представить структурно-компо­зиционный скелет сложных объектов и явлений. Познавательное моделиро­вание в виде схем, таблиц служит клас­сификационным целям, фиксирует модификации структуры объекта при изменении одного из его параметров, иллюстрирует протекание процессов функционирования изучаемого объек­та, моделирует закономерности его развития.

Студент должен освоить технику визуализации информации, почерпну­той им из программы и изучаемой литературы. Информация преоб­разуется в формализованные блок-схемы, матрицы взаимодействия, сети, графы, которые описывают логиче­скую и функциональную структуру объекта, организацию протекающих в нем процессов в таком виде, что можно после этого приступить непо­средственно к эскизированию.

Графическая форма передачи ин­формации естественна для архитекто­ра, поскольку его профессиональное от­ношение к миру формируется преиму­щественно на основе зрения. Графические изображения сопутст­вуют всем этапам проектного модели­рования. На начальных стадиях прева­лируют кроки, аксонометрические наб­роски, перспективные эскизы в разных ракурсах и безмасштабные рисунки в ортогональных проекциях. Графические средства студент выбирает сам в зависимости от своих творческих наме­рений. Эскизное выражение замыс­лов – особое умение фиксации собст­венной мыслительной и творческой дея­тельности.

В процессе овладения архитектур­ной графикой развивается компози­ционное мышление студента. Чертежи и рисунки способствуют отображению изучаемой литературы, первичных об­разных ассоциаций, состояния проект­ной модели, служат овладению мето­дом вариантного эскизирования, моде­лированию восприятия будущего объе­кта, общению студентов и педагогов. Графическое исполнение эскизов уже на стадии поиска идеи проводится в общепринятых в архитектурно-строи­тельном проектировании масштабах. Это необходимо для приобретения опы­та соотнесения чертежа с натурой[8].

Наряду с графическим изображе­нием информации используются прие­мы двухмерной аппликации, плоскост­ное наложение из цветной бумаги и макетирование, раскрывающее трех­мерные пространственные отношения.

Значение графических и макетных отображений информации особенно ве­лико для студентов-архитекторов, по­скольку точный графический и макет­ный язык – их важнейший профессио­нальный инструмент. Схемы и чертежи дают дополнительную информацию, идущую от самих графических моделей. Овладение техникой визуализации ин­формации – часть предпроектного анализа.

Плоскостное и объемное моделиро­вание – средство обучения архитек­турной деятельности и методу твор­чества архитектора. Учитывая значе­ние самостоятельной работы студентов, методика рекомендует сохранять в пап­ке все графические следы хода проектирования, начиная от сбора данных в предпроектном этапе, изучения спе­циальной литературы и последователь­ного продвижения поиска идеи, эскиз­ных вариантов и эскизов, представлен­ных на контрольные просмотры. Этот материал дает возможность проследить за темпами и систематичностью работы студента над проектом.

[1] Ренуару был задан вопрос – важнее ЧТО изображать или КАК изображать, мэтр ответил – КТО изображает.

[2] Информационный подход выступает как одно из общественных методологических направлений, складывается наука «информатика » .

2.4. Циклотронное излучение — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

[3] В Вильнюсском ИСИ студенты дополняют программу по жилому дому и малому городу разработкой «сценария » жизнедеятельного процесса, происходящего в домк или городе.

[4] Так, в клубе проф. Г.Симонов ориентирует на взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространства; проф. Ю.Емельянов настаивает на связях эстрады с группой шумных кружков, что оказывает принципиальное влияние на решение.

[5] В МАрхИ по всем программам разработаны «Методические указания » . В методические указания по промышленным темам включены технологические схемы. В указаниях по многоэтажным жилым домам приводятся варианты незадымляемых лестниц и лифтов. В указаниях к зрелищным зданиям даются схемы построения улонов мест, кинопроекций в плане и разрезе.

[6] Широкомасштабное внедрение банка информации обеспечит студенту быстрый доступ к «выносной памяти » , с которой несравнимы по объему информации и скорости поиска нужного материала нынешней библиотеки.

[7] В методике, например, использованы аббревиатуры: Ф – функция, Э – эстетика, АП – архитектурное проектирование, АПД – архитектурно-проектная деятельность, П – педагог, С – студент, ОП – объект проектирования.

[8] Изображение проекций в промежуточных масштабах допускается лишь в исключительных случаях при обязательном сопровождении чертежа линейным масштабом

Источник: studizba.com

Рейтинг
Загрузка ...