Что включает в себя модернизация в строительстве

Настоящая статья посвящена рассмотрению актуального вопроса реконструкции и технической модернизации производства, предназначена для руководителей предприятий, технических директоров, директоров производств, главных инженеров и механиков, инженеров и специалистов по решению вопросов подготовки и проведения реконструкции оборудования и изменения технологии на предприятиях.

Настоящая статья посвящена рассмотрению актуального вопроса реконструкции и технической модернизации производства, предназначена для руководителей предприятий, технических директоров, директоров производств, главных инженеров и механиков, инженеров и специалистов по решению вопросов подготовки и проведения реконструкции оборудования и изменения технологии на предприятиях.

Цели модернизации предприятий:

— выпуск новой продукции и/или продукции с улучшенными характеристикми; — повышение эффективности парка технологического оборудования;

— сокращение трудоемкости производтвенных процессов и, как следствие, оптимизация численности операционного персонала;

Техническая модернизация завода по производству печатных красок «Гангут» в Шушарах

— сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции; — сокращение потерь (производительных и непроизводительных);

— сокращение себестоимости изделия (за счет применения прогрессивных технологий, материалов, экономии энерго- и трудовых ресурсов).

Главным вопросом при реконструкции производства является оценка предполагаемой эффективности мероприятий, которая, в свою очередь, зависит от технико-технологической и логистической проработки вопросов:

— наличия и необходимости модернизации логистической инфраструктуры (агрегатов, технологических линий, складов, путей и пр.);

— выбора новой технологии или модернизации существующей; — выбора состава технологического оборудования;

— проектирования и изготовления специальных устройств.

Рассмотрим более подробно примеры решений каждого вопроса.

Кейс 1: модернизация логистической инфраструктуры

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, при которой руководители компаний вкладывают огромные финансовые средства в обновление парка технологического оборудования и при этом откладывают «на потом» решение инфраструктурных задач. При разработке концепции нового производства (или реконструкции существующего) решение логистических проблем должно быть выполнено параллельно с решением технико-технологических задач.

Инфраструктура любого предприятия состоит из двух логистических аспектов:

— внутренней логистической инфраструктуры — начиная от приемки ТМЦ на склад, оптимизации перемещения и запасов в снабжении, производства, минимизации длительности производственного цикла, минимизации потерь и простоев и др.;

— внешней логистической инфраструктуры — начиная от концепции оптимального размещения складов, путей, минимизации простоев под погрузкой/выгрузкой, организации работы диспетчерского узла, планировки размещения внешних транспортеров, бункеров, стеллажей и заканчивая информационной системой для управления цепочкой поставок.

Что такое модернизация | Владимир Пирожков | Prosmotr

Предварительная проработка логистических вопросов на этапе проектирования модернизации производства позволяет предотвратить будущие логистические проблемы компании и существенно сэкономить на логистических издержках.

Исходные данные. Имеется предприятие — производитель продовольственных товаров первой необходимости. Руководство компании планирует увеличить объем производимой продукции в шесть раз. Технико-технологические задачи производства решены путем модернизации трех технологических линий для обеспечения большей производительности. Новое оборудование заказано.

В ходе анализа ситуации по стратегическому развитию компании возникли неясности с возможностью обеспечения своевременной приемки сырья и отгрузки заказов.

Вопрос: какие мероприятия нужно было разработать для обеспечения возможности производства и реализации нового объема изделий перед заказом оборудования?

1. Провести логистический аудит всей цепи поставок, начиная с закупок сырья и заканчивая возвратом порожней тары от клиентов.

2. Составить описание параметров логистики «как есть» по плану:

— закупочной логистики (транспорт, тара, графики прихода ТС, описание грузов, использование механизмов и приспособлений);

— производственной логистики (производительность производства продукции по типам в час, длительность производственного цикла изготовления комплектующих, нормативы незавершенной продукции, нормативы остатков и пр.);

— складской логистики (количество, ассортимент и интенсивность поступления, размещения, хранения, комплектации готовой продукции, характеристика грузовых единиц, требования к сохранности и срокам годности и пр.);

— распределительной логистики (структура заказов, интенсивность их получения, корректировки, выполнения, количество заказов, количество отобранных целых, сборных, комбинированных грузовых единиц и пр.);

— возвратной логистики (характеристика возвратной тары, интенсивность поступления, требования к чистоте, идентификации и пр.).

3. Выявить резервы повышения эффективности в каждой из логистических подсистем.

4. Составить прогноз развития и план производства изделий по номенклатуре и ассортименту.

5. Рассчитать параметры логистической системы «как надо».

6. Спроектировать выходы готовой продукции, рассчитать зоны и предполагаемый объем транспорта, тары, рассчитать возможности переработки и хранения, пиковые нагрузки на склад.

7. Рассчитать графики прибытия, убытия транспорта, подачи, разгрузки вагонов, работы транспортной техники.

8. Составить перечень «слабых мест», повысить их надежность, обеспечить наличие запасных частей и процедуры контроля.

9. Рассчитать потребности в персонале, уровне квалификации и знаний.

10. Согласовать с субпоставщиками дополнительной продукции (если такие имеются) графики отгрузок.

11. Разработать схему расстановки и перемещения продукции на складе по часам для определения оптимальной схемы хранения изделий по видам.

12. Согласовать с поставщиками оборудования возможности подачи тары в определенные места склада хранения.

13. Составить информационно-аналитическую модель работы логистической системы по перечисленным пара метрам.

14. Разработать логистические бизнес-процессы, регламенты выполнения работ.

15. Разработать систему взаимосвязанных логистических показателей.

16. Сформировать оценочные листы по каждой должностной единице.

17. Опытным путем выявить и установить нормативы на ненормируемые операции.

18. Изменить систему мотивации к достижению результата.

19. Определить схему документооборота и управленческой отчетности.

В результате выполнения такой работы предприятие дополнительно сэкономило бы до 20% своих возможных дополнительных затрат на ненужные перемещения, запасы, иррациональные схемы доставки, потери от брака, а также повысило бы производительность работы сотрудников на 10% за счет более равномерной нагрузки на склад хранения.

Вопросы «на засыпку»: в чем была главная ошибка руководства?

Помешает ли разработка логистической схемы планам реконструкции?

Какие последствия может иметь «забывчивость» руководства в отношении логистики на данном предприятии?

Насколько велик риск неэффективного использования оборудования при существующей логистике?

Как обстоят дела с логистикой на вашем предприятии?

Следующей по важности является задача выбора одного из двух вариантов: проводить улучшения существующего оборудования в рамках имеющейся технологии или закупить совершенно новую технологию и кардинально улучшить парк оборудования?

Кейс 2: выбор новой технологии или модернизация существующей

Модернизировать или менять — этот риторический вопрос решается экономическими расчетами и сопоставлением затрат и выгоды на несколько лет вперед. Обычно модернизацией существующей технологии занимаются постоянно и непрерывно, а кардинальные технологические перемены будоражат предприятие через каждые 30—40 лет. Исходные данные. Практически у любого производственного предприятия при эксплуатации теплообменных агрегатов внутренние поверхности 1, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, зарастают карбонатными отложениями, следствием чего является снижение КПД работы упомянутых систем.

Вопрос: каким наилучшим образом восстановить утраченные характеристики теплообменных агрегатов?

Решение: Для восстановления утраченных характеристик теплообменных агрегатов экономически целесообразно произвести очистку водоохлаждаемых элементов от карбонатных отложений.

Заменить теплообменные агрегаты возможно, но они дорогостоящие и их приобретение не избавляет предприятие от необходимости процедур очистки в дальнейшем.

Существует множество способов по очистке внутренних поверхностей от карбонатных отложений, по которым циркулирует проточная вода. Например, при помощи:

— механического воздействия, с применением сверлильного оборудования;

— химического воздействия на отложения путем применения различных реагентов.

Перечисленные способы, как правило, малопроизводительны и требуют значительных капитальных затрат. Качество очистки составляет практически 40—55% от исходного.

Было предложено производить очистку внутренних поверхностей теплообменных устройств от карбонатных отложений путем применения установки электрогидравлической очистки с использованием эффекта Юткина. Применение устройства, основанного на вышеупомянутом способе, при очистке внутренних поверхностей водоохлаждаемых роликов УНРС от отложений позволило не только значительно повысить производительность очистки, но также обеспечить ее качество, близкое к 100%-ному2.

Вопросы «на засыпку»: каким образом сотрудники вашего предприятия решают сходные задачи? Как мотивировать сотрудников к инновациям и непрерывным улучшениям? Каковы ежегодные потери вашей компании из-за ухудшающегося из года в год КПД теплообменных агрегатов?

После того как вы выбрали вид модернизации, предстоит решить следующую важную задачу — определить состав технологического оборудования.

Кейс 3: выбор состава технологического оборудования

Под выбором состава технологического оборудования подразумеваются:

1. Выбор и разработка планировочного решения расстановки существующего и вновь закупаемого оборудования в рамках единой технологической цепи.

2. Выбор нового оборудования в рамках всей технологии производства.

3. Разработка и выбор уникального технологического оборудования, способного решить многоцелевые задачи модернизации 3.

Определяющим фактором, гарантирующим правильность выбора состава технологического оборудования, является четко составленное техническое задание.

Исходная ситуация. Руководство компании поставило задачу оценить потребность предприятия в модернизации оборудования и технологии.

Вопрос: какие мероприятия нужно провести, чтобы выбрать один из трех путей — частичное улучшение, модернизацию в рамках существующей технологии или кардинальную смену технологии и оборудования?

1. Чтобы оценить потребность производства в частичных улучшениях технологии, следует:

— выявить участки, на которых происходят технологические сбои;

— оценить эксплуатационную надежность используемого оборудования;

— определить характер сбоев и их влияние на выполнение всего технологического процесса;

— оценить уровень потерь предприятия; — сопоставить затраты на частичные улучшения с получаемой выгодой (в том числе устранение потерь).

В случае, если эффект от частичного улучшения составляет менее 50% от не обходимого, следует проработать вопрос возможности модернизации оборудования в рамках существующей технологии.

2. Чтобы определить необходимость модернизации производства в рамках существующей технологии, требуется:

— выявить «узкие места» в технологии;

— определить влияние «узких мест» на применение технологии на смежных участках, воздействие на окружающую среду;

— составить схему «производительности материального потока», показав на ней, какие элементы системы возможно улучшить, а какие требуют замены на аналогичные по производительности;

— сопоставить затраты на улучшение и замену оборудования в рамках существующей технологии и спрогнозировать экономические характеристики производства и реализации на пять лет вперед. В случае, если, например, предполагается существенное увеличение спроса (реализации), имеет смысл проработать вопрос кардинальной смены оборудования в рамках совершенно новой технологии производства.

3. Чтобы понять целесообразность кардинальной смены технологии и/или оборудования, рассмотрим пример.

На рынке появилась продукция с качественно новыми характеристиками, которая пользуется хорошим спросом у покупателей. На существующем, устаревшем оборудовании и при существующей отсталой технологии производства невозможно добиться получения таких характеристик. Для того чтобы выйти в лидеры по производству продукта с аналогичными характеристиками, необходимо кардинально изменить технологию и обновить оборудование, четко рассчитав при этом финансовую нагрузку и оценив риски колебания спроса.

Читайте также:  Ип на строительство сколько платить

Также кардинальную смену технологии и оборудования часто применяют при проектах оптимизации внутренней логистики компании: например, когда укрупняют и выстраивают цеха в последовательности движения производственного цикла изготовления продукта (соответственно, переносить при этом устаревшее оборудование нецелесообразно).

На заметку: поставщики иностранного оборудования иногда используют некорректные приемы работы с российскими производителями при подготовке технической части контракта, что позволяет им в будущем «выкачивать» дополнительные финансовые средства.

Наконец, при реконструкции производства самой «простой» и самой последней в рассматриваемом нами ряду задач модернизации является «расшивка узких мест» с помощью самостоятельно изготовленных специальных приспособлений…

Кейс 4: изготовление специальных приспособлений

На этапе анализа (аудита) существующих технологий часто возникает вопрос о целесообразности модернизации какой-либо части технологической цепочки, в результате чего выявляется необходимость проектирования и изготовления специальных устройств, способствующих выполнению поставленных целей модернизации. По конструкции специальные устройства могут представлять собой как небольшие узлы, так и солидные технологические установки.

Исходные данные. В процессе эксплуатации технологического оборудования одного из металлургических комбинатов выявился ряд проблем — низкое качество загрузки термической емкости, а также снижение надежности работы транспортного оборудования вследствие ссыпания транспортируемого материала с постоянно движущейся ленты конвейера во время его загрузки.

Вопрос: как повысить качество загрузки термической емкости и эксплуатационную надежность транспортного оборудования?

Решение: Был проведен сбор необходимой информации: из чего состоит существующая технологическая система загрузки — весовые бункера, снабженные затворами, наклонные лотки, по которым ссыпается сыпучий материал на подвижную ленту конвейера.

Анализ информации выявил существенный недостаток функционирования технической системы — возникновения «хвостов» (остатков материала, высыпаемых по лотку на приемный конвейер после прекращения выгрузки материала из весовых бункеров). Возникновение «хвостов» обусловлено невозможностью одновременного схода всей порции выгружаемого из весового бункера материала по наклонному лотку на конвейер. Поэтому часть материала продолжает ссыпаться с лотка на конвейер (уже после того, как сформированная должным образом порция материала переместилась от места ее загрузки и направляется для подачи в доменную печь) хаотически, что в конечном счете снижает качество загрузки доменной печи. Вместе с тем «хвосты», ссыпаясь с ленты конвейера, загрязняют территорию цеха и оборудование, снижая надежность его работы.

В результате было принято решение о незначительной модернизации установки для устранения вероятности возникновения «хвостов» при загрузке доменной печи путем формирования объема заданной порции выгружаемого материала на подвижную ленту конвейера.

Была предложена конструкция отсечных задвижек, каждая из которых кинематически соединена с соответствующим ей выгрузным лотком весовой воронки 4.

На заметку: что нужно сделать для успешного выполнения проекта модернизации:

1. Сформировать план-график и иметь четкие представления о виде и уровне модернизации (производство, цех, участок, тип оборудования, номер, часть, бюджет, срок, ответственный).

2. Составить грамотное техническое задание, с привлечением третьей (независимой) стороны.

3. Сформировать бюджет модернизации из пяти частей:

— расходы на логистику; — нематериальные расходы;

— мотивационный фонд рабочей группы (обязательное условие успешности проекта);

4. Спрогнозировать финансовые возможности предприятия с учетом внутренних и внешних макроэкономических показателей.

5. Провести конкурс на замещение вакансии руководителя проекта модернизации или заказать headhunting5 рекрутинговому агентству.

6. Сформировать рабочую группу по проекту модернизации на основе не только умений, но и психологической совместимости сотрудников.

7. Разработать и утвердить бизнес-процесс, регламент, показатели оценки вклада каждого участника, а также порядок, сроки и формы отчетности рабочей группы.

8. Еженедельно контролировать и регулировать творческий процесс (по- средством нематериального и материального стимулирования).

Нужно отметить важность комплексного и последовательного решения подобных задач начиная с вопросов проектирования. При проведении проектных работ всегда спрашивайте себя: «Почему так, а не иначе?», «Где на этой схеме “узкое место”?», «Насколько мы уверены в дости- жимости плановых значений производительности?», «Каким образом мы оптимизировали внутреннюю и внешнюю логистику?». Четкие и понятные ответы на эти вопросы повысят надежность вашей системы и придадут уверенности в успехе мероприятий. Типичные ошибки и пути их корректировки и предупреждения при модернизации производства представлены в таблице.

ПредыдущийСледующий Рекламный блок

Генеральные партнёры

Сайт «KlubOK.net — материалы об управлении и маркетинге» входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме «Менеджмент и консалтинг»

Источник: www.lobanov-logist.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ Громов Д.О.

Статья посвящена разработке научно-обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию механизма модернизации, в условии энергоэффективности при строительстве инновационных объектов на территории РФ.

Текст научной статьи

«Многие великие истины были сначала кощунством» Джордж Бернард Шоу Определяя направления вхождения страны в новый этап развития, Президент Российской Федерации неоднократно в своих Посланиях ставил задачу всесторонней ускоренной модернизации во всех сферах экономики. Динамичное развитие строительной отрасли невозможно без внедрения инновационных технологий, проектов и освоения инновационных конструкций.

Строительный сектор в значительной степени является определяющим национальной экономики. Анализ состояния отрасли показывает, что в настоящее время основными проблемами ее развития являются неустойчивость, замедление темпов роста в предыдущие годы, снижение важнейших показателей эффективности строительства, медленное улучшение инфраструктуры городов, достаточно высокий физический и моральный износ жилых и производственных фондов, высокий уровень затрат ресурсов.

Основным же фактором, сдерживающим рост строительного сектора производства и позитивные структурные сдвиги, является низкая производительность отечественной отрасли. Это обусловлено, в первую очередь, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в отрасли.

Решение этих задач требует проведения промышленной политики, направленной на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, модернизацию оборудования, внедрение новейших технологий, повышение эффективности строительства и конкурентоспособности объектов строительства РФ на основе перехода на инновационный путь развития. Очень важна практическая значимость разработки конкретных предложений и рекомендаций по механизму модернизации основных производственных фондов, созданию строительных объектов удовлетворяющим всем требованиям инновационных производств.

В результате предложения и рекомендации могут быть использованы при реализации инвестиционных проектов по модернизации строительной площадки, которые позволят существенно повысить уровень производительности и импортозамещения. Обеспечение нового качественного развития экономики в пользу строительной отрасли и её инновационное, структурное наполнение, и технологическое обновление является единственной альтернативой позиционирования в системе мирохозяйственных отношений национальных государств, обладающих значительными природными ресурсами, к каковым относится Российская Федерация.

Качественный экономический рост, помимо доминанты высокотехнологичного строительства в крупных городах, включает и фактор модернизации общества, что предполагает создание условий для свободы предпринимательства, добросовестной конкуренции, создания индустрии инноваций, развития и симбиоза человеческого и социального капиталов. В этой связи в экономике неизмеримо возрастает роль модернизационных процессов с целью улучшения качественного потенциала национальной экономики.

Модернизация означает — придание чему-либо современного облика, в соответствии с современными требованиями, например, модернизация техники, позволяющая повысить её производительность. В последние годы модернизация строительной отрасли расширилась за счет включения в нее совокупности работ организационного, экономического и социальных направлений, что придает модернизации комплексный характер.

Модернизация обеспечивает комплексное и высокоэффективное обновление строительства. Это ёмкое понятие включает не только обновление реконструируемых зданий, но и глубокие преобразования в технике и технологии строительства, организации труда и управления, во всей системе социальных и экономических отношений в отрасли.

Обновление, как одно из главных целей модернизации, выступает в качестве важного источника социальной и экономической эффективности строительства, подчеркивая тем самым особую роль модернизации в достижении высоких результатов. Поскольку строительная отрасль насчитывает более сотни подотраслей и производств, но многие из них должны подвергаться усовершенствованию, обновлению.

Объектами модернизации могут быть нововведения и производственная система, связанная с новшеством. Объектами модернизации становятся не только жилые здания, производственные объекты, но и технологические, экономические, организационные, социальные и управленческие аспекты.

Модернизация строительства предполагает повышение уровня техники и технологии используемой на предприятии. Обновление основных производственных фондов, как правило, осуществляется по мере обнаружения различных неполадок техники и технологий, машин и оборудования.

Эффективность строительства (реконструкции) при осуществлении программы по реконструкции и модернизации во многом определяется рациональностью строительной отрасли в целом, а также организации ее функционирования. В настоящее время взят курс на интенсивное развитие строительной отрасли.

Сущность интенсивного развития строительного сектора экономики состоит в том, что увеличение масштабов строительства будет достигнуто не столько за счет прироста трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сколько путем дальнейшего улучшения их использования. Одной из насущных задач развития строительства России в настоящее время является реконструкция и модернизация, с учётом общего износа производственных фондов.

Особую роль играет модернизация при повышении качества строительных объектов. На этапе модернизации параметры повышения качества характеризуют технический уровень здания, объекта как суммарный результат исследований, проектирования, конструирования, технологических решений, стандартизации и унификации.

На стадии модернизации может быть заложен требуемый уровень технико-экономических и социальных параметров возводимого объекта, решается проблема выбора аналога мирового уровня. Модернизация отражает меру выполнения требований и норм к качеству, содержащихся в технической документации.

Необходимость решения таких важных проблем модернизации и реконструкции строительного сектора национальной экономики является научным обоснованием теоретических и методических основ стратегии модернизации и реконструкции, их направленность на обновление и эффективность использования основных инвестиционных фондов отрасли. Разработка эффективного механизма модернизации строительства, реконструкции и инвестирования средств в основной капитал, определение основных направлений инновационного развития, прогнозирование эффективности инвестирования и использования основных производственных фондов обусловлена сложившейся ситуацией и возникшими проблемами в развитии отрасли, что требует переоценки ее роли в развитии экономики страны.

Технологическое переоснащение строительства на строительство конкурентоспособных объектов необходимо осуществлять за счет собственного ресурсного, производственного и научно-технического потенциала и в значительной степени за счет модернизации строительной отрасли и трансферта высоких технологий. Поэтому теоретическое обоснование и разработка научно-практических рекомендаций по модернизации строительной отрасли на объектах РФ является в настоящее время актуальным и значимым механизмом.

Проблемы, связанные с эффективным менеджментом стратегических инвестиционных проектов по модернизации и реконструкции на предприятиях строительной отрасли в условиях глобализации исследованы недостаточно. В частности, не разработан механизм модернизации и реконструкции, бесприбыльных (социальных) объектов.

Объективная необходимость и сложность исследования требует научного обоснования приоритетов, рычагов, инструментов для построения прогрессивной системы управления и реализации механизма модернизации объектов одной из основной подотрасли монолитного — высотного домостроения. Согласно существующим подходам, среди важнейших параметров, определяющих энергетическую эффективность национальных экономик, выделяют энергоемкость валового внутреннего продукта.

Темпы снижения данного показателя свидетельствуют об эффективности энергосберегающей политики государства. Энергоемкость валового внутреннего продукта определяется как отношение суммарного энергопотребления к выработке валового внутреннего продукта.

Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны.

Читайте также:  Пергамент это что в строительстве

Продукцией отрасли строительства (далее — строительная продукция) являются сданные в эксплуатацию объекты (заводы и фабрики, железные и автомобильные дороги, электростанции, ирригационные и судоходные каналы, порты, жилые дома и другие), которые образуют основные фонды хозяйственного комплекса страны. Строительная отрасль тесно связана со всеми отраслями экономики, особенно с промышленностью.

С одной стороны, увеличение объемов строительства зависит от развития отраслей промышленности, которые обеспечивают его техническую оснащенность (машины, материалы, конструкции, электроэнергию и др.), с другой стороны, выполняя для других отраслей экономики строительно-монтажные работы на основе договоров подряда, строительные организации неразрывно связаны с деятельностью заказчиков. Ряд других отраслей выступает по отношению к строительству как в качестве поставщиков, так и в качестве потребителей строительной продукции. Строительство является самой материалоемкой отраслью — для получения конечной продукции стройматериалы поставляют более 70 отраслей экономики страны. Таким образом, на основе структуры валового внутреннего продукта строительной отрасли сформированы методические подходы к управлению энергосбережением в строительной отрасли, впервые включающие в себя интегрированное определение энергоемкости строительной продукции по двум технологическим циклам — производству строительных материалов и процессу возведения объектов, использующим классификацию основных факторов, влияющих на энергоемкость продукции строительной отрасли и перерасход энергетических ресурсов.

Источник: publikacia.net

Модернизация основных средств.

Рассмотрим вопрос амортизации в отношении следующих модернизированных основных средств: — имеющих остаточную стоимость, т. е. срок полезного использования которых не истек; — не имеющих остаточной стоимости, т. е. срок полезного использования которых закончился; — вообще не имевших остаточной стоимости и срока полезного использования ввиду единовременного списания на расходы первоначальной стоимости, которая не достигла стоимостного показателя, необходимого для признания объекта амортизирующим имуществом (с 1.01.16 г. — более 100 тыс. руб.).

В данной статье под модернизацией понимается любая из перечисленных в п. 2 ст. 257 НК РФ операций, следствием которой является увеличение первоначальной стоимости основных средств: достройка; дооборудование; реконструкция; модернизация; техническое перевооружение.

Проанализируем применимые положения главы 25 НК РФ, изложенные в ст. 257-259.1 НК РФ.

Начисление амортизации ОС линейным методом

Согласно пп. 1 и 2 ст. 259.1 НК РФ при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации (рассматриваем только такой метод) применяется порядок начисления амортизации, определенный настоящей статьей НК РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

K = 1/n x 100% , где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости соответствующего объекта; n — срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах. (Ранее аналогичные нормы содержались в пп. 2 и 4 ст. 259 НК РФ, что необходимо знать для понимания разъяснений официальных органов в соответствующем периоде.) Формулировка «определенный настоящей статьей» позволяет считать, что указанный порядок распространяется на все случаи исчисления амортизации основных средств линейным способом, в том числе после их модернизации. Следовательно, другие нормы НК РФ, в которых говорится о начислении модернизации, общий порядок ее исчисления не меняют.

Названный порядок предусматривает, что в расчете месячной суммы амортизации участвует такой показатель, как срок полезного использования, но при этом не упоминается, какой это срок, каким образом он определяется, а это предполагает возможность использования в формуле любого из сроков полезного использования, определяемого по правилам главы 25 НК РФ, если он может быть не один.

Кроме того, в рассматриваемой норме не определено, какая из возможных первоначальных стоимостей имеется в виду, которая (несмотря на кажущуюся однозначность данного понятия) тоже может принимать различные значения. Под восстановительной здесь понимается стоимость, сформированная в результате учитываемой для целей применения главы 25 НК РФ переоценки основных средств (абзацы 4, 5 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такое же понимание восстановительной стоимости содержится и в п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н, т. е., несмотря на то что в п. 26 данного ПБУ модернизация и реконструкция названы способами восстановления объекта основных средств, они порождают невосстановительную стоимость.

Изменение первоначальной стоимости ОС

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ расходы на модернизацию «изменяют» первоначальную стоимость (в п. 27 ПБУ 6/01 сказано «увеличивают»). Следовательно, стоимость, образовавшаяся в результате капитализации расходов на модернизацию, называется «измененная (увеличенная) первоначальная стоимость» (а не самостоятельная «новая» стоимость, не связанная с первоначальной). Это означает, что даже у полностью самортизированного основного средства сохраняется такая характеристика, как первоначальная стоимость, и соответственно может существовать измененная первоначальная стоимость.

Поскольку в ст. 259.1 не уточняется, какая именно первоначальная стоимость — первичная или измененная используется в формуле исчисления месячной суммы амортизации, то ею может быть любая из этих двух стоимостей.

Установление срока полезного использования ОС после модернизации

В п. 1 ст. 258 НК (во всех редакциях) установлено, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после модернизации в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено указанное основное средство. Если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся срок полезного использования. При этом не- обходимо обратить внимание на следующее: — сочетаются однократность установления срока полезного использования и возможность увеличения его при соблюдении определенных ограничений; — эта возможность не зависит от того, закончился ли первоначально установленный срок полезного использования, что предполагает допустимость увеличения и закончившегося срока полезного использования полностью самортизированного основного средства; — для расчета амортизации применяется срок, оставшийся от первоначально установленного срока полезного использования.

В сочетании с тем, что в ст. 259.1 НК РФ отсутствует определение, какой из трех возможных сроков полезного использования применяется для исчисления месячной суммы амортизации: первоначальный; увеличенный первоначальный или оставшийся, выделенные обстоятельства подтверждают, что используемый в формуле показатель «n» на протяжении жизненного цикла основных средств может быть не постоянной, а переменной величиной, соответственно может меняться и рассчитываемая на его основе норма амортизации; — не указывается, от какой стоимости амортизированного основного средства — первоначальной, увеличенной первоначальной или какой-либо иной (например, остаточной, остаточной, увеличенной на стоимость модернизации, или только суммы модернизации) исчисляется амортизация с учетом увеличенного или оставшегося срока полезного использования, но в этом и нет необходимости, поскольку данный вопрос решен в ст. 259.1 НК РФ с учетом п. 2 ст. 257 НК РФ: это должна быть измененная (увеличенная) первоначальная стоимость.

На основе изложенного резюмируем, что единый для всех ситуаций порядок исчисления месячной суммы амортизации в виде приведенной формулы установлен в ст.259.1 НК РФ. В соответствии с обобщенным наименованием показателей, входящих в данную формулу, оба ее множителя согласно п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ могут принимать различные значения на протяжении жизненного цикла основного средства: первоначальная стоимость трансформируется в измененную первоначальную стоимость, срок полезного использования может стать либо увеличенным первоначальным или оставшимся до окончания первоначального, либо в некоторых случаях даже уменьшенным первоначальным.

Таким образом, можно сделать важный методологический вывод о том, что отсутствие в НК РФ конкретного указания на стоимость и/или срок, используемые для начисления амортизации в той или иной ситуации, не означает, что применительно к ней порядок налогообложения в целом или какой-либо из его обязательных элементов, перечисленных в ст.17 НК РФ, не установлен, а следовательно, имеет место неустранимая неясность актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ), которая должна толковаться в пользу налогоплательщика. Если даже считать, что неясность есть, то она явно устранима, если применить общую норму, каковой является формула, содержащаяся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, — с подстановкой в нее соответствующих значений.

Рассмотрим общие выводы применительно к конкретным ситуациям.

1. Модернизированное ОС с неизменным сроком полезного использования

В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и оставшийся срок полезного использования.

Пример

При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой основное средство принято к налоговому учету, — 1000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, — 121 мес., «первичная» норма амортизации — 0,83% (1/121 х 100%), ежемесячная сумма амортизации — 8,3 ед. (1000 ед. х 0,83% : 100%).

Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1000 ед. — 8,3 ед. х 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед.; решение об изменении срока полезного использования не принимается. Измененная первоначальная стоимость — 1350 ед. (1000 ед. + 350 ед.). Подлежащая списанию на расходы остаточная стоимость — 951,16 ед. (601,16 ед. + 350 ед.).

Для исчисления амортизации применяется оставшийся срок полезного использования, равный 73 мес. (121 мес. — 48 мес.). Новая норма амортизации — 1,37% (1/73 х 100%). Ежемесячная сумма амортизации — 18,5 ед. (1350 ед. х 1,37% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 52 мес. (951,16 ед. : 18,5 ед.), т. е. за срок менее оставшегося срока использования (73 мес.), и в целом менее первоначально установленного срока полезного использования (48 мес. + 52 мес.) » 121 мес.).

В данном случае очевиден стимулирующий характер установленного законодателем порядка исчисления амортизации модернизированных основных средств, направленного на побуждение налогоплательщиков к обновлению основных фондов в форме их любого улучшения. Чем больше сумма дополнительных капитальных вложений в основное средство, тем быстрее она будет списана. В связи с этим представляется целесообразным высказать следующий методологический тезис.

«Экономическое основание», которое согласно п. 3 ст. 3 НК РФ должен иметь устанавливаемый НК РФ порядок налогообложения, проявляется, в частности, в том, что этот порядок всегда имеет экономическую направленность, которая выражается в стимулировании или дестимулировании какой-либо модели экономического «поведения» хозяйствующих субъектов. Причем это имеет место и в тех случаях, когда речь не идет об установлении льгот, пониженных ставок или использовании других очевидных и явных способов и приемов. Поэтому выявление экономического смысла и направленности анализируемой нормы — это один из основных (при этом установленных в самом НК РФ) путей адекватного понимания воли законодателя, «проникновения» в ее сущность.

Читайте также:  Список обязательных гостов в строительстве

Отдельно следует остановиться на том, почему при определении ежемесячной суммы амортизации она исчислена не путем деления подлежащей списанию остаточной стоимости (951,16 ед.) на оставшийся срок полезного использования (73 мес.), в результате чего получилась бы значительно меньшая величина, относимая на расходы каждый месяц, — 13,0 ед. вместо 18,5 ед. (как это нередко предлагается и делается). В п. 1 ст.

258 НК РФ указано, что «при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования», но сам «порядок начисления амортизации», согласно которому определяется «сумма начисленной за один месяц амортизации», устанавливается не в ст. 258, а в ст. 259.1 НК РФ. Поэтому в ст. 258 НК РФ указано, какую величину надо помещать в показатель «n» приведенной в ст.

259.1 НК РФ формулы в той или иной ситуации.

Более того, при определении ежемесячной суммы амортизации путем деления подлежащей списанию на расходы остаточной стоимости на оставшийся срок полезного использования теряется стимулирующий характер установленного порядка: налогоплательщик, осуществивший модернизацию основных средств, будет продолжать амортизировать их столько же времени, сколько и тот, кто не тратился на улучшение, т. е. первый из них не получит никаких преимуществ.

Позиция официальных органов

Позиция Минфина России и Федеральной налоговой службы России в отношении рассматриваемой ситуации наглядно (на числовых примерах) была сформулирована в середине 2000-х годов и с тех пор не изменилась (письма Федеральной налоговой службы России от 14.03.05 г. № 02-1-07/23, Минфина России от 6.02.07 г. № 03-03-06/4/10, от 11.01.16 г. № 03-03-06/40) Обоснованно исходя из того, что порядок исчисления месячной суммы амортизации при линейном способе установлен только в ст. 259.1 НК РФ, финансовый и налоговый органы сделали никак не вытекающий из этого вывод о том, что показатель «n» обозначает исключительно срок полезного использования, определенный при вводе основного средства в эксплуатацию. При этом норма п. 1 ст. 258 НК РФ об оставшемся сроке полезного использования не приводится, она упоминается лишь в ситуации, когда осуществляется модернизация полностью самортизированного основного средства (письма Минфина России от 10.09.09 г. № 03-03-06/2/167, от 18.11.13 г. № 03-03-06/4/49459).

Следовательно, и норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию основного средства, остается одной и той же на протяжении всего его жизненного цикла и ни в каких ситуациях, в том числе после модернизации, не пересчитывается (если в формуле К = 1/n х 100% величина «n» не меняется, то и показатель К тоже остается неизменным). Как указывается в приведенных письмах ФНС России и Минфина России, при определении нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено использование иных показателей, чем первоначально установленный срок полезного использования.

В результате применения неизменной нормы амортизации к увеличившейся благодаря модернизации первоначальной стоимости фактический срок полного списания стоимости объекта посредством амортизационных начислений может оказаться более длительным, чем первоначально установленный (в письме ФНС России 2005 г. — это 50 мес. вместо 48, в письме Минфина России 2007 г. — 43 мес. вместо 37). Такая возможность, как отмечено в двух письмах, обусловлена тем, что согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта (т. е. не на дату истечения срока полезного использования), либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Воспроизводится изложенная позиция (без числовых примеров) по данному вопросу и в письме Минфина России от 11.01.16 г. № 03-03-06/40, в котором указано, что если после модернизации объекта основных средств налогоплательщик не увеличил срок полезного использования, начисление амортизации следует продолжать, используя норму амортизации, которая была определена при введении этого основного средства в эксплуатацию, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.

Наши выводы

В связи с приведенным пониманием официальных органов содержания показателя «n» в анализируемой формуле отметим следующее: — оно не основано на определении данного показателя в самом тексте нормы, поскольку после слов «n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах» не указано «определенный на дату ввода в эксплуатацию данного объекта» или «в порядке, установленном п. 1 ст.258 НК РФ» и т. п.; — получается, что положение п. 1 ст. 258 НК РФ об использовании при начислении амортизации «оставшегося» срока полезного использования никогда не применяется, не имеет никаких налоговых последствий, тогда зачем же оно в нем сформулировано; — в настоящее время Минфин России признает, что после модернизации в качестве значения показателя «n» может использоваться и увеличенный срок полезного использования, но это противоречит позиции о возможности использовать в качестве такого значения только первоначально установленный срок полезного использования, и тогда не понятно, почему измененный после модернизации срок полезного использования может применяться (о чем в НК РФ не сказано), а непосредственно названный в НК РФ оставшийся срок полезного использования для исчисления амортизации применять нельзя.

Судебная практика

Практически вся судебная практика по рассматриваемой проблеме сложилась в пользу налогоплательщиков. Из последних решений приведем в целом типичных два судебных акта. В постановлении АС Поволжского округа от 22.01.16 г. № Ф064506/2015 указано, что в п. 2 ст. 257 и п. 1 ст.

258 НК РФ установлен порядок определения амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости объекта и оставшегося срока его использования и, как следствие, изменения нормы амортизации для модернизированных основных средств. Поскольку срок полезного использования основных средств в результате модернизации не увеличился, налогоплательщик был вправе начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости основных средств, увеличенной на сумму затрат на модернизацию, и оставшегося срока полезного использования.

В постановлении АС ЗападноСибирского округа от 1.09.16 г. № А45-18480/2015 отмечено, что расчет налогового органа сделан без учета положений п. 1 ст. 258 НК РФ. Применение порядка расчета амортизации, предложенного налоговым органом, может привести к превышению предельного срока полезного использования для основных средств соответствующих амортизационных групп.

В связи с последним аргументом (к сожалению, редко используемым судами) отметим, что, хотя в п. 1 ст. 258 НК РФ говорится о невозможности именно налогоплательщиком принимать решение об увеличении срока полезного использования основных средств сверх предельного для соответствующей группы, трудно представить, что цель и смысл этой нормы состоит только в запрете оформлять документ о сроке полезного использования, превышающего предельный, а не в указании на принципиальную недопустимость такого превышения.

В некоторых случаях, не возражая против использования оставшегося срока полезного использования при расчете амортизации модернизированного основного средства, налоговый орган оспаривает стоимость, к которой применяется измененная норма амортизации. Так, в рассмотренном АС Волго-Вятского округа споре инспекция считала, что для установления ежемесячной суммы амортизации на норму амортизации должна умножаться не увеличенная первоначальная стоимость, как это следует из ст. 259.1 НК РФ, а остаточная на момент модернизации стоимость основного средства, увеличенная на сумму расходов по модернизации. Понятно, что при уменьшении величины одного из множителей и месячная сумма амортизации оказывалась ниже. Суд налоговый орган не поддержал (постановление от 8.04.15 г. № А794383/2014).

Таким образом, споры о применении формулы, приведенной в п. 1 ст. 259.1 НК РФ, после модернизации ведутся по двум аспектам: об исчислении нормы амортизации и о стоимости, к которой она применяется.

Отступление первое.

Считается, что если в спорных ситуациях следовать позиции налоговых органов, то это консервативный вариант налоговой политики, позволяющий избежать штрафов и пеней. Из этого исходят и разработчики бухгалтерских программ, используя в качестве базового (типового), а иногда и вообще единственного варианта, тот способ налогового учета, который соответствует позиции налоговых органов. В целом это правильно, если только не принимать во внимание то обстоятельство, что налоговый орган может и изменить свою позицию.

Пример

Не увеличив после модернизации основных средств срок их полезного использования, налогоплательщик начислял амортизацию исходя не из оставшегося, а первоначального срока полезного использования, т. е. действуя согласно рекомендациям Минфина России и ФНС России и известной по судебной практике позиции налоговых органов. В результате организация неизбежно, как было показано ранее, вынуждена была продолжать начислять амортизацию уже после окончания этого первоначально установленного срока полезного использования.

Проверяя налоговые периоды, в которых амортизация начислялась уже после окончания срока полезного использования, налоговый орган исключил суммы амортизации из состава расходов, утверждая при этом, что ее следовало начислять исходя из оставшегося, а не первоначально установленного срока полезного использования. В этом случае амортизация закончилась бы до проверяемых периодов, в которых по этой причине соответствующих расходов (в виде амортизации) быть не должно. Безусловно, суд с налоговым органом согласился, ибо судьи всегда считали, что в данной ситуации необходимо применять именно оставшийся срок полезного использования (постановление АС Московского округа от 29.12.14 г. № А4060900/13).

Поскольку налоговый период, в котором закончился первоначально установленный срок полезного использования основного средства, истек тремя годами ранее года, в котором проводилась проверка, то сохранить для налогового учета не учтенные в тот год расходы в виде амортизации весьма проблематично. Подать уточненную декларацию можно, но бессмысленно из-за нормы п. 7 ст. 78 НК РФ, а попытаться воспользоваться положением абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ можно только через суд, имея при этом в виду неоднозначность арбитражной практики по вопросу о применимости указанной нормы к событиям более чем 3-летней давности.

Продолжение следует

Отсутствие в НК РФ специального регулирования конкретной ситуации свидетельствует о необходимости применения к ней соответствующей общей нормы, а не о неустранимой неясности НК РФ.

После улучшения основных средств амортизация всегда должна начисляться по единой формуле, приведенной в п.2 ст.259.1 НК РФ, применяемой с учетом норм ст.257 и 258 НК РФ, о возможности изменения обоих ее множителей: первоначальной стоимости и нормы амортизации.

Альмин Рабинович, руководитель Управления бухгалтерского и налогового консалтинга компании «ФинЭкспертиза»

Источник: finexpertiza.ru

Рейтинг
Загрузка ...