Для многих строительных компаний практические вопросы строительного надзора и контроля возникают в момент проверок. Но, как правило, на этой стадии возникает уже проблема административной ответственности, а иногда даже уголовной. Поэтому в серии статей мы подробно остановимся на ряде практических вопросов. Начнем с особенностей организации строительного надзора.
Одна из проблем строительного надзора — это перманентное изменение законодательства, регулирующего строительную отрасль. Проектирование объекта начинается в одних нормативно-правовых реалиях, а ввод объекта в совершенно иных, с изменившимися требованиями к безопасности, качеству работ и материалов, надежности.
Разграничение полномочий
В 2011 году при осуществлении государственного строительного надзора произошло разграничение полномочий между федеральными надзорными органами и региональными. Появились федеральный государственный строительный надзор и государственный строительный надзор, последний осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
Александр Вдовин о реформе контрольно-надзорной деятельности
В ведении федерального государственного надзора находятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, весь перечень которых определен в ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ. Все остальные объекты капитального строительства и реконструкции, соответствующие категориям, прописанным в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, относятся к региональному государственному строительному надзору.
Предмет, объект и субъект надзора
Предметом деятельности государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и результатов этих работ при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации и проверке наличия разрешения на строительство.
Кроме того, государственный строительный надзор проводит проверку соблюдения требований, указанных в частях 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Из нее следует, что предметом проверки также является наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, свидетельства СРО о допуске к таким видам работ. Что касается федерального государственного надзора, то предмет их надзора несколько шире. Они в дополнение к вышеперечисленному проверяют соблюдение саморегулируемыми организациями требований градостроительного надзора.
Объект деятельности государственного строительного надзора — это виды проверяемых работ: строительство и реконструкция объектов капитального строительства.
Субъектами государственного строительного надзора являются застройщик, технический заказчик и лицо, осуществляющее строительство. Определение застройщика и технического заказчика дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в пунктах 16 и 22, а понятие «лицо, осуществляющее строительство» определено в третьем пункте ст. 52 (там же).
145 Луняков М.А. Государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов
При этом лицом, осуществляющим строительством, может выступать сам застройщик или привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. То есть в том случае, если застройщик является просто владельцем земельного участка и у него нет свидетельства допуска СРО на выполнение строительного контроля или на выполнение строительных работ, то он заключает договор с техническим заказчиком.
Таким образом, у технического заказчика должно быть свидетельство о допуске СРО на выполнение организации строительства и выполнение строительного контроля в обязательном порядке. Только в этом случае технический заказчик имеет право заключать договор от имени застройщика с лицом, осуществляющим строительство.
На практике при проведении государственного строительного надзора мы сталкиваемся с такой проблемой: субъекты проверки пытаются оправдать нарушения тем, что они произошли по вине субподрядных организаций. Дело в том, что по гражданскому законодательству и по градостроительному законодательству ответственность перед заказчиком и контролирующими органами всегда несет генеральный подрядчик, то есть лицо, осуществляющее строительство. В случае если застройщик заключил прямой договор на выполнение определенного вида строительных работ с так называемой субподрядной организацией, но при этом не имеет свидетельство о допуске СРО к проведению строительства и проведению строительного контроля, то ответственность за все нарушения будет нести он.
Положение о техническом заказчике появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2011 году. До этого существовало понятие «застройщик-заказчик». Появление посредника между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, которым выступает технический заказчик, обусловлено необходимостью наличия у застройщика профессиональных компетенций.
В формальном смысле это выражается наличием указанных выше допусков СРО. В частности, при строительстве объектов социальной сферы, которое финансируется из федерального и регионального бюджетов, наличие профессионального технического заказчика необходимо. Потому что те же детские сады, школы, являясь застройщиками, вряд ли могут быть членами строительных СРО.
Ограничения на осуществление надзорной деятельности определены в федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с некоторыми особенностями, характерными для госстройнадзора, установленными частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
Особенности государственного строительного надзора
Региональный государственный строительный надзор ограничен проверками при осуществлении хозяйствующими субъектами строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом проведение проверок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и утвержденным Ростехнадзором РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации», а также региональными нормативно-правовыми актами.
Особенности организации проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора определены в части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Можно выделить основные моменты:
— проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
— проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также обращений и заявлений граждан и иных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, информации из СМИ и т.д.;
— проверки проводятся в соответствии с программами проверок, разрабатываемых органом государственного строительного надзора и согласованными с субъектами надзора.
Начало государственного строительного надзора
Государственный строительный надзор начианется с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, а именно:
— проектной документации в полном объеме;
— положительного заключения по проектной документации;
— общего и специальных журналов ведения работ.
Извещение направляется в инспекцию за семь дней до начала строительства. Государственным надзорным органом разрабатывается программа проверок в двух экземплярах, один из которых вручается представителю лица, осуществляющего строительство или застройщика, или заказчика под роспись. Программа проверок согласовывается с субъектами надзора.
Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лица, осуществляющего строительство.
Многие субъекты надзора нарушают сроки подачи извещений о начале строительства. Это влечет за собой административную ответственность. Возможно, что нарушители руководствуются тем, что, скрывая от надзорных органов строительство без разрешения, им легче оплатить штраф за несвоевременное извещение, чем за отсутствие разрешения на строительство. Однако в ряде случаев отсутствие государственного надзора может повлечь за собой обязательное проведение строительно-технической экспертизы.
Подробнее мы остановимся на практических вопросах государственного строительного надзора и строительного контроля в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда».
Источник: www.prominf.ru
Статья 54. Государственный строительный надзор. 1. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
5. Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора.
6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи подрядчику, застройщику или заказчику предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом.
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 54
Комментируемая статья не является новеллой градостроительного законодательства. Необходимость проведения надзора за строительством, реконструкцией со стороны уполномоченных органов предусматривалась и в статье 62 ГрК РФ 1998 года.
Однако по сравнению с ГрК РФ 1998 года положения о проведении государственного строительного надзора претерпели существенные изменения. Так, изменился круг органов, осуществляющих такой надзор, предмет государственного строительного надзора. Комментируемая статья устанавливает основные требования к проведению государственного строительного надзора.
Значительно сужен по сравнению с ГрК РФ 1998 года круг объектов, при строительстве, реконструкции которых проводится государственный строительный надзор. Так, согласно части 1 комментируемой статьи государственный строительный надзор осуществляется только в отношении объектов, проектная документация которых подлежит в соответствии со статьей 49 ГрК РФ государственной экспертизе либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией (см. комментарий к статье 49 ГрК РФ). Круг объектов является исчерпывающим, и государственный строительный надзор должен осуществляться только в отношении таких объектов, несмотря на то что статья 49 ГрК РФ вступает в силу только с 1 января 2006 года.
Часть 2 комментируемой статьи четко закрепляет предмет государственного строительного надзора — проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В то же время согласно ст. 7 Федерального закона от 27.12.2001 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучения, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную, промышленную термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность и т.д.
Как уже было отмечено выше, до принятия технических регламентов качество строительных работ должно проверяться на соответствие требованиям действующих нормативных документов в строительстве (подробнее см. комментарий к ст. 53 ГрК РФ).
Таким образом, предмет государственного строительного надзора во многом пересекается с предметами иных надзоров, осуществляемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и предусмотренных федеральными законами.
В связи с этим особое значение имеет закрепление в части 7 комментируемой статьи запрета на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного ГрК РФ. В отношении указанного положения необходимо отметить следующее.
Во-первых, указанное положение противоречит пункту 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, предусматривающей необходимость предоставления заключения государственного пожарного надзора, в то время как в комментируемой статье указание на проведение такого вида надзора отсутствует.
Во-вторых, введение данной нормы отложено до 1 января 2007 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»). За это время законодатель должен оценить необходимость проведения иных видов надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте и внести соответствующие изменения в ГрК РФ или иные федеральные законы.
В-третьих, решение о включении каких-либо видов государственного надзора в ГрК РФ возможно потребует пересмотра разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, поскольку в настоящее время проведение некоторых видов государственного надзора, осуществляемого при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, является полномочием только федеральных органов исполнительной власти.
Соответственно, до 1 января 2007 года при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляются все виды государственного надзора, предусмотренные федеральными законами. В их числе можно отметить следующие.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который включает в себя в том числе и контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний, вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.07.2002 N 228 . Кроме того, требования к проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлены и иными ведомственными нормативными актами. В качестве примера можно назвать Приказ ФАПСИ России от 11.04.2001 N 83 «О государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в федеральных органах правительственной связи и информации» , предусматривающий в том числе проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве. В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. N 554 , по результатам такого надзора выдается санитарно — эпидемиологические заключения.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Российская газета. 2002. 10 октября. N 192.
БНА ФОИВ. 2001. N 33.
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.
Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривается проведение государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе и при осуществлении строительной деятельности. Функции по осуществлению государственного пожарного надзора и государственного надзора в области гражданской обороны возложены на МЧС России (Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 ). Права государственных инспекторов при проведении государственного пожарного надзора закрепляются в Приложении к Приказу МЧС России от 20.06.2002 N 302 . Государственный пожарный надзор должен осуществляться в соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2882.
Российская газета. 2002. 13 августа. N 149-150.
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст.
5491.
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривается проведение федерального надзора в области промышленной безопасности в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте установлен Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (в ред. от 01.02.2005 N 49) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305; 2005. N 7. Ст.
560.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение экологического контроля (контроля в области охраны окружающей среды). Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
В полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды входит проверка соблюдения требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при строительстве, вводе в эксплуатацию производственных и других объектов, проверка выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, предъявление требований и выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, приостановка хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды, привлечение таких лиц к административной ответственности (ст. 66). Кроме того, предусматривается, что на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется также муниципальный экологический контроль, при этом муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды наделаны полномочиями, аналогичными полномочиям государственных инспекторов (ст. 68).
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» органы государственного регулирования безопасности в пределах своих полномочий осуществляют надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью, за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии), за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за соблюдением требований промышленной безопасностью при проектировании, строительстве опасных производственных объектов, за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах, за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 5.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 ). Государственный надзор на опасных производственных объектах Минобороны России осуществляет Минобороны России (Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.
Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает проведение государственного надзора за качеством строительства гидротехнических сооружений. Такой контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования , за исключением строительства гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений (в таких случаях надзор осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст.
3347.
Статьей 215 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Как уже было отмечено, осуществление указанных видов государственного надзора за строительством сохраняется до 1 января 2007 года.
Что касается собственно государственного строительного надзора, предусмотренного комментируемой статьи, то согласно частям 3, 4 комментируемой статьи предусматривается, что государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от степени значимости и потенциальной опасности объекта.
Перечень объектов, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» к ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; к радиационным источникам — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; к пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ — хранилища радиоактивных отходов, не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, и другие объекты, указанные в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют государственный строительный надзор при строительстве не любых линий связи, а только линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в том числе при прокладке кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений, осуществления строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море Российской Федерации (см. ст. 9).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» к объектам, сведения о которых составляют государственную тайну, относятся материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. При этом под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, относится к государственной тайне и засекречивается на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235; 1997. N 41. Ст.
4673.
Критерии отнесения объектов к особо опасным, технически сложным и уникальным должны устанавливаться Правительством РФ.
До установления Правительством РФ критериев отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным в целях разграничения предметов надзора между уполномоченными федеральными органами государственного строительного надзора и органами государственного надзора субъектов РФ следует руководствоваться письмом Минстроя РФ от 20.04.95 N БЕ-19-9/24 «О перечне потенциально опасных и технически особо сложных объектов» . Согласно указанному письму к потенциально опасным и технически особо сложным объектам относятся ядерно- и / или радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов); объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов; гидротехнические сооружения 1 и 2 классов; объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей; магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа; крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов; объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола; предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых; тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт; морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены; крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
———————————
Вестник Главценобразования. 1995. Вып. 4.
Комментируемая статья закрепляет основные права должностных лиц органов государственного строительного надзора и требования к оформлению результатов осуществляемых проверок (части 5, 6 комментируемой статьи). При этом приостановление деятельности по осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Кодексом об административных правонарушениях РФ.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст.
3436; 2004. N 35. Ст. 3607.
В соответствии с частью 8 комментируемой статьи порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время указанные вопросы Правительством РФ не урегулированы.
Источник: www.zonazakona.ru