Что является строительством для собственных нужд

С 08 июля 2021 года на территории РФ применяется национальная система прослеживаемости. Ранее мы уже выпускали статьи про прослеживаемые товары: Ввод остатков прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0, Поступление прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0, Поступление прослеживаемых товаров через подотчетное лицо в 1С: Бухгалтерии предприятия ред.

3.0 и Реализация прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0. Сегодня мы разберём ещё одну ситуацию, связанную с учётом прослеживаемых товаров – это приобретение прослеживаемого товара для собственных нужд организации.

Поступление прослеживаемого товара

Напоминаем, что для включения учета прослеживаемых товаров в разделе «Главное» — «Функциональность» в пункте «Внешняя торговля» необходимо включить одноименные галочки.

Начнём с приобретения товара, для этого перейдём в раздел «Покупки» и выберем пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)».

Следует отметить, что все участники оборота прослеживаемых товаров при продаже прослеживаемых товаров обязаны составлять документы в электронной форме, содержащие реквизиты прослеживаемости. Для плательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для неплательщиков или освобожденных от обязанностей плательщиков НДС – универсальный передаточный документ (УПД), в том числе исправленный.

Что закон запрещает садоводам строить на своем участке в 2022 году

В открывшемся окне выберем пункт «Поступление» и из выпадающего списка «Товары (накладная, УПД)», если приобретается малоценное оборудование, или «Оборудование», если основное средство. В созданном документе необходимо заполнить основные реквизиты покупки: контрагента, договор, заключённый с ним, дату и номер накладной. В табличной части следует указать приобретаемый прослеживаемый товар, его стоимость и РНПТ.

Для того, чтобы в программе всё было корректно отражено, также нужно правильно заполнить карточку номенклатуры. В графе «Маркировка и контроль» нужно указать, что это прослеживаемый товар, заполнить страну происхождения, и в графе «ТН ВЭД» подобрать соответствующий код.

После заполнения документа его необходимо провести и при необходимости зарегистрировать счёт-фактуру в подвале документа.

Посмотрим проводки документа:

Стоимость монитора как малоценного объекта в затратах списалась только в бухгалтерском учете.

Также появились регистры учета прослеживаемого товара.

Теперь перейдём к списанию товара в эксплуатацию, для этого перейдём в раздел «Производство» и выберем пункт «Расход материалов (Требования-накладные)».

В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Создать» и приступить к заполнению документа.

Важный нюанс: при заполнении этого документа вид операции нужно ставить «Передача сотруднику», а в поле «Учитывать по сотруднику» такие ТМЦ необходимо как «Расход и остатки».

Почему? Потому что если были закуплены какие-либо прослеживаемые товары, а потом какие-то из них было решено использовать как малоценные ТМЦ или ОС, то право собственности на этот товар и РНПТ сохраняются до момента выбытия ОС.

Тема 8. Ведение гражданами садоводства и огродничества для собственных нужд)

Посмотрим проводки документа: монитор теперь числится за конкретным сотрудником на счете МЦ.04, и его стоимость в налоговом учете тоже учтена.

В данном случае прослеживаемый объект не выбывает из организации и системы прослеживаемости, поэтому никаких движений по регистрам прослеживаемости не будет.

Приведем сразу другой пример. Если вы в поле «Учитывать по сотруднику» установите ползунок в значение «Расход», то программа это расценит как прекращение прослеживаемости. В этом случае она потребует указать необходимый РНПТ, а в подвале документа – подобрать причину списания для составления отчётности.

В этом случае в проводках у нас спишется стоимость монитора в налоговом учете, однако на забалансовом счете МЦ.04 монитор не останется, плюс появятся регистры прослеживаемости.

Как отчитаться по прослеживаемым товарам?

Отчитаться нужно будет в любом случае.

Однако какими документами вы это сделаете зависит от нескольких факторов.

Если вы плательщик НДС, т.е. применяете общую систему налогообложения, то в вашем случае возможны два варианта:

1) если прослеживаемый товар приобретен для собственных нужд у такого же плательщика НДС, то вы получаете от поставщика электронную счет-фактуру с реквизитами прослеживаемости. На основании этого документа данные о прослеживаемости появятся в вашей декларации по НДС. Такая декларация и будет тем видом отчета, который необходимо сдать в отношении приобретенного прослеживаемого товара.

Для того, чтобы проверить отражение прослеживаемого товара из нашего примера в декларации по НДС, сформируем Книгу покупок. Для этого перейдём в раздел «Отчёты» и выберем пункт «Книга покупок». Затем установим необходимый нам период и нажмём на кнопку «Сформировать».

2) если прослеживаемый товар приобретен у неплательщика НДС, то из-за отсутствия НДС такая покупка не попадёт в декларацию НДС, соответственно такую покупку также нужно будет указать в отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами.

Для формирования такого отчёта следует перейти в раздел «Отчёты» и выбрать пункт «Регламентированные отчёты».

Затем нажать на кнопку «Создать» и в окне «Виды отчётов» перейти на вкладку «Все».

Далее при помощи поисковой строки Вы можете найти необходимый отчёт.

После выбора отчёта также необходимо указать период, за который его требуется заполнить.

Если вы являетесь неплательщиком НДС, т.е. применяете УСН и другие системы налогообложения, отличающиеся от общей системы налогообложения, то вы обязаны включить сведения о приобретении товара в отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами.

Алгоритм создания этого отчёта аналогичен действиям, описанным выше в пункте 2.

Срок сдачи декларации по НДС или отчёта об операциях с прослеживаемыми товарами одинаков: не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом).

В следующей статье мы расскажем о том, как принять к учету прослеживаемый товар, входящий в состав основного средства.

Источник: xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai

ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (т.е. строительство хозяйственным способом) признается объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Сумма НДС, которую нужно уплатить в бюджет, исчисляется по ставке 18% от суммы фактических расходов на строительство (п.

Внимание! Строительно-монтажными работами, выполняемыми для собственного потребления, признаются те работы, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. Только в этом случае возникает объект налогообложения по НДС.

Если объект строится организацией с целью дальнейшей его реализации (целиком или по частям), то выполнение таких СМР под действие пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ не подпадает и объектом налогообложения по НДС не признается.

Правомерность этого подхода подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 3309/10.

Судьи указали на то, что при строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации построенного объекта.

Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов.

При выполнении СМР для собственного потребления НДС необходимо исчислять по окончании каждого налогового периода, исходя из суммы расходов на строительство за соответствующий период (п. 10 ст. 167 НК РФ).

Поскольку налоговым периодом для всех налогоплательщиков является квартал, НДС начисляется один раз в квартал (последним числом квартала) исходя из суммы затрат на строительство (дебет счета 08) за квартал.

Сумма НДС, начисленная на стоимость выполненных СМР, принимается к вычету при выполнении двух условий (п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ):

1) строящийся объект предназначен (полностью или частично ) для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если уже на этапе строительства известно, что объект будет использоваться исключительно для операций, освобожденных от НДС, тогда вычет не предоставляется (Письмо Минфина России от 22.01.2009 N 03-07-07/01), а начисленная на стоимость выполненных СМР сумма НДС относится на увеличение балансовой стоимости объекта (дебет счета 08);

2) стоимость построенного объекта будет включена в расходы в целях налогообложения прибыли (в том числе через амортизационные отчисления) .

Внимание! До 1 января 2009 г. существовало еще одно условие для вычета суммы НДС, начисленной на стоимость выполненных СМР. Прежде чем ставить эту сумму НДС к вычету, ее необходимо было уплатить в бюджет. С 1 января 2009 г. такого условия для вычета больше нет. Теперь вычет предоставляется сразу же после начисления указанной суммы НДС.

Таким образом, до 2009 г. налогоплательщик-застройщик должен был по окончании каждого квартала начислять НДС на стоимость выполненных за квартал работ и уплачивать его в бюджет. При своевременной уплате налога в бюджет он имел право ставить эту сумму НДС к вычету в квартале, следующем за тем, в котором она была начислена.

При этом, согласно п. 13 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, суммы НДС, начисленные на стоимость СМР, выполненных с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г., принимаются к вычету в том порядке, который действовал до 1 января 2009 г.

Читайте также:  Что такое молдинг в строительстве

Помимо суммы, начисленной им на стоимость выполненных СМР, налогоплательщик-застройщик имеет право ставить к вычету суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для строительства.

Эти суммы НДС принимаются к вычету в общем порядке — по мере принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг), независимо от факта оплаты поставщику. При этом дожидаться окончания строительства не нужно (п. 5 ст. 172 НК РФ).

Внимание! Требования о том, чтобы амортизация по построенному объекту учитывалась в составе расходов при налогообложении прибыли, а также о том, чтобы построенный объект использовался в деятельности, облагаемой НДС, относятся только к сумме НДС, начисленной на стоимость выполненных работ. К суммам «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным в ходе строительства, эти требования не относятся.

Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при строительстве, принимаются к вычету, независимо от назначения построенного объекта. Эти суммы принимаются к вычету постольку, поскольку они относятся к товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операции, являющейся объектом обложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ) (см. Письмо Минфина России от 23.04.2004 N 03-1-08/1057/16).

Пример 4.1. Предприятие (плательщик НДС) хозяйственным способом осуществляет строительство административного здания.

Работы были начаты в ноябре 2010 г. и закончены в сентябре 2011 г.

Покажем порядок исчисления и уплаты НДС при строительстве на примере двух первых кварталов строительства.

В ноябре 2010 г. были приобретены строительные материалы на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.), предназначенные для строительства здания.

Объем выполненных строительных работ составил:

в IV квартале 2010 г. — 7 500 000 руб.;

в I квартале 2011 г. — 4 000 000 руб.

Ноябрь — декабрь 2010 г.:

Д-т счета 60 — К-т счета 51 — 1 180 000 руб. — оплачено поставщику за строительные материалы;

Д-т счета 10 — К-т счета 60 — 1 000 000 руб. — оприходованы строительные материалы по покупной стоимости без учета НДС;

Д-т счета 19 — К-т счета 60 — 180 000 руб. — отражен НДС по приобретенным материалам;

Д-т счета 68 — К-т счета 19 — 180 000 руб. — НДС по приобретенным строительным материалам принят к вычету;

Д-т счета 08 — К-т счета 10 (60, 69, 70, другие счета) — 7 500 000 руб. — отражены затраты на выполнение СМР собственными силами предприятия;

Д-т счета 19 — К-т счета 68 — 1 350 000 руб. — начислен НДС на объем СМР, выполненных в IV квартале 2008 г. (7 500 000 руб. x 0,18);

Д-т счета 68 — К-т счета 19 — 1 350 000 руб. — НДС, начисленный на стоимость СМР, выполненных в IV квартале, принимается к вычету.

31 декабря 2010 г. выписывается счет-фактура на стоимость СМР, выполненных в IV квартале (7 500 000 руб.), и начисленную на нее сумму НДС (1 350 000 руб.). Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж за IV квартал 2010 г. и одновременно — в книге покупок за этот же квартал. Кроме того, в книге покупок за IV квартал регистрируется счет-фактура на приобретенные строительные материалы.

Январь — март 2011 г.:

Д-т счета 08 — К-т счета 10 (60, 69, 70, другие счета) — 4 000 000 руб. — отражены затраты на выполнение СМР;

Д-т счета 19 — К-т счета 68 — 720 000 руб. — начислен НДС на объем СМР, выполненных в I квартале (4 000 000 руб. x 0,18);

Д-т счета 68 — К-т счета 19 — 720 000 руб. — НДС, начисленный на стоимость СМР, выполненных в I квартале, принимается к вычету.

31 марта выписывается счет-фактура на стоимость СМР, выполненных в I квартале (4 000 000 руб.), и начисленную на нее сумму НДС (720 000 руб.). Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж за I квартал и одновременно — в книге покупок за этот же квартал.

Если у организации есть незаконченные строительством объекты, строительство которых началось еще до 1 января 2006 г., то на счете 19 до сих пор могут числиться суммы «входного» НДС по этому строительству, не предъявленные к вычету. Это суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для строительства до 1 января 2005 г.

Имейте в виду: их можно заявить к вычету только после окончания строительства. Соответствующие правила предусмотрены ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

Кроме того, после завершения строительства такого объекта организации необходимо будет начислить НДС на стоимость строительно-монтажных работ, которые были выполнены до 1 января 2005 г.

НДС начисляется в том периоде, когда соответствующий объект завершенного капитального строительства будет принят к учету.

Эту сумму НДС можно предъявить к вычету при условии, что объект построен для осуществления операций, облагаемых НДС. При этом нужно учитывать, что вычет этой суммы НДС возможен только после того, как она будет фактически уплачена в бюджет.

Порядок формирования налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления определен в п. 2 ст. 159 НК РФ.

Налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

В частности, по мнению Минфина России, если для выполнения СМР собственными силами организация собственными же силами осуществляет разработку проектно-сметной документации, расходы на разработку этой документации подлежат включению в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 03-07-10/07).

Нельзя не сказать, что формулировка п. 2 ст. 159 НК РФ порождает массу споров на практике.

Что конкретно следует понимать под «фактическими расходами налогоплательщика на выполнение строительно-монтажных работ»?

Надо ли включать в налоговую базу, например, стоимость материалов или оборудования, требующего монтажа?

Нужно ли включать в стоимость строительства часть общехозяйственных расходов организации?

К сожалению, ответов на эти вопросы в НК РФ нет.

Отсюда и споры, которые возникают между налогоплательщиками и налоговыми органами.

ФАС Московского округа, например, так подошел к решению аналогичного спора (см. Постановление от 01.11.2010 N КА-А40/13095-10).

Суд указал, что перечень фактических расходов налогоплательщика, включаемых в налогооблагаемую базу по НДС, в законодательстве о налогах и сборах, а равно в иных нормативно-правовых актах, которые подлежат применению в силу ст. 11 НК РФ, не определен.

При этом п. 2 ст. 159 НК РФ в качестве налоговой базы для СМР, выполненных собственными силами, приводится именно стоимость выполненных работ, а не стоимость построенного объекта (результата работ). Соответственно, для определения налогооблагаемой базы по НДС в стоимость СМР для собственного потребления включаются именно затраты на выполнение работы (деятельность) персоналом налогоплательщика, а не все затраты, направленные на достижение результата работ (строительство объекта), в частности материалы, оборудование, работы и услуги третьих лиц.

Аналогичной логикой руководствовался и ФАС Уральского округа, который пришел к выводу, что стоимость использованных при выполнении СМР материалов в налоговую базу по п. 2 ст. 159 НК РФ включаться не должна (Постановление от 17.03.2010 N Ф09-1631/10-С2).

Много споров на практике касается включения в налоговую базу стоимости оборудования, требующего монтажа.

Суды при рассмотрении подобных споров всегда встают на сторону налогоплательщиков, указывая на то, что стоимость оборудования, требующего монтажа, в налоговую базу для начисления НДС в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ не включается (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 18.11.2010 N КА-А40/14213-10, от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2008 N Ф04-3941/2008(7381-А03-41)).

Часто объекты строятся так называемым смешанным способом, когда часть работ выполняется собственными силами организации-застройщика, а часть — силами сторонних подрядчиков.

Примечание. При выполнении СМР смешанным способом НДС необходимо начислять только на ту часть работ, которые выполнены собственными силами организации. Стоимость работ, выполненных сторонними подрядчиками, в налоговую базу по НДС не включается.

Заметим, что в 2006 г. Минфин попытался поставить это утверждение под сомнение. В Письме Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 было указано, что при смешанном способе строительства налоговая база по НДС должна определяться исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями.

Однако уже в 2007 г. Высший Арбитражный Суд РФ признал упомянутое выше Письмо Минфина не соответствующим ст. 159 НК РФ (Решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06, которое оставлено без изменения Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 N 7526/07).

Суд указал, что в гл. 21 НК РФ нет норм, устанавливающих специальный порядок определения налоговой базы при смешанном способе строительства, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая часть — силами сторонних организаций.

Читайте также:  Каркасные дома технология строительства с утеплителем

Поэтому при таком способе строительства налогоплательщик-застройщик должен действовать следующим образом: в отношении работ, выполненных подрядным способом, применять нормы, предусмотренные п. 6 ст. 171 НК РФ, а в отношении работ, выполненных хозяйственным способом, — пп. 3 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 159 и п. 6 ст.

171 НК РФ.

Такой порядок исключает увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на стоимость строительных работ, выполненных подрядчиками. Иное означало бы, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость является возведенный (построенный как силами застройщика, так и силами подрядчиков) объект, а не строительно-монтажные работы, выполненные налогоплательщиком для собственного потребления, что входит в противоречие с определением объекта налогообложения, содержащимся в пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Отметим, что Федеральная налоговая служба Письмом от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527 разослала налоговым органам Решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 со следующей сопроводительной формулировкой: «. налоговым органам при использовании Письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 необходимо учитывать вышеуказанное Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Примечание. Если работы целиком выполняются сторонними подрядчиками без производства каких-либо строительно-монтажных работ собственными силами организации, то объект обложения НДС не возникает.

Этот вывод справедлив и для ситуации, когда подрядчики при выполнении строительно-монтажных работ используют материалы и оборудование организации-заказчика (Постановления ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/14232/10-2, от 13.01.2009 N КА-А40/12259-08).

НДС начислять не нужно и в том случае, когда при строительстве подрядным способом отдельные виды работ, не являющихся строительно-монтажными, но включаемых в стоимость строительства, выполняются собственными силами. Этот вывод подтверждается Письмом УФНС России по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073.

Аналогичный подход применяется и в ситуации, когда при строительстве объекта организация выступает одновременно инвестором, заказчиком и застройщиком и осуществляет контроль за ходом строительства и технический надзор.

При этом Минфин считает, что суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией для содержания указанного подразделения, вычетам не подлежат. Их следует относить на увеличение стоимости строительства в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (см. также Письмо Минфина России от 21.06.2007 N 03-07-10/10).

Аналогичные решения принимают и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 N А56-94985/2009, от 21.12.2010 N А56-13852/2010).

Примечание. Если организация собственными силами изготавливает объекты основных средств, то затраты на изготовление облагаются НДС только в том случае, если осуществляемые работы можно признать строительно-монтажными.

В противном случае затраты на изготовление основных средств собственными силами в налоговую базу по НДС не включаются.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что стоимость изготовленных силами предприятия вагончиков для лесозаготовительных бригад и комплекта шкафчиков не является объектом обложения НДС по пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом суд руководствовался перечнем видов строительно-монтажных работ, содержащимся в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123 (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А26-11042/2005-217).

ФАС Московского округа, руководствуясь более поздней Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятия, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24.12.2002 N 224, пришел к выводу, что не являются строительно-монтажными работы по строительству и модернизации речных судов, выполненные налогоплательщиком для собственного потребления. Поэтому стоимость таких работ объектом налогообложения по НДС не является (Постановление от 04.05.2011 N КА-А40/3483-11).

Аналогичный подход нужно применять и в том случае, когда организация осуществляет монтаж оборудования собственными силами.

При этом нельзя не сказать, что есть разъяснение Минфина России, в котором без каких-либо обоснований указано, что операции по монтажу оборудования, выполняемые собственными силами налогоплательщика, являются объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 29.05.2007 N 03-07-11/142).

Но, на наш взгляд, такой подход не соответствует НК РФ. Ведь словом «монтаж» могут называться разные виды работ, а объектом обложения НДС являются именно строительно-монтажные работы. Поэтому при решении вопроса о необходимости начисления НДС нужно определить, являются ли выполняемые работы строительно-монтажными.

Если да, тогда объект обложения НДС есть. И на сумму затрат на монтаж организация должна начислять НДС.

Если же выполняемые работы не относятся к строительно-монтажным, тогда НДС начислять не нужно (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073).

Заметим, что арбитражные суды при рассмотрении подобных споров руководствуются аналогичным подходом.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2007 N А57-11919/06-6.

Среди прочих претензий налоговиков суд рассматривал вопрос о правомерности начисления НДС на стоимость работ по монтажу холодильной камеры. Судьи на основании анализа нормативных актов Госкомстата России и Классификатора ОКВЭД пришли к выводу о том, что монтаж холодильной камеры не подпадает под понятие «строительно-монтажные работы», поэтому НДС на затраты по монтажу начислять не нужно.

Аналогичное решение принял ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 03.06.2009 N Ф04-2272/2009(8182-А81-42).

Судьи установили, что балки, транспортные площадки, туалеты металлические, короба металлические, помещения контейнерного типа, емкости металлические, емкости для топлива, емкости полевые, горн кузнечный, сани металлические, печь металлическая, склад контейнерного типа, арочный склад, теплопункт представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, у которых отсутствует прочная связь с землей. Данные объекты не являются капитальными строениями и не относятся к объектам недвижимости, не имеют фундамента; стены и перекрытия возведены из металлических конструкций. При сборке вышеуказанных конструкций организацией не осуществлялись строительно-монтажные работы для собственного потребления, в связи с чем у нее отсутствует объект налогообложения НДС, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Источник: finances.social

Решаем ребус: как доказать, что ввезенное оборудование требуется для собственных нужд компании?

В практике многих российских компаний хотя бы раз возникала необходимость ввоза на территорию РФ оборудования в единичных количествах и для собственных нужд. Законодательством такая возможность ввоза предусмотрена. Для ввоза такого оборудования при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления при таможенном оформлении можно не предоставлять сертификат (декларацию) о соответствии при условии подтверждения декларантом того, что оборудование ввезено действительно для собственных нужд. Казалось бы все понятно, но как это реализуется на практике?

Представим, что некое оборудование ввезено компанией новым, в единичном количестве, для собственных нужд. При таможенном оформлении сертификат соответствия компания не предоставила. Оборудование было выпущено таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Однако статус оборудования, выпущенного без предоставления сертификата о соответствии, не совсем понятен — является ли такой товар условно выпущенным или в отношении его нет никаких ограничений по распоряжению. Таможенные органы склоняются к тому, что такое оборудование является условно выпущенным, поэтому его необходимо контролировать после завершения таможенного оформления, а если компания желает иначе распоряжаться оборудованием, то она должна предоставить таможенному органу оформления сертификат (декларацию) соответствия.

При таможенном оформлении такого оборудования таможенные органы часто требуют предоставления гарантийного обязательства о предоставлении сертификата (декларации) о соответствии при распоряжении оборудованием в иных целях, чем было заявлено при таможенном оформлении.
Для того, чтобы разобраться со статусом оборудования и необходимостью в предоставлении сертификата соответствия предлагаю проанализировать нормы таможенного законодательства. В настоящей статье мы ответим на два вопроса: 1) является ли такое оборудование условно выпущенным и находится ли оно под контролем таможенных органов, и 2) может ли компания — декларант распорядиться бывшим в употреблении оборудованием по своему усмотрению, не обращаясь в таможенные органы, и без предоставления ему сертификата (декларации) о соответствии.

В начале хотелось бы сразу обозначить основания для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без предоставления сертификата соответствия. Эта норма установлена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, в котором содержится положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС товаров, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (далее – Решение № 294). Соответственно п. 5 (а) этого положения предоставление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется, если под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввезены товары в единичных экземплярах (количествах) и исключительно для собственных нужд. Такие товары должны быть ввезены по одному внешнеторговому контракту, что собственно и должен проверить таможенный орган при их оформлении.

Таким образом, суммируя правовую норму, при заявлении декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу надлежит проверить: 1) ввезены ли товары в единичных количествах; 2) по одному ли внешнеторговому контракту; 3) для собственных нужд или нет. Последнее обстоятельство о цели ввоза таможенный орган может уточнить при таможенном оформлении в декларации на товары. Декларант в ней может указать цели ввоза товаров или указать это в ином документе, например, в письме. При этом следует отметить, что никаких дополнительных требований о документах законодательством не установлено, поэтому сообщение о цели ввоза товара может исходить от декларанта в любом удобном для него формате.

Читайте также:  Иные расходы в строительстве

Сообщение декларанта о цели ввоза для собственных нужд является уведомлением таможенному органу о том, что декларант намеревается использовать ввезенное им оборудование для собственных нужд, и этого достаточно для принятия таможенным органом решения о выпуске товаров и завершения таможенного оформления. Для таможенного оформления такого оборудования не установлено требования о предоставлении декларантом гарантийного обязательства об использовании им товаров или о предоставлении когда – либо сертификатов на него.

А является ли такое оборудование условно выпущенным? Я полагаю что нет и при этом имею ввиду комплекс правовых норм, анализ которых позволил сделать такой вывод. В соответствии с п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (1) (далее – ТК ТС) выпуск товаров таможенными органами производится, в том числе, при условии предоставления в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-участников ТС.

Согласно п. 2 Решения № 294 к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ТС, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат предоставлению документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относятся товары, которые включены в Единый перечень продукции, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утвержденный Решением Комиссии ТС от 28.01.2011 № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств — членов Таможенного союза (далее — государства-члены) установлены обязательные требования (далее — Единый перечень).

К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров)обязательным требованиям, относятся сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620.

В статье 200 ТК ТС «Условно выпущенные товары» указано, какие товары таковыми являются. Товары, выпущенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными, если в отношении них: а) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; б) установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению, связанные с представлением документов (2) после их выпуска; в) государством — членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Как это следует из указанного выше, перечень условно выпущенных товаров, оформленных под процедуру для внутреннего потребления, является закрытым и не одного из перечисленных условий, позволяющих относить ввезенное оборудование к нему, в нем нет. Оборудование было ввезено в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой всех причитающихся пошлин и налогов и без предоставления льгот. Кроме того, оно на законных основаниях было ввезено без предоставления сертификата соответствия и такой сертификат не должен предоставляться, потому как оно ввезено для собственных нужд. С учетом того, что такое оборудование действительно использовалось компанией в производстве, т.е. для собственных нужд, таможенное оформление завершилось выпуском товаров и у декларанта не возникло обязательств предоставлять какие-либо документы, в том числе сертификаты соответствия, дополнительно после таможенного оформления (после выпуска). Такое оборудование после выпуска таможенным органом стало товаром ТС.

Согласно п. 1 ст. 219 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок. Как мы видим подход очень прост – если сертификат должен быть предоставлен, но не может быть предоставлен при таможенном оформлении, товары могут быть выпущены условно и только такие товары до предоставления таможенному органу необходимого сертификата будут считаться условно выпущенными и находиться под таможенным контролем.

При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров ТС после того как в отношении них уплачены причитающиеся суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и предоставлены необходимые документы. Поскольку в рассматриваемой нами ситуации указанные требования были соблюдены декларантом до выпуска товаров и у декларанта не было обязанности предоставлять сертификат соответствия вообще (3) , то такие товары не могли быть условно выпущенными и сразу же приобрели статус товаров ТС.

Учитывая, что вышеуказанное ввезенное оборудование является товаром ТС, то им можно свободно распоряжаться после завершения его использования компанией — декларантом. А товары, бывшие в употреблении, не подлежат сертификации в ТС, что также следует из норм законодательства (4) . На этом основании бывшие в употреблении оборудование может быть реализовано без получения согласования таможенного органа и без предоставления ему сертификата (декларации) о соответствии.

Указанное также подтверждается нормами национального законодательства РФ, а именно в соответствии со статьей 23 ФЗ РФ «О техническом регулировании в РФ» установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Бывшая в употреблении продукция не является объектом обязательного подтверждения соответствия. При указанных обстоятельствах при необходимости реализовать ввезенное оборудование, которое по завершении таможенного оформления в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления, является не новым и уже эксплуатировалось, у компании в силу норм российского национального законодательства о соответствии продукции нет обязанности получать сертификат соответствия, соответственно таможенный орган не имеет права требовать такой сертификат, поскольку такого рода требование не соответствует закону.

С учетом проанализированных нами норм законодательства применительно к описанной ситуации мы пришли к выводу, что оборудование, ввезенное в единичном количестве, без предоставления таможенным органам сертификата соответствия, помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не является условно выпущенным товаром и не находится под контролем таможенных органов. Мы также полагаем, что при ввозе нового оборудования в единичных количествах и для собственных нужд компании при таможенном оформлении в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления нет никаких законодательно установленных оснований для предъявления таможенному органу сертификата соответствия или предоставления гарантий о его предоставлении. Такое оборудование должно быть оформлено таможней без требования от декларанта каких-либо гарантий о предоставлении документов в будущем или ограничений относительно использования оборудования.

Оборудование, ввезенное новым, которое после завершения таможенного оформления эксплуатировалось компанией и использовалось в производственном процессе является бывшим в употреблении ввиду чего на такое оборудования система сертификация соответствия, установленная в ТС, не распространяется. Бывшее в употреблении оборудование не подлежит сертификации. В связи с указанным компания – декларант оборудования имеет право распорядиться бывшим в употреблении оборудованием, например, реализовать его, без уведомления об этом таможенного органа и без предоставления ему сертификата соответствия.

[1] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014).

[2] Перечислены в пп. 1 п. 1 статьи 195 ТК ТС.

[3] Пункт «а» пункта 5 Решения № 294.

[4] Абзац 2 пп. «а» п. 5 Решения 294.

Руководитель направления, внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование, Практика таможенного права и внешней торговли

Источник: www.tks.ru

Рейтинг
Загрузка ...