Шсле завершения работ по трассированию участка автомобильной дороги, измерения углов поворота трассы и назначения радиусов закруглений приступают к разбивке пикетажа по трассе с расчетом и разбивкой на местности горизонтальных кривых.
Пикетаж обычно разбивают с использованием землемерной стальной 20-метровой ленты типа ЛЗ. Допустимая точность измерения длин линий по трассе автомобильных дорог нормируется 1:1000, а в трудных условиях пересеченной и горной местности — 1:500. К трассам мостовых переходов предъявляют более жесткие требования. Там допустимая точность измерения длин линий по трассе нормирована равной 1:2000.
Результаты измерений заносят в специальный пикетажный журнал, изготовленный из миллиметровой бумаги, вдоль середины каждой страницы которого проведена красная линия, изображающая условную выпрямленную ось трассы. Повороты трассы отмечанэт стрелками с надписями величин элементов закруглений. На трассе в пикетажном журнале
Построение плана трассы
также показывают пикеты и их номера, плюсовые точки, номера и пикетажное положение вершин углов, притрассо-вые реперы. Кроме того, отмечают: границы угодий, ручьи, реки, овраги, болота, железные и автомобильные дороги, пересекаемые коммуникации, здания и сооружения и другие отдельные строения и объекты и т. д. Стрелками показывают направление поверхностного стока (рис. 25.11).
Реп.НЧ |
Р и с. 25.11. Образец оформления пикетажного журнала |
Трассу обычно разбивают на участки длиной по 100 м, называемые пикетами. В практике изысканий автомобильных дорог встречаются отдельные пикеты длиной, несколько отличной от 100 м. Такие пикеты называют рублеными. Кроме того, при разбивке пикетажа сторожками обозначают еще и плюсовые точки, которыми отмечают характерные точки местности: места перегибов земной поверхности по
оси трассы, не совпадающие с положением пикетов; границы угодий (пащни, выгоны, леса, луга, болота); бровки дорог; урезы воды; места пересечений коммуникаций (нефтепродуктопроводы, водоводы, линии связи, ЛЭП и т. д.); вершины углов; главные точки трассы (начала и конца переходных и круговых кривых, середины кривых).
Пикеты на местности обозначают вбитыми вровень с землей надежными колышками — точками и забиваемыми в 15—20 см от точек сторожками — кольями высотой 50—60 см, на лицевой стороне которых, обращенных в сторону начала трассы, надписывают соответствующие номера пикетов (например, ПК 21). Плюсовые точки, как правило, обозначают только сторожками, на которых делают надписи (например, + 43,5), обозначающие расстояния в метрах от ближайшего меньшего пикета.
Главные точки трассы обозначают на местности также, как и пикеты сторожками и точками. На сторожках делают соответствующие надписи (например, НК ПК 93+18,7$). Урезы воды обозначают надежными кольями, вбитыми вровень с поверхностью воды и сторожками с соответствующими надписями (например, Ур.в. 12.03.99 г. ПК 124+51.3).
3. Построение продольного профиля трассы автодороги
При разбивке пикетажа методом прямоугольных координат ведут съемку притрассовой полосы шириной по 100 м в обе стороны от трассы, в масштабе 1:2000. При этом объекты, попадающие в пределы ожидаемой полосы постоянного отвода автомобильной дороги, снимают инструментально, а за пределами полосы отвода — глазомерно.
Пикетаж трассы
137. Пикетаж трассы
Система обозначения и закрепления точек трассы
Смотреть что такое «Пикетаж трассы» в других словарях:
пикетаж трассы — пикетаж Система обозначения и закрепления точек трассы. [ГОСТ 22268 76] Тематики геодезия Обобщающие термины прикладная геодезия Синонимы пикетаж DE Verpfählung FR piquetage … Справочник технического переводчика
пикетаж — 3.9 пикетаж (промер) длины трасс передвижения по туристскому маршруту, разбивку трасс на пикеты в целях обеспечения передвижения по ним маломобильных групп населения. Источник: ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пикетаж — Система пикетов, т.е. точек съёмочных или разбивочных осей трассы, отмеченных на местности [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики геодезияфототопография EN staking outstationing DE Pflocken FR… … Справочник технического переводчика
ПИКЕТАЖ — система пикетов, т.е. точек съёмочных или разбивочных осей трассы, отмеченных на местности (Болгарский язык; Български) пикетаж (Чешский язык; Čeština) staničení (Немецкий язык; Deutsch) Pflocken (Венгерский язык; Magyar) kitűzés (Монгольский… … Строительный словарь
ГОСТ 22268-76: Геодезия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 22268 76: Геодезия. Термины и определения оригинал документа: 114. Абрис Ндп. Кроки D. Gelandeskizze Gelandekroki E. Outline Field sketch F. Croquis Схематический чертеж участка местности Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Линия электропередачи — Линии электропередачи … Википедия
Воздушная линия электропередачи — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
ЛЭП — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
Линия электропередач — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
c 9 до 18 по рабочим дням: +8 (495) 410-22-37
К разбивке пикетажа приступают после закрепления трассы знаками и в необходимых случаях створными вехами.
Пикет — это колышек, которым отмечают точку трассы.
Пикетаж разбивают обычно при помощи стальной ленты со шпильками. Горизонтальное проложение расстояния между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий — 40 или 50 м. Вообще же это расстояние принимают в зависимости от того, насколько подробно необходимо изучить рельеф по трассе и изобразить его на продольном профиле трассы.
В задачу пикетажиста входит:
Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля и продолжают ее до конца трассы. Каждая пикетная точка обозначается двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землей забивают колышек длиной 10—12 см и ставят на него рейку при нивелировании; рядом с точкой забивают сторожок — кол высотой 20—25 см; он забивается на 7з высоты и служит для отыскания «точки». На сторожке подписывают карандашом номер пикета.
Промежуточные точки, подлежащие нивелированию для дополнительной характеристики1 рельефа местности, обозначают только сторожками, на каждом из которых подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки, например ПК 26+43. Поэтому эти точки называют плюсовыми.
На поперечниках точки обозначают только сторожками и подписывают на них номер поперечника и расстояние от трассы, сопровождаемое указанием, в какую сторону от трассы расположена данная точка, например «Попер. 17+право 20 м».
Если трасса проходит по поверхности, покрытой бетоном, асфальтом или камнем, то пикеты и другие точки обозначают краской или мелом с дополнительными пометками на ближайшем заборе, строениях и т. д. для облегчения отыскания точек при нивелировании.
Применяется также беспикетажное трассирование, причем отметки характерных точек трассы определяют обычно с помощью тахеометра, расстояние между точками определяют дальномером. В трудных природных условиях этот способ может иметь преимущества, хотя в каждом случае, очевидно, требуется подтверждение проектантов и строителей сооружения о возможности использования ими продольного профиля без пикетажа, т. е. с неравномерно расположенными вдоль трассы точками с известными отметками.
Необходимая частота поперечников зависит от сложности форм рельефа в поперечном направлении к трассе, так как поперечники разбивают и нивелируют для освещения форм рельефа вправо и влево от трассы, в пределах принятой для данного сооружения ширины полосы съемки местности вдоль трассы. Ширина полосы съемки и длины поперечников на дорожных трассах обычно не менее 40 м (по 20 м в каждую сторону от трассы). Поперечники чаще всего располагаются перпендикулярно к трассе и разбивают либо эккером, либо теодолитом с применением стальной ленты и рулетки для измерения расстояний между нивелируемыми точками поперечника. Число последних должно обеспечивать возможность подсчета объема земляных и скальных работ при проектировании и возведении сооружения.
Чтобы выполнить геодезические работы по трассе в общепринятой системе координат и высот, трассу привязывают к пунктам геодезической опорной сети по меньшей мере в начале и конце трассы. Для контроля привязывают также и другие точки трассы. Например, трассы железных дорог привязывают не реже чем через каждые 50 км, если опорные пункты удалены от трассы на 3—10 км, и через 25 км, если пункты отстоят от нее на расстоянии до 3 км. После привязки трассы вычисляют координаты ее точек, пользуясь линейными и угловыми измерениями по трассе, позволяющими рассматривать трассу как теодолитный ход.
К нивелированию приступают после разбивки пикетажа хотя бы на части трассы, причем нйвелировщику передают пикетажный журнал, без которого нельзя начинать нивелирование. При техническом нивелировании по пикетажу различают два вида точек — связующие и промежуточные. Связующими являются задние и передние точки на каждой станции, а промежуточными — остальные. Связующими точками всегда бывают также реперы и икс-точки, выбираемые при нивелировании крутых склонов, когда в качестве связующих не могут быть использованы пикеты и плюсовые точки.
Источник: dom-srub-banya.ru
Настройка пикетажа
Одной из ключевых характеристик трассы является её направление. Оно задаётся при создании трассы по последовательности обозначения начальной и конечной вершин. Таким образом, направление трассы определяется направлением от первой вершины к последней. На плане направление отображается в виде стрелки на оси трассы.
При создании трассы автоматически устанавливается длина пикетажа. По умолчанию разбивка выполняется с нулевого пикета, длина пикета устанавливается равной 100 м, а направление пикетажа совпадает с направлением трассы. Если разбивку нужно выполнить не с нулевого пикета, то в любой момент можно изменить значение начального пикета трассы. Также может быть изменена длина пикета на всей трассе или отдельном её участке.
В зависимости от решаемых задач может понадобиться изменить направление пикетажа на обратное. Обратное направление пикетажа меняет направление роста пикетажных отметок от начального пикета трассы.
Следует иметь в виду, что изменение направления пикетажа не меняет направление трассы. То есть в этом случае номера вершин трассы растут в одном направлении, а направление пикетажа — в обратном.
В системе IndorCAD предусмотрена разбивка пикетажа для случаев, когда на трассе нарушен сквозной пикетаж, например при наличии рубленых пикетов. Корректировка правил разбивки пикетажа задаётся путём создания специальных точек изменения пикетажа. Каждая такая точка характеризуется расстоянием от начала трассы и новым значением пикета, от которого берёт начало новый порядок пикетажных отметок. Точка изменения пикетажа позволяет изменить не только значение текущего пикета, но и длину пикета и направление пикетажа на последующем участке трассы. Таким образом, используя точки изменения пикетажа, можно задать особый пикетаж на любом участке трассы.
Параметры разбивки пикетажа располагаются в свойствах трассы в разделе Пикетаж . К основным настройкам пикетажа относятся следующие параметры.
Длина пикета определяет шаг разметки расстояний вдоль трассы. По умолчанию длина пикета равна 100 м. При изменении значения данного параметра длина пикета меняется на протяжении всей трассы, кроме тех участков, для которых действуют настройки точек изменения пикетажа.
Пикет начала задаёт начальный пикет трассы, от которого происходит отсчёт пикетажных значений.
Если в качестве длины пикета выбрано значение 20 м или До конца , система отображает два поля для ввода пикета начала: Пикет (ПК + . ) и Плюс (. + ХХХ,ХХ) .
Направление пикетажа может быть прямым или обратным.
Прямое направление пикетажа означает совпадение направления пикетажа с направлением трассы.
При обратном направлении пикетажа рост отметок пикетажа происходит в направлении, обратном направлению трассы.
На практике достаточно часто встречаются ситуации, когда нужно изменить пикетажную отметку в определённой точке на трассе, нарушив таким образом сквозной пикетаж. Или же необходимо на отдельном участке трассы задать особые настройки пикетажа, отличные от основных настроек. В таких случаях можно создавать точки изменения пикетажа. Каждая такая точка характеризуется расстоянием от начала трассы и новым значением пикета, от которого берёт начало новый порядок пикетажных отметок.
Для создания точки изменения пикетажа в разделе параметров Пикетаж , в строке Точки изменения пикетажа нажмите кнопку . Курсор на плане примет вид прицела с перпендикуляром к трассе, рядом с которым отображается текущее пикетажное положение. Щёлкните мышью в точке с нужным пикетажным положением.
После создания очередной точки изменения пикетажа в инспекторе объектов появляется новый раздел с названием Точка [Номер точки] , в котором можно настроить следующие параметры.
Расстояние от начала трассы . Здесь можно уточнить расстояние, на котором расположена точка изменения пикетажа от начала трассы. Расстояние можно ввести непосредственно в поле или указать его интерактивно на плане, воспользовавшись кнопкой .
Длина пикета . Данный параметр задаёт длину пикета на участке трассы после точки изменения пикетажа.
Пикет начала . Этот параметр задаёт новое значение пикета в точке изменения пикетажа. От него отсчитывается дальнейший порядок пикетов до конца трассы (если на трассе задана только одна точка изменения пикетажа) либо до следующей точки изменения пикетажа. При длине пикета равной 20 м или длине всей трассы (значение До конца ) для задания пикета начала отображаются два поля ввода: Пикет (ПК + . ) и Плюс (. + ХХХ,ХХ) .
Направление пикетажа . Направление пикетажа на участке трассы после точки изменения пикетажа может быть отличным от основного направления, заданного для всей трассы.
В ряде случаев достаточно создания одной точки изменения пикетажа, которая разделит трассу на два участка. Например, при реконструкции, когда изменение радиуса кривой приводит к изменению длины трассы. В таком случае для сохранения пикетажа на неизменённом участке трассы создаётся рубленый пикет с помощью точки изменения пикетажа.
С помощью двух точек изменения пикетажа на трассе можно создать отдельный участок со своими, отличными от остальной трассы настройками пикетажа. Например, это может понадобиться, когда трасса проходит через населённый пункт, и часть трассы, находящаяся в границах населённого пункта, имеет отличные от остальной трассы настройки пикетажа.
На приведённом ниже рисунке изображена трасса с двумя точками изменения пикетажа. Нумерация точек изменения пикетажа производится относительно направления трассы и не зависит от порядка их создания. До первой точки изменения пикетажа длина пикета трассы равна 100 м. Первой точкой изменения пикетажа значение пикета устанавливается равным 0+0,00, длина пикета на дальнейшем участке устанавливается равной 20 м. Вторая точка изменения пикетажа возвращает значение пикета, которое было в данной точке трассы до создания первой точки изменения пикетажа, и устанавливает длину пикета 100 м. Для обозначения на трассе такого участка целесообразно сначала создать точку изменения пикетажа в конце участка, а затем — в начале. Таким образом, параметры первой точки изменения пикетажа будут действовать только на данном участке трассы.
Чтобы подсветить участок трассы, пикетаж которого определён настройками точки изменения пикетажа, нажмите кнопку рядом с соответствующей точкой.
Удалить точку изменения пикетажа можно с помощью кнопки .
Отображение точки изменения пикетажа и рубленого пикета настраивается в общих свойствах объекта Трассы в разделе параметров Отображение точек изменения пикетажа .
Опция Отображать точки изменения пикетажа позволяет включить/отключить отображение точек изменения пикетажа на плане. Если данная опция включена, то рядом с каждой точкой изменения пикетажа на плане отображается указатель в виде стрелки и текстовая надпись, содержащая номер точки, номер пикета (исходное и новое значение) и направление пикетажа.
Опция Отображать рубленые пикеты позволяет включить или отключить отображение рубленых пикетов на плане. Если опция включена, рубленый пикет отображается в виде двух флажков в начале и в конце рубленого пикета, в выноске между которыми указывается длина рубленого пикета.
Настройки шрифта подписей точек изменения пикетажа и рубленых пикетов расположены в подразделе Стиль текста .
В зависимости от заданного значения пикета в точке изменения пикетажа дальнейший порядок пикетов может содержать дублирующиеся значения.
В ситуации, когда порядок пикетажных отметок прерывается и продолжается с пикета, значение которого больше, чем было бы без изменения пикетажа, дублирующихся значений пикета не возникает. В этом случае в порядке пикетажных значений пропускается ряд значений.
В случае если порядок пикетажных отметок продолжается пикетом, значение которого меньше, чем было бы без изменения пикетажа, некоторые пикеты нового порядка будут иметь те же значения, что и на участке до точки изменения пикетажа.
При возникновении дублирующихся значений пикета в подписи таких пикетов указывается порядковый номер значения.
Наличие дублирующихся пикетов легко обнаружить, если измерить пикетажные отметки вдоль трассы. Измерение пикетов можно выполнить в режиме Главная > Объекты-измерители > Пикет и смещение . На приведённом выше рисунке изображено измерение дублирующегося значения пикета. Цифра 1 в скобках в подписи означает, что данное значение пикета встречается на трассе первый раз и на последующем участке трассы имеется ещё один или несколько пикетов с таким же значением.
Если повторяющееся значение пикета встречается второй раз, то в подписи такого пикета в скобках будет указан порядковый номер пикета — 2. Аналогичным образом будут отмечены и все последующие повторяющиеся значения пикета.
Источник: help.indorsoft.ru
Вкладка «Управление пикетажем» (диалоговое окно «Свойства трассы»)
На этой вкладке можно установить опорные точки пикета и назначить рубленые пикеты вдоль трассы.
Пикет в опорной точке
Задает значение координаты X для опорной точки пикета. По умолчанию это значение соответствует начальной точке трассы. Введите значение или укажите точку на чертеже.
Задает значение координаты Y для опорной точки пикета. По умолчанию это значение соответствует начальной точке трассы. Введите значение или укажите точку на чертеже.
Выберите опорную точку
Задает значения координат X и Y для опорной точки пикета. Для задания координат укажите точку на чертеже.
Задает пикет в опорной точке.
Информация о пикете
Выводит начальный пикет для первого раccчитанного объекта трассы.
Показывает конечный пикет для последнего рассчитанного объекта трассы.
Выводит длину трассы как сумму длин рассчитанных объектов вдоль каждой из трассы.
Измерить кривые вдоль хорд
Указывает, что длина трассы измеряется с помощью длины хорды кривой, а не по истинной геометрии кривой. Единица длины хорды — значение только для чтения, взятое с вкладки Параметры среды диалогового окна «Параметры чертежа».
Рубленый пикет
Добавить рубленый пикет
Задает местоположение рубленого пикета. Нажмите кнопку и определите пикет для нового рубленого пикета либо путем выбора пикета на чертеже, либо путем ввода значения исходного пикета в командной строке.
Удалить рубленый пикет
Удаляет выбранные пикеты с чертежа. Выберите ряд пикетов, который требуется удалить, и нажмите на эту кнопку.
Показывает индексный номер рубленого пикета, упорядоченный по исходному расположению пикетов на трассе.
Исходный предыдущий пикет
Отображается значение пикета в месте рубленого пикета до присвоения каких бы то ни было значений рубленому пикету. При наличии только одного значения рубленого пикета значения «Исходный предыдущий пикет» и «Предыдущий пикет» совпадают.
Отображается значение пикета в месте значения рубленого пикета до назначения каких бы то ни было рубленых пикетов. При наличии только одного значения рубленого пикета значения «Исходный предыдущий пикет» и «Предыдущий пикет» совпадают.
Если трасса содержит несколько значений рубленого пикета, то значение «Предыдущий пикет» для всех рубленых пикетов, кроме первого, будет связано со значением «Следующий пикет» и значением рубленого пикета непосредственно перед ним.
Задает новые значения пикетов непосредственно после значения рубленого пикета.
Определяет увеличение или уменьшение значения пикета, следуя к местоположению рубленого пикета.
Содержит примечания или инструкции, относящиеся к рубленому пикету. Введите необязательные комментарии. Эти комментарии могут использоваться как метки для рубленых пикетов.
Источник: knowledge.autodesk.com