Ценообразования в строительстве организация

Получение организационно-управленческих, планово-экономических, финансово-экономических, научно-исследовательских, предпринимательских компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере ценообразования, сметного нормирования и договорных отношений в строительстве.

Повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а также получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности.

Стоимость обучения — 70 600 рублей.

Для кого

Краткое описание

Обзор основных нормативно-правовых документов в области ценообразования в строительстве.

Последние изменения законодательства:

— Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации»

Заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту

— Постановление Правительства РФ от 31.12. 2019 г. № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…» вступает в силу с 17.01.2020

(Изменения в процедуре проведения государственной экспертизы)

— О введении с 31 марта 2020 года Новой редакция Государственных сметных нормативов ГСН 2020 (ГЭСН-2020 и ФЕР-2001)

— Приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого является строительство, реконструкция объектов капитального строительства»

Разработка и запуск Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Государственные укрупнённые сметные нормативы НЦС-2020.

Общие принципы формирования глав сводного сметного расчета.

Сводка затрат. Порядок определения средств глав 8, 9. 10, 12

Ресурсно-индексный метод (РТМ) определения сметной стоимости строительства. Понятие и расчет ценообразующих ресурсов в сметной документации.

Основные принципы формирования смет ресурсным методом.

Применение BIM-технологий в сметном деле.

Занятия проводятся по очно-заочной форме обучения с выдачей диплома о переподготовке.

Ключевые вопросы курса

  1. Градостроительный кодекс
  2. Ценообразование и сметное нормирования
  3. Договорные отношения, договора подряда
  4. Методы определения сметной стоимости строительства
  5. BIM-технологии в сметном деле

Программа курса состоит из следующих дисциплин:

Правовое обеспечение строительства

Строительное производство как объект управления в условиях рыночных отношений

Ценообразование в строительстве в 2023 году. Серия 3

Общие положения по определению стоимости строительства

Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве

Рекомендуемый порядок составления сметной документации на строительство

Сводный сметный расчет стоимости строительства

Порядок определения сметной стоимости на ремонтно-строительные работы

Определение объемов строительных работ

Договорные отношения в строительстве

Проверка сметной документации на строительство, реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства на предмет соответствия ее проекту и методическим и директивным документам.

Формирование сметной стоимости строительной продукции в современных условиях

Ведущие курса

Специалисты в области ценообразования, сметного нормирования и договорных отношений в строительстве, в том числе:

Малютина Надежда Николаевна — преподаватель ФАУ «РосКапСтрой», независимый эксперт по ценообразованию в строительстве;

Притчина Светлана Николаевна — преподаватель ФАУ «РосКапСтрой», независимый эксперт по ценообразованию в строительстве.

Ваш отзыв поможет другим сделать выбор.

Для регистрации слушателям необходимо иметь при себе копию платежного поручения, которая является пропуском на курс.

Для оформления Удостоверения необходимо предоставить

— копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте);
— копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

Обращаем ваше внимание на особые случаи при выдаче Удостоверения о повышении квалификации.

Вид образовательной деятельности

Ценообразование в строительстве

14.02.2022г.-24.04.2022г.; 18.04.2022г.-24.06.2022г.; 20.09.2022г.-24.11.2022г.; 17.10.2022г.-21.12.2022г.;

Внимание!

Участие в мероприятии может быть оформлено в соответствии с требованиями 44-Ф3 и 223-Ф3. По вопросам участия нашей организации в государственных и муниципальных закупках обращаться по телефону
+7 (495) 147-99-77

Контакты

Войдецкая Наталья Борисовна

Телефон: +7 (495) 147-77-99

«Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса» организована в 1966 году и переименована приказом Минстроя в ФАУ «РОСКАПСТРОЙ».

Источник: dpo.roskapstroy.ru

Сметное ценообразование и бюджетирование в управлении строительной компанией

Строительная деятельность носит проектный характер, и в ней все еще сильно государственное регулирование. Возникающие же на практике управленческие задачи требуют эффективных решений. Какими они могут быть?

Составление сметы на выполнение работ или услуг — обязательный этап договорных отношений заказчика и подрядчика. При финансировании таких работ коммерческими организациями правила разработки сметной стоимости регулируют инвестор, заказчик и подрядчик. В случае государственного или муниципального финансирования для этих целей используются сметно-нормативные базы, в том числе СНБ-2001, официально принятые Минрегионом России или соответствующими региональными органами власти. Государственное ценообразование в строительстве до сих пор основывается на базисноиндексном методе, по которому исходя из проектной документации вначале рассчитывается базисная цена (на основе единичных расценок сборников цен, коэффициентов, принятых на 1 января 2000), которая затем индексируется по элементам затрат в текущую стоимость.

Такой подход основан на модели нормирования затрат ресурсов в натуральном выражении на строительные и иные работы, учитывающей сложности условий производства. Однако в силу неактуальности и усредненности применяемых цен на ресурсы, коэффициентов их пересчета в текущую стоимость, а также единичных расценок в целом (недостатки СНБ-2001), сметная стоимость строительства может значительно отличаться от рыночной. Это увеличивает риски строительного проекта (его качества, стоимости и сроков исполнения).

Кроме того, процесс сметных расчетов дорогостоящий (не менее 1% от стоимости работ) и обслуживает в большей мере интересы заказчика. Но получаемые в результате во многом искусственная стоимость и себестоимость не могут быть использованы для управления проектом и строительной деятельностью в целом, и требуют корректировок и уточнений.

Тем не менее, строительные организации, работающие по государственным или муниципальным контрактам, рассчитывают плановую и фактическую сметную стоимость по элементным нормам и единичным расценкам. На практике сметы составляются формально, как обязательная документация, без использования всех возможностей сметного дела. Строители для оформления документов и получения денег готовят сметы для заказчиков, а для реального управления финансами проекта составляют бюджеты.

Бюджетное управление

Бюджетирование бюджетное управление) позволяет не только планировать финансы, но и делегировать финансовые полномочия в компании для достижения запланированных целей и показателей. Плановые, фактические и план-фактные (сравнительные) данные в виде бюджетов являются внутренней управленческой информацией:

  1. бюджет доходов и расходов (БДР) — для достижения нужной рентабельности, контроля доходов и расходов, их соотношения;
  2. бюджет движения денежных средств (БДДС) — для контроля генерации нужного денежного потока, так как два первых бюджета формируются обычно по методу начисления;
  3. бюджет по балансовому листу (ББЛ, прогнозный баланс) — для планирования состава активов и обязательств, выходя на нужное их соотношение по горизонтали и вертикали.
Читайте также:  Какие материалы для строительства дорог

Каждый объект в строительстве даже при серийном производстве уникален, так как выполняется в новом месте, в различных погодных условиях, с изменившимися ценами на ресурсы, и зачастую с но вым составом исполнителей (кооперация). В условиях высокой конкуренции цена ошибки в оценке себестоимости очень велика и может привести подрядную организацию к убытка при реализации проекта.

Совокупный результат строительной компании формируется из проектов (работ, услуг, строек), которых даже в крупных компаниях может быть не много. Если известна производственная программа на период бюджетирования, можно составить БДР проектов, компании в целом и сформировать функциональные бюджеты:

  • субподрядных работ проектов и в целом организации;
  • услуг заказчика (генподрядчика) проектов и в целом организации;
  • общепроизводственных расходов подразделений;
  • управленческих расходов организации;
  • коммерческих расходов организации;
  • материальных затрат проектов и в целом организации;
  • эксплуатации строительных машин и механизмов (СМиМ) проектов и в целом организации;
  • оплаты труда рабочих и машинистов проектов и в целом организации;
  • валовой прибыли проектов и прибыли от выполнения работ в целом организации.

Бюджеты прочих доходов и расходов, налогов и сборов, чистой прибыли составляет финансовое подразделение. А бюджетирование движения денежных средств связано с договорной работой, соответствующими условиями поступления и расходования денежных средств.

Бюджеты проектов как для заказчиков, так и подрядчиков могут формироваться на основании тщательно составленных календарных планов строительства с указанием исполнителей, ресурсов и сроков выполнения. Экономическая модель проекта.

Экономическая модель проекта.

Подготовить подробные календарные планы по ресурсам можно лишь непосредственно перед началом строительства по результатам конкурсной документации, договорной и подготовительной работы. Однако потребность в бюджетах проектов возникает гораздо раньше. Тем не менее даже при отсутствии календарных планов и сетевых графиков сметную документацию стройки в текущих или прогнозных ценах можно использовать в качестве исходной экономической модели проекта. Она содержит стоимость отдельных объектов, видов работ, временных зданий и сооружений, различные удорожания и т.д.

Доходами подрядной организации могут быть стоимость строительных, монтажных, прочих работ, оборудования, выполняемые собственными силами, так и с участием субподрядных организаций. Расходами — затраты на материалы, включая заготовительно-складские расходы, эксплуатацию строительных машин и механизмов, в том числе оплату труда машинистов, резервы на непредвиденные затраты, общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы, связанные с объектом. И наконец, сметная прибыль, больше соответствующая бухгалтерской прибыли от продаж.

Поскольку реальное покрытие расходов подрядной организации и контроль необходимого финансового результата требуют значительной корректировки стоимостных данных сметного ценообразования, актуален механизм, который бы позволил

превращать (трансформировать) сметную документацию в систему внутренних бюджетов. Ведь, по сути, и сметы, и бюджеты оперируют исходными данными обособленно друг от друга. В результате возникает двойная работа сметчиков и финансовых менеджеров — первые делают «искусственные» сметы, выполняя требования заказчика, вторые в отрыве от уже имеющихся сметных данных тратят лишнее время на бюджетирование.

Трансформировать исходную экономическую модель сметной цены строительства можно с помощью механизма бюджетирования с применением современных средств автоматизации. В этом случае интеграция сметного ценообразования и бюджетирования достигается за счет автоматизированной трансформации сметной документации в бюджеты проектов и строительной компании в целом. Осуществить такое взаимодействие можно двумя основными способами.

Бюджетирование проекта применяется в случае, если строительная организация не имеет полной сметной документации, оценивающей всю производственную программу на период бюджетирования — квартал, полугодие или год. При таком подходе для заказчика, инвестора формируется бюджет капитальных вложений на основании сводного сметного расчета. Для подрядчика формируется бюджет коммерческого проекта (бюджет доходов и расходов) на основании сводного сметного расчета, объектной и/или локальной сметы (первый способ).

Комплексное бюджетирование применяется при масштабном долгосрочном строительстве, когда вся производственная программа на период до начала планирования уже обеспечена сметной документацией. В этом случае для подрядных организаций можно подготовить весь комплекс бюджетов основной деятельности по доходам и расходам. А заказчики получат бюджеты капитальных вложений всех проектов и бюджет своего содержания на период в целом (второй способ).

Трансформация смет как механизм интеграции (первый способ).

Рассмотрим механизм трансформации локальной сметы в бюджет коммерческого проекта подрядной организации.

Осуществление на практике методики взаимодействия и других форм интеграции сопряжено с решением ряда непростых задач:

  • необходимости индивидуальных решений по отнесению лимитированных затрат на строи тельство к определенным статьям бюджета (зимнее удорожание, временные здания и сооружения, резерв непредвиденных затрат и т.д.);
  • потребности декомпозиции накладных расходов по определенным правилам на прямые, общепроизводственные, общехозяйственные (управленческие) и коммерческие расходы;
  • перераспределения сумм между статьями бюджета в связи с относительной искусственностью сметной документации, обычной недостаточностью сметной прибыли и накладных расходов или по другим причинам;
  • распределения выделенных доходов и расходов проекта по шагам бюджетирования (как правило, месяц) в ситуации отсутствия привязки сметной стоимости к календарному графику строительства;
  • различия в классификации определенных расходов. Например, в сметном деле амортизация строительных машин и механизмов — составная часть прямых затрат, а в бюджетировании обычно — часть косвенных (общепроизводственных) затрат.

Пошаговое решение этих задач соответствует последовательности осуществления базового механизма трансформации.

Лимитированные затраты относят к статьям бюджета методом последовательного их перебора. В сметной документации подрядной организации они могут иметь характер доходов с расходами или доходов без расходов. Решение по отнесению таких затрат принимается в индивидуальном порядке, при этом задача автоматизированной трансформации состоит в выявлении и представлении таких ситуаций.

Декомпозиция накладных расходов осуществляется через задание постоянной либо индивидуальной для каждого проекта и его сметной документации пропорции их разделения на прямые, общепроизводственные, общехозяйственные (управленческие) и коммерческие расходы (рис. 1). Перевести часть накладных расходов в состав основного производств можно, например, за счет зарплаты инженерно-технических работников, занятых на конкретном объекте.

После трансформации сметных данных в бюджетные требуется дополнительное перераспределение статей доходов и расходов. Поскольку заклады ваемые в сметных нормах параметры рентабельности, как правило, не соответствуют потребностям подрядной организации в прибыли, то бюджет в данном случае не сможет выполнять функцию планирования, учета и контроля нужных финансовых результатов проекта.

Перераспределение параметров бюджета в автоматизированной системе можно представить через изменение долей соответствующих статей. Структурно выручка строительной компании (объем вы полненных работ) — система взаимозависимостей, и измене ние одного из ее параметров ав томатически влечет за собой изменение других ее составляющих. Например, если данные сметной документации показывают недостаточность нормативной прибыли и накладных расходов по объекту, тогда при бюджетировании можно оптимизировать затраты на материалы и к финансовому результату добавить резерв непредвиденных затрат (рис. 2).

Распределяются выделенные доходы и расходы проекта по шагам бюджетирования через типовые варианты — линейное (равномерное), большая часть результатов ближе к завершению, ближе к началу, две вершины в середине, большая часть результатов в середине проекта, меньшая часть результатов в середине проекта, большая часть результатов более плавно в середине проекта, меньшая часть результатов более плавно в середине проекта (рис. 3). Различия в классификации определенных расходов можно преодолеть через единство внутрифирменной терминологии и унификацию нормативно-справочной информации в компании.

Читайте также:  Специальные виды цемента в строительстве

Результат трансформации сметной документации по одной стройке — бюджет доходов и расходов (коммерческого проекта), составленный по методу начислений (см. таблицу).

Такой подход позволяет подрядчику решать следующие задачи:

  • компенсировать недостатки сметной документации — классификация доходов и расходов, заниженные нормы накладных расходов и прибыли и т.д.;
  • получить исходную информацию для разработки бюджета движения денежных средств по проекту;
  • автоматически разделить выполнение работ собственными силами и субподряд, дифференцировать накладные расходы;
  • значительно снизить трудоемкость и повысить скорость бюджетирования.

Второй способ трансформации

При наличии сметной документации на весь календарный период (квартал, полугодие, год) подрядная организация может построить целостную систему бюджетов методом «по начислению» — второй способ трансформации. Такое комплексное бюджетирование периода дает дополнительные возможности:

  • разработать систему бюджетов доходов и расходов всех запланированных проектов, компании в целом, бюджеты функциональных подразделений и отдельных затрат;
  • сформировать данные для подготовки бюджета движения денежных средств всего предприятия и платежного календаря;
  • повысить эффективность сметного ценообразования и бюджетирования в целом.

Опираясь на данные о начале и окончании работ по каждому сметному документу всей производственной программы, определяется («изымается») сметная стоимость бюджетируемого периода. На основании данных о доходах и расходах по всем проектам определенного периода (квартала, полугодия или года) дополнительно формируются следующие бюджеты — доходов и расходов в целом, общепроизводственных расходов подразделений, управленческих и коммерческих расходов, материальных затрат, эксплуатации строительных машин и механизмов, оплаты труда, валовой прибыли проектов и прибыли организации.

Такая схема больше подходит для подрядных организаций с большими и масштабными проектами (сотни миллионов и миллиарды рублей) со сроком их реализации от года и формирующих производственную программу в основном до начала периода бюджетирования.

Результат

Трансформация сметной документации в систему бюджетов — один из механизмов интеграции деловых процессов производства и менеджмента, когда отдельные специализированные функции достигают единства, целостности и максимальной эффективности. Технико-экономический же эффект методики и технологии трансформации — в значительной экономии рабочего времени на составление бюджетов и повышении отдачи от сметного ценообразования. В отдельной организации рентабельность работ может вырасти на 0,25—0,5 процентных пункта за счет снижения управленческих расходов.

Источник: www.impuls-ivc.ru

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Сметная стоимость строительства показывает сумму денежных средств, необходимых для его осуществления. На базе сметной стоимости строительства формируется свободная (договорная) цена на подрядные работы. Их оценка осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе. Для этого составляются инвесторские сметы и сметы подрядчика (оферта).

Стоимость подрядных работ определяется сметными расчетами (сметой). Сметная документация является составной частью проекта на возведение здания, сооружения и входит в проект отдельным разделом. Смета составляется на основе проекта, сметных норм, единичных расценок и других данных.

Она показывает размер денежных средств, необходимых для осуществления строительства того или иного объекта — предприятия, здания или сооружения. Смету составляют до начала строительства запроектированного объекта, и она является неотъемлемой частью проекта. Смета на строительство представляет собой основной и неизменный документ на весь период строительства, а утвержденная в установленном порядке сметная стоимость является лимитом денежных средств на строительство.

Сметная стоимость служит основой для планирования капитальных вложении по общественному хозяйству в целом, по отдельным отраслям и организациям. Сметная стоимость необходима для решения вопросов о возможности и целесообразности включения стройки в государственный план. На основе сметной стоимости осуществляется планирование ввода в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ по сданным заказчику предприятиям, пусковым комплексам, объектам, подготовленным к эксплуатации, составляет объем конечного результата строительных работ. Сметная стоимость строительно-монтажных работ используется для заключения подрядного договора между заказчиком и подрядчиком, а также между генеральным подрядчиком и субподрядчиками. Расчеты с подрядными организациями за выполненные и сданные строительно-монтажные работы производятся заказчиками после окончания строительства здания (сооружения) или окончания этапа работ на основании согласованной и утвержденной сметной документации.

Показатели сметной стоимости необходимы для оценки вариантов проектных и плановых решений по строительству и реконструкции производственных и непроизводственных сооружений и выбора наиболее экономичного из них. Сметная стоимость используется для сравнения вариантов организации строительства и производства работ, для выбора конструктивных, объемно-планировочных решений, а также строительных материалов.

На основе сметной документации осуществляются учет и отчетность, расчет и оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков. Сметная стоимость строительно-монтажных работ является основой для определения расчетной стоимости работ, поручаемых бригаде. На основе смет определяются плановые показатели в строительстве: объем работ, конечный результат работ, производительность труда, необходимая численность рабочих, потребность в машинах, материалах и др. Главный экономический показатель деятельности подрядных организаций — рента-

белъностъ определяется сопоставлением сметной стоимости строительно-монтажных работ по сданным в эксплуатацию зданиям и сооружениям с фактическими затратами.

Сметная стоимость оплаченных подрядчику работ должна не только покрывать его расходы, но и обеспечивать получение определенной прибыли. Сопоставление сметной стоимости работ и фактических затрат строительной организации при анализе результатов ее хозяйственной деятельности является основой для выявления источников прибыли и причин убыточной работы строительных организаций. Определение стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации осуществляется на основе сметно-нормативной базы.

Порядок установления цен в строительстве заметно отличается от методов определения цен в промышленности и других отраслях экономики. Там цены устанавливаются на единицу продукции, готовой к употреблению (трактор, кран, тонну цемента и т.д.). Наиболее распространенный метод определения цен в промышленности — себестоимость продукции плюс прибыль.

В строительстве устанавливаются не сами цены, а сметные нормативы, на основе которых составляются единичные расценки и затем определяется сметная стоимость строящихся зданий и сооружений, по сути служащая их ценой. Расчет сметной стоимости осуществляется путем суммирования стоимости всех конструктивных элементов и видов работ по объекту в целом. В промышленности такой сметно-нормативной базы не существует.

В отличие от цены в промышленности применяемые в строительстве все виды единичных расценок на строительные работы служат ценой единицы конструктивного элемента или вида работ, т.е. промежуточного строительного продукта. Единичная расценка — неполная цена. Она содержит только прямые затраты строительной организации: основную заработную плату рабочих, стоимость материалов, изделий и конструкций, а также эксплуатации строительных машин.

Цены промышленности, базирующиеся на себестоимости продукции, в своем составе содержат косвенные расходы, функцию которых в строительстве выполняют накладные расходы. Они и сметная прибыль (плановые накопления) в единичных расценках не предусмотрены, их учитывают непосредственно при составлении сметной документации пропорционально прямым затратам или ФОТу (фонду оплаты труда рабочих: строителей и машинистов). Не входят в единичные расценки еще целый ряд компенсационных выплат, которые исчисляются отдельно при составлении сводного сметного расчета стоимости строительства. Среди них средства, включаемые в главу 1 «Подготовка территории строительства», связанные с отводом и освоением застраиваемой территории, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты». Помимо этого, в сводном сметном расчете стоимости строительства отдельно предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Читайте также:  Что такое первичная учетная документация в строительстве

Сметная оценка подрядных работ включает в себя их объем в стоимостном выражении, определяемый путем умножения объема каждого элемента работ согласно разделам сметы в натуральном исчислении на соответствующую ему единичную расценку и дополнительного учета накладных расходов и сметной прибыли.

Все сметные нормативы не могут отражать фактический уровень стоимости ресурсов, расходуемых в процессе строительства, так как они формируются не от реальной себестоимости строительного продукта, а от сметных норм и цен, отражающих усредненные условия и методы производства работ, учтенных при разработке централизованно разрабатываемой сметно-нормативной базы. Установление цены в отрыве от реальной себестоимости приводит к тому, что все внимание подрядчика приковывается к сметной цене. Себестоимость в этих условиях по сравнению с ценой становится второстепенным показателем. Такой порядок ценообразования применяется только в строительстве. Он не согласуется с интересами подрядчика, так как уровень цены не зависит от индивидуальных условий производства работ.

Сметные цены, как показывает практика, из-за высокой стоимости и большой трудоемкости их разработки, действуют длительное время и в связи с этим не отражают постоянные изменения техники и технологии производства работ, конструктивных решений возводимых зданий и сооружений, уровня проектирования и организации строительства. Разрыв увеличивается в связи с определением в элементных сметных нормах трудовых затрат на базе норм времени, установленных в единых нормах времени и расценках (ЕНиР), которые если и пересматривались, то только в сторону ужесточения. Они обычно отражают методы производства и организации работ и средства механизации, характерные для строительных организаций, где проводились нормативные наблюдения. По этой причине производственные нормы не могут учитывать целый ряд объективных факторов, существенно влияющих на стоимость строительного продукта, таких, как объемность и сосредоточенность строительства, климатические и природные условия, горный или равнинный ландшафт местности.

Достоверность производственных норм, разрабатываемых методом технического нормирования, кроме того, во многом зависит от квалификации и опыта нормировщика, методологии разработки норм, сноровки рабочего, его нежелания показать, когда от этого зависит его заработок, истинный результат расходования рабочего времени.

Особенности ценообразования в строительной отрасли определяет многолетняя традиция составления сметных документов, возникшая еще в середине XIX в., организационная и производственная структура подрядных организаций, взаимоотношения участников строительного комплекса и их непосредственные экономические интересы. Важное значение при этом имеет характер выпускаемого продукта и технико-экономические условия его производства и реализации. Строительным продуктом генподрядной строительной организации являются вводимые в действие и принятые в установленном порядке здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения (включая их реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт) с завершенными в них работами по монтажу и испытанию машин и оборудования. Продуктом субподрядной специализированной строительной организации являются полностью завершенные в установленном порядке комплексы подрядных работ.

Характерным для строительного продукта служат большие габариты, огромное разнообразие различных материалов, изделий и конструкций, используемых при его изготовлении, высокая стоимость объектов в сравнении с продукцией других отраслей материального производства, повсеместный характер потребления, обусловленный необходимостью строительного продукта для всех отраслей общественного хозяйства.

Особенности характера цены строительного продукта определяют зависимость процессов его производства, организации и технологии строительно-монтажных работ от внешних условий; долговременности производственного цикла, необходимости использования большего числа рабочих различных специальностей; сложности управления предприятием, требующего координации работы привлекаемых субподрядных организаций и многочисленных поставщиков материально-технических ресурсов. Специфической особенностью установления цены строительства является участие в производственном процессе организации заказчика. Заказчик не только выступает как собственник и потребитель результата подрядных работ, но и выполняет ряд функций, связанных непосредственно с процессом производства. К этим функциям относятся: отвод участка и подготовка его к строительству; обеспечение стройки проектно-сметной документацией, оборудованием; контроль за ходом строительства, комплексное опробование оборудования. Заключая в ряде случаев прямые договора со специализированными организациями на монтаж оборудования, заказчик должен обеспечить необходимую координацию их деятельности с генподрядной строительно-монтажной организацией.

В процессе строительства принимают также участие изыскательские, проектные, пусконаладочные, транспортные организации и др.

Особенности строительного продукта и процесса его производства сказываются на длительности производственного цикла, что является причиной значительных размеров незаконченного строительства и незавершенного производства, более медленного, чем в других отраслях оборота средств, особого порядка формирования оборотных средств строительно-монтажных организаций.

Проблема реализации строительного продукта также имеет свои особенности. Здесь первостепенное значение принадлежит точности определения требуемых размеров средств на капитальные вложения. Завышение размера этих средств при определении сметной стоимости искусственно снижает экономическую эффективность строительных объектов. К отрицательным последствиям приводит и занижение на стадии разработки проектно-сметной документации сметной стоимости строительства. В этом случае нарушается сбалансированность программы строительства с мощностями подрядных организаций, возникают трудности с обеспечением источниками средств для завершения строительства объектов, нарушаются договорные сроки их возведения, образуется сверхнормативное незавершенное строительство.

Долговременность строительного цикла, высокая стоимость строительного продукта осложняют вопрос управления затратами строительных организаций, оценки их деятельности, образования и использования прибыли. Эти условия не способствуют своевременному выявлению полного состава работ, особенно на таких видах строительства — дноуглубительные работы, сооружение магистральных трубопроводов, экспериментальное строительство и другие, когда сметная стоимость работ может быть окончательно определена лишь в ходе строительства.

На практике эти особенности строительства учтены применением промежуточных платежей за отдельные этапы строительства, конструктивные элементы и виды работ. Хотя в данном случае реализации законченного строительного продукта не происходит, нет достаточных оснований приравнивать промежуточные платежи к авансам заказчика или другим формам пополнения оборотных средств подрядных организаций. Здесь имеет место акт реализации незаконченного, но имеющего товарную форму продукта строительных предприятий. В отличие от авансирования заказчик выплачивает строительному предприятию соответствующую стоимость конкретно выполненных работ, принимаемых им на свой баланс. Наконец, строительное предприятие использует выручку точно так же, как и средства, полученные за сдачу полностью законченной продукции, а не только как оборотные средства.

Промежуточные платежи являются до настоящего времени преобладающей формой расчетов подрядчиков с заказчиками. Непосредственным экономическим интересом строительного предприятия является получение максимальной прибыли и обеспечение стабильности своего финансово-хозяйственного положения.

Возможности для этого в большей степени, чем в промышленности зависят от достоверности ценообразования, условий взаимоотношения сторон, участвующих в сооружении объекта. При тех же затратах выполнение одних работ обеспечивает получение большей прибыли и достижение лучших показателей, чем выполнение других работ. То же можно сказать и в отношении различных объектов строительства. В связи с этим объективно существует заинтересованность строительных предприятий в первоочередном выполнении выгодных для них работ, ускоренном строительстве более прибыльных объектов, в которых высока материалоемкость.

Особенности производства и реализации строительного продукта определяют конкретные методы и формы осуществления сметного ценообразования.

Источник: studref.com

Рейтинг
Загрузка ...