Центральное управление капитального аэродромного строительства

Центральное управление капитального аэродромного строительства ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД СССР (ГУАС) Главк организован 27 марта 1941 г. приказом НКВД № 00328 во

Мой отец — офицер. Глава 13

В 1946 году был издан приказ министра Вооружённых сил СССР И.В.Сталина о создании Центрального управления капитального аэродромного строительства. Или сокращенно — ЦУКАС. Войска этого управления приступили к строительству стратегических аэродромов, способных принимать дальние тяжелые бомбардировщики.
В управлении кадров Вооруженных сил молодых офицеров, съехавшихся со всех концов страны, встретил сам начальник ЦУКАС генерал-лейтенант технических войск Кондрашов. Среди собравшихся офицеров были представители всех родов войск: и артиллеристы, и танкисты, и летчики.
Разговор был кратким. По военному чётко, командирским голосом, не терпящим возражений, генерал Кондрашов, поднявшись на трибуну, сказал буквально следующее: «Товарищи офицеры, вы переводитесь в отдельные войска аэродромного строительства. В настоящее время не снята опасность вмешательства в мирную жизнь страны со стороны империалистических держав. Существует реальная необходимость строительства военных объектов, аэродромов, испытательных полигонов. Сейчас работники отдела кадров вручат вам предписания с направлениями в новые места службы. На сборы, на перевоз семей дается десять суток».
Среди офицеров, сидящих в актовом зале управления кадров, пошел недовольный ропот, ведь они готовились к мирной жизни, а дело поворачивается таким образом, что служба продолжается.
«Товарищи офицеры, вы хотите обсудить приказ министра Вооружённых сил СССР Иосифа Виссарионовича Сталина?» – с железом в голосе спросил генерал, — «Или забыли о том, что вы – пока ещё офицеры Советской Армии? Кто считает для себя возможным не выполнять приказ, пусть выйдет из зала и положит партбилет на стол!».
После слов, сказанных генерал-лейтенантом, гул среди офицеров затих, и повисла громовая тишина. «Вы все направляетесь в отдельные полки аэродромного строительства. Успехов в дальнейшей службе» — и генерал-лейтенант Кондрашов вышел из зала.
В отделе кадров Александру выдали назначение продолжать службу в 5-ом отдельном полку аэродромного строительства и проездные документы в город Рязань. Как оказалось, полк дислоцировался в нескольких десятках километров от города, в деревне Дягилево.
В штабе полка вновь прибывших офицеров с семьями встретили с радостью, но сразу же сказали, что жить придется в деревне Дягилево, на съемных квартирах. Своего жилья полк не имел. Несколько бараков недалеко от аэродрома занимали семьи летного состава, они имели почти оседлый образ жизни. А кому нужно заботиться о жилье для военных строителей, которые через два — три года будут направлены на строительство другого аэродрома?
Александр и Валентина нашли квартиру в небольшом деревенском домике, хозяйкой которого была одинокая старушка. Небольшого роста, сухонькая, на вид лет семидесяти. Под стать хозяйке дом охранял такой же небольшой, худой пес дворовой породы.
Александр получил назначение на должность командира взвода в роте камнедробильных и сортировочных установок батальона механизации. И началась новая служба, дни которой были похожие друг на друга, как близнецы-братья.
Командовал 5-ым отдельным аэродромно-строительным полком Герой Советского Союза подполковник Шапошников Владимир Михайлович. Это был сравнительно молодой офицер, возрастом тридцати семи лет. В Рязани Шапошников служил без семьи. Жена его с детьми проживала в Москве, и он иногда летал к ним на военных самолетах. Характера подполковник Шапошников был ровного, обходительного. Особенно в беседах с женами офицеров по разным бытовым делам.
Звание Героя Советского Союза гвардии подполковнику Шапошникову было присвоено 29 июня 1945 года.
На фронтах Великой Отечественной войны Владимир Михайлович Шапошников воевал с июня 1941 года. К июлю 1944 года Шапошников – начальник штаба 2-й гвардейской моторизированной штурмовой инженерно-саперной бригады в составе 11-й гвардейской дивизии 3-го Белорусского фронта. Отличился гвардии подполковник Шапошников во время форсирования реки Неман в районе литовского города Алитус. Наведенный под его руководством мост и устройство паромной переправы после разрушения моста немецкой авиацией, позволили своевременно переправить артиллерию на западный берег Немана. А это обеспечило закрепление занятого плацдарма и успешное наступление 11-й гвардейской дивизии.
Ему, как специалисту, окончившему Военно-инженерную академию в 1941 году, имеющему боевой опыт и знавшему все тонкости саперного и строительного дела, и было поручено командовать строительством аэродрома для первых советских дальних бомбардировщиков. Бомбардировщиков, которые были способны доставить «оружие возмездия» — атомную бомбу — на территорию США.
И хотя в то время шли только усиленные разработки по созданию такой авиации, но аэродромы усиленно строились под их базирование.
Первым серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия среди реактивных самолетов стал советский тяжелый бомбардировщик М-4 конструкции В.М. Мясищева, опередивший американский бомбардировщик В-52. Стратегический самолет имел дальность полета десять – двенадцать тысяч километров и мог нести бомбовую нагрузку в двадцать четыре тонны.
Для базирования такой военной техники и строился аэродром в Дягилево. К службе в должности командира взвода аэродромных строителей лейтенант Лебедев отнесся с той же добросовестностью и ответственностью, какая была присуща ему и в 202 танковом полку. Сказывались армейская привычка к дисциплине и воспитанная в семье добросовестность.
Валентина перезнакомилась со многими офицерскими женами. Работы для них в Дягилево не было, они в основном занимались домашним хозяйством. Валентина научилась вышивать: сначала крестом, потом гладью. И это стало её занятием в свободное временя.
Близко подружилась Валентина с женой лейтенанта Николая Пажитнова – Прасковьей. Пажитновы приехали в Дягилево еще в марте сорок восьмого года. В семье Николая и Прасковьи рос сын, малышу было всего полгода. И что бы скрасить минуты одиночества, Валентина помогала Прасковье ухаживать за малышом.
Как-то уже в августе женщины гуляли в окрестностях аэродрома, и не заметили, что очутились на летном поле. Вдали взлетали самолеты, курсанты отрабатывали взлеты и посадки под руководством инструкторов и самостоятельно. Внезапно, один из самолетов стал резко снижаться, при этом направляя свой полет в сторону гулявших женщин. Приблизившись, он так низко стал кружиться над ними, что поднял пыль столбом, воздушные потоки срывали одежду. Валентина и Прасковья испугались, но летчик, сделав над ними три круга, вновь набрал высоту.
Назад, в сторону деревни, они пошли через контрольно-пропускной пункт аэродрома. И на КПП женщины пожаловались часовому на «высший пилотаж» бравого летчика. Часовой при них доложил о случившемся коменданту аэродрома, назвав бортовой номер самолета. Какие меры были приняты комендантом аэродрома, неизвестно, но такие шутки больше не повторялись.
В сентябре 1948 года Валентина поняла, что беременна. Александр с радостью узнал долгожданную новость, и они с нетерпением стали ждать рождения первенца.
Служба лейтенанта Лебедева шла своим чередом, в размеренном, установленном порядке. Но вскоре поступил приказ: усилить темпы укладки бетона на взлетной полосе. Приближалась зима, и нужно было до ее прихода закончить бетонирование всей полосы. Взвод в неимоверно короткие сроки справился с заданием. А ведь приходилось все работы выполнять вручную, основной механизм солдата – это БСЛ – большая совковая лопата,
За досрочное окончание бетонных работ Александр вместе со взводом был награжден фотографированием у развернутого знамени полка. Командир роты, командир взвода и каждый солдат были награждены фотографиями с именными надписями: «Приказом по войсковой части 62092 за № 439 от 15.09.1948 г за достигнутые успехи в выполнении дневных заданий по приготовлению и укладке бетона особо отличившийся Лебедев А.Н. награжден групповой фотокарточкой, сфотографированной у развернутого Красного Знамени части. Командир в/ч 62092 Герой Советского Союза гвардии подполковник Шапошников. ВРИД начальника штаба подполковник Бербаш». ВРИД – это временно исполняющий должность.
Время в делах и заботах проходит почти незаметно. Наступила весна 1949 года. Стоял май, но по утрам ещё довольно прохладно. Был вторник, десятое мая. Александр вышел на крыльцо, но, ощутив освежающую прохладу, вернулся в дом за шинелью. Он подумал, что придется ехать в кузове с солдатами на дальний участок аэродрома, и не хотелось мерзнуть. Снова вышел на крыльцо, посмотрел на чистое небо. «Сегодня дождя не будет, успеем закончить бетонные работы, перейдем на опалубку. Хоть немного солдаты отдохнут» — по привычке подумал он о службе. Застегнул шинель, надел ремень.
Уже начал спускаться с крыльца и почти дошел до калитки, как услышал, что его позвала проснувшаяся Валентина. Он вернулся в дом.
«Саша, кажется, началось» — глядя с испугом на него и глубоко вдыхая воздух открытым ртом, сказала Валентина.
Он выскочил из дома, опрометью бросился в сторону части, добежал до казармы. Машины стояли готовые к отправке. В одной из них еще не было солдат. Александр заскочил в кабинку, приказал шоферу заводить и они на скорости подъехали к дому.
Так же быстро отвез Валентину в деревенскую больницу. А вечером узнал, что у них родился сын. Радости молодых родителей не было предела.
Мальчик родился здоровым, спокойным. Первое время справляться с малышом Валентине помогала Прасковья. Но молодой маме все казалось, что ребенок плохо поправляется, и когда малышу исполнилось три месяца, она решила его подкармливать. И Валентина дала ребёнку размоченное галетное печенье. Сначала небольшой кусочек, но сын с удовольствием стал чмокать ртом, и она не заметила, как скормила всё печенье.
А на следующий день у малыша началась тяжелейшая диспепсия. Болезнь затянулась надолго, и не было никаких надежд на выздоровление. Ребенок стал вялым, плохо спал ночами, и, главное, у него стал резко снижаться вес. В шесть месяцев он весил меньше, чем при рождении. Родители были в отчаянии. Валентина втайне от мужа пошла в церковь и окрестила ребенка, но и это не помогало.
Поехали в районную больницу села Мервино. Принимавший их фельдшер внешне напоминал Деда Мороза. И возрастом, и внушительными размерами.
«Ну, что Вам, мамаша, сказать? Ребенок очень запущенный. Повидал я многого в своей практике, а медицинский факультет я закончил еще в двенадцатом году, но таких истощённых младенцев видел только, пожалуй, в двадцать девятом голодном году.
Есть одно средство, которое можно попробовать, и по нему определить, что дальше будет с ребеночком. Во-первых, нужно прекратить кормить часов на двенадцать, все равно толку нет. На животик накладывайте компресс водочный. Через каждые полчаса осматривайте компресс, если тряпочка будет сохнуть, смачивайте снова, и дело пойдет на поправку. А если не будет сохнуть, то ничего не сделаешь, мамаша, придется шить ребеночку чистую рубашку. Ступайте с Богом».
Так старый фельдшер, который на деревне и терапевт, и педиатр, и хирург, и травматолог спас еще одну человеческую душу. Жаль, история не сохранила его имени.
Но тут следует сказать, что крещение для ребёнка всё-таки оказалось спасительным. Ведь после него родители обратились именно к тому фельдшеру, который нужен был для спасения ребёнка. Именно его советы стали чудодейственными для здоровья ребёнка. Чудо ли это? Или Божье провидение? Но рассказанная история правдива от начала до конца, потому что строки эти пишет сейчас тот самый умирающий в конце 1949 года мальчик.
Сын Александра и Валентины пошёл на поправку. К марту пятидесятого года никто и поверить не мог, что этот упитанный бутуз, всего четыре месяца назад умирал от запущенной и тяжелой диспепсии.
О том, каким был офицером Александр Лебедев в то время, можно узнать из текста аттестации составленного на командира взвода камнедробильных и сортировочных установок батальона механизации 5-го отдельного аэродромно-строительного полка.
«За период работы с июня месяца 1948 года на должности командира 3-го взвода, показал себя волевым работоспособным офицером. Порученное дело знает и с возложенными обязанностями справляется. Все поручаемые ему задания выполняет добросовестно и аккуратно.
Боевая и политическая подготовка взвода удовлетворительная, дисциплина во взводе удовлетворительная.
Уставы и наставления Вооруженных Сил Союза ССР знает хорошо. Специально-техническая подготовка удовлетворительная. Много работает над повышением знаний. Требовательный к себе и своим подчиненным. Лично дисциплинированный. Имеет хорошие организаторские способности, в любое время способен мобилизовать личный состав на выполнение поставленных задач вышестоящим командованием. С массами связан. Являясь групповодом политических занятий с рядовым составом – группа инспекторскую проверку сдала на посредственно, не имея ни одной плохой оценки в группе.
Физически здоров. Имеет хорошие навыки в обучении и воспитании своих подчиненных. На замечания старших реагирует. Морально устойчив. По характеру выдержан. В обращении вежлив.
Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан».
Через два года в марте 1951 года Александру оформляется представление на очередное звание: «старший лейтенант». И снова звучат скупые слова документа, за которыми видится тяжелый, каждодневный труд офицера. Всего несколько строчек, но они вмещают годы службы, постоянного напряжения и любви к своему делу.
«За время работы в учебной роте показал себя дисциплинированным, старательным и работоспособным офицером. Пользуется авторитетом среди личного состава подразделения. Систематически работает над повышением своих знаний.
Обучает и воспитывает подчиненных правильно. Проявляет большое беспокойство за честь своего взвода. В текущем учебном году на протяжении 3-х месяцев взвод занимал первое место в роте по боевой, политической и специальной подготовке с общим баллом хорошо. Требователен к себе и подчиненным. Приказания выполняет четко и добросовестно. По характеру вспыльчив. Физически здоров.
Морально устойчив, идеологически выдержан.
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.
ВЫВОД: Занимаемой должности соответствует. Достоин присвоения очередного воинского звания «СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ»
Командир 5-го аэродромно-строительного полка подполковник Падалка»
Полк готовился к новой передислокации на Дальний Восток, и прежнего командира полка, Героя Советского Союза, подполковника Шапошникова откомандировывают на учебу в Военную академию Генерального штаба.
Валентина написала матери – Анне Ивановне — о том, что скоро они уедут на новое место службы Александра, куда-то на дальний Восток, и просила приехать ее в Дягилево, посмотреть на внука. Анна приехала, немного пожила и вскоре засобиралась домой. Приближалась весна и наступала пора неотложных хлопот по огороду. Кое-как Валентина уговорила ее сходить в фотоателье, что бы сделать на память фотографию. Анна впервые выехала из Югаров, и все ей казалось необычным, а порой и страшным.
Даже в кино она в тот приезд попала впервые в своей жизни. Валентина и Анна смотрели фильм «Первый встречный». И в одном из кадров фильма паровоз, гудя и выбрасывая клубы дыма и облака пара, на огромной скорости несется прямо на зрителей. Анна вскакивает и с криком: «Ах, батюшки, помогите, ведь задавит сейчас!», пытается выбежать из зала. Валентина кое-как успокоила мать, но Анна Ивановна так и не смогла понять, что это кино, и поезд на экране, а не настоящий.
Александр, проводивший, практически, весь день на службе, домой возвращался поздно вечером. Анна Ивановна, для которой многое в семьдесят лет открывалось впервые, часто засиживалась допоздна, слушая радио. Однажды, она и спрашивает у зятя: «Саша, а а что это за человек такой знаменитый – Митрофан? По радио только о нём и говорят». «Какой Митрофан? Я не знаю, мама». В это время закончилась трансляция спектакля по радио, и диктор объявил: «Вы слушали передачу «Театр у микрофона» «Вот-вот, Саша, видишь, опять про Митрофана сказали».
В деревне Югары электричество появилось в начале шестидесятых годов прошлого века. Ни о какой своевременной информации, кроме районной газеты, да передач по репродуктору не могло быть и речи. Кино в горкинском сельском клубе показывали, подключая кинопередвижку к дизельному генератору.
Наивность и простота Анны Ивановны Соловьёвой не может не вызвать улыбки. Но огромное уважение испытываю я к людям того поколения, которые жили честно, бескорыстно, с твёрдым убеждением, что все люди, живущие вокруг — с доброй душой и открытым сердцем. Ни замков на дверях изб, ни запоров на сундуках.
В мае 1951 года поступил приказ о передислокации 5-го аэродромно-строительного полка. Это событие совпало с представлением старшего лейтенанта Лебедева к награждению медалью «За боевые заслуги».
Еще в 1944 году Президиум Верховного Совета СССР ввёл порядок награждения орденами и медалями военнослужащих Красной Армии за выслугу лет. Указ предусматривал награждение медалью «За боевые заслуги» за десять лет безупречной службы.
Незаметно пролетевшие двенадцать лет службы Александра совпали с разными историческими событиями в нашей стране, непосредственным участником некоторых из них был он сам. И все это время, прожитое и прочувствованное им, вместилось в два слова: «безупречная служба».
А что такое безупречно служить? А всего-то: выполнять приказы, невзирая на холод и голод Забайкальских степей, жару туркменской пустыни; перевозить семью из одного конца страны в другой, не имея собственного жилья годами; при этом укрепляя беспрерывным офицерским трудом боевую готовность подчиненных; обеспечивая независимость Родины, возводя военные объекты, укладывая бетон на строительстве новых взлётных полос аэродромов.
Эшелон с личным составом и оборудованием 5-го аэродромно-строительного полка катил через всю страну из города Рязань в город Спасск-Дальний.
Впереди эшелона летел черно-маслянистый паровоз с выпуклой красной звездой впереди, беспрерывно двигая блестящими стальными шатунами. Паровоз прорывался этой звездой сквозь пространство всей страны с запада на восток, сквозь леса, реки и горы. Мелькали мимо вагонов состава знакомые Александру места.
Семьям офицеров были предоставлены для переезда теплушки, с устроенными в них двойными нарами. Из удобств были в вагоне-теплушке: дыра в полу одного из углов вагона, и печка – «буржуйка». Туалет действовал безотказно, как всегда на железной дороге – только во время движения. Печка страшно чадила, но на одной из станций офицеры ее наладили, и ехать было довольно комфортно. Продуктами обеспечили на все время поездки из расчета десяти суток. Купить что-то в пути, на вокзалах, было невозможно, потому что эшелон останавливался все время на каких-то станциях в диких местах. В неограниченном количестве только крутой кипяток на станциях.
Жизнь кочевая настраивает на лирический лад, и в дороге часто пели песни. Особенно часто одну, на мотив песни «На поле танки грохотали…».

Читайте также:  Заместитель директора по капитальному строительству екс

Тихонько поезд громыхает
Вечерней позднею зарей.
В вагонах песни раздаются,
Солдаты едут все домой.
Один солдат нахмурил брови,
Поник он буйной головой;
И он запел про кари очи,
Про очи девушки одной:
«Ах, очи, очи голубые,
Вы сокрушили молодца,
Зачем, зачем вы, люди злые,
Вы их разрушили сердца?
Она меня крепко любила,
И я ухаживал за ней…
Теперь она меня забыла,
Не быть уж ей теперь моей.
Когда в солдаты провожала,
Она слезами залилась;
Теперь письмо мене прислала –
За брата замуж собралась.
Приду домой я на свиданье,
Заколет сердце, как иглой.
А брат подумает с усмешкой,
Что опоздал соперник мой.
Пройдут года, родятся дети
И будут дядей меня звать…
Они не знают, что их дядя
Любил когда-то вашу мать.

Состав остановился неожиданно, и прозвучала команда «Разгружаться!». Вот и окончился очередной длинный переезд по просторам необъятного Советского Союза. Пятый аэродромно-строительный полк прибыл в город Спасск-Дальний. Вдоль перрона небольшое одноэтажное каменное здание железнодорожного вокзала. Построенное еще в начале двадцатого века, оно не утратило своей привлекательности и красоты.
Семьи офицеров поселили во временном жилье, построенном к приезду полка. Из камышовых щитов был собран одноэтажный дом, а точнее барак. Щиты для крепости и защиты от ветра были обмазаны снаружи глиной. Но осенью, с приходом холодов и дождливой поры, камышовые щиты оголились. Ветер продувал камышовый барак насквозь. Заболели дети, от холода и сырости у многих появились фурункулы. Семьям офицеров пришлось перебираться на частные квартиры в деревню Хвалынка.
Деревня Хвалынка в тех местах появилась в конце девятнадцатого века, благодаря массовой эмиграции украинцев в дальневосточный регион Российской империи. Были в ней и кубанские казаки, приехавшие уже позже в начале двадцатого века. Переселенцы сумели сохранить украинскую культуру, песни и язык.
И считалась Хвалынка – большим украинским селом. Вдоль единственной и главной улицы села, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще крытые соломой. Повсюду слышался веселый, бойкий, оживленный «хохлацкий» говор. В одной из таких мазанок и поселился старший лейтенант Лебедев с женой и двухлетним сыном.
Суровые реалии Холодной войны, которая началась практически после окончания войны горячей, сделали необходимостью воссоздание бомбардировочной дальней авиации и здесь, на окраине Советского Союза. Началось строительство аэродрома для дальних бомбардировщиков Ту-4.
Бомбардировщик Ту-4 к середине 1949 года был испытан, но в строевые части ВВС он не поставлялся, так как не был утвержден акт Госиспытаний. Его просто не давали на утверждение. Сказалась боязнь руководства авиапромышленности попасть под репрессии, потому что не уложились в отведенные сроки. И только осенью этого же года вопрос по серийному выпуску Ту-4 был решен положительно. Срочно потребовались аэродромы для базирования полков дальней авиации ВВС Советского Союза. Один из аэродромов решено было построить около города Спасск-Дальний.
За околицей Хвалынки начиналась Уссурийская тайга. Осенью офицерские жены в сопровождении солдата, вооружённого винтовкой, ходили в лес. Собирали виноград, который в окрестных лесах рос в таком множестве, что и представить было трудно. Хотя и кисловат дальневосточный виноград на вкус, но все-таки хоть какие, да витамины. А то, что женщин сопровождал вооруженный винтовкой солдат, так это было совсем не напрасно.
Весной 1952 года в коровник хозяев, у которых снимали квартиру Лебедевы, забрался уссурийский тигр. Ночью, запрыгнув на крышу коровника, тигр провалился сквозь образовавшуюся дыру в камышовом покрытии, и загрыз корову. Но сил выбраться с коровьей тушей у тигра не хватило. Пытаясь вытащить корову, тигр поднял невероятный шум. Но, когда услышал голоса людей, проснувшихся среди ночи от непонятного шума, выпрыгнул из коровника и бросился бежать в лес большими скачками.
Александр поднял по тревоге комендантский взвод с оружием, была организована погоня за хищником. Да разве найдешь его в лесу, да еще среди ночи. Чтобы напугать хищника, сделали несколько выстрелов в воздух. Может быть, выстрелы и напугали хищника. По-крайней мере, тигр больше не возвращался к человеческому жилью.
Офицерские жены практически в одиночку занимались хозяйством и воспитанием детей в семьях. Мужья приезжали домой поздно вечером, а уезжали на строительство аэродрома рано утром. Жены воспитывали детей, кололи дрова, таскали воду, топили печи. Шли на небольшие хитрости, ухищрения, поддерживая быт семьи.
Однажды, в воинскую котельную привезли уголь. Гражданским его не давали, семьям офицеров тоже. Уголь охранял вооружённый винтовкой часовой. Валентина с Прасковьей, чтобы хоть немного взять угля, который очень бы пригодился в семейном очаге, придумали такую игру для подрастающего у Прасковьи сынишки. У него был огромный грузовик, кузов которого вмещал не менее полуведра угля. Они и научили его заезжать на территорию склада, нагружать уголь в кузов и везти к сараю. Мальчику очень понравилась игра, он с азартом сделал два рейса. Начал загружать третий раз машину, и вдруг это заинтересовало часового, который просто был удивлен сметливостью трехлетнего водителя грузовика. И часовой не зная, как поступить с малышом, начал его просто выгонять с территории склада. Мальчика очень обидело то, что ему не разрешают играть с собственной машиной. Он стал громко кричать и звать маму. Прасковье не хотелось открыться, как «организатору хищения», но и крик ребёнка нельзя было оставить без внимания. Женщины замяли инцидент тем, что сделали вид, будто мальчик не слушает маму, играет без разрешения на дороге, возит, что ни попадя на своём грузовике. При этом они ещё и отругали ребёнка при часовом. Следы хищения были заметены, а похититель для успокоения получил конфету, в награду за смелость.
Осенью 1952 года заместитель командира роты батальона механизации Лебедев Александр переводится на новое место службы. Семья старшего лейтенанта Лебедева снова собирается к переезду через всю страну. Но теперь уже в обратную сторону – на запад, в Горьковскую область, на железнодорожную станцию Сейма.
Всего год назад, здесь прошли войсковые испытания первых боевых советских истребителей МиГ-15. Министерство обороны и наметило создать на аэродроме Саваслейка авиабазу — 148-й Центр боевого применения реактивных истребителей и подготовки личного состава авиации ПВО СССР.
Но перед самой отправкой эшелона вдруг выяснилось, что офицерам приказано на новое строительство аэродрома временно семьи не брать с собой. И начались напряженные работы по формированию состава. Готовилась техника к отправке, вагоны-теплушки для личного состава полка. В вагонах для офицеров на этот раз поставили настоящие кровати вместо двухъярусных нар. Был намечен день для отхода эшелона из города Спасск-Дальний. И вот, за несколько часов до отправки эшелона, тайно, со всем нехитрым скарбом, семьи офицеров были доставлены на закрытых машинах к железнодорожному полотну, и посажены в вагоны.
Поезд набрал скорость и на полных парах начать отмерять километры, удаляясь всё дальше и дальше на запад, в Горьковскую область.
И только в Чите, через три дня пути, полковое начальство обнаружило в офицерских вагонах «зайцев». К счастью, дело ограничилось лишь устными выговорами офицерам.
В Саваслейке продолжался нелегкий труд 5-го отдельного аэродромно-строительного полка. Но, как оказалось впоследствии, это было последнее участие старшего лейтенанта Лебедева в строительстве аэродромов вообще. Судьба и Министерство обороны СССР готовили офицеру Лебедеву новый этап продвижения по служебной лестнице.

Читайте также:  Типы объектов капитального строительства градостроительный кодекс

Привет Югаровский,
у меня есть вопрос, имеется информация
сколько летчиков или техников тогда в это время получили за должность.
за должность командир самолета 1700 руб. и 2-ого пилота 1400 руб.
должен получить это.

подчинённые Центральному управлению капитального аэродромного строительства и начальнику тыла ВВС СССР — в состав Военно-воздушных сил СССР … В июне 1957 года ГУСС и созданное в 1946 году Центральное управление капитального аэродромного строительства (ЦУКАС) ВВС СССР объединили в одно — Главное управление аэродромного и специального строительства (ГУАСС) МО СССР, куда вошли 47 отдельных аэродромно -строительных полков, 3 аэродромно -строительные бригады, 26 батальонов и военно-строительных отрядов, 13 управлений начальников аэродромных работ — из состава ЦУКАС ВВС СССР, а также части ГУСС — 9 управлении .

Центральное управление капитального аэродромного строительства

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД СССР
(ГУАС)

Главк организован 27 марта 1941 г. приказом НКВД № 00328 во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г., по которому на НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии. В составе НКВД–УНКВД республик, краев и областей (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства (УАС НКВД–УНКВД). Начальниками УАСов стали начальники НКВД–УНКВД; они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. было развернуто строительство 254 аэродромов, из них: в Белоруссии — 61, на Украине — 82, в Молдавии — 8, в Прибалтике — 23, в Мурманской области и Карелии — 10, на Дальнем Востоке — 19, в Закавказье — 10, в Ленинградской области — 12, в других областях России — 29 (ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1165. Л.32–44). По сообщениям с мест, строительство некоторых аэродромов закончили уже к июлю 1941 г. (Там же. Д. 1166. Л. 182). Работы вели силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов строительство 156 обслуживали заключенные, 11 — военнопленные; на работах было занято 199 674 заключенных из ИТК и 44 490 из лагерных подразделений, 51 920 осужденных к исправительно-трудовым работам, 16 017 военнопленных (Там же. Д. 1165. Л. 32–45). Ради скорейшего комплектования строек рабочей силой на более поздний срок были перенесены работы на крупнейших автодорожных строительствах (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41). Для строительства отдельного аэродрома создавали управление строительства данной спецточки, подчиненное ГУАСу. При тех управлениях, на которых использовали труд заключенных, организовывали лагпункты, подчиненные территориальным ОИТК–УИТЛК УНКВД–НКВД. За время существования главка в его непосредственном подчинении было лишь два ИТЛ — ВЯЗЕМСКИЙ, который со 2 июля 1941 г. по 14 февраля 1942 г. поставлял рабочую силу на строительства аэродромов в Тамбовской и Смоленской областях, и КАСПИЙСКИЙ, организованный 24 марта 1943 г. приказом НКВД № 00588 для обслуживания СУ № 2 ГУАСа (строительство нефтепровода Махачкала–Астрахань–Саратов) и просуществовавший до закрытия главка. В 1941–1942 гг. не все аэродромное строительство НКВД было сосредоточено в ГУАСе. Часть работ выполняли аэродромные организации ГУЛЖДС (пр. НКВД № 00343 от 02.04.41). Они были переданы в ГУАС приказом НКВД № 0029 от 8 января 1943 г. С середины 1942 г. при сокращении объема аэродромного строительства на ГУАС начали возлагать и иные задачи. В качестве рабочей силы привлекали вольнонаемных, строительные батальоны, рабочие колонны трудмобилизованных, военнопленных, заключенных из ИТК и ИТЛ (на контрагентских началах), при части СУ организовали ПФЛ. Так, постановлением ГКО № 2286сс от 11 сентября 1942 г. главку было поручено обеспечить зимой и весной 1942–1943 гг. очистку и вывоз снега на ряде военных аэродромов силами заключенных и мобилизованного местного населения. При угрозе срыва полетов приказывалось выделять нужное число заключенных за счет любых работ (пр. НКВД № 002026 от 19.09.42). Летом 1942 г. для восстановления цехов синтеза аммиака, крепкой и слабой азотной кислоты Сталиногорского (ныне Новомосковского) химического комбината было создано первое специальное СУ ГУАС НКВД (пр. НКВД № 001824 от 27.08.42). Кроме вольнонаемных его обслуживал Сталиногорский ПФЛ. По окончании работ управление полностью перебазировали в г.Грозный на восстановление и строительство объектов нефтяной промышленности. В 1943–1945 гг. преимущественно на базе УАСов ряда областей организовали аналогичные СУ для строительства и восстановления аэродромов на освобожденной территории, для жилищного и промышленного строительства, дорожного строительства в Азербайджане и др. (например, одно из них восстанавливало памятник тысячелетию России в Новгороде). На 1 января 1944 г. из 45 246 работающих в ГУАСе заключенных было 10 898, трудмобилизованнных — 23 480, «контингента ПФЛ» — 1247 (ГАРФ. Ф. 8437. Оп. 1. Д. 37. Л.1); на 1 января 1945 г. из 75 000 работников — 8800 заключенных, 47 700 трудмобилизованнных, 3800 «контингента ПФЛ» (Там же. Д. 44. Л.1). 13 февраля 1946 г. приказом НКВД и НКСПТП № 025/1с ГУАС вместе со всеми СУ был передан вновь организованному Наркомату строительства предприятий тяжелой промышленности (во исполнение постановления СНК СССР № 239 от 28 января 1946 г.). Стройуправления передавали со всеми вольнонаемными рабочими, инженерно-техническим персоналом и служащими, а также оборудованием, транспортом, материалами. Не передавались личный состав ИТЛ, ИТК, ПФЛ, лагерей военнопленных, лагерное имущество, подсобные хозяйства лагерей и колоний (за исключением рыбного хозяйства Каспийлага). С момента организации начальником ГУАС НКВД СССР был военный инженер 1-го ранга В.Т.Федоров (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41). 31 июля 1941 г. приказом НКВД № 00984 на эту должность был назначен старший майор госбезопасности Л.Б.Сафразьян, занимавший ее до передачи главка в другой наркомат.

Бывший военный строитель Н.В.Маркелов вспоминает: «Наш эшелон встречает ЦУКАСа ( Центральное управление капитального аэродромного строительства ). Батальон выстроен. Следуем в пешем порядке к месту расположения. Становимся лагерем в лесном массиве и располагаемся там до 6 ноября 1955 года. … Главное строение, без которого немыслимо существование аэродрома — здание центрального пункта управления — было введено в строй к 40-й годовщине Великого Октября. Теперь аэродром заняли социалисты радио- и светотехнических систем: необходимо установить светосигнальное оборудование, оборудование дальних и ближних приводных радиостанций, много придется потрудиться связистам.

Приказ министра обороны СССР № 0062 «О распределении обязанностей первых заместителей и заместителей Министра обороны СССР»

1. Первый заместитель министра обороны СССР по общим вопросам замещает министра обороны на время его отсутствия и ведает вопросами министерства обороны по указанию министра обороны. С ведома министра обороны входит с представлениями в правительство и пользуется правом подписывать приказы министра обороны СССР.

Читайте также:  Осмотр объекта капитального строительства органом выдавшим разрешение на строительство не проводится

Наряду с решением общеминистерских задач первому заместителю министра обороны по общим вопросам осуществлять руководство Управлением ВВУЗ министерства обороны, воздушно-десантными войсками и службой тыла министерства обороны.

2. Первый заместитель министра обороны СССР и Главнокомандующий Сухопутными войсками отвечает за состояние, боевую и мобилизационную готовность, за развитие вооружения и военной техники, воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава сухопутных войск.

Ему непосредственно подчинить:

— Главный штаб сухопутных войск;

— Командующего артиллерией со штабом и Главным артиллерийским управлением;

— Начальника бронетанковых войск со штабом и Главным бронетанковым управлением;

— Начальника инженерных войск со штабом;

— Начальника химических войск со штабом;

— Начальника войск связи со штабом;

— Главное управление боевой подготовки сухопутных войск;

— Автотракторное управление министерства обороны;

— Политическое управление сухопутных войск;

— Управление кадров сухопутных войск;

— Военную академию имени М.В. Фрунзе;

— Управление коменданта по охране министерства обороны с полком охраны;

— Автобазу сухопутных войск.

Кроме того, осуществлять наблюдение за работой Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

3. Первый заместитель министра обороны СССР и Главнокомандующий Военно-морскими силами отвечает: за состояние, боевую и мобилизационную готовность флотов и флотилий, за противовоздушную оборону на морских театрах, за кораблестроение и развитие вооружения и военно-морской техники, за судоремонт, за морское самолетостроение, за гидрографическое обеспечение военного и гражданского мореплавания и за организацию аварийно-спасательной службы боевых кораблей и гражданских судов на морях СССР, за материально-техническое обеспечение, за воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава военно-морских сил.

4. Первый заместитель министра обороны СССР и Главнокомандующий Военно-воздушными силами отвечает: за состояние, боевую и мобилизационную готовность 2 , за материально-техническое обеспечение, за воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава военно-воздушных сил, за развитие авиационного вооружения и техники всех видов авиации.

5. Главнокомандующие группами войск, командующие войсками военных округов, командующие военно-морскими флотами и флотилиями состоят в подчинении министра обороны и Главнокомандующих Сухопутными войсками и Военно-морскими силами соответственно. Воздушные армии ВВС состоят в подчинении Главнокомандующего Военно-воздушными силами и одновременно находятся в подчинении у главнокомандующих группами войск и командующих войсками военных округов, на территории которых они расположены. Воздушные армии дальней авиации подчиняются 3 командующему дальней авиацией.

6. Первые заместители министра обороны — главнокомандующие Сухопутными войсками, Военно-морскими силами, Военно-воздушными силами имеют право:

— обращаться в Госплан, сноситься и решать вопросы с министерствами по кругу своих обязанностей;

— документы, представляемые в правительство министерством обороны, касающиеся видов Вооруженных сил, кроме министра обороны, подписывать также и соответствующим главнокомандующим видами вооруженных сил, а по вопросам Генерального штаба — Начальнику Генерального штаба.

Представления в ЦК КПСС по вопросам кадров готовятся Главным управлением кадров, а по кадрам политсостава — Главным политическим управлением, визируются соответствующими Главнокомандующими видами вооруженных сил или заместителями министра обороны и подписываются министром обороны СССР, а по кадрам политсостава — и Начальником Главного политического управления;

— Главнокомандующие видами вооруженных сил и заместители министра обороны принимают участие в разрабатываемых Генеральным штабом мероприятиях по вопросам, относящимся к кругу их ведения.

7. Заместитель министра обороны СССР и Главнокомандующий войсками противовоздушной обороны страны несет полную ответственность за состояние противовоздушной обороны страны в целом и осуществляет руководство ею на территории Советского Союза. Руководство противовоздушной обороной на территории военных округов (флотов) осуществляется в соответствии с приказами министра обороны СССР № 0067 и № 0075 — 1954 года.

8. Заместитель министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике отвечает за научно-технический уровень и развитие специального вооружения и реактивной техники в вооруженных силах; он осуществляет руководство созданием, развитием и внедрением специального вооружения и реактивной техники (кроме реактивных самолетов) во всех видах вооруженных сил. Кроме того, на него возлагается руководство изобретательской и рационализаторской работой в министерстве обороны СССР.

— Начальника реактивного вооружения;

— Шестое управление министерства обороны;

— Отдел изобретательства министерства обороны.

9. Заместитель министра обороны СССР по радиоэлектронике отвечает за научно-технический уровень и развитие средств радиоэлектроники в вооруженных силах; он осуществляет руководство созданием и развитием 4 во всех видах вооруженных сил средств военной радиоэлектроники 5 .

Ему подчинить Пятое Главное управление министерства обороны.

10. Заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск отвечает за устройство и расквартирование всех видов вооруженных сил; за планирование и осуществление капитального строительства жилых, служебных, казарменных и хозяйственных фондов, аэродромов и специальных объектов, а также за планирование материальных фондов, выделяемых Министерству обороны СССР. Он имеет право обращаться в Госплан СССР, Комитеты Совета Министров СССР, Советы Министров союзных республик, а также сноситься и решать вопросы с министерствами по кругу своих обязанностей.

— Главное военно-строительное управление;

— Главное военно-морское строительное управление;

— Центральное управление капитального аэродромного строительства;

— Управление специального строительства;

— Управление материальных фондов;

— Управление сводного планирования капитального строительства;

— Инспекцию пожарной охраны;

11. Главное политическое управление, Главная инспекция, Главное управление кадров, Финансовое, Хозяйственное управление и Начальник канцелярии министерства обороны по своей деятельности докладывают министру обороны.

12. Мною уже обращалось внимание некоторых начальников главных и центральных управлений на то, что они представляют на решение министра обороны и его заместителей такие вопросы, которые могут быть решены командующими (начальниками) родов войск, начальниками главных (центральных) управлений на основании предоставленных им прав или действующих приказов и положений.

Значительное количество документов, затрагивающих по своему содержанию интересы главных и центральных управлений министерства обороны или других министерств, представляется на доклад министру обороны 6 без предварительного согласования с этими управлениями и министерствами, а часто и без достаточного основания. Такая практика представления несогласованных документов затрудняет принятие решения по ним и вынуждает направлять их на согласование и доработку, в результате чего затягивается решение вопросов и создается ненужная переписка.

В целях устранения указанных недостатков главнокомандующим видами вооруженных сил, командующим (начальникам) родов войск, начальникам главных и центральных управлений принять к руководству и исполнению следующее:

Все возникающие служебные вопросы разрешать непосредственно с заинтересованными управлениями, министерствами и ведомствами, используя в полной мере предоставленные права.

Все документы, представляемые министру обороны и его заместителям, а также и документы, представляемые в правительство, предварительно согласовывать с заинтересованными управлениями, министерствами и ведомствами, в части их касающейся. Если согласованного предложения достигнуть не удалось, то в представляемых докладах необходимо указывать о сущности разногласий и предложения по ним.

Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г. Жуков

ЦАМО РФ. Ф.2. Оп. 179434сс. Д. 18. Лл. 197-202. Подлинник. Подпись — автограф.

1 Слова и цифры, вписанные от руки, набраны курсивом.

2 Далее рукой Г.К. Жукова дописан текст, набранный курсивом.

3 Далее рукой Г.К. Жукова вычеркнуты слова «Главнокомандующему Военно-воздушными силами» и дописан текст, набранный курсивом.

4 Далее рукой Г.К. Жукова вычеркнуты слова «и внедрением».

5 Далее рукой Г.К. Жукова вычеркнуты слова «связи, радиолокации, радионавигации, радиоуправления реактивным оружием, средств разведки и помех, телевидения, инфракрасной техники и гидроакустики».

6 Далее рукой Г.К. Жукова вычеркнуты слова «и даже в Правительство».

1. Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

Работы на аэродромном комплексе велись силами 167-го отдельного механизированного аэродромно -строительного батальона (ОМАСБ), входящего в систему Центрального управления капитального аэродромного строительства (ЦУКАС) и подчиняющегося непосредственно Центру. Это управление в ту пору в самом спешном порядке занималось широкомасштабным строительством аэродромов по всей стране, причем самых различных классов и разного назначения. В спешном порядке, в обстановке…

Источники
  • https://proza.ru/2015/04/08/1204
  • http://old.memo.ru/history/nkvd/gulag/r1/r1-2.htm
  • https://rvsn.info/library/docs/doc_1_0108.html

Рейтинг
Загрузка ...