Терминология в логистике, ввиду относительной молодости направления, еще не устоялась. В различных источниках часто можно встретить понятия «склад», «центральный склад», «распределительный центр» в качестве синонимов, и, есть ли между ними различия, затрудняются ответить даже специалисты. Между тем совершенно очевидно, что без складской недвижимости не обходится сегодня ни один серьезный ритейлер.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Отличия распределительного центра (РЦ) от центрального склада (ЦС) каждый оператор видит по-своему. Для кого-то это одно и то же, а, по мнению руководителя Департамента логистики ГК «Виктория» Петра Андросова, принципиальная разница заключается в том, что РЦ специализируется в основном на быстром распределении товаров, а ЦС может использоваться и как склад длительного хранения.
Наиболее емкие определения дают независимые эксперты: РЦ, особенно если он принадлежит сетевой рознице, имеет своей целью централизованный прием партии товара, хранение товара (иногда даже его обработку) и отгрузку в магазины по требованию. «Здесь есть много «но» и «если». А именно: насколько часто РЦ принимает товар, насколько крупные партии на входе и насколько мелкие на выходе, кто определяет, сколько и как хранить, как обрабатывать и по чьему велению или требованию отгружать. Все эти аспекты разнятся от одного РЦ к другому и варианты их реализации зависят от особенностей обрабатываемого грузопотока, бизнес-стратегий и бизнес-тактик собственников. Главное — понимать, что РЦ — это некая деталь в инструменте для зарабатывания денежных средств. Рассматривать склад сетевой розницы в отрыве от всей товаропроводящей цепи нельзя», — говорит Константин Ноткин, генеральный директор консалтинговой компании Pragma Logistics.
Строительство складов. Мультитемпературный склад. Склад под ключ
Идеальным, по мнению консультантов, вариантом решения цепи поставок сети является тот случай, когда поставщики аккуратно привозят свои товары в магазины, ставят на полки и незримо контролируют остатки в торговом зале (см. Схему 1). Но, как только сеть становится относительно большой, такая схема уже не работает. «Решение компании обзавестись РЦ зависит от нескольких основных факторов: степени развитости сети, ее ассортиментной политики и, наверное, главное — от стратегии взаимоотношений с поставщиками. Важна и IТ-оснащенность сети, которая либо позволяет, либо не позволяет системе логистики работать в режиме реального времени: отслеживать, какой товар ушел, какой должен прийти, каковы остатки в магазинах и в РЦ», — уверен исполнительный директор сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Сергей Коршунов.
Возникает вопрос — строить свой РЦ (см. Схему 2) или покупать услугу на стороне (см. Схему 3)? «Некоторые сетевые операторы, даже зарубежные, не имеют собственного РЦ и покупают эту услугу у третьих организаций. Если последние осуществляют приемку, хранение, дополнительную обработку и отгрузку товара относительно недорого и довольно качественно, можно обойтись без своего РЦ.
ЖелДорСпецПроект Строительство центрального склада Северсталь
А если нет такой третьей организации, способной обеспечить услугу требуемого качества и по требуемой цене? Тогда надо подумать о собственном РЦ. А какого формата? А один или несколько? А как оснастить? Как управлять?
Вопросов много и ошибиться легко», — рассуждает Константин Ноткин.
Хорошо, когда сеть уже некоторое время существует и легко определить текущие логистические издержки. Тогда, внеся поправку на рост сети, можно поставить целью снижение этих издержек за счет строительства собственного РЦ и прикинуть, есть ли в этом экономическая целесообразность. Расчет будет непростой (исходных данных великое множество, большинство из них нестабильны или неопределимы на данном этапе), но с той или иной степенью точности осуществимый. К исходным данным можно отнести и месторасположение магазинов, и спрос на рынке, и уровень цен на товар, транспорт, энергоносители, и особенности налогообложения. Неприятно то, что какая-то мелочь, которую и не думали учитывать, может внести огромную (иногда даже фатальную) поправку в расчет.
И, тем не менее, решение о создании собственного РЦ принимается. «В России, и в Москве особенно, рынок насыщается. Все начинают внимательнее относиться не только к экстенсивному пути развития, но и к интенсивному — конкуренция требует от ритейлера более пристальное внимание к качеству всех бизнес-процессов», — говорит Сергей Коршунов. Среди основных причин для создания собственного РЦ Петр Андросов выделяет следующие: слишком высокая стоимость услуг по обработке грузов у логистических операторов по сравнению со стоимостью собственной логистики; невозможность логистическими операторами выполнять услуги необходимого клиенту качества; необходимость задействовать собственную логистическую структуру; возможность организовывать поставки не от дистрибьюторов, а от производителей; возможность организовывать поставки с необходимой частотой и качеством, без ограничений, выдвигаемых логистическими операторами; стремление улучшить качество поставок за счет страхового запаса.
В зависимости от текущего состояния сети и степени амбициозности планов на будущее необходимо планировать конкретные затраты и конкретный формат будущего РЦ. Не исключено, что с ростом сети или изменением ее географии, появится необходимость во втором РЦ, третьем, накопительном и транзитном складах. «Сеть супермаркетов «Азбука вкуса» (19 магазинов, порядка 18 тыс. наименований товара) пока арендует РЦ площадью около 5 тыс. кв. м в центре столицы.
Постепенно для сети он становится тесноватым. При переходе сетью порога в 20 магазинов, у нас возникнет необходимость в дополнительных складских площадях. В ближайших планах «Азбуки вкуса» предусматривается доснятие в аренду порядка 1,5 тыс. кв. м, но и этого нам хватит только до рубежа в 30-32 супермаркета, а значит, в будущем мы все равно вернемся к решению проблемы с РЦ» — рассказывает г-н Коршунов. В свою очередь ГК «Виктория» уже обзавелась тремя РЦ (аренда), два из которых находятся в Московской области и один в Калининграде. В 2007 году планируется начало работы с еще двумя, в Калининграде и Санкт-Петербурге.
Как зависит площадь РЦ от размеров сети? Каким по площади должен быть РЦ для 25 магазинов? Для пятидесяти? Для ста? «Зависимости от количества точек почти нет. Есть зависимость от бизнес-идеи собственников или управленцев, а также от специфики бизнеса.
Точного правила не существует, так как многое зависит от географии и характеристик торговых точек, ассортимента, точности управления запасами (оборачиваемости складских запасов), особенностей товара и его доставки. Ведь так или иначе часть товара попадает в торговую сеть напрямую, минуя склад. И, чем эта часть больше, тем меньше потребность в складских площадях. Найти бы эту золотую середину. Для некоторых организаций нами были разработаны схемы товародвижения, при которых оборачиваемость складского запаса была весьма интенсивной, а объем складского запаса небольшой», — делится опытом г-н Ноткин.
О большом числе тонкостей говорят и другие примеры. Если, например, «Азбука вкуса» насчитывает 19 магазинов и ей «впритык» хватает РЦ в 5 тыс. кв. м на 18 тыс. наименований товара, то это НЕ значит, что можно вывести правило: сети с ассортиментом до 20 тыс. позиций, насчитывающей до 20 магазинов, хватит РЦ площадью до 7-8 тыс. кв. м. Это значит, что есть еще один фактор — позиционирование сети. «Мы работаем в премиальном сегменте розницы.
Приведу пример: в наших магазинах представлен целый ряд эксклюзивных позиций. Как правило, они выставлены по паре штук в каждом магазине и буквально несколько единиц хранятся на складе, но при этом такой товар считается целой позицией в ассортименте. А у какой-нибудь другой сети ситуация обратная: у нее может быть всего 7-8 тыс. наименований товара, но все в очень большом количестве. ИРЦ такой компании потребуется более масштабный, нежели нам», — поясняет Сергей Коршунов.
СТРОИТЕЛЬСТВО И «НАЧИНКА» РЦ
Никакой специфики в собственно строительных работах нет. Просто надо понимать, что чем точнее будут «угаданы» параметры грузопотока, тем точнее будут рассчитаны ресурсы объекта, что означает оптимальные капиталовложения и эксплуатационные расходы. Кроме того, никогда не лишнее — заложить небольшой запас: он пригодится при обработке пиковых (например, сезонных) нагрузок.
Константин Ноткин: «При проектировании надо учесть, что существует два вида ресурсов. Первый вид: ресурсы, которые можно рассчитать на определенный максимум, но привлекать по мере необходимости и роста (подъемно-транспортное оборудование, персонал и т. д.) А второй вид ресурсов — это те, которые сразу должны быть рассчитаны и построены по максимуму (площади, планировка помещений, системы электроснабжения и т. д.). Если людей можно нанимать постепенно, то количество душевых или площадь столовой должны быть спланированы изначально и из расчета на вероятный максимум».
Создание РЦ можно разделить на несколько этапов (см. Таблицу 1). От принятия решения о создании РЦ до ввода в эксплуатацию пройдет около полутора лет. Не стоит верить тому, чей прогноз кажется более оптимистичным, советует Константин Ноткин: все равно останутся недоделки, достройки, нестыковки. Срок реализации идеи зависит от того, насколько четко запланирован и протекает процесс, от бесперебойности финансирования и качества работы субисполнителей.
Создание современного РЦ с необходимым оснащением в среднем обходится примерное в 1 000 долларов за квадратный метр (все необходимое основное и вспомогательное технологическое оборудование, средства контроля и управления, инженерные системы включены в стоимость). Не дешевое удовольствие и арендованный РЦ. Так, ГК «Виктория» вложила в прошедшем 2006 году в работу с РЦ более 2,5 млн евро.
Рассматривая ключевые проблемы поэтапно, первой можно отметить подбор места под РЦ. «Для эффективного РЦ необходимы современные и качественные складские площади, а на данный момент таких площадей на рынке ощущается сильный дефицит. И ставки аренды на них очень высоки, а если сказать точнее: в Москве они в 1,5-2 раза выше среднеевропейских», — рассказывает
Петр Андросов. Кроме того, такой объект как РЦ диктует определенные требования к местности. «В первую очередь, речь идет о транспортной доступности и экологической ситуаций в районе распределительного центра. Выбор каждой компании индивидуален — не только по логистическим, но и по экологическим параметрам. Соответствие окружающей среды необходимым условиям хранения продуктов — на совести компании, никаких независимых экспертиз обычно не проводится», — сообщает Николай Комаров.
РЦ для продовольственных магазинов предусматривает соседство различных продуктов. «Решение проблемы зональности, а правильнее сказать адресного хранения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) разных классов и видов закладывается еще во время описания логистом бизнес-процесса «размещение ТМЦ в зону хранения». В РЦ существуют несколько зон, дифференцируемых как по своим характеристикам (глубокой заморозки, охлаждение и т. д.), так и по объему обработки (штучная, коробочная, палетная, штабельная и т. д.) При приеме ТМЦ автоматизированная система управления товародвижением (WMS), оперируя заложенным принципом размещения того или иного товара, определяет его в нужную зону, с учетом свободного объема адреса и дополнительных свойств учета», — рассказывает эксперт по управлению WМS-системами компании «АСТОР» Артур Белов.
Оборудование для РЦ подбирается, исходя из назначения и класса РЦ (с большим оборотом, длительного хранения, с особым температурным режимом, с обработкой крупных или мелких товаров, видов операций с товарами и др.). Еще на этапе проектирования здания следует предусмотреть установку погрузочно-разгрузочных терминалов, включающих в себя в качестве необходимых атрибутов выравнивающие платформы, герметизаторы проемов и секционные ворота.
В зависимости от ассортимента применяют соответствующие виды стеллажей: полочные, универсальные палетные, мезонинные (многоэтажные), глубинные (проходные), гравитационные, элеваторные. «Наиболее распространенным способом хранения больших объемов промышленных грузов или товаров является их складирование в рядных палетных стеллажах. Груз при этом укладывается на палеты двух основных типоразмеров — EUR (800×1 200x150mm) и FIN (1 000×1 200x150mm). Данный тип стеллажей характеризуется простотой конструкции, высокой несущей способностью и низкой средней стоимостью одного палетоместа по сравнению с другими видами стеллажей. Их применение позволяет существенно сократить затраты на хранение единицы продукции, эффективно используя полезную площадь РЦ. Конструкции стеллажей позволяют устанавливать одинарные и сдвоенные ряды, длина которых ограничивается только удобством обслуживания погрузочной техники», — говорит Артур Белов.
Для выполнения различных задач при работе с товаром, может использоваться подъемно-транспортное оборудование: погрузчики, штабелеры, транспортные тележки. «За последние годы спрос на штабелеры в нашей стране значительно вырос, а ведь совсем недавно этот тип оборудования не только вовсе не выпускался в России — многие просто не знали о его существовании. Рынок этого оборудования возник примерно 8-9 лет назад, когда у многочисленных только что «вылупившихся» предприятий мелкого и среднего бизнеса стали возникать проблемы с разгрузкой автотранспорта.
Их товары часто хранились в подвалах или полуподвалах зданий, где отсутствовали необходимые для этого приспособления — пандусы и рампы. В это же время началась увеличиваться стоимость аренды складских помещений и появилась необходимость в более эффективном использовании их пространства. Стеллажное оборудование, для обслуживания которого собственно и предназначены эти устройства, стало использоваться на складах все чаще и потребовало специальной техники. Обладая высокой маневренностью и относительной дешевизной, штабелеры быстро завоевали популярность. Сейчас российский рынок довольно плотно насыщен этой продукцией», — поделился г-н Белов.
Современные штабелеры оснащены механизмом, фиксирующим высоту уровней, что позволяет водителю в автоматическом режиме поднимать палету на необходимую высоту. Штабелеры с поднимающейся кабиной водителя очень удобны при работе на значительной высоте. На мачте установлены видеокамеры, что позволяет водителю видеть правильность размещения палеты на большой высоте.
Кроме того, широко применяются на складах автоматические и полуавтоматические устройства для упаковки стретч-пленкой, специальные степлеры для сшивки гофротары. Для этикетирования ТМЦ используются термотрансферные принтеры, сканеры и т. д. Существует также самое разнообразное весовое оборудование, применяемое на складах при работе с ТМЦ (конвейерные, монорельсовые, палетные, платформенные, балочные, крановые весы, а также весы с многооборотной стрелкой). Весоизмерительное оборудование должно соответствовать ГОСТу 7328, ГОСТу 29329 и требованиям, установленным нормативной документацией. Кроме того, для защиты от разрядов статического электричества оборудование должно быть заземлено в соответствии с ГОСТом 12.1030. «Кроме современной техники надо также уделить внимание и другим аспектам повышения производительности — качеству полов, освещенности рабочих мест, способам погрузки-разгрузки подвижного состава», — добавляет Константин Ноткин.
IТ-ОФОРМЛЕНИЕ РЦ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Какие системы наиболее эффективны и перспективны для автоматизации РЦ? «В условиях роста рынка и развития торговых сетей необходимо в первую очередь выбирать системы, которые в основе своей имеют архитектуру, способную к развитию и адаптации под вновь возникающие требования. Данный фактор является одним из основных критериев при выборе, поскольку в этом случае информационная система не будет сдерживать развитие предприятия, и в будущем не встанет вопрос о ее замене», — считает Александр Усов, директор компании Ant Technologies.
При разработке систем могут использоваться два подхода, рассказал г-н Усов. Первый — это когда архитектура системы создается по объектно-ориентированному принципу. Как правило, такие системы созданы на базе современных технологий Microsoft.NET, в основе которых как раз заложены объектно-ориентированные принципы (SOA). Архитектура SOA подразумевает, что в системе есть объекты или сервисы, и при настройке системы описываются свойства этих объектов, а логика реализации процессов опирается на данные свойства объектов. Ярким примером реализации такого подхода может служить система Logistic Vision, уже завоевавшая популярность на российском рынке, в особенности в сегменте провайдеров логистических услуг (3PL), где вопросы адаптивности системы особенно критичны, а стратегии и правила работы системы перенастраиваются практически постоянно.
Другой популярный подход — архитектура с так называемым «открытым кодом». При этом пользователь вместе с системой получает инструментарий доступа к кодам системы и, соответственно, возможность самостоятельно ее развивать или модифицировать. На этих принципах построена канадская система Radio Beacon WMS, представленная на российском рынке с 2003 года.
Кроме того, выбираемая система должна быть построена на современных стандартах с возможностью использования общедоступных (а не специальных) средств доступа к данным, а также поддерживать популярные на сегодняшний день базы данных. Это позволяет компаниям снизить стоимость владения системой и исключить появления в своих структурах уникальных специалистов, защищая таким образом свои инвестиции.
«Самая эффективная система та, которая позволяет свести к минимуму действия человеческого фактора при работе с ТМЦ, так как в ее основе заложен системный подход при организации складских процессов, использования современных складских технологий и современных средств сбора и передачи информации», — считает Артур Белов. До недавнего времени управлять логистическими цепями помогали шесть различных классов программных продуктов (см. Таблицу 2).
По аналогии с тем, что большинство компаний рассматривают интеграцию с поставщиками и клиентами как часть единой цепочки поставок, производители программного обеспечения прилагают усилия к интеграции указанных выше программных продуктов в единый комплекс управления логистическими процессами. Основная идея при этом, по мнению Артура Белова, — выйти за пределы дорогого и требующего много времени неавтоматизированного (ручного) труда и управления. «Говоря сегодня о состоянии и перспективе развития интеграционного процесса, следует отметить, что он завершен только частично.
Ни один поставщик не предлагает в данный момент полностью интегрированных решений, включающих все шесть модулей по управлению цепочками поставок. В настоящее время данный процесс только начинается. Отечественный рынок систем управления складом (WMS) довольно небольшой. Из почти 300 существующих в мире систем управления складом у нас на сегодняшний день предлагается около 10, и только половина из них — российские. Можно отметить некоторые программные продукты, предлагаемые на рынке складских операций, которые реализованы в различных компаниях: АСТОР WMS РЦ, SOLVO WMS, «Акант: система N 1″, Microsoft Business Solutions-Axapta, Exceed WMS, SAP R/3 и некоторые другие программные продукты», — говорит г-н Белов.
Насколько самостоятельным относительно главного офиса должен быть РЦ? «Как правило, РЦ не является самостоятельной единицей, поскольку это исполнительное звено. Планирование деятельности РЦ (товарный ассортимент, что у кого покупать, что, кому и по каким ценам поставлять) осуществляется в рамках системы управления предприятием. Вместе с тем ответственность за всю внутреннюю работу лежит на РЦ: стратегии размещения товара, сбора заказов, соблюдение условий отгрузок, продиктованных головным офисом, управление внутрискладскими ресурсами и т. д.», — рассказывает Александр Усов.
Чем точнее прописан регламент работ и чем точнее это отражено в системе управления, тем менее квалифицированным может быть персонал, считает Константин Ноткин: «Система отражает прописанный заранее технологический процесс со всеми возможными ситуациями. Исполнителю просто не остается поля для творчества. Достаточно, если он умеет читать». А Александр Усов приводит такой пример: по статистике компании «Национальный торговый альянс» (Нижний Новгород), после внедрения на РЦ системы RadioBeacon WMS время обучения нового сотрудника склада сокращается с одного месяца до трех дней, так как теперь сотруднику не требуется хорошо знать ассортимент и помнить, где располагается тот или иной товар, — всем этим управляет система.
Количество персонала для РЦ определяется из расчета интенсивности операций, условий работы, площади рабочей зоны. «В основу можно положить некоторые усредненные расчеты и потом корректировать полученные значения, исходя из своей специфики. Например, замечено, что на продовольственном складе площадью 7 тыс. кв. м. при регулярном методе сбора заказов один человек в среднем может собрать за смену 700-800 строк (товарных позиций) в накладных или заказах на отгрузку. Таким образом, если в смену РЦ отгружает 300 накладных и в среднем в одной накладной 40 позиций, то для сбора заказов нужно 15-17 человек. Сборщики заказов — это самая большая штатная единица на складе», — говорит г-н Усов. Кладовщики, грузчики, маркировщики, приемщики, водители штабелеров и другие профессионалы набираются на основании требуемой суточной мощности РЦ, а также исходя из качества оборудования.
Нельзя забывать и о создании условий для работы. Столовая, рекреационные зоны — это не вопрос гуманизма, считает Константин Ноткин, а прагматичный момент, напрямую связанный с производительностью труда: «Чем лучше условия труда, тем выше производительность. И это относится не только к инфраструктуре (столовая и комнаты отдыха), но и к таким вещам как освещенность рабочих мест, удобные сиденья погрузчиков и штабелеров и многое другое».
Схема 1. Прямые поставки от поставщика в магазины
Схема 2. Работа через собственный РЦ
Схема 3. Работа через независимый РЦ
Таблица 1 Этапы создания РЦ
Таблица 2 Шесть различных классов программных продуктов для управления логистическими цепочками
Источник: logistics.ru
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Центральный склад устраивают один для нескольких объектов. По площади он больше приобъектного, на складе хранится большое количество конструкций, материалов или оборудования. Приобъектные склады устраивают вблизи строящегося объекта, чтобы обеспечить быструю подачу конструкций или оборудования к месту монтажа. [3]
Центральный склад и склады у стоянок конвейерных линий могут быть объединены в один склад. [4]
Центральный склад устраивают для нескольких объектов. На складе ведут учет конструкций, сортируют их по объектам, контролируют качество конструкций, составляют рекламации на обнаруженные дефекты, проверяют и исправляют маркировку, устраняют дефекты и повреждения, проводят укрупнительную сборку и подготовку элементов к монтажу, красят их и отгружают на монтаж. [6]
Центральный склад , а также гараж и мастерские, составляющие прирельсовую производственную базу МК, размещают обычно в непосредственной близости от железнодорожной станции. На территории склада сооружают закрытые складские помещения, навесы, площадки для открытого хранения грузов. К территории склада по возможности прокладывают железнодорожную ветку для подачи вагонов с грузами. С центрального склада материалы и конструкции отправляют на линейные полевые склады прорабских участков или на трассу линии электропередачи. [7]
Центральный склад , а также гараж и мастерские, составляющие прирельсовую производственную базу СМУ ( ПМК), размещают обычно в непосредственной близости от железнодорожной станции. На территории склада сооружают закрытые складские помещения, навесы, шю — щадки для открытого хранения грузов. К территории склада по возможности прокладывают железнодорожную ветку для подачи вагонов с грузами. [8]
Центральные склады , как правило, должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации имеются материалы, требующие разных режимов хранения. [9]
Центральный склад предназначается для приема, хранения, выдачи смазочных материалов, приема отработанных смазочных масел, регенерации их и хранения регенерированных масел. [10]
Центральные склады сдают лимитные ведомости в бухгалтерию по мере использования лимита или независимо от этого по окончании отчетного периода. До момента сдачи лимитных ведомостей в конце отчетного месяца кладовщики цеховых кладовых заполняют в документах склада графу возврат с одновременной отметкой получения того же количества в лимитной ведомости следующего месяца. Такой порядок позволяет автоматически пересчитывать лимит отпуска материальных ценностей в документах следующего месяца без дополнительного внесения информации об остатках материалов в цеховых кладовых в ЭВМ, не оформляя отдельными первичными документами остатки материальных ценностей в натуральном выражении. В бухгалтерии документы группируются и передаются в вычислительный центр для обработки. [11]
Центральный склад выдает подразделению инструменты ( приспособления) того же наименования, марки и размера без выписки первичного документа. [12]
Центральные склады обслуживают все или большинство структурных подразделений организации. Они предназначены для хранения материально-производственных запасов, потребляемых различными службами организации. [13]
Центральные склады , как правило, должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации имеются материалы, требующие разных режимов хранения. [14]
Центральные склады моделей должны быть на заводах, имеющих крупное собственное литейное производство. Цеховые кладовые моделей выполняют функции раздаточных кладовых при формовочных отделениях литейных цехов. Они должны быть обязательно при каждом литейном цехе. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
Центральный склад это в строительстве
Складирование конструкций
Для приемки, хранения конструкций и подготовки их к монтажу оборудуют склады. По назначению склады бывают центральные и приобъектные.
Центральный склад устраивают для нескольких объектов. На складе ведут учет конструкций, сортируют их по объектам, контролируют качество конструкций, составляют рекламации на обнаруженные дефекты, проверяют и исправляют маркировку, устраняют дефекты и повреждения, проводят укрупнительную сборку и подготовку элементов к монтажу, красят их и отгружают на монтаж.
Приобъектный склад устраивают вблизи строящегося объекта, чтобы обеспечить быструю подачу конструкций или оборудования к месту монтажа. Запас материалов на этих складах меньше, чем па центральных.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
При промышленном строительстве на центральном складе устраивают железнодорожный путь, при строительстве гражданских зданий для подачи на склад или со склада мелких легковесных и малогабаритных конструкций сооружают шоссейную дорогу. Как правило, при строительстве гражданских зданий приобъектных складов не делают, так как монтаж конструкции ведут непосредственно с транспортных средств.
Конструкции поднимают на транспортные средства краном. К крюку грузоподъемного механизма конструкцию подвешивают на стальных канатах, стропах, которые закрепляют за монтажные петли конструкции или захватами. Во время подъема следят, чтобы поднимаемый элемент ни за что не зацепился. Стропуют конструкции в местах, указанных заводом-изготовителем, а если нет таких указаний — в соответствии с ППР. Конструкции большой длины (железобетонные и металлические стропильные фермы) и решетчатые конструкции разгружают с помощью траверс.
Доставленные на склад конструкции разгружают на площадке около железнодорожного пути; в процессе разгрузки их сортируют по маркам или по очередности подачи на монтаж.
При складировании конструкции укладывают так, чтобы марки, написанные на конструкциях, можно было легко прочесть. Между штабелями на складе устраивают проходы шириной не менее 1 м в продольном направлении через каждые два штабеля и в поперечном направлении через каждые 25 м.
От железнодорожного пути (от ближайшего рельса) штабеля располагают на расстоянии не менее 2 м. На каждом штабеле укрепляют табличку с указанием марок конструкции, количества, причем по возможности таблички вывешивают на одну сторону штабеля.
Под конструкции, хранящиеся на складе, помещают деревянные подкладки, предохраняющие их от повреждения и соприкосновения с грунтом. Между конструкциями, когда их складируют одна на другую, также устанавливают деревянные прокладки. Прокладки (высо- кранов или масса монтируемого аппарата превышает грузоподъемность кранов. В остальных случаях емкости монтируют с помощью самоходных кранов.
Рис. 77. Схема строповки цилиндрических емкостей для накатывания на постаменты: а — с намотанным на аппарат канатом, б —с охватом аппарата канатом
Для приемки, хранения конструкций и подготовки их к монтажу оборудуют склады. По назначению склады бывают центральные и приобъектные.
Центральный склад устраивают для нескольких объектов. На складе ведут учет конструкций, сортируют их по объектам, контролируют качество конструкций, составляют рекламации на обнаруженные дефекты, проверяют и исправляют маркировку, устраняют дефекты и повреждения, проводят укрупнительную сборку и подготовку элементов к монтажу, красят их и отгружают на монтаж.
Приобъектный склад устраивают вблизи строящегося объекта, чтобы обеспечить быструю подачу конструкций или оборудования к месту монтажа. Запас материалов на этих складах меньше, чем па центральных.
При промышленном строительстве на центральном складе устраивают железнодорожный путь, при строительстве гражданских зданий для подачи на склад или со склада мелких легковесных и малогабаритных конструкций сооружают шоссейную дорогу. Как правило, при строительстве гражданских зданий приобъектных складов не делают, так как монтаж конструкции ведут непосредственно с транспортных средств.
Конструкции поднимают на транспортные средства краном. К крюку грузоподъемного механизма конструкцию подвешивают на стальных канатах, стропах, которые закрепляют за монтажные петли конструкции или захватами. Во время подъема следят, чтобы поднимаемый элемент ни за что не зацепился. Стропуют конструкции в местах, указанных заводом-изготовителем, а если нет таких указаний — в соответствии с ППР. Конструкции большой длины (железобетонные и металлические стропильные фермы) и решетчатые конструкции разгружают с помощью траверс.
Доставленные на склад конструкции разгружают на площадке около железнодорожного пути; в процессе разгрузки их сортируют по маркам или по очередности подачи на монтаж.
При складировании конструкции укладывают так, чтобы марки, написанные на конструкциях, можно было легко прочесть. Между штабелями на складе устраивают проходы шириной не менее 1 м в продольном направлении через каждые два штабеля и в поперечном направлении через каждые 25 м.
От железнодорожного пути (от ближайшего рельса) штабеля располагают на расстоянии не менее 2 м. На каждом штабеле укрепляют табличку с указанием марок конструкции, количества, причем по возможности таблички вывешивают на одну сторону штабеля.
Под конструкции, хранящиеся на складе, помещают деревянные подкладки, предохраняющие их от повреждения и соприкосновения с грунтом. Между конструкциями, когда их складируют одна на другую, также устанавливают деревянные прокладки. Прокладки (высотой 50—100 мм) располагают так, чтобы при складировании в конструкциях не возникало прогибов.
В качестве прокладок чаще всего служат доски, брусья и шпалы. При складировании железобетонных конструкций толщина прокладок должна превышать высоту монтажных петель или других выступающих деталей на 2—3 см. Монтажные (строповочные) петли должны быть обращены вверх. Порядок складирования конструкций следующий (рис. 78, а—п).
Рис. 78. Складирование стальных и
а — балок и колонн плашмя, б — двухстеночпых элементов, в — балок в вер- ванных листов, е — несвальцованных листов, ж — фундаментных блоков,
к — простеночных блоков, л — кровельных плит,
Рис. 79. Схема приобъектного склада:
1 — строящееся здание, 2 — помещение для мастеров. 3 — прожекторные вышки, 4 — место для складирования конструкций, 5 — башенные краны, 6 — навес для столярных изделий, 7 — железнодорожные пути. 8— тягач. 9 — площади ка для разгрузки, 10 — панелевоз, 11— шоссейная дорога. 12 — навес для санитарно-техническнх материалов, 13 — помещение для отдыха рабочих, 14 — склад инвентаря и инструмента
Стропильные фермы, подкрановые балки и аналогичные конструкции устанавливают вертикально и устраивают упоры, на которые эти конструкции опираются. Под низ ферм в узлах помещают деревянные подкладки по высоте на одном уровне. Между фермами также располагают деревянные прокладки. Стропильные фермы и подкрановые балки целесообразно складировать вблизи колонн на строительной площадке в соответствии с последовательностью монтажа.
Колонны, ригели, плиты перекрытия укладывают горизонтально параллельными рядами. Под эти элементы и между ними по высоте на одном уровне помещают деревянные прокладки. По вертикали прокладки устанавливают одну над другой. Высота штабелей колонн не должна превышать 2 м.
Если на складе помимо конструкций хранятся также и материалы, то к их хранению предъявляются следующие требования. Так, кирпич, доставляемый в пакетах на поддонах, складируют не более чем в два яруса, а в контейнерах — в один. Если кирпич доставляют не в контейнерах, то его складируют клетками, укладывая плашмя на высоту не более 25 рядов, а на ребро — не более 13 рядов. Плиточные материалы (например, асбестоцементные плитки, черепицу) хранят в штабелях высотой не более 1 м. Круглый лес складируют в штабеля высотой не более 1,5 м с упорами, чтобы бревна не раскатывались. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов хранят в штабелях с подкладками и прокладками до четырех рядов по высоте, но высотой не более 2,25 м.
На рис. 79 показана схема приобъектного склада жилого дома. Около строящегося здания расположены четыре вышки с прожекторами, которые освещают строительную площадку вечером и ночыо. Места для хранения конструкций находятся в зоне обслуживания кранов. Здание и приобъектный склад обслуживают два башенных крана. Столярные изделия на территории склада находятся под навесом.
Башенные краны перемещаются вдоль здания по путям. Около шоссейной дороги И расположена разгрузочная площадка 9. Панели доставляют на склад тягачом с помощью панелевоза. Для санитарно-технических материалов и заготовок используют навес. На территории склада находится помещение для отдыха рабочих, а также склады инвентаря и инструмента.
При погрузке изделий на железнодорожный или автомобильный транспорт учитывают габаритность грузов. Габаритными называются грузы, которые не выходят за пределы габаритов подвижного состава, негабаритными — которые выходят за пределы подвижного состава. Выступающие вниз части конструкций должны отстоять от пола платформы не менее чем на 30 мм. Некоторые длинные конструкции размещают на двух платформах.
При погрузке на две платформы конструкции опирают на турникеты, это позволяет разворачивать конструкции относительно продольной оси платформы. Плоские длинные конструкции в некоторых случаях устанавливают на платформы вертикально, при этом их раскрепляют, чтобы придать устойчивость.
Для приемки, хранения конструкций и подготовки их к монтажу оборудуют специальные складские площадки, называемые складами. По своему назначению склады бывают центральные и приобъектные.
Центральный склад устраивают один для нескольких объектов. По площади он больше приобъектного, на складе хранится большое количество конструкций, материалов или оборудования. Приобъектные склады yGTpa-ивают вблизи строящегося объекта, чтобы обеспечить быструю подачу конструкций или оборудования к месту монтажа.
При промышленном строительстве на центральном складе устраивают железнодорожный путь, при строительстве гражданских зданий для подачи на склад или со склада мелких легковесных и малогабаритных конструкций сооружают шоссейную дорогу.
Строительные конструкции доставляют к месту монтажа или на приобъектный склад на железнодорожных платформах, трайлерах или автомашинах. При разгрузке снимают конструкции с платформ и опускают на разгрузочную площадку с помощью специальных механизмов. При этом поднимают и опускают конструкции краном.
Конструкции прикрепляют к крюку грузоподъемного механизма стальными канатами, стропами, закрепляемыми за монтажные петли, или специальными захватами. Во время подъема тщательно наблюдают за разгружаемыми конструкциями, предохраняя их от повреждений. Стропят конструкции в местах, указанных заводом-изготовителем, а в случае отсутствия специальных указаний — в местах, указанных в ППР. Конструкции большой длины (железобетонные и металлические стропильные фермы) и другие решетчатые конструкции разгружают посредством траверс.
Прибывшие на склад конструкции разгружают на специальной площадке около железнодорожного пути; в процессе разгрузки их сортируют по маркам или по очередности подачи на монтаж.
При складировании конструкцию укладывают так, чтобы марки, написанные на конструкциях, можно было легко прочесть. Между штабелями на складе устраивают проходы шириной не менее 1 м в продольном направлении через каждые два штабеля и в поперечном направлении через каждые 25 м.
От железнодорожного пути штабеля располагают на расстоянии не менее 2 м. На каждом штабеле укрепляют табличку с наименованием марок конструкции и указанием их количества, причем по возможности таблички вывешивают на одну сторону штабеля.
Под конструкции, хранящиеся на складе, помещают деревянные подкладки, предохраняющие их от повреждения и соприкосновения с грунтом. Между конструкциями, когда их складируют одна на другую, также устанавливают деревянные прокладки. Прокладки (высотой 50—100 мм) укладывают так, чтобы при складировании в конструкциях не возникало прогибов.
В качестве прокладок чаще всего применяют доски, брусья и шпалы. При складировании железобетонных конструкций толщина прокладок должна превышать высоту монтажных петель или других выступающих деталей. Монтажные (строповочные) петли должны быть обраш.ены вверх. Порядок складирования конструкций следующий.
Стропильные фермы, подкрановые балки и аналогичные конструкции складируют в вертикальном положении и устраивают специальные упоры, на которые эти конструкции опираются. Под низ ферм в узлах помещают деревянные подкладки по высоте на одном уровне. Между фермами также устанавливают деревянные прокладки. Стропильные фермы и подкрановые балки целесообразно складировать вблизи колонн на строительной площадке в соответствии с последовательностью монтажа.
Колонны, ригели, плиты перекрытия складируют в горизонтальном положении параллельными рядами. Под эти элементы и между ними по высоте на одном уровне помещают деревянные прокладки. По вертикали прокладки устанавливают одну над другой. Высота штабелей колонн не должна превышать 2 м.
Если на складе, помимо конструкций, хранятся также и материалы, то к их хранению предъявляются следующие требования. Так, кирпич, доставляемый в пакетах на поддонах, складируют не более чем в два яруса, а в контейнерах в один. Если кирпич доставляют пе в контейнерах, то его складируют клетками, укладывая плашмя на высоту не более 25 рядов, а на ребро — не более 13 рядов. Плиточные материалы (например, асбестоцементные плитки, черепицу) хранят в штабелях высотой не более 1 м. Круглый лес складируют в штабелях высотой не более 1,5 ж с установкой упоров во избежание раскатывания бревен. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов хранят в штабелях с подкладками и прокладками до четырех рядов по высоте, но высотой не более 2,25 м.
При погрузке готовых изделий со склада к месту монтажа на железнодорожный или автомобильный транспорт учитывают габаритность грузов. Габаритными называются грузы, которые при погрузке на железнодорожные платформы или автотранспорт не выходят за пределы габаритов подвижного состава, негабаритными — которые выходят за пределы подвижного состава. Чем больше выходит груз или конструкция за пределы габаритов подвижного состава, тем негабаритность груза больше.
При погрузке выступающие вниз части конструкций должны отстоять от пола платформы не менее чем на 30 мм. Некоторые длинные конструкции размещают на двух платформах.
При погрузке на две платформы конструкции опирают на турникеты, которые позволяют разворачивать конструкции относительно продольной оси платформы. Плоские длинные конструкции в некоторых случаях устанавливают на платформы вертикально, при этом их раскрепляют, чтобы придать им устойчивость.
Раскреплять следует все конструкции, которые грузят на платформы, причем как в продольном, так и в поперечном направлениях, чтобы при движении и торможении они не сдвигались под действием сил инерции.
Для более равномерной подачи конструкций к месту монтажа на территории монтируемого объекта или около него устраивают приобъектный склад, на котором выполняют те же работы, что и на центральном складе, только в меньшем масштабе.
Источник: stroy-technics.ru
Классификация складов
В экономической деятельности применяется большое количество разновидностей складов. По назначению склады подразделяются на материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций.
Материальные склады специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и др. продукции производственного назначения и осуществляют снабжение производящих потребителей.
Внутрипроизводственные склады входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запасные части и т. д.
Сбытовые склады служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли).
Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта.
В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на универсальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).
В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др.
В зависимости от типа здания или сооружения различают открытые, полузакрытые и закрытые склады, а также складские устройства специальной конструкции.
Открытые — это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям.
Полузакрытые — это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1—3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей.
Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными.
Специальные складские устройства — это сооружения бункерного и резервуарного типа.
По сфере действия и месту размещения склады делят на центральные, участковые и прицеховые.
Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.
Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.
Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката.
В зависимости от степени огнестойкости различают несгораемые, полусгораемые и сгораемые склады.
Несгораемые (огнестойкие) склады сооружаются каменными, железобетонными и металлическими.
У полусгораемых (трудносгораемых, полуогнестойких) складов подвержены сгоранию деревянные перекрытия и кровля. К ним относят и хорошо оштукатуренные или глубоко пропитанные огнезащитными составами деревянные складские сооружения.
Сгораемые (неогнестойкие) — это незащищенные деревянные складские сооружения и устройства.
Таможенные склады предназначены для хранения товаров в ожидании таможенной очистки.
Склады для досрочного завоза строятся в районах, где доставка товаров возможна лишь в определенные сезоны.
Резервные. На резервных складах запас хранится на случай чрезвычайных обстоятельств.
Склады коммерческие общего пользования. Эти склады осуществляют обслуживание любых владельцев товара.
Склады различаются условиями хранения на склады общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные и склады-хранилища.
На складах создают нужные для хранения условия с учетом физико-химических свойств товара. Иногда на складах имеется оборудование для расфасовки, упаковки, тестирования и других операций.
По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D». (например классификация складов компаний Knight Frank и Swiss Realty Group).
Эта классификация позволяет оценить склад по важнейшим потребительским качествам.
Современное одноэтажное складское здание. Построено по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Инфраструктура и особенности:
• ровный пол с антипылевым покрытием;
• высокие потолки (не менее 8 метров);
• -система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;
• регулируемый температурный режим;
• автоматические ворота докового типа с регулируемым гидравлическим пандусом и тепловыми завесами;
• система центрального кондиционирования (или принудительная вентиляция);
• система охранной сигнализации и видеонаблюдения;
• оптико-волоконные линии связи;
• офисные площади при складе;
• автономная электроподстанция и тепловой узел.
Капитальное многоэтажное здание, как правило, реконструированное. Инфраструктура и особенности:
• асфальтовый или бетонный пол;
• невысокие потолки (от 4,5 до 8 метров);
• пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения;
• температурный режим от +10 до +18 °С;
• пандус для разгрузки автотранспорта;
• телефонные линии МГТС;
• офисные площади при складе;
• охрана территории склада.
Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. Инфраструктура и особенности:
• пол — асфальт, бетон или бетонная плитка;
• высота потолков от 3,5 до 18 метров;
• ворота на нулевой отметке (машина заходит внутрь помещения);
• центральное отопление (температура зимой от +8 до +14 °С).
Подвальное помещение, объект ГО, неотапливаемое производственное помещение или ангар.
Санкт-Петербург — признанная морская столица России, обеспечивающая внешнеторговые связи страны. Поэтому объем международного и внутрироссийского транзита грузов через город очень высок. Этому способствует то, что:
1. Санкт-Петербург расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей, имеющих не только российское, но и международное значение.
2. Основным элементом Санкт-Петербургского транспортного узла является Большой порт Санкт-Петербург, как самое крупное грузоформирующее и грузопоглощающее предприятие города. Он оказывает решающее влияние на объемы грузовой работы различных видов транспорта, главным образом железнодорожного и автомобильного, обеспечивающих в сумме 80% объемов перевалки портовых комплексов. Соответственно, специфика города как морского перевалочного центра должна предполагать наличие мощной складской инфраструктуры.
Но сегодня Санкт-Петербург относится к городам, где этот вопрос еще не решен. Рост спроса на складские услуги европейского уровня продолжается, а в городе до сих пор очень мало терминалов, соответствующих международным стандартам по объему и качеству предоставляемых услуг.
Предложение складских площадей формируется в основном:
• компаниями-собственниками промышленных и складских площадей, сдающими в аренду не задействованные под собственные нужды здания и помещения;
С начала 2003г. в городе наметилась некоторая тенденция оживления основной производственной деятельности предприятий, но основным источником предложений сегодня все еще остаются бывшие производственные объекты. Практически все действующие промышленные предприятия продолжают предоставлять сторонним организациям аренду своих территорий — индустриальными парками (технопарками), появившимися лишь в последнее время.
Среди складских комплексов, созданных на базе производственных площадок, выделяются полностью перепрофилированные помещения, которые сменили собственников и развивают складские услуги как основной бизнес. Но при этом заявления фирм, предоставляющих подобные услуги и заявляющих об их принадлежности к высокому классу, не всегда имеют под собой веские основания. Большинство не отвечает мировым стандартам по температурному режиму, влажности воздуха, условиям обслуживания и ряду других. Так называемых «евроскладов», которые можно отнести к категории «А», в СПБ насчитывается не более 13.
В городе имеется несколько зон концентрации подобных складских комплексов. Лидирующее место по наличию складов этого класса принадлежит промзоне «Парнас»: здесь располагаются более 25% всех площадей крытых складов такого уровня (45 000 квадратных метров — ООО
В районе улиц Кубинской и Костюшко сосредоточено 20 000 квадратных метров площадей. Вблизи них расположены складские терминалы на Ленинском проспекте и проспекте Народного Ополчения (20 000 квадратных метров). Можно утверждать, что в этом районе сосредоточено около 24% всех складов класса А.
Третий крупный район — комплекс зданий в районе ул. Софийской. Здесь в руках оператора «Липсанен» сосредоточено 40 500 квадратных метров складских площадей (около 24%).
Имеются терминалы на Юго-Западе (ЗАО «Внештранс» на Волхонском ЗАО «Ниинвирта-Терминал») и другие. Однако площади этих складов относительно невелики, либо используются в закрытом режиме для нескольких заказчиков.
Перевалочные комплексы, как правило, находятся в пределах традиционно сложившихся промышленных и коммунально-складских районов с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой. Эти районы приближены к выходам на трассы основных федеральных автодорог.
Но город испытывает серьезные трудности в обслуживании основного узла перевалки внешнеэкономических грузов — зоны бывшего торгового порта. В настоящее время выходы из порта очень затруднены. Автотранспортные потоки, следующие из порта, проходят в районах плотной застройки по магистральным улицам, характеризующимся высоким уровнем загрузки.
Серьезной проблемой является также высокая степень концентрации в пределах центрального городского ядра складских и перевалочных мощностей Октябрьской железной дороги. Сосредоточение здесь зон взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта аккумулирует значительную часть грузопотока в центре города, увеличивая и без того высокую плотность движения в этих районах.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением. Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам: назначению, видам или степени родственности хранимых материалов; степени механизации складских операций, типу здания или его конструкции; сфере действия и месту размещения; степени огнестойкости, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т. п.
Сектор современных складов в Санкт-Петербурге недостаточно развит и будет расти в ближайшей перспективе. Кроме того, рассуждая о современной модели транспортно-логистического бизнеса, соответствующей мировым аналогам, можно подчеркнуть, что нашим рынком все больше принимается тенденция разделения на инфраструктурную и операторскую составляющие, в рамках единой интегрирующей деятельности.
Для создания сети транспортно-логистических центов в РФ уже давно сформированы предпосылки. Сегодня транспортным распределительным центром страны является Москва, хотя при этом большинству грузовладельцев, особенно с Урала и из Сибири совершенно не выгодно организовывать перевозки через столицу, но они все же вынуждены это делать. Создание сети транспортно-логистических центов в Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Уфе и других регионов РФ способно кардинально решить эту проблему, снизив не только стоимость перевозок, но и сократив время, затрачиваемое на перевозку.
Источник: studbooks.net