Ускоренное развитие регионов Дальневосточного федерального округа на официальном уровне объявлено одним из главных приоритетов для России в XXI веке. Для самой восточной части страны созданы особые условия привлечения инвестиций, ведется работа над удержанием экономически активного населения. Важным драйвером становится и близость развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые выступают не только инвесторами, но и ключевыми потребителями сырьевых ресурсов.
Дальний Восток, долгое время остававшийся зоной колоссального недофинансирования, в последние годы стал едва ли не ключевой точкой привлечения инвестиций. И хотя пандемия коронавируса и последовавший за ней экономический спад сильно ударили по энтузиазму инвесторов, «накачка» ДФО деньгами продолжилась. Согласно данным аналитиков InfraOne Research, комплексно исследующих развитие инфраструктуры Дальнего Востока, округ в 2020 году привлек более 1,5 трлн руб. инвестиций, что на 6,5% меньше показателя 2020 года. Самыми чувствительными к финансовым катаклизмам стали частные инвесторы, уменьшившие вложения на 8,2%, а вот государство, напротив, стало вкладывать больше (+12%), в первую очередь через механизм концессий.
Дальний Восток — размер не главное!
Новые предприятия и рабочие места. Согласно обнародованной аппаратом курирующего округ вице-премьера Юрия Трутнева информации, объем инвестиций в проекты Дальнего Востока, получившие государственную поддержку, в 2021 году составил 0,5 трлн руб. Отмечается, что сегодня они при расчете на душу населения на 39% превышают среднероссийский уровень.
По словам вице-премьера, благодаря господдержке и частным инвестициям на Дальнем Востоке уже построено 417 новых предприятий, создана 81 тыс. рабочих мест, до конца года их число составит около 84 тыс. При этом расходы государства на создание преференциальных зон в этом федеральном округе уже окупились. Например, от деятельности предприятий, несмотря на то, что они работали в льготном режиме, бюджет получил 42 млрд руб. дополнительных доходов, покрыв расходы.
Трутнев подчеркнул, что у Дальнего Востока достаточно высокие возможности для развития чистой энергетики. Еще одно важное направление, которое государство будет развивать в ближайшие годы, — создание в федеральном округе комфортных условий для жизни людей. Вице-премьер пояснил, что это не только рабочие места, но и комфортное жилье, места для отдыха, условия для обучения детей, получения квалифицированной медицинской помощи. «Будем уделять этому все больше внимания, делать так, чтобы жить на Дальнем Востоке становилось удобнее, чем в центральных регионах страны», — заключил он. Стоит добавить, что большая часть финансирования, полученного округом в рамках соответствующей федеральной программы (почти 57 млрд руб.), пошла на развитие социальной инфраструктуры — строительство и ремонт школ, больниц, детских садов, спортивных объектов.
Как отмечают эксперты из InfraOne, сегодня правительство сосредоточило значительные ресурсы и усилия в этом регионе. Дальний Восток — приоритетная геостратегическая территория России, этот статус не только постоянно декларируется представителями федеральных властей, но и закреплен в различных документах развития, например в Стратегии пространственного развития страны до 2025 года.
Строительство и модернизация шести электростанций на Дальнем Востоке — спецрепортаж России-24
Обосновывая принятие специальной федеральной программы по развитию округа, в правительстве отмечали, что Дальний Восток занимает 41% территории России, там живет 5,6% населения страны. Регион богат природными ресурсами, которые могут стать базой для создания и развития новых масштабных производств. Он расположен в естественном транспортном коридоре между Европой и Азией.
По территории Дальневосточного федерального округа проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали — Байкало-Амурская и Транссибирская. Также через Дальний Восток пролегает Северный морской путь — самый короткий маршрут из Азии в Европу.
Есть у ДФО такой бонус, как отдельная строчка в большинстве федеральных программ, что дает дополнительные шансы на увеличенное финансирование, например, в рамках госпрограммы по развитию транспортной системы правительство тратит федеральные средства, предназначенные на транспорт. Еще один важный приоритет — особый режим налогообложения и порядок инвестирования. В регионе, по данным InfraOne, на май этого года действуют 22 территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. По данным аналитиков, в них сейчас более 2,6 тыс. резидентов, которые успешно развивают проекты в сфере судостроения и судоремонта, сельского хозяйства, пищевой промышленности, переработки водных биоресурсов, в деревообработке, туризме, логистике, добыче и переработке полезных ископаемых.
Ресурсы развития. Именно последнее направление приносит Дальнему Востоку львиную долю всех инвестиций в основной капитал. Так, согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», в первой десятке сразу восемь проектов, связанных с добычей, переработкой или транспортировкой природного газа.
Крупнейшими проектами по сумме предполагаемых инвестиций является освоение месторождений Одопту Чайво, Аркутун-Даги («Сахалин-1») и Пильтун-Астохское и Лунское (Сахалин-2), которые в сумме принесут Дальнему Востоку почти 4,5 трлн руб. инвестиций. «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — это проекты, которые реализуются международным консорциумом инвесторов, в числе которых структуры «Газпрома», Shell, Mitsui. В рамках проекта предусмотрена разработка нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин, объем извлекаемых запасов оценивается в 2,3 млрд баррелей нефти (307 млн тонн) и 485 млрд куб. метров природного газа.
Продолжается активная фаза строительства главной газоносной артерии страны в восточной части — газопровода «Сила Сибири». В настоящее время «восточный» маршрут транспортирует газ с Чаяндинского месторождения — базового для Якутского центра газодобычи — российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай. В конце 2022 года подача газа в «Силу Сибири» начнется еще с одного месторождения — Ковыктинского, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи. Суммарная стоимость этого проекта — около 1 трлн рублей.
На газ из «Силы Сибири» завязан еще целый комплекс мегапроектов из топ-20 рейтинга «ЕвроМедиа», таких, например, как строительство Амурского ГПЗ, Амурского газохимического комплекса и завода по производству метанола в ТОР «Свободный». Ресурсный крен инвестиционной активности Дальнего Востока легко объясним: под боком у региона находятся быстроразвивающиеся экономики Китая, Японии и Южной Кореи, которые потребляют год от года все больше энергоносителей. Впрочем, немало в округе и несырьевых проектов. Крупнейший из них — космодром «Восточный», общая сумма инвестиций в который составит почти 500 млрд руб.
Источник: vestnikstroy.ru
Масштаб возможностей
Крупные стройки Приморья и Приамурья задают вектор развития для всего Дальнего Востока
Сегодня в Приморском крае и Амурской области реализуются инвестиционные проекты, которые по праву считаются одними из крупнейших в стране. Строительство ССК «Звезда», амурских газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и газохимического комплекса (ГХК) является стимулом для социально-экономического развития Дальнего Востока. Эти проекты послужат дополнительным и весьма существенным источником пополнения местных бюджетов и благоприятно повлияют на развитие инфраструктуры прилегающих городов и поселков. Создание новых рабочих мест будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, тем самым уменьшая его отток в другие регионы страны.
«Звезда» Приморья
Судостроительный комплекс «Звезда» — крупнейшая верфь в России — была образована на базе одноименного завода и Дальневосточного центра судостроения и судоремонта в бухте города Большой Камень Приморского края. Это сверхсовременное судостроительное предприятие было создано в 2015 году на основании поручения президента России Владимира Путина и реализуется консорциумом инвесторов во главе c ПАО «НК «Роснефть».
Проект должен быть завершен к 2024 году, но на объектах первой очереди — блоке корпусных производств, окрасочных камерах и тяжелом открытом достроечном стапеле – уже изготавливаются секции и блоки для многофункциональных судов снабжения ледового класса, танкеров типа «Афрамакс». Вторым этапом станет введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла, а также цехов для строительства офшорной морской техники. Верфь будет выпускать крупнотоннажные суда и корабли ледового класса водоизмещением до 350 тыс. тонн, включая виды судов и морской техники, ранее не выпускавшиеся в России.
Многофункциональное судно снабжения ледового класса (первый заказ) должно быть спущено на воду в течение года. В настоящее время в портфеле заказов предприятия уже 38 судов различного назначения. Это многофункциональные суда снабжения ледового класса, нефтеналивные суда различных типов, например танкеры типа «Афрамакс» дедвейтом более 100 тыс. тонн и танкеры-челноки ледового класса, суда-газовозы для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), ледоколы, а также специализированные суда для обеспечения буровых работ на шельфе. В активной стадии строительства уже восемь судов.
Сейчас на производстве занято около 2,8 тыс. человек, а после окончания строительства и введения в эксплуатацию всех объектов судоверфи рабочих мест станет втрое больше, при этом предприятие проводит большую работу по подготовке и привлечению квалифицированных кадров. В Приморском крае действуют три «Роснефть-класса», в которых изучаются профильные для судостроения отрасли дисциплины в рамках корпоративной программы подготовки кадров «школа — вуз — предприятие». Заключены соглашения о сотрудничестве с лучшими профильными инженерно-техническими вузами и ссузами, в частности на базе Дальневосточного судостроительного колледжа идет подготовка и переподготовка производственных рабочих. Ведется работа с Центрами занятости населения Дальнего Востока и других регионов России, работа с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, созданы собственные центры по привлечению кадров в других регионах России и в Республике Крым, проводятся стажировка работников на зарубежных верфях.
Предприятие планирует полностью обеспечить жильем своих работников. В настоящий момент в городе Большой Камень застраиваются семь жилых микрорайонов на 5,7 тыс. квартир, при этом два дома уже сданы в эксплуатацию и заселены.
Амурский ГПЗ — завод XXI века
Строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) — ключевого звена Восточной газовой программы «Газпрома» — близится к своему пику. На строительной площадке в районе города Свободного сейчас работают более 21 тыс. человек. Меньше двух лет остается до ввода в эксплуатацию первых двух из шести технологических линий, которые обеспечат переработку 14 млрд кубометров сырьевого газа и выпуск 20 млн кубометров сжиженного гелия — уникального продукта Амурского ГПЗ. В январе 2025 года после выхода на проектную мощность в 42 млрд кубометров завод станет одним из крупнейших в мире. Инвестором и заказчиком проекта является компания «Газпром переработка Благовещенск» (входит в Группу «Газпром»), управление строительством осуществляет НИПИГАЗ (входит в группу «СИБУР»).
Многокомпонентный газ будет поступать на предприятие по газопроводу «Сила Сибири» из Якутского и Иркутского центров газодобычи. На Амурском ГПЗ из него будут извлекать ценные компоненты для газохимической и других отраслей промышленности: ежегодно порядка 2,5 млн тонн этана, один млн тонн пропана, 500 тыс. тонн бутана, 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции и 60 млн кубометров гелия. Все эти компоненты востребованы в современных производствах. Одним из самых значимых продуктов Амурского ГПЗ станет гелий, который используется в ядерной и космической промышленности, металлургии, медицине, приборостроении и научных исследованиях.
«После ввода в эксплуатацию трех установок очищения и сжижения гелия завод будет производить 60 млн кубометров товарной продукции в год. Такой мощности нет нигде в мире», — подчеркнул генеральный директор «Газпром переработка Благовещенск» Юрий Лебедев.
Весной 2019 года завершилась подготовка фундаментов под крупнотоннажное оборудование третьей технологической линии. Самое габаритное — это деметанизатор, предназначенный для выделения метановой фракции. Его вес в собранном виде — 1 014 тонн, высота — 87 метров.
Для сотрудников компании «Газпром переработка Благовещенск» ведется строительство жилья и социальных объектов. В настоящее время в центре города Свободного уже возведен многоквартирный дом, в августе текущего года будет сдан второй. Кроме того, в северной части города реализуется проект строительства жилого микрорайона на 42 пятиэтажных дома и 36 таун-хаусов, всего 1 688 квартир, в которых будут жить порядка пяти тыс. человек. Там же появятся новая школа и детский сад с бассейном, поликлиника, спортивные и культурные учреждения.
Предприятие-гигант
Вторым заводом-гигантом, который должен появиться в Свободненском районе Амурской области, станет Амурский газохимический комплекс (ГХК) компании «СИБУР». Согласно проекту, мощность комплекса в базовой конфигурации составит 1,5 млн тонн этилена в год с дальнейшей переработкой в полиэтилен, востребованных на российском и мировом рынках марок.
Произведенная на комплексе продукция будет применяться в строительстве, сельском хозяйстве, производстве товаров широкого потребления и сфере ЖКХ, а также в разных видах промышленности, включая пищевую, медицинскую и автомобильную, и будет поставляться на рынки стран Юго-Восточной Азии и Китая.
По информации пресс-службы «СИБУРа», новое производство может быть технологически связано с Амурским ГПЗ, который станет основным поставщиком сырья – этановой фракции для этого производства.
После подписания основного соглашения с «Газпромом» в мае 2018 года на поставку этана «СИБУР» приступил к базовому проектированию (генеральным проектировщиком выступает НИПИГАЗ) и до конца 2019 года планирует выйти на финальное инвестиционное решение по проекту. В марте 2019 года Амурский ГХК был включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов Амурской области.
Принятие решения «СИБУРом» и реализация проекта в запланированные сроки (создание Амурского ГХК будет синхронизировано со строительством четвертой очереди Амурского ГПЗ не ранее 2024 года) зависит от введения правительством обратного акциза на этан и СУГ. Аналогичный акциз действует сейчас на нафту. Решение по этану и СУГ будет стимулировать вовлечение новых объемов сырья в переработку и производство востребованных продуктов.
«При строительстве Амурского ГХК будет задействовано большое количество ресурсов и возможностей прежде всего российских предприятий, – отметил Андрей Полюлях, директор структурного подразделения компании «СИБУР» в Благовещенске. – К строительству объекта будет привлечено около 20 тыс. человек».
Реализация ГХК «СИБУРа» вкупе со строительством ГПЗ в Приамурье внесет существенный вклад в развитие не только региона, но и всего ДФО. Помимо колоссальных инвестиций — более 1,5 трлн рублей — от обоих проектов ожидается увеличение притока налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. С начала строительства Амурского ГПЗ и газопровода «Сила Сибири» поступления в бюджет региона превысили 1,5 млрд рублей. С развертыванием строительства ГХК бюджеты ждет вторая волна налоговых отчислений.
«Реализация данного проекта окажет положительное влияние на развитие Амурской области», — считает глава региона Василий Орлов.
По его словам, строительство ГХК будет способствовать притоку инвестиций, увеличению ВВП и налогов.
Текст: Константин Бельченко / Опубликовано в журнале «Корпорация развития Дальнего Востока»
Источник: www.eastrussia.ru
Министр оценил стоимость строительства города Спутника на Дальнем Востоке
Первый этап строительства города Спутника, который должен вместе с Артемом сделать из Владивостока первый в Приморье город-миллионник, обойдется в 300 млрд руб. По его словам, девять десятых этой суммы профинансирует бизнес
Роль проектируемого возле Владивостока города Спутник в контексте геополитических событий и «поворота России на Восток» возрастет, считает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. В разговоре с корреспондентом РБК он сообщил, что стоимость первого этапа строительства составит 300 млрд руб.
В городе планируют построить 8 млн кв. м недвижимости, возводить ее будут поэтапно. «Первый этап, уже одобренный постановлением правительства, — инвестиции в создание обеспечивающей инфраструктуры порядка 30 млрд руб. Это то, что государство будет вкладывать. Частные инвесторы вложат не менее чем один к десяти в создание объектов, которые им интересны. Первый этап, соответственно, будет стоить порядка 300 млрд руб.», — уточнил министр.
Подробную концепцию города Спутник под Владивостоком разработает НИИ из Санкт-Петербурга — ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства», сообщила ранее «КП — Владивосток». Сделать это проектный институт обещал к апрелю 2023 года за 370 млн руб. Издание также отмечало, что стоимость первого этапа проекта — строительство жилья на 50 тыс. человек — оценивали в 100 млрд руб.
Во время первого этапа в Спутнике планируют возвести набережную, торговые и развлекательные комплексы, а также часть жилой застройки, но набережная — ключевой пункт, отметил Чекунков. «Она будет как магнит, чтобы люди туда приезжали, проводили время. Люди начнут сначала приезжать туда отдохнуть, а потом уже начнут селиться там, чтобы жить», — рассчитывает министр. Прогуляться по этой набережной, посидеть в ресторане, сходить в кино в Спутнике — «надеюсь, что это случится», — можно будет «где-то в 2025 году».
«Задействуем механизм дальневосточной концессии, чтобы мобилизовать капитал сейчас, создать сегодня объекты инфраструктуры, а расплачиваться за них в течение длительного времени», — отметил министр, говоря о финансировании проекта.
По словам Чекункова, было бы правильно соединить в этом проекте как крупные российские компании, так и ведущие азиатские компании, которые, по его словам, уже проявляли интерес к проекту. «Но мы намеренно хотим сначала все-таки утвердить его [города] идеологию, концепцию на государственном уровне, ее представить президенту и получить его концептуальное одобрение, и после этого конкретным инвесторам предлагать участие в этом масштабном проекте», — отмечает он.
О строительстве нового города в Приморье Алексей Чекунков впервые сообщил РБК в августе 2021 года. Тогда он говорил, что власти просчитывают бизнес-модель создания первого города-миллионника в регионе: если объединить Владивосток, который де-юре насчитывает 600 тыс. жителей, с Артемом (находится в 38 км от Владивостока; около 100 тыс. жителей), то строительство нового города позволит привлечь в эту агломерацию еще около 300 тыс. человек.
Предполагается, что проект будет реализован при поддержке ВЭБ.РФ, его дочерней структуры «ПроГород», Корпорации развития Дальнего Востока и правительства Приморского края.
Петербургский «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» участвовал в разработке проекта территории федерального значения «Сириус», создавал генпланы обновления курортных городов — Геленджика, Сочи, Анапы и др., а также занимался архитектурными разработками в Архангельской области, Краснодарском крае и других регионах.
В разговоре с корреспондентом РБК Чекунков также сообщил, что проект будущего города был вдохновлен Санкт-Петербургом. «Конечно, географически Владивосток и Спутник — это глубокая Азия, как и три четверти территории нашей страны. Но с точки зрения культуры, цивилизации — это Европа. Так как Владивосток является самым европейским городом Азии, этим он и привлекает азиатов, мы хотим, чтобы Спутник был квинтэссенцией этих черт», — выразил надежду Чекунков.
Архитектурный проект нового города будет презентован на Восточном экономическом форуме, который обычно проходит в сентябре. «Но могу поделиться — вдохновение в большей степени взято из Санкт-Петербурга. И морской характер города, города-маяка, будет отражен в Спутнике. В том числе первым этапом реализации этого проекта будет создание достойной морской набережной, которая и для жителей Владивостока, и для гостей Приморья, в том числе иностранных, будет, наверное, неким символом нового поворота России на восток», — сообщил Чекунков.
Источник: www.rbc.ru
Здесь будет город заложён
К востоку от Урала предлагается построить несколько новых крупных городов и производственных центров, а Большой Владивосток станет первым миллионником на Дальнем Востоке. Есть ли рациональное зерно в этих мегапроектах и насколько они реализуемы?
Министр обороны России и глава Русского географического общества Сергей Шойгу выступил с корпусом идей о новом импульсе развития востока России. В начале августа на встрече с учеными Сибирского отделения РАН он заявил о необходимости строительства в Сибири трех–пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тысяч до миллиона человек. Спустя несколько недель Шойгу развил свои соображения в программном интервью РБК.
По мнению министра, научно-промышленные и экономические центры должны будут стать «новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье».
Помимо городов Сергей Шойгу также указал на целесообразность создания в Сибири нескольких специализированных производственных кластеров: медного и электротехнического, алюминиевого, лесопромышленного, углехимического.
А недавно стало известно об идее создания первой миллионной агломерации на Дальнем Востоке. В конце августа глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал о планах создания нового города на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Город под названием Спутник разместится недалеко от Владивостока. Тогда Большой Владивосток, агломерация из Владивостока, Артема и Спутника, будет насчитывать порядка 1,1 млн жителей. А уже 3 сентября на Восточном экономическом форуме председатель правительства Приморья Вера Щербина, представители Министерства России по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока, корпорации развития ВЭБ.РФ и ее девелоперская «дочка» «Прогород» подписали соглашение о строительстве города.
Такие новости вызвали предсказуемый ажиотаж. Еще бы: новых городов такого масштаба в России не создавалось уже давно. В постсоветский период мы имели дело с расширением уже существующих (и объективно перенаселенных) городских агломераций Москвы и Санкт-Петербурга. Взрывной рост населения Тюмени и Краснодара, а также, чуть меньшей интенсивности, Новосибирска, Сочи и Улан-Удэ происходил естественным путем, за счет внутренней миграции.
Попытки создать новые города на «собственной» экономической базе были единичными, весьма скромными и обычно сводились к «привязыванию» к уже существующему городскому центру. Так, официальная столица Ингушетии Магас (город с 2000 года) имеет население чуть больше 13 тыс. человек и, по большому счету, представляет собой просто микрорайон Назрани, формально выделенный в отдельное муниципальное образование. Иннополис под Казанью вообще нельзя назвать полноценным городом даже с большой натяжкой — это менее тысячи человек постоянного населения, хотя проект реализуется с 2012 года.
Довольно реалистичным можно назвать проект строительства города Усть-Луга с населением 60 тыс. человек на базе одноименного порта. Порт стал настоящими морскими воротами России, здесь развитая транспортная инфраструктура, а кроме того, заявлен целый ряд крупных промышленных инвестиционных проектов. Но здесь ожидается всего 60 тыс. горожан в почти идеальных для градостроителей условиях.
Нам же обещают целый букет на порядок более крупных градостроительных проектов к востоку от Урала — на территориях, которые уже десятилетиями, с самого начала рыночных преобразований в стране, теряют население, хотя и без того не могли похвалиться его избытком.
Замысел министра дерзок, романтичен и многим, включая авторов данной статьи, эмоционально близок. Но насколько реализуема мечта Сергея Кужугетовича?
Сейчас население ДФО, вместе с Забайкальем и Бурятией, составляет 8,1 млн человек, а без них — 6,2 млн, ровно половина целевой численности на начало нынешнего столетия
Навстречу солнцу
Михаил Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». В смысле хозяйственном великий русский ученый оказался весьма прозорлив: не будет преувеличением сказать, что наша экономическая мощь уже давно держится на ресурсах Зауралья и Арктики. А вот демографический вклад восточных земель для России не столь велик.
Русская колонизация грандиозных пространств к востоку от Урала началась еще в XVI веке с победоносного похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича против Сибирского ханства. Сравнительно небольшое ханство, часть современной Тюменской области, с легкой русской руки дало имя огромной территории, простирающейся на тысячи километров к востоку от Уральских гор.
Львиная доля земель Сибири и Дальнего Востока была присоединена к России еще в XVII веке: Охотск, первый русский город в тихоокеанской акватории, был основан еще в 1649 году. Близкие к современным очертания Сибирь и Дальний Восток приняли в XIX веке, когда Николай Муравьев-Амурский, заключив в 1858 году Айгунский договор с маньчжурской династией, включил в состав нашей страны земли Приморья и Приамурья.
Однако несмотря на приличный срок, колонизация долгое время шла ни шатко ни валко. На конец XVIII века налоговые «переписи» (ревизии) оценивали население Сибири (имперская статистика включала в это понятие и Дальний Восток) всего в 1,2 млн человек, к 1858 году оно выросло до 4,3 млн человек. Значительный прирост — но это всего лишь 6% населения империи (без Польши и Финляндии) на тот момент. Первая в России «настоящая», по всем правилам демографического учета, перепись 1897 года обнаружила в Сибири 5,8 млн человек (5% населения империи без Польши и Финляндии).
Ситуация стала принципиально меняться со строительством Транссибирской магистрали (1891–1916) и запуском правительством Петра Столыпина программы переселения крестьян. Последняя предполагала безвозмездное выделение переселенцам земельных угодий и предоставление льготных ссуд на обзаведение на новом месте. С 1906 по 1914 год по этой программе в Сибирь переселилось 3,8 млн человек. К началу мировой войны в Сибири жило уже свыше 10 млн человек.
Имела место не только крестьянская колонизация — строились и новые города. В том числе централизованно, «указом сверху». Иногда успешно, чему примеры Владивосток (основан в 1860 году), Хабаровск (1858) и Благовещенск (1856). Иногда не очень.
Например, заложенный в низовьях Амура Софийск, на который возлагались большие надежды (он даже авансом был назначен уездным городом), так и не «взлетел». Его перевели в статус села еще в том же XIX веке.
Советская колонизация Сибири и Дальнего Востока имела три ипостаси. Одна печальная, лагерная, завершившаяся к середине 1950-х. Вторая, куда менее известная сейчас широкой публике, — это продолжение политики аграрной колонизации этих земель. Около 300 тыс. человек переселились туда из голодающих губерний Европейской России в начале 1920-х.
Порядка 1,2 млн человек в дальнейшем, в довоенный период, было переселено по программам планового переселения. Еще 320 тыс. человек осели в селах Сибири в середине 1950-х при освоении целины.
Но главная ипостась советского периода освоения Сибири и Дальнего Востока, конечно же, индустриальная. Осваивались месторождения полезных ископаемых, строились электростанции и промышленные предприятия-гиганты. А для их обслуживания возводились новые города — причем часто буквально в чистом поле. «Целлюлозно-бумажные» Братск и Усть-Илимск, шахтерские города Кузбасса и Нерюнгри, Дивногорск и Магадан, Комсомольск-на-Амуре и Мирный. И конечно же, бросающий вызов самой природе Норильск. Перечислять все это можно долго.
Дальний Восток в советское время даже имел шансы обзавестись крупным судостроительным центром. Кластер, как сказали бы сегодня, крупнотоннажного судостроения и морского приборостроения был запланирован в Советской Гавани, сам город должен был взять отметку 220 тыс. жителей.
Но не успел. Советский Союз распался, Россия пошла по пути рыночных преобразований. Для экономики Сибири и Дальнего Востока, которая десятилетиями формировалась не за счет органического развития этих территорий, а как раз за счет вот этого комсомольского «штурма и натиска», отказ от плана стал катастрофой.
Восточные регионы России понесли наибольший экономический ущерб в ходе рыночных преобразований, за чем последовала и неуклонная их депопуляция. Если перепись населения 1989 года обнаружила в восточных экономических районах страны (Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) 32,1 млн человек (21,8% населения РСФСР), то по переписи 2002 года в соответствующих регионах осталось 30,1 млн человек (20,7% населения России), по переписи 2010 года — менее 29 млн человек (20,3%). На отдельно взятом Дальнем Востоке за 1990-е годы население сократилось почти на четверть.
В начале 1970-х существовали прогнозы, согласно которым к 2000 году Хабаровск выходил на численность населения 850 тыс. человек, а Владивосток к тому же горизонту немного недотягивал до миллиона. А весь Дальний Восток, без Забайкалья и Бурятии, должен был выйти на численность 12 млн человек. Сейчас население ДФО, вместе с Забайкальем и Бурятией составляет 8,1 млн человек, а без них — 6,2 млн, ровно половина целевой численности на начало нынешнего столетия.
Людей нет
«В основе задумки Шойгу есть разумное зерно: Сибири объективно не хватает нескольких полноценных центров экономического роста. Но условий для реализации проекта в формате строительства новых городов сейчас нет», — говорит научный сотрудник географического факультета МГУ им.
М. В. Ломоносова, председатель Совета по изучению производительных сил Дмитрий Землянский. — У страны сейчас нет ни демографических, ни финансовых ресурсов, чтобы создать в Сибири несколько новых миллионников. В стране плохая демографическая ситуация, рождаемость падает, смертность до пандемии снижалась медленно, а в последнее время выросла, при этом внутрироссийская миграционная подвижность в последние годы снизилась. То есть, даже если мы очень захотим построить эти новые миллионники, заселить их можно будет только за счет колоссального притока внешних мигрантов. Я не думаю, что кто-то хочет получить в Сибири место концентрации мигрантов из стран Центральной Азии».
«Если новые города окажутся действительно привлекательными, то обезлюдеет в первую очередь не Москва, обезлюдеют соседние сибирские города. В девяностые географы много писали о “пристоличной пустыне”, о теряющих население Тверской, Новгородской областях, население из которых как магнитом вытянуло в ближайшие Москву и Петербург. Вот ровно такая пустыня и образуется в Сибири: новые города просто обескровят существующие, в первую очередь именно в Сибири: переезжать из Сибири в Сибирь проще, чем из любой другой локации. Это просто сто процентов», — отмечает доцент географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Надежда Замятина.
«Система расселения в России в целом сложилась, — считает директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов. — Есть основной каркас расселения в европейской части, который при движении на восток становится все у́же и лишь тонкой “струйкой” протягивается вдоль Транссиба за Байкалом. Строительство за границами основной полосы расселения крупного города — это маловероятное событие с точки зрения естественного развития. Значит, придется приложить непомерные усилия, направить существенно больше средств, чем подобный же проект мог стоить в европейской части страны. С экономической точки зрения это вряд ли может быть эффективным».
Коллекция кормит себя?
Как подчеркивает профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вячеслав Бабурин, единственное реалистичное место создания нового миллионника за Уралом — это район Владивостока: «Можно построить город на 300–500 тысяч населения где-то между Владивостоком и Артемом, что превратит Владивосток в миллионную агломерацию и, собственно, завершит ее формирование. Объективных предпосылок для формирования других новых миллионников к востоку от Урала нет».
«Для Большого Владивостока вопрос, где будут работать люди, неправильный, потому что город испытывает сегодня жуткую нехватку людей, — говорит совладелец компании DNS Group Дмитрий Алексеев. — Фундамент экономики Владивостока — логистика: порт, перевалка и все, что с этим связано. Логистика могла бы развиваться гораздо сильнее, если бы не дефицит людей. А за логистикой идет торговля. Торговля тянет за собой кастомизацию, ну и так далее. Даже если взять только логистику и торговлю, работа для обеспечения общей численности жителей Владивостокской агломерации в полтора-два миллиона человек точно будет».
Кроме того, г-н Алексеев убежден, что начиная с какого-то момента развития агломерации вопрос рабочих мест решится сам собой: «Я верю в то, что люди создают экономику там, где им комфортно жить. Они развивают вокруг себя хозяйственную деятельность, причем не только в тех отраслях, которые принято относить к креативным, — в некреативной экономике тоже».
DNS — один из крупнейших федеральных ретейлеров со штаб-квартирой во Владивостоке, торгующий электроникой и бытовой техникой, с 2007 года развивает и собственное производство компьютерной техники и аксессуаров. Несколько лет назад компания начала развивать и девелоперский бизнес. На Восточном экономическом форуме 2019 года она презентовала собственный проект строительства нового жилого района на 20–25 тыс. жителей под Владивостоком под рабочим названием DNS City. На участке в 112 га предполагается построить новую штаб-квартиру компании, 600 тыс. кв. м жилья, 50 тыс. кв. м офисов и 60 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Мастер-план проекта исполнила испанская Citythinking, проект выглядит очень симпатично.
Возможно, именно пример DNS подвиг руководство Минвостокразвития инициировать более масштабный градостроительный проект неподалеку от DNS City, тоже в Надеждинском районе. Дмитрий Алексеев приветствует такую инициативу: «Для форсированного развития Владивостокской агломерации нужен и важен федеральный импульс.
Естественным путем, усилиями только бизнеса и местных властей, история не “взлетит”. У нас не получится повторить путь Тюмени или Краснодара, прирастивших население за последние двадцать лет на триста тысяч человек каждый естественным путем. И получить во что бы то ни стало агломерацию-миллионник — это не абстрактная цель и красивая цифра. Миллионник станет следствием того, что это будет комфортным местом для жизни людей».
Денег тоже нет
Другой интересный момент — финансирование этих градостроительных фантазий.
Как следует из данных Росстата, средняя себестоимость строительства квадратного метра жилья в регионах Сибири и Дальнего Востока, если не забираться на Крайний Север, составляет не менее 70 тыс. рублей. Приняв жилищную обеспеченность в 30 кв. м на человека (очень осторожная оценка, в Европе показатели куда выше, — а нам, не стоит забывать, нужно привлекать людей в заведомо климатически проигрышные регионы), получим, что только строительство жилого фонда гипотетического нового города на 300 тыс. жителей обойдется не менее чем в 630 млрд рублей. При увеличении целевого ориентира по населению до 500 тыс. человек смета вырастет до 1,1 трлн рублей, жилфонд для миллионника будет стоить не менее 2,1 трлн рублей.
А к этому ведь необходимо добавить затраты на социальную инфраструктуру и благоустройство — еще 25–30% к смете. А еще объекты энергетики, транспорта, коммунальное хозяйство — мы ведь говорим о создании новых городов, которые не смогут «паразитировать» на уже существующей инфраструктуре.
И конечно же, фактор логистический.
«Себестоимость инфраструктурного строительства напрямую зависит от логистической доступности места такого строительства. Соответственно, в отдаленных, труднодоступных регионах логистические расходы могут если не превышать, то, по крайней мере, быть сопоставимыми с затратами на материалы, работы, проектирование и так далее», — отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.
По его словам, в мировой истории, включая СССР и другие страны с большими территориями, освоение дальних регионов всегда осуществлялось в рамках государственных инициатив.
«В Китае строительство новых городов было обусловлено промышленной производственной экспансией, а в СССР города нередко возводились на местах каких-либо месторождений или в потенциально важных, но еще не освоенных логистических узлах. Таким образом, привлекались либо крупные финансовые государственные ресурсы, либо условно дешевая рабочая сила, как труд заключенных.
То есть в современной истории такие проекты реализовывались в основном в странах с централизованной экономикой. В настоящее время реализация подобных проектов может принести пользу не только государству и экономике в целом, но и, в частности, Минобороны. Те ресурсы и наработки, которыми ведомство обладает, могут быть масштабированы и правильно применены при освоении таких отдаленных территорий. И это, безусловно, важный фактор для увеличения значимости и объемов финансирования этого министерства, мотивирующий фактор, которым руководствуется Шойгу, лоббируя эти проекты», — говорит Алексей Матюхов.
Чиновники соглашаются, что такие колоссальные проекты потребуют активного государственного участия.
«Силой одного только частного капитала обновлять города или создавать новые невозможно, — отметил Алексей Чекунков в эксклюзивном комментарии “Эксперту”. — Участие в таких проектах государства должно быть пропорционально масштабу существующих проблем и поставленных задач. При этом опираться только лишь на советский опыт хозяйственного освоения региона и действовать по лекалам того времени вряд ли возможно. Нужны новые инструменты. Инвесторам, строительным компаниям, готовым участвовать в проектах комплексной застройки на Дальнем Востоке, будут предложены беспрецедентные условия».
По словам министра, уже разработан комплекс мер, направленных на поддержку проектов комплексного развития территорий — «Дальневосточный квартал». Компании-участники получат статус резидентов территории опережающего развития, сопутствующие налоговые льготы и меры поддержки. Для реализации пилотных проектов совместно с регионами уже определены восемь наиболее перспективных земельных участков, на каждом из которых можно построить от 100–200 тыс. до миллиона квадратных метров. Такой подход позволит снизить цены на жилье: экономика масштабных проектов в сочетании с мерами господдержки позволит предложить жилье по стоимости ниже среднерыночной. Доступность цены будет одним из ключевых критериев таких проектов.
«Строек коммунизма» не будет
Второй стороной «сибирской инициативы» Сергея Шойгу, как было указано выше, является идея создания производственных кластеров, нацеленных на переработку сибирского сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Напомним, что между Братском и Красноярском предлагается создать промышленный центр «Медь и электротехника», там же — кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия. В районе Канска предлагается создать центр углехимического производства (практически отсутствующая сейчас в России отрасль), в районе Лесосибирска — кластер «Лес и строительные материалы».
Шойгу подчеркивает, что проекты создания новых городов и производственных центров увязаны и должны быть синхронизированы. То есть вполне советская логика: строим новые заводы в нужных нам районах освоения, под созданные рабочие места строим новые города.
Несколько десятилетий назад это сработало бы. Сейчас — нет. И дело даже не в экономическом устройстве, а в развитии технологий. В начале XX века металлургическое предприятие полного цикла (от доменной печи до стального проката) требовало 10 тыс. рабочих на 1 млн тонн годовой продукции, сейчас менее тысячи. АвтоВАЗ полвека назад потребовал создания целого города, сопоставимые новые автопроизводства как работодатели едва заметны в своих регионах.
«Идея с производственными кластерами выглядит более разумной. Но современное производство благодаря развитию технологий не требует много людей. Это первые сотни занятых, на крупных промышленных комплексах. А в общей сложности — тысячи рабочих мест в новых кластерах. Уже не будет появляться таких производственных площадок, которые требовали бы десятков тысяч рабочих рук.
То есть, даже если мы каким-то образом поселим миллионы новых людей в Сибири, чем они там будут заниматься? О чем-то реально можно говорить, если рассматривать не миллионники, а относительно небольшие города, привязанные к существующей инфраструктуре, центрам расселения», — считает Дмитрий Землянский.
«Общее основание для появления новых городов в советский период — создавались промышленные комплексы, связанные с отработкой очень нужных или очень эффективных ресурсов, — говорит научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН академик Павел Минакир. — А уже под них создавались жилые комплексы и социальные системы, пусть и не слишком развитые. Но все это создавалось не потому, что хотелось собрать в одной точке много людей, а потому, что требовались рабочие руки для сооружения уже запланированных производственных комплексов.
Но эти производства создавались под уже имеющуюся потребность в каждом переделе, от сырья и выше. Будущие потребители и объемы поставок были заранее расписаны. Проблема была одна: построить, создать новое производство.
Кроме того, в ряде случаев решения о размещении производительных сил, а следовательно, и городов принимались исходя не из экономических, а стратегических — освоенческих, военно-политических — соображений. Хрестоматийный пример — создание Комсомольска-на-Амуре в 1932 году как базы для авиационного и судостроительного заводов. Сегодня задача усложнилась. Живем в рынке, спрос на продукцию более высоких переделов весьма неопределенный, он не всегда артикулирован и понятен, а во многих случаях закрыт импортом. А Шойгу (или его советники) продолжает мыслить категориями учебников 1930–1940-х годов».
Сама идея кластеров при этом может быть вполне разумной, если отвязать ее от строительства городов и больше внимания уделять технологической стороне вопроса.
«Что касается идеи производственных кластеров, это можно считать чем-то вроде возвращения к идее территориально-производственных комплексов (ТПК) в новых условиях, с менее ярко выраженным государственным влиянием, — отмечает Вячеслав Бабурин. — У нас в советское время роль государства была велика, в девяностые годы государство вообще отстранилось от управления производством. Сейчас мы наблюдаем возвращение государства к промышленной политике. Я полагаю, в Сибири и на Дальнем Востоке нужно не создавать новые города под производственные кластеры, а развивать города существующие. Как я это называю, низкоплотные агломерации. То есть развивать транспорт, чтобы обеспечить высокую транспортную связность между существующими городами и новыми производственными комплексами».
Крупный бизнес, работающий в отраслях, имеющих отношение к «кластерам Шойгу», относится к инициативам министра позитивно. «СУЭК безусловно заинтересован в развитии углехимии, благодаря которой в мире производится около 200 тысяч наименований продукции для множества отраслей — от медицины до строительства и металлургии. Но с одной оговоркой: работа углехимических производств должна быть рентабельной, — сказал “Эксперту” Сергей Григорьев, заместитель генерального директора — директор по связям и коммуникациям СУЭК. — Пока технологии, которые используются в России, слишком дороги, что обусловливает низкий спрос на продукцию углехимии. Но технологии развиваются, в том числе при поддержке государства, региональных властей, в частности губернатора Кузбасса Сергея Евгеньевича Цивилева. И СУЭК в этом вопросе не внешний наблюдатель».
Как рассказал Сергей Григорьев, в состав СУЭК входит исследовательский институт СибНИИуглеобогащение, который много лет занимается развитием углехимии и достиг неплохих результатов. Например, в нефтепереработке и химической промышленности применяется в качестве сорбента наша мелочь коксовая; в производстве технического кремния, алюминия и ферросплавов используется наш коксовый брикет.
Хорошо известна в Сибири такая разработка СУЭК, как бездымное топливо, так называемый сибирский брикет. Его производят на предприятии СУЭК в Красноярском крае. Эта разработка получила несколько наград на всероссийских конкурсах. «Спрос на эту продукцию есть не только в Красноярске, но и в других сибирских регионах. Так что развитие в этом направлении идет, и СУЭК будет продолжать осваивать и разрабатывать соответствующие технологии», — резюмировал Григорьев.
Масштаб откалибруют проекты
Итак, вряд ли строительство новых крупных и сверхкрупных городов разумно считать доминантой развития Востока России в обозримое время. Стоит отказаться от гигантомании вроде строительства новых миллионников и переориентироваться на развитие существующих городских агломераций, в том числе посредством развития транспортных сетей и перемещения части населения из экологически и социально неблагоприятных районов старых городских центров в новые города-спутники.
Что касается развития на базе существующих низкопередельных производств следующих «надстроек» создания стоимости с последующим образованием вокруг них интегрированных кластеров, то эту идею можно только приветствовать. С двумя оговорками. К планированию таких центров и кластеров надо привлекать бизнес, при этом роль государства — увязка интересов бизнеса с интересами развития регионов и конкретных территорий, это во-первых.
И во-вторых, придется найти в себе силы отказаться от целеполагания развития подобных центров в терминах количества населения. И при этом дорожить каждым работником и каждым жителем этих не слишком ласковых для обитания человека мест. Не только на словах: нужны транспортные льготы, коэффициенты к зарплате, специальные подъемные, не только корпоративные, но и, возможно, от государства — любые инструменты привлечения за Урал работников и их семей чрезвычайно важны и нужны.
Нужно создавать отдельные точки роста с понятной экономикой (чем конкретно будут заниматься эти люди) и куда меньшими масштабами по численности населения. Можно вспомнить, что еще в середине XX века географы задавались вопросом об оптимальной величине города и пришли к выводу, что при достижении определенного порога концентрации населения в агломерации издержки поддержания ее существования начинают перекрывать положительные эффекты для экономики.
«Моя давняя идея, я развиваю ее уже лет пятнадцать, состоит в том, что для развития Дальнего Востока нужно создать дугу опорных городских поселений, и конфигурация этой дуги уже есть: это Южно-Сахалинск — Владивосток — Хабаровск — Благовещенск. Сейчас к ним надо добавить Читу и Улан-Удэ. Нужно привести в порядок эти города, чтобы они действительно стали центрами притяжения и населения, и бизнеса. Пусть они не будут миллионниками, гораздо важнее, чтобы они выполняли роль реальных полюсов притяжения экономической активности», — отмечает Павел Минакир.
Сегодня экономическая ситуация на Дальнем Востоке лучше, чем в большинстве регионов страны. Территория избежала обвального падения реальных доходов населения: во втором квартале 2021 года в Приморье, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях они даже выросли в сравнении со вторым кварталом 2013-го на 0,1–4,8%. Среднедушевые денежные доходы в Приморье и Хабаровском крае составляют 40–45 тыс. рублей, совсем скромно по московским меркам, но примерно на треть выше, чем в старопромышленной Липецкой и новоиндустриальной Калужской областях (33–34 тыс.).
Лишь некоторые регионы Дальнего Востока остаются лидерами по темпам убыли населения: с 2010 года Магаданская область и Еврейская АО лишились 12% жителей. При этом в «этнических» Якутии и Бурятии население растет, а в Приморье и Хабаровском крае убыль составила умеренные 4%. Из последних двух регионов прекратился отток молодежи, более того, если верить статистике, люди вновь начали приезжать туда жить и работать. Согласно нашим расчетам по данным Росстата, поколение мужчин в возрасте от 21 до 30 лет в более благоприятных для жизни регионах Дальнего Востока, Приморском и Хабаровском краях, сейчас на 13–14% выше численности поколений тех же годов рождения пятнадцать лет назад, хотя лет десять назад поколения к этому возрасту теряли 10% представителей (см. график 1).
Влас Рязанов, старший научный сотрудник Института экономики РАН, к. г. н.
Лидеры роста численности населения с 2014 года (когда социально-экономическая ситуация в России резко ухудшилась) — это, как правило, регионы с относительно молодым населением и высокой по отечественным меркам рождаемостью. Это национальные автономии Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Дагестан) и Сибири (Тыва), край молодых мигрантов Тюмень и Югра. Из последних двух люди почти не уезжают, а вот трудоизбыточные национальные республики за счет миграции население теряют. Менее многочисленная группа регионов — те, чье население растет только за счет миграции, а иначе сокращалось бы из-за низкой рождаемости. Это экономически развитые и привлекательные для жизни пригороды Москвы и Питера, а также приморские Калининградская область и Краснодарский край (см. график 2).
Среди аутсайдеров демографического роста прежде всего территории с суровыми климатическими условиями и несложными экономиками, как на севере Европейской России (Коми, Архангельская область), так и на Дальнем Востоке (Еврейская автономная и Магаданская области). Традиционно теряют жителей и регионы черноземной и нечерноземной глубинки, где из-за многолетней миграции молодежи уже очень пожилое население. Некий промежуточный тип представляет собой Курганская область — небольшой аграрный регион на юге Западной Сибири, откуда людей выдавливают не самый теплый климат и экономическая периферийность.
Влас Рязанов, старший научный сотрудник Института экономики РАН, к. г. н.
Город «под ключ»
Идея создания «правильных» городов в «правильном» месте далеко не только советская особенность.
На теоретическом уровне, например, можно вспомнить такую экономико-географическую классику, как работы немецких географов Вальтера Кристаллера и Августа Леша, в которых они развивали теорию центральных мест. Они занимались выявлением пространственных закономерностей размещения городов (опираясь на радиусы реализации товаров и услуг), знание которых позволяло бы улучшить как территориальную организацию общества посредством создания новых городских центров, так и административно-территориальное деление.
В настоящее время в зарубежной практике также можно отметить ряд идей создания новых городов, причем речь идет о самых разных странах, от третьего мира до мировых экономических лидеров.
Например, Экваториальная Гвинея наметила перенос своей столицы из старого колониального центра Малабо в специально построенный город Сьюдад-де-ла-Пас. Не лишены градостроительных амбиций нефтяные монархии Персидского залива.
Саудовская Аравия в 2017 году в развитие большого плана «Видение Саудовской Аравии 2030» представила проект создания нового города Неом на северо-западе страны. Гипотетический город должен будет представлять собой 460-километровую урбанизированную полосу вдоль побережья Красного моря. Южнее, на берегу Красного моря недалеко от Мекки и крупного саудовского порта Джидда, был заявлен к реализации проект Экономического города короля Абдаллы (King Abdullah Economic City, KAEC), рассматриваемый как перспективный порт, промышленный и туристический центр.
В ОАЭ недалеко от Абу-Даби реализуется проект Масдар — новый город примерно на сто тысяч человек населения. Впрочем, это далеко не самые грандиозные из имеющихся в мире проектов.
Скажем, в США IT-предприниматель Марк Лори продвигает проект строительства нового города Телоса на пять миллионов жителей. Проект представлен датской компанией Bjarke Ingels Group, реальное заселение планируется начать не ранее 2030 года.
Китай перешел от теории к практике создания новых мегаполисов «в чистом поле». Из уже реализованных проектов можно отметить Хэйхэ, город напротив нашего Благовещенска, официально основанный в 1980 году, а сейчас насчитывающий свыше 1,7 млн жителей.
Более свежий проект — городской округ Ордос во Внутренней Монголии. Он основан в 2001 году, сейчас в нем живет свыше двух миллионов человек. И самый молодой проект — представленный в 2017 году Сюнъань, перспективный мегаполис юго-западнее Пекина. Проект уже реализуется, на первом этапе население будущего города составит порядка двух с половиной миллионов человек, но предполагается, что, поскольку город расположен в сердце мощного экономического района, оно значительно вырастет.
«Я бы сравнил Сюнъань с Нью-Йорком, при котором Пекин останется на правах Вашингтона, — цитирует Bloomberg трейдера Гонконгской биржи Билла Боулера. — В Китае называют новый мегаполис “проектом тысячелетия”. Это первое начинание такого масштаба со времен Мао Цзэдуна».
Однако надо понимать, что в чистом виде этот опыт для наших сибирских дел не годится.
Во-первых, речь идет о колоссальных инвестициях. Стоимость Телосы сейчас оценивается в 400 млрд долларов, для Сюнъаня называют сравнимый порядок издержек.
Во-вторых, даже потраченные средства не гарантируют результата — появления полноценного городского центра. В США уже есть печальный пример проекта Калифорния-Сити. Город должен был стать миллионником, «соперником Лос-Анджелеса», а на выходе получилось лишь аккуратно расчерченная на квадратики будущих кварталов пустыня, где градообразующее предприятие — тюрьма, а население — ее сидельцы и персонал.
В-третьих, стоит вопрос населения этих потенциальных городов. США уже давно стали источником массового притока мигрантов извне (что очень сильно меняет этнический и расовый состав населения). Та же Телоса, будь она построена, скорее всего предпочтет говорить по-испански.
Китай, как показывают результаты последней переписи населения 2020 года, подобно России, столкнулся с серьезным демографическим кризисом, смертность в 2020 году там уже превысила рождаемость. Но у этой страны все еще остается огромный источник людских ресурсов для пополнения городов в лице китайского села. Китай лишь в 2010-х преодолел отметку 50% городского населения; по данным переписи 2020 года, доля горожан в стране составила 63%. Власти же ориентируются на доведение уровня урбанизации до 70–80%, что означает 150–200 млн новых горожан из числа бывших крестьян.
Источник: expert.ru
Инвестиционные проекты — Дальний Восток
Инвестиционные проекты на Дальнем Востоке. Строительство, реконструкция и модернизация объектов. Заводы, промышленные комплексы, логистические комплексы, торговые и офисные центры, жилые комплексы в Дальневосточном ФО. Описание и информация о задействованных организациях. Контакты на стороне инвестора, заказчика, генподрядчика и других кураторов.
Планы строительства зернового терминала и модернизация элеватора. Информация о реализации проекта. Контакты задействованных организаций и кураторы Читать дальше →
Планы строительства завода по производству утеплителя. Стоимость проекта 200 млн рублей. Информация о проекте и контакты. Читать дальше →
Строительство завода профильного металлопроката. Инвестиции в проект составят 400 млн рублей. Подробности, контакты и кураторы Читать дальше →
Строительство химического предприятия в Амурской области. Планы строительства завода и основные контакты заинтересованных лиц Читать дальше →
Создание угольно-логистического кластера. Необходимые вложения оцениваются примерно в 1,6 млрд рублей. Информация и контакты Читать дальше →
Планы строительства комплекса хранения пестицидов и агрохимикатов в Амурской области. Строительство комплекса хранения, контакты исполнителей и кураторов Читать дальше →
Строительство четырехзвездочного гостиничного комплекса. Инвестиции в проект около 1,5 млрд рублей. Подробности проекта. Контакты задействованных организаций и кураторы Читать дальше →
Строительство туристического кластера и тематического парка. Инвестиции в проект достигнут 32 млрд рублей. Контакты и кураторы Читать дальше →
Создание территории опережающего развития (ТОР) «Нефтехимический». Инвестиции — около 660 млрд. руб. Информация и контакты задействованных организаций. Читать дальше →
Строительство складского комплекса. Инвестиции в проект составят 2 млрд. руб. Контакты основных кураторов проекта. Читать дальше →
Планы строительства горно-обогатительного и металлургического комбинатов. Инвестиции в проект свыше 1 млрд. руб. Информация о проекте и контакты основных кураторов. Читать дальше →
Строительство горно-обогатительного комбината. Заявленный размер инвестиций в проект составит свыше 60 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты задействованных организаций. Читать дальше →
Планы строительства рыбоперерабатывающаго комплекса в Камчатском крае. Инвестиции в строительство достигнут 10 млн долларов. Контакты инвестора, заказчика, проектировщика, кураторов проекта и подробности проекта Читать дальше →
Строительство гостиничного комплекса. Инвестиции в проект составят более 1 млрд. руб. Основные кураторы проекта и контакты. Читать дальше →
Строительство ПС 220 кВ Восток с заходами. Стоимость строительных работ более 800 млн рублей. ПС для обеспечения ТОР «Хабаровск». Контакты кураторов от заказчика, проектировщика Читать дальше →
Строительство ПС 220 кВ Промпарк в Приморском крае. Стоимость строительных работ более 700 млн рублей. Информация о проекте, контакты заказчика, проектировщика Читать дальше →
Реконструкция автомобильной дороги М-56 «Лена» в Амурской области. Стоимость строительства более 600 млн рублей. Информация о проекте, контакты кураторов Читать дальше →
Строительство животноводческого комплекса. Инвестиции в проект порядка 900 млн рублей. Контакты и кураторы Читать дальше →
Строительство жилого комплекса. Инвестиции в строительство составят более 1 млрд рублей. Подробности проекта. Контакты и кураторы Читать дальше →
Строительство завода по производству продукции авиастроения и приборостроения. Инвестиции в проект 200 млн рублей. Информация о проекте и контакты организаций. Читать дальше →
Источник: bbgl.ru