Дамба это в строительстве

ДА́МБА (от голл. dam), гид­ро­тех­ни­че­ское со­ору­же­ние в ви­де про­тя­жён­ной на­сы­пи, ва­ла, раз­ме­щае­мое, как пра­ви­ло, вдоль гра­ни­цы ог­ра­ж­дае­мой или за­щи­щае­мой тер­ри­то­рии или ак­ва­то­рии и по уст­рой­ст­ву ана­ло­гич­ное грун­то­вой пло­ти­не . Раз­ли­ча­ют Д. на­пор­ные и без­на­пор­ные. На­пор­ные Д. со­ору­жа­ют: для за­щи­ты реч­ных и мор­ских при­бреж­ных низ­мен­но­стей от за­то­п­ле­ния па­вод­ка­ми, вет­ро­вы­ми на­го­на­ми, при­ли­ва­ми и т. п. (Д. об­ва­ло­ва­ния); для за­щи­ты ак­ва­то­рии пор­тов, под­во­дя­щих к шлю­зам ка­на­лов и др. со­ору­же­ний от волн, ле­до­хо­да, на­но­сов и т. п. (за­щит­ные); для со­пря­же­ния под­пор­ных гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний с бе­ре­га­ми (со­пря­гаю­щие); для ог­ра­ж­де­ния мест строи­тель­ст­ва гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний (пе­ре­мыч­ки); для об­ра­зо­ва­ния ис­кусств. бас­сей­нов (на­пор­ных бас­сей­нов и бас­сей­нов су­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ГЭС, верх­них бас­сей­нов ГАЭС, бас­сей­нов-ох­ла­ди­те­лей ТЭС и АЭС и т. п.) и ру­сел ка­на­лов.

Дамба — Чудеса инженерии | Документальный фильм про работу дамбы

Без­на­пор­ные Д. воз­во­дят с це­лью ре­гу­ли­ро­ва­ния и вы­прав­ле­ния ру­сел (ре­гу­ли­рую­щие Д., см. в ст. Ре­гу­ля­ци­он­ные со­ору­же­ния ); для умень­ше­ния по­верх­но­ст­но­го сто­ка и за­дер­жа­ния грун­та пой­мы, сно­си­мо­го в ре­зуль­та­те лив­не­во­го сто­ка (поч­во­за­щит­ные); для улуч­ше­ния ус­ло­вий су­до­ход­ст­ва и ра­бо­ты во­до­про­пу­ск­ных и во­до­за­бор­ных гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний (струе­на­прав­ляю­щие); для про­клад­ки до­рог че­рез пой­мы рек и за­ли­вы во­до­хра­ни­лищ (транс­порт­ные). Д. мо­гут быть за­то­п­ляе­мы­ми и не­за­то­п­ляе­мы­ми, глу­хи­ми или обо­ру­до­ван­ны­ми су­до- и во­до­про­пу­ск­ны­ми со­ору­же­ния­ми. Д. вы­пол­ня­ют­ся обыч­но из ме­ст­ных ма­те­риа­лов (грун­та, ка­мен­ной на­бро­ски), а так­же из бе­тон­ных бло­ков и в ви­де свай­ных со­ору­же­ний из жел.-бе­тон. свай.

Источник: bigenc.ru

Что такое дамба

Дамба – оградительное гидротехническое сооружение, которое защищает территорию от водной стихии: паводков, волн. Все дамбы различаются на ограждающие и защитные. Кроме того, существуют различия по способу строения, материалам, из которого они возводятся и срокам, на которые сооружения устанавливаются.

Что такое дамба

  • Что такое дамба
  • Как построить дамбу
  • Что такое наводнение

Дамбы могут устанавливаться, чтобы защитить определенную территорию от весеннего паводка и половодья. Чаще всего таким способом ограждаются сельскохозяйственные угодья и населенные пункты, которые расположены на берегу реки или моря. В портах дамбы устанавливают для защиты шлюза от течения и волн, чтобы морские суда имели возможность спокойно подходить, шлюзоваться и отходить от порта.

Россия снова перекроет Море. Дамба в Охотском море за 4 трлн.

Отличие дамбы от плотины заключается в том, что плотина – это всегда напорное сооружение. Дамба может быть безнапорным сооружением или переменно напорным, когда это необходимо, например, при строительстве для ограждения территорий, расположенных ниже уровня моря.

Способ построения дамбы подразделяется на естественный и рукотворный. Естественные сооружения создаются случайно, когда поток воды делает затор, принося в одно место бревна, льдины. Кроме того, бобры, обитающие в реках, создают заводи, сооружая дамбы из сваленных деревьев или другого подручного материала.

Сооружения, созданные людьми, изготавливаются из камней, каменной кладки, земли, бетона, железобетона. Также может использоваться металл, дерево, искусственные материалы.

По срокам возведения дамбы различаются на постоянные и временные. Постоянные ограждения устанавливают в местах систематического подтопления, в портах. Временные – для проведения в русле реки строительных работ.

Постоянные гидротехнические сооружения выполняются особенно тщательно. Разработку плана проводят лучшие инженеры, иначе при малейшей ошибке вода затопит защищаемые районы. Водная стихия может нанести серьезные потери, поэтому дамбу устанавливают из мощных бетонных блоков.

Кроме того, в экстренных случаях, чтобы защитить населенные пункты от грядущего паводка или наводнения, делают дамбы, используя мешки с песком или щебнем.

Источник: www.kakprosto.ru

Временные дамбы — устройство и особенности

У этого термина существуют и другие значения, см. Дамба (значения).

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 341
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0

Классификация дамб

По своему устройству дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы предназначены для противостояния напору воды. К ним применяются те же требования водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и к плотинам. Такие дамбы делятся на:

— дамбы обвалования — служат для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления паводками, приливами, ветровыми нагонами и др.;

— защитные дамбы — для защиты акватории портов, шлюзовых каналов и других сооружений от волн, наносов, ледохода и др.;

— сопрягающие дамбы — требуются для сопряжения подпорных гидротехнических сооружений с берегами;

— перемычки — ограждают места строительства других гидротехнических сооружений;

— дамбы искусственных бассейнов — используются при прокладке русел каналов, а также при сооружении бассейнов электростанций различных типов, включая атомные (ГЭС, ГАЭС, ТЭС и АЭС).

Безнапорные дамбы (используются там, где нет риска высокого напора воды) подразделяются на:

— регулирующие — сооружаются для регулирования и выправления русел;

— почвозащитные — служат для уменьшения поверхностного стока и задержания грунта поймы, который сносится в результате ливневого стока;

— струенаправляющие — улучшают условия судоходства и работу водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений;

— транспортные — для прокладки дорог через поймы рек и заливы водохранилищ.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

— типовые чертежи;

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

— снижение себестоимости работ;

— сокращение продолжительности строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК, разрабатываются Проект производства работ (далее ППР) или как его обязательные составляющие Рабочие технологические карты (далее РТК) на выполнение отдельных видов работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Читайте также:  20 лодочные станции для размещения которых не требуется разрешения на строительство

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

— диаметр укладываемого трубопровода

— 1420 мм.

Дамбы близ поселка Щетинкино

При добыче рассыпного золота распространен метод так называемого кучного выщелачивания (с орошением руды цианистым растровом), который требует наличия технологического водоема — пруда-отстойника. Он может ограждаться напорными защитными дамбами. По данным СМИ, дамбы на реке Сейбе, прорванные 19 октября 2019 года, ограждали технологический водоем такого рода. При этом, согласно сообщению Следственного комитета РФ, целью возведения дамб служил «отвод грунтовых вод».

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

2.2. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, входят:

— промер глубины разработанной траншеи под водой и у береговых урезов;

— перемещение плети трубопровода на расстояние до 100 м;

— укладка плети трубопровода через водоём с временной дамбы.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной изоляционно-строительной колонной в составе: кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з (максимальная грузоподъемность Q=92,0 т); полотенце мягкое монтажное (максимальная грузоподъемность Q=63,0 т); бульдозер Komatsu D355A (N =416 л.с.); бульдозер Б170М1.03ВР ( =4,28 м, h =1,31 м); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, Р=200 А, Н=230 В, m=90 кг).

Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.2. Бульдозер Komatsu D355A

Рис.3. Полотенце мягкое ПМ-14284

1 — коромысло; 2 — траверса; 3 — лента

Рис.4. Сварочный генератор

Рис.5. Кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з и его грузовые характеристики

2.5. Для производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы применяются следующие строительные материалы: стальной канат =47,5 мм (вес 8430 кг/км), отвечающие требованиям ГОСТ 2688-80; сферическая заглушка; сварочные электроды Э-60А 4,0 мм по ГОСТ 9466-75.

2.6. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

— СП 48.13330.2011. «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»;

— СП 126.13330.2012. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84;

— Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;

— СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*;

— СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*;

— СТО Газпром 2-2.1-249-2008. Магистральные газопроводы;

— СТО Газпром 2-2.2-382-2009. Магистральные газопроводы. Правила производства и приемки работ при строительстве сухопутных участков газопроводов, в том числе в условиях Крайнего Севера;

— ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ;

— СП 108-34-97. Сооружение подводных переходов;

— СП 106-34-96. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях;

— СП 34-112-97. Комплексная технология и организация;

— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

— Правила Техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов. Москва, НЕДРА, 1982;

— ПБ 10-157-97. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;

— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

— разработать РТК или ППР на укладку трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы;

— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

— укомплектовать звено монтажников наружных трубопроводов, ознакомить их с технологией укладки трубопроводов с временной дамбы;

— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

— разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;

— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ, устройство двусторонней дублированной связи с пунктом управления и между берегами;

— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

— проверить сертификаты качества на инвентарные заглушки и сварочные электроды, паспорта на монтажные полотенца;

— провести испытание грузозахватных приспособлений;

— составить акт готовности объекта к производству работ;

— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ в соответствии с п.4.1.1.3 по форме Приложения 2, РД 08-296-99.

3.3. Общие указания

3.3.1. Укладка трубопроводов способом протаскивания по грунту получила в последние годы широкое распространение. Это обусловлено несколькими причинами:

— возможностью на весьма короткий срок ограничивать судоходство в районе производства работ;

— небольшой потребностью в такелажных и плавучих средствах;

— высокими темпами укладки;

— возможностью вести работы в течение круглого года и противостоять воздействию воды и ветровой нагрузки.

Однако следует отметить и некоторую специфику работ, связанных с укладкой трубопроводов на дно способом протаскивания, а именно:

— строительная площадка должна иметь значительные размеры;

— рельеф берега и подводной трассы должен быть плавным.

3.3.2. Практикой доказано, что наибольший экономический эффект этот способ дает при укладке труб диаметром не свыше 400 мм, обладающих достаточной гибкостью.

3.3.3. Технология производства работ по укладке трубопроводов способом протаскивания по грунту заключается в следующем. Собранный на берёгу трубопровод укладывают на спусковую дорожку (роликовые опоры, установленные на расстоянии 15-20 м); направление дорожки должно полностью совпадать с направлением трассы. Затем тяговым тросом, проложенным через водную преграду, с помощью тракторов или лебедок трубопровод протаскивают по дну.

3.3.4. Расстояние между роликовыми опорами принимается по проекту, что позволяет предупредить повреждение изоляции. Необходимо, чтобы ролики были покрыты резиной.

3.3.5. В головной части трубопровода ставятся заглушка, закрывающая трубопровод с торца. Заглушку необходимо несколько заострить, чтобы она легче проходила по грунту. Вблизи нее приваривают скобу для застроповки тягового троса.

Читайте также:  Какие бывают акты скрытых работ в строительстве

3.3.6. При подходе к воде спусковой дорожке придают сильный уклон. Вагонетки откатывают в сторону. В это время трубопровод перемещают на береговые роликовые опоры. Возникают неизбежные прогибы, которые, однако, не должны превышать предельного радиуса изгиба. Трубопровод не заливают водой, чтобы обеспечить нормальные тяговые усилия при буксировке его по грунту.

В целях уменьшения трения о грунт трубопроводу придают незначительную отрицательную плавучесть (до 10-12 кг на 1 м). В данном случае уменьшение трения достигается с помощью балласта или специальных поплавков, прикреплением футеровки, предохраняющей изоляцию от повреждения. Нижнюю часть (под трубопроводом) футеровки делают сплошной, а боковую и верхнюю — прерывистой.

3.3.7. Если самотечная линия имеет значительную длину, а прибрежная полоса — малые размеры, не позволяющие смонтировать спусковую дорожку, которая была бы равна длине подводной траншеи, то допускается протаскивание трубопровода со сварными стыками. В этих случаях его расчленяют на несколько секций.

Сначала протаскивают первую из них, а когда конец ее достигнет точки, отстающей от урезных роликов на 1 м, погружают вторую секцию, соединяя ее передний конец с первой. Затем производят сварку стыка с последующим одеванием муфты и изоляцией. Вслед за этим протаскивают последовательно и другие секции, пока весь трубопровод не будет уложен на место. Если в районе производства работ наблюдаются сильные течения, то этот способ применять не следует, так как неизбежные перерывы в выполнении операции, связанной с протаскиванием трубопровода по дну, приведут к тому, что под воздействием течения будет заилена траншея или уложенная часть окажется под донными наносами.

3.3.8. Прокладка подводных переходов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления устанавливается с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.

3.3.9. Проектная отметка верха забалластированного газопровода при проектировании подводных переходов должна быть на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1,0 м от естественных отметок дна водоема.

3.3.10. На обоих берегах судоходных и лесосплавных рек и каналов при пересечении их газопроводами должны предусматриваться сигнальные знаки.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по укладке трубопровода в подводную траншею (в границах подводно-технических работ), методом протаскивания по дну водоема должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:

— отрыта подводная траншея в русле и на береговых участках;

— произведена футеровка трубопровода;

— произведена балластировка укладываемой плети трубопровода;

— на концы рабочей плети приварена сферическая заглушка;

— подготовлена временная дамба;

— выполнены промеры глубин дна траншеи.

3.4.2. Выполненные работы по разработке подводной траншеи и береговых участков должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика путем подписания Акта на приемку готовой траншеи для укладки трубопровода, по Форме N 3.7 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомость проектных и фактических отметок дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водную преграду перед протаскиванием.

3.4.3. Выполненные работы по футеровке и балластировке рабочей плети трубопровода должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006, а данные о футеровке и балластировке трубопровода занесены в Журнал поэтапной приемки подводного перехода под укладку, по Форме 2.27 ВСН 012-88, Часть II.

3.4.4. На передний и задний конец сваренной рабочей плети наваривают специальные конусообразные заглушки, являющиеся оголовками плети.

3.4.5. Ширина дамбы должна быть не менее 8 м и отметка верха дамбы — на 0,5-1,0 м выше уровня воды. Для стока воды в основании дамбы укладывают унифицированные, типовые, водопропускные трубы, сечение которых определяют расчетом, в зависимости от их гидравлических характеристик. Выполненные работы по устройству временной дамбы должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006.

3.4.6. Перед укладкой трубопровода в траншею в русловой части перехода Подрядчик совместно с представителями Заказчика эхолотом производит контрольные промеры дна траншеи по оси нитки перехода на предмет выявления отступлений от их проектного профиля.

Если черные отметки выше указанных в проекте, то глубину траншеи следует увеличить до отметок укладки трубопровода, указанных в проекте.

Если черные отметки ниже проектных, то трубопровод должен быть заглублен на величину, указанную в проекте, с пересчетом прежних проектных отметок заложения трубопровода.

В случае обнаружения отклонений комиссия, состоящая из представителей Заказчика, Подрядчика и проектной организации, составляет акт для последующего пересмотра и уточнения проектных решений и стоимости работ.

Выполненные работы по промеру глубин траншеи должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика выдачей Разрешения на укладку трубопровода через водную преграду протаскиванием по Форме N 2.28 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомости проектных и фактических отметок промеров глубин дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водяную преграду перед протаскиванием.

3.4.7. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.

3.5. Укладка рабочей плети трубопровода

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 23157
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Источник: vladyka23.ru

Что такое дамба — разбираемся вместе

Поговорим о том, что такое дамба, а также о практическом применении данного сооружения.

что такое дамба

Что это такое

Под дамбой подразумевают искусственное возвышение в виде вала, которое сооружается из земли, камней. Сооружать ее можно и из подсобных материалов. Давайте подробнее познакомимся с понятием «дамба».

Значение слова в разных словарях одинаковое. Речь идет именно о возвышениях, которые строят в болотах, низинах, руслах крупных рек, вдоль морского побережья. Основным предназначением такого сооружения является проведение гидротехнических работ, сооружение над водою автомобильных и железнодорожных полотен.

Особенности

Так что такое дамба в настоящее время? В первую очередь это защитное сооружение, берегущее дорожное полотно от возможного затопления водой. Для того чтобы она выполняла функцию, возложенную на нее, в полном объеме, дамба должна возвышаться над поверхностью воды не менее чем на один метр. Есть определенные требования и к ширине возводимой защитной полосы.

Так, для автомобильных и железных дорог она должны быть шире самой дороги, а для морских дамб ширина зависит от устойчивости грунта. Кроме того, учитывается род материала, используемого для строительства.

дамба значение слова

Специфика создания

Как возводится дамба? Что означает ее крутизна? В зависимости от предназначения, при создании таких защитных полос, выбирают разный угол наклона. Для шоссейных и железных дорог выбирают грунт, который не впитывает воду.

В основном используют песчаные материалы, глину для дамб не применяют. Земляные откосы могут быть одиночного либо полуторного уклона, ширина рассчитывается исходя из одного метра на метр высоты.

Для повышения прочности сооружения, через 2-8 метров в высоких откосах делают уступы в форме горизонтальных площадок (берм), повышающих устойчивость создаваемой конструкции.

Отвечая на вопрос, что такое дамба, отметим, что она предполагает расположение песчаного грунта слоями. После укладки одного слоя обязательно уплотняется земля, только после этого продолжаются работы по созданию защитной полосы.

В тех случаях, когда грунт, применяемый для отсыпки дамбы, не подходит для засевания, откосы дернуют либо покрывают слоем земли в 15-20 сантиметров и засевают его растительностью. Речные дамбы засаживают кустарниками ивы, чтобы закрепить поверхность.

Те откосы, которые подвергаются постоянному напору воды либо волнам, дополнительно укрепляют камнем до уровня высоких вод. По новым технологиям, откосы дамб в сторону воды делают более пологими по сравнению с нагорными видами.

С целью укрепления возводимого сооружения применяют колья, которые забивают рядами, а также плетни из хвороста.

При возведении дамбы на болотистой местности, сначала в грунте выкапывают глубокий ров, утрамбовывают его глиной и только на полученном основании выполняют все последующие строительные работы.

Читайте также:  Правила проектирования строительства и эксплуатации вл

дамба что означает

Заключение

В поисках ответа на вопрос, что такое дамба, нам удалось выяснить предназначение этого сооружения. Без подобных насыпных полос нельзя было бы соединить между собой, например, Санкт-Петербург и Кронштадт.

Безусловно, стоимость подобных строительных работ, исчисляется миллиардами рублей, а также огромными временными затратами, но тот результат, который в итоге можно получить, полностью окупает все понесенные расходы.

Прежде чем приступать к возведению дамбы, над проектом работает огромное количество специалистов. Проводятся детальные исследования грунта, анализируется целесообразность и возможность создания дамбы. Затем проводятся расчеты по количеству необходимой насыпи, подбираются материалы для строительства, и только после этого утвержденный проект внедряется в реальность.

Источник: fb.ru

История и проблемы строительства дамбы в Санкт-Петербурге

Дамба в Санкт-Петербурге

Комплекс Защитных Сооружений (КЗС) – официальное название дамбы, защищающей город Санкт-Петербург от наводнений. Это уникальное гидрологическое сооружение, не имеющее аналогов в мире.

Долгий путь к дамбе

Задолго до того, как Петр Великий принял свое окончательное решение: «Здесь будет город заложен!», – люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье Невы. Они строили свои жилища дальше от дельты, куда наводнения не доходили.

Предпосылки сооружения дамбы

По преданию, во время строительства города в районе Заячьего острова к царю пришел финский мудрец и поведал о том, что вода в этих местах поднимается до кроны высокого дуба. При этом указал на растущее недалеко мощное дерево.

Разгневанный неприятной новостью, Петр Первый приказал предсказателя повесить, а дуб спилить. Но уже через 3 месяца 20 августа 1703 года произошло страшное стихийное бедствие, когда люди могли передвигаться по улице только на лодках.

Злая вода мгновенно унесла весь лес для строительства и сильно напугала жителей. Вопреки всему возведение Петербурга продолжилось. Инженеры получили от царя указ о защите будущей столицы от подтопления.

Гениальный проект инженера Базена

Следуя указу, обрусевший француз, инженер Пьер Доменик Базен разработал проект для защиты города от наводнений. План включал строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами.

Проект, который мог бы решить все проблемы, оказался утопическим: технологии той эпохи не позволяли решать такие сложные задачи. В результате была сделана только насыпь территории Васильевского острова.

Начало стройки

Сотни наводнений за 308 лет

За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений, при которых уровень воды превышал уровень Балтийского моря на 3,2 метра. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5.4 метра. Первоначально считалось, что в затоплениях виновата невская вода.

Последствия наводнения

Самыми опасными и частыми являются осенние и зимние наводнения. Они создают в акватории Финского залива обширное ледовое поле, которое рушит сильнейший ветер. Вырастает мощная ледовая стена.

Во время самого страшного наводнения в ноябре 1824 года были разрушены 462 дома, повреждено – 3682, утонули 500 человек, многие пропали без вести. Их тела унесло в Финский залив.

Размыло городское кладбище, гробы прибило к дверям домов. Бурная река текла по Невскому проспекту. Этой катастрофе посвящен «Медный всадник» А.С. Пушкина.

Характерной чертой таких наводнений является очень быстрый подъем воды в течение 2 часов. Эта крупнейшая катастрофа подвигла ученых к изучению механизма возникновения и развития наводнений.

Научное объяснение возникновения катастроф

Новые исследования подтвердили, что злая вода поступает в Петербург из Балтийского моря и Финского залива. Возникает это в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов.

В районе Исландии, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики, рождается циклон. Океан вспучивается, сильный штормовой ветер начинает гнать волну в сторону Балтийского моря.

Рабочие будни дамбы

Эти, так называемые нагонные волны огромной разрушительной силы, проходят через Финский залив, докатываясь до дельты Невы и Санкт-Петербурга.

Длинная волна в сочетании с ветром вызывает кратковременные резкие подъемы уровня воды в Финском заливе и дельте Невы. Разрушительная сила волн так велика, что зимой сдвигает лед и образует торосы до 6-8 метров. Возникает своеобразный мини-циклон.

Строительство дамбы в советское время

Разобравшись в причине наводнений, решено было строить защитную дамбу. В основу проекта положили идею Пьера Базена.

В 1974 году начались предварительные работы. Построили дорогу от острова Котлина, на котором расположен Кронштадт, до материка.

Строительство комплекса защитных сооружений началось в 1979 году после очередного катастрофического наводнения, прошедшего в 1955 году, и закончилось в 2011. Это значит, что к строительству дамбы вернулись лишь через сто лет.

Вид сверху

Протесты «антидамбистов»

Ни одно из гидрологических сооружений не вызывало столько споров, недоумений, взаимной критики и амбиций, как это случилось при строительстве КЗС Санкт-Петербурга.

С 1987 года начались активные протесты против строительства дамбы. Протестовали непрофильные ученые: лингвисты, физики-теоретики, писатели, медики, философы, психологи, биологи, опасаясь, что Невская губа превратится в болото.

На КЗС обрушился шквал критических публикаций, сформировалось целое движение «антидамбистов» во главе со знаменитым филологом Д.С. Лихачевым.

Специалисты-гидрологи в этом шквале критики чувствовали себя неуверенно. Был объявлен конкурс для создания проекта по защите города от наводнений.

Из 71 поданного предложения комиссия не одобрила ни одного и предложила продолжать строительство по первоначальному проекту. С 2001 года строительство КЗС Санкт-Петербурга, прекращенное в 90-е годы, было возобновлено.

Навигация

12 августа 2011 года защитная дамба Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию. Теперь Кронштадт стал доступен для автомобилистов.

Характеристика КЗС Санкт-Петербурга

Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.

Технические моменты

Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.

Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:

  • из 11 каменно-земляных дамб,
  • 6 водоупорных сооружений для свободного стока воды,
  • 2 судопропускных сооружения для пропуска речных и морских судов,
  • автомагистрали в 6 полос, включающей7 автодорожных мостов, уникальный автомобильный тоннель под водой и две транспортные развязки.

Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.

Ледяной затор

Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.

Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.

Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.

Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.

Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.

Система работы КЗС

О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.

За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Элементы сооружения

Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением. Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы.

Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.

Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.

Источник: architectureguru.ru

Рейтинг
Загрузка ...