Кто не слышал о Колизее, тот не слышал о Риме. Но что мы о нём знаем? Давайте вместе разберемся, кто и когда его построил, зачем нужен был такой громадный Амфитеатр, почему он Флавиев, были ли там реальные сражения гладиаторов и животных и как его используют в современности. Конечно же много фото, включая древние и наши авторские заметки
В столице Италии, городе Рим, расположен один из самых интересных памятников мировой архитектуры – Колизей. Сейчас он привлекает миллионы туристов со всех уголков планеты, но были времена, когда это место забрало много жизней. Цель его сооружения – гладиаторские бои и проведение праздников. Всё это организовывали римские правители с лозунгом: «Хлеба и зрелищ народу!».
История Колизея и интересные факты
Создание этого культового сооружения относится к 72 году нашей эры. В данный период времени правил император Веспасиан. Именно он отдал распоряжение к постройке амфитеатра, размеры которого должны были поразить воображение древних римлян. Постройка Колизея была запланирована в месте, где когда-то был дворец предшественника Веспасиана – императора Нерона, того самого, который поджёг Рим.
Ложь историков. Загадки Римского Колизея.
На строительных работах задействовали около ста тысяч человек. Через восемь лет работы — создание Колизея завершилось. Его назвали амфитеатром Флавиев, в честь родовой фамилии императора Веспасиана. После, были объявлены стодневные игры, в которых участвовало около 100 тысяч гладиаторов и примерно столько же диких хищников, в том числе львов и тигров.
Стоит отметить, что гладиаторы в то время хоть и считались рабами и не имели никаких прав в обществе, тем не менее среди них были свои «звёзды», узнаваемые среди римлян. Если провести аналогию с сегодняшним днём, то это были люди, пользующиеся такой же славой в народе как известные футболисты или боксеры в современности. Некоторые из них могли обрести свободу и потом служить в римской армии.
Кроме побоищ между гладиаторами, в Колизее устраивали публичные казни и гонения на ранних христиан. Но это прекратилось в IV веке нашей эры, когда ко власти пришел император Константин, сделавший христианство государственной религией в Риме.
В Средние века, после падения Римской империи, Колизей стал местом памяти христиан, которые погибли мученической смертью. Таковым он является и в современности. В амфитеатре установили крест, к которому стекаются паломники со всего мира до сих пор.
После падения Римской империи, вплоть до XVIII века, за Колизеем никто не следил, поэтому его состояние пришло в упадок, он начал разрушаться. И лишь в XIX веке католическая церковь решила заняться реставрацией этого архитектурного памятника. С тех пор он стал одним из любимых мест для посещений туристов.
Инженерная мысль архитекторов Колизея
Инженерная мысль архитекторов Колизея воистину была потрясающей для того времени. Как только постройка арены завершилась, она рассчитывала на 50 тысяч зрителей сидячих мест и около 20 тысяч могла принять стоя. К тому же здесь было задумано множество туннелей, входов и выходов. Инженеры Рима воплотили идею, которая позволяла заливать водой арену амфитеатра и устраивать имитацию морского сражения.
Строительство Колизея: где Рим взял на него деньги?
Внешне, Колизей напоминал эллипс, диаметр которого составлял более 500 метров, а высота стен в 50 метров. Поэтому современное название «Колизей», происходит от «colosseus», что в переводе с латинского означает «огромный». На всю постройку понадобилось около миллиона кирпичей. Для современности это не так много, но для жителей древнего Рима эти цифры были впечатляющими.
Амфитеатр был разделён на четыре яруса. На самом верхнем, где была крыша, строители сделали специальные отверстия, в которые вставлялись мачты. Они служили креплениями для тена, который натягивали для того, чтобы защитить зрителей от палящего солнца или дождя. Некоторые их этих отверстий сохранились до нашего времени.
Система входов и выходов, использованная при строительстве Колизея используется и в современности во время сооружений стадионов. Всего их в Колизее 80. Благодаря этому публика могла заполнить арену за 15 минут и покинуть за 5. Сиденья для зрителей подпирала специальная конструкция, служившая для того, чтобы постройка не рухнула под тяжестью людей.
Места занимались зрителями в соответствии с их сословием. На севере и юге, например, открывался самый лучший вид на арену, поэтому его занимали император со свитой, весталки и сенаторы. Выше были всадники, а еще выше размещался простой люд, который также был разделён на состоятельных и несостоятельных граждан.
Колизей в современности
На сегодняшний день Колизей хоть и утратил свой первоначальный облик, тем не менее является одним из красивейших мест в мире. Особенно это место выглядит живописно после захода солнца, когда по периметру здания включается подсветка. Внутреннее обустройство сохранилось лишь частично, но это пытаются восполнить гиды, погружающие туристов своими рассказами в атмосферу событий древнего Рима.
Сколько стоит экскурсия и график посещений
На сегодняшний день Колизей открыт для туристов с девяти утра до семи вечера с апреля по октябрь. С ноября по март график посещений немного сдвигается и работает с девяти утра до четырёх часов вечера. Есть всего два выходных дня, когда амфитеатр закрыт – это первое января и 25 декабря.
Экскурсия обойдется в 18 евро для взрослого человека, а для граждан не достигших 18 лет бесплатно. Пенсионеры и студенты могут купить билет со скидкой, но для этого они должны предоставить необходимы документы. Стоит отметить, что к десяти утра возле стен Колизея зачастую образуются большие очереди, поэтому лучше всего будет приобрести билеты заблаговременно.
Как доехать до Колизея
Зачастую туристы добираются до Колизея от аэропорта. Чаще всего это аэропорт, названный в честь Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Есть три способа добраться в нужное место:
- поезд;
- автобус;
- такси.
Аэропорт находится в 20 километрах за городской чертой, поэтому поездка на поезде займет около получаса и обойдется в 14 евро. Неудобство здесь заключается в том, что поезд может довезти только до вокзала, откуда потом придется выбирать другой вид транспорта, чтобы добраться в нужное место. Поездка на такси стоит около 40 евро.
Автобусы, отправляющиеся с аэропорта, имеют разные цену проезда, колеблющуюся от 9 до 20 евро. Дальше, до самого Колизея можно добраться на метро. Стоимость проезда 1 евро. Амфитеатр находится в самом центре города, с одноименным названием станции Colosseo.
Источник: horosho-tam.ru
Колизей
Одно из самых уникальных архитектурных строений — Колизей в Риме (Colosseum). Итальянский памятник – это величественный амфитеатр, который находится в самом сердце старинного города. Каждый день его посещают миллионы туристов. Все жаждут увидеть воочию строение, возведенное в 69 году н.э. Сейчас сохранилась только часть арены, но даже отчасти разрушенной, она производит неизгладимое впечатление.
История Колизея
Это здание появилось в Риме много столетий назад в 72—80 годы. С годами интерес к Колизею только возрастает, потому что он был частью великой империи. В переводе с латинского языка Колизей означает – «огромный». Итальянцы заслужено считают это сооружение своим культурным наследием.
Другие достопримечательности меркнут на фоне амфитеатра из- за своих габаритов, предназначения и интересных фактов. В связи с тем, что сейчас в каждом крупном городе есть небоскребы, впечатление Колизей производит не столь шокирующее, но если вспомнить в какие времена он был построен, восхищение вновь возвращается.
Колизей построен в тот период, когда высота самого большого знания в Римской империи не превышало 10 метров. Амфитеатр поражает не высотой, а масштабом и внутренним устройством. Император Римской империи Веспасиан прославился тем, что он реставрировал здания культурного наследия. Именно, благодаря этому человеку, был возвращен былой вид Капитолию, а в дальнейшем началось строительство Колизея.
Желание создать амфитеатр – это возможность оставить свой след в мировой культуре. Другой мотив императора, как уверяют историки, желание убрать след противника Нерона. Место, выбранное для строительства, находилось непосредственно рядом с домом врага, который перед началом строительства снесли.
Император собирался править долго, хотел, чтобы после него правителями Древнего Риммы стали его дети. Он жаждал стереть с лица земли все, что напоминало о власти прошлых лет. Создание Колизея – это лишь очередной шаг к всевластию. После того, как арена открылась, люди, увлеченные ежедневными развлечениями, боготворили своего императора.
Строительство амфитеатра
Чтобы возвести столь внушительное строение, пришлось привлечь более 100 000 человек. Рабочая сила состояла преимущественно из рабов и пленных людей. Их контролировали военнослужащие. На строительство ушло более восьми лет. Такая скорость обусловлена тем, что люди работали и днем и ночью. Веспасиан не щадил рабов и пленных, заставляя работать 15-18 часов в сутки.
Когда на город спускались сумерки, охранники зажигали факелы и костры, чтобы освещать территории и давать возможность продолжать работы.
Веспасиан был тираном, а строительство Колизея позволило увековечить свое имя. Он правил Римом более 27 лет, был основателем династии Флавиев, и изначально название арены носило его имя. Он хладнокровно снес дворец Нерона и заставил начать строительство Колизея не только для того, чтобы построить развлекательный объект, но и чтобы доказать свое превосходство над бывшим императором.
Этим масштабным строительством Веспасиан хотел показать римскому народу, что нынешняя империя лучше, чем предыдущая. Несмотря на то, что он тоже был тираном, его жестокость не входила ни в какое сравнение с той, которую позволял себе Нерон.
Люди оценили столь щедрый дар и стали обожествлять Веспасиан, вечно благодарить за возможность посещать Колизей, наблюдать за захватывающими представлениями. Рабы прибыли из всех уголков Римской империи. Их было так много, потому что совсем недавно Тит одержал победу в войне с Иудеей.
Помимо невольников, в работе участвовали самые знаменитые римские скульпторы, художники, инженеры, декораторы. Для Колизея использовался самый дорогой мрамор — травертин. Открытие амфитеатра организовывал уже сын Веспасиан – Тит.
Предназначение Колизея
Династии Флавиев правила Римом еще долго. Многие из правителей после Веспасиана были уверены, что в этом заслуга их родоначальника и строительство великого объекта. Вплоть до VIII века амфитеатр носил императорское имя, пока новая власть не решила обезличить культурное строение и дать ему менее пафосное имя.
Основное предназначение арены:
- Гладиаторские бои. Прием известных персон.
- Концерты, спектакли, театральные представления для широкой публики.
- Организация турниров, где сражались животные.
- Проведение масштабных празднеств.
- Публичные казни, суды.
Колизей со временем стал ассоциироваться с крайней жестокостью. Люди, приезжающие в Рим, всегда посещали представления на арене и многие из них осуждали римское правительство. Именно последние обстоятельства в будущем привели к тому, что следующие правители отказались от использования амфитеатра. После смены поколений и власти, изменилась нравственность.
На протяжении многих лет Колизей пустовал. Начало такому веянию дал император Константин первый, который был против публичных судов, казней, издевательств над животными и людьми. В дальнейшем власти стали воспринимать это место, как культурное наследие. Наравне с этим, ни один правитель не задумывался о том, что этой достопримечательности требуется реставрацию. Из-за того, что амфитеатр не использовался, они не видели смысла вкладывать в него денежные средства.
Из-за этого важные части этого сооружения разрушились и стали безвозвратно утраченными. Только в начале XIX веке глава римской церкви задумался о том, что скоро Колизей просто исчезнет с лица земли. Стали организовывать компании по реставрации, чтобы сохранить хотя бы то, что еще не разрушено. Как раз в этот период это строение стало привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов.
Всемирно известная арена гладиаторов
Не каждый знает, сколько лет Колизею в Риме, но вычислить эту цифру не сложно. В 2020 году этой арене исполнилось ровно 1951 год. Сейчас арена имеет четвертый ярус. Который возвели намного позже. Внимательные туристы могут заметить растяжки и опоры, которые помогают поддерживать дополнительное строение и служат для натяжки тента. Его применяли для защиты от дождя.
Некоторые историки утверждают, что эти опоры служили для сдерживания толпы.
Внутреннее устройство
Внутри аренда продумана до мелочей. Присутствуют места для зрителей, ниши для торговых лавок, проходы для «стоячих» зрителей. Когда человек попадает в амфитеатр, он даже не догадывается, что он содержит 76 пролетов. То есть через такое количество входов туда могут попасть люди. В центре каждой арки вырезана цифра, которая обозначает номер пролета.
Архитекторы создали уникальное здание, в которое могли войти и выйти несколько тысяч человек всего за 10 минут без специальных средств. Устойчивость стен обеспечена за счет опор разной конструкции. Помимо защиты, они обеспечивали дополнительную функцию: визуально здания выглядело более воздушной. Первый ярус сделан из камня, потому что он принимает на себя основной вес стен.
Два верхних яруса состояли из бетона. Уже здесь люди Рима могли увидеть фигурки из мрамора, которые служат украшением. Сейчас, к сожалению, ни одной не сохранилось.
Историки спорят до сих пор, потому что многие уверены, что наличие мраморных статуй – это вымыслы местных жителей. Другие уверяют, что они не сохранились на первом ярусе лишь потому, что там их не было. Мрамор очень дорогой материал, его могли посбивать со стен вандалы, поэтому на первом ярусе они отсутствовали.
Особая форма арены была создана архитекторами неспроста. Она не только позволяла каждому зрителю видит все, что происходит в центре, но также не давала шансов гладиаторам или животным спрятаться, скрыться. Существует также подвальный ярус. Когда планировались водные бои, пол амфитеатра разбирался, и эта ниша заполнялась водой.
Подвальные помещения первое время после строительства пустовали. Позже там оборудовали клетки для рабов, зверей, а также были сделаны специальные помещения для гладиаторов и торговцев. Там же устанавливался сложнейший механизм, который позволял приводить в движение поворотную сцену. Следует отметить, что Колизей – это первое в мире место, где воплотили в жизнь такое понятие, как «спецэффекты для представлений». Например, грузовой лифт, которые с помощью тросов поднимал гладиаторов и клетки с животными на сцену.
Несмотря на то, что верхняя часть амфитеатра сильно разрушена, нижний ярус, и подвальные помещения хорошо сохранились.
Panem et circenses
Возбужденные зрители перед началом выступления на арене кричали фразу на латинском языке «Хлеба и зрелищ!». Этот лозунг скандировали и взрослые, и дети. Все жаждали развлечений, даже если они граничили с жестокостью. Смертельные поединки и кровавые побоища не считались чем-то из ряда вон выходящим, для людей, которые любили ходить на казни.
Подземный этаж был построен при императоре Домициане. В нем хранились разные экзотические животные: носороги, львы, леопарды, слоны, крокодилы, тигры, страусы, жирафы, лошади, зебры, медведи. С ними бились специально обученные люди – гладиаторы. По правилам игры, самому сильному рабу император мог подарить свободу. Если после битвы гладиатору вручался деревянный меч, значит, он становился свободным человеком и освобождался от сражений.
Впервые заговорили о том, что жестокость не должна быть общественным развлечением только в 404 г. н.э.. Один монах, по имени Телемах, во время представления, вскочил со своего места, во время кровавого побоища, и закричал: «Прекратите!». Тогда люди забили его камнями, раздосадованные тем, что он испортил все впечатление о выступлении. Последние гладиаторские бои состоялись в 523 году, после чего арена пришла в упадок.
Однажды один римлянин сказал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей — и Рим падет вместе с ним». Эти слова оказались пророческими.
Важные данные
Амфитеатр изначально вмещал более 50 000 человек. Дополнительно хватало место для 18 000 человек, которые могли смотреть представления стоя. Десятки тысяч людей могли быстро зайти и выйти из Колизея, не создавая давки, благодаря многочисленным аркам. Даже сейчас такое невозможно ни на одном стадионе.
Другие интересные факты и цифры:
-
Амфитеатр – это: 240 арок, 3 яруса. Длина стен 524 метра, ширина – 156 метров, высота – 57 метров. Внутренний слой — бетонно-кирпичный эллипс и камень, облицовка – мрамор.
Самый большой урон строению был нанесен в 487 году, во время сильного землетрясения. Большинство мраморных статуй разбились, а верхние яруса стали рушится. Люди забирали домой куски дорогого материала. Кто-то пытался продавать мрамор, а другие применяли в строительстве своих жилищ. Историки уверенны, что большое количество камня, после разрушение, было направлено на строительство Собора Святого Петра.
Информация для туристов
Интерес к Колизею не угасает. Каждый, кто приезжает в Италию, первым делом направляется в Рим, в центре которого находится уникальное сооружение. Сейчас там работают гиды, которые рассказывают интересные придания и легенды Рима, а также удивительные факты об арене.
Источник: infospot.ru
Колизей в Риме
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
История
Предпосылки строительства
История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, котopoгo в наши дни называют просто Веспасианом.
До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гpажданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.
Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешенной непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как eгo называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нем имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу.
Строительство амфитеатра
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:
Предпринял он и новые постройки: . амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом
Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.
По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея.
Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:
Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра
Сооружение идет, были Нерона труды. Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,То, чем владел господин, тешит отныне народ
Колизей в Древнем Риме
Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:
При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных
Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров — Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).
При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Колизей в Средние века и Новое время
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.
Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.
Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
Архитектура Колизея
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей[источник не указан 468 дней].Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд.
Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus).
Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных.
Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Места для сидения
Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сидения были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену.
На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.
Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.
Использование образа Колизея
Колизей как одно из самых величественных сооружений часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг-Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея. Первоначально Колизей был увековечен в списке семи чудес света, составленном римским поэтом Марциалом в I веке.
Источник: tropki.ru