Проектно-сметная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости ; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства и инженерных коммуникаций.
Содержание и объём проектно-сметной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет.
Градостроительный кодекс РФ устанавливает обязательность разработки проектной и сметной документации для планируемого строительства, реконструкции, капитального ремонта (если при проведении ремонта изменяются конструктивные и несущие элементы, а также объемные характеристики и безопасность здания) объектов коммерческой и промышленной недвижимости, в границах земельного участка, на который должным образом оформлены имущественные права инвестора или застройщика. Для частных жилых домов разработки проектной документации не требуется (ст.48 ГСК РФ).
Как построить базу в Dayz | Гайд по строительству Dayz
Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а также проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. Графическая часть содержит чертежи, на которых отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.
Графический материал (чертежи) отражает архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения. Расчётно-пояснительная записка содержит сведения, обосновывающие техническую возможность строительства, надёжность и безопасность работы в конкретных условиях. Сметно-экономическая часть определяет стоимость строительства, обосновывает целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов .
Подготовка проектно-сметной документации
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Минрегиона от 30.12.2009 № 624.
Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и её соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям к видам работ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
ГДЕ СТРОИТЬ БАЗУ|ГАЙД ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ|СОВЕТЫ ДЛЯ НОВИЧКОВ|DAYZ|SOYUZ RUSSIAN SERVSER
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трёх, предназначенных для проживания одной семьи).
Стадийность проектирования
Письмо Минрегиона от 22.06.2009 № 19088-СК/08 содержит разъяснения относительно стадийности архитектурно-строительного проектирования:
В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия: «проектная документация» и «рабочая документация».
В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность её выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после её подготовки.
Технико-экономическое обоснование
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года. |
Проектная документация
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)=ГрК РФ Статья 48.
Рабочая документация
Рабочая документация — совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовление строительных изделий. В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта. .
В соответствии с требованиями Минрегиона России в отличие от ранее действовавших нормативных документов не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «Проект», «Рабочий проект», «Рабочая документация», а используются понятия «Проектная документация» и «Рабочая документация». Отличием «Проектной документации» от ранее действующей стадии «Проект» является то, что она более детальна (детализация на уровне ранее действовавшей стадии «Рабочий проект» (Документ утратил силу)), а также построенный объект должен полностью соответствовать «Проектной документации».
По мнению Минрегиона России, при одновременной разработке проектной и рабочей документации по решению заказчика и с согласия экспертной организации, вся документация может быть представлена на государственную экспертизу. Но фактически такая схема действует только на небольших объектах. Крупные проекты проходят экспертизу Проектной Документации.
В соответствии с п. 1.5 Приложения №3 к Приказу Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 «Государственные сметные нормативы «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», а также п. 1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждённых приказом Минрегиона России № 620 от 29.12.2009, распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями приведёнными в таблице, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком:
Проектная документация | 40 | 50 |
Рабочая документация | 60 | 50 |
ИТОГО | 100 | 100 |
В зависимости от специфики объектов строительства и полноты разработки проектной и рабочей документации рекомендуемое соотношение базовой цены проектирования может корректироваться по согласованию между исполнителем проектных работ и заказчиком.
Кроме того, если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной, и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим подготовку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
Состав разделов проектной документации
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из следующих разделов (в скобках приведены шифры разделов в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013):
- а) подраздел «Система электроснабжения» (ИОС1);
- ЭГ — молниезащита и заземление
- ЭС — электроснабжение (от ТП до ВРУ)
- ЭМ — электрооборудование (компьютеры, холодильники, плиты, стиральные машины, электрические розетки, насосы, двигатели и т.п.) («М» — потому что Монтаж)
- ЭО — электроосвещение (внутреннее)
- ЭН — электроосвещение наружное.
- Cостав разделов проектной документации, установленный ГСК РФ в редакции от 30.12.2012, несколько отличается от приведённого. В соответствии со Статьёй 48, часть 12 ГСК РФ перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности предусматривается пунктом 11.1, в то время как п. 10.1 называет раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства», который указанным Постановлением не предусмотрен.
- Допускается номера разделов 101 и 111 приводить в виде 10(1) и 11(1) или 10-1 и 11-1.
Проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов:
- раздел 1 «Пояснительная записка» (ПЗ);
- раздел 2 «Проект полосы отвода» (ППО);
- раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» (ТКР);
- раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» (ИЛО);
- раздел 5 «Проект организации строительства» (ПОС);
- раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта» (ПОД);
- раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (ООС);
- раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (ПБ);
- раздел 9 «Смета на строительство» (СМ);
- раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
Экспертиза проектной документации
Основная статья: Экспертиза
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением оговорённых случаев (проектирование несложных объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство и др.). С 01.04.2012 экспертиза проектной документации и/или экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы либо в форме негосударственной экспертизы. Заключение негосударственной экспертизы должно приниматься Стройнадзором наравне с заключением государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Государственная экспертиза проводится органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным ему государственным учреждением по месту нахождения земельного участка. Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы определяется Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным Статьёй 50 ГСК РФ. Порядок аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы, а также порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы устанавливаются соответственно Статьями 49.1 и 50 ГСК РФ.
- Исходно-разрешительная документация
- Техническое задание
- Ценообразование в строительстве
- Исполнительная документация
Примечания
- Проектно-сметная документация. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999. Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 26 января 2013 года.
- Статья 48 Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ.
- Проектно-сметная документация // Горная энциклопедия / Гл. редактор Е.А. Козловский. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 4. — С. 251.
- Степанов И.С. и другие. Экономика строительства. М: Высшее образование, 2009. Дата обращения 2 января 2013. Архивировано 26 января 2013 года.
- Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624.
- Статья 48, часть 3 ГСК РФ.
- Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), утверждённый постановлением Министерства строительства РФ от 30.06.1995 № 18-64 со вступлением в силу указанного постановления не подлежит применению.
Также не подлежит применению Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95), утверждённый постановлением Минстроя РФ от 30.06.1995 № 18-63. - Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (16 февраля 2008 г.) — КонсультантПлюс.
- ГОСТ Р 21.1001-2009
- Письмо от 22.06.2009 № 19088-СК/08
- Письмо от 08.08.2008 № N 19512-СМ/08
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» — КонсультантПлюс.
- На жилых объектах обычно все делается в одном альбоме (ЭО, ЭМ, ЭГ) — альбом ЭОМ.
- Статья 49, часть 9 ГСК РФ.
- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 10.12.2014) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» — КонсультантПлюс.
Большинство компаний, давно работающих на строительном рынке, хорошо знают, что такое СРО в строительстве – расшифровка им не требуется. Если вы не знаете, как расшифровать аббревиатуру СРО, то строительство, вероятно, стало вашей сферой деятельности совсем недавно. Мы готовы помочь вам расшифровать непонятный набор букв, и рассказать подробнее, что такое вступление в СРО строителей.
Расшифровка СРО
Аббревиатура СРО расшифровывается как саморегулируемая организация – что это такое? Несколько лет назад были отменены лицензии в строительстве. Вместо них контроль строительной отрасли перешел в руки некоммерческих объединений строителей, которые функционируют на принципах саморегулирования. Получение членства в таком партнерстве означает соответствие компании нормативам и стандартам, принятым в данной сфере деятельности, наличие квалифицированного персонала и возможность выполнять работы, требующие соответствующих разрешений. По сути это видоизмененный инструмент лицензирования, когда вместо непосредственно лицензий строителям выдается особый сертификат, дающий право возводить здания.
СРО – что это? Расшифровка понятия
Тем, кто до сих пор не знал, что такое допуск или свидетельство СРО, расшифровка этого понятия будет необходима.
Документ, выдаваемый саморегулируемой организацией своим членам, который дает право на строительство или другие работы, называется допуском. Чтобы его получить в Москве или регионе, от компании требуется вступление в подходящее некоммерческое партнерство (НП) и уплата нескольких видов взносов. После того, как юридические формальности улажены, проведена проверка компании на соответствие всем требованиям и стандартам, НП выдает разрешающее свидетельство на работы.
Для чего нужна саморегулируемая организация?
Иногда сама аббревиатура СРО расшифровки не требует, являясь знакомой и понятной. Многие строительные компании просят расшифровать им смысл вступления в некоммерческое партнерство и получения допуска: то есть для чего это необходимо?
Для законной работы членство в саморегулируемой организации является обязательным условием. Если не хотите платить штрафы, нести административную или уголовную ответственность или даже лишиться своей фирмы, лучше не спорить с законодательством и получить необходимое разрешение.
Стать членом организации строителей, которая работает на принципах саморегулирования, необходимо по следующим причинам:
- для подтверждения своей компетенции в строительной сфере;
- для информационной, юридической, маркетинговой поддержки со стороны коллег-строителей;
- для лояльности со стороны заказчиков;
- для возможности участвовать в тендерах и конкурсах на крупные заказы.
«Скорая СРОпомощь» решит ваши вопросы!
Если вам непонятны термины, связанные с саморегулированием, вы хотите вступить в СРО строителей или никак не можете определиться с выбором подходящей организации, обращайтесь к нам. «Скорая СРОпомощь» – профессионал, который поможет в решении любого из этих вопросов.
>Возможно, Вас также заинтересует:>
Проектно-сметная документация: что это такое, ее состав, разделы и разработка
Состав разделов проектно-сметной документации
Если расчет стоимости выполняется на каждый отдельный вид работ, часть строительства, это называется локальной сметой. Все эти отчеты составляют общую – объектную.
Зависимо от конкретизации технического задания, разделов в ПСД может быть разное количество, например, их составляют на:
- строительство;
- монтажные работы;
- ремонт и/или отделку (внешнюю, внутреннюю);
- электрообеспечение;
- создание водовода и водоотведения;
- инженерные коммуникации.
Существует также экспертиза смет по каждому разделу для установления точности проведения расчетов.
Стадии проектно-сметной документации
Их определяют на основе присвоенной категории сложности возведения объекта. Среди основных выделяют:
- Эскизную (ЭП). Этот этап проводят для сложных в технологическом плане объектов относительно экологических и художественных требований, индустриального оборудования, обеспечения. Разработанные документы – основание планировки архитектурного задания, вопросов проектирования и подготовки ИРД.
- Рабочего проекта и документации (РП и РД). Пакет бумаг, включающий два комплекта для расчета по организации строительной деятельности.
- Проектную (П). Стадия, где утверждают объект возведения.
Кем разрабатывается строительно-сметная документация:
- подрядным предприятием;
- заказчик имеет право нанять стороннего исполнителя.
На стадии ЭП составляют следующую ПД:
- Ситуационный план – на конкретный тип работ.
- Опорный, для существующей эксплуатации территории.
- Генеральный – полный, всеобъемлющий.
- Календарный – по времени выполнения задач.
- Схемы первого этажа и последующих неповторяющихся, а также фасадов, разрезов.
- Материал для демонстрации – модели конструкций, общий макет, цветовая гамма.
- Пояснительную записку с обоснованием целесообразности выполнения того или иного вида действий.
Перед разработкой частей, что входят в проектно-сметную документацию, проводят сбор и получение соответствующих разрешений, основанных на уже имеющейся информации в ходе исследований, это ускоряет процесс. При составлении ПСД опираются на:
- результаты предпроектной работы;
- заключения о прилегающих и близко расположенных объектах;
- данные изысканий.
Несколько лет назад составлением сметы занималась группа специалистов, делая расчеты вручную. Позже стали использовать электронно-вычислительные машины. Сейчас для автоматизации процесса применяют компьютерные программы, позволяющие сократить сроки и трудозатраты на разработку ПСД. Одни из самых популярных:
- Гектор: Проектировщик – строитель.
- SmetaWizard.
- Комплекс А0.
- Smeta.RU.
Специалисты принимают во внимание то, из чего состоит проектно-сметная документация, и используют различное ПО для реализации этих разделов в сжатые сроки. Для этого служат САПРы – системы автоматизации проектирования. Среди них пользуются большой популярностью:
- Microsoft Project.
- Связка SmetaWIZARD + PlanWIZARD.
- Excel.
- Rillsoft Project.
- AutoCAD.
- СПДС Стройплощадка.
- ZWCAD и другой подобный базовый софт с модулями и надстройками.
Таким образом, подрядные организации выполняют масштабные задачи, включающие множество технических, дизайнерских решений и составляют документацию согласно действующим требованиям законодательства РФ.
Расшифровка сокращений
В строительной среде используется много технических терминов и аббревиатур, способных ввести в ступор любого непосвященного. Ряд сокращений приводится ниже и будет полезен для тех, кто осваивает рабочую профессию или занимается домашним ремонтом.
ППТ, РВЭ, НРС, АГО и прочее: что это такое в строительстве?
ППТ Проект планировки территории. Графический план с текстовыми пояснениями, отражающий расположение всех объектов на заданном участке. АГР Архитектурно-градостроительные решения. План работ по обустройству конкретной территории с помощью зданий и насаждений, включает сметы и макеты проектов. СВСУ Система верхнего станционного уровня.
Необходима для сбора данных об общем состоянии электротехнического оборудования в пределах указанных границ. РВ Разрешение на ввод. Выдается после предоставления КС2 от заказчика при условии соблюдения всех технических требований к сооружению здания. ЛОС Локальные очистные сооружения.
Дренажные системы, канализационные трубы, фекальные насосы и прочее оборудование, которое в совокупности обеспечивает отвод нечистот от жилых помещений. ЗОС Заключение о соответствии. Выдается на строительный объект после завершения работ и проверки качества постройки сотрудниками ГАСН.
ГРО Геодезическая разбивочная основа. Схема, позволяющая рационально разместить на участке все необходимые объекты. ГАСН Государственный архитектурно-строительный надзор. Орган, занимающийся проверкой качества новых сооружений. АГО Архитектурно-градостроительный облик. План внешнего вида улицы или квартала. Чаще всего применяется к историческим или курортным регионам.
НРС Национальный реестр специалистов. Список, куда вносятся наиболее респектабельные застройщики. ТЭП Технико-экономические показатели. Система коэффициентов, применяющаяся для оценки производительности труда. ГЗК Градостроительная земельная комиссия. Орган, осуществляющий надзор за распределением и использованием земель на подконтрольном участке.
ПНР Пуско-наладочные работы. Комплекс задач по настройке и запуску в эксплуатацию оборудования или инженерных систем. КС2 Акт приемки выполненных работ. Документ, который подписывает заказчик после завершения строительно-ремонтных процессов. КС3 Справка о выполненных работах и произведенных тратах.
Смета, отражающая движение финансовых средств и уровень производительности труда на каждом этапе строительства.
Если вы не нашли нужное сокращение в нашей базе, обратитесь с вопросом к консультанту портала и получите развёрнутый ответ специалиста.
Состав проектной документации строительства
Проектную документация для строительства принято разрабатывать в несколько стадий, Которые отличаются составом и глубиной проработки проектных решений. Основные требования к оформлению документации разных стадий изложены в ГОСТ Р 21.1101-2009.
Рассмотрим все стадии проекта по порядку:
- Стадия 1 — ПП. Предпроектные проработки (Эскизный проект)
- Стадия 2 — ПД. Проек тная документация
- Стадия 3 — РД. Рабочая документация
Стадия 1 — ПП. Предпроектные проработки (Эскизный проект)
На данном этапе разрабатывается концепция будущего объекта, определяются основные технико-экономические характеристики. Эскизом определяется посадка объекта на местности, его объемно-пространственное решение, конструктивная схема. Также на данной стадии подсчитываются основные инженерные нагрузки по воде, теплу и электроэнергии, т. н. расчет нагрузок.
Разработка Стадии «ПП» не является обязательной, но помогает сэкономить время и средства при дальнейшем проектировании.
Стадия 2 — ПД. Проектная документация
Источник dom-srub-banya.ru«Украинец» из Днепропетровска. Грузовик ДАЗ-150
В начале ноября 1947 года по улицам Днепропетровска проехал очень необычный для того времени грузовик. Кабина в американском стиле была знакома многим фронтовикам, видевшим машины, поставлявшиеся по ленд-лизу, а вот капот и крылья были оригинальными, ранее нигде не встречавшимися. На боковинах капота хорошо читалась выштамповка – «Украинец». Это был ДАЗ – 150, первый экспериментальный грузовик, построенный на Днепропетровском автомобильном заводе.
История этого грузовика нераздельно связана с историей самого завода, к слову, первого автомобильного завода на территории УССР, нынешней Украины. Период послевоенного восстановления требовал огромного количества различной техники, прежде всего – грузовых автомобилей средней грузоподъемности и универсальных шасси для разной спецтехники.
Такая машина уже в середине 1940-х разрабатывалась на Заводе имени Лихачева, однако всем было понятно, что один завод не сможет закрыть потребность всей страны в грузовиках. Поэтому, летом 1944 года правительство СССР приняло решение строить автомобильный завод в Днепропетровске.
Город был выбран неспроста, так как рядом были металлургические гиганты, электростанция и речной порт, упрощавший транспортировку готовой продукции. Планировалось, что завод будет выпускать до 75 тыс. машин в год при полной загрузке.
Пока возводились цеха, фактически на пустом месте, и завозилось оборудование, в том числе трофейное из Германии, конструкторский коллектив, возглавляемый легендарным инженером Виталием Грачевым, работал над созданием грузовика. За основу был взят экспериментальный ЗИС-150, он был «порекомендован сверху», из соображений максимальной унификации по агрегатам.
Вот эта машина пришла на ДАЗ, в качестве наглядного образца. Здесь хорошо видна деревянная кабина, обшитая тонким стальным листом. В стране был дефицит тонкого проката.
В процессе доработки «сырого» ЗИС-150 машина сильно изменилась. Кабину сместили немного вперед, полностью с нуля сделали передние крылья и капот аллигаторного типа. Кстати, над дизайном работали и специалисты Горьковского автозавода, поэтому есть большое сходство с некоторыми экспериментальными машинами ГАЗа.
Поначалу вышестоящее руководство отнеслось к такому рестайлингу негативно, ведь страдала вышеупомянутая унификация по деталям с ЗИСом. Но в то же время, кузовные детали ДАЗа были более дешевыми в производстве, чем ЗИСа. Они были простыми, не требовали штамповки с глубокой вытяжкой металла. В итоге, профильное министерство согласилось с таким вариантом оформления машины.
Значительные изменения коснулись и технической части. Базу грузовика укоротили, сохранив при этом габариты грузовой платформы. Это дало возможность использовать карданный вал без «подвесного». Важным отличием «Украинца» от своего московского собрата было наличие рычажных гидравлических амортизаторов на передней оси. Усовершенствовали тормозную систему, а вот педаль сцепления была очень необычной конструкции, она как бы состояла из двух половинок, огибающих рулевой вал.
Отдельно стоит рассказать про задний мост. Впервые на советских грузовиках балка заднего моста была штампованно-сварной, а не чугунной, литой. Мосты такой конструкции у ЗИЛа появятся лишь на 130-й модели.
Конечно, были и минусы. Доступ к двигателю был затруднен, порой для ремонта мотора даже крылья снимать приходилось. В зимнее время был затруднен прогрев мотора, требовалось утеплять капот.
По итогам испытаний, проведенных в 1948-49 годах, совместно с НАМИ, машина всё же получила министерское добро на производство, несмотря на некоторые разногласия, касавшиеся дизайна. Суммарно собрали около 10 экземпляров опытных ДАЗ-150, среди которых даже был седельный тягач.
Никто уже не сомневался, что днепропетровскому грузовику – быть. На заводе завершались работы по подготовке цехов и настройке оборудования для массового производства, но у правительства изменились планы на сам завод. Вместо грузовиков на его мощностях развернули производство ракет и тракторов. Все автомобильные разработки передали на ЗИС и ГАЗ.
Любопытно, что конструкторы ЗИСа пытались адаптировать «Украинца», во всяком случае, есть фото грузовика ЗИС-150, уже с цельнометаллической кабиной и оперением, очень напоминающим ДАЗ-150, только в упрощенном виде. Но в серийное производство эта машина не пошла.
Источник mexanizm.livejournal.comЮжный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Начало Южному машиностроительному заводу было положено в июле 1944 г., когда распоряжением ГКО СССР было принято постановление о строительстве Днепропетровского автозавода. Первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, и во многом по этой причине после начала строительства в октябре 1944 г. главным конструктором строящегося на южной окраине Днепропетровска автогиганта был назначен В.А. Грачёв, но в июле 1945 г. было решено взять за основу ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год.
Интересно, что первую продукцию, два ЗИС-5, в декабре 1946 г. выпустил Завод вспомогательного оборудования, и с этой даты можно отсчитывать историю ДАЗа как автозавода. Через месяц КБ предприятия начало проектировать прицепы для ДАЗ-150 и ДАЗ-485, а в середине 1948 г. завод стал выпускать автокраны К-31 и собрал первый экземпляр ДАЗ-150. В 1949-м события шли по нарастающей: переход на производство автокранов К-32; начало испытаний амфибий ДАЗ-485; организация и последующий выпуск автосамосвалов ЗИС-585; начало опытной эксплуатации ДАЗ-150 разных модификаций; освоение опытных 5- и 3-тонных автопогрузчиков 4000М.
К моменту выхода постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1951 г. о перепрофилировании автозавода на выпуск ракетной техники ДАЗ выпустил более 2000 машин всех типов и к сентябрю полностью свернул их производство. В последующие годы «почтовый ящик» среднего машиностроения был переименован в Южный машиностроительный завод, вошел в систему общемаша и стал «заводом-невидимкой».
Тракторная история засекреченного завода началась в декабре 1953 г., когда здесь начали собирать тракторы МТЗ-2. Сделано это было по следующим причинам: прикрытие ракетно-космического производства, загрузка мощностей вспомогательного и смежного производств, снижение нагрузки на расходные статьи бюджета и, наконец, насыщение внутреннего рынка колесными тракторами, у которых также был неплохой экспортный потенциал. МТЗ-2 – первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Он агрегатировался с 19 рабочими органами и прицепными орудиями.
Его производство на Южмаше велось до 1958 г., а всего совместно с Минским тракторным заводом было выпущено 148 800 ед. После этого предприятие перешло на выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М, производство которых вело до 1961 г. Вслед за этим было налажено производство скоростных моделей МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые простояли на конвейере до 1972 г. В числе главных достоинств тракторов МТЗ ранних серий – полная взаимозаменяемость корпуса коробки передач, заднего моста, деталей конечной передачи, блокировки дифференциала, деталей полурамы, шестерен КП (1-й передачи и заднего хода и промежуточной заднего хода). Кроме этого разрешалась агрегатно-комплектная взаимозаменяемость ВОМ, насоса, распределителя гидросистемы и т. д. При этом унификация с минскими тракторами тягового класса 1,4 т была стопроцентной.
Первый трактор ЮМЗ-6 собственной конструкции в Днепропетровске выпустили только в 1971 г. Поскольку основная доктрина секретности и прикрытия ракетно-космического производства на Южмаше сохранялась, выпускали и экспортировали тракторы под маркой «Беларусь», хотя внешне они отличались от минских «колесников».
Справедливость удалось восстановить только в конце 1970-х. Тракторы тогда обрели суббренд «ЮМЗ», некоторые модели продолжали идти с товарной маркой Belarus. К тому времени тракторы Южмаша считались лучшими. Им первым среди тракторов был присвоен Знак качества, их признали лучшей Машиной года, они имели самый высокий моторесурс, поскольку основные агрегаты изготавливали оборонные предприятия с высокой культурой труда: дизель Д-65Н Рыбинского авиазавода, идентичный Д-50, муфта сцепления Ковровского завода стрелкового оружия и т. д. В среде инженеров за неприхотливость и простоту конструкции в противовес усложнявшимся из года в год минским «Беларусам» его прозвали аналогом «Форда Т».
Универсально-пропашные тракторы серии ЮМЗ-6Л/ -6М для междурядной обработки пропашных культур, уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для перевозки грузов и привода стационарных машин продержались в производстве до 1979 г. Эта самая массовая серия ЮМЗ разошлась тиражом более миллиона экземпляров и по популярности конкурировала с моделями Минского завода. После модернизации, проведенной в 1977–1979 гг., тракторы получили новое оперение с полусеточной облицовкой радиатора.
В 1983 г. завод переименовали в Южный машиностроительный завод им. Л.И. Брежнева, но на табличках упоминание города-производителя продолжало игнорироваться. К 1985 г., когда было начато производство ЮМЗ-611Л и ЮМЗ-611М, все модели серии ЮМЗ-6 (Л, М, АКЛ, АКМ, АЛ, АМ) получили сеточную облицовку передней части и новую, более комфортабельную кабину, отличавшуюся от МТЗ толщиной стоек и геометрическими параметрами, поскольку в основе своей трактор прежде адаптировали для работы с землеройным оборудованием: траншеекопателями, навесными экскаваторными установками, погрузчиками и бульдозерной навеской.
В 1986 г. серию ЮМЗ-611 дополнили полноприводными модификациями ЮМЗ-611КЛН со стартером и ЮМЗ-611КЛМ с пусковым двигателем, однако в серию эти тракторы пошли только в 1991 г. Причина заключалась в том, что передние ведущие мосты, взятые от МТЗ-82, не подходили по ряду конструктивных ограничений, поэтому начали применять мосты от ЛТЗ-40АМ, выпуск которых освоили на самом ЮМЗ.
Начало 1990-х прошло практически под знаком модернизации 6-й серии: тракторы ЮМЗ-6СТЛ с 65-сильным турбодизелем, более совершенные ЮМЗ-615, ЮМЗ-650 (4х2) и ЮМЗ-652 (4х4) с модернизированной кабиной.
В свое время рыбинские двигателисты подготовили для днепропетровцев более мощный двигатель Д-75Л/М, но в серию он так и не пошел, зато к рубежу миллениума начался выпуск тракторов серий 800 и 8000 с 80-сильными дизелями РМ-80, Д-245.4, Д-243C-359, Deutz BFM1013-E, IVECO 8045/25.850.
Поскольку одна из главных особенностей тракторов ЮМЗ заключалась в его адаптации к строительным нуждам, было разработано заднеприводное шасси СЭШ-6002 для монтажа экскаваторной колонны и высокопроизводительные 100-сильные тракторы ЮМЗ-10244 и модификации для работы с коммунальным и транспортно-погрузочным оборудованием.
Сборку тракторов ЮМЗ в начале 1990-х пытались организовать также в Омске и Подмосковье с использованием 70. 75% российских комплектующих. В конце 1993 г. на казенном заводе Омсктрансмаш начато производство тракторов ЗТМ-60 (4х2) и ЗТМ-62 (4х4). Для работы в городе и закрытых помещениях были подготовлены версии ГД с газодизельным силовым агрегатом: в передней части монтировали два баллона по 117 л с компримированным нефтяным газом либо четыре 40-литровых баллона со сжатым природным газом. Предприятие выпускало также ЗТМ-80Л с 80-сильным дизелем Д-65, но к середине 2000 года производство ЗТМ в Омске снизилось и сейчас практически прекращено.
В 2001 г. была предпринята вторая попытка начать выпуск тракторов за пределами Украины. Тогда ЗАО «Волжский Трактор» начало серийный выпуск тракторов ЮМЗ-8070 и ЮМЗ-8071 на производственных площадях завода «Аверс» в райцентре Похвистнево (Самарская обл.). По расчетам специалистов, это позволило снизить цену на 20. 25%: до 235 000 руб.
Однако главная проблема заключалась в ограниченном числе производителей навесного спецоборудования. Городские эксплуатанты в отличие от аграриев более платежеспособны, и им, как правило, требуется строительно-коммунальное оборудование.
Список таких продуцентов для ЮМЗ ограничен: это «Интердон», «САРЭКС», Омсктрансмаш, златоустовский «Булат» («Златэкс»), ВАТ «Борэкс», Павлоградский механический завод и, пожалуй, всё. Проблем добавил вынужденный переход на выпуск тракторов под заказ – клиент к этому времени стал капризный и на волне строительного бума не мог рисковать ожиданиями.
Сейчас ДП «ВО «Пiвдений машинобудiвний завод iм. О.М. Макарова» продолжает совершенствовать линейку своей продукции, организовав выпуск абсолютно новых тракторов серии «Днiпро». Сюда входят пока три модели ЮМЗ-8085 (4х2) и две полноприводные модели: ЮМЗ-8285 и ЮМЗ-10280 тягового класса 2,0. Тем не менее популярность в России днепропетровских тракторов катастрофически падает, тогда как ближайшие конкуренты – МТЗ и ТТЗ, наоборот, увеличивают продажи, а минчане организуют производство уже в самой Украине.
Опорный модельный ряд тракторов ЮМЗ 1970-х–1990-х годов | ||||||||
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) | 1971–1979 | 3095 | 4095х1884х2460 | 1260…1800/1300…1800 | 2450 | 450 | Д-65Н/Д-65М (4942 см 3 , 65 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6АЛ/ -6АМ (4х2) | 1979–1985 | 3147 | 4165х1885х2485 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65Н/Д-65М (4942 см 3 , 65 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6СТЛ (4х2) | С 1990-го | 3410 | 4165х1884х2660 | 1360…1860…/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65НТ/Д-65МТ (4942 см 3 , 65/60 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6КЛН/ 6КЛМ (4х2) | 1986 | 3410 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65Н/Д-65М (4942 см 3 , 65 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) | С 1975-го | 3350 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65 (4942 см 3 , 60 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6АКЛ/ -6АКМ (4х2) | С 1992-го | 3485 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65Н1 (4942 см 3 , 60/62 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6ДЛ/ -6ДМ (4х2) | С 1993-го | 3895 | 4063х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 450 | СМД-15Н-09 | 10/ 2 | |
ЮМЗ-611 (4х2) | 1985–1990 | 3890 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 450 | Д-65Н/ Д-65М | 10/ 2 | |
ЮМЗ-611КЛН/ 611КЛМ (4х2) | С 1991-го | 3630 | 4221х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 450 | Д-65Н/ Д-65М | 10/ 2 | |
Модернизированный модельный ряд тракторов ЮМЗ и ЗТМ 1990-х гг. | ||||||||
ЮМЗ-615 (4х2) | С 2003-го | 2895 | 4063х1884х2772 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65М (4942 см 3 , 60,5 л.с.) | 9/ 3 |
ЮМЗ-650 (4х2) | 1991–2000 | 3410 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65МТ (4942 см 3 , 65 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-652 (4х4) | 1991–2000 | 3630 | 4221х1884х2830 | 1350…1800/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65НД/ Д-65М (4942 см 3 , 65 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-6002/ СЭШ-6002 (4х2) | 1996 | 3700 | 4100х1920х2850 | 1360…1860/1400…1800 | 2475 | 650 | СМД-15Н (4940 см 3 , 60 л.с.) | 12/ 3 |
ЗТМ-60Л/ -60ЛД/ -60М (4х2) | С 1993-го | 3400 | 4063х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65(4942 см 3 , 60 л.с.) | 10/ 2 |
ЗТМ-60ГД (4х2) | С 1994-го | 3490 | 4200х1884х2730 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-242 (4752 см 3 , 60 л.с.) | 10/ 2 |
ЗТМ-62 (4х4) | С 1993-го | 3660 | 4520х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 550 | Д-245.5 (4752 см 3 , 60 л.с.) | 10/ 2 |
ЗТМ-62Л/ -62М (4х4) | С 1995-го | 3660 | 4520х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 550 | Д-65 (4942 см 3 , 62 л.с.) | 10/ 2 |
ЗТМ-82Л/ -82М (4х4) | С 1995-го | 3500 | 4063х1884х2860 | 1360…1860/1400…1800 | 2400 | 550 | РМ-80 Турбо/ Д-65МТ1 (4752 см 3 , 105 л.с.) | 10/ 2 |
Современный модельный ряд тракторов ЮМЗ | ||||||||
ЮМЗ-8071 (4х2) | С 1998-го | 4070 | 4165х1884х2660 | 1360…1860/1400…1800 | 2450 | 450 | Д-65НТ1 (4942 см 3 , 80 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-8220 (4х4) | С 2003-го | 4160 | 4165х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2475 | 450 | Deutz BFM1013-E (4764 см 3 , 80,2 л.с.) | 9/ 2 |
ЮМЗ-8240 (4х4) | С 2003-го | 4200 | 4165х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2475 | 450 | Д-243С-359 (4752 см 3 , 80 л.с.) | 9/ 2 |
ЮМЗ-8271 (4х4) | С 1998-го | 4464 | 4300х1884х2850 | 1360…1860/1400…1800 | 2450…2488 | 450 | Д-65НТ1 (4942 см 3 , 80 л.с.) | 9/ 2 |
ЮМЗ-8280 (4х4) | С 1998-го | 4235 | 4165х1884х2830 | 1360…1860/1400…1800 | 2450…2488 | 450 | IVECO 8045.25.825 (4940 см 3 , 80 л.с.) | 12/ 3 |
ЮМЗ-10244 (4х4) | С 2003-го | 4373 | 4165х1884х2830 | 1600…1800/1400…1800 | 2475 | 450 | Д-245 (4752 см 3 , 100 л.с.) | 9/ 1 |
ЮМЗ-8085 Днiпро (4х2) | С 2003-го | 4130 | 4134х1884х2570 | 1360…1860/1400…1800 | 2500 | 550 | IVECO 8045.25.825 (4940 см 3 , 80 л.с.) | 12/ 3 |
ЮМЗ-8285 Днiпро (4х4) | С 2003-го | 4370 | 4110х1884х2620 | 1360…1860/1400…1800 | 2500 | 550 | РМ-80 Турбо (4942 см 3 , 80 л.с.) | 10/ 2 |
ЮМЗ-10280 Днiпро (4х4) | С 2000-го | 4914 | 4183х2880х2620 | 1780/1400…1800…1930 | 2500 | 550 | IVECO 8045.25.825 (4940 см 3 , 100 л.с.) | 12/ 3 |
Примечание. Технические характеристики тракторов, выпускающихся на ЮМЗ, МТЗ-2 (1953-1958), МТЗ-5л/ -5м (1958-1961) и МТЗ-5ЛС/ -5МС (1958-1972) см в «ОС» № 8, 2006 г.
Источник os1.ruСВСиУ Специальные вспомогательные сооружения и устройства для мостов. Свсу в строительстве что это
Рис. 4. График суммарных капитальных затрат на СКВ, СВ, СХС и САУ для разных вариантов технических решений семиэтажного торгово-офисного здания Fэт = 1000 м2, по данным Д.А. Сотникова, ЗАО «Кондиционер-Сервис-Петербург», 2001 г.:
Свайно-винтовой фундамент: плюсы и минусы, устройство и расчет, монтаж и стоимость
Скорость монтажа и стоимость это основные причины выбора свайно-винтового фундамента. Поэтому если Вы строите каркасный или бревенчатый дом, беседку террасу хозблок или баню, то винтовые сваи подойду как нельзя кстати. У такого фундамента есть свои особенности применения, которые зависят от типа грунта, на котором будет возведено сооружение, а также от типа постройки. Далее мы как раз и разберем чем хорош, а чем не очень этот вид основания.
Главное преимущество данного вида фундамента заключается в его быстром монтаже и относительной дешевизне в сравнении с ленточным и плитным фундаментом. Также у фундамента на винтовых сваях относительно высокая несущая способность, но использовать для строительства на таком фундаменте построек из тяжелых материалов (таких как кирпич ) или возводить здания более чем в 3 этажа не рекомендуется (и все же окончательную роль будут играть расчеты). Также можно выделить следующие преимущества свайно-винтового фундамента:
- если на участке слабая почва, которая часто размывается дождями, перенос нагрузки на более глубокие и твердые слои почвы убережет дом от быстрого разрушения.
- почти полное отсутствие земляных работ и простота установки — для винтовых свай не нужно выравнивать участок;
- строительные работы можно продолжить в тот же день, когда были установлены сваи;
- постройку можно изменить и расширить просто добавив дополнительные винтовые сваи;
- высота залегания грунтовых вод не влияет на местоположение постройки;
устойчивость к морозному пучению; - вентиляция подполья, благодаря которому свайный фундамент часто используют для построек из дерева;
- длительный срок эксплуатации. Сваи, дополнительно защищенные от коррозии могут служить на протяжении пятидесяти лет и дольше;
- винтовые сваи можно установить без использования спецтехники.
Есть у свайно-винтового фундамента и несколько недостатков, которые следует учитывать на этапе проектирования будущего строения:
- свайно-винтовой фундамент ограничен в своей несущей способности и не позволяет возводить большое количество этажей ;
- цокольное перекрытие необходимо хорошо утеплять;
- практически невозможно установить их на каменистых и скалистых почвах;
- свайный фундамент подвергается коррозии, поэтому не рекомендовано устраивать его в местах рядом с источниками блуждающего тока: электроподстанций, электрифицированных железных дорог, вышек сотовой связи и пр.
- сваи не могут длительное время противостоять химически агрессивным веществам, которые содержатся в почве;
- низкий уровень сопротивления изгибающим нагрузкам.
Это интересно: Какой фундамент для дома лучше и что выбрать. Какой фундамент самый надежный для строительства дома
На каких грунтах применяют винтовые сваи
Требования к характеристикам грунта и окружающей среды у свайно-винтового фундамента не высоки. Это идеальный вариант для установки в местах, где несущие слои грунта располагаются глубоко от поверхности. Винтовые сваи выбирают, если сооружение планируется установить на:
Свайные основания подойдут даже для местности, где пролегают различные инфраструктурные коммуникации и растут деревья с развитой корневой системой.
ППР или проект проведения работ или это документ, цель которого обеспечить детализацию всех разработанных, спроектированных и связанных между собой решений прописанных в ПОС.
Перекатная тележка для бетонирования
Для бетонирования плиты по стальным пролетам эстакады запроектирован и изготовлен комплект, состоящий из кронштейна и передвижной тележки.
Кронштейн крепится на стальных U-образных прогонах, а тележка подвешивается на них, образуя между прогонами площадку для работ по бетонированию плиты.
Тележка перемещается по кронштейнам вдоль эстакады. На ней перемещается все оборудование, необходимое для бетонирования плиты. Таким образом снижаются трудозатраты на перемещение опалубки и сокращаются сроки строительства.
ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ОТДЕЛКИ МОСТА
Для ведения работ по шлифовке и покраске пролетов моста, спроектирована и изготавливается подвесная перекатная тележка, особенностью которой является модульная конструкция, которая позволяет изменять её габариты и применять на других сооружениях.
При проектировании учитывались пожелания заказчика о минимальных трудозатратах на сборку и компактности при складировании.
Нормативные акты по СВСиУ
Взамен устаревших СТО 136-2009, СТП 136-99 и ВСН 136-78 в настоящее время при проектировании СВСиУ применяется СТО 136-2016.
Выбрав правильное расстояние между винтовым сваями при проектировании, застройщик обеспечивает эксплуатацию недвижимости несколькими поколениями владельцев.
Выбор винтовых свай
Ввиду востребованности технологии, отечественный рынок перенасыщен производителями СВС. Характеристики большинства из них не соответствуют заявленным, поскольку высокая конкуренция требует снижения цен, для чего используются б/у материалы и экономичные технологии.
Например, применяются шовные трубы, сварные наконечники, занижается толщина стенки тела сваи, используется холодное цинкование.
Сваи со сварным наконечником не подходят для ответственных строений.
Специалисты рекомендуют при выборе изделий:
- не покупать сваи из шовной трубы (легко проверить визуально);
- отдавать предпочтение литым наконечникам с параметрами лопасти 14 мм, 6 мм (у конуса, с края, соответственно);
- проверять документацию изготовителя (определить, новая труба использовалась для сваи или б/у после окрашивания невозможно).
Это интересно: Фундамент под теплицу из поликарбоната своими руками. Фундамент под теплицу из поликарбоната какой лучше
В сварных наконечниках возле шва происходит ослабление металла, лопасть может быть срезана при вращении в твердых породах. Даже при нормальном погружении во время эксплуатации может произойти отрыв лопасти, свая погрузится глубже, полностью потеряет несущую способность.
Такое изделие не годится для фундамента дома, однако сваи со сварными наконечниками можно использовать для строительства бань, беседок, заборов.
На практике для подсчета количества свай используют таблицы СНиП и характеристики грунта в пятне застройки. Например, при погружении на 2 м однолопастные СВС 89/300 и 73/250 обладают несущей способностью, соответственно:
- 0,7 – 2,8 т либо 0,5 – 2 т – влажная глина;
- 1,7 – 4,2 т или 1,2 – 3 т – сухая глина;
- 2,1 – 2,8 т либо 1,5 – 2 т – суглинок;
- 2,8 – 3,5 т либо 2 – 2,4 т – супесь;
- 7,7 – 8,4 т или 5,4 – 5,8 т – песок;
- 8,5 – 9 т либо 5,8 – 6,3 т – гравий.
После этого подсчитывают сборную нагрузку, состоящую из веса конструкций, снеговых/ветровых нагрузок, массы членов семьи, меблировки и предметов интерьера. Все параметры для удобства проектировщиков сведены в таблицы СНиП. Сборная нагрузка делится на характеристику сваи, получается количество СВС на свайном поле.
Для обеспечения прочностного запаса лучше использовать характеристики СВС производителя, уменьшенные на 15%. Например, если поставщик гарантирует, что каждое изделие выдерживает нагрузку 4 т, лучше оперировать в расчетах цифрой 3,4 т.
На последнем этапе корректируется количество СВС в зависимости от шага установки:
- опоры должны располагаться по углам, в сопряжениях стен и перегородок;
- при использовании металлического ростверка нужно учесть, что швеллер провисает под своей тяжестью уже на 3 м, поэтому шаг сокращается до 2 – 2,5 м;
- для тяжелых конструкций потребуется отдельное свайное поле (печь, генератор, насосное оборудование, котел, крыльцо, внутренняя лестница).
В проектах с террасами и пристройками фундаменты этих архитектурных элементов рассчитываются и возводятся отдельно. Жесткая связь с основным жилищем недопустима, так как на основания действуют не одинаковые нагрузки, что может привести к неравномерной просадке.
При таком подходе обеспечивается максимальный эксплуатационный ресурс дома. Для пристроев можно использовать бюджетные типы СВС со сварными наконечниками. Это не повлияет на надежность конструкции. Все сваи покрывают антикоррозионными составами.
Способы погружения СВС
Все типы винтовых свай лучше вкручивать без использования спецтехники. Исключением являются участки со значительным перепадом высот, где неудобно перемещаться с рычагами вокруг вертикально установленной сваи.
При ручном вкручивании свай для основания дома рычаги (обрезки труб, ломы) фиксируются на теле несколькими способами:
- в отверстия – прожигаются сваркой или просверливаются коронкой;
- в технологические петли – привариваются в верхней части, позже срезаются УШМ;
- специальными захватами – аналог трубного ключа с сухарями.
Спецтехника не нуждается в специальных приспособлениях, в навесном оборудовании предусмотрена возможность надежного зацепления тела сваи. Этот вариант предпочтительнее при мелком шаге свайного поля, вблизи деревьев или внутри плотной застройки.
В любом случае требуется защита внутренней поверхности тела свай бетоном, наружную поверхность можно покрасить дополнительно сразу после покупки СВС у производителя.
Определение крутящего момента
Для обеспечения максимального ресурса дома недостаточно купить СВС, вкрутить их ниже отметки промерзания, смонтировать оголовки и ростверк. Лопасти должны погрузиться в пласт с нормальной несущей способностью, поэтому глубина промерзания не является показателем глубины заглубления. Например, на болотистом участке может попасться плавун или торфяник, СВС нужно погрузить ниже него.
Поэтому ручное вкручивание предпочтительнее на ровных участках, где рабочим удобно перемещаться по кругу с рычагами. На неровном рельефе можно использовать спецтехнику. Однако оба способа наиболее эффективны лишь при гарантированном достижении несущего пласта. Его глубину можно определить двумя способами:
- заказав геологоразведку участка – цена изысканий около 30 тысяч рублей, определяется уровень грунтовых вод, состав почвы в каждом пласте и прохождение в пятне застройки сторонних коммуникаций;
- выполнить пробное погружение – стоит 2 – 5 тысяч, позволяет вычислить УГВ, глубину несущего пласта;
Второй способ гораздо дешевле, поэтому используется в 80% случаев. Для этого применяется комплект SMP производителя Скиф, состоящий из 4-х метровой составной СЛС, СВС, рычагов (2 м каждый), прибора УККМ, позволяющего измерить усилие затяжки.
После прохождения отметки промерзания этим прибором контролируется крутящий момент. При достижении несущего пласта резко увеличивается крутящий момент, замеряется проектная глубина для конкретного участка. После этого застройщик может смело заказывать сваи необходимой длины в нужном количестве.
Пробные СВС не нужно заливать бетоном, так как этот комплект многоразовый, свая демонтируется для следующих испытаний. При значительном периметре пятна застройки учитывается шаг свайного поля, комплект Скиф может вкручиваться в нескольких местах.
Источник build-make.ru