Для чего нужны краны в строительстве

Башенный кран играет ведущую роль среди грузоподъёмных машин в строительной сфере. С привлечением рыночных структур в экономику снизилась роль государства в строительстве и, как следствие, сократилось масштабное строительство. Это привело к снижению спроса на башенные краны. Теперь для выполнения подъёмно-транспортных и высотных монтажных работ привлекаются крано-манипуляторные установки или автокраны.

Башенный кран – это поворотный кран, оснащённый стрелой, которая смонтирована в верхней части вертикально расположенной башни. Кабина машиниста также находится на максимальной высоте. Башенный кран обладает следующим функционалом:

  1. Подъём и опускание груза.
  2. Изменение вылета стрелы.
  3. Поворот и передвижение крана.

Благодаря этому, башенный кран может перенести груз в любую точку строительной площадки, вне зависимости от высоты её расположения. Для подъёма груза используется оборудование:

  • грузовая лебёдка;
  • грузовой канат;
  • крюковая подвеска.

Опорно-поворотное устройство является базовым механизмом, который соединяет поворотную часть башенного крана с его неповоротным основанием – ходовой рамой.

ПОЧЕМУ ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ САНТЕХНИКА?!. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КРАНЫ И КАКИЕ?!.

Характеристика башенных кранов по типу стрелы

Конструкция стрелы является важной составляющей технических возможностей башенного крана.

  1. Балочная стрела меняет вылет с перемещением грузовой тележки, на которой крепится груз. Тележка с грузом передвигается по направляющим балкам, надёжно прикреплённых к неподвижной стреле.
  2. Подъёмная стрела меняет свой вылет с поворотом стрелы, которая двигается относительно опорного шарнира. Груз удерживается у головных блоков стрелы.
  3. Шарнирно-сочленённая стрела состоит из основной и головной части. Для изменения вылета поднимается или опускается вся шарнирно-сочленённая стрела. При этом по балкам головной секции стрелы двигается тележка с грузом.

Деление кранов по способам передвижения

По способу передвижения башенный краны делятся:

  1. Стационарные. Основание крановой техники прочно закреплено на фундаменте. Если предполагается выполнение подъёмных работ на большой высоте, что угрожает технике безопасности, то в этом случае производят дополнительный крепёж.
  2. Передвижные краны двигаются с помощью специального ходового устройства. В некоторых модификациях применяется автономный привод.
  3. Самоподъёмные краны монтируются на специально построенном сооружении. Их подъём осуществляется с помощью собственных механизмов.

Применение башенных кранов в строительстве

При производстве строительных работ большую роль играют подъемные механизмы, способные поднять на заданную высоту строительные материалы, инструменты, строительные конструкции, арматуру, бетон вспомогательные машины и механизмы и другие необходимые для строительства материалы. При строительстве многоэтажных зданий применяются башенные краны, позволяющие поднимать на высоту предметы, которые невозможно поднять в ручном режиме. Башенные краны применяются для выполнения монтажных работ при разных видах строительства для вертикального и горизонтального перемещения грузов. Они также применяются на складах и строительных полигонах.

упал башенного кран

Башенные краны www.riza-gold.ru характеризуются высоким расположением стрелы и большим расстоянием вылета крюка, охватывающим большую площадь подстрелового пространства, в котором расположена строительная площадка. По основным характеристикам башенные краны делятся на самоходные, движущиеся по проложенным по территории стройки рельсам, самоподъемные, опирающихся на каркасную основу и приставные, опирающиеся на каркас возводимого строения. Для строительства домов высотой до 16 этажей используют самоходные или самоподъемные, для более высоких зданий используют приставные и самоподъемные краны. По типу башни краны бывают с поворотной и неповоротной башней.

Движение крюка может быть организовано как с помощью нагрузочной тележки, двигающейся по стреле, так и с использованием управляемой (маневровой) стрелы. Остов башенного крана может быть решетчатого или трубчатого вида. Наиболее важным параметром башенного крана является его грузоподъемность.

Читайте также:  Материнский капитал кто использовал на строительство

Она является основным показателем производственных возможностей и определяется грузоподъемностью при максимальном вылете крюка. Для большинства кранов, применяемых в строительстве жилых домов, используется конструкция с неизменной грузоподъемностью для всех вылетов крюка. Также выпускаются краны с переменной грузоподъемностью, которая определяется по установленному для данного крана максимальному грузовому моменту для каждого вылета крюка.

Применяемые в жилищном и гражданском строительстве башенные краны в основном имеют грузоподъемность до 10 т. и вылет крюка 20-30 м. Также имеются краны и с большим или меньшим расстоянием вылета. Для стационарных приставных кранов длина вылета играет большую роль с целью охвата большей площади строительной площадки.

При строительстве многоэтажных домов с небольшим количеством секций используется обычно один башенный кран. При большем количестве секций ставят два крана с одной стороны строящегося дома. Современные модели башенных кранов оснащаются защитными системами, повышающими безопасность работы. Они исключают повреждение подъемного механизма и опрокидывание крана.

Параметры, определяющие выбор башенного крана

При определении технических параметров башенного крана следует учитывать условия монтажа на строительной площадке и технические требования, предъявляемые к организации безопасной эксплуатации строительной спецтехники. Для этого следует проанализировать:

  • местоположение крана на строительной площадке, определение количества подъёмной техники и оборудования, необходимого для эффективных строительных работ;
  • монтаж безопасного фундамента крана на поверхности земли с учётом балластировки, воздействия ветра на конструкцию крана или возможности сборки/разборки на месте строительных работ.

Важным параметром, связанным со сборкой крана на месте эксплуатации, является устройство фундамента для крана. Обычно монтаж фундамента башенного крана выполняется в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

При этом необходимо учитывать климатические условия, связанные в основном с потоком воздушных масс, определяющих скорость и направления ветра. Тщательный анализ возможного климатического воздействия на конструкцию башенного крана в процессе его эксплуатации, является важной работой, предшествующей выбору крана.

Горизонтальная привязка крана

Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по рельсовым путям и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до двух метров от уровня земли и рабочих площадок должно быть не менее 700 мм. а на высоте более 2 м – не менее 400 мм.

Расстояние по вертикали от консоли противовеса, или противовеса, расположенного под консолью башенного крана до плошадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м. Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. Установка и работа стрелового крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередач или воздушной электрической сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, разрывов (ПОЭС), наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи. Размеры охранной зоны действующей воздушной линии передач по требованиям ГОСТ 12.1.013 – 78. «Строительство/ Электробезопасность» приведены в таблице:

Размеры охранных зон воздушных линий электропередач

При наличии обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии соблюдении требований, предусмотренных п. 2.24 и пп. 2.25.1-2.25.5 вышеуказанного ГОСТа. Границы опасных зон поражения электрическим током представлены в таблице:

Читайте также:  Во сколько обходится строительство фундамента

Приближение кранов к неукрепленным откосам котлованов и траншей разрешается только за пределами призмы обрушения грунта.

Схема установки крана при возведении подземной части

Требуемые параметры установки крана при возведении подземной части зданий и сооружений в открытых котлованах определяются с учётом обеспечения минимального расстояния от опоры крана до бровки котлована. При работе крана без опор, расстояние принимается до оси ближайшего к откосу колеса.

Читать: Абразивные материалы для шлифования древесины

Минимальные допустимые расстояния между опорой крана и основанием откоса выемки

При установке грузоподъемных машин у зданий (сооружений), имеющих подвалы или другие подземные пустотные сооружения, необходимо расчитывать несущую способность стен указанных сооружений на крановые нагрузки. Если расстояние от ближайшей опоры грузоподъемной машины или нижнего края балластной призмы рельсового пути до наружной грани стены подвала (с) соответствует требованиям СНнП 3.02.01-87 «’Земляные сооружения, основания и фундаменты» проверочных расчетов, подтверждающих устойчивость стен подвалов, фундаментов и других конструкций, не требуется.

При привязке башенных кранов следует учитывать необходимость их монтажа и демонтажа, обратив при этом особое внимание на положение стрелы и расположенного вверху противовеса по отношению к возводимому знанию (сооружению). Во время монтажа и демонтажа этих кранов стрела и расположенный вверху противовес должны находиться над свободной территорией, т.е. не должны попадать на строящиеся или существующие здания и другие препятствия.

Монтаж и демонтаж кранов осуществляется в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации. В случае невозможности организации площадки для монтажа и демонтажа башенных кранов с размерами согласно инструкции завода-изготовителя, в составе ППР должны быть представлены решения по монтажу и демонтажу кранов.

Читать: Электронные тахеометры

Для башенных кранов с вращающейся платформой должны быть выполнены рекомендации по их установке:

для кранов с неповоротной башней и расположением противовеса ниже верхней отметки здания:

для кранов с неповоротной башней и расположением противовеса выше верхней отметки здания:

б = 0,5 (Bk+lш) + 0,2 + lб + 3

Где Rn – радиус поворота платформы, принимается по справочнику; R’n – длина противовесной консоли; Bk – ширина колеи крана: lш – длина полушпалы: 0,2 – минимально допустимое расстояние от конца полушпалы до откоса балластной призмы: lб – длина откоса балластной призмы: 3 – зазор. Все размеры принимаются в м.

Схема установки башенного крана у здания

Продольная привязка подкрановых путей башенного крана к зданию. Длина подкрановых путей определяется как:

Где lкр – расстояние между крайними стоянками крана; αкр – база крана; lторм – величина тормозного пути крана (принимается по паспорту крана. Но не менее 1,5 м). lтуп – длина рельса, необходимая для постановки инвентарного тупика (0.5 м): n – количество полузвеньев рельсового пути.

Длина подкранового пути должна быть скорректирована в сторону увеличения с учетом кратности полузвена рельсового пути. т.е. 6,25 м. Минимальная длина подкранового пути для крана, перемещающегося по пути, должна быть не менее 31,25 м. В стесненных условиях городской застройки разрешается эксплуатация крана на одном звене пути (12,5 м). Кран, установленный на одном звене пути, считается стационарным.

При возведении зданий (сооружений) или их отдельных частей башенными кранами методом на «себя», что чаще всего применяется при «разрезке» широких зданий, необходимо:

  • установить в ППР величину шага отступления крана, которая должна быть увязана с длиной звеньев (полузвеньев) рельсового кранового пути, модулем конструктивных элементов здания (сооружения) и длиной стрелы крана;
  • определить в ППР крайнее положение крана на каждом участке пути с привязкой тупиковых упоров;
  • заземление рельсового кранового пути и укладка звена для стоянки крана в нерабочее время должны быть выполнены в той части пути, которая демонтируется в последнюю очередь;
  • каждый раз перед демонтажем участка рельсового кранового пути необходимо переставить на новое место тупиковые упоры и выключающие линейки и восстановить на конце пути соединительный проводник.
Читайте также:  Затраты строительство многоэтажного дома

Читать: Как выбрать дисковую пилу

Возможность «разрезки» здания для установки кранов определяется проектным институтом или проектно-технологнческой организацией по согласованию с проектным институтом.

При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей здания соблюдалось расстояние не менее 0,5 м, а до перекрытия (покрытия) здания и других площадок, на которых могут находиться люди, не менее 2 м по вертикали. При наличии у стрелы крана предохранительного каната, указанные расстояния принимаются от каната согласно рисунку.

Где Rp – необходимый рабочий вылет; Pгр – масса поднимаемого груза; Rn – наибольший радиус поворотной части крана; В – размер здания.

Источник: pridesaratov.ru

Рейтинг
Загрузка ...