Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям без взимания средств граждан (в рамках догазификации) прошел строк по тех условиям, газ не подвели, как составить жалобу.
Похожие вопросы
Как получить копию акта о технологическом подключении газа многоквартирного дома, владельцу квартиры
Согласно Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. N 1547, раздела VIII. Восстановление и переоформление документов о подключении объектов капитального строительства к сетям газораспределения, пункта 127. Восстановление (переоформление) документов о подключении осуществляется в случае обращения к исполнителю собственника или иного законного владельца объекта капитального строительства с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении (далее — заявление о переоформлении документов). и пункта 139. При получении исполнителем заявления о переоформлении документов от лица, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства которого состоялось после 1 марта 2014 г., исполнитель вне зависимости от наличия документов, указанных в подпунктах «в» — «е» пункта 131 настоящих Правил, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает дубликаты ранее оформленных документов о подключении (технологическом присоединении) либо восстановленные (переоформленные) документы о подключении (технологическом присоединении).
Договор строительного подряда. Тонкости и секреты как не попасть на деньги. Разбор юриста.
На основании вышеизложенного, могут ли мне отказать в выдаче копии акта?
В этом постановлении не сказано о типе объекта капитального строительства, частный дом или квартира в многоквартирном доме.
Пробуйте. Тогда поймете. А гадать не принято.
Как грамотно отказаться от оплаты, куда обращаться за помощью?
В 2015 году началась газификация нашего посёлка и, непосредственно к дому, собственником, которого я являюсь, была подведена труба с газом, т.е технологическое присоединение объекта капитального строительства произведено. В этом году встала необходимость проводить газ в дом. Я обратилась АО » Газпром газораспределения Киров» с необходимыми документами, дабы получить тех. условия, через месяц мне выдали «Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения», в одном из пунктов которого указано, что я должна заплатить 43 547, 39 р. Но технологическое присоединение уже произведено, труба подведена к дому и находится на пределах моего участка, а сумма, указанная выше, включает, как раз, земельные работы, прокладку труб и присоединение к магистрали. Как грамотно отказаться от оплаты, куда обращаться за помощью? Благодарю.
Если вы откажитесь вам газ не введут и не разрешат эксплуатацию.
Вопрос: Правомерен отказ?
До 2009 г мой дом находился на общем участке с другим домом. Газификацию дома провели в 2008 г как «газификация вновь построенного дома» по общему адресу, сделав точку подключения «существующий надземный газопровод-ввод. «,т.е. подключив его после счетчика по воздушному газопроводу от старого дома.
Как сдать работы подрядчику и избежать проблем. Договор стройподряда
В 2009 г. общий участок был раздел на два разных адреса с разными кадастровыми номерами участков и домовладений. Собственником обоих участков и домовладений был один человек, который остался абонентом всего газоприемного оборудования в обоих домах. 2021 г. дом я получила в наследство.
Так как точка подключения к газораспределительной сети города находится на старом участке, то новый собственник этого участка стал абонентом всего газоприемного оборудования в обоих домах. В этом году я подала заявку в ГРО на технологическое присоединение моего домовладения к сетям газораспределения по программе догазификации (Постановление Правительства от 13.09.2021 № 1547).
Получила отказ по причине «Не соответствует критериям догазификации». Аргументируется, тем что догазификация проводится согласно п.1 Постановления №1547 «. газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не ПОДКЛЮЧЕННЫХ к сетям ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ объектов капитального строительства». Так как дом уже газифицирован, поэтому не соответствует программе догазификации. Я не согласна.
Мои аргументы. П.2 Постановления: догазификация это «. технологическое присоединение, в том числе фактического присоединения к ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях. «. П.10 ГОСТ Р 53865-2019 «Системы газораспределительные» газораспределительная сеть это наружный газопровод предназначенный для транспортировки газа от источника до сети газопотребления. П.12 ГОСТ Р 53865-2019 сеть газопотребления это газопровод, «предназначенный для транспортировки газа от газопровода-ввода до газоиспользующего оборудования».
Домовладение фактически подключено к сети ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ соседнего дома. (в ТУ при подключении дома к газу в 2008 г точка подключения: существующий надземный газопровод-ввод.)
Вопрос: Правомерен отказ?
Отказ правомерен, т.к. Правила регулируют порядок подключения только негазифицированных домов.
Источник: www.9111.ru
Договор подряда на капитальное строительство
На странице представлен договор подряда на капитальное строительство. Вы можете скачать договор строительного подряда, составленный опытными юристами и не имеющий противоречия действующему законодательству.
Внимание! Представленный текст является образцом договора подряда на капитальное строительство. Чтобы сделать документ под ваши условия воспользуйтесь шаблоном FreshDoc: Договор генерального подряда на строительство.
Капитальное строительство – это создание новых зданий, сооружений и предприятий, а также расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих. Чаще всего для такого вида строительства используются подрядные отношения, когда строительные работы выполняют специализированные организации (подрядчики).
По договору подряда на капитальное строительство Генподрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и произвести своевременную оплату.
В подрядных отношениях капитального строительства участвуют 2 стороны: подрядчик и заказчик. Заказчиками обычно выступают физ.лица, предприятия и организации — застройщики, для которых предназначаются строящиеся объекты. На стороне подрядчика выступают строительные организации и индивидуальные предприниматели, которые в обязательном порядке должны иметь лицензию на осуществление такой деятельности. При необходимости для выполнения отдельных видов работ генподрядчики могут привлекать других специалистов – субподрядчиков (если данное условие предусмотрено договором). Генподрядчик несет ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями.
Данное соглашение чаще всего заключается на долгий срок и сопровождается оформлением большого количества документации (технической, проектно-сметной, нормативно-правовой).
Особенности договора подряда на капитальное строительство
Договор подряда на капитальное строительство имеет существенные отличия от подобных соглашений на выполнение работ:
- строительство по договору подряда ведется непосредственно на месте нахождения объекта;
- долгосрочный характер договорных отношений между заказчиком и подрядчиком;
- широкое применение системы ген. подряда (строительство «под ключ»);
- существует множество специальных нормативных и технических документов, регулирующих отношения по данному договору.
- капитальный ремонт конкретного здания или сооружения;
- реконструкция предприятия или его технологическая переоснастка;
- строительство зданий;
- монтаж производственного оборудования;
- выполнение других работ, которые связаны со строящимся объектом.
- Дата и место заключения соглашения.
- Наименование сторон.
- Предмет договора. Необходимо определить конкретный вид работы, которую должен выполнить подрядчик.
- Срок действия договора подряда. Указываются даты начала и окончания строительной деятельности. Без указания конкретного срока договор будет считаться недействительным.
- Права и обязанности сторон. Обязанность по предоставлению необходимых материалов и оборудования могут возлагаться на любую из сторон. Генподрядчик обязан осуществлять капитальное строительство в соответствии с технической документацией и утвержденной сметой. Заказчик имеет право осуществлять надзор и контроль за действиями подрядчика. Подрядчик обязан обеспечить безопасность проводимых строительных работ.
- Техническая документация.
- Сроки выполнения работы.
- Стоимость работ и порядок расчетов. Составляется смета, в которую входит стоимость работ и услуг подрядчика. Расчеты с подрядчиком могут осуществляться в различных формах: в виде аванса, поэтапно за выполнение определенного объема работ и др.варианты.
- Порядок сдачи и приемки работ. Сдача и приемка оформляется актом, который должны подписать обе стороны сделки. Принятие работы возможно, как после полного ее завершения, так и по окончании отдельных этапов.
- Конфиденциальность.
- Ответственность сторон.
- Основания и порядок расторжения договора.
- Разрешение споров.
- Форс-мажор.
- Прочие условия.
- Список приложений.
- Адреса и реквизиты сторон.
- Подписи сторон.
Сопутствующие документы
На нашем сайте вы можете скачать бланк договора подряда на капитальное строительство вместе с сопутствующими документами:
Источник: www.freshdoc.ru
Понятие и источники правового регулирования договора подряда на капитальное строительство
Понятие договора подряда на капитальное строительство. Расширенное социалистическое воспроизводство в намеченных XXIV съездом партии масштабах рассчи» тано на строительство новых промышленных предприятий, железных дорог, гидро- и теплоэлектростанций, как и различных других сооружений, служащих делу технического прогресса и усиления экономической мощи нашей страны. Быстрыми темпами развивается и сельскохозяйственное строительство, способствующее повышению сельскохозяйственного производства и обеспечению предпосылок ликвидации в будущем различий между городом и деревней. Строительная индустрия играет колоссальную роль в разрешении жилищной проблемы. Огромные денежные средства расходуются на строительство школ, театров, клубов, обслуживающих потребности населения коммунальных предприятий-
Таким образом, непосредственно или косвенно, прямо или в конечном счете капитальное строительство
Строительство может осуществляться двумя способами: хозяйственным и подрядным. При хозяйственном способе строительные работы производит та организация, для которой они предназначены. При подрядном способе хозорган, для которого запланировано какое-либо сооружение, поручает возвести его специальной и притом юридически самостоятельной строительной организации’.
Преимущества подрядного сйособа перед хозяйственным очевидны. Хозяйственный способ вынуждает переключать внимание с основного профиля работы хозорга-нов на не свойственную им строительную деятельность.
Поскольку выполнение сроительных работ является для них временной и преходящей задачей, они не могут располагать постоянными кадрами строителей и не нуждаются в постоянном обладании строительными механизмами. Все это приводит к удорожанию строительства и отрицательно сказывается на его качестве. Применение же подрядного способа предполагает существование са< мостоятельных хозрасчетных строительных организаций, для которых работы по строительству — такая же основная задача, как для промышленного предприятия—выпуск продукции, для транспорта — перевозка грузов и пассажиров, для торговой сети—обслуживание потребителей. Эти организации заинтересованы в удешевлении строительства, повышении его качества, сокращении его сроков. Располагая постоянными кадрами и обладая необходимой техникой, они могут эффективно внедрять новые методы строительства, использовать экономичные материалы, совершенствовать строительное производство в целом.
‘ Кроме хозяйственного я подрядного, существуют и такие способы строительства, дан смешанный, когда часть работ выполняется самим заказчиком, и особый, когда для возведения данного сооружения создается специальная строительная организация (например, Метрострой).
Однако для того, чтобы взамен хозяйственного ввести подрядный способ, необходимы по крайней мере две предпосылки.
Во-первых, нужна строительная индустрия в качестве самостоятельной отрасли социалистической про-мышленносги. До тех пор, пока ее не было, строительство велось главным образом хозяйственным способом. Когда же она была создана, обходиться без применения подрядного способа оказалось уже невозможным. В изданном 11 февраля 1936 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении, строительного дела и об удешевлении строительства» ‘ говорилось, что «переход на подрядный способ ведения строительных работ наилучшим образом обеспечивает создание и дальнейший рост крупной строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры».
Во-вторых, даже и после создания строительной индустрии экономически нецелесообразно привлекать специальные строительные организации к выполнению небольших по объему работ, которые без всякого ущерба для их основной деятельности могут быть произведены усилиями самих нуждающихся в них хозорганов. Поэтому в известной мере^хозяйственный способ применяется и в современных условиях, причем без него не обходятся даже крупные стройки в случае их отдаленности и отсутствия в данной местности строительных организаций соответствующего профиля.
Некоторые нормы, рассчитанные на подрядные отношения по капитальному строительству, применяются и при использовании хозяйственного способа. Стройки, возводимые хозяйственным способом, должны быть предусмотрены планом и финансируются за счет специально выделяемого фонда. Деньги из этого фонда выдаются Стройбанком, осуществляющим такие же контрольные функции, как и при подрядных отношениях. Если стоимость стройки достигает крупных размеров, ее финансирование опирается на приемо-сдаточные акты, составленные за подписью руководителя предприятия (организации) и начальника отдела (управления) капитального строительства (ОКС или УКС).
‘ СЗ СССР 1936 г, № 9, ст; 70,
Поскольку, однако, при хозяйственном способе не возникают правоотношения между двумя самостоятельными юридическими лицами, ибо строительство ведет для себя само предприятие, а ОКС (УКС) лишь одно из его структурных подразделений, отсутствует почва для заключения договора о капитальном строительстве. Надобность в нем возникает лишь там, где строительство ведется подрядным способом. Этот способ и доп-жен быть положен в основу изучения названного до< говора.
Договор подряда на капитальное строительство характеризуется прежде всего тем, что его участниками могут быть только социалистические — государствен-ные, кооперативно-колхозные или общественные организации. Поскольку строительство (Осуществляется в плановом порядке, для заключения^ договора необходимы соответствующие плановые предпосылки, при отсутствии которых он не приобретает юридической силы и признается недействительным. Его особенность состоит в том, что он опосредствует длительное взаимное сотрудничество между строительной организацией (подрядчиком) и хозорганом, для которого предназначается стройка (заказчиком): подрядчик возводит своими силами и средствами предусмотренный планом объект и сдает его в установленный срок заказчику, который со своей стороны оказывает подрядчику необходимое содействие в выполнении возложенного на него задания (например, предоставляет строительную площадку, передает утвержденную проектно-сметную документацию и др.), контролирует ход выполнения строительных работ, принимает и оплачивает их (ст. 368 ГК). Отмеченные особенности рассматриваемого договора должны быть учтены при определении его понятия
Договор подряда на капитальное строительство — это плановый договор, заключаемый между социалистическими организациями, в силу которого одна сторона, подрядчик, обязуется построить и в установленный срок сдать предусмотренный планом объект, а другая сторона, заказчик, обязуется оказывать возложенное на нее содействие строительству, принять и оплатить выполненные строительные работы.
Следовательно, подобно обычному подряду, подряд на капитальное строительство оформляется консенсу-
альным, взаимным и возмездным договором. В связи с ним используется и терминология, характерная для договора подряда («подрядчик», «заказчик» и т. п.). Но было бы неправильно на этом основании считать первый всего лишь разновидностью второго.
И дело, конечно, не только в различии сфер применения каждого из них, а в том, что экономическая специфика капитального строительства в условиях социализма порождает и особую его правовую организацию. Соотношение договора подряда и договора подряда на капитальное строительство напоминает соотношение купли-продажи и поставки. Точно так же, как поставка не составляет разновидности купли-продажи, а оба договора являются самостоятельными видами обязательств по возмездной реализации имущества, подряд на капитальное строительство—не видовое подразделение обычного подряда, а самостоятельный договор в общей системе обязательств по производству работ.
Источники правового регулирования отношений по капитальному строительству. В ГК (ст. ст. 368—372) содержатся лишь те нормы о подряде на капитальное строительство, которые закреплены в Основах.
Это и понятно, ибо правовое регулирование подрядных отношений по строительству, как и правовое регулирование отношений по подавляющему большинству других хозяйственных договоров, включено в компетенцию Союза ССР. Союзным республикам предоставлена возможность решать лишь вопросы, переданные на их разрешение общесоюзным законодательством, например устанавливать особые Правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах (ст. 71 Основ).
Легальное нормирование правовых отношений по капитальному строительству обеспечивается специальными нормативными актами, среди которых ведущее место занимает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»’. В числе этих актов должны быто также упомянуты Правила финансирования строительства, утвержденные Советом Министров СССР 8 октября
‘ СП СССР 1969 г; № 15, ст 82.
.1965 г. 1 , и Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные Советом Министров СССР 24 декабря 1969 г. 2 (с последующими изменениями). На их основе Госстрой СССР и Стройбанк СССР издали 9 января 1970 г. Типовой генеральный договор подряда, Типовой годовой договор подряда и Типовое дополнительное соглашение к генеральному договору подряда на капитальное строительство, а Госплан СССР и Госстрои СССР утвердили 31 июля 1970 г. Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков .с субподрядными организациями 3 . Кроме того, для правильного применения названных актов существенное значение имеют инструкции Госстроя СССР, а также Госарбитража при Совете Министров СССР и, в частности, инструктивное письмо от 20,июня 1970 г. «О рассмотрении органами арбитража споров, возникающих при заключении и исполнении договоров подряда на капитальное строительство» 4 . Госстрой СССР имеет право издавать совместно с Госпланом СССР, Стройбанком СССР и Госбанком СССР общеобязательные указания и разъяснения о порядке применения Правил о договорах подряда на капитальное строительство 5 .
Ввиду самостоятельности подряда на капитальное строительство нормы ГК об обычном подряде к нему не применяются. Но в качестве одного из институтов советского гражданского права он подчинен Общей части ГК и его общим положениям об обязательствах, поскольку соответствующий вопрос не получил иного разрешения в специальном нормативном акте.
Следует вместе с тем отметить, что едва ли в какой-либо другой сфере хозяйственных отношений элементы гражданско-правового и административно-правового ре-
1 СП СССР 1965 г. № 21, ст. 56. В дальнейшем именуются Правила финансирования.
2 СП СССР 1970 г. № 2, ст. 11. В дальнейшем именуются Правила о договорах подряда.
3 «Строительная газета» 20 сентября 1970 г.
4 См. «Сборник инструктивных указании Государственного арбитража при Совете Министров СССР», вып. 30, «Юридическая литература», 1971, стр. 157.
5 См. п. 2 постановления Совета Министров СССР от 22 марта 1974 г. «Об изменении Правил о договорах подряда на капитальное строительство» (СП СССР 1974 г, № 7, ст. 32),
гулирования переплетаются так тесно, как в области капитального строительства. Если взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком оформляются граж-данско-правовым договором, то возникают они, опираясь на определенные плановые предпосылки, а осуществляются под строгим контролем банка. Вследствие этого к отношениям по капитальному строительству должны применяться с учетом специфики возникающих вопросов общие начала не только советского гражданского, но и советского административного права.
Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство
Плановые предпосылки отношений по подряду на капитальное строительство. Важнейшими плановыми предпосылками капитального строительства признаются планы капитального строительства и титульные списки (п. 2 Правил о договорах подряда).
План капитального строительства включает такие показатели, как задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, объемы капитальных вложений на весь срок строительства и др. Он разрабатывается п утверждается по каждому союзному министерству или ведомству и по каждой союзной республике на срок 5 лет с разбивкой по годам. На его основе Госплан СССР с участием союзных министерств (ведомств) и Советов Министров союзных республик разрабатывает 5-летний план подрядных и строительно-монтажных работ с разбивкой по годам, а также по министерствам (ведомствам) и союзным республикам. Последние доводят задания этого плана до каждой стройки, т. е. заказчика, и до каждой строительно-монтажной организации, т. е. подрядчика, которые обязаны руководствоваться ими как рабочими планами. Задания пятилетнего плана конкретизируются в годовых планах, а уточненные объемы капитальных вложений на планируемый год Госплан СССР сообщает союзным министерствам (ведомствам) и союзным республикам не позднее мая года, предшествующего планируемому. Изменения в утвержденные годовые планы по итогам предшествующего года могут
вносить министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик не позднее 15 февраля планируемого года (п. 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389).
Титульный список представляет собой поименный перечень планируемых объектов с указанием места строительства, его сметной стоимости, проектируемой мощности, времени начала и окончания строительных работ и др. Проекты титульных списков разрабатываются заказчиками и после согласования с подрядчиками представляются вышестоящим организациям. Утвержденные титульные списки -становятся неизменным плановым документом на весь период строительства (п. 3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389).
Порядок утверждения титульных списков определен постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г.’ (с последующими изменениями 2 ). Так, титульные списки вновь начинаемых строек производственного назначения стоимостью 3 млн. руб. и выше угвержда-ются Советом Министров СССР, а при сметной стоимости тех же строек от 1 до 3 млн. руб. — Советами Министров союзных республик, министерствами (ведомсг-вами) СССР, в систему которых входи г планируемая стройка, и когда сметная стоимость не достигает 1 млн. руб., порядок утверждения титульных списков определяют Советы Министров союзных республик, союзные министерства и ведомства. Установленные Советом Министров СССР правила утверждения титульных списков действуют независимо от того, финансируется ли строительство за счет бюджетных ассигнований и обязательных взносов предприятий (централизованные капиталовложения) или за счет самостоятельно расходуемых собственных средств заказчиков (децентрализованные капиталовложения). Единственное изъятие из этих правил установлено п. 50 Положения о предприятии, управомочивающим директора предприятия утверждать (в определенных случаях по согласованию с фабзавместкомом) титульные списки на строительство, осуществляемое за счет фонда предприятия и фонда
‘ СП СССР 1967 г № 17, ст 119 2 СП СССР 1970 г. № 19, ст. 150, 1971 г. № 3, ст. 19.
ширпотреба, а также на строительство жилых домов и некоторых других объектов, финансируемых в централизованном порядке.
От титульных списков на строительство в целом следует отличать внутрипостроечные титульные списки, относящиеся к капитальным работам по отдельным объектам или затратам на предстоящий год. Они и утверждаются в ином порядке, и имеют иное юридическое значение. Их утверждение возложено на руководителей предприятий-заказчиков или строящихся предприятий.
Врученные заказчиком банку и подрядчику, эти списки служат: для банка—одним из оснований финансирования строительства в предстоящем году, если они соответствуют общему титульному списку, а предусмотренные ими объекты обеспечены необходимой проектно-сметной документацией; для подрядчика — одним из источников составления проектов как договора в целом, так и уточняющих его ежегодных соглашений (п. 6 Правил финансирования, пп. 14, 15 Правил о договорах подряда).
План капитального строительства и титульный список определяют подрядчика и держателя титула, т. е. заказчика. Однако для включения стройки в титульный список она должна быть обеспечена необходимым проектированием.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390 «Об улучшении проектно-сметного дела» различает два вида проектирования: двухстадийное и одностадийное. При двухстадийном создается технический проект, а на его основе разрабатываются рабочие чертежи. Одностадийное проектирование связано с меньшими затратами, так как в этом случае разрабатывается единый техно-рабочий проект, в котором технический проект совмещается с рабочими чертежами. Вопрос о том, какой вид проектирования должен быть применен, решается соответственно министерством (ведомством) СССР, Советом Министров союзной республики либо в установленном ими порядке. И лишь когда возможно использование типового проекта или повторное применение индивидуального проекта, а также когда планируется строительство технически
СП СССР 1969 г. № 15, ст. 83.
несложных объектов, обязательную силу приобрети» одностадийное проектирование.
Одновременно с разработкой технического проест или техно-рабочего проекта составляется сводная смет, на строительство в целом с особым выделением резерв;
на непредвиденные работы и затраты, а также установ:
пением сметной стоимости отдельных объектов и видой работ. Она определяется по прейскурантам к типовым или повторно применяемым проектам, а при беспроект| ном строительстве несложных объектов—по сметам| составленным к рабочим чертежам. 1
Проектно-сметная документация утверждается, а па| повторно применяемым проектам переутверждается;
Поскольку в основу титульных списков кладется не только утвержденная проектная документация, но и » смета, а последняя до ее утверждения согласовывается , с подрядчиком, это влечет юридические последствия < двоякого рода. ^ ;
Во-первых, благодаря этому титульный список юридически обосновывает непрерывное финансирование строительства в течение всего времени, на которое оно запланировано. И хотя финансирование выделяется на каждый- год в отдельности, но если вследствие перевыполнения годового плана стройка нуждается в дополнительном финансировании, союзные министерства (ведомства) и Советы Министров союзных республик должны обеспечить его за счет соответствующего уменьшения финансирования строек, не выполняющих план. Тем же органам предоставлено право в случае исчерпания сметного лимита по отдельным объектам давать разрешение на их финансирование за счет общего сметного лимита
впредь до внесения необходимых уточнений в сметно* финансовые расчеты, но не более ^ем на 2 месяца (пп.3,27 постановления Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г № 389 и пп. 8—9 Правил финансирования, п. 9 Правил о договорах подряда).
Во-вторых, надлежаще утвержденная и принятая подрядчиком до начала строительства смета признается окончательной. Ее превышение не допускается, а достиг гнутая по сравнению со сметой экономия остается за подрядной организацией, если строительство выполнено в соответствии с проектом и принято в эксплуатацию (п 5 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389).
Таковы основные элементы, характеризующие планирование капитального строительства. В своей совокупности они и образуют плановые предпосылки, необходимые для заключения подрядных договоров
Структура договорных связей. Выполнение всего комплекса строительных работ оформляется при помощи ряда договоров (ст. 369 ГК, пп. 8, 10, 11 Правил о договорах подряда). Центральное место среди них занимает договор подряда на капитальное строитель’ ство.
Этот договор строится в одних случаях как генеральный, а в других как годовой. Годовой договор заключается только на строительство, сроки которого не превышают календарного года или которое связано с возведением, расширением, реконструкцией цехов, зданий и сооружений на действующих предприятиях, в целом не подвергаемых реконструкции. За указанными пределами на весь период строительства заключается генеральный договор. В нем определяются также показатели, относящиеся к первому году выполнения строительных работ, а на каждый последующий год стороны заключают дополнительные соглашения к генеральному договору. Генеральный договор является основным документом, регулирующим отношения между заказчиком и подрядчиком. Ежегодные дополнительные соглашения уточняют перечни объектов, подлежащих сгроительству в планируемом году, объемы строительно-монтажных работ, необходимых для своевременного ввода в действие производственных мощностей и иных объектов, уело*
вия передачи^ сторонами материалов, оборудован и т. п.
При заключении как генеральных, так и годовых по> рядных договоров заказчик имеет дело с одной стро] тельной организацией, именуемой генеральным подрядив ком. Если генеральный подрядчик не может самосто тельно выполнить некоторые комплексы работ, он впра! на договорных началах поручить их соответствующе! специализированной организации, которая именуетс| субподрядчиком.
В правоотношениях с субподрядчиков состоит только генеральный подрядчик, который несет з? его деятельность всю полноту ответственности перед за’ казчиком. Генеральный подрядчик координирует работ] всех субподрядчиков, участвующих в строительстве, и сов| местно с ними составляет графики производства работ выполняемых с привлечением субподрядчиков.
Он сдае1 заказчику все работы, в том числе и выполненные суб’ подрядчиками. Привлеченный к имущественной ответственности перед заказчиком за действия субподряд чика генеральный подрядчик вправе в порядке регрес сного иска переложить ее на субподрядчика. Лишь г строго определенных случаях субподрядчик вступае! в прямые контакты с заказчиком, как, например, при| перечислении заказчиком по указанию генерального подрядчика денежных средств в оплату работ, выпол-‘ ненных субподрядчиком (пп. 12, 53 Правил о договорах подряда, п. 22 Правил финансирования).
Однако в виде исключения договорные связи могут быть построены и так, что отдельные входящие в строительный комплекс работы поручаются не генеральным подрядчиком субподрядчику, а самим заказчиком соответствующей специализированной организации. Такие договоры, заключаемые на выполнение монтажных и специальных работ, в отличие от субподрядных принято именовать прямыми. Но поскольку «хозяином» на строительной площадке является генеральный подрядчик, то и в указанных случаях заказчик вправе вступить в прямые договорные отношения лишь с его согласия. И только когда обеспечение строительства оборудованием возлагается на заказчика, можно, заключая договор поставки с его изготовителем, возложить на последнего монтаж оборудования уже независимо от согласия генерального подрядчика.
Еще более существенное изъятие из общего правила о генеральном подрядчике как единственном «хозяине» на строительной площадке составляет система двойного или множественного генерального подряда. Она используется при строительстве крупных производственных, жилых и культурно-бытовых комплексов, а также дорог, каналов, магистральных газопроводов и т. п. Учитывая, что руководство работами такого объема затруднительно не только для заказчика, но и для подрядчика, заказчик вправе на основе совместного решения его министерства (ведомства) и министерства (ведомства) подрядчика, а относительно объектов месг-ного значения — по решению исполкома местного Совета заключить договор с двумя и более строительными организациями как с генеральными подрядчиками. В этом случае каждый из них обеспечивает выполнение всего комплекса работ на своем участке, а заказчик координирует деятельность самих генеральных подрядчиков.
Изредка применяется и система двойного или множественного субподряда. В частности, генеральный подрядчик может заключить договор субподряда на выпол. нение работ по комплексному монтажу всего технологи. ческого оборудования и сопутствующих ему специальных строительных работ с одной субподрядной организацией, ведущей монтаж основного технологического оборудования. В свою очередь указанная организация вправе привлекать по договорам субподряда для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации, входящие в систему одного министерства (ведомства). Тогда уже не генеральный подрядчик, а эта организация координирует работу привлеченных ею исполнителей и несет перед генеральным подрядчиком ответственность за все работы, в том числе и за выполняемые ее собственными субподрядчиками (п. 2 Положения о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями).
Помимо перечисленных, капитальное строительство вызывает к жизни и некоторые другие договоры, напри« мер на выполнение проектных и изыскательских работ. Но эти договоры, примыкая к капитальному строительству, непосредственно его не регулируют, а потому бу« дут рассмотрены после ознакомления с подрядными отношениями»
Порядок заключения договоров (пп. 13—20 Правил О договорах подряда). В отношениях по капитальному строительству план в смысле совокупности всех ранее охарактеризованных элементов планирования обязывает к заключению договора, НО не к производству самих капитальных работ.
Обязанности выполнить эти работы, принять и оплатить их возникают из сложного юридического состава — актов планирования и заключенного в соответствии с ними договора. Выполнение строительно-монтажных работ и их финансирование при отсутствии договора запрещено (п. 1 Правил о договорах подряда). В то же время исполнители плана не только вправе, но и обязаны заключить договор, причем, в отличие от плановой поставки, его заключение безусловно обязательно как для подрядчика, так и для заказчика.
Подрядные договоры должны заключаться не позднее 2 месяцев с момента утверждения народнохозяйственного плана на соответствующий год. Разработка проектов генерального договора, ежегодных дополнительных соглашений к нему, а также годового договора возложена на подрядчика. Чтобы подрядчик мог выполнить эту обязанность, заказчик передает ему: а) не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, — проект со сметой и сводкой затрат, а также обязательными приложениями, сметы на отдельные объекты и виды работ с каталогами расценок и ценниками, если договором оформляются ,вновь начинаемые стройки;
кроме того, по этим и переходящим стройкам передаются рабочие чертежи с указанием (отметкой) заказчика о том, какие работы по объекту в целом или отдельному этапу должны быть выполнены; б) в 15-дневный срок со дня утверждения плана—титульный список, общую проектно-сметную документацию, акт об отводе земельного участка, внутрипостроечный титульный список на первый год строительства и другие документы, необходимые для составления проектов генеральных и годовых подрядных договоров. Для составления проектов дополнительных к генеральному договору соглашений передаются внутрипостроечный титульный список на планируемый год, график передачи оборудования и материалов, акты освидетельствования прочности отдельных частей подлежащих реконструкции объектов. В случаях применения двойного (множествен-
ного) генерального подряда соответствующая документация передается каждому генподрядчику в пределах порученного ему объема работ.
В месячный срок пй получении указанной документации подрядчик обязан представить заказчику проект договора или дополнительного соглашения, который подписывается заказчиком и в 10-дневный срок со дня его получения возвращается подрядчику. Если у заказчика имеются какие-либо возражения, они фиксируются в протоколе разногласий, который прилагается к возвращаемому проекту. В пределах 10 дней по получении подрядчиком проекта вместе с протоколом разногласий стороны должны урегулировать спорные вопросы. В противном случае подрядчик вправе в тот же срок возбудить преддоговорный спор в арбитраже, а спор по поводу внутрипостроечного титульного списка — в министерствах (ведомствах), которым подчинены заказчик и подрядчик и которые обязаны согласованное ими решение сообщить сторонам в 15-дневный срок после получения протокола разногласий. Если в указанный срок подрядчик не возбудит преддоговорный спор, считается, что он принял все отраженные в протоколе разногласий предложения заказчика.
При заключении договора стороны обязаны руководствоваться установленным плановым заданием, а также Правилами о договорах подряда и другими нормативными актамл, действующими в области капитального строительства. Несмотря, однако, на то, что перечисленные акты с достаточной тщательностью определяют взаимные обязательства сторон, многое зависит и от их собственных согласовании. При этом имеются в виду не столько права и обязанности, непосредственно связанные с капитальным строительством, сколько сопутствующие ему и обслуживающие его взаимоотношения. В их урегулировании решающую роль играют соглашения сторон. Учитывая это, действующее законодательство предусматривает, что к подрядным договорам должны прилагаться разработанные сторонами Особые условия, относящиеся к таким вопросам, как оказание взаимных услуг, порядок и сроки передачи подрядчику материалов и оборудования, предоставление заказчиком жилых помещений, вспомогательных предприятий, сооружений и др.
При согласовании условий по перечисленным и иным аналогичным вопросам могут возникнуть разногласия, приводящие к преддоговорным спорам.
Что же касается преддоговорных споров по поводу характера и объема строительных работ, то они возникают по обстоятельствам, не зависящим от контрагентов, например, когда объем работ, предусмотренный в титульном списке заказчика, превышает задание, указанное в производственном плане строительной организации. Чтобы решить такой спор, арбитраж сообщает о выявленных расхождениях министерствам (ведомствам) заказчика и подрядчика, а по получении от них необходимой информации улаживает возникшие между сторонами разногласия.
Обязательность заключения подрядных договоров по строительству обеспечивается не только преддоговорным арбитражем, но и имущественной ответственностью, к которой привлекается сторона, нарушившая установленный порядок. Подрядчик, просрочивший представление проекта договора или соглашения, как и заказчик, нарушивший сроки передачи необходимых для их составления документов или сроки возврата проектов договоров (соглашений) подрядчику, уплачивает другой стороне штраф в размере 50 руб. за каждый день просрочки (п. 60 Правил о договорах подряда)’.
После того, как договор или дополнительное соглашение к нему заключены, они приобретают стабильную силу и в принципе не могут быть изменены даже соглашением сторон. Лишь в случаях, когда с учетом итогов выполнения плана предшествующего года союзные министерства (ведомства) или Советы Министров союзных республик до 15 февраля текущего года вносят изменения в утвержденные годовые планы, такие же изменения не позднее 15 марта текущего года должны быгь внесены сторонами в предусмотренные договором или дополнительным соглашением годовые объемы работ (п. 5 Правил о договорах подряда).
‘ Такой же штраф заказчик уплачивает за задержку передачи подрядчику рабочих чертежей и смет. Когда же задерживается передача проектно-сметной документации, заказчик уплачивает подрядчику штраф в размере 250руб. за каждый день просрочки,
Источник: cyberpedia.su
Новое в условиях контрактов с 01 января 2022 года
Начало нового 2022 года принесло заказчикам много нововведений в связи с масштабными изменениями, внесенными в Закон №44-ФЗ. Они коснулись многих вопросов, в том числе, порядка проведения конкурентных процедур, размещения извещений о закупке, рассмотрения заявок, появления новой формы обеспечения – независимых гарантий, электронного актирования и т.д.
В этой статье мы рассмотрим основные условия, которые заказчикам необходимо предусмотреть в проектах контрактов, для того, чтобы привести их в соответствие с действующими с 01 января 2022г. нормами Закона №44-ФЗ и подзаконных актов.
Следует отметить, что ранее проект контракта прилагался к документации о закупке. Документации в открытых конкурентных процедурах с 01 января 2022 года уже нет, но проект контракта при объявлении закупки по-прежнему необходимо размещать в ЕИС, теперь в составе документов, прилагаемых к извещению о проведении закупки (п. 5 ч.2 ст.42 Закона №44-ФЗ).
Подобрать закупочную позицию
1. Выделение в контракте отдельных этапов исполнения контракта
С 01 января 2022 года часть 1 ст.3 Закона №44-ФЗ дополнена новым пунктом 8.4., содержащим определение отдельного этапа исполнения контракта. В соответствии с данной нормой, отдельный этап исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Законом №44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Практическое применение данного определения вызывает много вопросов, особенно в части контрактов с неопределенным объемом или исполняемых по заявкам заказчика. Не проливают свет на проблему и разъяснения Минфина России, направленные, например, в письме от 15.10.2021 №24-06-06/86152: “…в случае, … при котором срок определяется событием (заявка заказчика), поставка части товаров, выполнение части работы, оказание части услуги с последующей приемкой и оплатой, может являться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара, выполненной части работы, оказанной части услуги. При этом, в понимании пункта 8.4. части 1 статьи 3 Закона №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта, и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате” (ссылка на цитируемое письмо Минфина дана по материалам вебинара О.Пратуры «Изменения 44-ФЗ с 2022»).
На наш взгляд, заказчик может выделить этапы исполнения контракта лишь в тех случаях, когда четко определены объемы и стоимость частично исполняемых по контракту обязательств, а также сроки их исполнения. Но, в любом случае, если в проекте контракте указаны отдельные этапы, то сроки их исполнения и цена каждого этапа должны отражаться в извещении об осуществлении закупки (п.8 и п.9 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ).
Если же контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, то в него должно быть включено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (п.1 ч.13 ст.34 Закона №44-ФЗ).
2. Применение типовых контрактов и типовых условий контрактов
Ранее этот вопрос регулировали Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606. С 01 января 2022 года данные Правила утратили силу, а в соответствии с ч.11 ст.34 Закона №44-ФЗ новые типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками, вправе установить только Правительство России. Но типовые контракты, утвержденные до 01 января 2022 года ответственными органами и размещенные в библиотеке типовых контрактов ЕИС, продолжают действовать.
Ч. 12 ст.8 Закона №360-ФЗ указывает на необходимость применения условий типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 01 января 2022 года, в части, не противоречащей Закону №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), до утверждения Правительством РФ новых типовых условий контрактов. Об этом также говорит Минфин России в письме от 12.10.2021 N 24-06-06/82500. Как же практически выполнить данные указания заказчику? На наш взгляд, из типовых контрактов необходимо исключить положения, которые противоречат действующей редакции Закона №44-ФЗ, и дополнить их новыми условиями, отсутствующими в типовой форме и соответствующими этому закону. А также предусмотреть в переменной части типовых контрактов условия, соответствующие нормам Закона №44-ФЗ, действующим с 01 января 2022 года.
3. Новые сроки оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
В соответствии с ч. 13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ , если извещение о закупке будет размещено с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, то срок оплаты по контракту не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Указанный срок касается контрактов, приемочные документы по которым оформляются в ЕИС.
В соответствии с п.13 ст.94 Закона №44-ФЗ это – контракты, заключенные по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур. К электронным процедурам ч.3 ст.24 Закона №44-ФЗ относит электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупку у единственного поставщика на электронных площадках на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ. К закрытым электронным процедурам – закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион.
– случаи, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ;
– случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты;
– случай, указанный в части 8 статьи 30 Закона №44-ФЗ, касающийся проведения открытой конкурентной закупки у СМП и СОНО, при которой срок оплаты по контракту (если извещение размещено в 2022 году) должен составлять не более чем 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
– случаи оформления документа о приемке без использования ЕИС, при котором срок оплаты должен составлять не более 30 дней с даты подписания такого документа.
К последней категории относятся, например, все случаи закупки у единственного поставщика, кроме упомянутой электронной закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ, и заключения контрактов по результатам несостоявшихся электронных конкурентных процедур.
Кроме того, особый порядок установления сроков оплаты по контрактам действует для получателей средств федерального бюджета. В соответствии с п.20.1 ПП РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496 “О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета” получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обязательство по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта, в срок, не превышающий 10 рабочих дней (в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией – 7 рабочих дней) со дня подписания заказчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, установленных данным пунктом.
4. Условия об электронной приемке товаров (работ, услуг)
Проведение электронной приемки стало обязательным для всех заказчиков при исполнении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, если извещение об осуществлении закупки размещены в ЕИС (приглашение принять участие в закупке направлены) с 01 января 2022 года.
При разработке условий контракта, касающихся электронной приемки, можно воспользоваться условиями типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения России от 18.01.2021г. №15н, в котором электронная приемка предусмотрена (раздел 6). Этот типовой контракт размещен в библиотеке типовых контрактов ЕИС.
Во-первых, в контракте необходимо предусмотреть общее условие о проведении электронной приемки, например, таким образом:
«Документы о приемке формируются и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке.
По факту приемки Товара Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок».
При необходимости данный пункт можно дополнить перечнем документов, скан-копии которых прилагаются к структурированному документу о приемке в ЕИС.
Во-вторых, контракт должен содержать условие о сроке, в течение которого заказчик должен провести приемку. В соответствии с п.4, п.5 ч.13 ст.94 Закона №44-ФЗ данный срок не должен превышать 20 дней, следующих за днем поступления документа о приемке. Нужно также предусмотреть право заказчика на отказ от приемки товара, а также – на частичную приемку. Данное условие можно сформулировать таким образом:
«Заказчик в срок не более двадцати дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом ___ Контракта, и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом ___ Контракта, подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Заказчик имеет право частично принять поставленный Товар с отражением информации о фактически принятом количестве Товара в структурированном документе о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания структурированного документа о приемке, Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные пунктом ___ Контракта».
В- третьих, необходимо предусмотреть, с какого момента к заказчику переходят риски, связанные с товаром. Например:
«Со дня подписания структурированного документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком риск случайной гибели, утраты или повреждения Товара переходит к Заказчику».
В-четвертых, нужно указать условие о подписании электронного документа о приемке электронными подписями ответственных лиц. Например, вот так:
«Структурированный документ о приемке считается подписанным с момента подписания его Заказчиком и Поставщиком усиленной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Поставщика, в единой информационной системе в сфере закупок.
В порядке, предусмотренном настоящим пунктом Контракта, Заказчиком может быть сформирован в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приемки и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика».
И, наконец, условие о том, когда приемка считается выполненной:
«Обязательства Поставщика по поставке Товара по Контракту (этапу) считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами структурированного документа о приемке».
5. Условие о возможности предоставлении поставщиком обеспечения контракта и гарантийных обязательств в виде независимой гарантии
С 01 января 2022 года появился новый вид обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств – независимая гарантия (п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ). Определение «банковская гарантия» из Закона № 44-ФЗ исключено. Независимые гарантии могут выдавать банки из перечня Минфина, госкорпорация развития «”ВЭБ.РФ”, Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу, которые участвуют в национальной программе поддержки МСП по Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Чтобы привести контракт в соответствие с этими новшествами, на наш взгляд, необходимо:
1) по тексту контракта слова «банковская гарантия» заменить на «независимая гарантия»;
2) сделать ссылку на норму ч.1 ст.45 Закона №44-ФЗ или указать в соответствии с этой нормой перечень гарантов, чьи гарантии может принять заказчик;
3) убрать ссылку на постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440, ранее устанавливающее требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, утратило силу с 01 января 2022 года. Теперь действует постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона» «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным постановлением Правительства утверждены:
– дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона №44-ФЗ;
– перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
– Правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
– форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
– Правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий.
6. Новый порядок изменения контракта
С 01 января 2022 года запрет на изменение условий контракта трансформирован в запрет на изменение существенных условий контракта. Кроме того, в ст. 95 Закона №44-ФЗ утратило силу положение о том, что изменение перечисленных в п.1 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ условий контракта по соглашению сторон возможно, если это предусмотрено документацией о закупке и контрактом (либо контрактом при закупке у единственного поставщика). Таким образом, в контракте теперь не обязательно предусматривать основания для его изменения по соглашению сторон в соответствии с ст.95 Закона №44-ФЗ.
7. Новые обязательные условия , относящиеся к отдельным видам контрактов
7.1. Контракты «без определенного объема».
Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ), то в контракт необходимо включить условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (п.1 ч.13 ст.34 Закона №44-ФЗ).
7.2. Контракты жизненного цикла
Контракт жизненного цикла – это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (п.8.2. ч.1 ст.3 Закона №44-ФЗ). Заказчик имеет право заключить такой контракт, если его предметом являются новые машины и оборудование, а также в случаях, предусмотренных Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087).
В соответствии с ч.16 ст.34 Закона №44-ФЗ при заключении контракта жизненного цикла в нем должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Кроме того, в соответствии с ч.1.1. ст.96 Закона №44-ФЗ, в проекте контракта жизненного цикла требования к обеспечению исполнения контракта устанавливаются раздельно к поставке товара или выполнению работы и к последующему обслуживанию (ремонту, утилизации товара или созданного в результате выполнения работы объекта). Таким же образом необходимо разделить требования к обеспечению в извещении и в документации (для закрытых процедур).
8. Новые условия, которые могут быть включены в контракт на усмотрение заказчика
8.1. Условие об удержании заказчиком неустойки из суммы, подлежащей оплате поставщику
С 01 января 2022 года появился новый п.2 ч.14 ст.34 Закона №44-ФЗ о возможности удержания заказчиком сумм неуплаченных неустоек из суммы, подлежащей оплате поставщику по контракту. Данная норма не изменила ситуацию принципиально, так как закон не запрещал заказчикам и ранее предусматривать в контракте подобные условия и ими пользоваться. При желании заказчика внести такой пункт в контракт, сформулировать его можно, например, так:
“В случае начисления Заказчиком Поставщику неустойки, Заказчик удерживает суммы неисполненных Поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате Поставщику”.
8.2. Условие о самостоятельном выполнении подрядчиком работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, иных работ
В соответствии с ч.29.1 ст.34 Закона №44-ФЗ в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно, без привлечения других лиц. Указанное условие может быть установлено в закупке следующих видов работ (услуг):
1) работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
3) работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда (п.п. 3 – 5 ч. 4 ст. 48 Закона №44-ФЗ).
Источник: zakupki44fz.ru