Древнее строительство и архитектура это

Содержание

Етава 1. Строительство и архитектура эпохи верхнего палеолита, неолита и начала бронзового века

?же на заре человеческой истории в 50—70 тыс. до н. э. перед людьми встали весьма простые, но жизненно важные задачи: где и как укрыться от непогоды или из каких незамысловатых подручных материалов создать защитные заграждения от диких зверей. В ту эпоху, которую ученые назвали палеолитом, это было самым насущным делом после добычи пищи.

Пройдут тысячелетия, человек начнет иначе воспринимать окружающий его мир. Однако проблемы обустройства жизни будут актуальны всегда. Решение их возьмет на себя прекрасная сфера человеческой деятельности под названием «архитектура» (от греч. «архитектон» — главный строитель). Основной «заботой» архитектуры так и останется организация среды обитания человека во всех ее многообразных формах.

В эпоху палеолита, вплоть до 12—10 тыс. до н. э., человек формировался как разумное существо, способное общаться посредством речи. Люди объединялись в родовые общины (до 100 человек) под главенством женщин, создавали орудия труда и с их помощью добывали пищу и обустраивали свою жизнь.

Архитектура как прикладная философия: древняя история и сегодняшний день

Эта эпоха родового строя называется матриархатом и характеризуется начальными — присваивающими — формами хозяйствования, такими как собирательство ягод, кореньев, грибов и, конечно, охота и рыболовство. Орудия труда были еще очень примитивны и грубы. Они изготавливались исключительно из твердых пород дерева или камня.

Существование и выживание зависело главным образом от природных факторов, и сообщество людей перемещалось по территории обитания в зависимости от жизненных условий. Человек не был скован ни земледелием, ни тем более прирученными животными. А потому и жилище выбирается на непродолжительное время — это были либо пещера, либо вырытая яма, либо шалаш.

В начале данного периода люди часто создавали временные стоянки с очагом в центре, которые огораживались специально собранными большими камнями или ветвистыми рогами животных. Бывало, что люди просто занимали пещеру, в которой было легче укрыться от непогоды и диких зверей. В дальнейшем ситуация существенно изменилась.

Наибольший интерес представляет эпоха верхнего палеолита, охватывающая период с 40—30 тыс. до н. э. до 12—10 тыс. до н. э.

Самые древние в Европе остатки жилища этой эпохи открыл де Люмлей на французской Ривьере близ Ниццы. Стоянка называется Терра Амата, а непо далеку от нее, в пещере Грот дю Лазарет, был обнаружен особый тип жилья. Внутри большой пещеры обнаружили остатки хижины (рис. 1.1). Изучение находки показало, что площадь пещеры занималась под жилище не полностью.

Кучки камней удерживали вертикальные стойки. Горизонтальные балки перекрытия одним концом укладывались на эти стойки с вилкообразным верхним разветвлением, а другим опирались на выступ в стене пещеры. Конструкция хижины не примыкала вплотную к стене, что спасало ее от просачивающейся по стенам пещеры воды.

Остов обтягивался шкурами животных, которые хорошо удерживали тепло и предохраняли людей от постоянно капающей сверху воды. Так внутри пещеры возникли первые «помещения», отделяющие жилую часть от остального пространства. Причем пространство самой хижины также расчленялось на самостоятельные отсеки.

Архитектура и строительство в Римской Империи. Как выглядели Помпеи?

Внутри хижины выделена небольшая входная часть — сени или тамбур, а за перегородкой из шкур находилось собственно жилое помещение. Очаг размещался в пещере за пределами хижины. Таким образом, налицо зарождение первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции простейших опор и балок дают первичные представления о стоечно-балочной системе, которая будет развита и переработана впоследствии. Эта конструктивная система существует как одна из основополагающих в строительстве и по сей день.

Реконструкция внутреннего помещения хижины в Гроте дю Лазарет (по Люмлею)

Рис. 1.1. Реконструкция внутреннего помещения хижины в Гроте дю Лазарет (по Люмлею)

Погодные условия вынуждали использовать подобные жилища в зимнее время, летом же люди покидали их, отправляясь на поиски новых территорий для охоты и рыболовства.

В зависимости от климатических условий менялась как форма жилища, так и материал конструкции. В 1950 г. Б. Клима открыл на территории Чехословакии в Долни Вестонице остатки отдельно стоящих хижин.

В одной из них для создания ровного пола древним строителям пришлось левой стороной площадки углу биться на 80 см в склон холма, а правую приподнять с помощью искусственно созданной насыпи из камней. Перед нами первые попытки вертикальной планировки — будущего базового раздела строительства. Хижина с очагом в центре имеет овальную форму.

Исследования показали, что ее конструкция состояла из опор для поддержания покрытия. Опоры располагались только с одной стороны. Кровля укладывалась на столбы, а другой стороной упиралась в землю, образуя наклонную крышу. В хижине найдено множество глины со следами лепки.

Археологи доказали: это была мастерская первобытного скульптора, что и делает данную находку особенно ценной (рис. 1.2).

Реконструкция круговой хижины в Долни Вестонице, общий вид

Рис. 1.2. Реконструкция круговой хижины в Долни Вестонице, общий вид

На территории современной Украины и Сибири широко использовались конструкции жилища с применением рогов, бивней и остовов животных. Фундамент в таких жилищах складывался из длинных костей и черепов мамонтов. Вход с двух сторон отмечался также мамонтовыми черепами, перевернутыми альвеолами (носовыми отверстиями) вверх.

В них вставляли длинные бивни и сверху соединяли третьей костью (рис. 1.3). Таким образом создавалась арка входа, которая служила основной прочностной конструкцией (рис. 1.4). Купол складывался из оленьих рогов. Круговое шалашеобразное жилище со стоянки Мальта в Сибири в бассейне Ангары, открытое М.И.

Герасимовым и им же исследованное и реконструированное, представляет именно такой пример (рис. 1.5, вкл. [1] рис. 1). Конструкции основного остова шалаша выполнены в таких жилищах из деревянных жердей. В Сибири было много леса, а примитивные орудия труда давали возможность грубо его обработать.

Чем южнее находились территории обитания первобытного человека, тем легче становились конструкции жилища. Они служили скорее навесами, спасающими от солнечных лучей, чем заслонами, ограждающими от непогоды (рис. 1.6—1.9).

В целях лучшей защиты от диких зверей поселения возводились также на сваях. Такие постройки часто сооружались над водой (рис. 1.10).

Мезинское жилище (Украина)

Рис. 1.3. Мезинское жилище (Украина).

Для большей наглядности в вертикально поставленные челюсти мамонта были воткнуты бивни (по Шовкоплясу)

Реконструкция позднепалеолитических жилищ (Мезин, Украина)

Рис. 1.4. Реконструкция позднепалеолитических жилищ (Мезин, Украина)

Рис. 1.5. Реконструкция шалашеобразного кругового жилища (Мальта, Россия)

В заключение можно сказать, что человек эпохи палеолита, владея грубыми орудиями труда, научился организовывать среду своего обитания с целью удовлетворения первичных потребностей в безопасности и тепле в зимнее время года, а на юге в целях защиты от жарких солнечных лучей. Он предпринял первые попытки функциональной организации пространства, научился выбирать строительный материал и с помощью конструкций из камня, костей и шкур животных, дерева сооружать достаточно прочные жилища, применяя даже подпорные стенки или сваи и при необходимости осуществляя мероприятия по подготовке и выравниванию площадки под будущее строительство.

Эпоха неолита (IX — середина VI тыс. до н. э.) коренным образом изменила жизненные условия. Повсеместное потепление климата вынудило многих животных переместиться в более северные районы, и охота уже не могла прокормить человеческие сообщества. Люди постепенно переходили к освоению степных территорий под земледелие и приручению животных с целью получения молока и шерсти, а также к использованию животных как тягловой силы. На фоне начавшегося производства материальных благ в результате успешного хозяйствования произошло накопление избыточного продукта в отдельных руках или семьях. Наступил период разделения родового сообщества на семейные кланы, что в свою очередь повлекло за собой и существенные изменения в планировке жилища.

Жилище земледельца должно было стать максимально стационарным, а жилище кочевника-скотовода приобрело качества сборных облегченных конструкций.

Сферическое жилище южноафриканских бушменов. Шалаш сложен из ветвей (по Б. Аллчину)

Рис. 1.6. Сферическое жилище южноафриканских бушменов. Шалаш сложен из ветвей (по Б. Аллчину)

Легкая хижина из листьев пандана (Северная Австралия)

Рис. 1.7. Легкая хижина из листьев пандана (Северная Австралия)

Легкий шалаш из коры эвкалипта (Центральная Австралия)

Рис. 1.8. Легкий шалаш из коры эвкалипта (Центральная Австралия)

Рис. 1.9. Остов сферической хижины аборигенов Центральной Австралии

Реконструкция первобытного свайного поселения

Рис. 1.10. Реконструкция первобытного свайного поселения

Планировка длинного многоочажного жилища, в центре протянулся ряд очагов (Костенки IV)

Рис. 1.11. Планировка длинного многоочажного жилища, в центре протянулся ряд очагов (Костенки IV)

В 1937 г. археологами П.П. Ефименко и А.Н. Рогачевым около села Костенки на Украине были раскопаны интереснейшие стоянки с просторными удлиненной формы жилищами. Размер самого большого достигал 33,5 х 5,5 м. Жилище было заглублено на 40 см и располагалось своей длинной осью вдоль склона, это снижало опасность его затопления весенними талыми водами.

Большое количество очагов размещалось по продольной оси сооружения, что говорит о наличии двускатной крыши, самым высоким местом которой является средняя линия (рис. 1.11, 1.12). Такое жилище, скорее всего, разделялось по количеству проживающих в нем семей, чему соответствует количество очагов.

В более позднем строительстве удалось дифференцировать общую скатную конструкцию покрытия на отдельные крышу и стену, применить каркасные решения. Последние были достаточно просты, хотя в сельской местности их можно встретить и сегодня. Речь идет о конструкциях из жердей и плетняка из гибких веток деревьев.

Они могли служить ограждением, а если их обмазывали глиной и высушивали, становились надежными стенами домов. Неолит VII—VI тыс. до н. э. представлен первым сырцовым кирпичом и каменными фундаментами. В архитектуре применялась окраска полов и стен белой или красной охрой.

Реконструкция двух длинных жилых объектов (Костенки IV, Александровка) (по Ефименко)

Рис. 1.12. Реконструкция двух длинных жилых объектов (Костенки IV, Александровка) (по Ефименко)

Однако человек не ограничивался решением чисто утилитарных задач. Разрушительные природные явления приводили его в трепет. Появилась потребность представить силы природы в образах божеств и постараться их умилостивить.

Так возникли первые мегалитические сооружения, посвященные божествам, погребальным обрядам, ибо смерть была за гранью понимания, или, наконец, просто ярким памятным событиям. Мегалитические сооружения — постройки из каменных глыб или вертикальных камней — поражают своими размерами. Трудно себе даже представить, каким образом они могли быть созданы. К мегалитическим сооружениям относятся:

  • — менгиры — каменные столбы высотой от 1 м и более (рис. 1.13), которые могут стоять по отдельности или группами, отмечая место стоянки или место захоронения тотемных предков;
  • — дольмены — столовидные комбинации из больших каменных глыб (вкл., рис. 2), которые, скорее всего, представляют собой остатки наземных погребальных сооружений;
  • — кромлехи — сложные сооружения, имеющие округлую форму и составленные из грубо отесанных каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их плоские каменные плиты.

Менгиры и дольмены появились во времена неолита и получили широкое распространение в следующую эпоху бронзового века. Особенно большое количество менгиров находится на территории Европы, а именно во французской Бретани. Слово «менгир» кельтского происхождения и в употребление вошло только в XIX в. Во Франции насчитывается около 6000 менгиров.

Самый большой имеет высоту 20,5 м. Он выше колонн Большого театра в Москве (14 м) и даже для современного человека выглядит огромным. На древних людей такой менгир оказывал ошеломляющее воздействие. Особенно впечатляла смелость замысла и сложность исполнения.

Были менгиры и поменьше — в 11, 10 и даже в 1 м. Абсолютно точно сказать, чему посвящались эти огромные каменные столбы, невозможно. Однако иногда под ними находили захоронения людей, по-видимому, знатных или выдающихся членов сообщества. Установку менгиров связывают с распадом родового строя.

Первые камни были небольшими и относились к периоду, когда родовой строй находился в апогее своего развития. Чем дальше шли процессы его разложения, тем выше становились менгиры. Очевидно, что появилась необходимость сплотить род вокруг символа его единства, ибо менгир ставился над могилой, скорее всего, старейшины рода. Власть же передавалась по наследству живущему старейшине.

Для создания менгира сначала находили камень, затем обрабатывали его каменными орудиями более твердых пород, перекатывали на нужное место и, наконец, переводили в вертикальное положение. Раньше камни выглядели грубо обработанными, сегодня они имеют гладкую поверхность за счет атмосферных воздействий.

От места его находки до места установки камень катили в горизонтальном положении, прилагая огромные усилия большого числа людей. Чтобы повернуть его в вертикальное положение, на выбранном месте выкапывалась яма, один конец камня с помощью бревен (аналог первого рычага) приподнимался. Под этим концом создавали насыпь. Когда камень соскальзывал в яму, его основание засыпали, чтобы он стоял прочно. Такое развитие событий представляется достаточно вероятным, однако это только гипотеза.

Велико значение первого памятника, который несет в себе не столько практический, сколько идейно-художественный смысл. Человек выбирает камень необходимой сигаровидной формы, обрабатывает его и, наконец, поворачивает в вертикальное положение, делая знаковым явлением. Можно увидеть в этом некоторый образ вертикали, которая является основным отличительным признаком прямоходящего человека.

Размеры менгира указывали на то, что под ним покоится важный, выдающийся для рода человек. Одновременно с этим менгир являлся композиционной вехой, пространственной осью, которая парила над окружающей местностью, так как менгир обычно устанавливался на возвышенности. У его подножия хаотично размещались жилые постройки. В противовес недолговечности их строительных материалов сделанный из прочного камня грандиозный менгир выглядел как символ вечности, о который разбивается повседневная жизнь. Так, последовательно выбирая и превращая камень в древний памятник, отыскивая для него пространственно значимое местоположение, человек впервые пошел по пути художественного творчества, по пути создания архитектурно-художественной композиции.

Второй тип мегалитического сооружения эпохи каменного века — дольмен. Археологи доказали, что дольмены были усыпальницами, причем привилегированной части рода. Основной целью возведения этих сооружений было создание для усопших вечного жилища. Дольмен сформировался из менгиров. Группа менгиров ставилась рядом и покрывалась сначала одной плитой (рис.

1.14), а затем двумя и даже тремя. Опоры сдвигались, и создавалось замкнутое внутреннее пространство (см. вкл., рис. 2). Вверху оставляли отверстие «для души». Через него, по представлениям первобытных людей, душа усопшего сообщалась с внешним миром. Археологами был раскопан один дольмен, в котором вход мог закрываться только изнутри.

Это навело на мысль о том, что первоначально дольмены могли быть «дворцами» знати. Отверстие для удаления дыма из жилища стало аналогом для отверстия «для души». Впоследствии дольмены засыпались землей, и над ними образовывались большие курганы. В одних случаях в курганы вели входы (рис. 1.15), в других — курган засыпался полностью.

Так же, как и менгиры, дольмены обрабатывались очень грубо. И если менгир был памятником, то дольмен стал первым монументальным зданием.

Бронзовый век датируется началом IV—I тыс. до н. э. Этот период характеризуется общественным разделением труда на земледелие и скотоводство. Земледелие

Менгир

Рис. 1.13. Менгир

Дольмен (Бретань, Франция)

Рис. 1.14. Дольмен (Бретань, Франция)

Дольмен (Бретань, Франция)

Рис. 1.15. Дольмен (Бретань, Франция)

распространилось на лесостепных территориях в зоне умеренного климата, а скотоводство было вытеснено в степи и полупустыни. В общественной жизни матриархат сменяется патриархатом. Изменения в социальных отношениях ведут к образованию первых государств: Египта в долине Нила, государств Месопотамии в долине Тигра и Евфрата, а также Индии и Китая.

Бронзовые орудия труда в корне изменили строительные технологии, а социальные отношения — принципы формирования жилища. Начинается строительство городов с их укреплениями. О том, каким образом развивалась архитектура и строительство этих государств в эпоху бронзового века, речь пойдет во второй главе.

Мегалитические сооружения продолжали возводиться и в течение бронзового века. Особенно они были распространены, как уже упоминалось, на территории Европы. Здесь образование государств сдерживали более суровые климатические условия.

Самое крупное мегалитическое сооружение типа кромлех — Стоунхендж (Англия) — имеет 90 м в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 т (вкл., рис. 3). Причем горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Кромлех датируется началом II тыс. до н. э.

Читайте также:  Иэи это в строительстве

Сравнительно однотипный характер этих древнейших сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, их огромное количество и невероятно широкое распространение свидетельствуют о существовании однотипных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские

Курган Аржан

Рис. 1.16. Курган Аржан.

План вскрытых погребальных клетей (Тува, Россия)

монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. В пользу гипотезы о некой неизвестной единой культурной традиции говорит также то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки [2] .

На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что такие сооружения, как Стоунхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния. Существуют предположения, что кромлех мог использоваться как первая астрономическая обсерватория.

Элементы кромлеха в Стоунхендже

представляют собой каменные параллелепипеды устоев, на которых лежат каменные балки. Все они, благодаря металлическим орудиям бронзового века, отесаны значительно лучше, чем глыбы в дольменах периода неолита. Все элементы имеют почти правильную форму. В этом грандиозном сооружении впервые проявился очень важный момент в становлении архитектуры. Архитектура кромлеха впервые в истории получила пролетное решение с основными принципами стоечно-балочной системы.

Выделение семей и отдельных личностей по имущественному признаку, расслоение общества находят отражение не только в повседневной жизни, но и при погребении людей. Могильники знати и богатых членов сообщества часто были очень больших размеров. Например, в Сибири, в Туве, сохранились «царские курганы», которые имеют 120 м в диаметре и занимают огромную площадь (рис. 1.16).

Форма таких курганов могла быть либо круглая, либо трапециевидная. Камеры кургана в Туве радиально отходят от центра. Основная конструкция сделана из бревенчатых клетей, засыпанных на 3—4 м бутовым камнем. Внутри могильников помещалось оружие, кони, богатая утварь, украшения и даже наложницы. Особое место среди древних мегалитических сооружений занимают святилища.

Это более поздние религиозные сооружения. Примером могут служить святилища на островах Мальтийского архипелага (о-ва Мальта, Гозо и Камино). Существовавшие здесь культуры оставили потомкам 34 доисторических поселения, большинство из которых представлены остатками храмов. Наиболее древние относятся к 5200-м гг. до н. э. Святилище в Ггантии на о. Гозо состоит из двух храмов, представляющих собой объединение нескольких абсид , и относится к 3600-м гг. до н.э. (рис. 1.17).

В этом сооружении отчетливо видно, каким образом распределено внутреннее пространство в зависимости от функциональных требований. Центральный вход ведет к главному алтарю. Пространство храма разделено пятью абсидами. На плане видны два жертвенника, основание священного камня и священный треугольник.

В левой второй абсиде располагается алтарь, размещенный в трех нишах (вкл., рис. 4). Принцип конструкции алтарных ниш тот же, что и в кромлехе Стоунхенджа (стойки, на которые уложены плиты), только их размеры меньше. Зато верхние плиты существенно пригружены камнями.

Однако толщина плит и их пролетные размеры соотносятся таким образом, что они обладают большим запасом прочности, что позволило им простоять тысячелетия. Удивляют циклопические габариты камней, из которых сложены стены святилищ, что остается загадкой даже для современных исследователей (вкл., рис. 5).

План комплекса храмов (Ггантия, Мальта)

Рис. 1.17. План комплекса храмов (Ггантия, Мальта):

  • 1 — вход; 2 — камень очищения; 3 — чаша для жертвенного вина; 4 — жертвенник;
  • 5 — камень с ритуальными изображениями; 6 — чаши оракулов; 7 — священный треугольник;
  • 8 — каменный пьедестал; 9— алтарь в нише; 10— главный алтарь

Итак, мы проследили, как развивалась древнейшая архитектура и совершенствовалась строительная мысль первобытного человека, каким образом он шел от простейших решений утилитарного характера к решениям, связанным с высокой сложностью конструкций и яркой выразительностью мегалитических сооружений, отражающих его духовную культуру.

Источник: bstudy.net

Древняя архитектура

Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.

Первобытная архитектура

Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер – они служили для защиты от холода и непогоды. Там, где не было естественных природных укрытий – пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши.

Жилище первобытных людей

Жилище первобытных людей. Шалаши возводили как из листьев и веток, так и строили на каркасе из костей крупных животных (китов, мамонтов) и покрывали шкурами.

Постепенное накопление опыта, развитие навыков, создание новых орудий труда, а в дальнейшем – и освоение новых материалов привели к созданию жилищ из дерева. В заболоченных местностях, на берегах водоемов появляются свайные конструкции. Использование для строительства бревен приводит к появлению в сооружениях прямых линий и углов.

Помимо отдельных жилищ мог строиться и целый комплекс, в котором жила община. Дома могли располагаться по периметру, образуя круглое в плане поселение с замкнутым пространством в центре. В такой планировке отразилась не только идея единения членов общины, но и стремление защититься от внешнего врага, создать подобие укрепления. Интересно, что круглые в плане дома и поселки впоследствии строились и в камне. Со временем древние люди начинают возводить собственно крепостные стены вокруг жилищ.

В целом, природа подсказывала человеку многие решения, которые впоследствии были развиты в архитектуре более позднего времени. Так, каркас из веток и костей, заполненный более легкими материалами, станет прототипом собственно архитектурного каркаса здания; круглый ствол дерева подарит идею колонны; широкие плоские камни, установленные вертикально и перекрытые сверху еще одной каменной плитой, стен и потолка, а согнутые вверху и скрепленные вместе ветви шалаша – идею свода.

Дольмен Браунсхилл. Ирландия

Дольмен Браунсхилл. Ирландия. Мегалитический дольмен, расположенный в трех километрах на восток от Карлоу.

Со временем стали архитектурно выделять различные культовые объекты, придавая им все большее значение. Это могло быть как просто священное место – роща, холм, источник, дерево, некоторые из которых могли впоследствии огораживать, архитектурно оформлять, так и очаг, служивший алтарем камень, насыпь над местом захоронения. Постепенно их начинают выделять – размещать в центре поселения или же, напротив, выносить за его пределы, акцентировать более значимыми размерами и т.д. Расслоение внутри первобытного общества, растущая роль жречества и племенной знати способствуют тому, что здания начинают отличаться друг от друга размерами, местоположением, отделкой, убранством – архитектура начинает обретать разнообразные новые функции. Наконец, в ней все более важным становится понятие красоты.

Наиболее знаменитые памятники первобытной архитектуры относятся к эпохе бронзы. Это т.н. мегалиты (от греч. мега – большой и литос – камень). Все они имели культовое назначение. Они могли возводиться над местами захоронений, отмечать священные места, где проходили религиозные ритуалы.

Памятники мегалитической архитектуры представлены менгирами, дольменами и кромлехами. Все они выполнялись из необработанного или грубо обработанного камня. Такие сооружения встречаются в различных частях земного шара – Европе, Азии, Африке. Преимущественно это прибрежные регионы.

Менгиры в Карнаке. Бретань. Франция

Менгиры в Карнаке. Бретань. Франция. Менгиры – это вертикально стоящие монолитные столбы, иногда с подобием изображения человеческой головы наверху высотой 1 м и более.

Менгиры могли образовывать аллеи. Возможно, они были связаны с древними религиозными шествиями. И здесь уже можно говорить о том, что в архитектуре появляется понятие ритма, стремление организовать пространство. Дольмены состоят из нескольких плит. Самый простой вариант – три плиты, две из которых установлены вертикально, а третья лежит на них сверху горизонтально.

В ряде случаев они могли образовывать коридоры.

Кромлех представляет сбою целый комплекс из дольменов. Наиболее ярким примером является знаменитый Стонхендж в Англии.

Стонхендж. Графство Уилтшир. Англия

Стонхендж. Графство Уилтшир. Англия. Памятник мировой архитектуры относят к началу II тыс. до н.э. Строительство велось в три этапа.

В итоге в диаметре комплекс имеет 90 м. Для его возведения было использовано 125 глыб весом до 25 т. Есть предположение, что он служил не только местом отправления древних культов, но и являлся подобием древней обсерватории: на его главной оси в день летнего солнцестояния восходит солнце.

Архитектура Древнего Египта

Цивилизация, возникшая в долине реки Нил в Северо-Восточной Африке, – одна из древнейших в истории человечества. Искусство Древнего Египта в основных своих чертах начинает формироваться еще в IV тыс. до н.э., а в следующем, третьем тысячелетии достигает своего первого расцвета. Сохранившиеся до наших дней постройки – сооружения культового назначения: храмы и гробницы.

Древнеегипетская гробница. Провинция Эль-Минья. Египет

Древнеегипетский жрец Манефон, живший в конце IV – начале III в. до н.э., поделил историю своей страны на несколько крупных периодов. Эта периодизация, с некоторыми дополнениями, принята и поныне. Эпоха Древнего царства (XXXI–XX вв. до н.э.), эпоха Среднего царства (XXI–XVI вв. до н.э.), эпоха Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) и Поздний период.

Древнеегипетские постройки – это, за очень редким исключением, сооружения культового назначения: храмы и гробницы. Объясняется это тем, что их, в отличие от большинства жилых зданий, строили из камня. С камнем в Египте не было проблем, но строительные механизмы были крайне примитивны, обработка камня делалась вручную – все это создавало для строителей значительные трудности.

Египтяне необычайно заботились о благополучии в новой, загробной жизни, поэтому гробница – «дом вечности» – должна была быть построена из наиболее прочных материалов. Храмы также предпочитали строить из камня. На это были брошены основные силы архитекторов и их заказчиков – фараонов, жрецов, вельмож. Далеко не каждый египтянин мог себе позволить иметь персональную гробницу.

Гробница Рехмира. Фрагмент стелы. Фиванский некрополь. Египет

Жилища бедняков были из тростника, обмазанного илом, поэтому такие сооружения до наших дней практически не дошли.

Известное представление о жилой архитектуре, помимо немногочисленных находок археологов, дают росписи и макеты из гробниц, а также отдельные постройки некоторых заупокойных комплексов: тесная связь с религией – характерная черта древних цивилизаций. В египетском искусстве она проявляется необычайно ярко. Египетские жилые постройки были простых форм и планировки.

Если говорить о домах, построенных из кирпича, то к ним примыкал внутренний двор с садом, и сад и дом обносились стенами. Жилые помещения выходили на северную сторону, где было больше прохлады. На плоских крышах домов могли устраивать беседки, где отдыхали в вечерние часы и могли спать ночью в особенно жаркое время. Окна были невелики и обычно размещались вверху стен, под потолком. Воздух и свет шли через входные проемы, прикрытые циновками или тканями.

Роспись из гробницы Хнумхетепа в Бесни-Хасане. Египет

В Древнем Египте появились многие архитектурные элементы и планировочные решения, которые активно использовались впоследствии. И прежде всего – в европейском зодчестве. Так, в Египте обрела свои основные черты такая важнейшая архитектурная деталь, как колонна. В истории мировой архитектуры колонны имели самые разные формы и пропорции, но именно древнеегипетские архитекторы разделили колонну на отдельные составляющие, выявив у нее базу и капитель.

Другим важным изобретением египтян в области архитектуры стал портик. Колонны и стена в глубине портика поддерживали общие перекрытия. И перекрытия, и крыши в Древнем Египте были плоскими. Наконец, египтяне разработали деление рядами колонн внутреннего пространства храмовых залов на отдельные части. Позже они получили название нефов.

Таких залов – нефов – у египетского храма было, как правило, три. Впоследствии подобная трехчастная планировочная структура широко применялась в древнегреческой и древнеримской архитектуре, а еще позднее она стала характерна для многих типов христианских храмов, и в первую очередь – базилики. Не менее важным достижением египетских зодчих, которое использовали архитекторы других цивилизаций, было размещение нескольких звеньев архитектурного ансамбля на одной продольной оси. Причем в основе такой планировки главенствовал принцип симметрии.

Колонны в архитектуре Египта

Колонны в архитектуре Египта. Египетские колонны своими формами то напоминали ствол пальмы и ее расширяющуюся кверху крону, то пучки стеблей лотоса или папируса с бутонами вверху. Форму сомкнутых бутонов или кроны пальмы получали капители. Мотивы лотоса и папируса, и вообще растительные мотивы имели важный сакральный смысл. Это знак процветания, вечной жизни, возрождения к ней.

Лотос в Египте был особо почитаемым растением, поскольку из него, по мифу, родилось солнце.

Комплекс пирамид в Гизе. Египет

Комплекс пирамид в Гизе. Египет. Несмотря на то, что каждая из трех великих пирамид – это самостоятельный заупокойный комплекс, их вершины находятся на одной линии, и они смотрятся как единый ансамбль.

Пирамида фараона Джосера. Арх. Имхотеп. XXVII в. до н.э. Египет

Пирамида фараона Джосера. Арх. Имхотеп. XXVII в. до н.э. Египет. Пирамида Джосера – еще не классическая пирамида.

Она составлена из шести мастаб, поставленных одна на другую и постепенно уменьшающихся в размерах. Общая высота пирамиды – 60 м. В этом раннем сооружении уже четко обозначены основные черты древнеегипетской архитектуры, остававшиеся практически неизменными на протяжении нескольких сотен лет существования древнеегипетской цивилизации: статика и устойчивость архитектурных форм, крупные, простые, малорасчлененные объемы, отсутствие или скупость архитектурного декора, замкнутость, самодостаточность сооружения, преобладание в планировочных решениях прямых четких линий.

Древнеегипетская архитектура знала разные типы гробниц. Древнейшим считается насыпной холм удлиненной формы. Он напоминал о мифическом холме Бен-Бен – первом участке суши в Мировом океане, над которым взошло солнце. От него произошла форма мастабы – усеченной пирамиды с прямоугольным основанием. Погребальная камера с мумией находилась при этом не внутри мастабы, а под землей.

После завершения обряда погребения вход в нее замуровывался. В наземной части мастабы могли устраивать заупокойный храм. В декоре храма использованы различные орнаменты – геометрические и растительные.

Еще древними греками пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина были отнесены к Семи чудесам света. Как и подавляющее большинство древнеегипетских гробниц фараонов и вельмож и рядовых захоронений простых египтян, они находятся на западном берегу Нила. В представлении египтян загробное царство, царство бога Осириса, находилось на западе – там, где заходит солнце.

На противоположном восточном берегу Нила расположилась столица Древнего царства – Мемфис. Самой знаменитой является пирамида Хеопса.

Ее высота достигает 147 м, каждая сторона основания – 233 м. Пирамида сложена из 300 тыс. каменных блоков весом примерно по 2,5 т. Внутри пирамиды находится погребальная камера, к которой ведет длинная узкая галерея, и система разгрузочных камер, поражающая сложностью технического расчета. Когда-то пирамида была облицована известняковыми плитами. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света. Пирамида была лишь частью погребального комплекса. В него входил заупокойный храм, связанный еще с одним храмом в долине Нила, а также малые пирамиды жен фараона.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Египет

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Египет. В эпоху Среднего царства ведущим становится тип скальной гробницы. К нему принадлежит и знаменитый комплекс в Дейр-эль-Бахри, построенный уже в эпоху Нового царства (арх. Сенмут, конец XV в. до н.э.).

От долины к гробнице ведут три террасы, соединенные пандусами. Террасы дополнены портиками и молельнями, украшены скульптурами. Все элементы ансамбля размещены на единой оси, соответствующей идее торжественного шествия. Строгие линии и объемы складываются в четкую геометрическую структуру. Горизонтали террас четко соотнесены с вертикалями портиков и уходящих вверх пандусов.

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Египет

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Египет. Зал, перекрытия которых поддерживает большое число колонн, принято называть гипостильным, или просто гипостилем. Самый знаменитый гипостильный зал в древнеегипетской архитектуре – зал храмового ансамбля в Карнаке. Он насчитывает 134 колонны.

Колонны поставлены достаточно близко друг к другу, поскольку перекрытия сделаны из тяжелых каменных плит. Стесненное огромными колоннами, погруженное в полумрак пространство гипостильных залов оказывало сильное, но давящее впечатление. Оно соответствовало тому ореолу загадочности, которое окутывало любое святилище. Стволы колонн, если они не имитировали стебли, покрывали раскрашенные рельефы или росписи.

Ансамбль храма бога Амона-Ра в Луксоре. Египет

Ансамбль храма бога Амона-Ра в Луксоре. Египет. Храмовый комплекс располагался неподалеку от города Фивы, бывшего столицей Египта в эпоху Среднего и Нового царства. Другой знаменитый храм, в Карнаке, также находился в районе Фив. Храмовые ансамбли Карнака и Луксора были соединены дорогой, по которой в дни религиозных празднеств двигались торжественные процессии.

Храмовый комплекс в Луксоре – один из самых прославленных памятников древнеегипетской архитектуры. Как и сами Фивы, оба комплекса построены на восточном берегу. Согласно древнеегипетской мифологии солнце восходило со стороны правого, восточного берега Нила, а именно бог солнца был верховным божеством древних египтян.

Месопотамия

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла в Передней Азии, в долинах рек Тигр и Евфрат и прилегающих к ним территориях – регионе Двуречье, или Междуречье. По-гречески этот регион называют также Месопотамия.

По сравнению с древнеегипетской архитектура древнего Двуречья отличается бóльшим однообразием планировочных решений, еще более простыми, малорасчлененными объемами. Но здесь впервые в истории архитектуры была предпринята попытка возводить арки и своды, был создан тип многоярусного храма. Зачастую, правда, своды были «ложными»: их поверхность состояла из рядов камней, нависавших один над другим, и постепенно сближавшихся по мере того, как эти ряды поднимались уступами кверху. Поверхность свода не была ровной и гладкой, его конструкция не имела распора.

Читайте также:  Сколько отступать от забора при строительстве беседки с фундаментом

Храм Набу – Эзида («Дом вечности») в Борсиппе. Современный Бирс-Нимруд. Ирак

Храм Набу – Эзида («Дом вечности») в Борсиппе. Современный Бирс-Нимруд. Ирак. Разная высота объемов, поставленных рядом, или зубчатое завершение стен оживляли силуэт зданий.

Основным строительным материалом месопотамских зодчих был кирпич-сырец. Природного камня здесь, в отличие от Египта, было крайне мало, зато было много глины. Как и в Египте, ввиду недостаточного количества топливных материалов кирпич обжигали на солнце, что не способствовало хорошей сохранности построек. Отрицательное действие оказывали и частые наводнения.

Это объясняет, почему храмы и царские дворцы здесь строили на высоких платформах. Строительство из кирпича не располагало к созданию криволинейных плоскостей и сложных элементов декора. Снаружи поверхности зданий разнообразили простые вертикальные ниши. Постройки представляли собою простые геометрические объемы.

Внутри здания могли украшать фрески, мозаики из раковин или глиняных «гвоздей», шляпка которых была покрыта стеклянной глазурью; из них выкладывались простые геометрические узоры. На севере, в Ассирии, для украшения царских дворцов создавались раскрашенные каменные рельефы. В Вавилоне в I тыс. до н.э. некоторые наружные части особо значимых зданий покрывали глазурованными плитками – тем, что мы называем изразцами.

Зиккураты

Зиккураты. Зиккурат представляет собой несколько усеченных пирамид, поставленных одна на другую. Каждый последующий ярус был меньше по размеру предыдущего. Зиккурат в Уре, не считая платформы, на которой он возвышался, имел три ступени. Впоследствии количество ярусов у зиккуратов могло быть и большим.

Так, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (Дом основания небес и земли) имел семь ярусов. Собственно храм находился на самом верху. «Ступени» зиккуратов соединяли сходящиеся и расходящиеся лестницы. Ярусы зиккуратов когда-то выделялись разными цветами.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

Рядовая гражданская архитектура была очень проста. Небольшие дома прямоугольной формы не имели окон. Дополненные внутренним двором, они тесно лепились друг к другу вокруг храмов и дворцов. Застройка была в основном хаотичной и нерегулярной. При этом в городах нередко существовала канализация.

Города окружали крепостные стены.

Еще у древних шумеров приблизительно в третьем тысячелетии был создан тип многоярусного храма, получивший название «зиккурата». Происхождение подобной формы храмов связывают с тем, что храмы стремились строить на одном и том же месте, при этом в новое здание частично включали остатки старого. Но интересно, что у других народов, которые также старались возводить новые храмы на месте более древних святилищ, это не привело к подобному результату. Скорее всего, подобная конструкция с организацией объемов по вертикали находит свое объяснение в названии одного из зиккуратов – «связь небес и земли». В этом контексте нельзя также не вспомнить про легенду о Вавилонской башне, вершина которой должна была достичь неба.

Дворец в Хорсабаде. Ирак

Дворец в Хорсабаде. Ирак. Дворцовые помещения группировались вокруг внутренних дворов. Выделялось три зоны – парадная, собственно царские покои и хозяйственная. Дворцы строились на платформе. Снаружи они, как правило, окружались крепостной стеной с башнями и рвом.

По сторонам входов в парадные и жилые помещения часто стояли гигантские изваяния шеду и ламассу – добрых божеств из ассирийской мифологии. Помимо охранительной функции эти статуи могли играть и конструктивную – поддерживать арку над входом.

Ворота Иштар в Вавилоне. Современный Эль-Хилла. Ирак

Ворота Иштар в Вавилоне. Современный Эль-Хилла. Ирак. Ворота поставлены в начале дороги процессий, которая вела через город к наиболее значимым, центральным храмам. Отдельные участки стен зданий, стоявших на Дороге процессий, и сами ворота Иштар были облицованы изразцами глубоких, насыщенных цветов.

Фигуры львов в обрамлении орнаментов составляют фриз в нижней части стен зданий по сторонам улицы. Растительные же узоры над ними помещены по вертикали и зрительно увеличивают высоту зданий.

Ступенчатые конструкции с обширными террасами применялись и в дворцовом зодчестве. На таких террасах были устроены так называемые Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. До наших дней сохранилось только основание сооружения.

Архитектура Древней Греции

Древняя Греция не являлась единым государством. На ее территории существовало большое количество небольших государств, союзных или враждующих друг с другом. Наличие греческих колоний в различных регионах Европы и Азии приобщило местные народы к высоким достижениям греческой цивилизации и обогатило саму греческую культуру. Греческие мастера использовали многие достижения Египта, Малой Азии, Ближнего Востока, но они настолько глубоко их переработали в соответствии со своими менталитетом и традициями, что готовый результат разительно отличался от своего первоисточника. Как уже было сказано выше, колонна как важный, самостоятельный архитектурный элемент была создана в Египте, там же стали активно использовать такой архитектурный элемент, как портик.

Кносский дворец на Крите. Греция

Кносский дворец на Крите. Греция. Наиболее прославленный памятник архитектуры древнего Крита – дворец в городе Кносс. В греческой мифологии его именуют также лабиринтом. Здание имеет сложный, запутанный план. И планировка, и форма дворца необычайно динамичны.

Архитектурные формы кажутся естественным продолжением природы, ее гармонической частью. Помещения дворца то заглубляются в землю, то поднимаются на высоту двух-трех этажей. Внутренние помещения Кносского дворца выходят частью во внутренние дворики, частью в «световые колодцы». Перекрытия поддерживают деревянные колонны, форма и цветовое решение которых уникальны: наперекор законам тектоники колонны не расширяются, а сужаются книзу.

Кносский дворец на Крите. Настенная роспись. Греция

Кносский дворец на Крите. Настенная роспись. Греция. Яркость, цветность, живая пульсирующая энергия есть и в настенных росписях, украшающих парадные помещения дворца. Интенсивные, яркие цветовые пятна охвачены подвижной и гибкой линией контура. Среди героев росписи – дельфины, птицы, растения, животные – жизнерадостный мир природы.

Кносский дворец был одновременно и важным культовым центром, и это не удивительно, поскольку царь в большинстве древних цивилизаций обожествлялся либо выполнял функции жреца, как минимум считался любимцем богов.

Древнегреческое искусство прошло в своем развитии несколько этапов. Зарождение греческой цивилизации относят к третьему тысячелетию до н.э.; во втором она переживает свой первый расцвет. Ведущим центрами в это время становятся Микены – столица Ахейского царства, расположенного на Пелопонесском полуострове, и города острова Крит. Архитектура Микен и других центров материковой Греции той поры – простая и суровая. С древнейших времен греки возводили на возвышениях акрополи, на территории которого строились в первую очередь храмы почитаемых богов и в те времена, когда у власти были цари, царский дворец.

На рубеже II–I тысячелетий до н.э. греческая цивилизация переживает период упадка, связанного с природными катастрофами и войнами. Возрождение культуры начинается с IX–VIII вв. до н.э. Первые достижения в области архитектуры относятся к VII–VI вв. до н.э., т.н. эпохе архаики.

В это время складываются основные объемно-пространственные решения и планировочные схемы, появляются новые типы зданий (театр, стадион). Наконец, складывается ордерная система. Ордер – это определенная система числовых соотношений между архитектурными элементами здания, между отдельной его частью и целым. Не менее важно то, что ордер выражает соотношение несущих (колонн, стен) и несомых частей (перекрытий).

Акрополь в Микенах. Львиные ворота. Греция

Акрополь в Микенах. Львиные ворота. Греция. Крепостные стены Микен сложены насухо (без раствора) из гигантских, грубо обработанных камней. Позже сами греки не могли поверить, что такие стены было под силу построить человеку, и полагали, что их возвели мифические великаны циклопы. Поэтому подобную каменную кладку стали впоследствии называть циклопической.

Формы и планы зданий – ясные и лаконичные. Это то, что ляжет в основу греческой архитектуры первого тысячелетия.

Колонна – самый важный и выразительный элемент древнегреческой архитектуры – получила такую интерпретацию и такое масштабное соотношение со зданием и со зрителем, что ее стали сравнивать с образом человека. Известно, что знаменитый древнеримский архитектор и теоретик Витрувий сопоставлял дорические колонны с мужчиной, ионические – с женщиной, а коринфские – с юной девушкой. Каннелюры – желобки, вертикально идущие по поверхности колонны, сопоставимы со складками драпированных древнегреческих одежд, а небольшое утолщение в средней части ствола колонны (энтазис) можно сравнить с набухшими от напряжения мышцами. Не случайно их могли заменять статуи атлантов (мужские) и кариатид (женские) соответственно.

Здания дорического ордера имеют самые мощные и приземистые пропорции. Дорические колонны не имеют базы и вырастают непосредственно из стилобата, как дерево из почвы. Круглая в сечении, колонна когда-то действительно изготавливалась из ствола дерева. Колонна постепенно сужается кверху, что зрительно увеличивает ее высоту и сообщает ей большую стройность.

Дорический, ионический и коринфский ордеры

Дорический, ионический и коринфский ордеры. В переводе с латыни слово «ордер» обозначает «порядок, строй». Самым древний ордер – дорический, он возник и получил наибольшее распространение в ареале расселения греческого племени дорийцев. Второй ордер – ионический. Его происхождение связывают с греческими племенами ионийцев, живших на островах Эгейского моря и в Малой Азии.

Третий, коринфский, получил свое название от города Коринф. Он появился позже, в конце V в. до н.э.

Колонну завершает капитель, составленная из двух плит – круглой и квадратной. Нижняя, круглая часть капители выглядит логическим продолжением ствола колонны. Она идеально вписывается в квадрат верхней части капители, которая в свою очередь служит переходом к прямоугольной форме антаблемента.

Ионические колонны получили базу, а их капитель имеет два завитка – волюты. Их пропорции более стройные. Коринфские колонны еще более стройны, а их капитель составлена из завитков листьев аканфа. В ордерных системах отличалось и оформление антаблемента. В дорическом ордере его украшает триглифо-метопный фриз (триглифы – вертикальные полосы, чередуются с квадратами – метопами), а в двух других – зофорный фриз.

Древнеримская архитектура

Архитектура – одно из высших достижений древнеримской цивилизации. Изначально римская архитектура была скромна и проста, но постепенно римляне все чаще стали использовать богатые материалы для отделки зданий, а также придавать ряду сооружений колоссальный масштаб, чтобы подчеркнуть могущество Римского государства или конкретных его правителей.

Термы Диоклетиана. Рим. Италия

Римляне многое заимствовали от греков, чьи колонии в древности находились в Италии, а также от других своих соседей – этрусков. Однако они смогли все это творчески переработать в соответствии со своими вкусами, а также сделали ряд ценнейших изобретений, в первую очередь в самой технике строительства. Этими изобретениями мы пользуемся до сих пор. Так, римляне изобрели крестовый свод, купольную конструкцию, а также такой строительный материал, как бетон.

Римляне создали новые виды сооружений: это амфитеатр, акведук, триумфальная арка, термы. Они строили превосходного качества дороги. Для римлян были важны не только и не столько красота и гармония сооружения, как для греков, сколько его прочность и практическая польза. Но понятно, что как греки не пренебрегали последними, так и римляне не игнорировали первые. Даже утилитарным по своему назначению сооружениям римляне умели придавать высокие художественные качества.

Как уже было сказано, римские архитекторы многое переняли у греков, переосмыслив их достижения на свой лад. Это относится и к ордерной системе и ее интерпретации. Элементы ордера здесь чаще использовались в качестве архитектурного декора. Главным мотивом в наружном облике древнеримских зданий была не колоннада, а плоскость стены, монолитный, замкнутый объем здания.

Колонны здесь зачастую заменены полуколоннами или пилястрами, которые помогают ритмически организовать поверхность стены, разделяя ее на отдельные участки. Не колонна, а стена является в римской архитектуре главным несущим элементом здания.

Купол Пантеона. Вид сверху. Рим. Италия

Купол Пантеона. Вид изнутри. Рим. Италия

Римляне придумали еще два ордера – тосканский и композитный. Первый является во многом аналогом греческому дорическому ордеру. Колонны тосканского ордера крепкие и приземистые. Но их стволы лишены каннелюр, несколько отличается и форма капители.

Во втором ордере капитель одновременно включает элементы и коринфской, и ионической капителей. Ствол либо покрыт каннелюрами, либо также гладкий. Кроме того, римляне придумали систему соподчинения ордеров, которая, как и два новых ордера, широко применялась в европейской архитектуре Нового времени (Колизей). Одним из ведущих элементов римской архитектуры стала арка.

Она может быть сквозная или глухая. Также римляне строили триумфальные арки. Впоследствии в архитектуре Европы и Азии появились различные по своим очертаниям арки.

Римская арка имеет форму полукруга, ее также именуют полуциркульной. Эта арка может лежать в основе конструкции купола (купол Пантеона) сводов – цилиндрических и крестовых. Первые представляют собою половинку цилиндра. Его продольные части тянутся вдоль стен с ровным завершением, в торцах стены повторяют очертания свода и имеют полукруглое завершение.

Крестовый свод демонстрирует более сложное решение – его образуют два пересекающихся цилиндрических свода, взаимно уравновешивающие друг друга. Одно помещение может быть перекрыто чередой крестовых сводов, опирающихся на стены и отдельно стоящие внутри него опоры. Если помещение было квадратным в плане и более компактным, его мог перекрывать один крестовый свод, в таком случае его именуют также сомкнутым.

Акведук. Сеговия. Испания

Акведук. Сеговия. Испания. Один из самых впечатляющих древнеримских акведуков расположен в испанском городе Сеговия, недалеко от Мадрида. Он построен в начале II в.н.э. из огромных блоков местного серого гранита.

Вода подавалась по каменному желобу, устроенному в самой верхней части акведука. Постепенно спускаясь по склону и становясь все выше, акведук подступает к стенам города, расположенного на скалистом возвышении.

Древнеримская архитектура прошла несколько этапов. Как и в истории Древнего Рима, прежде всего, выделяют царский период (середина VIII в. – начало VI в. до н.э.), период Республики (начало VI в. – 27 г. до н.э.) и период Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Римские города обычно получали определенный набор общественных архитектурных объектов: главную городскую площадь – форум, базилику для совершения юридических и финансовых операций, амфитеатр, театр, термы.

Триумфальная арка Константина. 312–315 гг. Рим. Италия

Триумфальная арка Константина. 312–315 гг. Рим. Италия. Арка Константин была установлена в честь победы Константина над императором Максенцием. Арка украшена многочисленными статуями и рельефами, сохранившимися в удивительно хорошем состоянии.

Арка Константина является одной из трех остающихся имперских триумфальных арок в Риме. Арки Тита и Септимия Севера находятся в соседнем Римском Форуме.

Форум – главная площадь древнеримского города. Самый древний форум находится в самом Риме – древнее государство Рим первоначально представляло собою город Рим и его округу. Этот форум так и называется «Римский», а на родном языке древних римлян – латыни – «Романум». Впоследствии, когда Рим уже стал столицей огромного государства, в нем появилось еще несколько форумов – форум Юлия Цезаря, а также форум Августа, форум Веспасиана, форум Нервы и форум Траяна, т.н. императорские форумы.

Форум играл в древнеримских городах важную роль. Он размещался в центральной части города, там, где под прямым углом пересекались две его главные улицы – кардо и декуманус. По периметру его стояли храмы и различные общественные здания – базилики, в которых выполняли биржевые операции и вершили судебные дела, торговые лавки.

Форумы украшали статуи, включая памятники знаменитым гражданам. Акведуки призваны были доставлять воду в римские города и обеспечивать необходимый напор воды. Они подводили воду от далеких горных источников через реки и овраги, снабжали ею расположенные на возвышенности римские цитадели.

Форум Романум. Рим. Италия

Форум Романум. Рим. Италия. Форум Романум расположен у склонов Капитолийского холма, одного из семи холмов, на которых расположился город Рим. Ансамбль форума, большинство зданий которого ныне лежит в руинах, складывался в течение длительного времени и не по единому плану.

Так, к храмам более древнего периода в III в. до н.э. были прибавлены храмы Януса и круглый в плане храм, окруженный колоннами (предположительно был посвящен богине домашнего очага Весте). В итоге сама площадь представляла собой в плане прямоугольник неправильной формы. Новые форумы строились за более короткий срок, их планировка идеально правильная, застройка по периметру хорошо продуманная.

Театр в Мериде. Испания

Театр в Мериде. Испания. В театре испанского города Мерида колонны идут в два яруса. Стена отгораживала сценическое пространство от окружающего пейзажа, изолировала его, замыкала в себе. Тенденция обособлять архитектурные объемы и внутреннее пространство зданий от природного окружения была одной из характерных черт римской архитектуры.

В данном случае римскими архитекторами был сделан еще один шаг на пути к созданию театрального здания в том виде, в котором оно существует сейчас.

В Древнем Риме архитектура театров претерпевает определенные изменения. В связи с тем, что роль хора постепенно сходила на нет, орхестра была сильно уменьшена в размерах. Из круглой она стала полукруглой. Возросла роль проскениума, на котором теперь все чаще играли ведущие актеры. Стена позади него становится все более монументальной и пышно украшенной рядами колонн.

Колизей – самый грандиозный из амфитеатров, построенных в Римской империи (75 – 80 гг. н.э.). Его размеры – 188 м в длину и 156 в ширину; высота стен – 48,5 м. Даже его название происходит от слова «колоссальный». Но оно считается связанным не с гигантскими размерами самого амфитеатра, а с тем, что он был построен неподалеку от огромной статуи (колосса) одного из римских императоров – Нерона либо Веспасиана.

Колизей. Рим. Италия

Колизей. Рим. Италия. На арене Колизея могли одновременно сражаться до 3 тыс. пар гладиаторов, а на трибунах находилось до 50 тыс. зрителей. Устраивались здесь и морские сражения – навмахии, при этом арена заполнялась водой.

Читайте также:  Что такое геотехнические изыскания для строительства

Пантеон в переводе с греческого – храм всех богов. Сохранившееся до наших дней здание построено около 125 г. н.э. Архитектором предположительно был Аполлодор из Дамаска. Возможно, поэтому здание сочетает римскую грандиозность и греческую гармонию. Здание представляет собой центрическую постройку.

Частный дом богатого или зажиточного римлянина – отдельная глава в истории древнеримской архитектуры. Главным помещением в римском жилом доме был атриум, прообразом которого предположительно является мегарон в древнегреческом жилище. Но вместо очага в центре атриума находился бассейн для сбора дождевой воды, падавшей через отверстие в крыше. Крышу поддерживали четыре колонны, стоявшие по сторонам. Со временем в атриумах богатых домов бассейны приобрели декоративное значение, их украшали красивые бронзовые скульптуры, одновременно выполнявшие функцию фонтанов (дом Фавна в Помпеях, II–I вв. до н.э.).

В бедных домах атриум мог быть единственным помещением, тогда его делили на отдельные секции тканевыми завесами. В богатых домах по периметру атриума устраивали ряд комнат, перед атриумом была расположена прихожая, а за атриумом кабинет хозяина – таблиний. По этой же оси находился внутренний дворик – перистиль, перенятый из греческой архитектуры эпохи эллинизма, а греками, как полагают, заимствованный с Востока. Перистиль имел прямоугольную форму. По периметру этого внутреннего дворика шла колоннада, в которую выходили комнаты окружавших его помещений, в том числе столовая (триклиний), ванные комнаты, спальни.

Пантеон. Рим. Италия

Пантеон. Рим. Италия. Пантеон представляет собой гигантскую ротонду. В отличие от Греции, где круглые в плане сооружения возводились редко, в Риме такой тип зданий был распространен с давних времен.

Интерьер Пантеона. Рим. Италия

Интерьер Пантеона. Рим. Италия. Особенно великолепен интерьер, на которым едва ли не впервые в античной архитектуре поставлен столь сильный акцент: по сравнению с внутренним убранством снаружи храм необычайно прост, за исключением входного портика. Поверхность свода покрывают углубления – кессоны.

Чем ближе они к куполу, тем меньше их размеры, что усиливает эффект перспективного сокращения и заставляет казаться купол еще грандиознее. Кессоны не только украшают свод, они выполняют важную техническую функцию – делают купол легче. Когда-то внутри кессонов помещались металлические декоративные детали в виде цветка – розетты.

Жилой дом в Помпеях. Италия

Жилой дом в Помпеях. Италия. В городе, засыпанном вулканическими породами при извержении Везувия в I в. н.э., сохранились общественные и частные здания. Здесь обнаружили предметы домашнего обихода, ценнейшие образцы настенной живописи – фресок, так редко сохраняющейся со столь далеких времен, мозаики.

Источник: sitekid.ru

Архитектура Древнего мира | Всеобщая история архитектуры

Архитектура Древнего мира (Всеобщая история архитектуры)

Архитектура Древнего мира (Всеобщая история архитектуры)

«Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой.

Москва, Стройиздат, 1970. Авторы: Афанасьева В.К., Беридзе В.В., Бородина И.Ф., Брайцева О.И., Владимиров В.Н., Воронина В.Л., Глухарева О.Н., Дьяконов И.М., Кауфман С.А., Квитницкая Е.Д., Оганесян К.Л., Проскурякова Т.С., Пугаченкова Г.А., Розентуллер П.Б., Титов В.С., Флиттнер Н.Д., Халпахчьян О.X., Ходжаш С.И., Циркунов В.Ю., Яралов Ю.С.

Зарождение зодчества. Первобытно-общинный период

Зарождение зодчества. Первобытно-общинный период

История строительной деятельности человека, послужившей основой для возникновения архитектуры, начинается с того времени, когда древние люди (неандертальцы), не довольствуясь созданными природой укрытиями (гротами, навесами скал и пещерами, стали приспосабливать эти укрытия для временного и постоянного обитания, т. е. строить жилища. К числу таких сооружений относятся: вымощенные камнем площадки-стоянки Ла-Ферраси и Кастильо, круговые ограды из камней с внутренними каменными очагами — стоянка Ильская, искусственные жилые западины, огражденные по краю завалом камней, — стоянка Волчий грот и др.

Архитектура Древнего Египта. Всеобщая история архитектуры

Архитектура Древнего Египта. Всеобщая история архитектуры

Название Египет происходит от древнегреческого названия страны Айгуптос. Древние египтяне называли свою страну Кеми, что по-египетски означает «Черная», так как илистая почва долины Нила была черного цвета. Благоприятные природные условия способствовали раннему появлению человека в долине Нила.

На высоких скалистых нагорьях было найдено много кремневых орудий древнего каменного века (палеолита). Обилие камня разных пород (гранит, диорит, базальт, порфир, известняки, песчаники, яшма, алебастр) оказало огромное влияние на египетскую архитектуру. Оно способствовало монументальности, величию и прочности египетских сооружений.

Архитектура Древнего Египта. Додинастический период (V—IV тысячелетия до н.э.)

Архитектура Древнего Египта. Додинастический период (V—IV тысячелетия до н.э.)

Поселения времени энеолита (медно-каменного века) в Египте были обнаружены на большой территории. Особенно характерны памятники, открытые в Бадари, в Верхнем Египте. Население Бадари вело оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и выращивало ячмень и полбу.

Большого развития достигло ремесло: здесь умели полировать твердые породы камня, делали каменные топоры, тесла и наконечники стрел. Из слоновой кости вырезали гребни, ложки, амулеты. Из глины делали правильной формы сосуды, покрытые белой росписью. В результате длительной борьбы в долине Нила образовались два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта.

Архитектура Древнего Египта. Раннее царство. Период I—II династий (начало III тысячелетия до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Раннее царство. Период I—II династий (начало III тысячелетия до н. э.)

Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.

Столицей государства был Мемфис, расположенный в начале дельты Нила. Мемфис рано стал главным религиозным и художественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства.

Архитектура Древнего Египта. Древнее царство. Период III—VI династий (около 2800—2400 гг. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Древнее царство. Период III—VI династий (около 2800—2400 гг. до н. э.)

Древнее царство охватывает период III—VI династий, т. е. 2800—2400 гг.до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округа, известные под греческим названием «номов». Во главе нома стоял номарх.

Помимо личной собственности, передаваемой по наследству, номархи владели имуществом, полученным ими по должности. Фараоны располагали огромными земельными богатствами, которыми они наделяли храмы и знатных вельмож, занимавших важные посты в государственном управлении.

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство. Период VII—XVII династий (конец III тысячелетия до н. э. — XVII в. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Среднее царство. Период VII—XVII династий (конец III тысячелетия до н. э. — XVII в. до н. э.)

Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II.

После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам.

Архитектура Древнего Египта. Новое царство. Период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Новое царство. Период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)

В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта.

Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.

Архитектура Древнего Египта. Период XXI—XXX династий (около 1050—332 гг. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Период XXI—XXX династий (около 1050—332 гг. до н. э.)

Рамсес III был последним могущественным фараоном Египта периода Нового царства. После его смерти власть в Фивах перешла в руки жреца Амона Хрихора, который основал XXI династию. Одновременно с воцарением Хрихора в Фивах один из потомков Рамессидов захватил власть в дельте, в городе Танисе. Египет фактически оказался разделенным на две части — северную, где царствовали фараоны XXI династии, находившиеся в Танисе, и южную, со столицей в Фивах, где правили фиванские жрецы Амона. При фараонах XXI династии в Танисе было построено несколько храмов, в настоящее время сильно разрушенных.

Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332—30 гг. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332—30 гг. до н. э.)

В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».

В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.

Особенности стиля египетской архитектуры. Египетский ордер. Стилевые особенности египетских колонн

Особенности стиля египетской архитектуры. Египетский ордер. Стилевые особенности египетских колонн

За 3000-летнюю историю своего развития — от плетеных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства — египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития. Один из этих признаков — монументальность. Как отмечает советский египтолог В.В. Павлов, «культ количественного коренится во всей природе Древнего Египта».

Пропорции в египетской архитектуре

Пропорции в египетской архитектуре

Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных. Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата мы будем называть в дальнейшем системой диагоналей. Эти четыре фигуры, связанные между собой общим построением, обладают интересными свойствами. Первая фигура — квадрат — одна из простейших фигур, имеющая равные стороны. Она является основной формой в ранней архитектуре Древнего Египта, так же как и связанная с ней вторая фигура — прямоугольник с отношением сторон, равным отношению стороны квадрата к его диагонали.

Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)

Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)

Зодчество Эфиопии, одно из самых монументальных и своеобразных в мире, зародилось в глубокой древности. Первые памятники строительной деятельности человека — дольмены и менгиры — в большом числе рассеяны по окрестностям Сидамо. Между 1000 и 400 г. до н. э. в северо-восточную Африку хлынули племена из Южной Аравии, где в то время процветали Сабейское и Минейское царства. Слияние их с местными племенами тигре и амхара заложило основы культурного развития Эфиопии. Пришельцы из Аравии принесли свою письменность, религию, искусство и архитектуру.

Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира. Всеобщая история архитектуры

Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского мира находятся на о. Крит и в материковой Греции. Самым развитым государством были Микены. С неолитического периода до начала II тысячелетия до н. э. наибольшего развития достигла культура городов Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV и XIV вв. до н. э. не возвысилась микенская Греция. Расцвету архитектуры периода бронзы в Эгейском мире предшествовало высокое развитие строительства неолитического периода, окончившегося примерно на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.

Архитектура Трои

Архитектура Трои

Наиболее замечательны поселения на холме Гиссарлык, на реке Скамандр, невдалеке от западного морского берега Малой Азии. По-видимому, падение одного из поздних (седьмого) поселений Гиссарлыка описано в «Илиаде» Гомера. Уже за две тысячи лет до Трои Гомера, на рубеже IV и III тысячелетий до н. э., здесь возникла первая цитадель — Троя I, которая примерно одновременна поселениям на островах Лесбос и Лемнос и мегарону Димини. В этом древнейшем периоде, при первом появлении здесь металла, строительство не было примитивным. Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты.

Архитектура Крита

Архитектура Крита

Период ранней бронзы занимает на Крите все III тысячелетие до н. э. Это было время перехода от примитивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре периода расцвета. Период расцвета критской (минойской) культуры, именуемый иногда «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н. э. На протяжении этих шести веков поселения и дворцы Крита многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. Для критской архитектуры характерны жилые и общественные здания. Гробницы лишь изредка приобретали архитектурное значение. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны.

Архитектура материковой Греции

Архитектура материковой Греции

Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений — столиц. Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в. до н. э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI—XV вв. до н. э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к XIV—XIII вв. до н. э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас (Гла) в Беотии.

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия — область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.

Архитектура Двуречья (IV—II тысячелетия до н. э.)

Архитектура Двуречья (IV—II тысячелетия до н. э.)

Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня (и лес и камень имеются только на севере и востоке, в горах), где разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, и часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий. Обычай строить одно здание на месте другого стал одной из причин сложности археологических работ в Двуречье, поскольку в одном и том же месте в разных слоях находят остатки нескольких посвященных одному божеству храмов.

Архитектура Ассирии (I тысячелетие до н. э.)

Архитектура Ассирии (I тысячелетие до н. э.)

Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества. В градостроительстве широкое распространение получают города-крепости и укрепленные дворцы; в изобразительном искусстве преобладает военная тематика. В ассирийской архитектуре прежде всего ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния (в середине II тысячелетия до н. э. Ассирия находилась в политической зависимости от хурритского государств ва Митанни), а также влияния Южного Двуречья, культура которого сыграла решающую роль в сложении ассирийского искусства.

Архитектура Двуречья (Нововавилонское царство, VII—VI вв. до н. э.)

Архитектура Двуречья (Нововавилонское царство, VII—VI вв. до н. э.)

Архитектурные памятники Нововавилонского царства исследованы гораздо обстоятельнее памятников других периодов истории Двуречья благодаря раскопкам архитектора Р. Кольдевея (проводились в 1898—1917 гг.). После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II (605—563 гг. до н. э.) начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и в особенности в ее столице — Вавилоне. О Вавилоне времен Навуходоносора II можно говорить как о городе, создававшемся по определенному плану и представлявшем собой целостный ансамбль.

Архитектура арабских царств

Архитектура арабских царств

Античные авторы делили Аравийский полуостров на Аравию Каменистую (к югу от Мертвого моря), Пустынную (нынешний Хиджаз на западе полуострова) и Счастливую (нынешний Йемен). Плодородный юг Аравийского полуострова стал колыбелью древней цивилизации. Уже к концу II тысячелетия до н. э. здесь сложилось рабовладельческое общество с письменностью и развитым искусством, на протяжении I тысячелетия до н. э. процветали царства Минейское, Сабейское, Катабан, Хадрамаут. Цивилизация южной Аравии базировалась на поливном земледелии и транзитной торговле.

Архитектура Палестины и Финикии

Архитектура Палестины и Финикии

Палестина и Финикия занимали сравнительно небольшую территорию, вытянувшуюся параллельно восточному побережью Средиземного моря, прорезанную идущими также параллельно берегу горными хребтами. Палестина является одним из древнейших центров возникновения высоко развитой культуры. Уже в IV тысячелетии до н. э. она была заселена оседло-земледельческими семитскими племенами. В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Палестины проникают аморитские племена, а около 1200 г. до н. э. — филистимляне, от которых она получила свое название.

Архитектура хеттов и сиро-хеттов

Архитектура хеттов и сиро-хеттов

Хетты — один из индоевропейских народов наряду с лувийцами, палайцами и др. — населяли Центральную Анатолию (Малую Азию) во II тысячелетии до н. э. В XVIII в. до н.э. хетты создали мощное государство — Древнее хеттское царство, которое подчинило значительную часть Северной Сирии и даже совершило поход на Вавилон. Расцвет хеттского государства приходится, однако, на вторую половину II тысячелетия до н. э., называемого периодом Нового хеттского царства или периодом Империи. На рубеже XIII—XII вв. до н. э. Новое царство пало под ударами «морских народов».

Источник: totalarch.ru

Рейтинг
Загрузка ...