Дюкер это что строительство

В случае подземной прокладки трубопроводы наружных сетей водоснабжения и канализации, пересекая искусственные и естественные препятствия, устанавливаются в виде дюкера. Дюкер может быть проложен как через сухие, так и через различные водные преграды.

При пересечении сухих оврагов с пологими склонами траншею откапывают с двух сторон к нижней точке дна, оставляя неразработанным участок для пропуска ливневых вод по дну оврага. В траншеях укладывают трубопроводы. Для нижнего участка оврага трубопровод готовят на склоне. Подготовленный к укладке трубопровод испытывают и выполняют изоляционные работы.

Затем в максимально короткий срок на дне оврага откапывают траншею, подготовленный трубопровод укладывают и стыкуют с уложенными трубами, выполняя обратную засыпку траншеи с тщательным послойным уплотнением грунта, чтобы предотвратить размыв грунта во время пропуска ливневых и паводковых вод, всплытие и разрыв трубопровода.

Одним из наиболее сложных пересечений трубопроводами препятствий является прокладка дюкера через водную преграду. Выбор способа прокладки и его организации зависит от характеристик пересекаемого водоема.

ЧТО ЗНАЕТЕ про Дюкеры ???

Для непроточных водоемов сравнительно небольшой глубины применяют способ отсыпки земляной плотины с последующей отрывкой траншеи и укладкой в нее трубопроводов.

В проточных водоемах подводные траншеи для прокладки трубопроводов разрабатываются канатно-скреперными установками, гидромониторами и землесосами, Прокладку дюкера через такие водоемы выполняют под защитой шпунтовых ограждений; равномерным опусканием с опорных точек (опорных площадок, льда и свайных подмостей); последовательным наращиванием звеньев; протаскиванием по дну; свободным погружением с заполнением трубопровода балластной водой.

При пересечении рек с незначительным течением и небольшой глубиной дюкер прокладывают под защитой ограждающих двухрядных шпунтовых перемычек. В этом случае для реки делают отводное русло, а воду между перемычками удаляют открытым водоотливом насосными установками.

При равномерном опускании трубопровода с опорных точек все части дюкера свариваются на берегу. Покрытый изоляцией и защитными деревянными рейками трубопровод спускают на воду и буксируют к установленным заранее опорам в виде понтонов, свайных подмостей и др. После закрепления трубопровода в створе прокладки его постепенно опускают с опор в разработанную на дне траншею и закрепляют. В зимнее время на льду в створе прокладки дюкера прорезают щель (майну). Уложенный на льду дюкер постепенно сталкивается в майну и опускается в траншею.

При прокладке дюкера через широкие водные преграды с незначительной глубиной применяют способ последовательного наращивания звеньев. Наращивание выполняют в надводном и подводном положениях. В первом случае оно производится на специальных понтонах или монтажных баржах, оборудованных сварочными устройствами. При подводном наращивании стыки трубопроводов чаще делают на фланцах (водолазы).

Дюкер. История строительства

Устройство дюкера способом свободного погружения заключается в следующем. К изготовленному на берегу трубопроводу на торцах приваривают заглушки и транспортируют его на плаву в створ укладки. После крепления трубопровода к плавучим или другим опорам на обоих его концах открывают краны: один — для заполнения трубопровода речной водой, другой — для выпуска воздуха из трубопровода. По мере заполнения водой трубопровод постепенно опускается в траншею.

При всех рассмотренных способах прокладки дюкера для предупреждения его всплытия в процессе эксплуатации дюкер пригружают железобетонными полукольцами или седлообразными грузами. После установки пригрузов выполняется обратная засыпка подводной траншеи.

При устройстве дюкера количество линий должно быть не меньше двух; при выключении одной линии подача расчетного расхода воды должна обеспечиваться другой линией.

Глубина укладки подводной части трубопровода до верха трубы принимается не менее 0,5 м ниже дна водотока, а в пределах фарватера на судоходных водотоках — не менее 1 м. При определении глубины прокладки необходимо учитывать возможность размыва и переформирования русла пересекаемой водной преграды. Расстояние между нитками дюкера в свету должно быть не меньше 1,5 м. С двух сторон дюкера на берегу устанавливают колодцы с переключающей запорной арматурой. Способы прокладки дюкера показаны на рис. 3.22.

Читайте также:  Рассчитать количество кубов на строительство дома

способы прокладки дюкера

Рис. 3.22. Способы прокладки дюкера: а — в земляной плотине; б — под защитой шпунтовых ограждений; в — равномерным опусканием с опорных точек; г — наращиванием

Источник: www.stroitelstvo-new.ru

Дюкер

ДЮКЕР — заглубленный участок трубопровода в месте пересечения последнего с рекой, каналом или другим водным протоком.

Дюкер (или перевод) представляет собой трубопровод, изогнутый в вертикальной плоскости соответственно поперечному профилю реки (рис. 1).

Укладка его по речному песчаному дну производится в заранее приготовленном ложе. Если дно реки не имеет резких изломов, подводная часть делается прямолинейной. При пересечении с большими реками приходится устраивать подвижные (шарнирные) стыки.

Участки дюкера, проходящие в береговых откосах, имеют форму буквы г, что дало повод называть их гусями. Таким образом он представляет собой «обратный», или «перевернутый», сифон, как он и называется в американской практике (inverted siphon).

Слово «перевернутый», зачастую выпадает и остается лишь краткое «сифон». В гидравлическом отношении дюкера подразделяются на напорные и сифонные.

Напорные работают под давлением, создаваемым насосами, сифонные — под естественным напором на самотечных линиях.

По роду назначения (функциональному признаку) подразделяются на

  • водопроводные,
  • канализационные,
  • водосточные,
  • для гидроэлектроустановок,
  • для ирригационных целей и др.

В конструктивном отношении их следует различать по материалу труб, а именно: чугунные, стальные, железобетонные, деревянные.

Гидравлический расчет заключается в определении:

  1. экономии, диаметра трубы и числа ниток труб
  2. потерь напора, возникающих при прохождении воды через него.

Трубы укладываются в две нитки. При небольших водорасходах можно ограничиться одним трубопроводом. Наоборот, при больших расходах воды практикуется укладка 3 и даже 4 параллельных ниток. Определение экономия, диаметра напорного дюкера достигается путем сравнения нескольких вариантов.

При этом должны учитываться эксплоатационные расходы, в том числе затраты на подачу воды насосами, на амортизацию и т. д.

что такое дюкер через реку

Определение экономического диаметра сифонных дюкерей связано с необходимостью учета влияния уклона трубопровода.

Материал труб выбирается в зависимости от рабочего давления в трубопроводе, размеров и других технико-экономических соображений.

Крупные напорные — устраиваются из стальных (или железных) труб, сифонные — из железобетонных труб, если давление в последних не превышает 4—5 at.

Чугунные трубы применялись при устройстве небольших дюкеров. Устройство деревянных- имело место главным образом в практике СССР. Все эти деревянные сооружения служили для перебротки сточных вод. Чугунные — имели стыки, обычные для чугунных труб нормального сортамента.

Соединение труб железобетонных — производились при помощи надвижных муфт. Крупные железобетонные — выполнялись в виде монолитных железобетонных трубопроводов, вследствие чего они применимы главным образом при пересечении сухих лощин и небольших водных протоков.

Изоляция труб стальных и железных необходима в целях предохранения их от коррозии, ведущей к сокращению срока службы. Наиболее совершенным способом изоляции является нанесение на внутренней поверхности труб слоя битума, а снаружи — слоя битума и войлочного картона. Для предупреждения возникновения в дюкерах усадочных трещин и для лучшей связи бетонной массы последняя армируется еще проволочной сеткой.

Источник: www.masterovoi.ru

Прокладка и монтаж дюкера

Технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ) стала прекрасной альтернативой традиционной укладки трубопроводов по дну водоёмов. Сварка труб производится на одном берегу, буровой комплекс находится на другом. Применение метода ГНБ для монтажа дюкеров обеспечивает ряд важных преимуществ:

  • сокращаются расходы на строительство за счёт более сжатых сроков выполнения работ, отсутствия на стройплощадке спецтехники и дополнительной рабочей силы;
  • не требуется проводить операцию размыва берегов и последующих работ по берегоукреплению, строительству и эксплуатации сооружений специального назначения;
  • сокращаются эксплуатационные расходы на ремонт трубопровода и контроль его состояния в процессе эксплуатации;
  • на месте монтажа дюкера сохраняется природный ландшафт, не наносится вред экологии, флоре и фауне, не размываются берега и донные отложения водоёмов;
  • минимизируется возможное негативное воздействие на условия жизни людей в непосредственной близости от строительной площадки.
Читайте также:  Список договоров в строительстве

Часть трубопровода, которая проходит через водное препятствие – реку, овраг, канал, а также пересекает подземные сооружения, может быть проложена в виде дюкера – изогнутого горизонтального участка трубы, минующего препятствие по дну водоема или ниже. Дюкерные трубы – это система, работающая под напором, не позволяющим проводить осмотр. Поэтому на стадии укладки предпринимается ряд мер для обеспечения свободного движения жидкости, в частности:

  • на одном или обоих концах конструкции сооружаются осадочные колодцы, улавливающие грязь и снабжённые решётками;
  • устраиваются приспособления, обеспечивающие промывку труб.

Чтобы трубопровод при пересечении реки не пострадал, укладка труб производится в траншею, вырытую на глубине, обеспечивающей нормальное судоходство. В настоящее время для монтажа используются преимущественно стальные дюкеры, трубы соединяются сваркой, сам процесс проходит в несколько этапов:

  • разрабатывается траншея на дне реки;
  • монтируется трубопровод;
  • трубы укладываются в подводную траншею;
  • проводятся гидравлические испытания.

Прокладка дюкеров

Способ прокладки подводной траншеи зависит от условий местности. Пересечение больших судоходных рек чаще всего сопровождается применением дноуглубительных снарядов – землесосов и землечерпалок. В некоторых случаях разработка подводных траншей проводится с применением скреперной установки, в состав которой входят бездонный ковш и тросы, приводящие его в движение за счёт вращения барабанов на лебёдке, установленной на берегу. Для разработки береговых участков используются другие механизмы. Направление донной траншеи должно быть прямолинейным, допустимы изломы с радиусом кривизны не менее 400 метров.

Сборка стальных труб производится непосредственно на берегу с помощью сварки и усиливающих муфт. Гидравлические испытания трубопровода проводятся после каждого цикла сварки, а также после монтажа дюкера перед засыпкой траншеи. Для защиты металла от коррозии трубы покрываются битумной изоляцией.

Наиболее распространённый вариант укладки трубопровода – протаскивание. Метод подразумевает укладку на берегу узкоколейного рельсового пути такой же длины, что и трубопровод, по направлению оси дюкера. На него устанавливаются вагонетки с загруженным на них трубопроводом с заглушками на концах труб. С другого берега лебёдкой или трактором дюкер стаскивается в воду и укладывается на дно вырытой траншеи. Монтаж труб диаметром более 40 см обычно производится с понтонов, с них же укладывают дюкеры при проходе очень широких рек, озёр, проливов, когда протащить трубопровод с берега невозможно.

Подводные переходы

Основные требования к подводным переходам трубопроводов:

  • прокладка осуществляется перпендикулярно к оси водного потока;
  • укладываются трубы диаметром от 150 мм в 2 нитки;
  • места перехода укрепляются наброской из камней или железобетонными плитами;
  • восходящая часть дюкера должна иметь не более 20° наклона к горизонту;
  • верхняя часть трубы по вертикали не должна быть выше 1 метра от дна реки при возможном размыве;
  • при прохождении реки, используемой в хозяйстве-питьевом водоснабжении и разведении рыбы, необходимо согласование санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохранных органов, а для судоходных рек – Министерства речного флота;
  • границы перехода дюкера определяются горизонтом высоких вод, на них устраиваются колодцы, переключатели с задвижками, во входных/выходных камерах канализационных сетей, а также на аварийном выпуске устанавливаются затворы;
  • сооружение аварийных выпусков согласовывается с СЭС, охраной рыбных запасов, другими контролирующими органами;
  • исполнительная техническая документация составляется по результатам обследования уложенных переходов водолазами.

При монтаже подводной части дюкера важно соблюдение последовательности операций:

  • составление проектно-сметной документации;
  • привязка проекта к местности, рекогносцировка района строительства, принятие трассы с закрепляющими знаками у заказчика;
  • разработка и утверждение плана проведения работ (ППР);
  • уточнение минимального и максимального уровня воды, продолжительность разлива, ширины водоёма при разных уровнях, организация временного поста замера воды в зоне проведения работ;
  • контрольные промеры глубины по створу, организация телефонной связи между бригадами на разных берегах.
Читайте также:  Виды арматуры для строительства фундамента

Метод проведения работ зависит от следующих факторов:

  • геологическое строение, рельеф берегов и дна;
  • гидрогеологические и гидрологические особенности водоёма и поймы;
  • размеры перехода – длина, количество, диаметр и масса ниток;
  • скорость течения, распределение по сечению;
  • ширина и глубина водоёма в месте перехода, уровни воды в максимально высокой и минимально низкой точке в паводки и между ними, продолжительность стояния, время установки;
  • глубина заложения трубопровода;
  • наличие необходимой спецтехники и её технические возможности;
  • строительная нагрузка на трубопровод, возникающие при укладке напряжения;
  • плавучесть конструкции.

План проведения работ разрабатывает подрядчик, выполняющий строительство. В него входят графики производства операций, перечень необходимых инструментов и механизмов, расчёты, обоснования и т.д.

Источник: yourmotor.ru

Дюкер

напорный Водовод, прокладываемый под руслом реки или канала, по склонам и дну глубокой долины (оврага), под дорогой и т.п. для пропуска пересекающего их водотока (канала). Д. устраивают в системах водопровода, канализации, орошения, в гидроэнергетических сооружениях и т.д. Различают Д. одноочковые (состоящие из одной трубы) или многоочковые, круглого или прямоугольного поперечного сечения; их делают из железобетона (наиболее распространены; см. рис.), дерева, стали.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Дюкер» в других словарях:

Дюкер — к Межгорному водохранилищу возле Симферополя. У этого термина существуют и другие значения, см. Дюкер (дворянский род). Дюкер (от нидерл. … Википедия

дюкер — Напорный или сифонный изогнутый участок трубопровода, прокладываемого под руслом реки или канала, по склонам или дну глубокой долины, оврага или под дорогой для пропуска пересекающего их водотока [Терминологический словарь по строительству на 12… … Справочник технического переводчика

дюкер — туннель, сифон, тоннель, водовод, дюккер, дукер, трубопровод Словарь русских синонимов. дюкер сущ., кол во синонимов: 7 • водовод (5) • … Словарь синонимов

ДЮКЕР — (нем. Duker) напорный трубопровод, сооружаемый при пересечении водоводом реки, канала, дороги и т. п … Большой Энциклопедический словарь

Дюкер — (от лат. duco веду * a. inverted siphon; н. Duker; ф. siphon inverse; и. sifon invertido) трубопровод для транспортировки жидкостей или газов, прокладываемый при пересечении водных преград (рек, озёр, водохранилищ, мор. акваторий и др.).… … Геологическая энциклопедия

ДЮКЕР — переход трубопровода через реки (овраги и балки), состоящий из труб, уложенных под дном реки, и незатопляемых колодцев с задвижками, расположенных на обоих берегах. Для бесперебойности водоснабжения Д. укладывают из стальных высоконапорных труб в … Технический железнодорожный словарь

Дюкер — Дюкер: водопропускная труба, имеющая лоток ниже уровня дна водотока и работающая в напорном режиме. Источник: ОДМ 218.2.012 2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных… … Официальная терминология

дюкер — дюкер, мн. дюкеры, род. дюкеров и в профессиональной речи дюкера, дюкеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

дюкер — inverted siphon, tunnel *Düker, Durchlaß, Unterführung – напірний трубопровід для транспортування рідин або газів, що прокладається при перетині водних перешкод (річок, озер, водоймищ, морських акваторій і ін), під руслом річки, по схилах та дну… … Гірничий енциклопедичний словник

дюкер — Напорный водовод, прокладываемый под руслом реки, канала и пр. для пропуска пересекающего их водотока. → Рис. 75 … Словарь по географии

ДЮКЕР — напорный водопровод, прокладываемый под руслом реки или канала, по склонам и дну глубокой долины (оврага), под дорогой или пересекающим водотоком. Д. устраивают в системах водопровода, канализации, орошения, в гидротехнических сооружениях … Большая политехническая энциклопедия

Источник: dic.academic.ru

Рейтинг
Загрузка ...