Существуют общепринятые критерии деления жилья на классы. Насколько они актуальны, для кого важны и как отличить эконом от комфорта и бизнес от элиткласса? Несколько параметров помогут наиболее точ…
ЕДИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ НОВОСТРОЕК
Единая классификация новостроек по качеству, разработанная Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в начале 2013 года.
Федеральный фонд содействия
развитию жилищного строительства
Пояснения
Впервые методика потребительской классификации строящихся многоквартирных жилых домов была разработана в 2002 г. С ее использованием были определены критерии классификации новостроек г. Москвы. Разработанная для Москвы классификация использовалась региональными аналитиками рынка недвижимости при создании собственных классификаций, учитывающих региональную специфику объектов и рынка.
Предложенная Вашему вниманию классификация является дальнейшим развитием этих работ. Она апробирована в 17 регионах РФ, обсуждена и одобрена Комитетами Российской Гильдии риэлторов по девелопменту и консалтингу, в настоящее время активно внедряется в практику аналитики и бизнеса.
Разработка классификации жилых новостроек РФ по потребительскому качеству основывается на строгом единообразном применении Жилищного Кодекса РФ, Градостроительного Кодекса РФ, действующих технических стандартов (ТС, ГОСТ) и сводов правил (СП) по проектированию и строительству жилья, а также приказов Минрегиона России.
В соответствии с нормативными ограничениями разработанная Единая классификация распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые многоквартирные жилые здания высотой до 75 м, в том числе общежития квартирного типа, а также жилые помещения, входящие в состав зданий другого функционального назначения.
Основные принципы, положенные в основу методики:
1) Принцип формирования единой классификации: единая классификация многоквартирных жилых новостроек (ЕК МЖН) формируется по результатам анализа и обобщения региональных классификаций и с учетом федеральных и региональных нормативных актов в градостроительной сфере.
2) Принцип выбора способа классифицирования: классификация осуществляется на основании потребительских предпочтений покупателей жилья в отношении параметров объектов, влияющих на комфортность проживания, а через них – на спрос и цены.
3) Принцип определения объекта исследования: объектом классификации МЖН является качество проекта, заявленное застройщиком. После ввода объекта при необходимости проводится сопоставление заявленных и фактических характеристик и корректировка классификации.
4) Принцип использования методологии дискретного пространственно-параметрического моделирования: отказ от построения функционала на непрерывно изменяющихся характеристиках и переход к дискретному описанию каждой из характеристик.
5) Принцип многовариантности классификации: разработка многовариантной классификации путем разделения отдельных классов на подклассы и использование полученных вариантов в зависимости от решаемой задачи анализа рынка или бизнес-задачи.
6) Принцип учета региональных особенностей при классификации МЖН: если в результате разработки (уточнения) региональной классификации (РК) на основе принципов настоящей методики выявлена необходимость учета региональных особенностей, то в практической работе используются две классификации – ЕК и РК.
7) Принцип принятия решения о присвоении каждому исследуемому объекту класса качества: признаки, используемые при определении класса проекта, разделяются на обязательные («отсекающие») и факультативные («опции»). Несоответствие проекта по одному и более обязательному параметру данного класса качества приводит к снижению класса данного объекта. Допускается несоответствие проекта по факультативным параметрам.
МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА КЛАССОВ
В разработанной методике рыночной классификации жилых зданий соблюдается нормативная преемственность двум действующим сводам правил, введенным в 2011 году:
1) Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г., зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в порядке пересмотра СП 42.13330.2010.
2) Свод правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003).
В документе используется следующая классификация жилья:
- престижный (бизнес–класс);
- массовый (эконом–класс);
- социальный (муниципальное жилище).
В методике рыночного классифицирования проектов в интересах маркетингового и экономико-статистического анализа рынка массовое жилье по СП 42.13330.2011 дополнительно дифференцировано, в соответствии с устоявшейся рыночной практикой, на эконом-класс и класс комфорт, а престижное жилье по СП42.13330.2011 (вариант термина — «жилье повышенного качества») дополнительно разделено на бизнес-класс и элитный класс.
Вкратце Классификация недвижимости была разработана экспертами Российской гильдии риэлторов (РГР), и в 2012 году была утверждена Единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству ( классу ), рассказали эксперты «Порталу о недвижимости MetrInfo.Ru». «За основу были взяты критерии комфортности жилья, его потребительские и архитектурные характеристики. Были выделены 4 класса : экономкласс, средний (комфорт) класс , бизнес- класс и элитный класс . Первые два класса отнесли к массовому жилью, вторые два — к жилью повышенной комфортности», — рассказывает Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп».
Недвижимость по рангам: эконом, комфорт, бизнес, премиум, элит. Зачем продавцы подменяют понятия и может ли комплекс для миллионеров строиться за МКАД с видом на железную дорогу
Существуют общепринятые критерии деления жилья на классы. Насколько они актуальны, для кого важны и как отличить эконом от комфорта и бизнес от элиткласса? Несколько параметров помогут наиболее точно определить класс жилья: локация, уровень безопасности, материалы и технологии строительства, площади квартир.
Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Вкратце
Классификация недвижимости была разработана экспертами Российской гильдии риэлторов (РГР), и в 2012 году была утверждена Единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству (классу), рассказали эксперты «Порталу о недвижимости MetrInfo.Ru». «За основу были взяты критерии комфортности жилья, его потребительские и архитектурные характеристики. Были выделены 4 класса: экономкласс, средний (комфорт) класс, бизнес-класс и элитный класс. Первые два класса отнесли к массовому жилью, вторые два — к жилью повышенной комфортности», — рассказывает Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп». Подробно обо всех свойствах каждого из классов можно посмотреть в таблицах в конце текста, здесь же будут представлены только наиболее актуальные характеристики.
Эксперты отмечают, что деление на классы довольно условно. Первоначально можно выделить два полюса: дешевое и дорогое жилье. Экономкласс — это жилье, выполненное по типовым проектам, с любым расположением, в основном в спальном районе, панельные дома с минимальными площадями квартир, с минимальным набором инфраструктуры либо она не предусмотрена вообще, паркинга также может не иметься.
К элитному классу относится жилье, расположенное в центре, выполненное по индивидуальному архитектурному проекту, из дорогих, натуральных материалов, с большой площадью квартир, высотой потолка от 3 — 3,5 метров, с высоким уровнем инженерного обеспечения, с подземным паркингом с расчетом 2 машино-места на квартиру.
«Жилье бизнес-класса — это жилье, где несколько критериев не дотягивают до элитного уровня. А жилье комфорткласса — это жилье, опережающее по нескольким качественным характеристикам жилье экономкласса», — формулирует Татьяна Калюжнова, руководитель «ИРН-Консалтинг».
«Премиум-сегмент — это некий промежуточный вариант между бизнес-классом и элитным сегментом», — определяет Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер».
Место, место и еще раз место
Рассмотрим несколько наиболее важных критериев, по которым определяются классы. Главной отличительной характеристикой многие эксперты называют месторасположение. «Для меня принцип „место, место и еще раз место“ не утратил своего значения. На мой взгляд, это основной признак, разделяющий рынок на доступное жилье (эконом- и комфорткласс) и жилье повышенной комфортности (бизнес-класс и элита)», — говорит Татьяна Калюжнова («ИРН-Консалтинг»).
Таким образом, элитное жилье всегда находится в ЦАО, в благоприятном окружении. Жилье бизнес-класса располагается в традиционно престижных округах — на западе, северо-западе и юго-западе Москвы в близких к центру районах. Объекты класса премиум могут быть построены в районах, характерных для бизнес-класса, но быть выше по своим качественным характеристикам, или же располагаться в ЦАО, но иметь большее количество квартир, чем в элитном ЖК, рассказывает Вячеслав Антропов, директор по развитию Contact Real Estate. «Все, что расположено за границами ЦАО, но имеет характеристики элитного жилья — это премиум-класс», — дополняет Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли». А вот жилье экономкласса находится в основном в спальных районах и может иметь любое окружение, в том числе с отрицательными элементами: промзоной, свалкой, вокзалом, железной дорогой, кладбищем
Однако есть и другая точка зрения на локацию. «За последние 5−6 лет в столичном регионе такие важные ранее факторы, как локация и престижность района, перестают оказывать решающее влияние на позиционирование объекта в том или ином ценовом классе, — рассказывает Дмитрий Котровский („Химки Групп“), — особенно это касается бизнес-класса и премиального сегмента. Жилые комплексы бизнес-класса, премиум-класса появляются между ТТК и МКАД и за МКАД в престижных районах Подмосковья». То есть месторасположение постепенно становится не таким важным критерием. Такую же точку зрения высказывает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп»: «Если раньше дома бизнес-класса возводились преимущественно на западе, северо-западе или юго-западе столицы между Садовым кольцом и МКАД, то сегодня такие проекты можно встретить и на менее престижных восточных направлениях».
Но остается спорным вопрос, можно ли считать это бизнес- и премиум-классом или это все-таки следует относить к комфорту. Единого мнения здесь не может быть, да и не нужно. «Для покупателя позиционирование объекта в той или иной категории играет роль только на этапе первичного выбора. На этапе принятия решения клиент, как правило, ориентируется исключительно на собственные критерии и оценки», — заключает Ольга Денисова, директор департамента маркетинга компании «Магистрат».
Другие особенности
К ключевым критериям, отличающим жилье бизнес-класса от массовых сегментов, Мария Литинецкая («Метриум Групп») относит уровень безопасности и наличие подземного паркинга. Огороженная и охраняемая территория, подземный паркинг свойственны классам бизнес и элит. Причем обеспеченность машино-местами тоже имеет значение: для бизнес-класса — это 1,7 машино-места на квартиру, для элиткласса — 2. Наземный многоуровневый паркинг — признак массовых сегментов.
Среди других определяющих характеристик можно выделить материалы стен и технологии строительства. «Все панельное домостроение, развивающееся до настоящего времени в России, — это жилье экономкласса, независимо от расположения в городе», — считает Татьяна Калюжнова («ИРН-Консалтинг»). Другого мнения придерживается Игорь Сибренков, заместитель генерального директора ООО «Мортон-Инвест»: «В эконом и комфортклассе могут возводиться дома одинаковых серий, но при этом проекты класса комфорт будут обеспечены школами, детскими садами, поликлиниками, торговой, офисной, культурно-развлекательной и сервисно-бытовой инфраструктурой».
Также для высоких сегментов характерны более дорогая отделка фасадов и общественных зон, индивидуальный архитектурный проект от известных бюро или именитых архитекторов, ландшафтный дизайн. С инфраструктурой топовых сегментов есть сложности, которые описала Ольга Денисова («Магистрат»): «В силу жестких требований к локации дом топовой категории зачастую имеет небольшую территорию, что ограничивает возможности размещения насыщенной и разнообразной инфраструктуры». Например, в ЦАО — округе «элитки», где очень плотная застройка, размещать свою инфраструктуру просто негде. С другой стороны, все необходимое в центре и так есть. Тем не менее инфраструктура помимо обязательного паркинга и благоустроенной придомовой территории может включать спа-салоны, кафе-рестораны, химчистку и пр. «Детские сады и школы в таких проектах если и предусмотрены, то обычно платные», — добавляет Игорь Сибренков («Мортон-Инвест»).
Что касается квартир — здесь требования просты. Во-первых, элитность подразумевает «клубность», то есть небольшое количество квартир — от 20 до 30. Во-вторых, площади — с ними понятно: в элитке — просторные, в экономе — компактные. В-третьих, высота потолков: от 3 м — в бизнесе, от 3,2 — 3,5 — в элитке.
Вообще, скорее всего, деление на классы в большей степени полезно для аналитиков рынка, девелоперов, риелторов, а не для обычного покупателя. «Деление на какие-то категории, виды и подвиды актуально для профессиональных игроков рынка. Что касается потребителей — для них действует принцип выбора объектов не по классу, а по персональным, субъективным, критериям», — такое мнение выражает Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп». И один из главных критериев при выборе — это цена. «Гораздо важнее в этом смысле ценообразование — если в проекте предлагается адекватная рыночная стоимость исходя из качественных характеристик объекта, класс проекта играет не столь важную роль для покупателей», — добавляет Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.
Классовая вражда
В вопросе о подклассах, таких как эконом плюс, комфорт плюс, бизнес плюс, многие эксперты сходятся во мнении, что это не более чем маркетинговый ход — таким образом застройщики пытаются выделиться среди конкурентов. «Зачастую оказывается, что кроме этого плюса в названии в рекламных материалах принципиальных отличий нет. Единственным подклассом, который был принят рынком, является комфорт — улучшенный экономкласс», — отмечает Алексей Харитонов, директор по маркетингу и продажам «ЮИТ СитиСтрой».
Но не все эксперты согласны с этим. «К подклассам относятся дома, которым для более высокого класса жилья не хватает одного из критериев предусмотренной Единой методики классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству», — считает Дарья Третьякова, руководитель отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья». А Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED, выделяет подкласс бизнес плюс: «Это не подделка под элиту, а промежуточная история. По архитектуре, отделочным материалам, инженерии и наполнению такие дома вполне соответствуют элитному классу, но более масштабны и тяготеют к ТТК. Эти проекты реализуются примерно по одной схеме: несколько корпусов объединяются общей территорией закрытого типа». В качестве примера эксперт приводит ЖК Red Side, который расположен недалеко от ТТК, но по архитектурной составляющей, концепции, инженерной начинке и другим параметрам соответствует элитному дому.
Чтобы привлечь покупателя, бывает, что застройщики «повышают» класс объекта. «В основном завышают класс объекта некоторые застройщики недвижимости бизнес-класса, пытаясь позиционировать ее как «элитку», — отмечает Филипп Третьяков, генеральный директор Galaxy Realty. А Дмитрий Котровский («Химки Групп») считает, что больше всего этим «грешат» экономкласс («прикидываясь» комфортом) и комфорткласс (проектам приписываются признаки бизнес-класса).
Причины этого очевидны: «Завышая класс объекта девелопер получает псевдооснование завысить его стоимость, продавая дороже — зарабатывать больше», — рассказывает Иван Татаринов, коммерческий директор GLINCOM. «Правда, на таком перенасыщенном рынке недвижимости, как в Москве, это не работает. Покупатель сейчас достаточно осведомлен, к выбору недвижимости подходит внимательно, взвешивая все плюсы-минусы, сравнивая конкурентов», — заключает эксперт. А Алексей Харитонов («ЮИТ СитиСтрой») считает, что завышение класса способно даже отпугнуть покупателей и испортить репутацию застройщику.
Вот несколько примеров, которые, по мнению некоторых экспертов, не соответствуют заявленному классу. Жилой комплекс, расположенный в районе Черемушки, позиционируется как премиум-класс, что само по себе вызывает вопросы, при этом под одним из двух корпусов нет подземного паркинга. в Чертаново позиционируется как бизнес, но у него нет собственной территории, нет охраны. Примечательно, что объект строился как офисное здание, поэтому имеет, например, высокие потолки и большие площади. Но одновременно этим обусловлена и коридорная система, что странно для бизнес-класса, т.к. означает отсутствие комфорта проживания и некоторой приватности. на западе Москвы позиционируется как бизнес, но расположен у МКАД, территория не огорожена (планируется шлагбаум на въезд транспорта с охраной). Еще один комплекс на юго-востоке Москвы позиционируется как бизнес — прекрасный качественный проект с современным инженерным оборудованием, качественной архитектурой Но с одной стороны от него кладбище, с другой — общежитие и отдел вневедомственной охраны.
Резюме от портала www.metrinfo.ru
Как подчеркнул Дмитрий Пантелеймонов («Лидер Групп»), сегодняшний потребитель, заключая сделку, покупает не просто недвижимость и даже не место, где жить, а сам образ жизни. В большей степени это справедливо для покупателей элитного сегмента, для которых важна статусность, престижность жилья. Для покупателей массовых классов важным критерием является стоимость, а именно максимум «опций» по минимальной цене, переводя на «язык классов» — комфорткласс по цене эконома.
Национальный совет Российской Гильдии риэлторов (РГР) в декабре 2012 года утвердил Единую методику классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству ( классу ). Данная методика разработана экспертами комитетов по консалтингу и девелопменту РГР по заказу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС»). На чём основана методика . Впервые методика потребительской классификации строящихся многоквартирных жилых домов была разработана в 2002г. С ее использованием были определены критерии классификации новостроек г. Москвы .
Кто «комфорт», а кто врет
Визуальная грань между жилыми комплексами эконом- и комфорт-класса в Петербурге тонкая, часто едва заметная. Зато разница в цене в среднем составляет 30%, что мотивирует некоторых девелоперов необоснованно причислять свои создания к высшему сегменту. SR выяснял и подчеркивал отличия.
В лифтах домов комфорт-класса обычно ставят светодиодные лампы с датчиками движения
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству в стране была утверждена Российской гильдией риелторов в конце 2012 года. Специалисты выделили четыре класса жилья на первичном рынке: «эконом», «комфорт», «бизнес» и «элитный». Первые два сегмента объединили в группу массового жилья, вторые — жилья повышенного качества.
Однако, как объясняет руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева, данная классификация не является строгим регламентом для девелоперов при строительстве, а создана для систематизации рынка в качестве ориентира для покупателей. В итоге девелоперы сами решают, к какому сегменту отнести жилой комплекс, и иногда злоупотребляют этой возможностью. «Застройщики зачастую выдают свое жилье за товар более высокого класса. Из-за этого происходит путаница между понятиями «эконом» и «комфорт» и появляются непонятные термины вроде «комфорт-плюс» или «комфортный эконом»»,— объясняет эксперт по недвижимости компании «Макромир» Артем Попов.
Такая свобода действий позволяет девелоперам необоснованно поднимать цены на жилье, так как «комфорт» дороже «эконома» примерно на 30%. В частности, говорит Ольга Трошева, на 1 марта этого года средняя цена жилья эконом-класса в Петербурге составляла 90 тыс. рублей за квадратный метр, комфорт-класса — 118 тыс. рублей. Эксперты рынка недвижимости выделяют основные критерии, по которым можно отличить квартиры одного сегмента от другого.
Место
Одним из главных показателей жилья комфорт-класса является местоположение дома. Директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге Елизавета Конвей объясняет, что основные локации для таких ЖК находятся в пределах КАД, в пешей доступности от станций метро. Это может быть как новый район, так и территория с уже сложившейся жилой застройкой и зелеными зонами. При этом поблизости не должно быть индустриальных участков.
«Привлекательные земельные участки требуют большего объема инвестиций при вхождении в проект, поэтому зачастую само место диктует класс объекта: вы не встретите новостройку эконом-класса, к примеру, в Петроградском районе»,— соглашается директор по продажам «Эталон ЛенСпецСМУ» Ирина Соловьева.
Также в шаговой доступности с жилым комплексом комфорт-класса должны располагаться детские сады и школы, дополняет главный архитектор компании «Метрополис» Александр Пронин. «Соцобъекты должны быть не на бумаге, а реально существующими»,— уточнил он.
Окружение и безопасность
Следующая обязательная составляющая ЖК комфорт-класса — благоустроенная и безопасная придомовая территория. «Еще совсем недавно такие опции, как закрытый двор, видеонаблюдение, диспетчерская служба, охрана не были распространены. Но сегодня это практически обязательные требования к современному жилью»,— говорит директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит» Андрей Кириллов.
По словам Ольги Трошевой, в большинстве случаев дворы ЖК данного сегмента закрытые, что в «экономе» встречается редко. «Для безопасности жилого комплекса и территории должны быть установлены системы контроля доступа и видеонаблюдения, а также предусмотрена служба консьержей. В наших жилых кварталах за порядком и безопасностью следят диспетчеры с помощью системы видеомониторинга и администраторы, которые проводят регулярные обходы территории»,— приводит пример директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
Придомовая инфраструктура, продолжает Ирина Соловьева, включает в себя хорошо оборудованную детскую площадку, места для отдыха и занятий спортом, современные решения ландшафтного дизайна. «На первых этажах застройщик сразу оформляет коммерческие помещения, в которых откроются для жильцов пекарни, кафе, магазины и парикмахерские»,— перечисляет директор по развитию «ABD Architects Санкт-Петербург» Олег Дмитриев. Уже на момент сдачи ключей жильцам в таких домах застройщик, как правило, формирует управляющую компанию или ТСЖ, а не передает на баланс городской УК, добавляет он.
Количество машино-мест в паркинге, объясняет директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева, во дворах комфорт-класса по сравнению с «экономом» выше. Некоторые застройщики придерживаются концепции «двор без машин», предлагая припарковать авто в подземных паркингах или полностью закрытых наземных.
Стройка и квартирография
ЖК комфорт-класса характеризуют и более качественные строительные технологии. По мнению Аси Левневой, дома эконом-сегмента возводятся по типовым проектам и основаны на наименее затратных решениях: из панельных или бетонных блоков. «Для жилья комфорт-класса характерны кирпично-монолитная или кирпичная технология строительства, использование навесных вентилируемых или комбинированных фасадов»,— разбирает Ирина Соловьева.
Что касается инженерных систем, то, по словам эксперта агентства недвижимости Century 21 Vesta Антона Лыкова, в таких домах есть система очистки воды, выполнен полный монтаж электропроводки, а счетчики потребления индивидуального учета выведены на лестничную клетку.
Высота потолков, по мнению Яна Фельдмана, в домах комфорт-класса начинается от 2,7 метра. Кроме того, ярким признаком эконом-класса является большое количество квартир на этаже. «Если квартир больше девяти на лестничной площадке, то такое жилье к комфорт-классу отнести сложно»,— поясняет Артем Попов.
В целом квартиры комфорт-класса должны быть больше жилья эконом-класса на 6-15 кв. м, резюмирует Александр Пронин. Площадь студий в «комфорте», уверены эксперты, приближается к 30 кв. м, а однокомнатных — к 40 кв. м. Иногда в них есть гардеробные, а в некоторых трех- и более комнатных квартирах — второй санузел.
Отделка и дизайн
И, наконец, последней составляющей домов комфорт-класса является уровень отделки мест общего пользования (МОП) и квартир. Олег Дмитриев из ABD Architects объясняет, что во входных группах таких ЖК застройщики часто устанавливают прозрачные стеклянные двери, в лестнично-лифтовых узлах — светодиодные лампы с датчиками движения, а на полах в общественных зонах укладывают керамическую плитку. Нередко оформление МОП выполняется по индивидуальным дизайнерским проектам, которые созвучны названию или концепции жилого комплекса.
Лифты в домах комфорт-класса в основном не белорусского производства, а компании Otis или от другого надежного аналога, говорит Антон Лыков. По мнению Александра Пронина, доступ к лифтам на первом этаже должен осуществляться без лестниц, а входные зоны обязательно хорошо освещены дневным светом.
Если в проекте предусмотрена чистовая отделка, то материалы подбираются более высокого класса. «К примеру, вместо линолеума, до сих пор встречающегося в «экономе», на пол будет уложен прочный ламинат, а в некоторых проектах — паркетная доска»,— иллюстрирует Ирина Соловьева.
Таким образом, разница между эконом- и комфорт-классами заключается в «начинке» жилого комплекса, планировочных решениях, выразительности фасадов и степени благоустроенности территории. Однако Ольга Трошева предостерегает: «Класс объекта присваивается по рендерам и предоставленным данным еще на этапе проектирования комплекса. Дом строится два-три года, и за это время из-за изменений в 214-ФЗ и финансовых сложностей компании заявленные планы могут не воплотиться в жизнь: застройщик может использовать более дешевые материалы и сократить расходы на благоустройство. Так что покупатель может купить квартиру комфорт-класса, а заехать в «эконом»».
Единая классификация новостроек по качеству , разработанная Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в начале 2013 года. … Разработка классификации жилых новостроек РФ по потребительскому качеству основывается на строгом единообразном применении Жилищного Кодекса РФ, Градостроительного Кодекса РФ, действующих технических стандартов (ТС, ГОСТ) и сводов правил (СП) по проектированию и строительству жилья, а также приказов Минрегиона России. … 2) Принцип выбора способа классифицирования : классификация …
- https://nngm.ru/docs/edinaya-klassifikatsiya-mnogokvartirnyh-zhilyh-novostroek/
- https://www.metrinfo.ru/nestandart/articles/nedvizhimost-po-rangam-ekonom-komfort-biznes.140238.html
- https://www.kommersant.ru/doc/3953139