Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий
Статьи в журнале
Новости
Новости компаний
Форум
Нормативные документы
Словарь
Рефераты
Литература
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.
5: Как проходить государственную экологическую экспертизу для обезвреживания и размещение отходов
- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
- материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
- проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:
- проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
- проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
- проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
- проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
- проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций, в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
- технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
- материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
- проекты международных договоров;
- иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Что такое Государственная Экологическая экспертиза и с чем ее едят.
Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.
Экологические новости
Мероприятия
Последние сообщения
Контактная информация
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Источник: www.ecoindustry.ru
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ)
Сегодня во всем мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон).
ТЕЗИСЫ
1. Экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
2. Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по проведению оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
3. Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.
Багдасаров Вадим, руководитель проектов направления «Охрана труда и экология» Группы компаний SRG
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Определение экологической экспертизы дано в ст. 1 Закона. Под данным видом экспертизы понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Отсюда следует, что экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Согласно ст. 4 Закона в Российской Федерации выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы, и общественная.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в числе прочего, являются проекты технической документации на новые технику либо технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (п. 5 ст. 11 Закона).
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Необходимо отметить, что с 01.01.2018 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы будут также являться:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения.
При этом обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Материалы по ОВОС должны базироваться на результатах научно-технических и проектно-изыскательских работ, объективно отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
Состав материалов по ОВОС определяется порядком проведения оценки и зависит от вида намечаемой деятельности, а также требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
ВАЖНО!
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком, если таковой был выявлен.
Также заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации на- мечаемой деятельности.
Однако необходимо иметь в виду, что на этапе проведения ОВОС может быть принято решение о нецелесообразности проведения общественных слушаний по материалам оценки.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Основанием для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня является регистрация сопроводительного письма в Росприроднадзоре, с приложением всех необходимых для проведения экспертизы материалов.
Одним из обязательных условий проведения государственной экологической экспертизы является предварительная оплата заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Закон требует, чтобы оплата была произведена в полном объеме.
ОПЛАТА
Принципиальным является вопрос о моменте, когда экспертиза должна быть оплачена. С момента определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению при- лагается смета и счет на оплату проведения экспертизы.
В случае отсутствия оплаты счета в течение 30 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, возвращаются с уведомлением заказчику без проведения экспертизы.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после оплаты экспертизы и представления заказчиком комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику ответственным секретарем экспертной комиссии в течение 5 дней со дня его утверждения. При этом после завершения экспертизы один экземпляр материалов остается в экспертном подразделении, а остальные возвращаются заказчику.
Следует отметить, что повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения и при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком являются:
- создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Ст.ст. 31–34 Закона предусматривают уголовную, административную, материальную, гражданско-правовую ответственность.
При этом согласно ст. 32 Закона лица, виновные в совершении нарушений, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 до 100 тыс. руб.
А ст. 8.4 КоАП РФ устанавливается ответственность в виде наложения штрафа:
- Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
- Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 150 000 руб.
- Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.
Таким образом, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также ст. 8.1 КоАП РФ.
Источник: srg-eco.ru
Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204
В статье представлен комментарий к утвержденному Приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее — Административный регламент Росприроднадзора), в т.ч. рассмотрен механизм предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня.
Необходимость проведения ГЭЭ определена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 12.02.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698.
В частности, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ ГЭЭ организуется и проводится в отношении следующих объектов:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;
- объекты ГЭЭ, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V классов опасности[1];
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- объект ГЭЭ, указанный в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в случае доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2018 г. ГЭЭ федерального уровня также будут подлежать: проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ; материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения ГЭЭ, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
В 2010 г. функции по организации ГЭЭ федерального уровня были переданы Росприроднадзору[2]. По требованиям общественности был сформирован единый реестр специалистов ГЭЭ, в состав которого входят специалисты от неправительственных экологических организаций и движений, руководители отраслевых учебных заведений и научно-исследовательских институтов РАН[3].
До недавнего времени Росприроднадзору и природопользователям приходилось руководствоваться (по аналогии) Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 283 (далее — Административный регламент Ростехнадзора). 10 февраля 2015 г. он утратил силу и взамен него начал действовать Административный регламент Росприроднадзора.
Данный документ был разработан с учетом изменений законодательства, произошедших за период с 2008 по 2014 гг. Наряду с прочим, в нем были учтены изменения норм о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (межведомственные запросы, предоставление услуг в электронной форме и др.)[4].
Важным моментом является то, что в Административном регламенте Росприроднадзора законодатель установил четкие критерии доступности и качества предоставления государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ (далее — государственная услуга), к которым относятся:
- удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. в электронной форме;
- наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги;
- соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;
- отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги;
- предоставление возможности подачи заявления в форме электронного документа;
- предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Основными показателями доступности и качества государственной услуги являются количество жалоб от заявителей о нарушениях сроков предоставления государственной услуги, предусмотренных Административным регламентом Росприроднадзора, а также количество судебных исков по обжалованию решений Росприроднадзора и его территориальных органов, принимаемых при предоставлении государственной услуги.
ГЭЭ организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и его территориальными органами в соответствии с поручениями Росприроднадзора, подготовленными на основании Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» (в ред. от 01.07.2011).
Административным регламентом Росприроднадзора установлено, что заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги. В соответствии с утратившим силу Административным регламентом Ростехнадзора заказчиком организации и проведения ГЭЭ также могли выступать органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Давайте рассмотрим подробнее, какие еще изменения предусмотрены Административным регламентом Росприроднадзора.
Вопросы информирования и консультирования
В отличие от Административного регламента Ростехнадзора, Административный регламент Росприроднадзора более детально проработан в части описания возможностей получения заинтересованными лицами консультаций и информации о предоставлении государственной услуги. Это позволит сократить количество отказов, получаемых по формальным причинам.
В частности, в документе оговорено, что информация о государственной услуге предоставляется заинтересованным лицам непосредственно в помещениях Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, в рамках личного приема, по почте при ответе на письменное обращение, а также посредством размещения на официальных сайтах Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора в сети Интернет, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»[5] (далее — Единый портал).
Место нахождения Росприроднадзора: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, ГСП-5. Почтовый адрес для направления документов и обращений: ул. Б. Грузинская, д. 4/6, Д-242, ГСП-5, Москва, 123995. Место нахождения экспедиции Росприроднадзора: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6. Телефон для справок: 8 (499) 254-84-77.
Адрес официального сайта Росприроднадзора в сети Интернет: http://rpn.gov.ru/.
Информация о порядке предоставления государственной услуги, о местонахождении и телефонах территориальных органов Росприроднадзора размещается на официальном сайте Росприроднадзора, информационных стендах и сайтах территориальных органов Росприроднадзора, Едином портале. Контактная информация территориальных органов Росприроднадзора приведена в приложении 1 к Административному регламенту Росприроднадзора.
Информация о графике работы Росприроднадзора размещается на его официальном сайте (ранее подобная информация была приведена в самом Административном регламенте Ростехнадзора), информация о графике работы территориальных органов Росприроднадзора — на информационных стендах и официальных сайтах указанных органов.
В помещениях центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора должны быть размещены информационные стенды, содержащие следующую информацию:
- график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, адреса официальных сайтов и электронной почты структурных подразделений Росприроднадзора и его территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги;
- порядок предоставления государственной услуги в виде блок-схемы (приложение 2 к Административному регламенту Росприроднадзора);
- права и обязанности заявителя государственной услуги;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги;
- перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- описание конечного результата предоставления государственной услуги;
- описание последствий отрицательного заключения ГЭЭ;
- порядок определения сметы расходов на проведение ГЭЭ;
- основания для отказа в организации и проведении ГЭЭ;
- реквизиты счета для оплаты организации и проведения ГЭЭ;
- извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации и проведения ГЭЭ;
- текст Административного регламента Росприроднадзора с приложениями.
Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора на информационных стендах был размещен образец сопроводительного письма, необходимого для приема материалов на ГЭЭ, согласно приложению 2 к данному Административному регламенту.
В Административном регламенте Росприроднадзора был скорректирован перечень сведений, которые можно получить посредством телефонной связи:
Административный регламент Ростехнадзора
Административный регламент Росприроднадзора
7. При ответе на телефонные звонки граждан и представителей организаций должностные лица Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) предоставляют информацию по следующим вопросам:
сведения о нормативных актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
перечень необходимых документов и материалов для организации и проведения государственной экологической экспертизы;
информацию о комплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу[6].
6. С использованием средств телефонной связи может быть получена следующая информация о предоставлении государственной услуги:
информация о порядке предоставления государственной услуги;
сведения о нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы (наименование, реквизиты нормативного правового акта);
перечень материалов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Таким образом, теперь информацию о комплектности материалов, представленных на ГЭЭ, нельзя будет получить по телефону.
В то же время были добавлены новые способы получения информации по иным вопросам, касающимся организации и проведения ГЭЭ:
Административный регламент Ростехнадзора
Административный регламент Росприроднадзора
7. […] Иные вопросы рассматриваются Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) только на основании соответствующего письменного обращения.
6. […] Иные вопросы рассматриваются должностными лицами на основании соответствующих письменных обращений, обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, в рамках личного приема[7] […].
В соответствии с Административным регламентом Росприроднадзора ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения, фамилии, имени, отчестве (при наличии) и должности должностного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) принявшего телефонный звонок. Тем самым обеспечивается персональная ответственность должностных лиц за предоставленные сведения.
Ответ на письменное обращение заявителя предоставляется в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), номера телефона исполнителя и направляется почтой (или в форме электронного документа, если это указано в обращении заявителя) в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения. Ранее ответ на письменное обращение заявителя направлялся только почтой.
Отметим, что в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора при консультировании по электронной почте ответ на обращение заявителя по вопросам, определенным п. 7 данного документа (см. выше), направлялся на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня регистрации обращения; в иных случаях — в срок, не превышающий 10 дней со дня регистрации обращения.
В Административном регламенте Ростехнадзора (п. 5) было подчеркнуто, что консультации предоставляются бесплатно. В Административном регламенте Росприроднадзора такого положения нет. Надеемся, что оно будет действовать по умолчанию.
Сроки проведения ГЭЭ
Законодательством установлены конкретные сроки проведения ГЭЭ. Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.
Сравним сроки проведения ГЭЭ, установленные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:
Таблица 1. Сроки проведения ГЭЭ
Административный регламент Ростехнадзора
Административный регламент Росприроднадзора
Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[8] — 6 месяцев.
Предусмотрена дифференциация сроков в рамках общего срока ГЭЭ в зависимости от сложности объекта ГЭЭ (установлены базовые критерии по сложности объектов ГЭЭ в приложении 29):
•для простых объектов ГЭЭ — до 30 дней;
•для объектов ГЭЭ средней сложности — до 60 дней:
•для сложных объектов ГЭЭ — от 60 до 120 дней.
Установлены сокращенные сроки проведения ГЭЭ для отдельных видов объектов:
- 2 месяца — для олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, а также особо опасных, технически сложных и уникальных олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения;
- 3 месяца — для объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Максимальный срок — 4 месяца, при продлении[9] — 6 месяцев.
Отсутствует дифференциация сроков проведения экспертизы в зависимости от сложности объекта ГЭЭ в рамках общего срока.
Установлен сокращенный срок проведения ГЭЭ 3 месяца:
- для объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, на Байкальской природной территории, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- для искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации
Как мы видим, существенным изменением Административного регламента Росприроднадзора является исключение из числа приложений, равно как и из текста Административного регламента, базовых критериев дифференциации по сложности объектов ГЭЭ, на основании которых устанавливался срок проведения ГЭЭ для конкретного объекта в соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора[10].
Подача документов на проведение ГЭЭ
В Административном регламенте Росприроднадзора документы, необходимые для проведения ГЭЭ, условно разделены на две группы:
- документы, которые обязан самостоятельно представить заявитель;
- документы, которые Росприроднадзор запрашивает путем межведомственных запросов или которые заявитель представляет по собственной инициативе.
Это обусловлено изменениями в законодательстве[11], произошедшими в 2011 г., в соответствии с которыми у заказчика ГЭЭ отсутствует обязанность представлять в Росприроднадзор документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и которые Росприроднадзор может самостоятельно у них запросить (пп. 1, 1.1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ).
К документам, которые обязан представить непосредственно сам заявитель на ГЭЭ, в соответствии с п. 13 Административного регламента Росприроднадзора относятся:
- заявление, содержащее информацию о наименовании объекта ГЭЭ, подробную опись материалов, представляемых на ГЭЭ (приложение 3 );
- документация, подлежащая ГЭЭ, за исключением объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ[12].
Документация, подлежащая ГЭЭ, представляется в двух экземплярах, заявление и материалы — в одном экземпляре.
Остальные необходимые для проведения ГЭЭ документы запрашиваются по межведомственным запросам, если заявитель не представил их по собственной инициативе. При этом абз. 2 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ установлено, что начало срока проведения ГЭЭ не изменяется в случае, если Росприроднадзор запрашивает необходимые для проведения ГЭЭ документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.
В Административном регламенте Росприроднадзора, в отличие от Административного регламента Ростехнадзора, определена процедура межведомственных запросов (пп. 45–48).
Таким образом, при предоставлении государственной услуги от заявителя запрещается требовать представление:
- документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в актах законодательства.
Данное положение не позволяет должностным лицам самовольно устанавливать перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Обратите внимание: отсутствие обязанности самостоятельно представлять отдельные виды документов не отменяет законодательно установленные обязанности заявителя провести необходимые исследования и пройти согласования.
Административным регламентом Росприроднадзора, в отличие от Административного регламента Ростехнадзора, установлено, что заявление и материалы заявителя могут быть поданы в форме электронных документов. В этом случае уведомления о ходе предоставления государственной услуги, а также итоговые документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), если иное не указано заявителем в заявлении. Такая возможность была предоставлена заявителям в рамках проводимой государственной политики по созданию так называемого «электронного правительства».
Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет соответствующее заявление в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ), путем заполнения формы заявления, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Оказание государственных услуг в электронном виде», либо с использованием Единого портала.
Рассмотрение заявления и материалов заявителя, полученных в форме электронного документа, осуществляется в том же порядке, что и рассмотрение заявлений и материалов заявителей, полученных лично от заявителей или направленных по почте с учетом особенностей, установленных Административным регламентом Росприроднадзора.
В заявлении в электронной форме указывается один из следующих способов получения заключения ГЭЭ:
- в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении или посредством почтового отправления;
- в форме электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты.
Отказ в приеме документов и проведении ГЭЭ
Административным регламентом Росприроднадзора определены исчерпывающие перечни оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и для отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является признание недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя в порядке, установленном Федеральным законом № 63-ФЗ, выявленное в результате ее проверки. Отметим, что в Административном регламенте Ростехнадзора не было предусмотрено оснований для отказа в приеме документов.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Теперь сравним основания для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом Росприроднадзора и Административным регламентом Ростехнадзора:
Административный регламент Ростехнадзора
Административный регламент Росприроднадзора
19. Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы могут являться:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты[13];
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы в срок, указанный Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора) в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.
21. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям […];
письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
Как видим, три основания были практически полностью перенесены из Административного регламента Ростехнадзора в Административный регламент Росприроднадзора. Однако следует сделать уточнение касательно третьего основания: основанием для отказа в проведении ГЭЭ является непредставление только тех документов, которые обязан представить заявитель (см. пп. 13 и 14 Административного регламента Росприроднадзора). Данное основание не охватывает документы, которые находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций и представляются по межведомственным запросам Росприроднадзора. Четвертое основание для отказа в проведении ГЭЭ является новшеством (причем вполне логичным) Административного регламента Росприроднадзора.
Проведение ГЭЭ
В Административном регламенте Росприроднадзора выделено 6 административных процедур, которые составляют государственную услугу (в п. 31 приведен их перечень, а в приложении 2 — блок-схема процедур):
- прием и регистрация заявления и материалов заявителя;
- рассмотрение заявления и представленных материалов;
- формирование и направление межведомственных запросов;
- подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ;
- проведение ГЭЭ;
- выдача заключения ГЭЭ.
Данные процедуры, по сути, схожи с процедурами Административного регламента Ростехнадзора, однако в последнем нет такого строгого выделения 6 процедур (табл. 2):
Таблица 2. Проведение ГЭЭ в соответствии с требованиями Административного регламента Росприроднадзора и Административного регламента Ростехнадзора
Процедуры ГЭЭ
Основание и срок согласно Административному регламенту Ростехнадзора
Основание и срок согласно Административному регламенту Росприроднадзора
Прием и регистрация заявления и материалов заявителя
Регистрация заявления и материалов заявителя
специально не определено (п. 21)
не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления (пп. 36, 38)[15]
Решение о назначении ответственного исполнителя
специально не определено (п. 23.1)
в течение 1 рабочего дня (п. 39)
Рассмотрение заявления и представленных материалов
В случае некомплектности представленных материалов:
- направление заявителю уведомления о некомплектности материалов
в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма (п. 29)
в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и материалов (п. 41)
в установленные в уведомлении сроки, но не позднее 30 дней (п. 29.1)
в течение срока, указанного в уведомлении (п. 42)
- направление заявителю материалов с уведомлением без проведения ГЭЭ при непредставлении запрошенных документов
специально не определено (п. 29.1)
проект уведомления готовится ответственным исполнителем в течение 7 рабочих дней по истечении срока укомплектования, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом (п. 42)
В случае комплектности представленных материалов:
- направление заявителю уведомления о необходимости оплаты проведения ГЭЭ с приложением к нему сметы и счета на оплату проведения ГЭЭ
в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — в течение 1 дня) (п. 26)
в течение 7 рабочих дней (п. 43)
- оплата проведения ГЭЭ заявителем
в течение 30 дней со дня получения уведомления (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — в течение 3 дней) (п. 26)
в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления (п. 43)
- направление заявителю материалов с уведомлением без проведения ГЭЭ при отсутствии оплаты счета на проведение ГЭЭ
специально не определено (п. 28)
проект уведомления готовится ответственным исполнителем в течение 7 рабочих дней по истечении срока оплаты, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом, и направляется заявителю (п. 44)
Формирование и направление межведомственных запросов
процедура не предусмотрена
в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (п. 48)
Подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ
не позднее чем через 1 месяц после оплаты проведения ГЭЭ и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве (для объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ и п. 13 Административного регламента Ростехнадзора, — не позднее чем через 3 дня) (п. 30)
в течение 1 месяца после оплаты проведения ГЭЭ и приемки комплекта необходимых материалов в полном объеме и количестве (для объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, — в течение 3 рабочих дней) (п. 49)
Проведение ГЭЭ
Направление уведомления о начале работы экспертной комиссии ГЭЭ для размещения в сети Интернет
в течение 3 рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 35)
в течение 3 рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 50)
Проведение организационного заседания экспертной комиссии ГЭЭ
в соответствии с уведомлением (п. 36)
в течение 5 рабочих дней со дня утверждения приказа об организации и проведении ГЭЭ (п. 52)
Направление заявителю уведомления о необходимости представления дополнительных материалов
специальный срок не предусмотрен (п. 37.6)
проект уведомления готовится ответственным секретарем в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений экспертов ГЭЭ, передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), курирующему вопросы ГЭЭ и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом (п. 53)
Подготовка и подписание заключения экспертной комиссии
в соответствии с календарным планом работы, утвержденным на организационном заседании экспертной комиссии (п. 37.3)
в соответствии с решением экспертной комиссии, принятым на организационном заседании (п. 52)
Подписание приказа об утверждении заключения ГЭЭ
в срок, установленный приказом об организации и проведении ГЭЭ (п. 46)
в срок, установленный приказом об организации и проведении ГЭЭ (п. 63)
Направление заявителю заключения ГЭЭ
в течение 5 дней со дня утверждения заключения (п. 51)
в течение 5 календарных дней со дня утверждения заключения (п. 66)
Таким образом, заявитель направляет в Росприроднадзор или его территориальные органы заявление и материалы, необходимые в соответствии с пп. 13, 14 Административного регламента Росприроднадзора. Они регистрируются (в случае поступления заявления и материалов в электронной форме осуществляется проверка электронной подписи, по результатам которой заявителю может быть направлено уведомление об отказе в приеме заявления и материалов, что является новшеством Административного регламента Росприроднадзора) и передаются начальнику уполномоченного структурного подразделения, который назначает ответственного исполнителя. Ответственный исполнитель осуществляет проверку комплектности представленных материалов и готовит уведомление в адрес заявителя о некомплектности материалов (в случае некомплектности) или смету расходов на проведение ГЭЭ и уведомление о необходимости оплаты ГЭЭ (в случае комплектности).
В случае если необходимые материалы не были представлены заявителем в установленные сроки, а также при отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения ГЭЭ, материалы возвращаются заявителю без проведения ГЭЭ.
Принципиально новой является процедура формирования и направления межведомственных запросов. Такой запрос формируется Росприроднадзором в случае, если документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента Росприроднадзора (которые заявитель вправе, но не обязан представлять), не были представлены заявителем по собственной инициативе. Подготовка запроса проходит одновременно с проверкой документов на комплектность.
После приемки комплекта необходимых документов и оплаты проведения ГЭЭ начинается подготовка проекта приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении ГЭЭ. В приказе указываются состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, члены экспертной комиссии), сроки проведения ГЭЭ, задание на проведение ГЭЭ. Уведомление о начале работы экспертной комиссии размещается в сети Интернет.
Работа экспертной комиссии начинается с проведения организационного заседания, причем заявитель и его представители, а также иные заинтересованные стороны (при необходимости) могут, но не обязаны присутствовать на нем.
В ходе проведения ГЭЭ у заявителя может быть запрошена дополнительная информация по объекту ГЭЭ. Такое уведомление подготавливается на основе заявления эксперта и подписывается заместителем руководителя Росприроднадзора или его территориального органа. В случае непредставления дополнительных материалов документация рассматривается в исходном объеме. Данное уточнение отличает Административный регламент Росприроднадзора от Административного регламента Ростехнадзора.
В случае необходимости может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На заключительном заседании экспертной комиссии рассматривается проект заключения экспертной комиссии. Так же как и на организационном заседании, присутствие заявителя является факультативным. Заключение подписывается всеми членами экспертной комиссии при одобрении его квалифицированным большинством (не менее 2/3 списочного состава) экспертной комиссии.
При несогласии более 1/3 списочного состава экспертной комиссии с выводами заключения срок проведения ГЭЭ может быть продлен. Решение о необходимости продлении срока ГЭЭ и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется приказом Росприроднадзора (его территориального органа).
Заключение экспертной комиссии утверждается приказом Росприроднадзора (его территориального органа) и направляется заявителю. Информация о завершении ГЭЭ публикуется в сети Интернет.
Напоследок отметим, что Административный регламент Ростехнадзора, в отличие от Административного регламента Росприроднадзора, содержал значительное количество различных форм документов экспертной комиссии (в приложениях). В новом же регламенте они были упразднены, что облегчает восприятие текста документа.
[1] Данное положение не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 июля 2015 г. данный пункт будет изложен в следующей редакции: «проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности».
[2] См. п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
[3] Необходимую информацию о проведении ГЭЭ можно найти по ссылке http://rpn.gov.ru/node/654.
[4] В частности, были приняты Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и иные подзаконные нормативные правовые акты в развитие Федерального закона № 210-ФЗ.
[6] Здесь и далее выделено автором.
[8] Административным регламентом Ростехнадзора не были установлены условия изменения сроков проведения ГЭЭ. Увеличение сроков проведения ГЭЭ (а также изменение состава экспертной комиссии) оформлялось приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы (территориального органа).
[9] Согласно п. 64 Административного регламента Росприроднадзора при несогласии более 1/3 списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения экспертной комиссией готовятся предложения о продлении срока проведения ГЭЭ и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов. Указанные предложения передаются в экспертное подразделение и докладываются его руководителем руководству Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора). Решение о необходимости продления срока проведения ГЭЭ и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).
[10] Приложение 29 к Административному регламенту Ростехнадзора.
[11] Изменения были внесены Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[12] Согласно п. 14 Административного регламента Росприроднадзора для проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, заявитель представляет:
- заявление, содержащее информацию о наименовании объекта ГЭЭ, подробную опись материалов, представляемых на ГЭЭ (приложение 3 );
- документацию, подлежащую ГЭЭ и содержащую материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, на соответствующую ООПТ, в случае проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;
- документацию, подлежащую ГЭЭ и содержащую материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения ГЭЭ объектов, указанных в подп. 7.3 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
[13] Здесь и далее выделено автором.
[14] Для проведения ГЭЭ проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, заявление и материалы заявителя представляются заявителем в порядке, предусмотренном Правилами представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 822 (п. 32 Административного регламента Росприроднадзора).
[15] При поступлении заявления и материалов заявителя в форме электронного документа в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченное лицо Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) в ходе регистрации поступивших заявления и материалов заявителя осуществляет проверку усиленной квалифицированной электронной подписи на соответствие требованиям Федерального закон № 63-ФЗ. В случае соответствия электронной подписи установленным требованиям информация о приеме заявления и материалов в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, направляется заявителю в виде электронного сообщения по указанному им адресу электронной почты. В обратном случае в течение 3 дней со дня завершения проверки заявителю по указанному им адресу электронной почты в форме электронного документа направляется уведомление об отказе в приеме заявления и материалов. В случае получения такого уведомления заявитель вправе обратиться повторно, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме заявления и материалов (п. 37 Административного регламента Росприроднадзора).
Источник: www.profiz.ru