Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к Статье 8.1 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
010 Строительство экологического дома
2. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34). Содержание экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов раскрывается в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; см. с изм. и доп.
3. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности формируются в процессе реализации экологического нормирования и технического регулирования. В систему экологических нормативов в РФ входят нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых концентраций химических и биологических вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней воздействия, нормативы санитарных и защитных зон, нормативы использования природных ресурсов, нормы радиационной безопасности и предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.
Лекция 12. Ответственность за экологические правонарушения_2021
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ техническое регулирование в РФ осуществляется в форме разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, разработки и утверждения национальных стандартов и подтверждения соответствия (ст. 9, ст. 16, ст. 21 и ст. 23).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 1). Ст. 5140; см. с изм. и доп.
Другой комментарий к Ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на экологическую безопасность при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Под экологической безопасностью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) понимаются требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В такие нормативы включены:
нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы);
нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов);
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций);
нормативы допустимых физических воздействий;
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
2. Введение в настоящий Кодекс комментируемой статьи обусловлено принятием уже упомянутого Федерального закона об охране окружающей среды, в гл.VII которого установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, ст.34 указанного Закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. За нарушение требований в области охраны окружающей среды предусмотрено приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
3. Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
4. Ответственность за совершение административного правонарушения по комментируемой статье возникает независимо от наступления неблагоприятных последствий. Таким образом, указанная норма имеет формальный состав.
5. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
6. Субъектами правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.
Источник: koapkodeksrf.ru
Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году
Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
- характером правонарушения;
- формой собственности предприятия;
- правовым статусом виновного лица.
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
- вынесение предупреждения;
- штраф;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискация продукции;
- лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
- ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
- исправительные работы;
- арест.
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
- Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
- Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
- Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
- причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
- смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.
Источник: gklab.ru
Экологическая ответственность при строительстве
Ответственность за нарушения природоохранного законодательства
На основании ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается ответственность:
П ри выявлении нарушений в результате проверки инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.
Административная ответственность
За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:
— несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);
— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2);
— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);
— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2);
— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (статья 8.2.3);
— нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);
— нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);
— сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);
— нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (статья 8.5.1);
— сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования (статья 8.5.2);
— порча земель (статья 8.6);
— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);
— использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);
— нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);
— нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);
— нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);
— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
— несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);
— нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);
— нарушение правил водопользования (статья 8.14);
— нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);
— нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);
— выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);
— эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);
— нарушение правил использования лесов (статья 8.25);
— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
— нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);
— уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);
— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
— нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (статья 8.30.1);
— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);
— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
— ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (статья 8.32.1);
— включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (статья 8.32.2);
— невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (статья 8.32.3);
— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);
— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);
— нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);
— нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);
— нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);
— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);
— нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы (статья 8.40);
— невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);
— неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.41.1);
— нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);
— нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);
— невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);
— нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе (статья 8.45.1);
— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46);
— осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного оэкологического разрешения (статья 8.47);
— несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (статья 8.48);
— нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (статья 8.49).
Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами.
К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.
Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:
Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
Статья 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Сущность данного деяния — производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния: создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.
Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.
Статья 250 УК РФ — загрязнение вод.
Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния: повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
Статья 251 УК РФ — загрязнение атмосферы.
Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха; по неосторожности причинение вреда здоровью человека; по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной Приказом Росгидромета от 31.10.2000 № 156.
Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.
Статья 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.
Статья 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Уголовная ответственность наступает только в случае наличия одного из квалифицирующих признаков: причинение крупного ущерба; применение самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; совершение в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства: без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением; в запрещенных местах; в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов; в запрещенное время; с использованием запрещенных орудий лова.
Статья 257 УК РФ — нарушение правил охраны рыбных запасов.
Преступность этого деяния заключается в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.
Статья 258 УК РФ — незаконная охота.
Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Статья 258.1 УК РФ — незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Под незаконной добычей понимаются действия, направленные на изъятие из естественной среды обитания особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (незаконная охота, браконьерство).
Приобретение – получение предмета преступления как возмездным, так и безвозмездным способом (покупка, обмен, подарок и т.п.).
Хранение – временное удержание предмета преступления для последующего распоряжения им (продажа, дарение, употребление в пищу и т.п.).
Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой.
Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных.
Продажа – возмездная передача предмета преступления третьим лицам.
Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше действий.
Статья 259 УК РФ — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.
Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.
Статья 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений.
Преступный характер заключается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статья 261 УК РФ — уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если они причинили крупный ущерб.
Статья 262 УК РФ — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения — причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.
Статья 358 УК РФ Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I — IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Источник: mpr.rkomi.ru
Требования по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений согласно ст. 44 Закона об охране окружающей среды должны соблюдаться экологические требования, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Размещение зданий, сооружений и иных объектов необходимо осуществлять с учетом экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований.
Планирование и застройка городских и сельских поселений должны сопровождаться соблюдением экологических требований, принятием мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иных мер по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие лесопарковые, а также изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Законодательством предусмотрен достаточно широкий спектр мер, применяемых к нарушителям экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Так, в ст. 34 Закона об охране окружающей среды закреплено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по решению суда и является мерой административного наказания.
В свою очередь прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении экологических требований осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Согласно ст. 38 Закона об охране окружающей среды руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию объектов несут в соответствии с федеральным законодательством административную и иную ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих экологическим требованиям.
КоАП предусматривает наступление административной ответственности за нарушение экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности за:
несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).
Субъекты РФ также могут устанавливать административную ответственность за нарушения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
УК предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных:
ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);
ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами);
ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).
Источник: studme.org