Экологические проблемы при строительстве дорог

Путинцева Е. В., Агафонова М. С., Малыхина В. С., Барышова А. В. Проблемы экологической безопасности дорожно-строительных и ре-монтных работ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 519–529. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570103.htm.

Аннотация. статья посвящена проблемам экологической безопасности , которые влияют на окружающую среду. Приводятся примеры комментариев участников дороги. Предлагаются рекомендации по улучшению экологической безопасности при строительстве и ремонте дорог. Дается характеристика объектов воздействия автомобильных дорог.

Рассмотрены виды ремонта разрушенных дорог.

Актуальность. Загрязнение окружающей среды происходит при выполнении большинства технологических процессов, связанных со строительством или ремонтом дороги, а также с приготовлением дорожно-строительных материалов. Следует заметить, что загрязнение среды производством работ, а тем более разного рода физические воздействия, имеют временный характер, продолжаются только в период выполнения технологической операции. Поэтому, несмотря на высокую интенсивность, последствия их воздействий на окружающую среду проще предотвратить.

▽ Экологические проблемы планеты Земля

Предлагаемые в данной статье рекомендации могут учитываться при выборе технологических решений, проектировании организации строительства, разработке требований к тендерной документации, а также при организации и выполнении производственного мониторинга в период строительства и эксплуатации.

При устройстве поверхностной обработки асфальтобетонных и других черных покрытий в качестве вяжущего материала следует отдавать предпочтение менее токсичным битумным эмульсиям — катионным БК, СК и анионным БА-1 и СА.

Для уменьшения отрицательного воздействия на придорожную почву, воду и растительность обеспыливающих и противогололедных материалов, необходимо применять их в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, соблюдая режим и нормативы, предусмотренные технологией борьбы с зимней скользскостью (ВСН 20-88, ВСН 24-88). При этом следует руководствоваться также критериями оценки степени воздействия противогололедных и обеспыливающих веществ.

Распределение обеспыливающих и противогололедных материалов необходимо производить только механическими способами. Чешуированные или гранулированные материалы следует распределять солеразбрасывателями, универсальными разбрасывателями или распределителями удобрений.

Розлив растворов хлоридов и др. целесообразно производить поливомоечными машинами, а при их отсутствии автоцистернами со специальными распределительными устройствами.

Рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы распределение материалов осуществлялось только по

С целью ограничения загрязняемого дорогой пространства пылью и солями, следует устраивать лесные полосы, которые будут преграждать перенос этих веществ.

При посадке или посеве следует использовать ассортимент растений, устойчивых к засолению почв ( приложение 5).

Проблема экологии в том, что мы не видим проблему | Алексей Молчанов | TEDxSadovoeRingSalon

В случае, если хлориды попадают в почву вновь созданных лесных полос, в них необходимо проводить рыхление почв не менее пяти раз в первый год и трех — последующие годы, полив до 2-3 раз в месяц и ежегодную подкормку удобрениями (N60, Р60, К60).

При посадке деревьев и кустарников на глинистых и суглинистых почвах в ямы целесообразно добавлять песок, что способствует большой водопроницаемости, а, следовательно, лучшей вымываемости хлора.

При содержании газонов в зонах наибольшего попадания хлоридов (разделительная полоса, откосы кюветов) необходимо 2-3 раза в месяц проводить полив (20-30 л/м2, и ежегодно подсевать семена с предварительным рыхлением, поливом почвы (40-60 л/м2) и внесением удобрений (N45, Р45, К45).

При использовании удобрений особое значение, следует уделять органическим, а из минеральных — азотным, фосфорным, магниевым, марганцевым и борным удобрениям. Не вносить хлор- и натрий содержащих удобрений.

Для предотвращения вторичного засоления почв в полосе отвода следует сразу же после косьбы убирать скошенную траву и опавшие осенью листья деревьев.

Объем дорожного фонда Воронежской области в 2017 году составит почти 9,3 млрд рублей, сообщил председатель облдумы Владимир Нетесов на выездном заседании комитета по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности в Россоши во вторник, 21 марта. Чиновник назвал сумму «значительной» и призвал рационально использовать выделяемые деньги.

Владимир Нетесов подчеркнул, что состояние дорог в регионе вызывает «немало справедливой критики автомобилистов».

Рис. 1 — Строительство обхода Лосево в Воронежской области начнется в апреле 2017 года

– Объем дорожного фонда области в 2017 году, предусмотренный законом о бюджете области, составит 9,288 млрд рублей. Сумма очень значительная для последних лет, и люди вправе надеяться, что ремонт дорог будет проведен качественно и в срок. Для этого необходимо в ближайшее время подготовить план работ и согласовать его с населением. Людям не надо рассказывать про перепады температур, особенности нашего климата и отсутствие необходимой техники – надо просто качественно отремонтировать дороги и обеспечить на них максимальный уровень комфорта и безопасности, – отметил Владимир Нетесов.

Спикер облдумы подчеркнул, что пока законодательство о проведении конкурсных процедур ценовой фактор определяет важнейшим критерием поиска победителя. Но, по словам Нетесова, и сейчас «есть возможность не допустить того, чтобы победителями стали сомнительные фирмы».

– Каждая копейка областного и муниципальных дорожных фондов должна быть потрачена эффективно. Я призываю муниципалитеты и общественников проконтролировать, как будут израсходованы деньги, выделенные на благоустройство дорог. Со стороны областной думы считаю необходимым обратиться к депутатам Госдумы для внесения изменений в федеральное законодательство о механизме проведения конкурсных процедур: мы должны тратить бюджетные средства экономно, но с учетом максимально возможного качества проводимых работ, – сказал Владимир Нетесов.

Замруководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Олег Беляков напомнил, что в 2017 году начнется строительство участка дороги М4 «Дон» в обход Павловска и Лосево и продолжится капремонт подъездной дороги А134 от М4 «Дон» к Воронежу. Беляков добавил, что в 2017 году планируется отремонтировать не менее 165 км участков дорог и продолжить реконструкцию моста через реку Битюг на «М4 «Дон» – Бобров – Таловая – Новохоперск».

Кроме того, в 2017 году планируется приступить к созданию на территории региона системы автоматического весогабаритного контроля транспортных средств, что позволит «повысить уровень сохранности существующих дорог и объем поступлений в региональный дорожный фонд за счет штрафов». Пока прорабатываются финансово-экономические модели реализации проекта.

Замначальника управления госинспекции по безопасности дорожного движения регионального ГУ МВД Станислав Коняев привел статистику по ДТП с участием детей.

– Практически в каждом втором происшествии (50,6%) дети пострадали в качестве пассажиров. Из 18 погибших на дорогах области 14 детей находились в автомобилях. Каждый второй перевозился без использования детского удерживающего устройства. В большинстве случаев именно родители, сознательно нарушая правила дорожного движения, идут на обгон, зная, что он запрещен, превышают скорость, садятся за руль в нетрезвом состоянии, экономят на приобретении детского кресла, – сказал Станислав Коняев.

Рис. 2 — Мост через реку Битюг в Воронежской области отремонтируют к концу 2017 года

По словам чиновника, с участием детей-пешеходов происходит каждая третья авария (36,3%): в 122 таких зарегистрированных ДТП погибли три человека и 124 получили травмы. В каждом четвертом случае дети пострадали по собственной неосторожности. Кстати, перед заседанием его участники посетили россошанский развлекательно-развивающий центр «Изумрудный», где инспекторы ГИБДД и воспитатели помогают детям освоить азы правил дорожного движения, учат управлять электрокарами и рассказывают о безопасности для пешеходов. Владимир Нетесов порекомендовал использовать россошанский опыт в других муниципалитетах – это позволило бы снизить количество ДТП с участием детей.

На показатели аварийности влияет и состояние дорог, отметил начальник отдела дорожной инспекции управления госинспекции по безопасности дорожного движения регионального ГУ МВД Константин Иванников. По его словам, более 70% улиц в течение девяти месяцев в году эксплуатируются без дорожной разметки, а проезжая часть некоторых дорог имеет пучения и трещины, выбоины, колейность, просадки. Кроме того, свыше 30% существующего барьерного ограждения требует замены.

Председатель Комитета Воронежской облдумы по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности Владимир Верзилин напомнил о внесенном в Госудуму проекте закона о продлении договора ОСАГО в случае отсутствия бланков страховых полисов и рассказал о формировании общественного консультативного совета по вопросам транспорта, дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения. Цель нового органа – обсуждение проблем правового регулирования и правоприменительной практики в сфере транспорта и дорожного движения, а также обеспечение эффективного взаимодействия облдумы с общественностью.

– В комитете на рассмотрении находится проект закона Воронежской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Воронежской области «О дорожном фонде Воронежской области». Он дополняется положениями, регулирующими возможность увеличения (уменьшения) объемов бюджетных ассигнований дорожного фонда в текущем финансовом году и очередном финансовом году при формировании дорожного фонда, – резюмировал Владимир Верзилин.

Читайте также:  Сетка рабица в строительстве дома для чего

В условиях оттепели непростые дорожные условия возникли по всему городу [1]

«Асфальт тает быстрее снега. Ощущение, что по ночам дороги кто-то грызет», — такой комментарий оставил один из пользователей группы «Типичный Воронеж» во «ВКонтакте». С наступлением оттепели социальные сети заполонили жалобы воронежцев на дорожные ямы.

Северный мост, улицы Урицкого и Шишкова, кольцо у улицы Обручева — вот неполный список мест, по которым сейчас стоит ездить с собой осторожностью. Один из интернет-пользователей призвал водителей быть аккуратнее во всех районах города, так как непростая дорожная ситуация сейчас везде. Другой подписчик группы порекомендовал автомобилистам на время оттепели пересесть в маршрутки. Это поможет водителям уберечься от трат на услуги сотрудников автосерсвисов, ведь из-за ям многим приходится менять колеса и устранять другие неполадки.

Осложняет ситуацию то, что из-за дождливой погоды и таяния снега многие ямы оказались под водой, поэтому их не так просто заметить. «Еще в воде все, непонятно, где асфальт, а где яма. Шоу «Интуиция» во всей красе. Приз — новая резина и диски. за свой счет», — написал один из пользователей.

Напомним, осенью власти пообещали устроить беспрецедентный по масштабу за последние годы ремонт дорог в Воронеже. На эти цели выделили более двух миллиардов рублей. Благодаря грядущему ремонту в текущем году власти собираются ликвидировать более 70 мест [2]

Экологическая безопасность автомобильной дороги В аспекте экологической безопасности АТК представляет собой систему, состоящую из двух блоков

1. транспортные сети, являющиеся стационарным источником экологической опасности;

2. транспортные средства – нестационарные источники экологической опасности (рис. 3). Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимается совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов

Экологически значимые показатели по содержанию и ремонту автомобильных дорог (ОДН 218.5.016-2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. Утв. Расп. Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002г. russgost.ru)

Содержание водоотводных сооружений

Посторонние предметы и грязь, застой воды в сооружении

Содержание водопропускных сооружений

Мусор, остатки деревьев и кустарников, техногенные предметы в подводящем и отводящем руслах

Содержание покрытия проезжей части

Запыление воздуха при уборке проезжей части обочин, площадок отдыха, остановок автобуса

Соответствие технологии забот по обеспыливанию дорожных покрытий нормативным требованиям (ВСН 24- 88 и др.)

Соответствие технологии забот по зимнему содержанию дорог ВСН 24-88 и другим нормативным документам Росавтодора

Заготовка и хранение обеспыливающих и противогололедных материалов

Ремонт земляного полотна и дорожной одежды

Условия складирования строительных материалов и топлива

Уровень шума от дорожных машин

Ограждение и организация движения на участке ремонтных работ

— При эксплуатации, содержании и ремонте автомобильных дорог: 9 поверхностный сток из-за: а) загрязнения их нефтепродуктами, противогололедными, органическими веществами (навозом, пищевыми отходами), продуктами износа шин, дорожного покрытия; б) концентрации стока вследствие искусственного водоотвода с дорожного покрытия, проложения дороги в выемке или на насыпи и др. Это особенно важно при пересечении водных преград, вблизи водоемов, рек и т.д.; 9 население, животный мир, проживающие на придорожных территориях, из-за превышающего санитарно-гигиенические нормативы уровня шума, а также динамического воздействия движущихся по дороге машин (гибель, ранения людей, животных), уплотнения почвы и уничтожения растительности (при езде по бездорожью); 9 атмосферный воздух из-за чрезмерного загрязнения его отработавшими газами автотранспортных средств, продуктами износа дорожного полотна и шин; 9 из социальных факторов — археологические, историко-культурные объекты (при наличии), на которые негативно действуют вибрация, передаваемая от движущихся транспортных средств, а также содержащиеся в отработавших газах двигателей токсичные вещества. Важными также являются социально-экономические условия жизни, здоровье населения и традиционное природопользование малых народностей вследствие тех же причин, как и при строительстве дорог.

Характеристика объектов воздействия автомобильных дорог (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос- 482-р)

Источник: e-koncept.ru

ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

В данной работе мы бы хотели более подробно рассмотреть экологический аспект строительства и эксплуатации автомобильной дороги, выявить все источники загрязнений, оценить их воздействие на окружающую среду

ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

1.1. Выбор оптимального варианта трассы

Выбор оптимального варианта прохождении трассы – очень важный этап в процессе оценки воздействия трассы на окружающую среду.

Автотрасса должна проходить так, чтобы наносить минимальный вред окружающей среде. Трасса не может проходить по особо охраняемым территориям (ООПТ). Прокладывать трассу следует с наименьшими потерями лесных ресурсов (особенно ценных пород древесины и местах с большой численностью животных). Желательно, что бы трасса содержала минимум переходов через водные объекты.

Экологическое предпочтение тому или иному варианту прохождения трассы определяется из рассмотрения наиболее важных экологических и экономических критериев, таких как:

— Экологические критерии с точки зрения снижения уровней воздействий

§ на атмосферный воздух (химического характера),

§ на водную среду,

§ на атмосферный воздух (акустического характера),

§ на растительный мир,

§ на животный мир,

§ минимизация приведенных суммарных затрат,

§ инвестиционная привлекательность придорожных территорий,

§ развитие корреспонденций между объектами хозяйственной деятельности,

§ минимизация изъятия используемых земель и сноса сооружений.

Развитие различных видов транспорта, особенно автомобильного, прокладка автотрасс привели к многократному увеличению прямого и косвенного воздействия транспорта на людей. Обусловленные функционированием транспорта неблагоприятные экологические факторы (вредные газы, шум, вибрация и др.), ныне воздействуют не только на пассажиров, но и на множество людей, которые находятся вне транспортных средств и коммуникаций.

Характерным обстоятельством является то, что одновременно с усилением влияния современного транспорта на природную среду, измененные в результате этого природные факторы весь­ма заметно и все в большей степени прямо или косвенно воздействуют, «мешают» функционированию и самого транспорта. При загрязнении воздуха, например, когда резко увеличивается густота туманов, прекращается работа аэропортов, замедляется движение на автотрассах. Даже птицы нередко являются причиной гибели летательных аппаратов.

При всем многообразии форм воздействия транспорта на природную среду их источники можно объединить в две основные группы:

1) транспортные коммуникации (автодороги, железные дороги, аэродромы, трубопроводы и т. д.); они воздействуют на природную среду прямо, постоянно и длительно;

2) транспортные средства (автомобили, самолеты, суда и т. д.), которые оказывают кратковременное влияние на природную среду; они вызывают экологические последствия, способные со временем ис­чезнуть, но могут сохраняться и относительно долго.

1.2 Описание объекта строительства

Автотранспорт – наиболее распространенный вид наземного безрельсового транспорта, один из основных источников загрязнения атмосферы городов.

В течение года автотранспорт России выбрасывает 13,5 млн т загрязняющих веществ(дл сравнения: железнодорожный — 0,22, речной — 0,09, морской — 0,08, воздушный 0,12 т/год). Автотранспорт выжигает значительное количество кислорода и выбрасывает в атмосферу эквивалентное количество углекислого газа, что способствует формированию парникового эффекта.

Наряду с серьезным загрязнением атмосферы городов автотранспорт загрязняет почвы городов свинцом. Кроме этого автотранспорт является серьезным источником шума и вибрации в городах.

Объект строительства — это автотрасса

В России особенно тяжелая экологическая ситуация с авто­транспортом сложилась в Москве. Средняя скорость движения здесь снизилась до 12 км/ч, а средняя длина проезда без оста­новки составляет 400—500 м. Каждый четвертый двигатель не соответствует требованиям ГОСТа по токсичности дымности. Ежедневно под окнами жителей домов прогревают двигатели сотни тысяч автомобилей (Ю. В. Новиков, 2006 г.).

Читайте также:  Схема строительства дублера кутузовского проспекта схема

С 25 августа 1997 г. в Москве запрещено движение большег­рузного транспорта по Садовому кольцу в дневное время — до 19 часов. Исключение сделано лишь для машин, обеспечивающих реконструкцию и строительные работы по обновлению городских объектов. Ранее московское правительство установило по­добный запрет на заезд многотонников в центральную часть сто­лицы. На Садовом кольце намечено сооружение трех двухуровневых развязок — на Сухаревской, Кудринской и Смоленской площадях, а также прокладка девяти дополнительных пешеходных тоннелей.

Подземные переходы позволяют разгрузить многие перекрестки, где задерживается автотранспорт. Ведь именно у светофоров автомобили «газуют», работая на холостом ходу. Разветвленная сеть подземных тоннелей для пешеходов под улицами и площадями (сейчас их в Москве более 400) уменьшит вредное воздействие автотранспорта на городскую среду. Организуется, кроме того, множество притротуарных платных автостоянок, что позволит уменьшить число машин в центре города и улучшить дви­жение общественного транспорта.

Для стоянки большегрузных автомобилей на подъездах к го­роду и поблизости от кольцевой дороги строятся и уже начали действовать специальные терминалы — целые комплексы, вклю­чающие в себя охраняемую стоянку, гостиницу, столовую, кафе, душевые, таможенный пункт, автосервис.

1.3 Загрязнение воздуха выхлопными газами

Среди всех видов транспорта автомобильный наносит наибольший ущерб окружающей среде.

На сегодняшний день российское автомобилестроение отстает в техническом отношении от мирового уровня. В серийном производстве находятся автомобили, которые проектировались 20-30 лет назад. Технологический уровень производства не позволяет достичь требуемой точности сборки и обработки деталей. Свой вклад в загрязнение ОС вносит низкое качество топлива: около 70% — этилированного бензина.

Основными источниками загрязнения воздушной среды автомобилей являются отработавшие газы ДВС, картерные газы, топливные испарения.

Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу. По виду применяемого топлива ДВС подразделяют на двигатели, работающие на бензине, газе и дизельном топливе. По способу воспламенения горючие смеси ДВС бывают с воспламенением от сжатия (дизели) и с воспламенением от искровой свечи зажигания.

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов нефти с температурами кипения от 200 до 3500С. Дизельное топливо должно иметь определенную вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильным, при сгорании иметь минимальную дымность и токсичность. Для улучшения этих свойств в топлива вводят присадки, антидымные или многофункциональные.

Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, из более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Основным параметром, влияющим на интенсивность загрязнения окружающей среды является тип двигателя автомобиля. В таблице 1 указаны виды выбросов загрязняющих веществ от различных типов двигателей автомобилей.

Основные виды выбросов загрязняющих веществ от различных типов двигателей автомобилей.

Тип двигателя Топливо Основные виды загрязнений Примеры
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания Бензин Углеводороды, ок­сид углерода, окси­ды азота Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания Бензин (с добавлением масла) Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества Мотоциклы вспомогательные моторы
Дизель Лигроин Оксиды азота, твердые вещества Автобусы, трактора, машины, поезда

Образование токсичных веществ – продуктов неполного сгорания и окислов азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания – расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива.

К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы (ОГ), картерные газы и топливные испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), окислы азота (NOX), бенз(а)пирен, альдегиды и сажу.

Картерные газы – это смесь части отработавших газов, проникшей через неплотности поршневых колец в картер двигателя, с парами моторного масла. Топливные испарения поступают в окружающую среду из системы питания двигателя: стыков, шлангов и т.д. Распределение основных компонентов выбросов у карбюраторного двигателя следующее: отработавшие газы содержат 95% СО, 55% СХHY и 98% NOX, картерные газы по – 5% СХHY, 2% NOX, а топливные испарения – до 40% СХHY. Основными токсичными веществами – продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды.

Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя.

Выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.

1.4 Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами

На почву и в поверхностные водоёмы со сточными водами автотранспортного комплекса и от ливневой канализации поступают, в основном, нефтепродукты и взвешенные вещества. В поверхностных стоках с проезжей части автомобильных дорог содержатся, кроме взвешенных частиц и нефтепродуктов, тяжёлые металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, которые в зимний период применяются для борьбы с гололёдом. В среднем годовой сброс хлоридов за пределы дорог со стоками и снегом составляет около 500 тыс. т. кроме того, в окружающую среду поступает ежегодно около 35 тыс. т сажевых частиц в результате истирания автомобильных шин на дорогах [12].

Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через срав­нительно короткое время переходят в более безопасные формы.

Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожны­ми выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.

Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.

В США в конце 70-х годов были опубликованы данные исследований, свидетельствующие, что в каждом погонном метре защитной полосы шириной 100 м дороги с интенсивностью движения 90 тыс. авт./сут за 10 лет эксплуатации аккумулировалось 3 кг свинца [29]. Это послужило действенным аргументом в пользу ограничения при­менения свинцовых добавок. По данным, полученным в Голландии, при общем фоновом содержании свинца в траве 5 мг/кг сухого веса, на обочинах его оказалось в 40 раз, а на разделительной полосе — в 100 раз больше [31]. Эти данные дали основание запретить использование дня фуража травы в полосе 150 м от автомагистралей.

Согласно выполненных латвийскими учеными замеров кон­центрация металлов в почве на глубине 5-10 см вдвое меньше, чем в поверхностном слое до 5 см. Наибольшее количество отложений обнаружено на расстоянии 7-15 м от края проезжей части. Уста­новлено, что через 25 м концентрация снижается примерно вдвое и через 100 м приближается к фоновой [12]. Учитывая, однако, что до половины свинцовых частиц не выпадает сразу на землю, разно­сится с аэрозолями, выбросы свинца, хоть и в меньшей концен­трации, могут откладываться на больших расстояниях от дороги.

Читайте также:  Какие бетонные блоки лучше для строительства

По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25 % остается до смыва на проезжей части, 75 % распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дожде­вые или смывные воды попадает от 25 % до 50 % твердых частиц [12].

В странах с высоким уровнем автомобилизации озабочен­ность вызывает загрязнение придорожной полосы остатками ава­рий, выброшенными старыми автомобилями. Только во Франции их число в 70-х годах достигало 1-1,5 млн. в год. Наряду с уборкой придорожной полосы за счет эксплуатационного финансирования установлены высокие штрафы за покинутый автомобиль.

Очень жестко наказывается и выбрасывание на дорогах банок, бутылок и другого мусора. Конечно, результативность борьбы с загрязнением придорожных земель пользователями дороги зависит от общего порядка и качества содержания. Известно, например, что в США средние по штатам расходы на уборку дорог от мусора достигают 1 млн. долларов в год.

1.5 Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования

При решении задачи сбережения плодородия земель важнейшее значение имеет сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования определенных условий. На каждом гектаре почвенного слоя содержится более 1т бактериальной биомассы, обеспечивающей жизнедеятельность множества растительных и животных организмов и дающих около 99% продуктов питания человеку. Эти весьма ценные плодородные качества почв сравнительно легко и быстро уничтожаются в результате воздействия эрозии, различных механических повреждений, пестицидов, органических и других веществ. Процесс же восстановления плодородия почв очень сложен и длителен, например, чтобы воссоздать слой плодородной почвы толщиной 10 см требуется около 100 лет.

Снятие плодородного слоя почвы производится, как правило, в талом состоянии в теплый и сухой период года. В соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» плодородный слой почвы снимается как с территорий постоянного отвода, занимаемых дорожной конструкцией, искусственными сооружениями, так и с территорий, отводимых во временное пользование для размещения временных зданий и сооружений, карьеров и резервов, отвалов материалов и др. Плодородный слой почвы можно и не снимать с территорий, предназначенных для размещения временных зданий и сооружений, складов и отвалов материалов, подъездных путей, стоянок машин и механизмов и других территорий, если при этом приняты меры, предотвращающие его загрязнение горюче-смазочными материалами, смешивание с подстилающими грунтами и другими материалами и веществами.

При подготовке территории под земляное полотно с устройством притрассовых боковых резервов или без них плодородный слой почвы сдвигается в валы на границе полосы отвода. Объем валов определяется потребностью в природной почве для рекультивации притрассовых боковых резервов, а также для укрепления откосов земляного полотна. Остальная часть плодородной почвы вывозится и складируется в штабеля на специально отведенные для этого места. Отсюда она может использоваться для рекультивации сосредоточенных карьеров и резервов, территорий промышленных площадок, временных дорог и других территорий временного отвода, повышения плодородия малопродуктивных угодий и других сельскохозяйственных целей. Для проезда строительных транспортных и других машин и механизмов, а также для стока поверхностных вод в валах через 40-60 м устраивают разрезы шириной 4-6 м.

Валы плодородной почвы по границе полосы отвода создают особые неблагоприятные условия для сооружения впоследствии земляного полотна. При неправильном устройстве разрывов валы задерживают на подготовительной территории влагу, поступающую с атмосферными осадками. Это приводит к разрыву обнаженных осадочных пород, насыщению их влагой, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на устойчивость земляного полотна и других элементов дорожной конструкции. Поэтому на основании имеющегося опыта строительства не следует устраивать задел при снятии плодородного слоя почвы, превышающей длину захватки по сооружению земляного полотна.

1.6 Оценка ущерба лесным и охотничьим угодьям

Как теоретическое, так и натурное исследования переноса и рассеяния примесей, выбрасываемых потоком движущихся автомобилей и вносимых воздушным потоком в растительные массивы, представляют существенные сложности, обусловленные случайным характером появления автомобилей и нестационарностью процесса. В пространственной области рассматривается протяженный участок односторонней однорядной дороги. Предполагается, что скорости движения автомобилей по автотрассе одинаковы и постоянны.

Появление автомобилей в начале трассы является случайным и представляет собой простейший поток событий с постоянной интенсивностью. Трасса обдувается горизонтальным потоком воздуха, направленным перпендикулярно дороге; предполагается, что скорость воздушного потока постоянна и не зависит от расположения и характеристик автомобилей. Концентрация примеси в произвольной точке зависит от объема отработанных газов, выбрасываемых всеми автомобилями, одновременно находящимися на рассматриваемом участке и являющихся подвижными точечными источниками загрязнения с постоянной интенсивностью.

Основная часть воздушных масс обтекает препятствие в виде лесного массива, при этом внутрь леса попадает незначительная часть этого потока. Газообразная примесь, заносимая ветром вглубь леса, начинает дрейфовать со значительно меньшей скоростью, нежели в основном потоке. В результате лес начинает играть роль накопителя загрязняющего вещества, удерживающего его даже в том случае, когда внешний относительно чистый поток воздуха уносит все примеси из окружающего лес пространства. Смена направления ветра приводит к выносу накопленных примесей из леса, играющего теперь роль вторичного источника загрязнения.

Результаты расчетов показывают [8], что лес способен первоначально играть роль накопителя загрязняющего вещества, в дальнейшем превращающегося во вторичный источник загрязнения. Интенсивность такого вторичного источника загрязнения ниже, чем первоначального, однако продолжительность воздействия может быть значительной, в зависимости от размеров и характеристик леса, времени накопления примесных веществ при обдувании загрязненным потоком.

Как известно зеленые насаждения играют роль естественного фильтра. Они очищают воздух от вредных примесей. Более активными фильтрами являются деревья, устойчивые к загрязнению, с большой листовой поверхностью и большим объемом газопоглощения и осаждения пыли.

Наименее газоустойчивы растения, произрастающие на бедных кислых и влажных почвах. Так при поступлении в хвою сосны с воздухом небольшого количества промышленных газов, она не справляется с их переработкой и отравляется ими. В то же время, сосна крымская, которая привыкла к богатой известковой почве, справляется с переработкой вредных газов.

Оценка газоустойчивости растений производится по пятибалльной шкале (табл. 2):

1 – очень устойчивые

3 – относительно устойчивые

Таблица 2.Оценка газоустойчивости растений

Балл Древесно – кустарниковые растения
1 акация белая, бересклет, боярышник, ива белая, лох узколистный, сосна эльдарская, тополь канадский, шелковица, шиповник
2 абрикос, бузина черная, вяз, дуб, жимолость, калина, клен, крушина, липа (крупнолистая), лох серебристый, можжевельник, платан западный, рябина, сирень, слива, тополь, яблоня, ясень
3 береза пушистая, бук, граб, клен остролистый, крыжовник, липа мелколистая, орех, осина, пихта кавказская
4 барбарис обыкновенный, береза бородавчатая, береза повислая, ель, пихта
5 лиственница, сосна

1.7 Предупреждение подтопления лесных массивов и водопропускные сооружения

Для определения расчетного расхода необходимо в процессе технических изысканий выполнить необходимые топографо-геодезические работы и обследования. Основными исходными данными являются план бассейна с характеристикой его площади, длины главного лога, среднего уклона лога, склонов. Кроме того необходимо установить характер поверхности бассейна: растительность, почвенный покров.

Бассейном называется участок местности, с которого вода во время выпадения дождей и снеготаяния стекает к проектируемому водопропускному сооружению. Для определения площади бассейна необходимо установить границы его на карте или на местности. Границей бассейна с одной стороны всегда является сама дорога, а с другой стороны — водораздельная линия, которая отделяет данный бассейн от соседних.

Расчет максимальных расходов ведется по ливневому стоку и стоку талых вод по формулам и методикам изложенных в специальной литературе. За расчетный принимается больший из них.

Малые водопропускные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами, по которым стекает вода от дождей и талая вода. Количество водопропускных сооружений зависит от климатических условий и рельефа местности. Трубы и мосты должны обеспечивать пропуск воды без вреда для дороги и дорожных сооружений.

Большую часть водопропускных сооружений составляют трубы. Они не меняют условия движения автомобилей, не стесняют проезжую часть и обочины и не требуют изменения типа дорожного покрытия.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...