Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вне ведомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
Экологические требования к проектам строительства
Охрана окружающей среды при возведении зданий и сооружений предусматривается на стадии разработки проекта организации строительства (ПОС), затем по рабочим чертежам — на стадии проекта производства работ (ППР) в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства». Основные требования, которые закладываются в эти проекты, заключаются в обеспечении сохранности природы, ландшафта, почвенного покрова, деревьев и кустарников на площадках, где будут возводиться объекты и прокладываться к ним коммуникации и дороги.
ОЭП Тема 7. Экологические требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию сооружений
Охрана окружающей среды в процессе строительства и на стадии подготовительных работ регламентируется рядом природоохранных актов, в частности:
Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, кодексом РФ «Об административных правонарушениях», СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».
Производство строительных работ должно осуществляться после подготовки строительной площадки и объектов на основе строительного генерального плана, где должны быть учтены все вопросы экологии, показано решение всех общеплощадочных работ для подготовительного и основного периодов строительства. В случае когда организационными и техническими решениями охватывается территория за пределами площадки строительства, кроме строительного генерального плана разрабатывается ситуационный план строительства с расположением предприятий, материально-технической базы и карьеров, жилых поселков и подъездных дорог, станций примыкания к железнодорожным путям, речных и морских причалов, линий связи и электропередачи, транспортных схем поставки строительных материалов, конструкций и деталей.
На ситуационном плане наносятся границы территории возводимого объекта и существующих зданий и сооружений, участки зеленых насаждений, отдельные деревья и кустарники, а также деревья, подлежащие вырубке. Строительный генеральный план застройки крупной территории, группы зданий, отдельного объекта является одним из основных документов, отражающих вопросы охраны окружающей среды.
Содержание проекта организации строительства может дополняться с учетом сложности объекта и его расположения на местности. Например, если возникла необходимость в применении специальных вспомогательных сооружений, каких-либо устройств и установок, особенностей отдельных видов работ. В этом случае не допускается непредусмотренное проектной документацией уничтожение кустарников и деревьев (если в этом возникнет необходимость), засыпка грунтом стволов деревьев и кустарников.
Санитарно-защитные зоны для действующих промышленных объектов. СЗЗ «по границе предприятия».
Для сложных объектов, промышленных комплексов, где здания и сооружения рассредоточены на большой территории и где впервые применяется принципиально новая технология строительного производства, не имеющая аналогов, применяется уникальное технологическое оборудование или предприятия и сооружения размещаются на особо сложных геологических или природных условиях. В состав проекта организации строительства дополнительно включаются:
указания об особенностях построения геодезической разбивочной основы и о методах геодезического контроля;
мероприятия по защите растительности и почвенного слоя, по организации сбора и сброса в канализационную сеть дождевых и талых вод;
мероприятия по защите селитебных территорий от запыленности и загазованности воздуха.
Не допускается при уборке сбрасывать с этажей отходы и мусор без применения закрытых лотков и бункеров-накопителей.
Целесообразно также разрабатывать комплексный сетевой график (в дополнение к указанным мероприятиям, прил. 2 СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»), в котором отражались бы взаимосвязи между всеми участниками строительства, этапы подготовки площадки — прокладка коммуникаций и дорог, размещение временных зданий и складских территорий и очередность строительства объектов. На всех этапах строительства следует выполнять экологические требования и проводить государственную экологическую экспертизу при строительстве объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов (ст. 65 Лесного кодекса РФ).
При реконструкции действующих промышленных предприятий в проектах организации строительства необходимо учитывать данные обследования технического состояния конструкций, внутрицеховых и внутриплощадочных транспортных средств и коммуникаций, инженерных сетей, условий демонтажа конструкций и производства строительно-монтажных работ, с тем чтобы избежать загазованности, запыленности, взрыва и пожара, повышенного шума. При выполнении всех работ надо соблюдать экологические требования и мероприятия в целях охраны окружающей среды.
Реконструкция объектов, особенно в стесненных ситуациях, заставляет принимать следующие особые условия: организация комплектной поставки оборудования и материалов; организация складирования грузов; передвижение технических средств по территории реконструируемого предприятия. Цель таких условий — избежать воздействия любых проявлений экологического характера на окружающую среду.
При строительстве гидротехнических и водохозяйственных объектов вопросы охраны окружающей природной среды учитываются в календарном плане, где указываются сроки пропуска расходов воды в реке в отдельные этапы строительного периода, сроки перекрытия русла и наполнения водохранилища.
В строительных проектах гидротехнических объектов помимо общеплощадочных объектов необходимо указывать расположение сооружений для пропуска расходов воды в реке в строительный период, очередность работ по возведению комплекса гидротехнических объектов и очередность ввода в эксплуатацию орошаемых площадей.
Специфические экологические требования учитываются в проекте организации строительства (ПОС) при строительстве горных предприятий по добыче полезных ископаемых и других подземных горных выработок; объектов в суровых природных условиях (например, северные зоны, горные и высокогорные районы, пустынные и полупустынные и районы с особо жарким климатом). При строительстве объектов в горных и высокогорных районах необходимо учитывать такие явления, как шквалистые ветры, повышенная молниеопасность и другие неблагоприятные природно-экологические факторы.
В районах с опасными геологическими процессами или при строительстве на грунтах с особыми свойствами (просадочные, насыпные) в случае разработки проектов организации строительства следует обеспечивать первоочередные работы на площадке по организации водоотвода, устройства и эксплуатации систем временного водоснабжения, предупреждающих замачивание грунтов, а также организацию контроля за просадками.
При строительстве объектов на вечномерзлых грунтах должен быть установлен порядок выполнения работ, при этом учитываются температурные, гидрогеологические и мерзлотно-грунтовые условия в процессе разработки грунта и технологические особенности возведения конструкций здания.
Экологические требования предъявляются к строительству объектов в особых природных условиях. Для противооползневых и противообвальных защитных сооружений необходимо разрабатывать мероприятия:
- — по устойчивости склонов и откосов;
- — размещению грунта и его складированию, не допуская каких-либо отвалов в оползневой зоне;
- — организации водоотвода;
- — водопонижению и закреплению грунтов.
экологический экспертиза строительство эксплуатация
Выдержки из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
- 1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
- 2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
- 3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
1. Проверка соблюдения экологических требований на стадии приемки объекта в эксплуатацию является еще одной гарантией того, что даже при нарушении экологических требований на стадиях проектирования и строительства объекта, последние не будут работать без устранения выявленных нарушений. Существует ряд строительных (градостроительных) и экологических требований, предъявляемых на стадии ввода объекта в эксплуатацию.
Градостроительные требования заключаются в том, что для ввода объекта в эксплуатацию необходимо получение специального разрешения на это — документа, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие такого объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки его на государственный учет, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ст. 55 ГрадК РФ).
Общие экологические требования на стадии ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренные комментируемой статьей, означают, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться не превышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным правилам. После того, как будут разработаны и вступят в силу технические регламенты, в ходе приема объекта в эксплуатацию будет проводиться оценка его соответствия их требованиям.
Экологическое законодательство предусматривает установление специальных требований и процедур ввода в эксплуатацию экологически опасных производственных объектов. Так, согласно п. 4 ст. 8 Закона о промышленной безопасности, ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Близкие по смыслу требования предусматривают и иные федеральные законы, регулирующие деятельность экологически опасных производств и объектов. Так, ст.
10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений предусматривает, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник такого сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Согласно ст. 32 Закона об атомной энергии, приемка в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте объектами производственного и бытового назначения. Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных уполномоченными органами на их эксплуатацию.
В случае, если ввод в эксплуатацию объекта может оказать негативное влияние на состояние некоторых природных объектов, законодательство может предусматривать дополнительные требования. Так, при вводе в эксплуатацию водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ст. 59 ВК РФ). При вводе в эксплуатацию гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. Также запрещен ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ (ст. 60 ВК РФ).
Статья 43. Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов
- 1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
- 2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.
- 3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.
- 4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье Закона, влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
Статья 45. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
Источник: studwood.net
Статья 43. Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов
природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.
3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы,
рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других
ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.
4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье Закона, влечет
за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков
по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением
Смотрите также:
Так, устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к.
— проверку соблюдения экологических требований к выпускаемой продукции, товарам, выполняемым работам и услугам. … Строительство и эксплуатация сельскохозяйственных предприятий должны соответствовать общим требованиям об обеспечении вводимых объектов.
Экологические требования и ограничения в наиболее жесткой форме влияют в основном на вид разрешенного использования земли и … Стоимость строительства в северных условиях обычно дороже, чем в южных районах. Природных явлений, влияющих на стоимость.
· проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и … · предъявлять требования к юридическим и физическим лицам по устранению экологических правонарушений, выявленных.
. и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на … Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта.
— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически … — соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды
§ 2. Общие экологические требования. Проектирование. Строительство и реконструкция. Ввод в эксплуатацию. Эксплуатация объектов. § 3. Экологические требования к земледельцам.
. во внимание и оценивались экологические факторы и требования и по возможности … природной среды должны быть представлены заявителем в Министерство строительства РФ (или … Такое требование предусмотрено Положением о лицензировании строительной.
§6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования. … При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.
Источник: www.bibliotekar.ru
Лекция 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и военной деятельности
О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и военной деятельности
7.1. Экологические требования при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов. Экологическая паспортизация предприятий
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов (ст. 34). Устанавливается, что экологические требования в качестве административных предписаний должны соблюдаться при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, оказывающих как прямое, так и косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
На этапах принятия решений о размещении промышленных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Достижению этих целей способствует:
– правило о том, что строительство промышленных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды;
– запрет строительства промышленных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 37);
– возможность ввода в эксплуатацию промышленного объекта при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды;
– запрет ввода в эксплуатацию промышленных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ст. 38).
Признаками самовольного строительства, закреплёнными в ст. 222 ГК РФ, являются возведение строения, сооружения и иного недвижимого имущества, обладающего одним из признаков либо их совокупностью, а именно:
– созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
– созданное без получения на это необходимых разрешений;
– созданное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
При эксплуатации промышленного объекта юридические и физические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.
Значимым предварительно-разрешительным этапом некоторых видов промышленной деятельности является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет объекты государственной экологической экспертизы как федерального, так и регионального уровней (ст. 11, 12). Непосредственно относящимися к промышленной деятельности являются следующие объекты:
– материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
– проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
– проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности.
Отдельные природоохранные требования содержатся в специальных законах. Так, ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности:
– должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий;
– должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии – Минприроды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор).
К специальному нормативному правовому регулированию также можно отнести Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым устанавливается обязательность страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
В качестве экологической стандартизации в промышленной деятельности в России утверждён экологический паспорт природопользователя (Постановление Госстандарта России от 11.09.2000 № 218-ст). Стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду.
Природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.
Информационная база экопаспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества источников вредного воздействия на окружающую природную среду, изменения формы собственности природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт.
Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), лимитов размещения отходов, для расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, установления налоговых льгот и других целей.
В экопаспорте отражаются: общие сведения о природопользователе, эколого-экономические показатели, сведения о выпускаемой продукции, краткая характеристика производств, сведения о потреблении энергоносителей, эколого-производственные показатели, сведения о землепользовании, сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность, план природоохранных мероприятий. К эколого-производственным показателям относят:
– основные производственные фонды, используемые для охраны окружающей природной среды,
– затраты на окружающую природную среду, заложенные в себестоимость выпускаемой продукции и в балансовую прибыль природопользователя;
– сведения по использованию природных ресурсов;
– количество источников выбросов;
– водопотребление и водоотведение, наличие очистных сооружений, объемы ливневых и сточных вод;
– характеристику промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению.
Источник: ekolog.org