В процессе подготовительных работ, проектирования и согласования проектов храмов на каждом этапе инвестиционного процесса должно быть предусмотрено участие Церкви в лице благочинного округа и правящего архиерея той епархии, на территории которой строится храм, вне зависимости от того, кто является официальным заказчиком и инвестором строительства.
Введение
4.1. Порядок разработан в развитие положений и в соответствии с п. 2.3 СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, охватывает круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов.
4.2. При реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений православных храмов, являющихся памятниками истории и культуры, следует учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Экспертиза проектной документации гостиницы
4.3. В случае нового строительства на территориях памятников истории и культуры, проектирование следует вести на основании планового задания, выданного Управлением государственного контроля и охраны памятников истории и культуры.
4.4. Проекты реставрации следует осуществлять в соответствии с РНиП 1.02.01-94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры».
Общие положения
4.5. Разработка проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов осуществляется на основе предпроектных материалов (эскизного проекта или градостроительного обоснования), одобренных региональными Епархиальными Управлениями Московской Патриархии, в том числе (при их наличии) Епархиальными Комиссиями по архитектурно-художественным вопросам, епархиальными архитекторами или иными представителями Церкви, назначенными правящим архиереем.
4.6. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
4.7. В необходимых случаях Епархиальные Управления на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать собственные документы с учетом региональных особенностей.
4.8. Проектирование храмов должно осуществляться церковными или иными проектными организациями и физическими лицами, получившими в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности.
4.9. Заказчиками строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов могут быть православные общины, церковные или иные организации, независимо от источника инвестиций. Заказчик должен иметь выданную в установленном порядке лицензию на выполнение функции заказчика по строительству, которая должна быть приложена к комплекту документов, представляемых Заказчиком (застройщиком) для оформления разрешения на строительство. При отсутствии лицензии у православной общины или иных организаций функция заказчика может быть передана ими юридическим организациям (в том числе проектировщику), имеющим лицензию на этот вид деятельности.
Экспертиза проектной документации
Заказчик осуществляет получение прав на проведение работ, сбор исходных материалов и документов, предоставляемых Проектировщику, согласование и утверждение проектной документации, представление ее на заключение в органы государственной экспертизы, оформление разрешения и ордера на производство строительных работ.
Рекомендуемая последовательность действий Заказчика приведена на стр. 147.
4.10. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый Заказчиком с привлекаемой им для разработки проектной документации проектной организацией Московской Патриархии, другими проектными, проектно-строительными организациями, юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть разработанное Заказчиком совместно с проектировщиком задание на проектирование, определяющее характер и стадийность выполнения проектных работ, включающее основные требования Заказчика, в том числе по обязательному выполнению отдельных положений СП 31-103-99 , и условия исходно-разрешительной документации, утвержденное Заказчиком и согласованное в установленном порядке, в том числе с Епархиальным Управлением Московской Патриархии.
Рекомендуемый состав задания на проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов приведен на стр. 145.
4.11. Количество стадий проектирования зависит от статуса объекта. Основной утверждаемой стадией проектирования и основным проектным документом на строительство (реконструкцию) храмов и их комплексов является, как правило, проект (П) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке проекта строительства разрабатывается рабочая документация (РД).
Для небольших храмов и храмов, строящихся по проектам повторного применения, а также для часовен на основе одобренных Епархиальными Управлениями предпроектных проработок может сразу разрабатываться «рабочий проект» (РП), включающий утверждаемую часть в объеме стадии «проект» и рабочую документацию (РД). Стадийность проектирования устанавливается в архитектурно-планировочном задании (АПЗ).
Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации
4.12. Первым этапом инвестиционного процесса строительства (реконструкции) является предпроектная подготовка, включающая следующие разделы:
разработка предпроектных материалов (эскизного проекта или архитектурно-градостроительного обоснования) строительства (реконструкции) объекта с подсчетом потребных нагрузок по инженерным системам (электричество, тепло, вода, канализация, газ);
получение Заказчиком исходно-разрешительной документации (ИРД);
получение Заказчиком разрешения местного органа исполнительной власти на право проведения работ.
Состав исходно-разрешительной документации приведен в пункте .
4.13. Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного местным органом исполнительной власти решения о предварительном выборе места размещения храма (комплекса) на основе одобренного Епархиальным Управлением и местным органом архитектуры эскизного проекта (градостроительного обоснования), договора, задания на проектирование, комплекта исходно-разрешительной документации, согласованных в установленном порядке.
Вместе с утвержденным заданием на проектирование Заказчик выдает Проектировщику следующие документы и материалы:
правоудостоверяющие документы на пользование земельным участком (договор аренды или др.);
решение о предварительном согласовании всеми заинтересованными организациями места размещения храма и разрешение местного органа исполнительной власти на осуществление проектной деятельности, строительство (реконструкцию) объекта;
предпроектные проработки (эскизный проект, градостроительное обоснование), одобренные Епархиальным Управлением МП и местным органом архитектуры;
исходную документацию, в том числе архитектурно-планировочное задание (АПЗ) или градостроительное заключение (ГЗ), полученные в местном органе архитектуры;
планово-реставрационное задание (для объектов реставрации), полученное в местном управлении охраны и использования памятников истории и культуры (УОПИК);
ситуационный план М 1:2000;
топографический план участка строительства с подземными коммуникациями М 1:500 (со сроком давности не более 4 лет);
данные геологических и гидрогеологических изысканий, полученные у организации, имеющей соответствующую лицензию;
данные по фоновым концентрациям вредных веществ в атмосфере района строительства, выданные органом Госсанэпиднадзора;
технические условия на присоединения к внешним инженерным коммуникациям (тепло, горячая и холодная вода, хозяйственно-бытовая и ливневая канализация, газ, электричество, слабые токи), выданные местными организациями соответствующего профиля.
4.14. Проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов должно вестись в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Положения СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» становятся обязательными для применения в том случае, если в задании на проектирование предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на данный Свод правил. При отсутствии в задании таких указаний экспертирующие и контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений СП 31-103-99 .
4.15. Проекты и рабочие проекты (утверждаемая часть) на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов, независимо от источников финансирования работ и форм собственности Заказчика, подлежат согласованию в надзорных и контролирующих организациях, а также государственной экспертизе.
Экспертизой осуществляется проверка проектной документации на соответствие исходно-разрешительной документации, заданию на проектирование, техническим условиям и действующим строительным нормам и правилам, выдача заключения.
Объем проектной документации, представляемой на экспертизу, устанавливается тем органом экспертизы, в который она направляется.
4.16. Утверждение проектов и рабочих проектов на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов в зависимости от источников их финансирования производится:
при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов православного прихода, юридических или физических лиц — непосредственно Заказчиками;
при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из городского (муниципального) бюджета — соответствующими органами городского управления или в устанавливаемом ими порядке;
при строительстве за счет привлеченных средств инвесторов — инвесторами.
4.17. Разрешение на производство строительных работ предусматривает наличие у Заказчика комплекта документов в составе:
разрешения местного органа исполнительной власти;
правоустанавливающих документов на пользование объектом недвижимости (земельным участком, реконструируемым объектом и т.д.);
утвержденной проектной документации, согласованной в установленном порядке;
разрешения и ордера на строительство, выданного местным Управлением госархтехстройнадзора (УГАСН) и Объединением административно-технических инспекций (ОАТИ).
Перечень основных документов, представляемых Заказчиком (застройщиком) для оформления в УГАСН разрешения на производство строительных работ, приведен на стр. 151.
4.18. Предпроектные материалы состоят из сброшюрованного альбома (А4) графических и текстовых материалов в составе:
копия лицензии проектной организации или архитектора;
пояснительная записка с характеристикой архитектурного решения;
копии документов предварительных согласований.
Основание для разработки проекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; решения по генеральному плану и благоустройству участка; краткая характеристика объекта строительства (реконструкции) с обоснованием архитектурно-строительных решений, с учетом градостроительных требований, наличием «образца»; показатели вместимости храма, площади участка и застройки; сведения о предварительных согласованиях.
4.20. Основные чертежи:
схема размещения в городе и ситуационный план в масштабе 1:2000;
генеральный план участка в масштабе 1:500;
развертки фасадов с прилегающей застройкой;
фасады с цветовым решением;
фото с участка предполагаемого строительства, реконструкции (не менее 2);
фото с макета, перспективы, фотомонтаж или др.
исполнительная власть;
архитектура;
Госсанэпиднадзор;
комитет природных ресурсов.
4.22. «Проект» (стадия «П») на строительство храма (комплекса) состоит из следующих разделов:
Исходно-разрешительная документация (ИРД);
Общая пояснительная записка;
Генеральный план и транспорт;
Технологические решения (для благотворительных пунктов питания, богаделен, медицинских центров и мастерских, входящих в состав храмового комплекса);
Решения по инженерному оборудованию и системам;
Охрана окружающей среды;
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
Проект организации строительства;
Историко-архитектурные исследования (для объектов реставрации);
Сметная документация (по объектам городского заказа).
4.23. Общая пояснительная записка, генеральный план и транспорт, архитектурно-строительные решения (могут быть в одном разделе).
Основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; сведения об обосновании выбора площадки строительства, об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях; основные градостроительные решения и показатели по генеральному плану, организации рельефа и благоустройству участка; решения по транспортному обслуживанию; краткая характеристика объекта строительства; данные по отдельным зданиям и сооружениям храмового комплекса (вместимость храма, количество учащихся воскресной школы, численность и состав богадельни, вместимость трапезной и т.д.); обоснование состава комплекса, архитектурно-композиционных, объемно-планировочных и конструктивных решений и их соответствие функциональному назначению, церковно-канонической традиции, принятому «образцу», градостроительным условиям размещения храма, требованиям задания Заказчика; противопожарные и охранные мероприятия; мероприятия по долговечности конструкций; основные решения по естественному и искусственному освещению; колористические решения и архитектурное наружное освещение; данные об обеспечении комфортных условий внутренней среды, доступности для инвалидов; сведения о очередности строительства комплекса; основные показатели проекта (площадь участка, площадь застройки, общая площадь здания, кубатура здания, вместимость храма и др.); сведения о проведенных согласованиях проектных решений.
4.24. Технологические решения
Функциональное назначение объекта; краткая характеристика и обоснование решений по технологическим процессам и соответствия их заданному Заказчиком уровню и нормативам по безопасности, комфорту труда, перечень применяемого технологического оборудования.
4.25. Решения по инженерному оборудованию и системам; инженерные сети.
Обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию: отоплению, вентиляции, газоснабжению, водоснабжению (питьевому и противопожарному), канализации (в том числе для отвода освященной воды), автоматизации и управления инженерными системами; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, средствам связи, охранной и противопожарной сигнализации; принципы подключения инженерного оборудования к инженерным сетям и внутриплощадочных сетей к внешним инженерным сетям.
4.26. Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.
Раздел разрабатывается в соответствии с инструкцией по разработке раздела «Охрана окружающей среды» (1994 г.) и другими государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем России, другими нормативными документами и актами, регулирующими природоохранную деятельность.
Решение вопросов использования и рекультивации земель; решения по очистке поверхностных стоков, мусороудалению; мероприятия по защите от шума и других неблагоприятных факторов.
4.27. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Раздел разрабатывается в соответствии СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», и требованиями СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».
4.28. Организация строительства.
Раздел разрабатывается в соответствии с нормативными документами организации строительного производства и с учетом очередности строительства, условий и требований, изложенных в задании на проектирование.
Раздел содержит пояснительную записку с решениями по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению с расчетами приведенных сопротивлений теплопередаче наружных ограждений зданий храмового комплекса.
4.30. Сметная документация.
Составляется при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из городского (муниципального) бюджета в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя России.
Для определения сметной стоимости строительства могут быть представлены сведения об объектах-аналогах.
4.31. Основные чертежи:
схема размещения в городе с месторасположением объекта в плане города, района или квартала;
ситуационный (топографический) план М 1:2000 с окружающей застройкой и коммуникациями до мест врезки, с границами участка и красными линиями;
генеральный план участка на геоподоснове М 1:500 с границами участка и красными линиями;
план организации рельефа М 1:500 на копии генплана с показом величин и направления уклонов, откосов, отметок, конструкций покрытий; расчет земляных масс;
план благоустройства и озеленения территории М 1:500 на копии генплана с показом существующих, сохраняемых и проектируемых зеленых насаждений, дорог, площадок и малых форм;
схема транспорта М 1:1000;
сводный план внутриплощадочных и внешних инженерных сетей М 1:500 с показом границы участка, существующих, переносимых и проектируемых зданий (ЦТП, ТП, РТП и др.) и инженерных коммуникаций; продольные профили трасс (при необходимости);
планы этажей, фасады, разрезы со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций М 1:100;
колористические решения, архитектурное освещение (разрабатывается при необходимости в соответствии с заданием на проектирование);
схематическое изображение индивидуальных конструктивных решений;
технологические компоновки со спецификацией оборудования на поэтажных планах с указанием категорий помещений;
принципиальные схемы устройства инженерного оборудования, электроснабжения, автоматизации, связи и сигнализации, подключения оборудования к инженерным сетям; трассировка сетей;
стройгенплан М 1:500 с показом ограждения стройплощадки, мест расположения бытовых зданий, временных автодорог, крановых путей, осветительных устройств, мест складирования стройматериалов, точек присоединения к инженерным сетям на время строительства и временных моек машин;
интерьеры (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование).
4.32. Рабочий проект (РП)
Рабочий проект разрабатывается для индивидуальных проектов небольших зданий храмов, часовен и сооружений храмовых комплексов повторного применения в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию «проекта».
В состав РП включается утверждаемая часть и рабочая документация (РД), состав которой определяется соответствующими государственными стандартами и уточняется Заказчиком и Проектировщиком в задании на проектирование.
4.33. Состав утверждаемой части рабочего проекта соответствует составу «проекта».
Рекомендуемая последовательность действий Заказчика (православной общины или др.) в инвестиционном процессе строительства (реконструкции) зданий, сооружений и комплексов православных храмов
1. Обращение верующих к благочинному церковного округа епархии с изложением своих пожеланий и возможностей по строительству (реконструкции или реставрации) храма.
2. Организационное собрание общины, принятие Устава прихода и получение благословения епархиального Архиерея на регистрацию православной общины с наименованием посвящения храма.
3. Регистрация православной общины в установленном порядке и оформление статуса юридического лица.
4. Обращение в местные органы власти, в том числе местную Комиссию по имущественно-земельным отношениям и орган архитектуры по вопросу резервирования места под строительство нового храма, получение ситуационного плана и геоподосновы предполагаемого места строительства*.
* Если община еще не имеет регистрации, при наличии юридически оформленного обязательства возможно выделение земли застройщику-инвестору с последующей передачей ее общине.
5. Изыскание источника финансирования на весь инвестиционный процесс строительства (реконструкции или реставрации) объекта (ориентировочный расчет стоимости проектирования и строительства храмов приведен на стр. 152).
6. Заказ Проектировщику предпроектных материалов (эскизного проекта или архитектурно-градостроительного обоснования) строительства (реконструкции) объекта.
7. Согласование предпроектных материалов (эскизного проекта, архитектурно-градостроительного обоснования) в Епархиальном Управлении и местном органе архитектуры.
8. Поручение выполнения функций Заказчика организации, имеющей лицензию на выполнение этих функций (при отсутствии подобной лицензии у организации — Заказчика).
9. Заказ исходно-разрешительной документации и получение разрешения на осуществление градостроительной деятельности, в том числе акта выбора участка, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком и правового акта местного органа власти.
10. Составление совместно с проектировщиком задания на проектирование с учетом СП 31-103-99 , согласование его в установленном порядке (в том числе с Епархиальным Управлением МП) и заключение договора с Проектировщиком на проектные работы.
11. Согласование проектной документации в Епархиальном Управлении МП, надзорных и контролирующих организациях.
12. Представление утверждаемой части проектной документации в орган государственной экспертизы.
13. Утверждение проектной документации.
14. Выбор подрядной организации, имеющей лицензию на производство соответствующих проекту работ*.
* Строительство может вестись хозспособом силами прихожан с привлечением профессионального прораба от лицензированной организации.
15. Оформление разрешения и ордера на производство строительных работ в УГАСН и АТИ.
16. Строительство храма**.
** Храм на любом этапе строительства должен являться собственностью Русской Православной Церкви в лице общины, независимо от источника финансирования.
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
КОМПЛЕКСОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
проектной документации
___________________________________________________________________________
(наименование объекта)
___________________________________________________________________________
(адрес строительства)
Перечень основных требований | Содержание требований |
1. Общие данные | |
1.1 Основание для проектирования, (правовой акт органа местной власти) | |
1.2 Сведения об участке и планировочных ограничениях. Особые геологические и гидрологические условия | |
1.3 Типы и этажность новых, реконструируемых и реставрируемых зданий и сооружений, наименование повторно применяемых, индивидуальных или типовых проектов. Использование подземного пространства. Технико-экономические указания по объекту | |
1.4 Указание о выделении очередей строительства, их состав | |
1.5 Сроки начала и окончания строительства, в том числе первой очереди | |
1.6 Источник финансирования строительства | |
1.7 Категория сложности объекта* | |
1.8 Стадийность проектирования** | |
1.9 Исходно-разрешительная документация | |
2. Основные требования к проектным решениям, условия соответствия СП 31-103-99 | |
2.1 Градостроительные решения, генплан, благоустройство, озеленение, обеспеченность автостоянками | |
2.2 Архитектурно-планировочные решения (условия блокировки, вместимость, основные принципы планировки помещений, обеспечение потребностей инвалидов, наружная и внутренняя отделка) | |
2.3 Конструктивные решения, материалы несущих и ограждающих конструкций (фундаменты, несущие и ограждающие конструкции, кровля) | |
2.4 Технологические решения и оборудование | |
2.5 Инженерные системы зданий и сооружений | |
2.6 Наружные инженерные сети | |
2.7 Требования по утилизации строительных отходов (при сносе и реконструкции зданий и сооружений) | |
2.8 Рекультивация территорий | |
2.9 Энергоэффективность | |
2.10 Охрана окружающей среды | |
2.11 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций | |
3. Дополнительные требования | |
3.1 Выполнение проектных решений по декоративному оформлению зданий и сооружений, интерьеров | |
3.2 Разработка отдельных проектных решений в нескольких вариантах или на конкурсной основе | |
3.3 Выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ в процессе проектирования и строительства, обследования строительных конструкций реконструируемых зданий | |
3.4 Подготовка демонстрационных материалов | |
3.5 Подготовка строительного паспорта объекта | |
3.6 Указания о необходимости согласований проектной документации | |
3.7 Особые требования | |
* Определяется Проектировщиком. ** В соответствии с архитектурно-планировочным заданием (АПЗ). |
Состав исходно-разрешительной документации
1. Основание для оформления исходно-разрешительной документации (постановление органа исполнительной власти, договор аренды земельного участка).
2. Градостроительное заключение в составе:
заключение по обследованию объекта недвижимости;
заключение по условиям проектирования;
заключения согласующих организаций (ЦГСЭН, УГПС МВД, ГОиЧС, департамент природопользования).
3. Заключение по инженерному обеспечению объекта с предварительными техническими условиями присоединения.
4. Протокол рассмотрения материалов предпроектных проработок Архитектурным советом.
5. Задание на проектирование.
6. Планово-реставрационное задание УТКОИП (для объектов реставрации).
Перечень основных документов, представляемых заказчиком (застройщиком) для оформления УГАСН разрешения на строительство
1. Заявление Застройщика (форма УГАСН).
2. Правоудостоверяющие документы по землепользованию (договор аренды и др.).
3. Проект, согласованный и утвержденный в установленном порядке (в том числе Епархиальным Управлением), имеющий положительное заключение государственной экспертизы.
4. Распорядительный документ об утверждении проектно-сметной документации.
5. Лицензия организации, выполняющей функцию заказчика и приказ о назначении ответственного за ведение технадзора.
6. Лицензия строительной подрядной организации, приказ о назначении ответственного за строительство.
7. Лицензия проектной организации, приказ и копия договора на ведение авторского надзора.
8. Акт лицензированного геодезиста о разбивке осей зданий и сооружений.
9. Стройгенплан, согласованный в установленном порядке.
Ориентировочный расчет стоимости проектирования и строительства храмов на предварительном этапе
Расчет стоимости строительства храмов ведется по удельным показателям, взятым по проектам-аналогам. В стоимости строительно-монтажных работ учитываются и общеплощадочные работы, но не учитывается стоимость внутреннего и наружного убранства, которое решается индивидуально на следующих стадиях проектирования и строительства.
Стоимость проектирования храмов рассчитывается в процентном отношении от стоимости строительства. Для малых храмов и часовен стоимость проектирования может доходить до 10 — 12 % стоимости строительства. Для больших храмов (комплексов) стоимость проектирования может составлять лишь 3 — 7 % стоимости строительства.
Источник: www.wco.ru
Экспертиза при строительстве храма
Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
Наличие негосударственной экспертизы проектной документации храмов, строительство которых планируется в границах ЗОУИТ, не может являться основанием для отказа в открытии разрешения на строительство.
Наличие негосударственной экспертизы проектной документации храмов, строительство которых планируется в границах ЗОУИТ, не может являться основанием для отказа в открытии разрешения на строительство.
В продолжение обмена опытом по решению текущих задач, возникающих в процессе строительства храмов, предлагаю сегодня обсудить вопросы, связанные с необходимостью обязательного прохождения государственной экспертизы проектной документации в случаях, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ).
В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в состав документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, включено положительное заключение экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации — в случаях, предусмотренных ч. 3.4 указанной статьи.
С вступлением в силу с 04.08.2018 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ часть 3.4 статьи 49 ГрК РФ была дополнена новым основанием для обязательного проведения государственной экспертизы проектной документации. А именно: в случае если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах ЗОУИТ, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства.
Исчерпывающий перечень видов ЗОУИТ установлен статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 106 ЗК РФ, проекты зданий, сооружений и иных объектов, размещаемых в границах ЗОУИТ, могут являться предметом государственной экспертизы проектной документации.
Ч. 2, статьи 106 ЗК РФ: При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом государственной экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
В настоящее время положения о ЗОУИТ, которые устанавливали бы требования к размещаемым в этих зонах объектам, не приняты.
То есть ограничения по данному основанию для решения о направлении проекта на рассмотрение в государственную, либо негосударственную экспертизу на сегодняшний день не установлены.
Вывод: наличие негосударственной экспертизы проектной документации храмов, строительство которых планируется в границах зоны с особыми условиями использования территории не может быть основанием для отказа в открытии разрешения на строительство.
Заместитель руководителя Мосгосстройнадзора
Анатолий Николаевич Кравчук
Источник: 200hramov.ru
Экспертная оценка объектов храмоздательства
Экспертиза проектов храмов осуществляется как государственными, так и церковными органами экспертизы. Экспертная оценка объектов храмоздательства осуществляется как в случае рассмотрения одиночных проектов, так и при выборе лучшего проекта из числа, представленных на конкурс.
Государственная экспертиза проектной документации
Государственная экспертиза проектной документации осуществляется на основе ст. 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Кодекс). Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Согласно п.2 Кодекса экспертиза может не проводиться в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. Эти характеристики совпадают с большинством приходских православных храмов.
Отправлять или не отправлять проект на государственную экспертизу решает заказчик. Экспертиза может не проводиться и в случае применения повторно используемой проектной документации или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности.
Церковная экспертиза
Для осуществления церковной экспертизы проектной документации в ряде епархий существуют постоянно действующие экспертные советы и комиссии. Их основными функциями являются: контрольная (согласование проектов), инспекторская (надзор за осуществлением архитектурных проектов, а также художественных и реставрационных работ), консультативная (помощь архитекторам и художникам в процессе их труда), информационная (сбор данных об осуществляемых работах).
Так, например, в 1997 г. при Минском епархиальном управлении Белорусского экзархата был создан Архитектурно-художественного совет из представителей духовенства, госучреждений, творческих союзов, болеющих за рост духовного и профессионального уровня произведений православной архитектуры и искусства. В 1998 г. была образована искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. В 2000 г. была организована Санкт-Петербургская Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам. В Московской областной епархии с 2007 г. существует Консультативно-экспертный совет при Епархиальном отделе по реставрации и строительству, без заключения которого правящий архиерей проект не благословляет. Эксперты, в основном, следят за выполнением нормативных и церковных требований к храму, оставляя стилистический аспект на усмотрение автора проекта.
В 2007 г. в Киеве был создан Синодальный отдел по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры. Деятельность Синодального отдела направлена на возрождение и развитие канонических традиций церковной архитектуры, иконописи, церковных декоративно-прикладных искусств, усовершенствование практики проектирования, строительства, реставрации и художественного оформления православных храмов, а также охрану памятников церковной архитектуры. При отделе организована и работает творческая архитектурная мастерская.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 г. было принято решение учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации в целях упорядочивания системы экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного масштаба. Председателем Экспертного совета был назначен протоиерей Леонид Калинин, епархиальный древлехранитель епархии города Москвы. В задачу Экспертного совета входит и разработка документов по вопросам совершенствования дел в области церковных искусств для рассмотрения их Священным Синодом.
Синод рекомендовал также архиерейским советам митрополий создавать с целью повышения качества экспертизы проектов епархиального значения в области церковного искусства, архитектуры и реставрации общие для всех епархий каждой митрополии экспертные советы (при архиерейских советах митрополий).
При проведении конкурсов на объекты храмоздательства их оценка осуществляется членами жюри конкурса, которые привлекаются его устроителями. Ввиду определенных правил представительства в жюри различных специалистов, случается, что собственно профессионалов храмоздательства набирается меньшинство, и решение о победителе принимается вовсе не специалистами. Притом у каждого члена жюри имеются свои представления о том, каким должен быть современный храм, и часто согласия между ними нет. Проблемы с единым подходом к оценке архитектурно-строительного решения храма диктуются отсутствием общепринятых критериев оценки, понятных для любого члена жюри, вне зависимости от того, является ли он профессиональным храмоздателем или нет.
Предлагаемые критерии оценки архитектурных решений
Автором предпринята попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. Оценка производится по основным характеристикам таких решений, как они обычно представлены в проекте, включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как символика архитектурных форм.
Перечень критериев сопровожден комментариями, более полно раскрывающими их смысл:
- Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в том числе доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по странам света.
Храм должен располагаться, по возможности, в лучшем месте населенного пункта (центральная площадь, парк, в створе главной улицы), а не по остаточному принципу среди унылой застройки или вблизи с торговым центром. Его доминантность и привлекательность в условиях размещения среди крупных жилых и общественных зданий могут быть обеспечены богатой пластикой формы, использованием цвета и монументального искусства. Размещение храма должно иметь пешеходную доступность от жилой застройки, а также обеспеченность общественным транспортом. Ориентация храма по странам света может быть не строго по оси запад-восток, а учитывать особенности его градостроительного размещения в застройке.
- Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений-их связь с храмом, возможность строительства очередями.
Размещение храма и других сооружений храмового комплекса должно обеспечивать главенствующую роль храма при его восприятии с направлений подходов и подъездов, удобные функциональные связи между отдельными зданиями, наличие всех необходимых вспомогательных сооружений (дренажный колодец, печь для сжигания записок и т.д.). Проект застройки территории должен учитывать возможность будущего строительства дополнительных зданий и сооружений в ходе развития жизни прихода.
- Учет связи объемно-планировочного решения храма с современными условиями церковной жизни, соблюдение норм и правил, экономичность объемно-планировочного решения.
Объемно-планировочное решение должно не только соответствовать требованиям православного богослужения, но и учитывать современные условия церковной жизни, в том числе наличие необходимых вспомогательных помещений технического характера, ухода за ребенком, гардеробной верхней одежды, церковной лавки.
Объемно-планировочное решение должно предусматривать соблюдение государственных стандартов по обеспечению доступности и безопасности пребывания в храме и вспомогательных зданиях храмового комплекса.
Экономичность строительства может быть достигнута через рациональное использование объема храма, возможность строительства очередями, использование котлована для организации цокольного этажа, отсутствие механической вентиляции, лифтов и др.
- Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся, обеспечение эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.
Архитектурно-строительное решение храма должно обеспечивать оптимальные условия температурно-влажностного режима для комфортного пребывания прихожан, удобство и экономичность его эксплуатации, включая техническое обслуживание и уборку. Особое внимание необходимо уделить акустике храма, распространению слышимого и разборчивого звука в любое место пребывания молящихся и священнослужителей.
Размещение и архитектурное решение звонницы должно обеспечивать удобство доступа к ней и беспрепятственное распространение звука.
- Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания.
Если поставлена задача организации обширного внутреннего пространства храма с хорошей обозримостью богослужения в любой его точке, то решить ее можно с использованием монолитной конструкции бесстолпного покрытия. Экономичность и быстровозводимость храма достигается с использованием монолитного бетона в покрытии и внутренних несущих конструкциях.
Нежелательно использование многослойной конструкции наружных стен с внутренним слоем утеплителя, что характерно для гражданского строительства зданий, рассчитанных на ограниченный срок эксплуатации.
- Символическая наполненность устройства, форм и деталей в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.
Следует обратить внимание на организацию светопроемов, полагая, что свет в храме существует не просто для освещения внутреннего пространства, а символизирует собой божественный свет Христа, идущий с небес. Именно поэтому с древности свет поступал в храм в основном из светопроемов барабана главы и небольших проемов в верхней зоне храма.
- Композиционные достоинства и недостатки объемно-планировочного решения:
Данный критерий отражает профессиональную осведомленность автора проекта в законах построения архитектурной композиции и особенностей храмоздательства, в том числе:
отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;
соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;
размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее расположение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;
иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства;
симметрия — в главном и асимметрия — в деталях;
пропорциональность целого и частей;
осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;
простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.
- Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего.
Благолепие храма достигается при использовании следующих приемов:
синтез искусств (монументальная роспись, мозаика, художественное литье и ковка, резьба иконостаса и киотов и пр.);
использование лучших и натуральных материалов, отказ от использования заменителей и имитации, в том числе нитридтитана взамен позолоты;
вложение большого труда, благоукрашение драгоценными материалами (например, ручная резка белого камня, а не каменное литье);
выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения (особое внимание следует обратить на выразительность решения входного портала, который встречает входящего в Дом Божий).
- Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.
Этот критерий отражает принадлежность храмовой архитектуры вселенской православной традиции, а не только национальной, хотя критерий узнаваемости именно русского православного храма имеет большое значение.
- Наличие развития, обновления языка архитектуры храма при сохранении основных характеристик и смелости нововведений.
Приверженность традиции не означает механического повторения архитектурных решений прошлого. Сама традиция дает нам пример непрерывного и смелого поиска нового, созвучного эпохе. Нововведения не должны стать самоцелью, а вытекать из естественных условий существования Церкви в новых условиях окружающей жизни, технических возможностей строительства, но не подделываясь под нее, а избирая то, что соответствует современным требованиям Церкви.
Оценка архитектурного решения может быть осуществлена по сумме баллов каждой позиции, оцениваемой в пределах от 1 до 5. Тогда выбор лучшего проекта осуществляется по максимальному количеству набранных баллов. В случае одинакового количества баллов, судьбу выбора проекта определяет голосование членов экспертной комиссии (жюри конкурса).
Ориентиры для проектировщиков и заказчиков
Данные критерии могут быть полезны проектировщикам и заказчикам, для которых они могут быть ориентирами для оценки проектных решений перед представлением проекта на экспертизу (как на епархиальном, так и государственном уровне).
Перечень критериев для оценки проектных решений храмов учитывает архитектурные, инженерные аспекты и экономичность.
- Соответствие архитектурного решения православной, национальной и региональной традиции.
- Соответствие архитектурно˗планировочного решения условиям совершения богослужений, удобству прихожан и клира, в т.ч.:
наличие всех необходимых помещений для богослужебной жизни и их оптимальные размеры;
обеспечение доступа, безопасного пребывания и эвакуации для прихожан и церковнослужителей .
Источник: kesler.ortox.ru
Справка для настоятелей строящихся храмов по определению необходимости проведения повторной экспертизы проекта
08.02.2019 17:19
В связи с изменениями в законодательстве о градостроительной деятельности (в части упразднения требований к модифицированной проектной документации) приводится порядок определения необходимости проведения повторной экспертизы проекта и порядок работы с проектной документацией, необходимой для осуществления надзорной деятельности.
1. Частью 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК) определено, что порядок организации и проведения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации и государственной (негосударственной) экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
2. В соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК проектная документация направляется на повторную экспертизу в случае, если требуется повторная экспертиза проекта в соответствии со ст. 49 ГрК с последующим утверждением проектной документации Застройщиком, после получения положительного заключения экспертизы.
В соответствии с ч. 7 статьи 52 ГрК установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с определениями и требованиями, установленными частью 28 статьи 2, частями 6-8 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384), удостоверение соответствия характеристик здания и сооружения, установленных в проектной документации (пункт 2, части 1, статьи 38, п. 2 части 1 статьи 39, части 3, 7 статьи 39 ФЗ-384), требованиям законодательства о техническом регулировании является предметом государственной экспертизы проектной документации (часть 5 статьи 49 ГрК).
К лицам, которые осуществляют определение влияния проектных решений, как в равной степени и изменений проектных решений, на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, предъявляются требовании об обязательной аттестации и аккредитации в порядке, установленном статьями 49.1 и 50 ГрК.
Закрепление права данной оценки за органами экспертизы также подтверждается требованиями частей 4.2, 4.3, 4.6 статьи 49 ГрК. При этом необходимо учитывать наличие права экспертной организации, в соответствии с частью 17 раздела II Положения, затребовать для проведения оценки влияния проектных решений на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства представления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, включая материалы указанные части 6 статьи 15 ФЗ-384.
3. Разделом VI Положения установлено, что экспертной оценке при проведении повторной экспертизы проекта подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения.
Учитывая изложенное, направление разделов, частей проектной документации, в которые внесены изменения, в орган, уполномоченный на проведение экспертизы проектной документации (проводившей первоначальную экспертизу проектной документации), необходимо при любых внесенных в нее изменениях.
Информация предоставлена заместителем руководителя Комитета государственного строительного надзора города Москвы А.Н. Кравчуком.
Источник: moseparh.ru