Экспертиза проекта строительства скважины

The problems, suggestions and recommendations in connection with the enactment of Federal law No.533 «On amendments to articles 49 and 51 of the town planning code of the Russian Federation» (by way of discussion)

M. AKHMETSHIN, «Oil and gas center of scientific research and design work» JSC, V. SITNIKOV, V. MUKHAMETSHIN, «Nizhnevartovsk research and design Institute of the oil industry» OJSC

В связи с отменой Законом №533-ФЗ требования об обязательной государственной экспертизе проектной документации на строительство скважин и результатов инженерных изысканий для ее подготовки, отменой государственного строительного надзора, а также требования о получении разрешений на строительство скважин, на ввод скважин в эксплуатацию у недропользователей (заказчиков-застройщиков) и организаций (проектировщиков), создающих проектные документации на строительство буровых скважин, возникло немало вопросов, касающихся порядка подготовки, экспертизы и утверждения проектной документации на строительство и ликвидацию поисково-разведочных и эксплуатационных (нефтедобывающих, нагнетательных, водозаборных) скважин.

Цифровая платформа ЭКО для строительства нефтяных, газовых и геотермальных скважин

Due to connection with the abolition by the low No. 533-FZ requirements about obligatory state expertise of project documentation for construction of wells and the results of engineering surveys for its preparation, the abolition of the state construction supervision and the requirement to obtain permits for the construction of wells to input wells in operation, the subsurface users (customers-developers) and organizations (designers), who are created project documentation for the construction of boreholes, had many questions relating to the procedure for preparation, review and approval of project documentation for the construction and elimination of exploration and production (oil-producing, discharge valve, water-intake) wells.

Проектная документация на строительство эксплуатационных скважин

После ввода в действие закона №533-ФЗ от 31.12.2014 г. с 11 января 2015г. проектная документация (ПД) на строительство буровых скважин в настоящее время продолжают разрабатываться в составе, отвечающем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и о требованиях к их содержанию». Согласно указанному постановлению ПД включает в себя до 10 – 12 разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, схему планировочной организации земельного участка (ПЗУ), мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) и т.п.
В условиях отсутствия государственной экспертизы ПД на строительство буровых скважин появляются предложения по замене государственной экспертизы негосударственной или о переходе на так называемую внутреннюю экспертизу, проводимую самим Заказчиком (застройщиком) или третьим лицом (например, экспертно-аналитическим центром крупной компании). Есть также случаи, когда застройщик продолжает направлять ПД на строительство буровых скважин (чаще разведочных) на государственную экспертизу.

Государственная и негос. экспертиза проектной документации и достоверности сметной стоимости


До правового регулирования вопросов, связанных с экспертизой ПД на строительство буровых скважин, вначале, на наш взгляд, необходимо рассмотреть сами правила разработки ПД на строительство скважин. Учитывая разницу в подходах к созданию эксплуатационных и поисково-разведочных скважин, рассмотрим вначале варианты создания ПД на строительство эксплуатационных скважин (нефтедобывающих, нагнетательных и водозаборных).
Мы предлагаем к рассмотрению несколько вариантов создания ПД на строительство эксплуатационных скважин.
Вариант 1. ПД на строительство скважин разрабатывать в составе ПД на обустройство буровых площадок (индивидуальных или кустовых). ПД на обустройство буровых площадок предусматривает размещение и обустройство скважин с указанием назначений и типа профиля стволов скважин, определяет расстояния между скважинами и т.п. Предлагается при разработке ПД на обустройство буровых площадок одновременно разрабатывать ПД и на строительство скважин, далее – проектную документацию на строительство скважин и проектную документацию на обустройство буровой площадки со скважинами как единый документ представлять на государственную экспертизу. Такая схема разработки проектных документаций и прохождения ими госэкспертизы существенно сократит сроки ввода залежей (месторождения) нефти и газа в разработку.

В нынешних условиях только один вид контроля за ходом строительства скважин может дать объективную оценку о соответствии построенной скважины действующей проектной документации на строительство скважин. Таким видом контроля является

На основании вышеизложенных материалов можно заключить, что строительство скважин на нефть и газ и их ликвидация с 2015 г. осуществляются без какого–либо контроля со стороны государственных органов.

Читайте также:  Определение продолжительности строительства дороги

Неясные вопросы требуют своего разрешения. При этом следует особо подчеркнуть, что самый неясный вопрос сегодня связан с юридическим статусом разработанных (и разрабатываемых) проектных документаций на строительство скважин.

Какой орган государственной власти может потребовать представления проектной документации на строительство скважины как официального документа, в соответствии с которым построен объект капитального строительства (скважина), который является объектом недвижимости. Как известно, объекты недвижимости (скважины), после соответствующего оформления, становятся собственностью недропользователя.

Государственная регистрация права собственности на скважину является завершающим этапом создания скважины. В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления правообладателя и документов, подлежащих представлению в регистрационный орган.

Согласно пункту 30 «Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» среди прочих документов подлежала представлению и проектная документация на строительство объекта недвижимости. Однако приказом Министерства юстиции РФ от 16 сентября 2010 г. №227 указанный регламент был отменен, а взамен другой документ не принят до сих пор. В результате этого регистрационные органы требуют представления самых разнообразных документов, касающихся организации и фактического строительства объектов, связанных с пользованием недрами, их техническим учетом и т.д. Нами предлагается проектную документацию на строительство скважин рассматривать как один из важнейших документов, дающих право создания скважины и право на ее государственную регистрацию как объекта собственности недропользователя. Было бы правильно закрепить это правовыми нормативными документами.

Проектная документация на ЗБС

Вступившими с 18.12.2013 г. новыми «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (М., 2013 г.) изменились терминология и требования к ведению работ по зарезке боковых стволов скважин, а именно: согласно пункту 982 указанных «Правил…» зарезка боковых стволов (ЗБС) и проводка горизонтальных участков в продуктивном пласте (без полной замены обсадной колонны) отнесены к капитальному ремонту скважин. Попытаемся объяснить, почему ЗБС с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту нельзя относить к капитальному ремонту скважин.

Дело заключается в том, что протяженность горизонтального участка, наиболее сложного участка бокового ствола с точки зрения бурения без осложнений и аварий с соблюдением требований промышленной безопасности, достигает 300 – 500 м и более, а длина бокового ствола в целом может составить 2000 – 3000 м и более, что соразмерно с длиной ствола обычных скважин, строящихся согласно проектным документациям, утвержденным заказчиком. Уменьшение диаметра бокового ствола по сравнению с диаметром ствола скважины, обсаженной эксплуатационной колонной, использование бурового инструмента меньшего диаметра, а также использование специального подземного оборудования, предназначенного для проведения, например, многостадийного гидроразрыва пласта в горизонтальном участке ствола, и т.п., усложняют условия бурения и заканчивания строительства боковых стволов с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту. Обсаживание боковых стволов обсадными колоннами уменьшенного диаметра («хвостовиками») в принципе приводит к существенному изменению конструкции скважины. На наш взгляд, указанные факторы являются веским основанием для того, чтобы впредь строительство боковых стволов с горизонтальными окончаниями по продуктивному пласту (пластам) осуществлялось только в соответствии с утвержденной проектной документацией. Для этого предлагаем внести соответствующие изменения в «Правила безопасности в НГП» (М., 2013 г.).

Контроль за ликвидацией скважин

Приказом от 12.05.2015 №1 Ростехнадзор отменил дейст­вие «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 г. №22. Тем же приказом порядок ликвидации скважин главой LVII.II (с некоторыми изменениями) введен в состав «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.). Вышеуказанная «Инструкция…» предусматривала ликвидацию скважин осуществлять в соответствии с проектной документацией на ликвидацию скважин, получившей положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, согласованной

Считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус–кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин.

с Федеральным органом горного и промышленного надзора России и утвержденной недропользователем. В отличие от «Инструкции…» согласно новым «Правилам в НГП» (М., 2013 г.) ликвидация скважин проводится в соответствии с документацией (по планам изоляционно-ликвидационных работ), которые не подвергаются какой-либо экспертизе и не согласовываются с органами Ростехнадзора.
Таким образом, на основании вышеизложенных материалов можно заключить, что как строительство скважин на нефть и газ, так и ликвидация скважин в настоящее время (с 2015 г.) осуществляются без какого-либо контроля со стороны государственных органов.
Мы считаем, что отношение к строительству и ликвидации нефтяных и газовых скважин должно быть изменено коренным образом. Что собой представляет ликвидированная бывшая нефтяная или газовая скважина?

Читайте также:  Долевое строительство регистрация в егрн

Ликвидированная скважина – это отверстие («дыра») в земной коре, которое изолировано от окружающих горных пород колоннами строительных обсадных труб, цементным кольцевым камнем за обсадными колоннами, цементными мостами (стаканами) внутри колонн, устьевая часть скважины оборудована заглушкой (или глухим металлическим фланцем), а свободная часть колонны от твердых цементных стаканов заполнена нейтральной и незамерзающей (в приустьевом интервале) жидкостью той или иной плотности. Основное требование к ликвидированной скважине: 100%-ное обеспечение требований охраны недр, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Согласно «Правилам безопасности в НГП» (М., 2013 г.), ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин осуществляет пользователь недр. Периодичность проверок устанавливается пользователем недр, но не реже одного раза в два года (для скважин, ликвидированных после окончания бурения) и одного раза в год (для скважин, ликвидированных в процессе эксплуатации). Необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений вышеуказанных требований осуществляются пользователем недр по планам, составленным исполнителем работ и утвержденным пользователем недр.

Обезопасим поколения будущего

Мы считаем, что действующими «Правилами безопасности в НГП» (М., 2013 г.) не учитываются требования будущих периодов существования цивилизации человечества на Земле, когда человечество взамен нефти и газа будет пользоваться новыми источниками энергии, т.е. отпадет необходимость добывать из недр Земли нефтегазовые углеводороды или наступит момент, когда запасы нефти и газа недр Земли будут истощены настолько, что дальнейшая добыча нефтегазовых углеводородов перестанет быть рентабельной, вследствие чего наступит конец эры нефти и газа. Это означает, что человечество перестанет разрабатывать и эксплуатировать месторождения нефти и газа, а ликвидированные скважины останутся как «объекты» деятельности прошлых цивилизаций.

Возникают вопросы: какую угрозу будут представлять ликвидированные бывшие нефтяные и газовые скважины для новых поколений человечества, спустя, скажем, несколько столетий? Вся сложность прогнозов относительно технического состояния скважин в будущем, заключается в отсутствии сегодня научных исследований по этой проблеме и трудностей предвидения того, как будет изменяться техническое состояние ликвидированных скважин через большие интервалы времени.

Можно только предположить, что спустя годы произойдут разрушение и потеря герметичности стальных обсадных труб, а также полная потеря начальных свойств цементного камня вследствие коррозии. Одновременно можно допускать, что спустя годы ликвидированные скважины могут превратиться в «каналы» для просачивания на поверхность Земли газообразных легких углеводородов. Тогда можно будет представить себе картину, когда над ликвидированными месторождениями нефти и газа будут полыхать маленькие факелы (словно «свечи»), создавая неутешительную картину «могильника». Но при этом, однако, нельзя исключить и такого варианта развития событий, как «самозалечивание» ликвидированных скважин и благодаря этому сохранение атмосферы Земли от загрязнения углеводородами «бывших» месторождений нефти и газа через ликвидированные скважины.
Мы считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус-кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин. Иными словами, на ликвидацию скважин должна разрабатываться проектная документация (типовая и индивидуальная), которая далее должна представляться на экспертизу промбезопасности и согласовываться с государственными органами, т.е. с территориальными органами Ростехнадзора. Предлагаем работы по ликвидации скважин сопровождать авторским надзором, т.е. должен вестись контроль за ходом работ по ликвидации скважин разработчиком – автором проектной документации на ликвидацию скважин.

Источник: burneft.ru

Отменяется экспертиза проектов бурения и разрешения на строительство скважин.

В приложенном файле закон о внесении изменений в градостроительный кодекс.

При строительстве и реконструкции буровых скважин проводить экспертизу проектной документации и получать разрешение на строительство не требуется.

Читайте также:  Что нужно учесть при строительстве крыши

Указано, в частности, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении буровых скважин, предусмотренных, подготовленных и утвержденных в соответствии с законодательством о недрах.

Также для их строительства и реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

Вопрос: в каком порядке теперь будет осуществляться взаимодействие с ростенхнадзором?

Исходя из этого закона они будут контролировать только строительство объектов обустройства месторождений.

А бурение поисковых и разведочных скважин они вообще не будут контролировать?

У кого-нибудь есть сведения, каким порядком террнедра будут контролировать поисковое бурение?

ВложениеРазмер
law173194_0_20150012_131434_53804.jpg 119.62 КБ

Контекст

Я не совсем понял. Это же вроде не отменяет необходимость составления самого проекта? теперь просто не нужно будет получать положительное заключение гос. экспертизы. верно я понял?

исходя из документа получается, что есть есть утвержденный проект разработки или иной проектный документ (проект поиска и разведки . ), то проектная документация на строительство скважин не требуется.

Если это так, то не добавят ли проектные документы по разработке и разведке разделы о конструкции скважин, которые и будут проходить экспертизу?

Проект необходим по правилам безопасности при разработке месторождений. Вопрос в том, каким образом сейчас будет оцениваться его соответствие правилам промбезопасности, экологии и т.д.

Чую, что утверждения НаучТехнСоветом компании будет недостаточно.

исходя из документа получается, что есть есть утвержденный проект разработки или иной проектный документ (проект поиска и разведки . ), то проектная документация на строительство скважин не требуется. Если это так, то не добавят ли проектные документы по разработке и разведке разделы о конструкции скважин, которые и будут проходить экспертизу?

Их уже добавили (см. приложение) выделено цветом. Не понятно пока как будут всё таки согласовываться проекты на строительство скважин или их отдельно не будет, будет глава в проектах обустройства или всё таки расширенная в тех.схемах. Да интересно.

Отдельно не будет, будет глава.
А вообще, уважаемые коллеги, надо подождать месяцочек-другой пока все утрясется. 🙂

исходя из документа получается, что есть есть утвержденный проект разработки или иной проектный документ (проект поиска и разведки . ), то проектная документация на строительство скважин не требуется. Если это так, то не добавят ли проектные документы по разработке и разведке разделы о конструкции скважин, которые и будут проходить экспертизу?

Их уже добавили (см. приложение) выделено цветом. Не понятно пока как будут всё таки согласовываться проекты на строительство скважин или их отдельно не будет, будет глава в проектах обустройства или всё таки расширенная в тех.схемах. Да интересно.

данные разделы на данный момент существуют справочно и могут расходиться с проектом на строительство скважин. и экспертизу такую же не проходят.Если к данным разделам будет внимание как к проекту на строительство скв, то это усложнит их формирование и стоимость. что не есть хорошо.

Отдельно не будет, будет глава.
А вообще, уважаемые коллеги, надо подождать месяцочек-другой пока все утрясется. 🙂

Вот тут не знаю например ГОСТ Р 55414-2013 Месторождения газовые, газоконденсатные, нефтегазовые и нефтегазоконденсатные. Требования к техническому проекту разработки. Довольно свежий говорит следущее.

6 Общие требования к техническому проекту разработки месторождения

6.1 Технический проект разработки является основополагающим технологическим документом, обобщающим результаты научно-исследовательских работ для обеспечения возможности и необходимых условий рациональной разработки и проведения опытно-промышленных работ недропользователями. На его основе составляют проектную документацию на строительство скважин и обустройство промысла, осуществляют текущее и перспективное планирование добычи углеводородного сырья, объемов буровых и исследовательских работ, инвестиций в освоение и разработку месторождения (месторождений, объекта разработки месторождения) и эксплуатационных затрат.

По поводу затрат даже не знаю 2 экспертизы (тех. схема + государственная на проект строительства скважин) или одна на тех. схему. А если на обустройство то на него государственная. Пока источнники не говорят как будет. Шельф кстати не отменили гос. экспертизу на строительство скважин, может в зависимости от класса ОПО и тут как то будут трактовать гос. экспертизу.

Источник: www.petroleumengineers.ru

Рейтинг
Загрузка ...