Подборка наиболее важных документов по вопросу Водозаборная скважина недвижимое имущество нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
В Кадастровой палате напомнили, что необходимо знать дачнику о колодцах и скважинах
Проблема отсутствия центрального водопровода на даче в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины для личного пользования. Владельцы земельных участков, входящих в садовое или огородное некоммерческое товарищество, также могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в СНТ или ОНТ водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования. Федеральная кадастровая палата рассказала, в каких случаях закон обязывает владельца лицензировать скважину и уплачивать так называемый водный налог, а кому можно использовать подземные воды просто так.
Эксплуатация подземных вод на территории России регулируется законом «О недрах». Преамбула закона гласит, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно закону, недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Кому нужна лицензия на право пользования недрами
Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения – лицензии. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным органом государственной власти и пользователем недр заключается договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению договора. Пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения возможно только на платной основе.
Лицензию на право пользования недрами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также граждане в статусе ИП. Согласно законодательству, лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.
Физическим лицам
Физическим лицам лицензия на право пользования недрами не предоставляется. Правообладатели, а также арендаторы земельных участков могут, не оформляя лицензии, добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), которые эксплуатируют первый от поверхности водоносный горизонт, при условии, что подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Добыча артезианских вод – это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Артезианские скважины зачастую обустраивают СНТ для обеспечения водой земельных участков, входящих в состав товарищества. В этом случае участники товарищества могут подключиться к коллективному водопроводу для использования артезианской воды в хозяйственно-бытовых целях.
Действующее законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина», поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке. А поскольку глубина залегания источников подземных вод определяется климатическими, геологическими, гидрологическими и другими особенностями каждой конкретной местности, закон регламентирует допустимые значения глубины водозаборных сооружений в том числе при помощи описания местоположения источника водоснабжения относительно водоносных слоев и его принадлежности к государственной собственности. К примеру, физическому лицу разрешается «строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». При этом подземные воды из колодца или скважины, обустроенных на участке для индивидуального пользования, можно добывать «из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения». Иначе говоря, закон устанавливает норму глубины колодца в 5 метров, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора, при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности.
О налогах и штрафах
С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать 1 млн руб.
Как получить лицензию
Срок действия лицензии на право добычи подземных вод составляет 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки на территории России различается и зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна. Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.
Или проектной документацией объектов капитального . Строительства и необходимым для обеспечения. Функционирования объектов магистральных газопроводов, Объектов газодобычи, объектов производства. И Хранения Гелия. Код по ОК 013-2014 СНС 2008. Наименование группировки по ОК 013-2014 СНС 2008. 1.
Водозаборная скважина недвижимое имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Водозаборная скважина недвижимое имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Водозаборная скважина недвижимое имущество
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 39.30 «Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 39.30 ЗК РФ и установив, что спорный земельный участок расположен в границах городского округа, на нем расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, а именно скважина водозаборная и сеть водоснабжения; поскольку земельный участок предстоит образовать, при обращении с заявлением о передаче земельного участка заявителем представлена схема расположения земельного участка, апелляционный суд правомерно признал незаконным отказ в утверждении схемы расположения участка и его безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную, возложив обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении указанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, учитывая, что на образуемом в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка иного объекта недвижимости, помимо объектов заявителя, не имеется.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 N 19АП-6049/2021 по делу N А14-16362/2017
Требование: О расторжении муниципального контракта на строительство водозабора, взыскании денежных средств в связи с невыполнением части работ и недопоставкой оборудования.
Решение: Требование удовлетворено. В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что в составе объекта «Водозабор на участке «Росстань» г. Борисоглебск» должно было быть построено 33 объекта недвижимого имущества. Объекты недвижимости по окончании строительства подлежат вводу в эксплуатацию, кадастровому учету, а также государственной регистрации права. Материалами дела подтверждается, что были введены в эксплуатацию только четыре водозаборные скважины со 100% готовностью, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке с выдачей свидетельств З6-АД N 585792, 36-АД N 585793, 36-АД N 585794, 36-АД N 585795. При этом указанные скважины в связи с невыполнением в полном объеме пуско-наладочных работ эксплуатируются в ручном режиме. Все остальные объекты (29) зарегистрированы как незавершенные строительством объекты с процентом готовности от 31 до 99.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Водозаборная скважина недвижимое имущество
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Любые скважины, не важно для каких целей, являются объектом гражданских прав и относятся к недвижимому имуществу, поскольку к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 3 ст. 129, п. 1 ст. 130 ГК РФ). Указанный вывод следует в том числе из материала с официального сайта Роснедр («Вопрос: Может ли предприятие (ООО), имеющее на балансе скважины и лицензии на пользование недрами, продать часть своих скважин предприятию (ООО), не имеющему лицензии на пользование недрами?» («Официальный сайт Роснедр», 2018)).
Что относится к объектам капитального строительства . Объект капитального строительства — это сооружение, строительство которого ещё не завершено. Перед его постройкой проводятся земляные, фундаментные работы. К ОКС относятся: Здания. Здание состоит из помещений, инженерных сетей, каналов для технического обслуживания. Каждая постройка в обязательном порядке включает надземные и подземные участки. В зданиях располагаются промышленные, культурные, социальные учреждения, торговые точки, развлекательные объекты .
Разрешение на ввод скважины в эксплуатацию
Получение застройщиком разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию завершает последовательность мероприятий, предусмотренных к реализации законодательством о градостроительной деятельности при создании соответствующих объектов.
По смыслу ст. 55 ГсК РФ ввод объекта в эксплуатацию подразумевает наличие определенных обстоятельств, с наступлением которых застройщик получает право на его фактическое использование согласно назначению. Правовое регулирование данных отношений осуществляется нормами законодательства в области градостроительной деятельности, а применительно к скважинам — также нормами законодательства о недропользовании.
Законодательство в области недропользования, а также предписанные им к составлению при строительстве скважин документы геологического характера, дающие право на эксплуатацию скважин с точки зрения законодательства о недропользовании, в настоящей книге рассматриваться не будут как выходящие за рамки заявленной темы.
Пользователь недр должен учитывать, что ввод завершенной строительством скважины в эксплуатацию с соблюдением всех требований градостроительного законодательства не позволяет ему безрисково начинать ее использование. Для получения такого правомочия во всей его полноте и связанной с этим минимизации рисков наступления административной ответственности, иных неблагоприятных последствий требуется соблюдение соответствующих предписаний законодательства в области пользования недрами.
До введения в действие Градостроительного кодекса РФ ввод скважины в эксплуатацию считался осуществленным с момента подписания соответствующего акта о приемке согласно п. 1.11 Строительных норм и правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. СНиП 3.01.04—87», утв. постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21 апреля 1987 г. № 84.
Действующее в настоящее время градостроительное законодательство связывает получение права на фактическое использование скважин с моментом выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный вывод следует не только из положений ст. 55 ГсК РФ, но и из того факта, что эксплуатация объектов капитального строительства, в том числе скважин, до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию признается административным правонарушением [1] .
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГсК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка 1 , а также проектной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГсК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, ранее выдавшим разрешение на строительство. Для случаев строительства скважин таким органом являются Роснедра и их территориальные органы.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на строительство скважин, урегулированной нормами Градостроительного кодекса РФ, а также специальным административным регламентом [2] [3] , порядок выдачи разрешения на ввод скважин в эксплуатацию регламентируется исключительно положениями ст. 55 ГсК РФ. При этом, по мнению автора, положения указанной статьи в достаточной мере детализируют порядок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и разработки какого-либо ведомственного акта в их развитие не требуется. Изложенная точка зрения применительно к скважинам подкрепляется письмом Роснедр от 30 марта 2011 г. № АЛ-03-30/3048 «О выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, связанных с пользованием недрами», указывающим на выдачу соответствующего разрешения в порядке, предусмотренном ст. 55 ГсК РФ, до момента ввода в действие соответствующего административного регламента оказания данной государственной услуги.
В соответствии с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в порядок оказания государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, запрашивающие их физические и юридические лица избавлены от необходимости представлять в органы, их оказывающие, документы и сведения, уже находящиеся в распоряжении каких-либо государственных органов или органов местного самоуправления. При этом существующий ныне уровень межведомственного взаимодействия в ряде случаев не позволяет соответствующим органам получить необходимые документы и сведения в нормативный срок оказания государственных и муниципальных услуг.
В связи с этим недропользователю (застройщику), испрашивающему разрешение на ввод скважины в эксплуатацию, целесообразно самому подавать максимально полный состав документов во избежание отказа в выдаче такого разрешения 1 . Исходя из описанной посылки (самостоятельного представления документов) и будет рассмотрен порядок представления документов для получения разрешения на ввод скважины в эксплуатацию.
Выдача разрешения на ввод скважины в эксплуатацию производится на основании заявления застройщика (недропользователя) и следующих документов [4] [5] :
- 1) правоустанавливающих документов на земельный участок* (реализуется представлением свидетельства о регистрации права (при титуле собственности) либо распорядительного акта о предоставлении земельного участка для строительства и договора аренды) [6] ;
- 2) градостроительного плана земельного участка*;
- 3) ранее выданного разрешения на строительство скважины*;
- 4) акта приемки объекта капитального строительства от подрядчика (реализуется представлением Акта КС-11 или Акта КС-14);
- 5) документа, подтверждающего соответствие построенной скважины требованиям технических регламентов, подписанного лицом, осуществляющим строительство;
- 6) документа, подтверждающего соответствие параметров построенной скважины проектной документации, в том числе требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанного лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком, а также лицом, осуществлявшим строительный контроль [7] .
Формы документов, перечисленных в п. 1 и 6 выше, нормативно не установлены, в силу чего они могут готовиться уполномоченными лицами в произвольной форме, отражающей соответствие созданных скважин перечисленным законодателем требованиям. При подготовке указанного документа за основу можно взять Форму свидетельства о соответствии законченного строительством объекта назначению, предусмотренную приложением «Д» к СНИП 12-01—2004 «Организация строительства», одобренным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 19 апреля 2004 г. № 70;
7) документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Соответствующий документ представляется в отношении эксплуатационных скважин и иных скважин, использование которых требует подключения к внешним сетям и коммуникациям;
8) схемы, отображающей расположение построенного объекта капитального строительства (скважины), расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, подписанной лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком.
В соответствии с ч. 12 ст. 48 ГсК РФ схема планировочной организации земельного участка должна содержаться в составе проектной документации на строительство объекта капитального строительства (скважины). Для выполнения требований ст. 55 ГсК РФ к составу документов, необходимых для получения разрешения на ввод скважины в эксплуатацию, на схеме планировочной организации земельного участка следует графически отобразить расположение законченной бурением скважины, а также подведенных к ней сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии таковых);
- 9) заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации* (реализуется посредством представления положительного заключения о соответствии, выданного Ростехнадзором (см. п. 7.1 § 7 настоящей главы);
- 10) заключения государственного экологического контроля (представляется в случаях строительства скважин в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на ее континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий).
В силу положений ст. 65 Закона об охране окружающей среды при строительстве скважин (как объектов, при создании которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) государственный экологический контроль осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (Ростехнадзор). При этом утвержденная форма заключения о соответствии и правила его подготовки не предусматривают возможность включения в него соответствующих выводов / заключений по вопросам проведенного экологического контроля. Ростехнадзором должен быть выдан самостоятельный документ (заключение государственного экологического контроля), форма которого на настоящий момент нормативно не предусмотрена;
11) документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нем.
Нормы ч. 4 ст. 55 ГсК РФ предусматривают, что Правительство РФ вправе, помимо перечисленных выше, устанавливать и иные документы, необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта на государственный учет. В настоящее время перечень дополнительных документов Правительством РФ не утвержден. Требовать иные документы (не поименованные выше и не предусмотренные дополнительно постановлением Правительства РФ) не разрешается.
Выдача разрешения на ввод скважины в эксплуатацию либо принятие решения об отказе в выдаче указанного разрешения производится уполномоченным органом (Роснедра и его территориальные органы) в течение 10 дней с момента получения соответствующего заявления застройщика (недропользователя) 1 . В отведенный срок Роснедра обязаны обеспечить запрос на получение, проверку наличия и правильности оформления необходимых документов и выдать заявителю (недропользователю) соответствующее разрешение либо предоставить мотивированный отказ в его выдаче.
В выдаче разрешения на ввод скважины в эксплуатацию заявителю может быть отказано в случаях:
- • отсутствия документов, поименованных как необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию текстом ст. 55 ГсК РФ или постановлением Правительства РФ, принятым в развитие ее положений;
- • несоответствия скважины требованиям градостроительного плана земельного участка, на котором она была создана;
- • несоответствия скважины требованиям, указанным в разрешении на ее строительство;
- • несоответствия параметров построенной скважины проектной документации;
- • невыполнения обязанности по передаче в орган, выдавший разрешение на строительство (Роснедра) [8][9] :
технических сведений о строящейся скважине;
копии результатов инженерных изысканий;
копии разделов проектной документации, включающих: схему планировочной организации земельного участка; перечень мероприятий по охране окружающей среды; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (при наличии к тому оснований, например при строительстве эксплуатационных скважин).
Копия разрешения на ввод скважины в эксплуатацию в течение трех дней с даты его выдачи подлежит направлению Роснедра- ми в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (Ростехнадзор) 1 .
Разрешение на ввод скважины в эксплуатацию является основанием для ее постановки на государственный учет и в соответствии с ч. 11 ст. 55 ГсК РФ должно отражать сведения о скважине в объеме, необходимом для ее государственного кадастрового учета. Указанной же нормой закреплено и то, что состав сведений о скважине, как и о любом другом завершенном строительством объекте, должен соответствовать требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана, установленным Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Во исполнение требований ч. 12 ст. 55 ГсК РФ постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 была утверждена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В ней не предусмотрено какой-либо графической части, вместе с тем номенклатура показателей и характеристик объекта, приведенная в текстовой части соответствующего разрешения, не позволяет включить в него сведения, отражаемые в техническом плане графически (например, включить в документ перечень координат характерных точек контура объекта капитального строительства (скважины), указывающих на местоположение сооружения на земельном участке) [10] [11] . Таким образом, в существующих правовых условиях соблюсти в полной мере требования к содержанию разрешения на ввод в эксплуатацию, установленные ст. 55 ГсК РФ, не получится. Тем не менее этот факт не делает невозможным последующие государственный кадастровый учет скважин и регистрацию прав на них, что будет рассмотрено в гл. III настоящей книги.
2) строительства , реконструкции объектов , не являющихся объектами капитального строительства ; 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства , реконструкции, установленные градостроительным регламентом
- https://kadastr.ru/magazine/news/v-kadastrovoy-palate-napomnili-chto-neobkhodimo-znat-dachniku-o-kolodtsakh-i-skvazhinakh/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/vodozabornaya_skvazhina_nedvizhimoe_imuschestvo/
- https://studref.com/597404/pravo/razreshenie_vvod_skvazhiny_ekspluatatsiyu